24Фев
    2020
    0
    Влияние метода Синъити Судзуки на развитие таланта ребенка

    Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

     

    Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

    Сегодня вновь о музыкальном образовании детей, но несколько в другом ракурсе.

    Общаясь с друзьями, родителями моих учеников и в чатах интернета, я обращаю внимание на то, как работают сегодня педагоги-музыканты. Мне интересны различные методики и подходы, их цели задачи и, конечно, результаты. Многое в этих самых результатах зависит от поставленной цели.

    Одни педагоги  — растят только лауреатов классических конкурсов, другие  — увлечены современными телевизионными шоу, и рыщут в поисках маленьких звезд, третьи — помешаны на оттачивании техники, четвёртые — воплощают свои идеи в больших коллективах, и у каждого, буквально у каждого кипит своя «кухня».

    В сегодняшних реалиях миссия педагога, тем более педагога-музыканта невероятно сложна: вырастить, выпестовать своё «музыкальное зернышко» нелегко, ведь на каждого ученика уходит 7, а то и 10 лет труда и жизни! А «оно» — это зёрнышко, всхоженное, политое слезами учителя и родителей, уходит из музыкальной школы, чтобы никогда больше не встречаться ни с музыкой, ни с педагогом. Я не собираюсь оценивать или критиковать современные подходы и методики обучения музыке, только время покажет: какие из них были продуктивными, а какие нет. По той же причине, не могу рекомендовать, где и у кого будет лучше обучаться вашему ребёнку. Но мне очень хочется рассказать вам о людях, которые в свое время смогли совершить переворот в музыкальной педагогике и воспитали сотни и даже тысячи музыкантов. Их методики и подходы проверены временем — они смогли не просто приобщить, а навеки поселить в душах детей искреннюю и немеркнущую любовь к музыке. Этим людям, великим в своей цели и прекрасным в ее воплощении мне хотелось бы посвятить цикл статей озаглавленных строкой Н. Некрасова  УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ.

     

    СИНЪИТИ СУЗУКИ (СУДЗУКИ)

    Японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространенного метода преподавания музыки Синъити Сузуки родился в семье скрипичного мастера, владельца фабрики по производству скрипок. С ранних лет был влюблен в музыку, которую слышал ежедневно. Синъити прожил огромную жизнь, из которой ушел в возрасте 99 лет, оставив после себя тысячи учеников и Международную Академию Методики Синъити Сузуки.

    Всю свою жизнь Сузуки искал ответ на вопрос: как воспитать талант в ребенке? Будучи сам необычайно ярким человеком он легко общался с великими людьми своего времени: А. Эйнштейном, скрипачом А. Могилевским, К. Клингером, у которого учился музыке более восьми лет. Эти встречи повлияли не только на его мировоззрение, но и на педагогические идеи. В результате своих экспериментов по обучению детей разного возраста игре на скрипке С. Сузуки организовал ассоциацию «Дошикай», главной  целью которой становится изучение природы таланта. В 1955 году свершилось уникальное событие: на праздничном концерте в Токио 1200 маленьких музыкантов на удивление слаженно и виртуозно играли на скрипках, поражая воображение всех, кто это видел.

     

    концерт Синъити Сузуки

    Концерт Синъити Сузуки

     

    Этот незабываемый концерт стал началом широкого распространения методики Синъити Сузуки в мире и вот её основные постулаты:

    Талант дарован человеку от природы. Условия, в которые он попадает в детстве, уровень возможностей, которые ему предоставляются, – лишь фон, на котором ребенок развивается.

    Все дети понимают и чувствуют музыку, без исключения. Задача взрослых — вовремя распознать проявление интереса и развить его на практике.

    Именно поэтому Судзуки старался заинтересовать своими открытиями в первую очередь, родителей, потому что только они могут поддержать своего малыша или не дать его таланту раскрыться.

    Обязательное условие для учителя – искренняя любовь к детям.

    Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными педагогами, но надо любить ученика.

    Он блестяще доказал, что у терпеливого и любящего педагога дети свободно «общаются» с инструментом, радостно извлекают из него чистые, как само детство, звуки. Если обучать малыша на интересе, не по принуждению, то методика Синъити Сузуки работает безотказно: дети учатся друг у друга, радуются собственным успехам и достижениям товарищей, вдохновляются той творческой средой, которую создает и поддерживает педагог.

    Повторение очень важно.

    Это не значит, что учеба должна превращаться в муштру, когда ребенок, как солдатик встает «под ружье». Как гомеопатия, где даваемые в малых дозах препараты производят колоссальный эффект, так и занятия музыкой, где малыш понемногу приобретает знания, опыт, навыки и незаметно становится настоящим музыкантом.

    Главные учителя — родители.

    Сузуки огромное значение придавал вовлеченности в процесс обучения родителей. Он считал, что без этого не может воплотиться ни одно, даже самое перспективное, начинание. Мамы и папы должны разделять склонности детей, подтверждать делом свою заинтересованность в их развитии.

    Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

    Чем раньше, тем лучше.

    Однажды доктор Судзуки посетил инкубатор, где выращивались японские жаворонки. В огромном тихом помещении хранились сотни яиц, а рядом с ними находилась птица-учитель, которая пела свои песни. Только вылупившись, птенцы начинали повторять ту же самую песню, а спустя какое-то время развивали свою собственную манеру. Мастера поразил тот факт, что крошечный мозг птицы способен моментально копировать звуки, и в такое короткое время находить собственную интонацию. Это натолкнуло его на мысль о том, что более развитый человеческий мозг может гораздо больше. Когда его приятель попросил научить своего трехлетнего ребенка играть на скрипке, Судзуки отказался из-за того, что ребенок физически слишком мал для игры на инструменте. Но спустя некоторое время он начал мастерить маленькие скрипки специально для малышей и давать им уроки. Копируя его движения, малыши очень быстро учились играть и овладевали мастерством к пятилетнему возрасту.

    Цель музыкальных занятий с малышами определял сам учитель так: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

    Изначально методика Синъити Сузуки разрабатывалась для скрипки, но сейчас спектр инструментов расширен для фортепиано, гитары, флейты, альта, виолончели.

    К сожалению, в России методика Синъити Сузуки пока не нашла широкого применения, но родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок получил музыкальное образование, обязательно надо прочитать книгу Синъити Сузуки «Воспитание таланта».

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}