2015
В последнее время в наших статьях мы часто говорили о пассивном и активном словарном запасе детей и его важности. Сегодня мы остановимся более подробно на этих понятиях пассивный. Здесь же мы рассмотрим способы расширения словарного запаса согласно возрастных норм.
Пассивный и активный словарный запас ребенка
Словарный запас любого человека состоит из пассивной и активной части. К активному запасу относятся те слова, которые мы употребляем в своей разговорной речи и письме, к пассивному – слова, которые мы знаем (узнаем на слух или при прочтении), но сами не используем.
У малышей все точно так же, и вы это не раз наблюдали. Примеров может быть масса: вы спрашиваете кроху: «А где бабушка?», и он показывает пальчиком на соответствующего члена семьи или переводит и останавливает на ней взгляд – это значит, что слово «бабушка» уже есть в его пассивном словарном запасе, несмотря на то, что он его пока не произносит.
Как помочь малышу в формировании словарного запаса?
Как вы уже поняли, словарный запас ребенка начинается с пассивной части, а он, в свою очередь, формируется с самого рождения, поэтому:
⇒ общайтесь с малышом. Разговаривайте не только между собой, но и целенаправленно с ним. Проговаривайте слова четко, медленно, предложения стройте максимально правильно и не «глотайте» окончания;
⇒ комментируйте все вокруг. Идете с крохой на кухню, расскажите, что вы сейчас будете делать, а взяв в руки какой-либо предмет, обязательно скажите его название, цвет, форму;
⇒ не подменяйте разговорную речь телевизором или радио. Ребенку для освоения языка нужна «живая» среда.
Это интересно: считаем словарный запас
Часто родители ведут дневник развития ребенка, в который записывают все, что ребенок умеет делать, говорить и т.п. На основе этих данных можно легко подсчитать активный словарный запас ребенка.
Что можно учесть при расчете объема запаса?
√ Четкопроизносимые, понятные всем слова («мама», «папа», «дед», «дай»);
√ Сокращенные слова («диван» — «ван», «собака» — «ака»);
√ Слова, имеющие такое же ударение и количество слогов, как и настоящее («собака» — «балАка»);
√ Звукоподражательные слова («мяу», «тра-та-та», «кря-кря» и т.п.);
√ Многозначные слова. Многие дети под одним и тем же словом или буквосочетанием понимают разные вещи. Например, ребенок говорит «ба», но означать это может «бабушка», «банан» или «барабан» в зависимости от ситуации. Посчитать нужно каждое из этих слов.
Полученную цифру можно сравнить с таблицей норм. Разные авторы выдвигают различные возрастные нормы, и это лишь один из вариантов (автор — А. М. Бородич).
Дети до года – 3-4 слова;
1 год и 3 мес. – 6 слов;
1,5 года – 7-20 слов;
1 год и 9 мес. – 20-30 слов;
2 года – 50-200 слов;
3 года – 250-700 слов;
4 года – 1500-2000 слов.
И не пугайтесь, если ваш малыш не «укладывается в норму», вы ведь знаете, что все дети развиваются по индивидуальному графику. Конечно, если у вас есть сомнения в уровне развития речи ребенка, лучше проконсультироваться со специалистом.