Общее по воспитанию

В статье ниже можно найти информацию о фундаментальных принципах  воспитания и основных правилах для родителей, ряде советов, которые позволят выстроить позитивные отношения с ребенком. Также отдельным пунктом будут выделены распространенные ошибки, имеющие место быть при неверном подходе к воспитательному процессу и то, как их избежать.

Принципы воспитания детей в семье

Родители при выборе стиля успешного воспитания могут опираться на труды различных психологов и педагогов, подобрав среди множества наиболее адекватную теорию. Однако, какой бы ни была выбранная концепция воспитания, следует обязательно помнить о трех важнейших постулатах. Они подсказывают, что нужно делать, а именно: любить ребенка, оказывать безусловную поддержку, начать с себя. Подробнее о каждом из них.

Любовь к ребенку

Психологию воспитания можно свести всего лишь к одному – крайне важно любить своего ребенка. Именно из чувства любви, которое не зависит от условностей и причин истекает и уважение, и забота, и нежность, и доверие, и понимание. Любимый ребенок – это счастливый ребенок.

Сильные эмоционально-положительные отношения не означают слепую любовь. В системе родитель-ребенок устанавливаются границы дозволенного, нормы и принципы, решаются определенные задачи воспитания и присутствуют как средства поощрения правильного поведения, так и адекватные приемы наказания неправильных действий.

Безусловная поддержка

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то изначально более самостоятелен, нежели другие. Кому-то же требуется постоянное внимание и помощь. Грамотный родитель должен хорошо знать своего ребенка, понимать текущие потребности и интересы этого маленького человека. Ребенок, только входящий в мир, остро нуждается в поддержке своих начинаний. Это вовсе не означает беспрекословное подчинение его прихотям и разрешение любых действий, но предполагает, что ребенок сможет найти в семье понимание и одобрение своего поведения.

Поддержка касается не только того, чем ребенок увлечен, чем занят, а также она необходима в эмоциональном плане. Весь спектр чувств, которые может испытывать взрослый, есть у малыша, только ему с ними гораздо сложнее справиться. Тем более он не может этого сделать в одиночку. Даже, если детские переживания негативны, их нельзя подавлять. Когда ребенок уже умеет говорить и строить хотя бы простые предложения, то продуктивным методом помощи будет разговор об эмоциях, то есть наводящие вопросы типа “ты злишься/грустишь?”, “что произошло, когда у тебя возникла эта эмоция”, “на что похоже твое ощущение?” и ободряющие фразы: “я тебя понимаю”, “иногда я тоже злюсь на кого-то/испытываю грусть” и т. д.

Работа над собой

Возникновение негативных мыслей, например, “я плохо забочусь о малыше”, “у меня не получится”, “я не смогу дать ему всего необходимого” в ходе воспитательных действий – нормальное явление. Но зацикливание на этом непродуктивно, так как уводит взрослых от практической работы над собой в сторону бесконечного самоанализа. Совсем не означает, что нужно отказаться от стремления анализировать, однако, оно должно быть адекватным. Родитель должен уметь оценивать свои поступки и понимать причины, видеть последствия тех или иных действий. Такую способность задумываться о собственном поведении, делать правильные выводы и при необходимости работать над ошибками он должен передать ребенку.

Родитель – главный пример для подражания ребенка, именно он несет образцы верного или неверного поведения, формирует его систему взглядов. Ребенок практически всю информацию воспринимает наглядно, поэтому достаточно показать единожды или дважды, нежели в десятый раз объяснять. В силу этого нерешенные личностные проблемы мамы или папы напрямую отражаются на детях, трансформируясь в стратегию их индивидуального поведения. Прежде чем предъявлять претензии к детям, нужно посмотреть на себя и оценить, соответствую ли я сам необходимым требованиям хорошего родителя.

Советы родителям: что нельзя делать

Основные ошибки

  1. Гиперопека. Как причина чрезмерной заботы о детях выступает повышенная тревожность мамы или папы. Такая опека тормозит развитие самостоятельности и независимости, в целом негативно сказывается на стремлении ребенка познавать мир.
  2. Авторитарность. Выделяются только жесткий контроль и постоянные требования, доминируют эмоционально-холодные отношения. Противоположным, но тоже неверным, может быть либеральный, попустительский стиль воспитания.
  3. Инфантильность. Если родители не достаточно зрелые, то многие жизненные вопросы они не смогут решить самостоятельно. В воспитании малыша могут помогать ближайшие родственники – бабушки, дедушки.
  4. Приоритет умственного развития. Помимо стимулирования ума, необходимо физическое и нравственное развитие. Из-за специфики детской психики – ее неустойчивости – большое внимание стоит уделять и способности распознавать, проявлять и управлять эмоциональной сферой.
  5. Пренебрежение психолого-педагогической литературой. В научных трудах содержатся общие закономерности и основы воспитательной деятельности. Недостаточно опираться только на опыт старшего поколения. Теоретическая информация тем и полезна, что облегчает понимание всех процессов, происходящих с ребенком, особенностей его становления и содержит соответствующие рекомендации.

Секреты правильного воспитания

Отталкиваясь от перечисленных ошибок, которые в той или иной мере совершаются взрослыми, можно перечислить ряд простых секретов взаимодействия с ребенком:

  • Честность и открытость своих действий, чувств в отношении с супругом/супругой и ребенком.
  • Уважение к ребенку, понимание, что он уникальная молодая личность. Демонстрация ценности ребенка, учет его права голоса в семье.
  • Доверие и общая теплая атмосфера: показать ребенку, что его всегда поймут, дадут защиту и успокоят.
  • Ответственность: главным является родитель, он отвечает за то, как складываются детско-родительские отношения. Взрослые предъявляют требования и ведут спрос, в первую очередь, с себя.
  • Учет возрастной специфики детского развития и особенностей становления конкретного ребенка.

Резюмируя тему воспитания детей, можно посоветовать осознанно подойти к своей родительской миссии. Необходимо не только теоретически подготовиться к рождению малыша, приобретя полезные знания, но и осуществить самую сложную работу – работу над собой, своими не умениями, ограничениями и отрицательными качествами.

 

Почему важно воспитывать ребенка с детства

Почему важно воспитывать ребенка с детства

    Содержание статьи: С какого возраста начинать Особенности воспитания детей раннего возраста Задачи в воспитании ребенка раннего возраста Известные методики воспитания...