09Янв
2020
0
обучение детей пению

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Сегодня поговорим о самом демократичном среди всех направлений в обучении музыке – вокальном.

 

Петь любят все, особенно дети, которые делают это с раннего возраста. Петь – это не только здорово и весело, но и очень полезно. Пению можно слагать хвалебные оды, ведь факторы положительного влияния на ребёнка занятий вокалом могут растянуться в длиннющий список:

  • решение речевых проблем – от заикания до стимуляции речевой активности неговорящих детей;
  • психологических затруднений – освобождение от стеснения, страха, комплексов;
  • нормализация дыхательных функций и излечение болезней дыхательного аппарата, например астмы;
  • улучшение работы сердечнососудистой системы;
  • нормализация артериального давления;
  • исчезновение головных болей;
  • решение вегетососудистых проблем;

и многое, многое другое.

Секрет оздоравливающего эффекта занятий вокалом в диафрагмальном дыхании, которое задействуется при пении. О пользе диафрагмального дыхания написано и рассказано очень много. На нём построены многие системы оздоровления, специальные дыхательные гимнастики, йога, а также плавание, восточные единоборства и другие.

При диафрагмальном дыхании происходит целый ряд положительных явлений в организме человека, описанных выше, и объясняются они прямым массажем внутренних органов и сердца, который происходит при работе мышц диафрагмы.

Чтобы петь правильно, ребёнку необходимо освоить технику диафрагмального дыхания, поскольку именно она даёт возможность вокальному звуку стать протяженным, объемным, полётным. Эту часть процесса так и называют – постановка дыхания.

Одни педагоги уделяют этому всё время первых занятий, и далее не упускают из виду, другие же придерживаются мнения, что у детей природная постановка дыхания, и её можно лишь немного корректировать. Постановке дыхания больше уделяют внимания педагоги классического вокала  поскольку здесь царят сложившиеся веками правила и мировой классический репертуар, который не потерпит певца с плохой постановкой.

 

Пение, как физиологический процесс, совмещает работу двух систем дыхательной и голосовой, в которую входят голосовые связки, а также все, что находится в горле, включая губы, зубы, щёки, язык.

В постановку голоса, кроме овладения дыханием, входит также работа педагога над правильным звукоизвлечением, то есть образованием самого звука во рту, правильным произношением и дальнейшей подачей.

Звучит это всё сложновато, да и на практике приходится попотеть. Маленький вокалист много упражняется, и прежде чем приступить к самой песне, поёт распевки, упражнения, читает скороговорки, тянет язык и раздувает щёки.

Хорошему педагогу по вокалу приходится всю эту кухню превращать в весёлую игру, поскольку рассказывать ребёнку о правильной вокальной постановке и звукообразовании на полном серьезе не реально.

 

Два слова о загадочных голосовых связках

Устроены связки по-особенному, не болят, но могут надорваться, отекать, не работать.

Ситуация потери голоса травматична для любого человека, но для вокалиста вдвойне, поскольку голосовые связки являются для него музыкальным инструментом. Чинить такой инструмент очень сложно, купить новый невозможно, поэтому приходится очень и очень беречь.

В музыкальной педагогике есть раздел «Охрана детского голоса», который изучает, как предотвратить потерю детского голоса и исключить травматические ситуации. В теории все педагоги с этим знакомы, но на практике бывают промахи.

Чаще всего дети теряют голос не в мгновение ока, а этому предшествует длительный процесс:

  • ребёнок может похрипывать,
  • голос становится осиплым,
  • не слышны все звуки (не смыкаются связки),
  • боль в горле.

 

Любой из признаков должен насторожить родителей, и конечно, педагога.

 

Врач, который лечит инфекции горла, известен нам, как отоларинголог, или лор, а врач, который занимается лечением голосовых связок, называется фониатор.

Даже когда ребёнок полностью здоров, занятия вокалом должны быть чётко нормированы по времени согласно возрасту, а родителям маленького певца нужно знать, что за день до концерта, а в идеале всегда)) рекомендуется:

  • Не есть очень острого, пряного, жгучего, ледяного, обжигающе горячего, а также семечек, орехов, копченой и вяленой рыбы;
  • Не пить холодного, газированного;
  • Не кричать на улице и не играть в активные игры (снежки, санки, скакалка),
  • Не ходить без шарфа и шапки зимой, не гореть на солнце летом.
  • Не ложиться поздно спать, и не пересыпать.
  • Ни о чём не переживать, то есть отложить всё на «после концерта».

 

Так что у певцов очень много запретов, и в будущем этот список может расти, пополняясь новыми НЕ. С возрастом, каждый профессиональный певец уже хорошо знает свои слабые места, поэтому одних вокалистов вы можете встретить в шарфах все 365 дней в году, другие ходят нараспашку, но не притронутся к кока-коле, третьи молчат за сутки до концерта.

Есть ещё один период, когда голосовые связки испытывают особое напряжение, называется он мутация и связан исключительно с периодом полового созревания. И девочки и мальчики в этот период чаще всего оставляют активные занятия вокалом, поскольку голос становится непослушным, а порою пропадает вовсе.

Если пройти эти испытания с умом, ограничивая голосовые нагрузки, всё вернется на прежние рельсы и будет развиваться далее. Однако, у мальчиков голос проявится в совершенно новых красках, из детского превратившись в мужской.

 

Веселая музыкальная детская группа

Веселая музыкальная тусовка

 

По-разному у ребёнка будут складываться репертуар, педагогические подходы, голосовая нагрузка, концертная деятельность в зависимости от выбранного направления. Основных три:

  • академическое пение,
  • эстрадное,
  • народное.

О каждом можно написать роман, и выделить какое-то из трёх, как лучшее, очень трудно. Возможно, академическая школа могла бы быть в приоритете, поскольку имея таковую можно дальше безболезненно освоить и эстрадную и джазовую манеру, и даже народную.

Голос не разложить на клавиши и струны, весь процесс обучения строится на передаче педагогом на словах и на пальцах своих ощущений ученику, поэтому в вокале всё зависит от личности педагога, его умения сказать словами невозможное, показать голосом, добиться понимания на уровне эмоций, переживаний, чувств.

 

Разнятся требования к вокалу индивидуальному и групповому.

В хоре и ансамбле хорошо развиваются гармонический слух, но требование «всем петь как один», достижение группового унисона (пения одного звука), приводит к стиранию индивидуальности голоса.

Ребёнок в хоре старается не выделяться, чтобы не испортить общую картину, а значит, намеренно скрывает особенные качества своего голоса. Великими, большими голосами, к сожалению, (а может к счастью) обладают немногие, и таким детям, возможно, и не стоит вливаться в массы. Но большинству детей хоровое пение – бальзам на сердце, потому что дает возможность чувствовать себя солистом среди солистов.

Психологически это очень комфортная возможность самовыразиться — ведь в хоре ты тоже на сцене, ты тоже выступаешь, поёшь, но не один, а с друзьями. Кроме того, повторюсь, для слуха пение в аккорде очень и очень полезно, ведь ребёнок поет один голос, а рядом слышит другой, и третий. Кроме того, общение со сверстниками, которые с тобою в одной теме очень радует детей.

Хор – это очень весёлая музыкальная тусовка, особенно если он много выступает, путешествует и имеет традиции вокального воспитания.

Как и в прошлых моих статьях, призываю родителей интересоваться, что и как делает ребёнок в музыкальной школе, и когда дети пытаются спеть дома всё, что выучили на уроке, или поставить голос папе, соглашайтесь, это будет весело!

 

Статистика показывает, реже всех других бросают музыкальную школу дети, которые выбрали вокальное направление, так что удачи и хороших вам песен в новом году!

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?