02Апр
2018
0
Организация занятий и игр с двумя и более детьми

Наличие в семье двоих или более детей − несомненная радость, приносящая с собой большое количество самых разнообразных вопросов, связанных с воспитанием, обучением, комфортом каждого ребенка. Не всегда легко наладить процесс взаимоотношений между малышами, предоставить им необходимые условия для получения знаний и навыков, противостоять проявлению негативных эмоций, ревности, агрессии.

Содержание статьи:

Каждый кроха – личность со своими особенностями восприятия, обучения, темпом развития. Когда в семье растет один ребенок, взрослые подстраиваются под его нужды, находят подходящий вариант для занятий, который отвечает потребностям. Но что делать, когда в семье двое или больше детей? Каждый из них требует индивидуального подхода, по-разному реагирует на ситуацию. Темп усвоения информации, тип восприятия, настроение − эти факторы различают детей и родителям достаточно сложно подстроиться под каждого из малышей. Времени в сутках так мало, а сделать нужно много! Редкие семьи могут похвастаться возможностью мамы забыть о бытовых вопросах и посвятить все время обучению и развитию детей. Как же успеть обучить детей всему необходимому, ничего не упустив?

Глядя на список знаний, необходимых будущему первокласснику, не каждая мама сохраняет спокойствие и оптимизм. Выход есть. На помощь приходит умение организовать детей в группу для проведения занятий, научение совместным играм. Казалось бы, все просто: покажи как, и они сразу все поймут, начнут самостоятельно учиться, подбадривая друг друга, освобождая маме время на другую полезную деятельность. Но на практике не всегда родители четко понимают, как показать, научить и организовать. Если у вас есть вопросы об организации деятельности нескольких детей, вы хотите понять, как это проще сделать или просто готовитесь к появлению на свет второго малыша, вам будет полезна собранная информация о принципах и секретах успешного обучения нескольких детей.

Особенности организации досуговой и обучающей деятельности нескольких детей дошкольного возраста

Для успешного объединения детей в одну группу для учебы или игры взрослым нужно усвоить несколько простых правил:

  • Каждый ребенок индивидуален и в определенные моменты может отказываться заниматься или играть с кем-то. Нужно понимать, что успех совместной деятельности – желание всех участников быть командой и заниматься предложенным. Принуждая, навязывая или пристыжая малыша, нежелающего взаимодействовать, вы не добьетесь хороших результатов и не наладите добрые отношения между детьми;
  • Внутренний настрой взрослого, желание заниматься или играть с крохами — важная составляющая успешного контакта между всеми участниками группы. Дети очень чувствительны и хорошо понимают, если взрослый неискренен, расстроен или стремится быстрее закончить проводимое занятие. Они еще не до конца понимают причины реакций, не знают, как на это реагировать, но чувствуют подвох и наигранность очень хорошо. Не стоит заставлять себя заниматься с крохами, если вы плохо себя чувствуете, расстроены или опаздываете. Создание добрых отношений начинается с хорошего настроения всех участников группы;
  • Любая обучающая деятельность с детьми дошкольного возраста должна проводиться с применением игровых элементов. Дошкольники познают мир через интересные для них занятия, а их любопытству нет предела. Чтобы наладить обучение двоих и более малышей, нужно только воспользоваться предоставленной возможностью и грамотно все организовать. Обучение – не только уроки и скучное объяснение необходимого материала. Для дошкольников наиболее подходящий вид деятельности – возможность пощупать, поэкспериментировать, рассмотреть яркую картинку, весело поиграть;
  • Если в семье погодки или дети с небольшой разницей в возрасте, начинать объединять в группы целесообразно с момента, когда младший ребенок начнет ползать и изучать окружающий мир. Так вы сможете постепенно приучить детей к общению и поиску совместных занятий. По достижению младшим ребенком 1 года можно приступить к совместным играм на развитие и повторение разнообразных знаний и навыков.

Соблюдая эти нехитрые правила легко создать необходимую атмосферу и подготовить детей к совместной деятельности, но для качественного занятия нужно сделать несколько подготовительных шагов:

  • Планирование занятий и обучающих игр;
  • Подготовка материалов для изучения и необходимых инструментов;
  • Создание условий для комфортной деятельности каждого участника группы.

Каждый шаг имеет свои особенности и хитрости, которыми пользуются многие мамы. Предложенные советы хорошо использовать не только при организации группы, но и при индивидуальном обучении. Давайте рассмотрим подробнее все подготовительные этапы.

Планирование занятий с детьми

Когда младшему ребенку исполняется 1 год, целесообразно начать планировать и организовывать обучение обоих детей.

Чтобы отслеживать все необходимые навыки и умения, неплохо иметь представление о нужных для каждого ребенка знаниях. Особой популярностью среди мам пользуются недельные и месячные планы развития, в которые включаются графики на каждый день с указанием необходимых для изучения тем и умений. Такой график может составляться на каждого ребенка, но удобнее объединить в одну таблицу, содержащую общую и индивидуальную информацию. Чаще всего используется следующие принципы составления графика развития детей:

  • От общего к индивидуальному. Верхние строчки относятся к обоим детям и содержат в себе навыки, которые в разной степени нужны всем дошкольникам. Среди таких знаний можно выделить:
    • Мелкая моторика;
    • Речь;
    • Общие познания о мире;
    • Ознакомление с литературой;
    • Творческие способности;
    • Музыка;
    • Логика.

После общих граф вписываются индивидуальные моменты для каждого ребенка, содержащие пометки.

Например, занятия с кубиками Зайцева, карточками Дамана, уроки математики или другие знания на момент создания таблицы нужны одному ребенку, а другому еще рано их изучать или один из детей уже успешно освоил этот вид ранее.

  • Ежедневные и периодические занятия. Хорошо, если таблица содержит в себе указания на важность проведения определенного вида занятий. Например, уроки английского могут быть как ежедневно, так и периодически (2–3 раза в неделю);
  • Отметка о завершенности. График деятельности содержит в себе поле для внесения отметки о проведении занятия в течение дня. Удобно вносить данные в таблицу сразу после завершения обучающей игры.
  • Анализ деятельности. В конце недели или месяца мама может проанализировать успешность освоения материала и понять, как лучше скорректировать занятия на следующий этап с учетом упущенного или не до конца завершенного блока.

План развития может выглядеть приблизительно так:

Понедельник Вторник Среда Четверг
Моторика; Шнуровка; Конструктор; Прищепки; Сенсорные подушечки;
Речь; + + +
Общие знания; Выезд на природу; Изучение деревьев в парке;+ Обучающий фильм;
Чтение (18.00); «Репка»; «Курочка Ряба»; «Теремок»; Стихи;
Творческие способности (16.00); Пластилин; Рисование; Лепка; Аппликация;
Музыка
(12.00);
Симфония № 1; Вальс; Ноктюрн; Детские песни;
Логика (10.00); Логические цепочки; Карточки; Работа по тетради; _
Кубики Зайцева для старшего (15.00); Слог «Ба»; Слог «Ма»;

При желании каждую строку можно дополнительно разбить на две, чтобы вносить информацию по каждому из детей. Удобно отслеживать пройденный материал, делая пометки о виде занятий с детьми.

Возможно, ведение такой таблицы покажется сложным или скучным, но она помогает маме ориентироваться в течение дня в выполненных и упущенных занятиях. Когда малыши подрастают, можно вывешивать план на стене и предлагать детям делать самим отметки. Понимая, что и когда вы проходили, легче проводить анализ деятельности, своевременно вводить все необходимые навыки.

При необходимости обучить старшего сложным для понимания второго ребенка знаниям, не нужно отгонять младшего, лучше предложите ему наблюдать или рассматривать вместе с братом или сестрой новый материал.

При таком принципе легко отслеживать, какой вид занятий вы уже использовали. Исходя из плана, всегда найдется идея, чем занять крошек. Хорошо, если график будет сочетаться с режимом дня и для разных видов деятельности будет указано предпочтительное время суток. Так, творческие занятия удобно проводить во второй половине дня, а обучающие занятия и игры − с утра. Приблизительно поняв схему обучения и развития детей в течение дня, маме намного проще планировать выполнение бытовых задач.

Обратите внимание! Для успешного освоения детьми новых знаний и умений в первой половине дня, малыши должны быть в хорошем настроении, выспаться. Большинство педиатров, психологов и педагогов сходятся в мнение, что ребенок должен ложиться спать не позже 10 часов вечера, продолжительность ночного сна должна быть не менее 10 часов. Этого времени достаточно на полное восстановление организма и активные занятия в первой половине дня.

Приучение детей к познанию нового материала в первой половине дня, ежедневным занятиям с маленького возраста позволяет успешно адаптировать детей к необходимости учебной деятельности в дошкольном учреждении и школе.

Наличие такой таблицы не говорит, что нужно следовать намеченным пунктам, невзирая на препятствия. Жизнь всегда вносит свои коррективы, и дети часто не следуют намеченной родителями дорогой. Но видя, что удалось сделать, какие успехи были достигнуты, можно не только понять, где нужно наверстать, но и увидеть склонности детей к определенному виду деятельности, направления, которые вызывают у них сложности. Зная сильные и слабые места собственного ребенка, намного проще реально оценивать его знания и готовить к школе.

Подготовка заданий, материалов и обдумывание идей для игр

Кроме таблицы освоения необходимых знаний и умений на неделю, хорошо уделять время подготовке материала для игр и занятий. Все элементы желательно подготовить накануне, тщательно продумав весь материал для каждого ребенка, собрав необходимые предметы в достаточном количестве.

При подготовке желательно продумывать различные варианты, ведь с детьми достаточно сложно предугадать, чем именно малыш захочет заниматься.

Чтобы все ваши попытки не превращались в расстройство, заранее подумайте про смену видов деятельности, подберите разноплановые варианты. Хорошо подумать над вариантом, когда один из детей откажется выполнять предложенное. Оптимально подготовить для каждого из детей отдельный комплект из заданий, которые займут на время работы со вторым малышом.

Важным фактором при подготовке занятия будет понимание, что один из детей может не захотеть выполнять все по вашему плану, а предпочтет делать по уже известной ему схеме.

Например, если вы запланируете нарисовать цветок, он может запротестовать, попросить рисовать кружочки или машинки. К такому повороту нужно быть готовым и стараться проявлять гибкость. Предложите компромисс, сначала все рисуют предложенное мамой, а потом мама нарисует желаемое.

Все занятия должны проходить в игровой форме с использованием наглядного материала, оформленного в яркой и привлекательной для детей форме. Для привлечения внимания хорошо использовать любимые игрушки в качестве активного ведущего, рассказывающего весь необходимый материал. Сохранить интерес к разнообразным пособиям и методичкам можно разнообразив материал, увеличив количество используемых дополнительных предметов. Использовать одно и то же пособие лучше не каждый день, а чередуя его с другими.

Одно из условий проведения качественных игр и занятий с детьми дошкольного возраста – частая смена полезной деятельности, переключение с умственного труда на физический, приучение к разминкам и гимнастикам между разными занятиями. С самого раннего возраста обоих детей нужно приучать правильно сидеть, держать ручку или карандаш, выполнять разминку для глаз и спины. В погоне за знаниями не стоит забывать о здоровье детей.

Подготовка инструментов

Оптимально иметь все необходимые инструменты в нескольких экземплярах. Дети копируют поведение друг друга, если один малыш будет рисовать розовым фломастером, то второй тоже захочет рисовать именно таким же. Чтобы избежать конфликтов на этой почве, при покупке канцелярии и других инструментов берите два экземпляра. Организуя совместную деятельность, предоставляйте каждому малышу собственный комплект необходимых инструментов, который будет идентичен набору брата или сестры.

Если дети разновозрастные и на одном занятии вы предлагаете разные виды деятельности, то чтобы младший ребенок не стремился использовать не предназначенные для наго инструменты, можно воспользоваться небольшой хитростью. Дети очень чувствительны к цифрам. Они с радостью запоминают свой возраст и видят разницу в количестве.

Скажите крохе, что этот предмет разрешен только детям, которым уже исполнилось … лет, а ему только …. Объясните, что когда малышу исполнится … лет, то ему обязательно будет можно делать желаемое действие.

Подготовка места

Творческие и умственные задания требуют удобного места для их выполнения, активные игры – пространства. Стоит заранее побеспокоиться, чтобы дети не мешали друг другу и при этом видели, чем занят второй малыш. Убедиться, что для игры будет достаточно места для безопасного ее проведения. Есть несколько секретов подготовки места для проведения разных видов занятий.

  • С двумя детьми оптимально ставить два стола один напротив другого, а самим располагаться сбоку, чтобы было комфортно помогать обоим малышам;
  • Усаживать рядом не рационально: пытаясь посмотреть, чем занят брат или сестра, крошки могут мешать друг другу, что приведет к конфликту;
  • Хорошо, когда каждый из детей имеет свое место для творческих и учебных работ, которое растет вместе с ним, позволяя сохранять осанку и здоровье, а вам сэкономить, совершив покупку однократно;

Необходимость отдельных рабочих зон для каждого малыша в семье не всегда легко решается. Иногда площадь квартиры не позволяет размещать несколько полноценных столов для занятий. Но не стоит по этой причине лишать детей личного рабочего мест. Как вариант, можно использовать небольшие по размеру столики, которые устанавливаются друг напротив друга. При установке одного стола с возможностью сидеть с разных сторон, лучше дополнительно разделить рабочую площадь на зоны между детьми. Дети могут играть вместе, но у них обязательно должно быть место, где будут располагаться только их игрушки, книжки, небольшие секретки. Это важный этап в идентификации собственного «Я» и развитии полноценной личности.

  • Для подвижных игр, которые требуют большого пространства, лучше выбирать улицу или продумать способы организации безопасного пространства. Все острые углы рекомендуется закрыть мягкой тканью. Чтобы избежать травматизма, выбирайте место, где малыши не будут скользить. Уберите все хрупкие вещи в недоступные места, при этом предметы, которые находятся высоко, но стоят на краю и при возможном толчке мебели могут упасть, лучше перенести или переставить.

Все эти шаги по подготовке занятий и игр с несколькими детьми помогут избежать сумбура, негативных реакций и сделать совместное времяпровождение детей интересным и полезным.

Общие выводы и рекомендации

Подводя итог под принципами организации занятий с несколькими детьми остается только подытожить сказанное и рассказать некоторые хитрости, подходящие для дошкольного возраста.

  • Все занятия должны содержать игровой элемент и быть желанными для обоих малышей и родителя. Если один кроха хочет заниматься по предложенной вами схеме, а второй выражает протест, то предоставьте ему свободу и проводите запланированное с одним ребенком. Через несколько минут, видя интерес брата или сестры к предложенному действию, строптивое чадо пожелает присоединиться. Если вы будете пытаться заставлять, то вызовете дополнительный протест или истерику;
  • При подготовке заданий старайтесь использовать интересный для детей материал, разнообразить скучные задания героями или историями, используйте для привлечения внимания яркий, привлекающий вид предметов. Наличие привлекающих внимание картинок позволяет даже из самого скучного и сложного обучающего материала сделать интересную игру, в которой герой исследует волшебный мир науки;
  • Старайтесь говорить на понятном для малышей языке, выбирая прямой порядок слов, избегая очень сложных выражений и терминов. Постарайтесь применять понятные для обоих детей примеры и предметы, ведь дети дошкольного возраста используют образное мышление для восприятия происходящих вокруг событий и понимания нового материала;
  • Чередуйте виды деятельности. Если малышу надоело думать над задачей или слушать книгу, предложите ему попрыгать или побегать, потанцевать. Такой резкий перепад в деятельности поможет сбросить лишнее напряжение и выплеснуть лишнюю энергию. Смена спокойных и активных занятий позволит отдохнуть не только малышам, но и маме;
  • Все дети к моменту начала общего занятия должны быть сыты, бодры и в хорошем настроении. Не стоит привлекать к активной совместной деятельности больного или вялого малыша, начните работать с одним крохой, и если второй проявит желание, то разрешите к вам присоединиться;
  • Старайтесь обеспечить детей тишиной во время развивающих и обучающих занятий, спрятать все отвлекающие предметы, выключить телевизор;
  • Реакция на результат деятельности должна быть только положительной. Не сердитесь, если у одного ребенка все получается, а у другого нет, не ставьте их в пример друг перед другом. Лучший вариант предложить дополнительно проработать сложное место и добиться хорошего результата. В это время второй малыш может помогать вам;
  • Каждый ребенок индивидуален, постарайтесь даже в командной деятельности отмечать особенности каждого из детей, подчеркивать успешные попытки и корректно поправлять неудачные места, предлагая повторить сложное место для закрепления;
  • Позвольте детям самостоятельно искать игры без вашего участия. Подскажите и отойдите в сторону. Умение играть и находить занятие самостоятельно − важный навык для детей, позволяющий закреплять полученные знания и моделировать различные ситуации.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?