Развитие ребенка от 4 до 5 лет Содержание статьи: Ребенок вступил в средний дошкольный возраст, ему 4 года. Подвижный, разговорчивый, ловкий карапуз с каждым днем становится все умнее, быстрее, сильнее. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Какие изменения произойдут в физическом, умственном, психологическом развитии? Об этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

    Новый этап, новые вопросы, новые задачи

    Вступление в средний дошкольный возраст, который продлится до 5-ти лет принесет много нового в жизнь ребенка и взрослых, окружающих его. Сохраняя прежнюю высокую подвижность, малыш все больше времени может проводить за спокойными играми, концентрироваться на учебных задачах.
    Ребенок в 4-5 лет уже хорошо координирует свои движения, имеет неплохую мелкую и крупную моторику, постоянно спрашивает о строении окружающих предметов, предназначении разных вещей, начинает интересоваться взаимоотношениями между людьми.
    Чем больше малыш узнает, тем чаще от него можно услышать самые разнообразные вопросы и рассуждения. Детская любознательность не знает границ, часто многие вопросы от маленького философа могут поставить в тупик даже высокоинтеллектуального ученого, не то, что обычного человека. Недаром говорят, что “устами младенца глаголит истина”. Подмечая детали, на подсознательном уровне чувствуя эмоции, дети в 4-5 лет могут говорить действительно мудрые фразы, к которым неплохо прислушаться и оценить. Внимание со стороны родителей к словам и рассуждениям ребенка на этом этапе жизни — одна из важных задач. Чем больше ответов и разъяснений получит кроха, тем проще ему будет переходить к более сложным навыкам и умениям. Малыш стал очень быстрым. Ему очень нравится, что он может бегать, прыгать, ползать и он с удовольствием использует свои возможности по-максимуму. Но организм еще не готов выдерживать такую нагрузку в течение долгого времени и малыш быстро устает. Поддержание режима дня, дневной сон, регуляция учебной и физической нагрузки очень важны. С увеличением времени, проведенного за развивающими занятиями, взрослым нужно обратить внимание на осанку ребенка. Мышцы скелета, кости и суставы еще полностью не сформировались и легко поддаются искривлению. Следует внимательно следить за тем, как малыш сидит за столом, как держит спину. Приучать ребенка к правильному положению тела за столом нужно с ранних лет, предупреждая появление сколиоза. Одной из заметных деталей физического взросления между 4 и 5 годами жизни становится изменение типа дыхания. До 4-х лет дети преимущественно используют брюшной тип, а переходя в средний дошкольный возраст — грудной. Это происходит, благодаря укреплению мышц плеч. Если внимательно посмотреть на детей 2 и 5 лет, то хорошо заметно, как у малышей при дыхании увеличивается верхняя часть живота, а у дошколят грудина.

    Рост и вес

    Чем старше становятся дети, тем больше различий между ними можно найти. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану и оценивать его развитие следует, опираясь на его же показатели в прошлом, а не сравнивая с другими детьми. Изменения роста и веса в 4-5 лет для каждого малыша индивидуальны. Большинство детей за 12 месяцев наберут от 1 до 4 кг и вырастут на 2-7 см. Разбежка в показателях роста и веса между сверстниками к концу этого периода может составлять до 20 см в росте и до 15 кг в весе. Эта разница в большей степени обусловлена генетическими особенностями каждого отдельного ребенка. Малыши крупных родителей быстрее растут, для семей, где оба родителя невысокого роста характерна умеренная или низкая скорость набора веса и роста.

    Что должен уметь ребенок

    Кроме разницы в физическом развитии, существенные отличия между детьми наблюдаются и в приобретенных навыках. Одни карапузы к 5-ти годам успешно осваивают коньки и лыжи, другие только наращивают скорость на велосипеде. Не стоит переживать, если ваш малыш отказывается постигать тот или иной вид спорта. Возможно его тело и головной мозг еще не готовы. Периодически предлагайте попробовать новый вид спорта для изучения, но не настаивайте. Залог успешного освоения новых навыков для детей 4-5 лет — желание со стороны ребенка. Существует список двигательных навыков, показывающих степень развития ребенка к 4-5 годам. Среди обязательных для каждого ребенка умений можно выделить:
    • бег. Все дети к 4-5 годам должны уметь бегать с разной скоростью, меняя направление, темп движения на ходу, преодолевая небольшие препятствия;
    • прыжки. В норме к 4,5 годам ребенок должен уметь прыгать на 1 и 2 ногах, вперед, в стороны, на месте. Уметь перепрыгивать небольшие препятствия, держа ноги вместе или перескакивая, поочередно перенося ноги;
    • удерживая равновесие. Малыш должен уметь самостоятельно ходить по наклонной доске, бордюру. Удерживать равновесие стоя на одной ноге в течение нескольких минут, допускается легкое пошатывание в разные стороны;
    • лазать. С удовольствием подниматься по вертикальной лестнице, преодолевать “радугу”, спрыгивать с небольшой высоты, повиснув на перекладине;
    • ловить и кидать мяч. Дети в 4-5 лет должны уметь ловить мяч 1 и 2 руками с разного расстояния. Кидать — из разного положения: стоя, сидя, лежа, из-за головы, в разном направлении — вверх, в стороны, назад, вперед, между ног;
    • хождения на разных частях стопы: на цыпочках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы;
    • выполнять разные виды шагов: приставные, широкие, семенящие, с высоко поднятыми коленями, с прискоком. По просьбе взрослого чередовать виды шагов в заданной последовательности (2 широких шага, 3 семенящих, 1 с прискоком);
    • ходить задом наперед, контролируя движение повернув голову в бок;
    • самостоятельно ходить по лестнице чередующимся шагом;
    • нанизывать один предмет на другой: кольца пирамидки на основу, бусины на нитку;
    • проводить при помощи линейки прямую и прерывистую линию;
    • заштриховывать при помощи карандаша рисунок;
    • раскрашивать предложенную картинку;
    • различать право — лево, хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости.
    Если ребенок к 5-ти годам не владеет 1 или несколькими указанными навыками при ваших усилиях его научить необходимо обратиться к участковому педиатру. Ребенок в 4 года

    Виды развития ребенка от 4 до 5 лет

    Внимания со стороны ребенка требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.

    Физическое развитие

    Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:
    • Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;
    • Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
    • Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;
    • формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.

    Комплексы упражнений для тренировки физических навыков

    В 4-5 лет целесообразно проводить в течение дня несколько комплексных тренировок:
    • утренний комплекс упражнение (зарядка) с использованием упражнений для разминки всех мышц тела (ходьба, бег на месте, наклоны, приседания и т. д.);
    • дневную гимнастику для совершенствования навыков. Можно применять фитбол, упражнения на стенке, комплексы для отдельных групп мышц (спина, ноги, руки).
    Ежедневная физическая нагрузка — обязательный элемент для формирования здорового тела, сильного иммунитета. Старайтесь мотивировать ребенка на движение. Чем больше кроха будет бегать, прыгать, играть на свежем воздухе, тем лучше будут развиваться его мышцы.

    Подвижные игры и прогулка

    Ежедневно ребенок должен находиться на улице около 3 часов. В зимнее время можно сократить время пребывания до 30 минут, предлагая ребенку расширенный комплекс упражнений в домашних условиях. На прогулке предлагайте ребенку:
    • Лазать по турникам, ходить по бордюрам, преодолевать пешком и бегом различные расстояния;
    • Подвижные игры: догонялки, салки, классики, игры с мячом, тарелкой, скакалкой. Хорошо, если получится привлечь к игре других детей;
    • Тренировать выносливость, постепенно увеличивая расстояние пройденное пешком. Прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. можно использовать не только для развития физических навыков, но и в качестве обучающих занятий (по дороге рассказывайте о предметах, событиях);
    • Кататься на велосипеде, беговеле, самокате, санках, лыжах и т. д.
    В 4-5 лет дети нуждаются в общении со сверстниками. Подвижные игры — хороший способ не только развивать малыша физически, но и помочь ему завести новых друзей, предлагая пригласить в игру других детей.

    Дополнительные занятия, спорт

    С 4-5 лет ребенку доступны различные секции. Хорошо предложить малышу попробовать себя в плавании, футболе, гимнастике в зависимости от предпочтений ребенка. Чтобы помочь малышу определиться, хорошо посещать различные спортивные соревнования, знакомить с разными видами спорта. Раннее привлечение внимания к активному образу жизни позволит сформировать понимание важности поддержания хорошей физической формы, необходимость следовать здоровому образу жизни.

    Формирование базы знаний о здоровом образе жизни

    Привлечение ребенка к активным физическим нагрузкам рекомендуется проводить совместно с просветительской работой о важности соблюдения принципов здорового образа жизни. Предлагая выполнять то или иное упражнение рассказывайте ребенку, что тренирует тот или иной комплекс (давай побегаем — чтобы были сильными ножки, поприседаем — чтобы не болела спина). Детям 4-5 лет физические упражнения приносят удовольствие, а понимание важности совершаемых действий прибавит интерес со стороны ребенка. Отдельно нужно следить за правильным положением спины ребенка во время занятий за столом. Мышцы, кости и суставы ребенка еще не окрепли и легко деформируются. Через каждые 15-30 минут занятий за столом предлагайте малышу сделать гимнастику для глаз, размять спину.

    Психическое развитие

    В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов. Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.

    Развитие самостоятельности

    Спокойствие в жизнь ребенка привносит возросшее количество бытовых умений, выполняемых малышом самостоятельно. Дети 4-5 лет, осознавая свои возросшие способности, часто пытаются командовать взрослыми, устанавливать свои правила. Давать карапузу полную свободу действий в этом возрасте не рекомендуется, желательно:
    • Установить и придерживаться правил разрешенных и запрещенных действий для ребенка. За соблюдение — хвалить, за нарушение — применять наказание, установленное на семейном совете (лишить мультфильма, похода в кино и т. д.);
    • Предлагать альтернативу нежелательным действиям;
    • Реагировать соразмерно поступку;
    • Не давить на ребенка психологически: рассказывая страшные истории, долго обижаясь, вызывая длительное чувство вины;
    • Быть открытым к диалогу. Дети, понимающие смысл запрета, намного реже стремятся его нарушить.
    Обозначенные советы позволят корректировать поведение ребенка без усиления негативных реакций.

    Социализация

    Все сильнее проявляется необходимость в общении с другим детьми. Налаживая отношения между собой, дети часто ссорятся, мирятся, спорят и пытаются завоевать уважение сверстников. Гендерные различия все чаще проявляют себя в одежде, выборе товарища для занятий, игры. Девочки больше тяготеют к узким компаниям, создавая “секретики” и играя в ролевые игры с бытовым сюжетом. Мальчики предпочитают шумные активные игры, соревнования. В 4-5 лет большинство детей обзаводится первыми друзьями, которые часто становятся примером для подражания. Рекомендуется в этот период объяснить ребенку, что он уникален и не следует слепо копировать поведение друга, особенно, если оно идет вразрез с установленными дома правилами. Первые дружественные отношения не обходятся без конфликтов и ссор. Хорошо на примере сказок, мультфильмов научить малыша, как нужно решать и избегать конфликтов, выстраивать отношения с другими детьми, просить прощения.

    Любознательность

    В 4-5 лет ребенок переходит на новую стадию развития любознательности. Чаще появляются вопросы, связанные не с текущей деятельностью, а с размышлениями над ранее увиденным, попыткой понять, почему происходит то или иное событие. Иногда формулировка вопроса ставит взрослых в тупик своей сложностью. Не переживайте, если не можете дать вопрос одномоментно. Объясните крохе, что в данный момент вы затрудняетесь ответить и постарайтесь в ближайшее время найти информацию, объясняющую интересующий ребенка момент. Хорошо познакомить малыша с методами поиска информации, сводить в библиотеку, показать многогранность мира. Взрослые должны помнить, не стыдно показать, что вы что-то не знаете, важно не отмахиваться от интереса ребенка. Вместе с ним найдите ответ на заданный вопрос, помогите понять причинно-следственные связи, понять суть интересующего его события, явления, предмета.

    Эмоциональное развитие

    Эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет в большей степени направлено на формирование социальных отношений. В этом возрасте дети учатся понимать эмоции и чувства других людей: сочувствовать, жалеть, поддерживать. Большую роль в становлении этих качеств играет отношение взрослых к ребенку и между собой. На первых этапах ребенок распознает эмоции по своим ощущениям, интонации, мимике, ему сложно понять, почему человек обиделся, расстроился. Линию поведения в нестандартной ситуации малыш выстраивает по шаблонам, основанным на наблюдении за близкими людьми. Если в семье принято просить прощение, жалеть и уважать друг друга, то кроха быстро копирует такое поведение, применяет его, следуя своей интуиции. Чтобы помочь ребенку быстрее разобраться в чужих эмоциях, подбирать правильную модель поведения, следует в 4-5 лет обучить его простым методам анализа ситуации:
    • ставить себя на место другого человека, понять, какие бы эмоции вызвали слова, действия, направленные на самого ребенка;
    • сравнивать разные ситуации, видеть различия и сходства;
    • предугадывать возможную реакцию человека на слова или действия.
    Проще всего научить ребенка правильному выбору шаблона поведения, читая сказки и рассказы о дружбе, добре и зле. Обсуждайте ситуации, происходящие с героями историй, предлагайте подумать над ситуацией с разных сторон, прочувствовать эмоции каждого персонажа.

    Контроль эмоций

    В 4-5 лет дети уже могут учиться сдерживать свои эмоции: переключаясь на другой вид деятельности, считая про себя, отжимаясь или бегая. Кроме этих простых способов сдерживания негативного порыва, рекомендуется показать малышу, как правильно давать выход скопившемуся негативу. Удержавшись от истерики раз, два, ребенок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. В итоге, относительно спокойный малыш может сорваться и в относительно простой ситуации устроить истерику. Психологи считают, что лучшим способом избавиться от негатива является арт-терапия. Умение выразить свои внутренние переживания при помощи художественных методов позволяет ребенку сбросить напряжение, а взрослым заметить изменения, происходящие с малышом. Заметив, что ваш карапуз изменил предпочтения в цветовом решении, изменил привычные образы, обязательно спросите, что он нарисовал, почему выбрал именно такой цвет. Через обсуждение рисунка вы сможете оценить эмоциональное состояние ребенка, обсудить с ним волнующие его события. Нервная система детей 4-5 лет еще не окрепла, часто причинами негативных реакций становится усталость или нехватка внимания со стороны взрослых. Ребенок в 4-5 лет нуждается в режиме дня, эмоционально полном общении с родителями. С малышом не обязательно проводить целый день, общаясь и играя, нужно находить хотя бы час ежедневно для обсуждения важных для ребенка вопросов, общения вне бытовых дел.

    Сенсорное развитие

    Умение правильно воспринимать поступающую из разных каналов (слух, зрение, пальчики) информацию играет большую роль в формировании прочной базы знаний, развитии умственных способностей ребенка. В 4-5 лет рекомендуется стимулировать познание окружающего мира через игру. Органы чувств ребенка уже полностью сформировались, активно идет процесс создания информационных связей в головном мозге. Так, увидев знакомый предмет, малыш вспомнит, как он звучит, каков на ощупь, по весу и т. д. Получив для изучения новый предмет, малыш может оценить его на сходство с уже знакомыми игрушками и вещами. В 4-5 лет происходит формирование прочных связей между словами и предметами. Малыш не только знает, что как называется, но и может соотнести название цвета, формы, веса, положения в пространстве с определенными предметами. Активно происходит соотношение окружающих вещей и обобщающих слов, характеристик. Для стимуляции сенсорики рекомендуется:
    • продолжать изучение математических и логических понятий: форма, масса, расположение в пространстве, ширина, высота и т. д.;
    • расширять базу знаний о свойствах предметов: цвет, гладкость, температура и т. д.;
    • предлагать применять обобщающие слова (посуда, животные, мебель) к окружающим предметам;
    • расширять познания звуков и музыки;
    • знакомить с разными вкусами продуктов.

    Музыкальное развитие

    В 4-5 лет следует продолжать развивать умение ребенка различать звуки, чувствовать музыку, выражать эмоции в танце. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, расширяют базу знаний. Хорошо предлагать малышу:
    • Слушать классические произведения;
    • Пытаться понять, что чувствовал автор, создавая композицию;
    • Учиться различать темп и ритм музыки;
    • Слушать детские песенки, подпевать им;
    • Разучивать простые танцевальные движения;
    • Изучать музыкальные инструменты, запоминать их названия и звучание;
    • Играть на музыкальных инструментах (игрушечных и настоящих);
    • Слушая музыку, танцевать, выражая свое отношение не только словами, но и движениями.

    Речевое развитие

    В норме в 4-5 лет речь ребенка должна быть чистой, понятной не только родителям, но и всем окружающим людям. Свойственная предыдущему периоду замена слогов, проглатывание окончания и неправильное согласование слов должны исчезнуть. Речь ребенка должна быть структурированной, состоять из связанных между собой простых и сложных предложений, наполненных всеми частями речи (кроме деепричастий и причастий). Речь нормально развита, если ребенок:
    • строит фразы, состоящие из 6-9 слов;
    • полностью понимает обращенную к нему речь;
    • при необходимости меняет слова во времени;
    • применяет правильно множественное и единственное число (к 5 годам);
    • воспринимает и применяет предложенную корректировку со стороны взрослого;
    • произносит звук “Р”. Если к 4,5 годам малыш не произносит этот звук — необходимо обратиться к логопеду за корректировкой;
    • знает наизусть одно или несколько стихотворений;
    • может рассказать, чем отличается человек от животного;
    • находит по устному описанию предмет;
    • понимает значение и правильно применяет предлоги;
    • может поддержать беседу, ответить на вопрос, правильно сформулировать свой;
    • по просьбе может пересказать услышанную историю по памяти, или опираясь на картинки;
    • знает свое имя, фамилию, город проживания, имена родителей.
    Если к 4,5 годам у ребенка отсутствует одно или несколько из перечисленных речевых навыков, следует предложить ребенку проработать слабое место, при необходимости обратиться к логопеду за консультацией. Особенного внимания к срокам приобретения речевых навыков нужно уделить детям, не посещающим дошкольные учреждения. В большинстве детских садов ежегодно дети проходят оценку речевых умений и в зависимости от уровня развития речи посещают занятия в логопедическом пункте или переводятся в специальные логопедические группы при выявлении серьезных нарушений. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то контроль за появлением речи ложится на плечи родителей. Рекомендуется посетить логопеда в 4 года и в 6 лет. В 4 года специалист оценит уровень речи, готовность мышц и активный словарь. Но сложности с произношением звука “Р” проявляются только к 5 годам и могут исправиться самостоятельно. Если к 5,5 годам малыш не выговаривает “Р” или делает это не четко, следует посетить логопеда для назначения специальных занятий. Для совершенствования и обогащения речи малыша следует ежедневно предлагать ему:
    • Беседовать о повседневных делах, событиях. Привлекайте ребенка к активному диалогу, предлагайте задавать вопросы и давать ответы на ваши в развернутом виде. Активная практика — лучший тренажер речи;
    • Читайте и обсуждайте книги. Чем больше различных сказок и рассказов вы прочитаете ребенку, тем богаче будет его активный словарь;
    • Предлагайте выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для четкого выговаривания звуков, тренировки мышц лица полезны не только для деток со сложностями в произношении. Малыши, хорошо произносящие основные звуки, при помощи гимнастики для лица тренируют выразительность, дикцию, дыхание;
    • Учите вместе с ребенком скороговорки, стихи, небольшие отрывки сказок. Предлагайте рассказывать выученные тексты в разном темпе, с интонацией. Пусть малыш попробует рассказать стихотворение в разном эмоциональном тоне (весело, грустно);
    • Расширяйте знания об окружающем мире.
    Речь — сложное умение, появляющееся постепенно. От того, сколько усилий вы приложите, как часто будете разговаривать с ребенком зависит чистота и качество активной речи. Развитие ребенка в 4 года

    Мелкая моторика

    Чем чаще малыш играет с небольшими предметами, выполняет задания, в которых задействованы пальчики рук, тем легче ему будет освоить навык письма. Учить писать прописные буквы в возрасте 4-5 лет не рекомендуется. На этом этапе лучше ограничиться рисунками и раскрасками. Дело в том, что почерк человека формируется где-то в 4 года и ранее научение письму может закрепить неправильный навык написания букв. В 4-5 лет предложите ребенку попробовать рисовать печатные буквы для закрепления знаний алфавита. Мелкую моторику рук в 4-5 лет хорошо развивать при помощи игр и бытовых занятий:
    • Застегивать и расстегивать пуговицы, замочки на собственной одежде и бизиборде;
    • Завязывать и распутывать узелки;
    • Рисовать карандашом, кисточкой, губкой, мелками, песком;
    • Вырезать детскими ножницами фигурки, снежинки;
    • Лепить простых зверей и бытовые предметы из пластилина;
    • Нанизывать бусины на шнурки, ленты, нитки;
    • Складывать пазлы, разрезные картинки;
    • Конструировать по образцу и для игровых целей;
    • Играть с наклейками;
    • Сортировать крупы и другие мелкие предметы.

    Познавательное развитие

    В 4-5 лет рекомендуется продолжать знакомить ребенка с окружающим миром. Хорошо проводить тематические занятия, в рамках которых будут предложены для изучения определенные темы. К 5-ти годам стоит изучить с ребенком:
    • Домашних и диких животных. Расскажите, где они живут, чем питаются, какие отличительные черты у каждого вида. Хорошо рассказать, какую пользу приносят домашние животные для человека;
    • Птиц. Покажите, какие бывают птицы, чем они питаются, где живут;
    • Насекомых. Хорошо, если к 5-ти годам ребенок будет знать около 15 разных видов насекомых;
    • Растения (деревья, кусты, цветы). Карапуз должен знать, чем они отличаются друг от друга, где растут, чем полезны для человека, как их можно использовать;
    • Овощи, фрукты, ягоды. К 4-м годам малыш уже знает много овощей и фруктов. В ближайшие 12 месяцев расскажите карапузу, где они растут, из чего состоят, в каком виде их можно есть (сок, каша, суп);
    • Грибы. Где растут, какие бывают. Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами, что даже съедобные грибы нельзя есть в сыром виде;
    • Тело человека и животного. К 5-ти годам малыш должен уверенно называть основные части тела человека и животного, уметь объяснить, чем они отличаются;
    • Времена года, части суток, месяца. Расскажите, какие бывают времена года, чем они отличаются друг от друга, какие занятия доступны для детей и взрослых. Малыш к 5-ти годам должен отличать утро, обед, вечер и ночь, уверенно отвечать, когда и что нужно делать (утром — завтракать, ночью — спать). Познакомьте с очередностью месяцев, рассказав к какому времени года относится каждый из них.
    Кроме обозначенных тем, рекомендуется провести занятия по темам:
    • Транспорт;
    • Цвет;
    • Мебель;
    • Одежда, обувь, головные уборы;
    • Профессии;
    • Бытовая техника;
    • Столовые приборы, посуда;
    • Явления природы;
    • Материалы.

    Развитие внимания

    Одним из важных критериев успешного обучения ребенка является его умение концентрировать свое внимание на задании, умение находить детали. Нервная система детей дошкольного возраста еще не полностью сформирована и им сложно долго усидеть на месте, концентрировать свое внимание на деталях, скучных заданиях. Учитывая эту особенность детей, все задачи и задания им преподносятся в игровой форме. Умение концентрироваться на задачи можно и нужно тренировать. В 4-5 лет можно предложить ребенку:
    • Запоминать и рассказывать истории и сказки;
    • Заучивать наизусть небольшие стихи и рассказы;
    • Вспоминать историю, опираясь на картинки;
    • Разбирать предметы по названным группам (кубики отделять от шариков, игрушки от бытовых предметов);
    • Собирать пазлы до 20-ти деталей;
    • Повторять за вами фразы, четко соблюдая правильный порядок слов;
    • Искать несоответствие на картинках, находить лишнее или называть исчезнувшее.

    Математическое развитие

    Ребенок в 4-5 лет готов развивать свои математические способности. В игровой форме предложите ему:
    • Тренировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Находить и называть, где относительно малыша находятся те или иные предметы (сверху, снизу, далеко, близко);
    • Изучать сложные геометрические фигуры, находить сходства и отличия между новыми формами и знакомыми простыми фигурами;
    • Выучить цифры до 9, можно и дальше;
    • Считать на пальцах, палочках, игрушках до 10, можно и дальше;
    • Научиться соотносить количество предметов с цифрой;
    • Расставлять карточки с цифрами до 10 в прямом и обратном порядке;
    • Сравнивать количество предметов в 2 разных группах. Попросите определить, где больше, а где меньше предметов, уравнять количество.

    Логика. Мышление

    Для развития логики и мышления в 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку задания:
    • находить отличия и сходства на похожих рисунках;
    • собирать различные фигуры из конструктора по образцу, чертежу;
    • по сбору единого рисунка из частей (разрезные картинки, пазлы);
    • выстраивание деталей игрушки в определенном порядке, по соответствию размера и формы (пирамидки, вкладыши, сортеры, логический куб);
    • поиск обобщающего слова;
    • поиск ответа на загадку с подвохом;
    • поиск ошибок в рисунках;
    • поиск противоположностей;
    • соотношение буквы и звука;
    • поиск пары для слова, игрушки, действия;
    • сравнение предметов между собой;
    • классификацию предметов по 1 или нескольким признакам;
    • решение простых логических задач;
    • поиск синонимов, антонимов к названному слову.

    Творческое развитие

    Художественно-эстетическое развитие ребенка в 4-5 лет базируется на 2 составляющих:
    1. Знакомство с разными видами искусства;
    2. Прикладное творчество.
    В 4-5 лет можно посещать с ребенком различные выставки, детский театр, музей. Знакомство с разными видами человеческой деятельности обогащает знания ребенка, стимулирует желание самостоятельно создавать первые рисунки, поделки. Для созидательной деятельности малышу можно предложить:
    • Рисовать: кисточкой, карандашами, мелками, песком, пластилином;
    • Лепить: из глины, пластилина, теста;
    • Клеить и собирать аппликации, поделки: из бумаги, природных и подручных материалов;
    • Оригами;
    • Бусоплетение;
    • Скрапбукинг.
    Выбор занятий для ребенка зависит от умений и желания взрослых научить кроху. Например, если вы умеете создавать ошибану (картины из цветов и листьев), то можно предложить крохе помочь вам в выполнении несложных элементов.

    Диагностика развития. Тест

    Любого родителя волнует вопрос, насколько ребенок соответствует нормам развития. На просторах интернета можно найти большие списки умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, но как правильно оценить уровень интеллектуального и психического развития? Для этого нужно просто предложить ребенку выполнить несколько заданий и посмотреть, как он их выполнит. Обращаем ваше внимание, что каждое задание должно быть знакомым ребенку, неоднократно использовано до момента оценки. Задание 1. Логический куб Предложите ребенку собрать куб, подбирая фигуры в подходящие отверстия. Если ребенок берет деталь, смотрит на нее и выбирает место на кубе, используя только зрение (не пытается прикладывать деталь к каждому отверстию) — оценка идеально. Если малыш в основном находит место для детали зрительно, но иногда путается в похожих по форме деталях — оценка хорошо. Подбор всех деталей через прикладывания ко всем отверстиям или непонимание задания — нужно дополнительно поработать. Задание 2. Познание окружающего мира Подготовьте 10 карточек с различными тематическими группами (овощи, профессии, явления природы и т. д.). Показывайте ребенку по-очереди картинки, просите назвать, что изображено, рассказать, что малыш знает о предмете или изображенном человеке. идеально — малыш узнал и рассказал о каждой карточке минимум 3 предложения; хорошо — узнал все карточки, смог назвать почти все предметы; нужно поработать — узнал не все предметы, ничего не сказал. Задание 3. Моторика Предложите ребенку собрать пирамидку из 8-10 деталей по возрастанию и убыванию. Идеально — малыш быстро выполнил задание, все детали были подобраны правильно; Хорошо — пирамидка собрана полностью, есть некоторые ошибки, сложности в нанизывании деталей; Нужно поработать — малыш не собрал пирамидку или допустил много ошибок, заметны трудности в нанизывании деталей. Задание 4. Внимание Предложите собрать пазл из 12 кусочков, как можно быстрее. Идеально — малыш быстро собрал рисунок, верно подобрал все детали; хорошо — пазл собран, допустил до 3-х ошибок в подборе деталей; Нужно поработать — пазл не собран или допущено много ошибок. Задание 5.Мышление Подготовьте 4 картинки: город, деревня, лес, море и по 5 карточек предметов, которые можно встретить в предложенных местах. Попросите ребенка рассортировать карточки по картинкам. Идеально — ребенок быстро рассортировал все карточки, не допустил ни одной ошибки; Хорошо — карточки рассортированы, допущено несколько ошибок; Нужно поработать — малыш не рассортировал карточки или допустил очень много ошибок. Задание 6. Память Подготовьте картинку, на которой нарисовано 10 отдельных знакомых ребенку предметов. Попросите его запомнить нарисованное. Переверните картинку, попросите назвать все изображенные предметы. Идеально — Малыш назвал не менее 7-ми предметов; Хорошо — названо от 4 до 6 предметов; Нужно поработать — ребенок назвал менее 3-х предметов. Задание 7. Фантазия На чистом листе бумаги обведите 3 небольших предмета с неровными краями (ключ, пуговицу, заколку для волос и т. д.). Сделайте это так, чтобы малыш не видел, что вы делаета. Покажите малышу изображения и спросите, на что это похоже. Идеально — малыш назвал более 5 ассоциаций; Хорошо — названо от 3 до 5 ассоциаций; Нужно поработать — названо менее 3 ассоциаций. Если эти задания выполнены ребенком на хорошо и идеально, то все хорошо, продолжайте заниматься по выбранной вами схеме. Если есть до 2 оценок плохо, то нужно усилить внимание на этих умениях. При низких показателях нужно обратиться к специалисту для поиска причины.

    Навыки по уходу за собой

    В 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку использовать основные навыки самообслуживания самостоятельно. Малыш должен сам:
    • одеваться и раздеваться;
    • обуваться и разуваться;
    • развязывать шнурки;
    • пользоваться столовыми приборами;
    • чистить зубы;
    • мыть лицо и руки;
    • пользоваться носовым платком;
    • посещать туалет и не забывать мыть после него руки;
    • сохранять правильное положение тела, сидя за столом;
    • убирать игрушки и предметы творчества.
    Если по каким-либо причинам в 4-5 лет малыш не освоил эти умения, стоит обратить на отсутствующий навык особое внимание

    Программа упражнений на неделю

    Развитие ребенка в 4-5 лет — многогранный процесс, требующий всестороннего подхода. Достаточно сложно удержать в голове все необходимые занятия и упражнения для ребенка в течение дня. Для облегчения этой задачи опытные родители разрабатывают индивидуальные образовательные планы, в которые вносят все необходимые навыки. На базе общего списка формируется план занятий на неделю, включающий в себя минимальные цели на каждый день.

    Вариант упражнений на неделю

    Вид деятельности.Понедельник.Вторник.Среда.Четверг.Пятница.Суббота.Воскресенье.
    Физическое развитие.Плечевой пояс.Спина.Гибкость.Скорость.Прыжки.Лазание.Координация.
    Творческое развитие.Лепка.Рисование красками.Аппликация.Поделки.Танцы.Рисование песком.Вырезание.
    Логика. Математика. Внимание.Пазлы.Счет.Ориентирование в пространстве.Сортировка, классификация.Поиск несоответствий.Сравнение.Соотношение буквы А и звука.
    Сенсорика. Мелкая моторика.Пазл.Шнуровка.Мозаика.Логический куб.Бусы и крупы.Наклейки.Рисование по точкам.
    Речь.Артикуляция.Скороговорки.Артикуляция.Стихи.Работа с карточками.Артикуляция.Стихи, скороговорки.
    Кругозор.Профессии.Явления природы.Домашние животные.Город и деревня.Растения.Птицы.Транспорт.
    Предложенная таблица — приблизительная схема занятий по дням недели для ребенка 4-5 лет. Каждый малыш осваивает навыки со своей скоростью и недельный план необходимо разрабатывать, опираясь на предпочтения карапуза. Как бы не хотелось ускорить процесс познания, старайтесь переходить к более сложным вещам только после полного усвоения предыдущего материала. Составляя таблицу, стоит помнить, что выбранный вами материал на определенный день может быть отвергнут крохой. Не расстраивайтесь и просто переходите к следующему пункту плана. Старайтесь соблюдать очередность умственных и физических нагрузок, заканчивайте занятия до того, как ребенку станет скучно. Задания необходимо подбирать исходя из текущих знаний ребенка. Слишком легкие или сложные задачи могут негативно сказаться на желании малыша заниматься. Средний дошкольный возраст — период активного познания окружающего мира. Малыш не только готов получать много новых знаний, но и хочет этого. Любознательность ребенка — основной двигатель обучения, старайтесь отвечать на вопросы ребенка, поддерживать его стремление узнать как можно больше, помогайте изучать новые способы получения и обработки информации.

    Все статьи по теме

    Дошкольное развитие ребёнка 3–5 лет

    Дошкольное развитие ребёнка в 3–5 лет

    Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в...
    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}