2020
Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.
Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.
Сегодня вновь о музыкальном образовании детей, но несколько в другом ракурсе.
Общаясь с друзьями, родителями моих учеников и в чатах интернета, я обращаю внимание на то, как работают сегодня педагоги-музыканты. Мне интересны различные методики и подходы, их цели задачи и, конечно, результаты. Многое в этих самых результатах зависит от поставленной цели.
Одни педагоги — растят только лауреатов классических конкурсов, другие — увлечены современными телевизионными шоу, и рыщут в поисках маленьких звезд, третьи — помешаны на оттачивании техники, четвёртые — воплощают свои идеи в больших коллективах, и у каждого, буквально у каждого кипит своя «кухня».
В сегодняшних реалиях миссия педагога, тем более педагога-музыканта невероятно сложна: вырастить, выпестовать своё «музыкальное зернышко» нелегко, ведь на каждого ученика уходит 7, а то и 10 лет труда и жизни! А «оно» — это зёрнышко, всхоженное, политое слезами учителя и родителей, уходит из музыкальной школы, чтобы никогда больше не встречаться ни с музыкой, ни с педагогом. Я не собираюсь оценивать или критиковать современные подходы и методики обучения музыке, только время покажет: какие из них были продуктивными, а какие нет. По той же причине, не могу рекомендовать, где и у кого будет лучше обучаться вашему ребёнку. Но мне очень хочется рассказать вам о людях, которые в свое время смогли совершить переворот в музыкальной педагогике и воспитали сотни и даже тысячи музыкантов. Их методики и подходы проверены временем — они смогли не просто приобщить, а навеки поселить в душах детей искреннюю и немеркнущую любовь к музыке. Этим людям, великим в своей цели и прекрасным в ее воплощении мне хотелось бы посвятить цикл статей озаглавленных строкой Н. Некрасова УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ.
СИНЪИТИ СУЗУКИ (СУДЗУКИ)
Японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространенного метода преподавания музыки Синъити Сузуки родился в семье скрипичного мастера, владельца фабрики по производству скрипок. С ранних лет был влюблен в музыку, которую слышал ежедневно. Синъити прожил огромную жизнь, из которой ушел в возрасте 99 лет, оставив после себя тысячи учеников и Международную Академию Методики Синъити Сузуки.
Всю свою жизнь Сузуки искал ответ на вопрос: как воспитать талант в ребенке? Будучи сам необычайно ярким человеком он легко общался с великими людьми своего времени: А. Эйнштейном, скрипачом А. Могилевским, К. Клингером, у которого учился музыке более восьми лет. Эти встречи повлияли не только на его мировоззрение, но и на педагогические идеи. В результате своих экспериментов по обучению детей разного возраста игре на скрипке С. Сузуки организовал ассоциацию «Дошикай», главной целью которой становится изучение природы таланта. В 1955 году свершилось уникальное событие: на праздничном концерте в Токио 1200 маленьких музыкантов на удивление слаженно и виртуозно играли на скрипках, поражая воображение всех, кто это видел.
Этот незабываемый концерт стал началом широкого распространения методики Синъити Сузуки в мире и вот её основные постулаты:
Талант дарован человеку от природы. Условия, в которые он попадает в детстве, уровень возможностей, которые ему предоставляются, – лишь фон, на котором ребенок развивается.
Все дети понимают и чувствуют музыку, без исключения. Задача взрослых — вовремя распознать проявление интереса и развить его на практике.
Именно поэтому Судзуки старался заинтересовать своими открытиями в первую очередь, родителей, потому что только они могут поддержать своего малыша или не дать его таланту раскрыться.
Обязательное условие для учителя – искренняя любовь к детям.
Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными педагогами, но надо любить ученика.
Он блестяще доказал, что у терпеливого и любящего педагога дети свободно «общаются» с инструментом, радостно извлекают из него чистые, как само детство, звуки. Если обучать малыша на интересе, не по принуждению, то методика Синъити Сузуки работает безотказно: дети учатся друг у друга, радуются собственным успехам и достижениям товарищей, вдохновляются той творческой средой, которую создает и поддерживает педагог.
Повторение очень важно.
Это не значит, что учеба должна превращаться в муштру, когда ребенок, как солдатик встает «под ружье». Как гомеопатия, где даваемые в малых дозах препараты производят колоссальный эффект, так и занятия музыкой, где малыш понемногу приобретает знания, опыт, навыки и незаметно становится настоящим музыкантом.
Главные учителя — родители.
Сузуки огромное значение придавал вовлеченности в процесс обучения родителей. Он считал, что без этого не может воплотиться ни одно, даже самое перспективное, начинание. Мамы и папы должны разделять склонности детей, подтверждать делом свою заинтересованность в их развитии.
Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.
Чем раньше, тем лучше.
Однажды доктор Судзуки посетил инкубатор, где выращивались японские жаворонки. В огромном тихом помещении хранились сотни яиц, а рядом с ними находилась птица-учитель, которая пела свои песни. Только вылупившись, птенцы начинали повторять ту же самую песню, а спустя какое-то время развивали свою собственную манеру. Мастера поразил тот факт, что крошечный мозг птицы способен моментально копировать звуки, и в такое короткое время находить собственную интонацию. Это натолкнуло его на мысль о том, что более развитый человеческий мозг может гораздо больше. Когда его приятель попросил научить своего трехлетнего ребенка играть на скрипке, Судзуки отказался из-за того, что ребенок физически слишком мал для игры на инструменте. Но спустя некоторое время он начал мастерить маленькие скрипки специально для малышей и давать им уроки. Копируя его движения, малыши очень быстро учились играть и овладевали мастерством к пятилетнему возрасту.
Цель музыкальных занятий с малышами определял сам учитель так: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».
Изначально методика Синъити Сузуки разрабатывалась для скрипки, но сейчас спектр инструментов расширен для фортепиано, гитары, флейты, альта, виолончели.
К сожалению, в России методика Синъити Сузуки пока не нашла широкого применения, но родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок получил музыкальное образование, обязательно надо прочитать книгу Синъити Сузуки «Воспитание таланта».