30Мар
2018
0

Большинство изданий и статей, посвященных формированию речи у детей до 3-х лет, рассказывают об определенных нормах при развитии этого важного для любого человека навыка. Но иногда случается, что малыш начинает разговаривать позже, чем его сверстники. Давайте разберемся, почему некоторые дети начинают говорить позже своих сверстников, как им помочь приобрести этот навык, в каких случаях нужно предпринимать срочные меры.

Содержание статьи:

Правда ли, что мальчики начинают позже говорить? И с чем это связывают

На многих форумах встречается подобный вопрос. Мам мальчиков интересуют причины, почему их дети начинают говорить позже своих сверстниц девочек.

Если рассмотреть этот вопрос с биологической точки зрения, то он исходит из особенности формирования головного мозга представителей разного пола. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за конкретные функции. Но для равномерного развития речи и других навыков необходимо, чтобы обе части обменивались информацией между собой. Дорогой для информации между двумя половинами головного мозга является пучок нервных волокон, который у девочек изначально больше, чем у мальчиков. Из-за этого у некоторых представителей мужского пола отмечается отставание от общих норм, в среднем до 4-х месяцев.

Это не страшно и не говорит о каких-либо отклонениях. Так распорядилась природа. Такое отличие заметно только в первые три года жизни. Впоследствии, при отсутствии негативных факторов мальчики развиваются на равных с девочками.

Кроме биологических особенностей, на формирование речи могут повлиять и другие факторы, которые влияют на детей одинаково.

Причины, по которым ребенок не начинает говорить

Задумываясь над своевременностью появления речи, замечая некоторые отставания от норм, родители начинают искать причины. Найти и исправить факторы, влияющие на развитие навыка разговора – важный шаг для создания благоприятных условий. Причины отсутствия своевременной речи у ребенка могут быть социальными и биологическими. Если социальные возможно изменить, то для устранения биологических факторов часто нужна дополнительная помощь медиков.

Социальные причины

  • Неблагоприятная среда для развития навыка речи. Эта причина характерна для семей, где родители мало общаются со своим ребенком и между собой. Обращение к малышу происходит от случая к случаю, направлено только на устранение базовых потребностей. У крохи не складывается понимание в необходимости овладения языком. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть отношения в семье между супругами и ребенком. В большинстве случаев необходимо просто обогатить речь, направленную непосредственно на ребенка, стихотворными формами, обсуждением окружающего мира и событий;
  • Невостребованность речи при болезненности малыша. Если кроха часто болеет, регулярно находится в изоляции от внешнего мира по причине слабого здоровья, ему не хватает движения и разнообразия в действиях. Родители, стремящиеся решить сложную ситуацию, иногда совершают ошибку. Стремясь оградить малыша от сложностей, они не позволяют ему изучать окружающее его пространство, стараются предугадать каждое желание. В таких условиях природная любознательность угасает, а необходимость развивать речь отпадает;
  • Жестокое обращение. Дети очень сильно реагируют на физическое и психологическое насилие, замыкаются в себе. Чаще всего такое асоциальное обращение с ребенком сопровождается полным отсутствием педагогической работы, требует срочного вмешательства извне;
  • Педагогическая запущенность. Некоторые родители перекладывают роль в воспитании и обучении ребенка на будущих воспитателей и учителей. Надеясь на заложенные от природы способности к освоению окружающего мира, не прилагают никаких попыток к обучению и развитию собственных детей. Чаще всего можно услышать, что необходимое кроха усвоит, когда пойдет в садик, школу, где с ним будут заниматься педагоги. Ошибочность суждений иногда формируется и на базе отсутствия общих знаний о подходах к обучению совсем маленьких детей, нежелании понять, каким образом помочь научиться;
  • Билингвизм. Дети, которых с маленького возраста начинают обучать двум и более языкам, не применяя правильных педагогических технологий, проявляют склонность к медленному усвоению необходимых речевых навыков, как следствие перегруженности или сложности в восприятии предложенного материала. Успех билингвистического обучения строится на обычных методах развития речи, что не всегда учитывается родителями. Чрезмерная нагрузка сложными, неадаптированными по возрасту знаниями приводит не только к задержке речевого развития, но и дальнейшей дисграфии;
  • Эмоциональный стресс. Иногда причиной задержки речи может стать событие или их череда, которые вызывают у ребенка испуг, эмоциональное расстройство, подсознательные страхи и т.д. Коррекция скорости развития речи у таких детей должна происходить при помощи специалиста психолога и логопеда. В первую очередь необходимо преодолеть подсознательную блокировку, страхи;
  • Гиперопека. Ряд взрослых, стремящихся помочь во всем своему ребенку, иногда перегибают палку и начинают жить за карапуза. Такое поведение приводит к общему замедлению развития, так как малышу не требуется прилагать усилия для достижения желаемого. Стремление помогать во всем, предсказывать желания и потакать капризам, кроме задержки развития, грозит более сложными психическими отклонениями: формированием неправильной картины мира, отсутствием мотивации в обучении, достижении успеха в жизни;
  • Чрезмерно загруженная информационная среда. Если кроху окружает постоянно загруженная разнообразной информацией среда (телевизор, радио), то постепенно он отучается воспринимать звуки, которые слышит и фильтровать окружающий его мир. Он отстраняется, замыкается. Для концентрации на определенном действии ему приходится отключать восприятие окружающего мира, тратить лишние силы для качественного занятия.

Биологические причины задержки развития речи

  • Наследственность. Дети в большинстве случаев, при отсутствии других причин, развивают речь, следуя генетически заложенной скорости своих родителей. Если отец или мать заговорили поздно, то высока вероятность, что ребенок будет немного отставать от норм развития. Это не является патологией и не требует вмешательства, помогайте малышу осваивать сложные для него моменты, и когда придет время все нормализуется;
  • Особенности слуха, тугоухость. К сожалению, все больше детей с рождения имеют различные патологии слуха или слухового прохода. Не всегда их можно сразу выявить, поэтому важно внимательно следить за развитием речевых способностей малыша до года, при малейших подозрениях на сниженную реакцию на звуки необходимо обратиться к педиатру;
  • Последствие болезни или травмы в раннем возрасте. Задержки развития речи случаются после перенесенных или врожденных заболеваний в раннем возрасте, которые дают нагрузку или влияют на развитие головного мозга. Решение вопроса о восстановлении необходимых функций лежит в области медицины;
  • Гипоксия во время беременности или родовая травма. Дети, которые испытывали недостаток кислорода во время беременности часто наряду с другими сложностями в развитии отстают в освоении речевых навыков. При тщательной работе возможно догнать сверстников и свести к минимуму последствия. Желательно при выявлении отставания проконсультироваться с педиатром, указав на факт внутриутробной гипоксии;
  • Болезнь матери во время беременности. На способность малыша к своевременному освоению родной речи влияют сложные заболевания и простуды, лечение которых проходило с применением лекарственных средств. В большинстве случаев мать предупреждают о возможных последствиях, делают соответствующие записи в выписке малыша;
  • Общее отставание в развитии. Иногда отставанию в развитии речи сопутствуют неврологические заболевания или сложности в освоении других навыков. Тактику работы с такими детьми разрабатывают вместе с педиатрами, психологами и другими специалистами.

Выявить причину отставания важно как можно раньше, чтобы своевременно предпринять необходимые меры или обратиться за помощью к педиатру или логопеду. Внимательное отношение, поддержка в преодолении сложных моментов помогают исправить большую часть проблем.

Что делать, если ребенок молчун: советы и рекомендации к действию

Формирование речи происходит у каждого ребенка индивидуально, зависит от биологических и социальных особенностей.

Всегда помните, что ваш ребенок − особенный, отличается от других внешне, внутренне, скоростью развития и получения навыков. Нельзя, чтобы отличие от установленных показателей, становилось причиной вашей злости, нервозности или негативного отношения к чаду.

Основной рекомендацией для стимуляции речевой функции является постоянный разговор, направленный на ребенка. Вы должны разговаривать не рядом, а непосредственно с ним. С момента рождения говорите с малышом, отвечайте на его агуканье, лепет, улыбки. Подросшему крохе рассказывайте о вещах, которые его окружают, совершаемых действиях, используйте больше наречий и прилагательных. От количества разных слов, услышанных ребенком, зависит скорость развития речи.

Важным для формирования правильного и богатого языка является чтение и обсуждение сюжета, разучивание стихотворных форм и песен. С появлением ребенка в семье следите за собственными словами и предложениями, показывая пример правильного произношения, употребления сложных слов, составления предложений. Не советуют коверкать слова, использовать неправильные формы, сюсюкать. Негативно на богатство и полноту речи влияют слова-паразиты и употребление бранных слов. Постарайтесь, чтобы стремясь вам подражать, малыш видел только хороший пример.

Если вам кажется, что ваш кроха отстает в формировании разговорного навыка, то попробуйте применять различные упражнения для стимуляции, сводить его к невропатологу и логопеду.

Использовать упражнения для развития речи рекомендуется всем родителям, которые стремятся обогатить и насытить словарный запас ребенка новыми и красивыми словами.

Упражнения и занятия для развития речи

Что я вижу. Упражнение заключается в стимуляции пассивного словаря, добавлении новых слов. Применяется с 6-ти месяцев. Суть состоит в стремлении рассказать о простых действиях с игрушками, обозначить все происходящее при помощи слов. Взрослый садится недалеко от малыша, начинает играть или заниматься с предметами. При помощи простых предложений рассказывает о своих действиях:

Это большой синий кубик. Я ставлю его на большой красный кубик. Получается башенка. Красивая, большая башенка. Сейчас я ее разрушу. Смотри, башня упала.

Описывая простые действия словами, показывая на предметы, о которых идет речь устанавливаются связи между выделенными предметами и их обозначением в устной форме. Применение различных прилагательных и наречий дает возможность запоминать разные характеристики для действий.

Что ты делаешь. Суть упражнения заключается в словесной передаче всех действий и ощущений крохи. Применяется с 6-ти месяцев. Взрослый, следуя за своим ребенком, рассказывает ему о действиях и предметах, встречающихся на пути от лица крохи:

Ваня идет по ковру. Ковер мягкий, красный и большой. Ваня видит синюю машинку. Она маленькая, легкая, гладкая.

Не понимаю. Применяется после 1,5 лет, когда ребенок уже знает большое количество слов, но ленится их произносить, употребляя простые заменители или жесты. Суть состоит в намеренном уклонении от понимания просьбы крохи. Если он просит подать какой-то предмет, не используя слова обозначающего его, то взрослый делает вид, что не понимает обращенной к нему просьбы, подает либо не тот предмет или говорит о непонимании. Первой реакцией крохи будет возмущение, но так стимулируется необходимость называть нужные предметы, используя правильные слова. Это упражнение употребляется не только для предметов, но и для действий.

Выбирай. Упражнение направлено на стимуляцию речевой активности, формирование умения совершать обдуманные поступки, мотивацию. Применяется с 1,5 лет. Смысл заключается в предоставлении возможности выбирать среди обозначенного количества вариантов наиболее подходящий. Предложите на выбор одежду на улицу, игрушку для занятия, блюдо для еды. Подумав над вашими словами, малыш будет вынужден сказать, что ему нужно в данный момент;

Давай представим. С 2-х лет хорошо применять для развития речи задания, в которых ребенок должен использовать свою фантазию. Предложите ему мысленно заменять предложенные предметы на другие, играть с ними, опираясь на свой опыт. Пусть мячик будет яблоком, которым вы будете кормить куклу, кубики станут стеной дома. Хорошо предлагать играть в подвижные игры, давая возможность представить себя героем или предметом. Рассказывайте, что вы с ним самолет, который летит на базу, зайчики, прыгающие по лесу и т.д. Стимуляция фантазии даст необходимую мотивацию для развития речи.

Игры с куклами, ролевые занятия. Немалую роль имеет умение крохи вести разговор с другими людьми. Хорошо тренируют этот навык ролевые игры. Используйте любимые игрушки малыша, чтобы начать с ним диалог, задавайте вопросы, на которые он может дать ответ. Использовать это вид упражнений хорошо при обычной игре, занятиях или в дороге.

Пение и танцы. Положительно на формирование правильной речи влияет музыкальное развитие. Дети с удовольствием подпевают знакомые песенки, двигаются под танцевальные мотивы. Постепенно появляется желание не только пропевать отдельные слова или последнюю строчку, но и петь небольшие песенки целиком. Лучшим вариантом будет исполнять композицию вместе с крохой и проговаривать все слова в правильной форме. Если, воспроизводя на память текст, малыш использует неправильные формы слов или путает слоги, поддержите его и пропойте с ним, но отметьте голосом места, где у него есть ошибки.

Зеркало. Для коррекции неправильного произношения используют занятия с зеркалом. Видя свое и ваше отражение, малыш будет веселиться, стремиться повторить наиболее понравившиеся упражнения. Так постепенно рекомендуют приучать к артикуляционной гимнастике, которая помогает исправлять недостатки речи, делать ее чище и понятнее.

Эти простые упражнения позволят вам помочь ребенку в развитии его речевых навыков, обогатить речь и сделать игры интересными и яркими.

Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:

  • Отсутствие эмоциональной реакции на жесты и слова взрослых в 4-х месяца;
  • Отсутствие лепета к 8-ми месяцам;
  • К 12-ти месяцам малыш не реагирует на речь;
  • После года не появились первые слова;
  • В 1,5 года нет стремления повторять слова за взрослыми;
  • К 2-м годам не может выполнить простые просьбы;
  • В 2 года нет самостоятельных слов;
  • К 2,5 годам малыш употребляет менее 20-30 слов;
  • Родители замечают трудности в понимании обращенной к ребенку речи;
  • Отсутствие после трех лет внятного разговора, который понимают родители. Употребление только заученных фраз из знакомых мультфильмов или песен;
  • После 4-х лет быстрый разговор с проглатыванием окончаний и целых слогов или слишком медленная слоговая речь говорят о трудностях в освоении навыка;
  • Сложности с сосанием, жеванием, повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов, постоянно приоткрытый рот.

Если вы заметили у вашего ребенка такие признаки, постарайтесь в ближайшее время обратиться к специалистам!

Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.

Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?