развитие от года до двух Прошел первый день рождения ребенка,  маленький юбилей — 1 год. Ребенок начинает новый этап своей жизни. Он уже не младенец, начинается ясельный период. Какие изменения в физиологии, психологии, развитии ждут ребенка между 1 и 2 годами жизни? Как помочь крохе научиться  всему, что необходимо постичь малышу в этом самом продуктивном возрасте? Обо всем этом в нашей статье. Содержание:

    Физиологические изменения

    К году большинство детей осваивают ходьбу. Происходят изменения во всех органах и системах:
    • Легочная система. Малыш начинает глубоко дышать, легкие лучше насыщают организм кислородом. Количество движений, совершаемых ребенком в 1-2 года, постоянно увеличивается. Активность способствует ускорению кровотока, кислород быстрее попадает к каждой клеточке организма, обеспечивая быстрый рост;
    • Сердечно-сосудистая система. Увеличенное в размерах сердце может за один раз пропустить больший объем крови, поэтому количество сердечных сокращений в минуту становится меньше. Если при рождении у ребенка был пульс 110 — 170 ударов в минуту, то к 1 году количество ударов в норме 95 — 155, а к 2-м годам 90 — 140;
    • Пищеварительная система на 2-м году жизни продолжает свое развитие. Ребенок уже переходит на общий стол, но многие продукты еще не могут перевариваться (грибы, копченые и жареные продукты и т. д.);
    • Иммунная система, полученная от мамы через грудное молоко, постепенно утрачивается, кроха начинает вырабатывать собственный защитный механизм. Очень часто детки в 1-2 года болеют вирусными инфекциями. Для ранней выработки собственного иммунитета рекомендуется проводить закаливающие процедуры, использовать домашние способы поддержания здоровья ребенка;
    • Зрение и осязание на 2-м году жизни продолжает активно развиваться. Малыш начинает различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки. С 1,5 лет начинается первый этап развития мелкой моторики.
    • Опорно-двигательный аппарат становится совершеннее. Ребенку легче координировать собственные движения, приобретать новые физические навыки. Вестибулярный аппарат позволяет быстро осваивать ходьбу, а затем и бег.
    Между  первым и вторым годом жизни изменения происходят и во внешности ребенка. “Младенческий пушок” полностью пропадает, на его месте растут более плотные, блестящие волосы. Идет активное появление молочных зубов. У большинства детей к первому году уже есть минимум 4 зуба, а к двум годам могут появиться все 20 молочных зубов. Время появления зубиков у детей индивидуально. В норме все молочные зубы должны появиться к трем годам, поэтому если у вашего карапуза к  двум годам есть только 10 зубов, не стоит волноваться.

    Физическое развитие

    На 2-м году жизни самым важным навыком для ребенка становится ходьба. Если в  один год большинство детей еще используют опору, чтобы встать, и боятся отпустить руку взрослого, то к 1,5 годам самостоятельные прогулки уже не вызывают трудностей у карапуза. Развитие крупной моторики ребенка позволяет ему на  втором году жизни освоить умение ходить по лестнице. В начале периода кроха держится за руку взрослого, к 2-м годам может спускаться и подниматься самостоятельно. Но не стоит оставлять ребенка в этом возрасте без страховки на лестнице. Старайтесь всегда поддерживать сына или дочку, охраняя от падения. Координация рук на  втором году жизни ребенка позволяет ему начать осваивать некоторые навыки самообслуживания. Уже в год кроха может успешно есть ложкой кашу, пить из кружки или чашки. Ближе к 1,5 годам карапуз начинает проявлять интерес к самостоятельному одеванию. Эти порывы стоит поддерживать, даже если на подготовку к выходу на улицу будет тратиться  больше времени.

    Таблица физических умений ребенка 2-го года жизни

    НавыкВозрастОсобенности
    Ходьба12 — 15 месяцевУчится ходить самостоятельно без опоры на стены или руку взрослого.
    15 — 18 месяцевПытается бегать.
    18 — 21 месяцВо время ходьбы начинает обходить препятствия, учится перешагивать через небольшие предметы.
    21 — 24 месяцаЧасто переходит с ходьбы на бег; Пытается ходить по узкой доске, расположенной под углом или вертикально, при поддержке взрослого.
    Ползание12 — 15 месяцевПолзает быстро на четвереньках, может подняться по лестнице.
    15 — 24 месяцевПолзает при необходимости добраться до предмета, если дойти нет возможности;
    Лазание12 — 15 месяцевУчится правильно слезать с дивана, высоты.
    15 — 18 месяцевУчится залазить на предметы разной высоты, используя дополнительные предметы в качестве подставки (игрушки, легкую мебель).
    18 — 21 месяцевУверенно забирается на мебель, правильно слезает вниз, делает это быстро.
    21 — 24 месяцаУчится лазить по стенке.
    Игры с мячом12 — 15 месяцевБросает, пинает, катает мяч, не пытаясь попасть в цель.
    15 — 18 месяцевУчится бросать мяч взрослому 2-мя руками.
    18 — 21 месяцевКидает мяч вверх, вперед, вниз 2-мя руками.
    21-24 месяцаКидает мяч в разных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); Бьет по мячу ногой.
    Ходьба по лестнице  12 — 15 месяцевУчится подниматься по лестнице за руку со взрослым.
    15 — 18 месяцеНачинает спускаться по лестнице за руку со взрослым приставным шагом.
    18 — 21 месяцПытается самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
    21 — 24 месяцаУверенно поднимается и спускается по лестнице, при необходимости придерживается за поручень, стену или руку взрослого.
    Умение открывать шкафчики, полки, ящики15 — 21 месяцУчится вытягивать полки, открывать ящики, откручивать крышки.
    21 — 24 месяцаУчится открывать и закрывать двери, нажимая на ручку.
    Прыжки18 — 21 месяцПытается прыгать на месте на 2-х ногах или чередуя ноги.
    21- 24 месяцаУверенно прыгает на 2-х ногах; Учится спрыгивать с небольшой высоты, приземляется на 2 ноги.

    Занятия для развития

    Развитие ребенка между 1 и 2 годами жизни стремительное. Важно в этот период предлагать малышу упражнения на развитие:
    • крупной моторики. Двигательная активность, подвижные игры, утренняя зарядка способствуют улучшению координации, вестибулярного аппарата, двигательных навыков. Вы можете предлагать ребенку играть в догонялки, салки, заниматься гимнастикой, выполнять упражнения на фитболе, играть в мяч, совершать длительные прогулки;
    • мелкой моторики. Развитию мелкомоторных умений ребенка способствуют занятия с простыми игрушками: конструктор, пазлы, вкладыши, сортеры, шнуровки, бизиборды, мозаики. Хорошо предлагать играть с крышками от банок, крупами, сенсорными мешочками. Чем чаще ребенок будет изучать предметы, используя пальчики, тем быстрее будет формироваться это умение, быстрее появится навык активной речи;
    • мышление. С 12-ти месяцев предлагайте ребенку подбирать детали в логические домики и сортеры, показывайте, как можно из деталей конструктора построить дом или башню, учите правильно собирать пирамидку и матрешку. С 15-ти месяцев предлагайте научиться сортировать предметы по форме и цвету, искать вещи по названным признакам, подбирать пары предметов.
    • слух. Чем лучше развит слух ребенка, тем легче у него происходит процесс появления речи. В возрасте 1-2 лет предлагайте сыну или дочке играть с музыкальными инструментами, слушать классическую музыку, детские песенки, звуки природы;
    • творческие способности. В 12 месяцев ребенок может рисовать карандашами, пальчиковыми красками, мелками, лепить из теста или пластилина. В 15 месяцев предложите начать рисовать кисточками, фломастерами. С 18-ти покажите, как можно рисовать губкой, ватой. Чем больше разных способов познает малыш между 1 и 2 годами жизни, тем лучше.

    Психическое развитие

    Между 1 и 2 годом жизни психика ребенка еще очень несовершенна, идет процесс развития всех основных направлений нервно-психического восприятия, развиваются умения воспринимать, анализировать и преобразовывать полученную информацию в конкретные знания. В этот период происходят важные процессы, которые в будущем помогут малышу освоить большой объем знаний, выстраивать отношения с другими людьми, воспринимать собственную личность. Для детей 1-2 лет характерны  следующие нервно-психические особенности:
    • все эмоции, которые испытывает ребенок, одинаково сильны. Кроха еще не умеет справляться с радостью и обидой , грустью, любопытством. В 1-2 года важно контролировать количество эмоциональных событий, ограничивать малыша от состояния постоянного возбуждения. Для снижения интенсивности эмоциональных проявлений нужно придерживаться одинакового режима дня. Когда малыш в одно и то же время ложится спать, кушает, играет и занимается у него меньше причин для беспокойства. Посещения гостей или шумных мероприятий лучше избегать или посещать их не чаще, чем раз в месяц;
    • ребенок в 1-2 года эгоистичен. Психическое развитие в этом возрасте не предполагает умения думать о ком-то другом, кроме себя. Не пытайтесь взывать к совести или сочувствию, эти эмоции придут позже, ближе к 3-м годам;
    • постепенно дети перестают опасаться незнакомых взрослых людей, могут идти с ними на контакт. У ребенка появляются новые опасения: некоторые дети боятся собак, другие — громких звуков, третьи — пылесоса. Эти страхи появляются из-за непонимания, почему животное или предмет издает странные звуки;
    • дети в 1-2 года не имеют воображения, все их игры — шаблонные действия. Чтобы малыш мог занять себя сам, его нужно научить играть. Вследствие отсутствия воображения поведение ребенка от 1 до 2 лет — это копирование ближайших взрослых. Если вы хотите выработать особенные привычки, научить определенной модели поведения, то постарайтесь вести себя соответственно предложенному образу;
    • нервно-психическое развитие детей от 1 до 2 лет отличается от следующих возрастных периодов отсутствием контроля желаний. Малыш между 12 и 24 месяцами не понимает, чего он хочет, правильнее сказать, что он  хочет всего сразу. Чтобы общение с ребенком не ставило вас в тупик, не предлагайте ему более одного занятия на выбор. Если кроха отказывается играть с машинкой, то уберите ее и только после этого достаньте мяч;
    • на 2-м году жизни дети начинают понимать похвалу и им очень нравится, когда взрослые отмечают их достижения. Для гармоничного познавательного развития нужно хвалить ребенка как можно чаще, но за действительно важное действие;
    • с 1,5 лет дети способны запоминать новые места, начинают легче адаптироваться к новым обстоятельствам. До этого возраста большинство детей реагируют на смену обстановки капризами и сильным возбуждением. С 1,5 лет малыши начинают изучать новое пространство и в присутствии мамы быстро к нему привыкают;
    • На 2-м году жизни в психике малыша зарождается стремление к самостоятельности. Он с удовольствием подставляет ручки для надевания кофточки в 12 месяцев, с 15 — 18 месяцев предпринимает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться. К 2-м годам некоторые малыши могут сами обуваться и разуваться. Кроме этого, на втором году жизни дети учатся самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться мылом, следить за своим внешним видом. Рекомендуется поддерживать это стремление, даже если для самостоятельного выполнения действия нужно потратить больше времени.
    Родителям важно помнить, что малыш на многое способен, но важно сохранять равновесие между физическими нагрузками и интеллектуальными заданиями. Старайтесь не перегружать ребенка, заканчивать занятия до того, как оно надоест карапузу.

    Развитие речи

    Развитие речи на 2-м году жизни идет активно. Ежедневно можно наблюдать, как расширяются пассивный и активный словарь ребенка.

    Таблица речевого развития детей от 12 до 24 месяцев

    ВозрастУмения
    12 — 15 месяцев●     употребляют до 30 слов и их упрощенных форм; ●     правильно выполняют простые просьбы родителей (дай, отойди, принеси); ●     могут выбрать названный предмет из предложенной группы вещей; ●     правильно понимают простые глаголы; ●     знают и реагируют на слова-запреты (нельзя, нет); ●     хорошо ориентируются в именах близких людей; ●     имитируют звуки живой природы, пытаются подражать звучанию техники; ●     любят слушать сказки, просят жестами повторить понравившийся сюжет; ●     указывают на знакомые части тела, одежду, игрушки; ●     часто используют облегченные варианты слов (би-би, ав-ав, ба-ба); ●     пытаются подпевать знакомым песенкам; ●     могут повторять простые слова вслед за взрослым.
    15 — 18 месяцев●     используют около 40 слов и словесных форм; ●     хорошо понимают значения слов “кто”, “где”, “что”; ●     показывают на части тела, предметы по просьбе взрослого; ●     совершают простые действия, гигиенические процедуры по просьбе родителей; ●     показывают на предмет названного цвета; ●     правильно реагируют на обращенную речь, понимают сказанное; ●     активно подражают взрослым и детям, пытаются повторять слова; ●     для передачи своих мыслей активно пользуются мимикой, жестами.
    18 — 21 месяцев●     в активной речи около 60 слов; ●     речь чаще проявляется в эмоционально значимых ситуациях; ●     появляются попытки соединить несколько слов в единое предложение. Чаще всего это имя взрослого, к которому обращено предложение, и глагол (мама, дай! папа, на!); ●     легко понимают и выполняют простые просьбы, состоящие из нескольких действий; ●     правильно реагируют на запреты; ●     уверенно и правильно показывают основные части тела; ●     начинают обобщать предметы по признакам, использовать слова-обобщения; ●     при помощи слов, мимики, жестов активно участвует в обсуждении прочитанного сюжета, опираясь на картинку; ●     произносить простые слова; ●     ориентироваться в вопросительных словах, правильно на них реагировать; ●     подражать речи мамы или папы; ●     использовать глаголы действия; ●     подпевать знакомым песенкам, договаривая последние слова.
    21 — 24 месяца●     в активной речи около 50 четких слов, около 300 упрощенных форм; ●     пытаются проговаривать сложные слова, часто заменяют сложные места более легкими по звучанию; ●     отвечают на вопросы о голосах животных, успешно имитируют звуки предметов, машин; ●     пробуют выстраивать простые предложения до 5 слов; ●     знают и пытаются называть свое имя и фамилию; ●     поют, часто используя лепетные слова; ●     активно обсуждают картинки в книге, отвечают на вопросы об изображениях; ●     выполняют последовательно просьбу взрослого, состоящую из 3-5 действий; ●     подпевают песням, договаривая последние слова в строчке; ●     для обозначения собственных действий используют глаголы; ●     пытаются назвать основные части тела; ●     в речи появляются местоимения, наречия, предлоги, прилагательные; ●     рассказывая о себе, говорят в третьем лице; ●     используют оценочные слова (умный, красивый, большой), рассказывая о себе.

    Уход

    Настала пора учить кроху выполнять основные гигиенические процедуры самостоятельно. За 12 месяцев нужно научить  его самостоятельно:
    • чистить зубы;
    • мыть руки перед едой, после улицы, по необходимости с использованием мыла;
    • мыть лицо;
    • после умывания и мытья лица и рук вытирать их тщательно полотенцем;
    • сохранять опрятность;
    • пользоваться горшком или проситься у взрослого (с 15-18 месяцев);
    • с 15-ти месяцев можно предложить малышу учиться самостоятельно расчесывать волосы.
    Обучение этим навыкам проводится под тщательным контролем взрослого. Покажите, как это делается на собственном примере, после этого помогите произвести процедуру самостоятельно. В первое время малышу будет сложно выполнять простые гигиенические процедуры правильно, но со временем он освоится и привыкнет к ежедневному самостоятельному уходу за собой.

    Базовый уход за ребенком на 2-м году жизни:

    Утро:
    • гимнастика или зарядка;
    • чистка зубов;
    • умывание;
    • проверка ушей, носа на наличие загрязнений (раз в 2 дня);
    • подмывание, смена белья;
    • закаливание.
    День:
    • очищение рук, лица (перед едой и по необходимости);
    • подмывание (после дефекации, при смене подгузника, по необходимости);
    • дневные упражнения и/или прогулка на улице;
    • закаливание.
    Вечер:
    • купание (раз в 2 дня);
    • расслабляющий массаж (можно 1 раз в неделю);
    • подмывание;
    • чистка зубов;
    • обрезание ногтей на руках и ногах после купания (1 раз в неделю).
    При желании вы можете добавить необходимые процедуры в перечень. Разумная рекомендация при этом — это вводить бодрящие процедуры в первую половину дня, а расслабляющие — в вечерний комплекс.

    Сон и режим дня

    К году большинство детей переходят на однократный дневной сон. В норме общее количество сна в день для мальчиков и девочек 12-18 месяцев составляет 13-14 часов, из которых 2-3 приходится на дневной сон. С 18 до 24 месяцев малыш должен спать 12-13 часов, из них  2-3 часа —  днем. Вечером все дети должны ложиться спать не позже 22.00. Режим дня ребенка 1-2 лет выстраивается исходя из особенностей и предпочтений ребенка, но должен включать в себя разнообразные виды занятий. Приблизительный режим дня для малыша в 1-2 года выглядит так: Подъем. Утренние гигиенические процедуры и физическая активность (зарядка);
    • Завтрак.
    • Свободные игры.
    • Занятия на развитие мышления, расширение познаний о мире.
    • Прогулка на улице.
    • Свободные игры.
    • Дневные гигиенические процедуры.
    • Обед.
    • Дневной сон.
    • Полдник.
    • Свободные игры.
    • Физические упражнения или прогулка на улице.
    • Занятия по интересам, творческая деятельность.
    • Ужин.
    • Свободные, спокойные игры.
    • Вечерние гигиенические процедуры.
    • Сон.

    Питание

    После года питание ребенка должно становиться все более разнообразным. Если ребенок на грудном вскармливании, то следует продолжать его, но постепенно вводить в рацион  и новые блюда. Для карапузов, которые до года были на специальном искусственном вскармливании, настало время менять рацион. . С 12-ти месяцев большинство детей начинают переходить на здоровую взрослую еду и  принимают пищу с другими членами семьи . Для того, чтобы приступить к этим изменениям, у ребенка должно появиться 4 передних зуба, хорошо развиться умение жевать пищу. Любая еда, предлагаемая ребенку от 12 до 18 месяцев, должна проходить термическую обработку. Исключение составляют только фрукты, молочные продукты, масло.

    Схема питания, калорийность еды для  ребенка 1-2 лет

    Дети 12-18 месяцев питаются 5 раз в день: завтрак (20% от суточной нормы), полдник (15%), обед (35%), 2 полдник (10%), ужин (20%).  В среднем, в день ребенок должен получать 1500 Ккал.

    Продукты, разрешенные детям 1-2 лет. Ежедневный рацион

    В 1-2 года ребенок постепенно приучается ко взрослому столу, но родителям необходимо следить, чтобы малыш получал все необходимые витамины и минералы в нужном количестве. Ежедневный рацион малыша должен состоять из:
    • Злаковых каш (овсянка, гречка, кукурузная, рис, пшено и т. д.). Рекомендуется предлагать на завтрак ежедневно, чередуя разные виды;
    • Овощей (капуста, свекла, морковь, лук, кабачок) в разных сочетаниях и количестве. Ежедневно. Можно предлагать как дополнение к завтраку или в качестве второго блюда в обед;
    • Мяса (говядина, телятина, свинина, курица, субпродукты) и рыба (морская). Мясо предлагается ежедневно на обед или в отварном виде на ужин или на 2-й полдник. Рыба (котлеты, филе) предлагается 1 раз в неделю в обед вместо мяса;
    • Кисломолочных продуктов (творог, кефир, йогурт, сыр). Предлагаются ежедневно на ужин или полдник;
    • Яиц (куриных). В сваренном виде, омлете, запеканке до 3 раз в неделю. Дополнительно можно использовать как ингредиент для других блюд;
    • Макарон. Вводятся в рацион к 15-ти месяцам. Предлагаются не чаще 1 раза в неделю;
    • Хлеба. 1 кусочек белого хлеба или батона ежедневно;
    • Масла сливочного. Ежедневно в качестве добавки к готовым блюдам;
    • Зелени (укроп, петрушка). Вводится с 15-ти месяцев в качестве добавки к супу;
    • Разнообразных напитков (компоты, кисели, соки, чай, кефир и т. д.) по требованию;
    • Фруктов (сезонные). Ежедневно на полдник.

    Недопустимые продукты для ребенка 1-2 лет

    • Соленую и сильно приправленную пищу. Соль допустима в еде для ребенка с 18-ти месяцев в минимальных количествах. Приправ желательно избегать до 3-х лет;
    • Копченое и жареное;
    • Соусы;
    • Колбасы, сосиски, сардельки;
    • Грибы;
    • Цитрусовые (апельсины, мандарины и т. д.) Можно предложить попробовать мандарин в 21 месяц, но тщательно следить за реакцией организма;
    • Щавель;
    • Шоколад;
    • Продукты, содержащие красители.
    Период между 1 и 2 годами жизни — яркий, наполненный событиями. В его начале малыш только учится ходить, а к концу года уже разговаривает и бегает. Помогайте ему разбираться в тонкостях мироустройства, контролируйте его режим дня, питание, настроение. Развивайте органы чувств, сенсорное восприятие, мышление, речь. Будьте рядом. Это очень интересное время в развитии ребенка. Это будут ваши самые любимые воспоминания в будущем.

    Все статьи по теме

    Развитие ребенка 1–3 года

    Развитие ребенка в возрасте 1–3 года

    В период раннего детства отмечается некоторое различие в психическом развития мальчиков и девочек. Ведущим видом деятельности у мальчиков является предметно-орудийная. Она связана...
    Кризис одного года

    Кризис одного года

    На стыке периодов младенчества и раннего детства ребёнок сталкивается со вторым кризисом в развитии – кризисом одного года. Его начало приходится примерно...
    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}