Каждый из нас мечтает о счастливом будущем своего ребенка. Видит его умным, красивым, успешным, воспитанным и добрым. Но все эти качества не появляются сами по себе. В процессе взросления, обучения, изучения окружающего мира каждый малыш впитывает в себя опыт общения, принимает нормы поведения, вырабатывает качества, необходимые для комфортной жизни. Каждый день кроха обрабатывает большой массив информации, формирующий его личность.

От качества воспитания, полученного в дошкольный период, во многом зависят способности карапуза заводить друзей, решать межличностные конфликты, выбирать правильную линию поведения в разных ситуациях.

Содержание статьи:

Каким бывает воспитание

Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей.

Целенаправленный процесс – работа не только над формированием личностных качеств ребенка, но и постоянная работа над собой. Родители, выбирающие эту дорогу, понимают, что их пример – лучший учитель. Невозможно научить кроху быть добрым, если родители позволяют себе негативные высказывания или поступки. Целенаправленное воспитание – четкое понимание образа будущей личности ребенка, стремление обучить малыша всем необходимым нормам поведения, вложить в его душу добро, отзывчивость, трудолюбие и т.д.

Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей.

К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.

Что дает воспитание, можно ли пустить все на самотек?

Мы многом говорим о воспитании детей, но как часто сами не знаем ответ на вопрос «Зачем?». Зачем учить нормам поведения, показывать пример в общении, стараться донести какие-то истины до малыша. Может он сам, видя окружающий мир, научится и узнает все необходимое? Узнать то он узнает, но какую цену за это придется заплатить ему, да и родителям?

Малыш, не имея опоры на опыт и знания родителей, идет по миру вслепую, на ощупь, пробираясь через установленные нормы, правила, ограничения, на ходу, путем проб и ошибок, применяя самые разнообразные, не всегда правильные, решения. Не зная, как поступить, часто сталкивается с непониманием, негативом.

Хотим ли мы такого нашему ребенку? Нет. Как помочь крохе идти по жизни легко? Воспитывать. Понять, что мы хотим видеть в нашем чаде, какие черты характера ему помогут, какие чувства должны руководить его поступками. Четко представив образ будущего малыша, постарайтесь помочь ему получить все необходимые знания.

Не стоит пускать все на самотек, надеяться, что кроха сам все поймет. Некоторые родители считают, что классические методы воспитания ущемляют личность ребенка, не дают развиваться его чувству свободы. Обучение нормам поведения в таких семьях строится на принципах вседозволенности и абсолютной свободы. Правильно ли это? Не всегда.

Психологи, педиатры, педагоги сходятся во мнении, что давать полную свободу действий ребенку не стоит. Отсутствие границ в дошкольном возрасте не вызывает у карапуза радости. Для ощущения спокойствия, счастья и стабильного психического развития малыш должен чувствовать границы, установленные в рамках выбранной модели воспитания.

Хотите вырастить свободную личность? Прежде всего, объясните, что свобода не бывает полной, она заканчивается на границе свободы другого человека. Научите, что свободный человек – тот, кто может управлять собственным негативом, преодолевать сложности и быть добрым, справедливым, честным. Любовь к себе и уважение к другим никак не помешают ребенку быть счастливым, а только помогут найти союзников, друзей, любовь.

Вы спросите, а что будет, если ничего не делать? Если оставить попытки научить ребенка, сможет он сам получить необходимый опыт? Да. Но есть такое понятие, как перевоспитание. Оно включает в себя работу по замене установившихся привычек, замену уже существующих стереотипов и установившихся норм поведения. Перевоспитание – сложный процесс изменения личности, который не всегда может пройти успешно. Чтобы не исправлять, не перевоспитывать собственного ребенка, помогите ему сразу понять все правильно.

Что нужно воспитывать в ребенке

Можно долго рассуждать о важных качествах, необходимых навыках и полезных умениях. Для каждого родителя важность между разными чертами распределяется по своему, исходит из личного опыта и методики воспитания. Но среди всего массива личностных характеристик есть важные, нужные каждому человеку.

Самостоятельность

Умение обслуживать собственные потребности, принимать решения, выбирать среди предложенных вариантов, отвечать за собственные поступки – комплекс умений стоящий за навыком самостоятельности. Воспитывается с раннего возраста при помощи режима, практических заданий, возможности принимать решение и нести за него ответственность. Уже у двухлетнего ребенка можно интересоваться его мнением об одежде, игрушках, очередности действий. Предоставляя выбор среди подходящих возможных вариантов, родители закладывают понимание, что нельзя полагаться во всем на других, нужно уметь самостоятельно выполнять ряд задач, нести ответственность за собственную жизнь.

Чувство справедливости, любовь к правде

Важное качество, позволяющее доверять этому миру, быть уверенным во всех предложенных родителями аксиомах. Видя равное, справедливое отношение родителей к окружающим, понимая, что любая ложь станет известной, а человек, совершивший плохой поступок, понесет наказание, ребенок будет чувствовать себя защищенным, уверенным в своих силах, будет остерегаться нарушать известные ему запреты.

Знакомя малыша с понятием правды в 5-6 лет, стоит пояснить ему, что правда не всегда бывает односторонней. Расскажите и покажите, как анализировать ситуацию, смотреть на нее с разных сторон, видеть все стороны поступка.

Доверие и уверенность в себе

Позитивное, любящее отношение, отсутствие необоснованных наказаний и непонятных для ребенка срывов, создают у него ощущение стабильности и незыблемости дома. На фоне спокойного развития через разговоры о самых разных сторонах жизни, переживаниях крохи, попытке помочь в решении его маленьких, но таких сложных для него проблемах, родители воспитывают доверие к себе. С доверия к маме и папе, уверенности в их честности, справедливости начинается уверенность в себе и своих силах. Зная, что за спиной есть люди, поддерживающие в любой ситуации, помогающие найти выход, любящие просто так, кроха не боится покорять сложные вершины, стремится идти вперед.

Эмпатия и симпатия

Умение сопереживать, понять ощущения другого человека или животного, растения важное качество, которое позволяет выстраивать первые дружеские отношения и впоследствии строить собственную семью. Умение увидеть красивое в окружающих вещах, найти хорошее в плохом, поставить себя на место другого человека, выразить сочувствие и сопереживание – важные умения, влияющие на коммуникацию, общее духовное развитие, творчество.

Смелость и честность

Чтобы малыш мог идти по жизни с высоко поднятой головой, преодолевать себя и обстоятельства, гордиться собственными достижениями и поступками, с ранних лет стоит внимательно отнестись к формированию смелости и честности. Умение взглянуть правде в лицо, высказать свое мнение, прояснить свои страхи позволят решать многие вопросы с обучением, отношениями со сверстниками и другими людьми. Но стоит уже в старшем дошкольном возрасте пояснить, что излишняя смелость и жесткое преподнесение правды может стать испытанием, поэтому каждое слово и поступок должны быть взвешенными.

Доброта и оптимизм

От улыбки станет всем теплей… Старый, знакомый мультик раскрывает тайну хороших взаимоотношений и умения смотреть на мир добрыми, счастливыми глазами. Все неприятности и невзгоды преодолимы, если малыш умеет увидеть хорошее, осознавать, что ошибка – путь к совершенству. Научите собственным примером, что, если смотреть на мир с улыбкой и ожиданием хорошего, жизнь обязательно будет интересной и увлекательной.

Трудолюбие и ответственность

С 3-4 лет рекомендуется привлекать малыша к домашнему труду. Показывать, что работа может приносить радость и удовлетворение. Предоставьте кроху зону его ответственности, пусть это будет цветок, за которым он будет ухаживать, сбор собственной кровати или игрушек. С малых лет нужно приучать карапуза не только играть, но и помогать. Упущенная возможность в игровой форме привить стремление к труду приводит к сложностям в школьные годы и взрослой жизни.

Уважение к другим людям и их труду

Понимая важность труда в жизни человека, кроха начнет осознавать, что любое занятие нужно, важно. Подкрепите это понимание своим поведением. Не выбрасывайте мусор на улице и не позволяйте это делать крохе. Расскажите, что работники сферы услуг очень стараются, чтобы окружающая местность была красивая и нужно уважать их труд. Расскажите, как много пользы приносят работники ферм, полей. Никогда не высказывайтесь уничижительно в адрес людей и их профессий. Любой труд ценен, любой человек заслуживает уважения.

Простые и понятные каждому качества не появляются на ровном месте, они формируются благодаря работе родителей. Способов донести воспитательную информацию до крохи несколько:

  • Словом. Столкнувшись с негативной ситуацией, расскажите малышу как нужно себя вести, поясните, что было сделано не так и почему;
  • Делом. Предложите крохе исправить содеянное или понести наказание;
  • Книгой. Прочтите и обсудите сюжет, раскрывающий смысл негативного поступка;
  • Примером. Подумайте, всегда ли вы поступаете верно в аналогичной ситуации. Если нет, то больше так не делайте.

Четыре простых шага позволят разъяснить и закрепить правильный шаблон действий.

Но просто прорабатывать уже случившиеся события – это спонтанное обучение.

Для целенаправленного воспитания хорошо разработать собственную схему изучения разнообразных правил и норм, придерживаться определенной концепции или методики. Воспитание с конкретными целями позволяет не разбирать уже совершенные ошибки, а вовсе их избегать.

Чтобы воспитывать ребенка целенаправленно или спонтанно каждому родителю нужно понять свою роль в этом процессе, принять важность изменений в своем поведении и отношении к жизни.

Пример родителей. Важность, ценность, необходимость

Воспитывая ребенка, родители играют решающую роль в формировании правильных установок и формировании необходимых навыков. Но как это выглядит на практике. Есть несколько советов, помогающие решить большинство сложностей в донесении информации до ребенка и правильном формировании шаблонов.

  • Учите тому, что делаете сами. Сколько бы вы не пытались объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, если он будет видеть, что ваши дела расходятся со словами, он отдаст предпочтение поступкам. Прежде чем наказать или отругать кроху за проступок, подумайте, а что делаете вы в такой ситуации. Воспитание детей начинается с родителей. Нужно стараться соответствовать своим идеалам. Если в какой-то момент вы не сдержались и поступили плохо, обязательно извинитесь перед карапузом, пообещайте, что будете стараться исправиться. Покажите, что тоже можете ошибаться, но раскаиваетесь и стараетесь избегать неверных решений;
  • Всегда сохраняйте спокойствие. Если какой-то проступок ребенка вас злит, то вспомните, что вы злитесь не на ребенка, а на свое неумение объяснить и научить. Спокойно и четко рассказывайте, как нужно себя вести, чего не следует делать, и постепенно все начнет налаживаться;
  • Следите за своими словами. Воспитание – не только уроки и собственный пример, но и постоянный контроль своих слов. Не унижайте, не злословьте и не обижайте малыша словом. Все, что мы говорим дошкольнику, откладывается в его голове, формирует шаблоны поведения. Сказанное в сердцах слово может вернуться к вам. Подумайте, будет ли вам приятно услышать то же в ответ;
  • Установите границы. Границы дозволенного должны быть не только у ребенка, но и у вас. Запрещая что-то малышу, поясняйте, почему это можно вам или другому члену семьи, объясняйте условия достижения желаемого. Не отступайте от своих слов. Если вы запретили, то нельзя даже бонусом давать возможность получить желаемого. Как только появляется граница для ребенка, она появляется и у вас, но с другой стороны. Ему нельзя ее пересекать, а вам давать ему возможность это делать.

Эти простые и доступные советы помогут вам наладить процесс воспитания в вашей семье, вырастить карапуза таким, какой он в ваших мечтах и ожиданиях. Будьте внимательны и щедры на любовь, ваши старания обязательно окупятся. На пути взращивания новой личности будут сложности и тернии, но все преодолимо, если верить в успех. Совершенствуйтесь рядом со своим крохой, достигайте успехов и показывайте пути к победе. В сложные времена, когда будет казаться, что ничего не выходит, старайтесь помнить о любви к ребенку, она поможет найти выход из ситуации.

Почему важно воспитывать ребенка с детства

Почему важно воспитывать ребенка с детства

    Содержание статьи: С какого возраста начинать Особенности воспитания детей раннего возраста Задачи в воспитании ребенка раннего возраста Известные методики воспитания...