28Фев
2018
0

Период жизни ребенка 4-5 лет является очень активным и познавательным, так как к этому возрасту большинство детей уже прекрасно освоили все необходимые физические навыки и психологически созрели для полноценного обучения в домашних условиях и подготовке к школе.

К этому возрасту должно быть окончательно обустроено место для ребенка, где будут проходить занятия и применение на практике ребенком уже полученных знаний.

Средние показатели полученных знаний для детей 4-5 лет имеют большую разбежку, так как в этом возрасте все еще наблюдается разница в темпах усвоения материала. То, что один ребенок с легкостью выполняет в 4 года, другой может освоить только к 5 годам, исходя из темпа своего физического и психического развития.

Речевое развитие

Каждый родитель или взрослый, занимающийся обучением ребенка, должен понимать, что для успешного обучения ребенок должен буквально «купаться» в речи взрослых.

До четырех лет даже самые молчаливые родители должны научиться разговаривать со своим малыи правильно подбирать ответы на его вопросы.

Ребенок 4 — 5 лет может обладать следующими знаниями и умениями:

  • Речь составляет 1500 — 3 тыс. слов, при этом практически отсутствуют неправильные или сокращенные наименования, характерные для периода младшего возраста;
  • Правильное произносит звуки «ч», «ш», «щ», «ц». К возрасту 4 — 5 лет работа по коррекции правильного произношения может быть еще не в полной мере закончена, но ребенок должен быть обучен азам правильного словообразования и произношения сложных согласных букв для того, чтобы избежать дальнейших сложностей в обучении;
  • Произносит существительные во множественном и единственном числе, употребляет склонения по падежам, при этом слова произносятся правильно и не искажается смысл;
  • Ребенок не меняет слоги и звуки, возможны только некоторые огрехи в сложных словах, как, например, «экскаватор».

Общение, коммуникационные навыки

В этом возрасте большинство детей активно и с удовольствием общаются, задавая массу интересных вопросов.

  • При общении его понимают не только близкие родственники, но и посторонние люди;
  • Умеет выстраивать беседу, отвечать на заданные вопросы и формулировать свои;
  •  Некоторые начинают читать по слогам. Такое умение может быть получено при ранних занятиях по изучению алфавита и основам чтения, но не является обязательным.

Развитие логических связей, мышления

Работа родителей или воспитателей переходит в режим подготовки ребенка к школе путем подготовке по программе выбранного учебного заведения и доведения до автоматизма уже изученных ранее навыков.

  • Сформировано первоначальное логическое мышление;
  • Сравнивает предметы по количеству и понимает значения больше – меньше, поровну;
  • Производит действия для уравнения количества предметов в неравных группах.
  • Умеет находить различия между двумя объектами или картинками;
  • Без труда обнаруживает сходства;
  • Возводит по образцу конструкции из различных материалов по заданию взрослого и при индивидуальной игре;
  • Собирает пазлы и разрезанные картинки от 4 — 6 деталей, некоторые дети могут успешно осваивать и более сложные пазлы до 24 деталей;
  • Уверенно собирает пирамидку и другие схожие объекты исходя из их размера без помощи взрослого;
  • Находит и устанавливает правильно недостающую деталь;
  • Обобщает и находит единое слово для группы предметов (животные, поры года, посуда);
  • По просьбе взрослого обнаружит нелогичный предмет в группе проводя начальный анализ предоставленных объектов;
  • Подбирает противоположности у известных ему предметов, например, ребенок 4-5 лет может определить является ли стакан полным или нет, светло на улице или темно и т. д.;
  • Находит на картинке ошибку и поясняет, что было нарисовано не так, как нужно. Данное умение проявляет способности ребенка к критическому мышлению и позволяет благоприятно развиваться зрительной памяти.

Знакомство с математикой

  • Изучены цифры от 0 до 10 и ребенок соотносит количество предметов с графическим изображением цифры;
  • Начинает учиться писать цифры и воспринимать их графический образ;
  • Знает и активно употребляет при игре и занятиях основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
  • Сравнивает предметы по количеству и понимает значения больше – меньше, поровну. Производит действия для уравнения количества предметов в неравных группах;
  • Ребенку пяти лет не составит труда уровнять количество шариков в двух коробках путем перенесения одного шарика в другую коробку или извлечению из группы лишнего.

Расширение кругозора

  • Может определить расположение предметов относительно своего положения или положения заданного объекта. Расположение определяется ребенком при занятиях со взрослым и употребляется при коммуникации с другими людьми. Например, может безошибочно определить выше ли заданного предмета или ниже находится предмет;
  • Знание времени года и их различий в реальной жизни. Освоено понимания времени суток и их разницы между собой;
  • Ребенок слушает взрослого и не отвлекается, этот навык формируется посредством усердия взрослого, который направляет ребенка при занятиях, подготавливая к дальнейшему обучению в школе;
  • Освоен осознанный счет до 5 и активно употребляется при занятиях со взрослым и самостоятельной игре;
  • При рисовании использует и знает не только основные цвета, но и их оттенки;
  • Знает основные профессии и может пояснить предназначения предметов связанных с этими профессиями. Так ребенок может сказать, что врач лечит больных, пожарный тушит огонь из пожарной машины, строитель строит дом из блоков или кирпичей.

Особенно нужно обратить внимание на формирование усидчивости и возможностей концентрации на новом материале, что позволит ребенку успешно освоить школьный курс.

Программу необходимо выстраивать на расширение словарного запаса, подготовки руки к письму и развитию творческих способностей.

К периоду 4 — 5 лет окончательно формируется база начальных знаний, а дальнейшее обучение уже направлено на развитие уже полученных основ.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?