24Мар
2018
0

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями. Время — абстрактное понятие, которое невозможно увидеть или потрогать, но мы знаем о его существовании и пользуемся ежедневно.

В современном мире все большее количество людей не имеет в своих квартирах часов с циферблатами. Большинство смотрит время на компьютере или телефоне. В такой ситуации объяснение понятия времени может быть проблематичным.

Ребенок не сталкивается с отображением времени каждый день, родители не акцентируют внимание на настенных или комнатных часах. Понимание базируется только на внутренних ощущениях и наблюдениях за окружающим миром.

Обучение детей до 7 лет определять время по часам является одной из ступеней в познания. Разбираясь в сложном понятии времени по часам с циферблатом, дети легче воспринимают это понятие, осознают важность расписания в жизни человека.

Дети сталкиваются со временем с момента своего рождения. Они чувствуют голод через определенные промежутки, понимают, когда приходит пора купаться и играть. Если родители поддерживают в жизни малыша определенный график, то уже к возрасту трех лет, он четко представляет какое действие нужно совершить в конкретный момент и что будет дальше.

Когда начинать обучать ребенка определению времени по часам?

Обучать ребенка пониманию времени нужно начинать не раньше 5 лет. Объяснить ребенку, что такое время возможно только после того, как он освоит основные логические операции и цифры.

Так как само понятие времени является абстрактным, то подготовка к его изучению должна начинаться задолго до объяснения самого термина. Родители должны медленно подвести ребенка к пониманию важности нужности отмерять промежутки для занятия определенной деятельностью, используя минуты и часы.

Подготовительный этап изучения времени по часам

Подготовительную работу нужно начинать проводить с самого раннего детства в рамках обычных комплексов по обучению ребенка.

  1. Ребенок должен понять разницу между днем и ночью. Так днем ребенок гуляет, ночью — спит.
  2. После освоения первичного понятия идет работа по расширению понимания суток — утро, день, вечер, ночь, и четкое распределение занятий для каждого времени. Обычно обучение этим понятиям проходит в возрасте 2-3 лет в рамках приучения к режиму и подготовке к детскому садику.
  3. В возрасте 3-4 лет ребенок учится различать дни недели, месяца и времена года. Плавно подходя к изучению навыка определения времени по часам.
  4. Показать часовую и минутную стрелки можно в возрасте 4 лет. Вместе с ознакомлением с этими предметами нужно ввести понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».

Благодаря такой подготовке к 5 годам ребенок будет готов к освоению навыка определения времени по часам с циферблатом.

С чего начать знакомить ребенка с навыком определения времени по часам с циферблатом

До того, как начинать обучать ребенка определению времени по часам родители могут начинать рассказывать о важности времени в жизни человека.

При интересе к этому умению можно пытаться понемногу объяснять роль часов в жизни человека и показывать некие вехи на часах. Так, например, скажите малышу, что вы пойдете на улицу, когда часовая стрелка будет находиться в определенном положении.

Начинать обучение ребенка навыку определения времени по часам нужно в возрасте 5 лет. Первоначально закрепляется понимание разницы между стрелками. Для удобства объяснения можно использовать настоящие часы или же создать картонный макет.

Как объяснить ребенку разницу между часовой и минутной стрелкой?

  1. Возьмите в руки часы или макет. Покажите ребенку часовую стрелку. Назовите ее. Скажите, что она отмеряет время, которое проходит за один час.
  2. Покажите ребенку, как стрелка проходит круг. Скажите, что это движение называется «по часовой стрелке». Отдельно уделите внимание тому, что стрелки всегда движутся слева на право. Так же преподнесите понятие «против часовой стрелки». Отработайте этот навык. Позвольте ребенку покрутить стрелку и скажите, что утро, день, вечер и ночь сменяю друг друга по часовой стрелке.
  3. Познакомьте ребенка с минутной стрелкой. Расскажите в чем отличие от часовой стрелки. Дайте ребенку поиграть с часами. Пусть он поставит стрелки в разное положение.

После освоения разницы между часовой и минутной стрелкой нужно провести занятия на понимание длительности времени.

Как сделать макет часов

Макет для наглядного обучения ребенка создается из плотного картона. Нужно вырезать круг диаметром около 30 см. По кругу нанесите черточки на равном расстоянии друг от друга. Для начала необходимо указать только отрезки для часа. По центру круга проделайте отверстие и вставьте в него болтик, закрепите гайкой.

Вырежьте из картона часовую и минутную стрелку. Окрасьте их в контрастный цвет. На круглом конце стрелок сделайте отверстие и оденьте на циферблат.

Обучение ребенка пониманию длительности времени

Для успешного понимания длительности времени вводится понятие секундной стрелки. Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в продолжительности, расскажите ему, сколько по времени длится секунда.

Хорошим вариантом будет хлопать в ладоши вместе с ребенком. Каждый хлопок должен отмерять отрезок равный в одну секунду. Если при этом рядом будут часы с секундной стрелкой, которые будут вторить вашим хлопкам, то понимание придет быстрее. При отсутствии под рукою таких часов, можно воспользоваться хронографом с телефона.

Расскажите ребенку, что за одну минуту можно сделать только 60 секундных хлопков. Похлопайте в течение минуты. Далее объясните, что час состоит из 60 минут.

Закрепление полученных знаний должно быть внесено через акцентирование внимания на определенных периодах в жизни ребенка. Например, скажите, что через 15 минут вы пойдете гулять, и ровно через этот промежуток времени выходите на прогулку, озвучив это событие, отметив прошедшее время. Можно засекать время, которое малыш потратит, на какую либо деятельность. Пусть сложит пазл на время или построит домик из конструктора.

Расширение понимания ребенка времени происходит через рассказ о сутках и их продолжительности. Заострите внимание на том, что день длится на 24 часа, которые можно разделить на 12 дневных и 12 ночных часов. Обсудите, какие занятия подходят для каждой из половин.

После того, как ребенок усвоит понятия длины времени, можно приступать к использованию часов в повседневной жизни.

Советы родителям, которые хотят научить детей времени по часам

    • Часы, на которых вы будете показывать время, должны быть большими с четкими цифрами;
    • Стрелки на учебных часах должны вращаться легко;
    • Каждое понятие нужно дать ребенку отработать. Пусть он покрутит стрелки, поймет, как они работают;
    • Если в процессе обучение малыш больше внимания уделяет тому, как работает механизм или что находится с обратной стороны часов, то дайте ему изучить интересующее и после этого приступайте к новому материалу;
    • Вводите полученные знания в жизнь. Покажите, сколько времени он тратит на различные занятия и как важно соблюдать распорядок дня;
    • Помните о том, что даже при полном понимании того, что вы объясняете, ребенок не сможет моментально использовать это умение в жизни и пройдет еще достаточное количество времени, прежде чем он сможет самостоятельно пользоваться часами.

После того, как малыш освоит понятие времени и поймет каким образом можно узнать который час, используя часы с циферблатом, поговорите с ним о важности времени в жизни человека. Расскажите, как хорошо быть пунктуальным человеком. Обсудите поговорки, которые используют в себе понятие времени.

На примерах покажите, как может сказаться на жизни человека пренебрежение временем. Хорошо вместе с приобретением навыка пользоваться часами с циферблатом, читать истории, отображающие важность времени для человека. Например, почитайте или посмотрите «Сказку о потерянном времени». Ребенок должен понять, как важно все делать вовремя.

Обучите ребенка пониманию времени по часам и используйте эти занятия для дополнительной воспитательной работы. Формируйте характер и полезные привычки через обучение ребенка полезным навыкам.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?