20Мар
2018
0

В дошкольном возрасте ребенок с удовольствием занимается разнообразными развивающими занятиями, посещает кружки, секции, активно участвует в жизни группы в садике. Кажется, что не будет никаких проблем с обучением, но почему-то уже в самом начале нового этапа ему становится неинтересно, пропадает желание учиться или он высказывает мнение, что школа ему не нравится. Некоторых родителей такая ситуация может поставить в тупик. Почему так происходит? Как исправить сложившуюся ситуацию?

Психологический настрой перед школой

Большинство детей хотят идти в школу, но по ряду причин случается резкий отказ, нежелание постигать информацию в новых рамках. Истоки такого поведения разные, важно вовремя их найти и устранить. Сложности освоения на первых этапах обучения в школе могут повлечь за собою психологические трудности, невозможность изучения на хорошем уровне дальнейших знаний. Родители детей старшего дошкольного возраста должны проводить работу по подготовке детей, чтобы избежать негативных последствий. Эти действия содержат в себе обучение нужным умениям, а также психологическую подготовку.

О чем разговаривать с будущим первоклассником. Как объяснить школьнику важность учебы

Никогда не настраивайте ребенка, что в школе будет сложно учиться. Всегда говорите ему, что обучаться легко и интересно, а все трудности можно перебороть упорством и желанием. Первичная установка должна нести в себе радость.

Никогда не рассказывайте, что вам было тяжело в школе. Расскажите, как здорово общаться со сверстниками, узнавать новые интересные вещи. Ваш негативный опыт от школьной жизни может поселить в душе крохи страх, он будет на подсознательном уровне ждать проявления негатива по отношению к себе. А это не поможет ему в формировании прочных отношений, освоении школьной программы.

Научите малыша просить помощи, когда она ему необходима. Скромным, тихим детям бывает сложно обратиться к учителю в трудной ситуации, поэтому обучите этому. Скажите, что это легко. Еще до школы покажите, что обращаться к людям не страшно. Дайте ему варианты поведения, расскажите, как себя вести на уроках.

Не обсуждайте в присутствии ребенка учителя (воспитателя) или учеников (воспитанников). Не давайте оценок, не осуждайте. Все, что вы говорите он может высказать в обществе детей, спровоцировать негативное отношение к себе.

Подчеркивайте знания, постарайтесь не говорить ему, что если он не будет учиться, станет, например, дворником. Не воспитывайте пренебрежение другими людьми. Каждый труд важен и полезен. Расскажите ему о перспективах при хорошей учебе, простимулируя его желания, чем о результатах отсутствия образования.

Радуйтесь тому, что кроха пошел в школу. Говорите ему, что гордитесь его успехами. Активно участвуйте в его школьной жизни, но не пытайтесь все решать за него. Интересуйтесь новостями и интересами, помогайте найти выход из различных ситуаций. Будьте родителем и другом.

Еще один момент, который поможет избежать сложностей в первые годы обучения в средней школе – понимание, как в ней все устроено. Еще дошкольнику рассказывайте, что такое школа, как там проходят занятия, какие правила поведения существуют. Он должен понимать, что от него будет требоваться, чтобы знакомство не было скомканным, а обучение сложным.

Постарайтесь поработать над концентрацией, вниманием малыша, умением заниматься одним делом на протяжении хотя бы 30-ти минут. Обладание этими навыками поможет ему уже с первых занятий получить позитивный опыт.

Психологический настрой, готовность к школьным урокам определяют первые шаги и достижения в школьной жизни. Попытайтесь уделить этому вопросу достаточно времени и сможете избежать неприятия нового вида обучающей среды на первом этапе знакомства.

Мотивация на обучение

Отдельно стоит упомянуть о мотивации. Стремление учиться — отражение целей малыша в жизни и понимание важности этого процесса. От того, насколько он заинтересован зависит:

  • Время, затраченное на занятие;
  • Упорство в решении сложных задач;
  • Выстраивание отношений со сверстниками и реакция на негативное влияние;
  • Успехи и оценки.

Необходимость правильной мотивации крохи на учебу заключается в качестве полученных знаний и дальнейших шагах. Давайте рассмотрим некоторые примеры привлечения к успешному обучению.

Для ряда родителей нормой является установление условий, при выполнении которых ребенок будет получать бонусы. Например, при отсутствии плохих отзывов и хорошем поведении — увеличение карманных расходов или приобретение игрушки. Такой шантаж для повышения успеваемости действенен, но может повлечь за собой негативные последствия. Малыш, привыкая получать некоторые бонусы при хороших отметках, заинтересован не столько в знаниях, сколько в реализации установленных правил и норм. В итоге он не будет стремиться получить больше информации, а будет просто соответствовать тому уровню, который вы ему поставите. Работа только на оценки повлечет за собой пробелы, которые будет сложно впоследствии искоренить.

Единожды нарушив установленные условия, вы поставите под угрозу доверие к вам, а это может повлиять на общую успеваемость. Такой же результат дает мотивация через стремление избежать наказания. Некоторые родители устанавливают норму учебы в определенных оценках или результатах, пугая лишением карманных денег, компьютера или других важных для малыша вещей.

Еще один вариант для достижения усердия, который используют родители — пример успешных людей или наоборот, людей, которые не достигли больших высот. Чаще всего такой вид мотивации не работает. Дети еще не умеют думать о будущем, так как этого хотят взрослые, им хочется чего-то обозримого, достижимого, а не стремиться к достижению непонятных для них целей.

Как правильно мотивировать своего кроху? Попробуйте применить рекомендации психологов.

  • Помочь ребенку в налаживании учебной деятельности. Если не успели подготовить его в дошкольном возрасте, не теряйте время, займитесь этим сейчас. Контролируйте, чтобы он вовремя садился за уроки, показывайте приемы научения, помогайте следовать режиму, тренировать важные навыки необходимые для обучения;
  • Будьте рядом, поддерживайте его при решении сложных задач. Будьте опорой, но не решайте за него. Подскажите, по какому пути поиска пойти, дайте новую идею для решения задания, не выполняйте ту работу, которую он в силах сделать самостоятельно. Запаситесь терпением;
  • Поддерживайте плотный контакт с учителем, интересуйтесь успехами и сложностями, которые есть у вашего крохи. Помогайте ему в тех вопросах, где есть затруднения, хвалите, если он достиг успеха;
  • Поощряйте на учебу, предлагая не материальные блага, а культурный или духовный вариант времяпровождения (поход в цирк, посещение интересного мероприятия и др.). Детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важно чувствовать себя частью семьи, постарайтесь создать такие условия, чтобы малыш ощущал свою значимость, мог наслаждаться общением с вами;
  • Не сравнивайте ваше чадо с другими детьми, а сравнивайте с ним в прошлом. Отмечайте его достижения, но старайтесь сохранять объективность;
  • Помните, невозможно все время быть успешным, достигать вершины во всех делах.

Мотивируя, расскажите, что даже, если он не станет первым среди своих одноклассников, он все равно будет лучшим для вас. Дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются, чтобы их заслуженно оценил не учитель или его сверстники, а родители. Именно для их одобрения, похвалы большинство детей стремится получать хорошие отметки, становиться умнее, сильнее. Уже позже, в подростковом возрасте, когда ребенок созреет психологически, станут появляться привычные для взрослых цели и ожидания. Тогда можно будет говорить, какие шаги предпринять, чтобы получить интересующую его профессию, достигнуть определенных результатов. До этого периода малыш больше всего на свете хочет чувствовать, что он важен, нужен, его успехи важны для родителей.

Помощь и собственный пример

Стоит ли помогать делать уроки и принимать активное участие в школьных вопросах? Многие родители понимают, что в начальной школе без этого не обойтись. Контроль и помощь детям, которые только начинают учиться, обязательны. Но не все понимают, каким образом это делать. Существует несколько ошибок, которые чаще всего совершают взрослые при подготовке уроков со своими детьми. Давайте посмотрим какие.

Первая ошибка.

Делать за ребенка. Любое домашнее задание рассчитано на возраст крохи и определенный уровень знаний. Не делайте за него эту работу. Помогите ему словом, наведя на верный ход мыслей. Спросите, что они делали на уроке, как объяснял учитель. Хорошо придумать похожий пример и решить его, после чего дать малышу самостоятельно найти ответ на поставленную задачу. Вера в способности чада, его самостоятельность позволят ему почувствовать свои силы, упорно искать ответ. Облегчение жизни себе и ребенку через решение задачи взрослым покажет ему легкий путь, и он уже будет меньше настроен на получение самостоятельных знаний, будет всеми правдами и не правдами пытаться заставить вас решить все сложные задачи за него. Это губительно для учебных навыков, формирования психически и умственно зрелого человека.

Вторая ошибка.

Критика учителя. Как бы не складывались ваши отношения с педагогом, всегда старайтесь быть выше, не формируйте отрицательное мнение о нем, не критикуйте его подход в присутствии ребенка. Дети воспринимают такую информацию буквально, в результате не реагируют на учителя как человека, способного учить. В результате можно получить пробелы в знаниях, проблемы со сверстниками, преподавателями и другие негативные последствия. Помните, учитель в школе вам не враг, а главный союзник и советчик. Дети не всегда перед родителями ведут себя так же, как перед посторонними людьми. Наставник — тот человек, который опираясь на свой педагогический опыт, сможет вам подсказать, как преодолеть сложности в учебной деятельности, наладить общение со сверстниками. Преподаватель может стать тем, кто поможет вам объективно взглянуть на вашего кроху.

Третья ошибка.

Тотальный контроль и отсутствие единых требований у родителей. Когда малыш идет в школу, он начинает приобретать свободу действий и выбора, учится принимать решения, порою неправильные. Не все родители или бабушки готовы отпустить уже подросшего кроху из-под своего контроля, чем создают ему сложности в обучении и формировании собственного взгляда на мир. Если у взрослых отсутствуют единые требования к учебе и оценкам, новоиспеченный школьник может запутаться, что делать. Такая ситуация не только не помогает заниматься, она может привести к конфликтам между родителями, негативно сказаться на мотивации крохи.

Четвертая ошибка.

Полностью отпустить малыша в младшей школе. Такое поведение является полной противоположностью предыдущей ситуации. Если взрослые дают полностью самостоятельно выстраивать режим, выбирать выполнять или нет определенные задачи, высока вероятность того, что ребенок выберет легкий путь: перестанет стремиться к знаниям, так как не будет видеть поддержки, необходимости в упорстве, настойчивости. Такая ситуация скажется на успеваемости, сформирует общее негативное отношение к школе, как занятию не очень важному. Эти четыре ошибки часто встречаются среди родителей младших школьников, напрямую влияют на успеваемость, поэтому хорошо задуматься над ними как можно раньше, чтобы избежать последствий. Помните, ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, но ни в коем случае не в давлении или тотальном контроле. Ему нужно, чтобы вы своей любовью и теплотой помогли справиться с новыми для него вызовами, помогли понять, кто он такой и чего стоит. Проблема низкой или слишком высокой самооценки детей до 14-ти лет напрямую сказывается на их успехах.

Ваша задача во всем сохранять баланс:

  • Хвалите, но только по делу;
  • критикуйте, но тщательно следите за тем, что говорите;
  • стимулируйте, но не вырабатывайте привычку делать что-то только за определенные бонусы;
  • помогайте, а не делайте за малыша его работу;
  • советуйте, но не принимайте за него решений;
  • помните, дети копируют своих родителей.

Будьте внимательны к своим словам и поступкам. Будьте примером. Если ребенок в какой-то момент проявляет нежелание учиться, для этого существует причина. Чтобы избежать негативных последствий найдите ее и устраните.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?