2018
Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться вопрос о том, чем занять ребенка в том или ином возрасте, чтобы эта помощь была качественной и своевременной.
Груднички
Новорожденные и дети до 6-ти месяцев нуждаются во внимании и занятии с ними не только по обеспечению ухода и кормления, но и позволяющими изучать окружающий мир. Это необходимо для того, чтобы механизмы постижения новых знаний включались своевременно, и ребенок мог развиваться согласно своему возрасту.
Чем занять ребенка? Ответ на этот вопрос прост. Помогите ребенку познакомиться с тем, что его окружает. Груднички и дети до 6-ти месяцев еще не могут самостоятельно передвигаться и брать те предметы, которые их интересуют. Важным является общение с родителями и изучение окружающего мира. Родители должны разговаривать с крошкой, рассказывать ему различные стишки и потешки. В кроватке на время бодрствования нужно разместить специально разработанные подвески и карусели. Эти предметы нужно периодически заменять.
Хорошо работает вкладывание в руку ребенка различных погремушек и резиновых игрушек, которые ребенок может потрясти и попробовать на вкус. Можно носить ребенка на руках, показывая ему окружающие предметы в комнате. Рассказывая и показывая ребенку обо всем, что он видит родитель стимулирует активность мозга, развивает слух и закладывает основу для будущей речи.
Именно в этом возрасте нужно начинать знакомить ребенка с музыкой.
Дети от 6 месяцев до года
Дети в возрасте от 6 месяцев до года уже умеют сидеть и начинают ползать по квартире, таким образом, самостоятельно расширяя зону для познания окружающего мира.
В этом возрасте на первое место для родителей выходит обеспечение безопасности познания. В доступе ребенка не должны находиться опасные, острые и хрупкие предметы. Все электрические приборы и электророзетки должны быть спрятаны или надежно закрыты.
Для этого возраста можно предложить следующие варианты, помогающие развивать ребенка:
- Предложите ребенку поиграть с предметами домашнего обихода, рассказывая ему, как что называется. Акцентируйте внимание на том, для чего и как это используется.
- Игрушки для ребенка должны быть разнообразными и безопасными. Наличие различной структуры и различных материалов в игрушках позволяет расширять сенсорное познание мира. Многочисленные цветовые решения положительно влияют на зрение. Можно предложить ребенку первые логические игрушки, но вероятнее всего он будет использовать их не по назначению.
- Хорошим и относительно безопасным местом для ребенка будет манеж, но оставлять ребенка одного в комнате без присмотра нельзя.
- В этом возрасте желательно предоставлять ребенку возможность исследовать комнату.
- Выводить на прогулку в положении сидя, позволяя рассматривать все вокруг. Обязательно речевое сопровождение.
1-1,5 года
Дети в этом возрасте уже ходят и их исследования окружающего мира начинают обретать новые горизонты.
Для помощи в исследовании мира нужно обеспечить следующие условия:
- Познакомить ребенка с разнообразными детскими книгами, которые будут изготовлены из прочных материалов и с крупными рисунками.
- Среди игрушек ребенка должны появиться различные деревянные и пластмассовые кубики и конструкторы, несложные головоломки, всевозможные предметы для извлечения звука.
- На прогулке с ребенком нужно давать ему возможность передвигаться своими ногами. Познакомить с различными предметами на улице, объясняя их предназначение.
- Начать отмечать разницу в природных явлениях.
- Познакомить ребенка с песочницей и играми в ней в теплую пору года, познакомить со снегом – в холодную.
- В этот период хорошо освоить пальчиковое рисование.
1,5-2 года
Ребенок в этом возрасте уже активно передвигается и начинает активно пользоваться речью, указывая на предметы, которые желает изучить. Не стоит отказывать ребенку в его просьбе, а все хрупкие и опасные предметы лучше убрать от глаз ребенка.
Характерной чертой для данного возраста является попытка изучения высоты. Большинство детей пытаются залезть повыше, чтобы достать интересующий их предмет. В этом возрасте нужно быть внимательным, и не препятствуя познанию собственных физических возможностей, обезопасить познание.
В случаях, когда ребенок делает что-то заведомо опасное, необходимо досконально объяснить, что это опасно. В этом возрасте все те игрушки, которые были у ребенка раньше начинают использоваться по их прямому назначению.
Для развития нужно добавить следующее:
- Тянущиеся игрушки и мячи прекрасно обеспечат ребенка практикой по развитию равновесия.
- Актуальны и важны книги по возрасту.
- Прекрасным развлечением будут занятия с водой.
- Необходимо показать, каким образом нужно работать с конструктором и на образце объяснить его возможности.
- На прогулке можно начинать изучать с ребенком свойства окружающих предметов, рассматривать мелкие детали и акцентировать внимание на природных явлениях.
- Возможно применение пластилина и подобных материалов для развития творческого потенциала.
Старше 2-х лет
Для двух лет характерно уверенное управление движениями рук, что позволяет расширить набор игрушек и развивающих материалов. Ребенок большую часть времени проводит в движении, на что тратит большое количество энергии.
Условия для дальнейшего развития уже заложенных способностей:
- Должны появляться игрушки для совершенствования навыка владения руками, для этого идеальны игрушки с функцией нанизывания небольших предметов, игрушки-вкладыши. Полезно познакомить со шнуровками и играми с мелкими предметами, но под постоянным присмотром взрослых.
- При игре с кубиками необходимо показать возможность строительства из них различных конструкций.
- Полезно показать ребенку игрушки, которые возможно разбирать на запчасти и собрать обратно.
- Актуальны и полезны игры с водой и песком.
- При прогулке важно предоставить ребенку возможность бегать и лазать по различным соответствующим возрасту горкам и лесенкам.
3 года
Этот период знаменует время бурного развития и огромных открытий. Ребенок много говорит и жаждет познать огромное количество знаний. Остро встает вопрос о необходимости социализации и общении со сверстниками. Ребенок может на некоторое время концентрировать свое внимание на интересующей его игре или занятии.
Для этого возраста можно использовать следующее:
- Развитие творческих способностей через познание новых и закрепление старых навыков. Рисование красками и карандашами, работа с пластилином, можно начинать знакомить с оригами и ножницами для создания аппликаций.
- Всевозможные игры с мячом прекрасно помогают ребенку закреплять физические навыки, а введение в обиход игр с мячом, которые при этом требуют задействовать мышление благоприятно влияют на общее развитие.
- В этом возрасте у ребенка должны быть игрушки для ролевых игр, которые будут отображать человека или героя мультфильма.
- Конструктор и другие материалы для конструирования.
- Для теплого периода времени можно приобрести ребенку велосипед, беговел или педальный автомобиль.
- Необходимо посещать различные детские спорткомплексы или же разместить в доме.
- Обучение подвижным играм.
- Игры со сверстниками или детьми немного старшего возраста.
4-6 лет
В этом возрасте ребенок уже полностью овладевает навыками общения со взрослыми и сверстниками. Наличие этого навыка обуславливает его стремление играть в компании. В этом возрасте идет становление знаний и ребенку подвластны новые сложные навыки: чтение и подготовка к письму.
В этот период важно рассказать ребенку практически обо всем, что его заинтересует. Обучить ребенка поиску необходимой информации посредством книг и начать подготовку к школе.
Родителям нужно обеспечить:
- Сложные головоломки;
- Книги по возрасту;
- Занятия и игры на развитие логики, смекалки и математических способностей;
- Игры и занятия для развития творческих способностей;
- Сложные конструкторы.
Познание ребенком окружающего мира — это цельный процесс, который не останавливается ни на минуту. Обычный поход в магазин, прогулка или игра дома являются для ребенка прекрасным приключением, полным загадок и открытий. Позвольте вашему ребенку взять все те знания, которые его заинтересуют.