Развитие ребенка от 7 до 8 лет Содержание статьи: Между 7 и 8 годами дети вступают в новый этап своей жизни: начинают посещать школу. Новый период вызывает у многих родителей тревогу и сомнения: как правильно помочь сыну или дочке адаптироваться в новой среде, развивать его, укрепить здоровье ребенка. Давайте подробно рассмотрим изменения, происходящие с ребенком в этот период, изучим важные аспекты воспитания и развития детей в 7-8 лет.

    Физиологическое развитие

    В 7-8 лет тело ребенка активно формируется и развивается. Происходят процессы совершенствования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, легочной, иммунной систем, развивается суставно-связочный аппарат, мускулатура. Тело мальчиков и девочек стремительно приближается ко взрослым пропорциям. Скачок роста, который начался несколько лет назад постепенно сходит на нет. К 8-ми годам большинство детей будут подрастать в год на 3-4 см до начала подросткового периода (10-12 лет).

    Физиологические изменения в теле ребенка в 7-8 лет

    В 7-8 лет изменения происходят в разных системах и органах организма ребенка:
    • продолжается активное развитие опорно-двигательного аппарата: усиленный рост рук и ног за счет увеличения трубчатых костей, удлинение позвоночника, расширение грудины. Кости в организме меняются по форме, в структуре, продолжается процесс окостенения. Происходящие процессы в опорно-двигательном аппарате требуют от родителей тщательного контроля за питанием ребенка, соблюдением режима дня, предлагать сыну или дочке достаточное количество физических нагрузок (минимум 1,5 часа в день ребенок должен гулять на улице);
    • идет активное развитие мелких мышц рук, окостенение фаланг большого и указательного пальцев. Этот процесс усиливается, благодаря дополнительной нагрузке на пальцы во время обучения письму в школе. Многие дети в возрасте 7-8 лет часто жалуются на усталость мышц рук, боли в запястье. Это нормально. Пройдет несколько месяцев и рука адаптируется к интенсивным нагрузкам, неприятные ощущения исчезнут;
    • увеличение объема крупных мышц. Тело ребенка начинает приобретать изгибы как у взрослого человека. Происходит активное развитие мышц ног, рук, груди и спины. Малыш становится выносливым, может преодолеть несколько километров пешком, легко выдерживает вес собственного тела, повиснув на перекладине, может подтянуться;
    • происходит переход от брюшного типа дыхания к грудному или смешанному типу. В 7-8 лет девочки полностью переходят на грудной тип дыхания, мальчики используют оба вида попеременно в зависимости от нагрузки. Это происходит, благодаря укреплению мышц спины и груди, которые помогают легким раскрываться во все стороны, раздвигая ребра;
    • завершается развитие и укрепление диафрагмы. Играя важную роль в дыхательной функции организма, диафрагма является ограничивающим барьером между органами, находящимися в груди и брюшной полости. К 7-8 годам диафрагма полностью созревает;
    • Завершение формирования легких. К 7-8 годам у большинства детей легкие достигают предельного объема, формируются все основные альвеолы и альвеолярные ходы. Некоторые изменения будут происходить до 12 лет, но основное развитие легочной системы завершится к 8 годам;
    • Развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. Вместе с активным ростом тела и внутренних органов изменения происходят и в кровеносной системе ребенка. У малышей, которые достаточно быстро растут наблюдаются неприятные ощущения в области сердца. Чаще всего это вызвано быстрым темпом роста сердца и некоторым отставанием в развитии сосудов. Этот дисбаланс пропадет к подростковому возрасту (12 -14 лет);
    • Перестройка иммунитета. Если раньше основную роль в защите организма от вирусов и бактерий играла вилочковая железа, то в 7-8 лет постепенно в этот процесс включаются лимфатические узлы, миндалины, костный мозг, селезенка;
    • Процесс замены молочных зубов на коренные. У некоторых детей первые молочные зубы начали выпадать еще в 6 лет и к 7-8 годам на их месте выросли первые коренные зубы. Между 7-8 годами жизни у большинства детей выпадут не только передние, но и частично боковые зубы. В норме процесс замены молочных зубов завершится к 12 годам.
    Указанные изменения в организме — только самые явные процессы, происходящие с телом ребенка. На самом деле ежедневно малыш растет и меняется, организм медленно готовится стать взрослым, крепким, развитым.

    О чем нужно помнить:

    • Об осанке. Постарайтесь ежедневно напоминать сыну или дочке, как правильно сидеть за столом, сохранять правильное положение тела. Обратите внимание на парту, за которой сидит малыш. Во время письма его колени, локти должны находиться под углом в 90 градусов, между спиной и ногами должен быть прямой угол. Хорошо, если столешница парты немного наклоненная. Раз в четверть проверяйте, подходит ли парта вашему ребенку, не нужно ли предложить ему стульчик повыше или поднять столешницу. Те же требования предъявляйте и к рабочему месту ребенка дома;
    • О пальчиках рук. Предлагайте ребенку различные занятия на развитие мелкой моторики, научите делать гимнастику для рук. Такие занятия помогут быстрее привыкнуть к нагрузке на руки во время письма, снизят усталость пальчиков;
    • О физической нагрузке. В школе малыш большую часть времени проводит в сидячем положении. После занятий ему необходима достаточная нагрузка на все мышцы тела. Предлагайте ребенку ежедневно играть на улице в течение 1,5 часа, если есть возможность и желание отдайте в спортивную секцию по выбору сына или дочки;
    • О режиме дня. Для полного восстановления организма ребенок должен спать 10-11 часов в день, из которых 1 час приходится на дневной сон;
    • О соблюдении гигиены. В 7-8 лет в жизни ребенка происходит множество изменений, он подстраивается под новый режим дня, нагрузки. В первое время сын или дочка могут растеряться и начать забывать о необходимости соблюдения правил гигиены. Постарайтесь напоминать крохе о важности соблюдения этих правил, ненавязчиво контролировать их выполнение.
    Ребенок в 8 лет

    Ежедневно малыш растет и меняется, организм медленно готовится стать взрослым

    Нормы основных показателей для детей 7-8 лет:

    Пульс — 85 — 100 ударов в минуту; Артериальное давление — 100/60; Гемоглобин — 115 — 150 г/л; СОЭ — 4 — 8 мм/ч.

    Рост и вес

    Нижняя граница ростаВерхняя граница ростаНижняя граница весаВерхняя граница веса
    Мальчик 7 лет111 см130 см18 кг30 кг
    Мальчик 8 лет116 см137 см20 кг36 кг
    Девочка 7 лет111 см131 см18 кг32 кг
    Девочка 8 лет116 см137 см20 кг37 кг

    Физическое развитие

    В 7-8 лет малыш должен обладать следующими физическими навыками:
    • Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
    • Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
    • Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
    • Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
    • Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
    • Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
    • Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
    • Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
    • Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.

    Психическое развитие

    В 7-8 лет в психике ребенка постепенно проявляются изменения качественного восприятия действительности, происходит формирование четкой границы между вымышленным и реальным миром. С поступлением в школу в жизни ребенка появляется новый взрослый, влияющий на формирование личности — учитель. Начинается новый этап в осмыслении ранее изученного. Появляется критическое мышление. Чаще всего дети очень доверяют всем словам, сказанным педагогам. Если они расходятся со словами родителей, критическое отношение ко всему, что говорят окружающие усиливается.
    Между 7 и 8 годами жизни у ребенка формируются новые качества. Благодаря ежедневному общению со сверстниками в новых условиях (правила поведения в школе), дети начинают учиться терпению, совместной деятельности. Особенно это заметно в домашней обстановке. Ребенок часто просит взрослых помочь ему выполнить то или иное задание, сам выражает желание помочь родителям.
    К сожалению, не для всех детей начало школьной жизни связано с быстрой адаптацией к новым условиям. Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнут, не хочет рассказывать о событиях, происходящих в школе, проявляется негативное отношение к учебе нужно обратить внимание на его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Возможно, крохе не хватает коммуникативных навыков и ему нужно подсказать, как нужно общаться с другими детьми или у него проявляются некие комплексы, связанные со внешностью или умениями. Для преодоления комплексов нужно попытаться увлечь кроху каким-либо занятием (спорт, кружки) и вести работу по выработке социальных навыков (показать, как правильно заводить друзей, общаться, выражать эмоции сопереживания, поддержки). Оставлять сложности в адаптации ребенка к школе без внимания не стоит. Если у вас не получается помочь сыну или дочке самостоятельно, не стесняйтесь обратиться к психологу. Он поможет найти причину замкнутости, решить вопросы негативного отношения к учебе. В 7-8 лет изменения происходят и в познавательных, и интеллектуальных навыках. Наиболее яркие из них:
    • интерес к новым, неизвестным словам. Малыш не только пытается их повторить, но и понять их смысл. Хорошо научить пользоваться толковым словарем, познакомить с поиском необходимой информации при помощи энциклопедий;
    • улучшается звуковосприятие. Ребенок без труда может отличить разные звуки на слух, найти отличия в двух одинаковых словах. Для тренировки этого навыка хорошо предлагать играть в различные словесные игры “Города”, “Слово на букву …” и т. д.;
    • совершенствуется долговременная память. Ребенок начинает запоминать не только увиденное, но и услышанное на длительный период. Если раньше, чтобы хорошо запомнить информацию, малышу нужно было увидеть наглядный пример, то теперь часто достаточно просто представить ситуацию или предмет;
    • появляются аналитические способности. Мальчики и девочки 7-8 лет могут успешно осмыслить предложенное задание, проанализировать задачу, прийти к выводу на основании собственных знаний. Конечно, пока это еще не взрослая логика и рассуждения, но первые попытки анализировать очень важны для становления критического мышления;
    • дети начинают заниматься учебной деятельностью целенаправленно. Теперь сын или дочка могут выполнять даже неинтересные для них задания, не отвлекаясь на другие занятия. Это умение нужно стимулировать. Во время выполнения домашнего задания помогите ребенку подготовить рабочее место. Нужно убрать все игрушки и отвлекающие предметы, создать тихую атмосферу в квартире;
    • появляется контекстная речь. В 7-8 лет малыш начинает использовать речь не только в качестве основного способа общения, но и для внутреннего диалога. Для развития этого навыка нужно учить карапуза решать различные задачи, устно обговаривая условия и ход решения. Умение правильно построить ход решения задачи вслух — шаг к быстрому усвоению материала. Не переживайте, как только малыш научится быстро решать задания вслух, он постепенно отойдет от этого способа, начнет использовать внутренний диалог;
    • развитие осмысленного восприятия. Для изучения ребенок использует наблюдение, поиск, рассматривание, чтобы сравнить изучаемый предмет со своими знаниями о других вещах. Способность концентрироваться на одном задании улучшается, ребенок может выполнять одну задачу в течение 25-30 минут;
    • повышается внимательность. В 7-8 лет ребенок может легко решать различные ребусы, задачи, находить мелкие отличия, сходства между предметами. Это умение рекомендуется дополнительно стимулировать, предлагая решать устные задачи, покупая и предлагая позаниматься со специализированными журналами и книгами на развитие логики;
    • появляется образное мышление. Ребенок может не только вспомнить, как называется предмет, а представить его. В своем воображении малыш может создавать целые эксперименты, решать сложные задачи.
    Конечно, такие сильные изменения в психике ребенка не могут не сказаться на его поведении и восприятии жизни. Практически все дети в 7-8 лет подвержены кризису дошкольного возраста или кризису 7 лет.
    Ребенок в 7 лет

    Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

    Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

    Начало этого периода обычно приходится на время активной подготовки к школе. Дети, которые начали посещать школу с 6 лет сталкиваются с ним чуть раньше, малыши, приступившие к обучению в 7 — чуть позже. Истоки этого кризиса кроются в приближении важных изменений в жизни ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях, к уже имеющемуся внутреннему Я добавляется социальная роль. Чувствуя приближающиеся изменения, он переоценивает свою позицию, начинает пытаться соответствовать своему пониманию о взрослом поведении. Основные признаки кризиса 7 лет:
    • Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
    • Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
    • Появление необоснованных капризов;
    • Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.

    Как преодолеть кризис дошкольного возраста:

    • Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
    • Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
    • Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.
    Кризисные явления обычно проходят в течение первого полугода, заканчиваются вместе с завершением адаптационного периода в школе.
    Воспитание ребенка в 7 лет

    Воспитание ребенка в 7 лет

    Воспитание ребенка

    Вопросы воспитания ребенка в 7-8 лет в первую очередь направлены на выработку необходимых качеств для скорейшей адаптации в обществе, приобретения важных бытовых навыков. В 7-8 лет важно развивать в ребенке самостоятельность и умение проявлять инициативу в бытовых вопросах. Воспитание этих качеств обычно происходит через привлечение мальчиков и девочек к домашнему труду. В 7-8 лет малыш может самостоятельно вытирать пыль, подметать, ухаживать за домашними животными и цветами, стирать свое нижнее белье и носки и т. д. Хорошо, если одно из описанных действий станет обязанностью ребенка, развивая чувство долга и добросовестность, ребенок будет видеть, что он полезен, чаще проявлять желание помочь.
    Рассказывайте крохе, как важно уметь помогать другим людям, предлагать свои услуги в ситуациях, когда человек может стесняться просить о помощи. Развивайте понимание чужих эмоций, тренируйте умение проявлять заботу, сопереживание и т. д.
    Отдельно нужно уделять внимание способности анализировать свои поступки, обдумывать возможные результаты до совершения действия. В этом возрасте малыш уже способен моделировать возможные последствия своих поступков, если его научить это делать. Чтобы научить ребенка оценивать свои поступки, можно использовать “метод рассуждения”. Для этого взрослый во время диалога с ребенком начинает рассуждать над предложением малыша или уже совершенном действии: рассуждает над тем, как поступок выглядит со стороны сына или дочки, потом рассказывает, почему это неприемлемо на взгляд родителя. Суть метода заключается в научении крохи анализировать не только собственные интересы, но и отношение к действию со стороны окружающих. Вслед за вами малыш научится обдумывать поступки и действия с разных сторон, сначала вслух. После того, как умение станет привычным — малыш начнет рассуждать сам с собой, вести “внутренний диалог”. В 7-8 лет у ребенка могут проявиться проблемы, связанные с неуверенностью в себе. Малыш в этом возрасте начинает чаще задумываться над собственной внешностью, умениями, способностями. Не все малыши могут правильно оценить свой потенциал и начинают замыкаться, испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, не могут завести друзей. Для решения этой задачи взрослым нужно подчеркивать сильные стороны ребенка, говорить ему о своей любви, научить правильно выстраивать отношения со сверстниками. В этот период хорошо на уверенность ребенка в собственных силах влияет посещение различных спортивных секций на выбор малыша. Любой спорт использует в тренировочном процессе философию, мотивацию, учит перебарывать собственные страхи и слабости. Занятия с опытным тренером могут изменить отношение малыша к собственному телу, способностям. Если сын или дочка не хочет посещать спортивную секцию, можно предложить ходить в танцевальный или творческий кружок. Суть этого метода в том, что ребенок будет видеть свои успехи, поймет, что у него получается что-то лучше, чем у других, будет расти уверенность в своих способностях. Рассматривая воспитание ребенка 7-8 лет, стоит обсудить вопрос помощи ребенку в уроках. В первые годы учебы вряд ли удастся избежать постоянных просьб о помощи с домашним заданием. Главное условие этой помощи — быть советчиком, а не исполнителем. Для решения сложного задания предложите сыну или дочке решить подобное задание на примере вместе с вами. Придуманную задачу подробно объясните, донесите до ребенка смысл действий, после чего попросите повторить на задании из школы. Многие родители жалуются, что не могут понять, как детям объяснить задачу на их уровне, помочь усвоить схему решения, принятую в современной школе. Тут есть 2 пути. 1-ый — внимательно изучить учебник. Большинство современных обучающих пособий содержат в себе четкую схему решения задачи, после чего ребенку предлагается решить подобные упражнения. Обратите внимание крохи на изложенное в примере. 2-ой способ — обратиться к знаниям сына или дочки. Спросите, как ему объясняла учительница тему на уроке, каким способом решения она пользовалась.

    Отличия в развитии мальчиков и девочек

    Между 7-8 годами жизни отличия между детьми разного пола начинают нарастать. Становится больше особенностей в поведении, речи, восприятии критики и информации. Уже начинают закладываться основы будущего характера, формируются основы отношений с противоположным полом. В начальной школе для ребенка очень важно иметь контакт с родителем своего пола. Мальчикам нужно показывать, как должен вести себя мужчина, учить его выполнять мужскую работу в меру сил ребенка, формировать уважительное отношение к девочками. Малышкам важно общение с мамой, привлечение к бытовым задачам, которые выполняет мама, формировать уважительное отношение к мальчикам. В 7-8 лет отчетливо видно, что мальчики и девочки — разные “планеты”. Все ярче заметны черты и особенности свойственные определенному гендеру:
    • Речь. Мальчики выстраивают свою речь с использованием глаголов-действия, предпочитают простые четкие предложения, редко ссылаются на эмоции, отношения. Для будущих мужчин важно понять, как работает тот или иной предмет, какие действия последуют после совершения поступка. Девочки наоборот. В их речи больше прилагательных, эмоционально окрашенных слов. Часто будущие женщины выстраивают сложные предложения, пытаясь донести свои эмоции, ощущения от происходящего;
    • Игры, игрушки. Мальчики чаще выбирают игры и занятия, связанные с физическими нагрузками (подвижные игры) или техническим изучением окружающего мира (конструкторы, наборы для опытов, различная техника). Девочки больше склонны к спокойным играм в узких компаниях. В своих играх малышки часто пытаются проиграть события, прочувствовать эмоции героев;
    • Восприятие критики. Нет смысла долго ругать, читать нотацию мальчику. Головной мозг мужчины не способен выдерживать долгое эмоциональное напряжение и очень быстро перестает воспринимать обращенную к нему эмоциональную речь. Чтобы объяснить мальчику, в чем он не прав нужно использовать простые короткие фразы, четко указывающие на неправильный поступок, избегать обращения к эмоциям ребенка, не пытаться вызывать у будущего мужчины эмоции. С девочками наоборот. Чтобы малышка оценила свой поступок правильно, нужно показать ей весь набор эмоций, которые были вызваны ее действием, рассказать в чем она не права. Яркие, наполненные прилагательными, даже эпитетами фразы помогут девочке лучше понять суть критики.
    • Эмоциональность, открытость. Мальчики в 7-8 лет часто становятся скрытными, перестают откровенно обсуждать с родителями свои чувства и эмоции. Чаще всего это связано с взрослением и влиянием сверстников на отношение к доверительным беседам с мамой или папой. Следует в этом возрасте подсказать карапузу, что в откровенности с близкими людьми нет ничего зазорного, но если сверстники смеются над этим, можно просто не рассказывать друзьям о доверительных беседах с мамой или папой. Девочки в вопросах эмоциональных отношений с родителями полная противоположность, для них важно иметь возможность обсудить с мамой или бабушкой важные вопросы, внутренние переживания. Единственным условием сохранения таких отношений с дочкой является серьезное отношение к ее размышлениям, фразам, эмоциям. Никогда не смейтесь над переживаниями своей дочки и она будет стремиться обсуждать с вами свой внутренний мир.

    Как развивать ребенка в 7-8 лет

    Развитие ребенка 8-го года жизни рекомендуется выстраивать по 4 направлениям:
    • Физическое развитие. Включает в себя ежедневную зарядку, прогулку на улице, посещение спортивной секции. Идеально, если вы сможете устраивать семейные мероприятия, связанные с физической нагрузкой (прогулки на велосипедах, лыжах, по лесу, семейные спортивные соревнования, совместные игры);
    • Интеллектуальное развитие. Предлагайте малышу решать различные ребусы, кроссворды, читайте вместе энциклопедии, рассказы, обсуждая сюжет, интересные события и предметы, проводите домашние опыты, знакомьте с секретами кулинарии и т. д. На развитие интеллекта ребенка влияют не только знания, которые он получает в школе, но и опыт, знания о бытовых предметах, интересных событиях.
    • Эстетическое развитие. Музеи, театры, цирк, выставки и т. д. В 7-8 лет важно развивать в ребенке любовь к прекрасному, показать ему красоту картин и скульптур, познакомить с театром, оперой, балетом, привить стремление познавать свой внутренний мир через соприкосновение с искусством.
    • Эмоциональное развитие. В 7-8 лет ребенок уже хорошо различает многие эмоции, но не всегда может правильно понять иронию, сарказм, скрытые чувства. Учите сына и дочку видеть разницу между разными эмоциями, смотреть на любую ситуацию с разных точек зрения, находить “правильный” вариант действий. В этом вам помогут детские фильмы, мультики, книги, где на примере главных героев можно разобрать множество похожих ситуаций из жизни ребенка.
    Ребенок в 7-8 лет — маленький человек, который способен вникнуть практически во все тонкости взаимоотношений, может делать собственные выводы, критически относиться к событиям. В этот период важно постепенно привыкать к мысли, что ваш сын или дочка взрослеют, маленькими шагами приближаются к пониманию окружающего с точки зрения взрослого.

    Все статьи по теме