07Мар
    2018
    0
    Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики

    Когда начинать развивать мелкую моторику рук ребенка?

    Развивать мелкую моторику рук можно с самого рождения. Для этого существует много методик. Раннее развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие левого полушария мозга, которое отвечает за развитие речи. В данной статье приводятся упражнения для развития мелкой моторики детей от рождения до 5-6 лет. Дети с хорошо развитой моторикой ловкие, они быстрее улавливают суть и обучаются бытовым навыкам.

    Как развивать мелкую моторику?

    Различные массажи и игры пальчиками, творческие занятия и игры с мелкими предметами — возможностей и занятий очень много.

    Главный принцип при развитии мелкой моторики заключается в том, что родители предлагают ребенку освоить те занятия, в которых задействованы пальцы рук. Продолжительность такого занятия соответствует возрасту ребенка. Лучше предлагать разнообразные занятия в течение дня, тем самым привлекая интерес ребенка.

    Какие занятия позволяют развивать мелкую моторику рук ребенка?

    1. Пальчиковая гимнастика, которую можно проводить ребенку с рождения;
    2. Лепка из пластилина или соленого теста;
    3. Игры с небольшими резиновыми игрушками, которые можно мять;
    4. Аппликации из бумаги и других материалов;
    5. Оригами;
    6. Рисование и раскрашивание;
    7. Игры с прищепками и создание из них композиций;
    8. Игры с маленькими предметами по типу пуговиц, лото, мозаик;
    9. Работа с детскими ножницами;
    10. Рисование песком и на песке;
    11. Игры с конструктором;
    12. Игры со шнуровками и другими материалами, позволяющими развивать внимание и точность движений.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Занятия пальчиковой гимнастикой можно проводить ребенку с рождения, медленно массажируя и разминая суставы и ладошку. Для привлечения внимания крохи при занятии взрослый рассказывает различные стишки и потешки, загибая и разгибая пальчики на руке.

    Такой подход к младенцу позволяет положительно влиять на физическое развитие рук ребенка, стимулирует речь.

    На что обратить внимание при занятиях пальчиковой гимнастикой?

    • Упражнения должны быть медленными. Позволяя зафиксировать и запомнить положение мышц, кистей рук и пальцев;
    • Переход от одного упражнения к другому четкий и плавный, чтобы ребенок ощутил разницу;
    • Новые упражнения отрабатываются отдельно на каждой руке. Только после полного освоения упражнения можно переходить к его выполнению обеими руками;
    • Каждое движение должно сопровождаться пояснением со стороны взрослого;
    • Хорошее настроение и подходящее музыкальное сопровождение — залог успешного и качественного занятия.

    Массаж ручек младенца

    • Массаж каждого отдельного пальчика, начиная от ногтевой фаланги, медленно переходя по суставам к ладошке;
    • Отдельный массаж подушечек пальцев через легкие нажатия;
    • Массаж ладоней;
    • Разминка суставов рук через их поднятие и легкие сгибания;
    • Детям старше года пальчиковую гимнастику предлагают делать самостоятельно, повторяя за взрослым.

    Легкие и интересные занятия помогают укрепить кисти рук (что позволит работать с карандашом или ручкой с меньшей усталостью, улучшить подвижность и гибкость пальцев, развить речь и память ребенка, обучить концентрироваться на задании, улучшить координацию движения.

    Развитие мелкой моторики через лепку

    Полезное для развития мелкой моторики занятие, которое любят большинство детей — лепка. Создавать шедевры можно как из классического пластилина, так и из других материалов типа глины и соленого теста.

    Такие занятия помогают укрепить кисти рук, развить творческое мышление. Обучение ребенка лепке позволяет прививать ребенку усидчивость и умение концентрироваться на задаче.

    Занятия по лепке нужно начинать проводить с возраста 2-х лет, предлагая ребенку скатывать шарики, колбаски и простейшие фигуры. С освоением простых форм предложите ребенку создать предметы посложнее: героев и мебель, цветы и необычные объекты.

    Лучшего результата при использовании лепки можно достичь, если предлагать ребенку с каждым разом делать детали для фигурок более мелкими и уже из небольших кусочков создавать нужный предмет.

    Еще одним вариантом для развития моторики будет научить ребенка рисовать пластилином. Для этого ребенку предлагается заготовка рисунка на картоне или бумаге, по контору которого ребенок должен пластилином выложить фигуру.

    Аппликации и работа с ножницами

    Как правило, дети любят вырезать ножницами из бумаги. Такое занятие позволяет фантазии создавать новые неизведанные образы и волшебную реальность.

    Обучение ребенка обязательно должно проходить при помощи специально созданных для детей ножниц с закругленными концами.

    Начинать обучение вырезанию нужно с объяснения того, каким образом происходит сам процесс. Покажите ребенку, как держать ножницы во время работы, как передавать другому человеку. Объясните, что их можно использовать только для достижения поставленной цели и баловаться с ними небезопасно.

    После того, как ребенок усвоит правила работы с ножницами можно приступить к занятию. Предложите сделать простейшие разрезы по контуру. Постепенно усложняя фигуры, позвольте ребенку самостоятельно подготовить материал для создания аппликаций.

    • Для возраста 2-3 лет возможно делать аппликации из простейших фигур типа треугольников, квадратиков, кружочков и полосок.
    • Аппликации для младшего возраста не подразумевают под собой один определенный рисунок. Чаще всего это абстракция или работа по подготовленному материалу.

    Важно обучить ребенка правильным действиям с клеем и деталями будущего шедевра. С развитием навыка создания аппликаций необходимо усложнять и задачу.

    В возрасте 3-4 лет можно предлагать ребенку создать образ знакомого предмета или явления из простейших фигур.

    В возрасте 5-6 лет возможно создание полностью реалистичных аппликаций с использованием дополнительных материалов.

    К простой бумаге можно добавить природные материалы: шишки, листочки, травинки, швейные детали (пайетки, бисер и бусины). Чем разнообразнее и мельче будут детали, тем лучше такое занятие будет отражаться на развитии мелкой моторики.

    Оригами

    Популярно в дошкольной среде японское искусство складывания фигурок из бумаги – оригами. Несложное при первом взгляде занятие, оно требует от ребенка точных движений, памяти и аккуратности.

    Кроме этого, оригами позволяет развивать с младшего возраста пространственное мышление и логику.

    Этот вид творчества можно предложить ребенку с 3-х лет в виде складывания бумаги пополам, аккуратного загибания по указанной линии. Как полноценное самостоятельное занятие оригами предлагается детям 5-6 лет.

    Развитие мелкой моторики через рисование

    Распространенное и простое занятие для развития мелкой моторики. Требует наличия минимального набора предметов: чем рисовать и где рисовать.

    В зависимости от желания родителей и ребенка инструменты могут быть представлены:

    • карандаши и фломастеры;
    • мел;
    • краски;
    • на прогулке возможно применение любого предмета для рисования на земле.

    На чем рисовать:

    • бумага;
    • раскраски;
    • меловые доски;
    • асфальт и другие варианты.

    В зависимости от того, какой вариант рисования использован, выбирается подходящее задание. Применение различных предметов для этого вида творчества позволяет ребенку улучшать работу пальцев и развивать моторику.

    С какого возраста давать ребенку карандаши и краски?

    Обучение ребенка рисованию начинается с того момента, когда он начинает интересоваться этим занятием.

    Пальчиковое рисование красками применяется с годовалого возраста через знакомство ребенка с цветом и формами. Развивающее фантазию и моторику, рисование пальцами по бумаге позволяет с раннего возраста привлечь ребенка к творчеству.

    К двум годам можно начинать обучение малыша рисованию кистями и карандашами. При первых попытках ребенка освоить этот увлекательный предмет родители должны ознакомить малыша с правилами безопасности и объяснить необходимость использования предметов по назначению.

    Важно сразу научить ребенка правильно держать карандаш и кисточку в руках. Если ребенок будет захватывать предмет для рисования неправильно, то он привыкнет к такому положению пальцев и в дальнейшем нужно проводить коррекционную работу по исправлению заложенного навыка.

    Какие карандаши лучше выбрать

    Выбор карандашей не существенен. Но для облегчения привыкания ребенка к правильному удержанию письменного предмета можно найти толстые трехгранные карандаши, которые не позволят ребенку взять его неправильно.

    Также можно приобрести специальный тренажер-насадку. Она одевается на карандаш и вынуждает ребенка держать карандаш правильно.

    Когда можно давать ребенку прописи и раскраски?

    Раскрашивание картинок очень любят большинство детей.  До трех лет ребенку можно предлагать рисовать самостоятельные рисунки и осваивать технику использования различных инструментов для рисования. В трехлетнем возрасте можно предложить ребенку раскраски.

    Выбор должен основываться на возрасте ребенка, его предпочтениях и интересах. Правильно должны быть подобраны размеры предлагаемого рисунка, чем меньше возраст ребенка, тем крупнее должны быть детали.

    С совершенствованием техники раскрашивания ребенку можно предлагать усложнить работу. Например, раскрасить рисунок методом штриховки в разные стороны (влево, вправо, снизу вверх). При этом нужно наблюдать, чтобы ребенок не поворачивал раскраску, а менял направление линий.

    Примерно с трех лет ребенку можно предложить начать использовать прописи по возрасту. Для трех-четырех лет прописи должны содержать разные фигуры, контуры и изображения.

    Прописи с буквами нужно предлагать ребенку в возрасте 5-6 лет вместе с началом обучения письму.

    Именно при занятиях рисованием родителям стоит привить ребенку навык правильного положения за столом, чтобы сохранить осанку. Научите ребенка этому в три года, чтобы при обучении письму он был сосредоточен на занятии, а не искал удобную позицию.

    Игры с маленькими предметами по типу бусин, пуговиц и фасоли

    До достижения ребенком 5 летнего возраста такие игры должны проходить под тщательным присмотром родителей, чтобы ребенок, повинуясь своим желанием познать, не проглотил мелкий предмет.

    Игры с мелкими деталями можно разделить на несколько групп:

    • игры с пересыпанием, когда ребенку предлагается перенести из одной посуды в другую некоторое количество предметов по одному;
    • игры-перебирания, задание состоит в том, что ребенок должен разделить предметы в разные стороны по определенному принципу;
    • игры-массажи, суть заключается в предоставлении ребенку возможности запустить руки в большое количество небольших предметов и перебирать их в свое удовольствие.

    Рисование песком и на песке

    Развитию мелкой моторики и фантазии способствует такой вид детского творчества как рисование песком и на песке. Возможно, заменить песок на другой сыпучий материал, например, соль или молотый кофе.
    Этот вид рисования можно предложить ребенку уже в 3 года.

    Подготовите небольшую коробку с невысокими бортиками и предложите ребенку поводить пальчиком по насыпанному материалу. Пусть он нарисует небольшие полоски, кружочки, знакомые формы. Вы можете помочь ему, добавить к нарисованному объекту небольшие дополнения: глазки, ушки или ручки. Покажите ребенку волшебство, нарисовав ему веселую рожицу, которая исчезнет под вашими руками.

    Для деток 5-6 лет можно усложнить задание и предложить им рисовать, насыпая материал в определенной последовательности на пустую поверхность. Пусть ребенок попробует насыпать песок в форме круга, квадрата и разрешите ему использовать свою фантазию. Уже через короткое время у вашего ребенка начнут появляться целые замки и истории из песка.

    Общие правила и рекомендации для занятий по развитию мелкой моторики рук

    1. Начните работу по развитию моторики рук с самого маленького возраста;
    2. Подходите к упражнениям комплексно, используя как можно большее количество разнообразных видов занятий;
    3. Уделяйте время для проведения массажа и гимнастики рук хотя бы раз в день;
    4. Подбирайте занятия в соответствии с возрастом и желаниями ребенка;
    5. Помогайте ребенку осваивать новые навыки через выполнение задания руками ребенка, которые вы будете помогать водить;
    6. Поощряйте ребенка в его стремлениях освоить новые виды и формы творческой деятельности;
    7. Хвалите ребенка за старание и успехи. Поддерживайте его при неудачах.

    Использование предложенных способов развития мелкой моторики гарантированно помогут вашему ребенку с успехом пройти подготовительный этап и приступить к обучению письму с полностью готовыми пальчиками.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}