развитие речи по возрастам

Как развивается речь: этапы становления, что считается нормой

Чтобы определить, правильно ли развивается речевой навык малыша, нужно понять, каким образом происходит овладение этим умением.  Осмыслить, какие этапы проходит каждый ребенок для ведения полноценного диалога, что считается нормой и что стоит учитывать. Условно процесс развития речи делится на два периода:
  • Формирование речевых навыков (с рождения до 3 лет);
  • Обогащение речи (с 3 до 7 лет).
Каждый из этих периодов имеет свои важные этапы, которые наблюдаются у всех здоровых детей.
Отсутствие одной из ступеней может свидетельствовать о некоторых сложностях с освоением навыка.
Поэтому важно вовремя заметить возможные трудности. Обычно, достаточно дополнительных занятий, но иногда необходима и помощь специалиста.

Формирование речевых навыков (с рождения до 3 лет)

Первый период формирования речи начинается с рождения крохи и длится приблизительно до 3 лет, когда малыш начинает полноценно разговаривать, вести диалог, усложнять используемые речевые конструкции. Период формирования разговорных навыков имеет важные этапы, для которых характерны свои особенности.

Этапы формирования основных речевых умений:

Крик. Первое, что слышит мама после рождения малыша, – крик, возвещающий миру о приходе нового человека. В первые месяцы жизни именно этот звук кроха использует, чтобы сообщить о дискомфорте от голода, мокром подгузнике и грусти. В этот период формируется прочная связь в понимании ребенка, что для получения необходимого нужно издавать звук. Если внимательно наблюдать за чадом с первых месяцев жизни, можно отметить, что он не сразу начинает продолжительно плакать. Вначале, будто приглашает на беседу, крикнув однократно и затихнув, через некоторое время повторяет возглас громче. Уже в этот период заметны отличия в интонации, характере вскриков и можно понять, что хочет сказать малыш. Гуление. Приблизительно к трем месяцам крохи начинают произносить различные распевные сочетания звуков – гулить. Чаще всего это «агу» или «эээ». Это новый вариант изучения возможностей общения с окружающим миром и воспроизведения звуков. Малыша интересует интонации, изменения вашего лица при разговоре. Хорошо помогают развивать возможности звукоподражания ритмичные стихотворные формы, колыбельные, исполняемые мамой или другими взрослыми. Лепет. Вместе с умением поднимать свое туловище в положение сидя, малыш начинает использовать новые звуки, благодаря которым у него получается лепетать. Появляются зачатки для самых первых слов в виде слогов «ма», «ба», «па». Вначале, это тренировочные варианты, которые проскальзывают в цепочке других, но постепенно можно заметить четкие повторения одного и того же слога, они на следующем этапе станут первыми словами. Именно в этот период стоит внимательно следить за малышом и, если по каким-либо причинам, он не развлекает себя созданием звуков, нужно помочь ему активизировать соответствующую функцию головного мозга. Самым простым способом является разговор лицом к лицу. Рассказывайте крохе о ваших чувствах, развлекайте стихами и песнями. Первые слова. Ближе к году появляются долгожданные первые осмысленные слова. Обычно это около 10 простых сочетаний звуков, которые обозначают важные в жизни ребенка предметы и близких людей. На этом этапе рекомендуется больше разговаривать с чадом, помогая ему наращивать словарный запас. Стараться насыщать собственную речь достаточным количеством существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Меньше употреблять местоимений, заменяя их на названия предметов и имена людей. Чем больше слов услышит малыш, тем обширнее будет его пассивный лексический запас и легче пройдет процесс активизации речи. Полезно для этого возраста вводить первые уроки артикуляционной гимнастики. Можно просто кривляться с малышом около зеркала, произносить различные звуки, стараясь наглядно их показывать. Называя определённый предмет, указывать на него или брать в руки, формировать логические связи, показывая какие звуки произносят животные, предметы. Уже годовалому малышу предлагать выполнять определенные действия, называя глагол, который его характеризует (дай, возьми, принеси). Вопросительная интонация и жесты. После года начинается новый этап в жизни крохи: при общении он пробует использовать жесты, указывающие на интересующий предмет. Часто вместе с указанием малыши употребляют различные звуки с вопросительной интонацией («ыы», «оо», «аа»). Хорошо, когда родители стремятся удовлетворить желание малыша познавать, называют все интересующие слова. Первые фразы. К двум годам словарного запаса хватает на первые фразы. Обычно – простые словосочетания, обозначающие действие и предмет. Появление этой важной для речи способности может появиться чуть раньше или затянутся до 2,5 лет. Речь. Полноценные предложения появляются ближе к трем годам. Ребенок стремится использовать полные формы слов вместо слогов, пытается объяснить свои желания и действия. Рассказывает о происходящем в его жизни.
Первый период начинается с крика и заканчивается умением говорить простые фразы. На протяжении всего этого времени очень важно, чтобы ребенок слышал речь взрослого, обращенную к нему. Оптимально, когда родители помогают крохе осваивать навык, используя дополнительные средства в виде стихов, песен.

Обогащение и развитие речи (с 3 до 7 лет)

Если ребенок не овладевает речью к 3 годам, то рекомендуют обращаться к специалистам: вероятнее всего, наблюдается задержка речевого развития. Логопед подскажет, как помочь крохе справится с возникшей сложностью.
К трем годам дети, которые не имеют отклонений или трудностей с речевой функцией головного мозга, но по разным причинам активно не развивали речь, быстрым темпом начинают нагонять сверстников, усваивая все необходимые навыки. Часто поздно заговорившие дети имеют меньше речевых дефектов и ошибок в произношении, чем сверстники, освоившие рано этот навык. После трех лет начинается период усложнения речи, обогащение ее за счет употребления новых форм, частей речи. Постепенно малыш усваивает основные правила применения падежей, числа и т.д. В период от 3-5 лет взрослым рекомендуется обращать внимание на чистоту речи, помогать оттачивать звуки вызывающие затруднения, следить, чтобы кроха не переставлял слоги местами и т.д. Если к 5-и годам добиться понятного разговора не удается, стоит обратиться к логопеду. Еще одним важным аспектом в формировании ребенка после 3 лет, являются качественные изменения в речи. Темы для разговора должны видоизменяться, затрагивать новые грани. Малыш начинает интересоваться вещами, которые невозможно увидеть или потрогать. К пяти годам просыпается интерес к взаимоотношениям между людьми, характеристикам событий и поведения, появляется множество вопросов о добре, зле, нежности и т.д. Если к 6 годам, ребенок продолжает говорить только про окружающие предметы, собственные желания, касающиеся текущего времени, и не интересуется ничем, кроме игр и предметных действий, нужно задуматься о задержке в развитии речевого общения и обращении к логопеду и психологу. Иногда родители стесняются обратиться к логопеду, психологу или педиатру, если их волнует качество речи или звукопроизношение. Это неправильно. Когда есть сомнения, не знаете, как помочь малышу выговорить нужную букву, обогатить речь, а по возрастным нормам, он уже должен обладать такими умениями, идите к специалисту. Проблемы с произношением рекомендуют выправить до того, как малыш начнет учиться читать. Дети с такими проблемами при обучении чтению часто сталкиваются с дисграфией, которую впоследствии сложно исправлять.

Нормы развития речи

Существуют усредненные показатели развития речевых умений ребенка для каждого возраста. Считается нормальным, когда малыш отстает или обгоняет принятый минимум на 4-6 месяцев, поэтому если ваш малыш в обозначенный срок не обладает всеми указанными навыками, не стоит сильно расстраиваться, лучше помочь в выявленном направлении.

1-1,5 года

  • Употребляются отдельные слова в качестве обращения или отдельного предложения;
  • Появляются словосочетания или предложения из двух-трех слов;
  • Активно применяется мимика, жесты, интонация для усиления сказанного;
  • Употребляется до 30 отдельных слов, из которых большинство в упрощенной форме;
  • Применяются слова, обозначающие не только предметы, но и действия.

1,5-2 года

  • Слова из упрощенной формы начинают использоваться правильно;
  • Появляются местоимения, которые часто употребляются неправильно, первые прилагательные;
  • Из имеющегося арсенала слов составляет простые предложения;
  • Речь эмоциональна, более выразительна;
  • Заметно возрастает словарный запас.

2-2,5 года

  • Активное повторение за взрослым целых фраз, небольших стихотворений;
  • Появляются вопросительные слова «где», «как» и т.д.;
  • При составлении предложений употребляются союзы и предлоги, что способствует усложнению конструкции;
  • При играх со сверстниками используется речь;
  • Количество употребляемых слов постоянно возрастает.

2,5-3 года

  • В понимании речи взрослого происходит качественные изменения, может поддержать беседу о ранее произошедших событиях, явлениях;
  • Использование речи для получения новых знаний;
  • Может повторить сюжет истории или сказки, следуя логике, опираясь на картинки;
  • Выполняет устную просьбу, состоящую из нескольких действий;
  • Вместо третьего лица начинает употреблять первое при рассказе о себе;
  • Появляются первые падежи.

3-4 года

  • Звуки, которые ранее вызывали сложности (З, С, Ц), постепенно поддаются, проявляются сложности со звукопроизношением, часто требуют корректировки;
  • Начинает правильно использовать местоимения, падежи, времена и согласовывает глагол с существительным в правильном времени;
  • Употребляет названия цветов, размеры, роды;
  • Появляются слова обобщения, уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Речь преимущественно имеет прямой порядок слов, для расширения предложения используются союзы;
  • Начинают появляться оценочные слова;
  • Активный словарь достигает 1300 единиц;
  • Понятные сюжеты просит повторять по несколько раз, воспроизводит некоторые фразы дословно. Может установить порядок следования сюжета без картинок;
  • Появляются активные игры со звуками, словотворчество, переосмысление непонятных слов в понятные.

4-5 лет

  • Речь насыщается наречиями, изменением слов во времени;
  • Применяются знакомые варианты грамматических форм с одних слов на другие, возможны ошибки;
  • Речь становится более чистой;
  • Ближе к 5-и годам усваиваются все варианты множественного числа;
  • Хорошо воспринимает корректировку взрослого, исправляя употребление неправильных слов на верное;
  • Проявляются проблемы с произношением звука «Р», которые требуют корректировки.
  • Хорошо пересказывает известный сюжет, рассказывая о собственной жизни не всегда может говорить последовательно;
  • Знает ряд стихотворений и песен наизусть.

5-6 лет

  • Качественные изменения в связной речи;
  • Появляется умения составлять цельный рассказ по картинке или фото;
  • Легко воспроизводит услышанный сюжет в правильной логической последовательности;
  • Начинает общаться сам с собой, планировать ближайшие действия;
  • Пропадают грубые ошибки в речи, аграмматизм. Ошибки встречаются в сложных составных предложениях;
  • Нормализация звукопроизношения, речь становится чистой;
  • Выделяет первый звук в слове, может играть со словами, изымая или добавляя нужные звуки;
  • Появляется возможность контролировать громкость голоса, применяются различные интонации;
  • Имеет словарный запас около 4000 слов;
  • Апеллирует всеми частями речи, употребляет абстрактные понятия;
  • Умеет рисовать, ориентироваться в пространстве и обводить по контуру.
Если ориентироваться на нормы, то легко выявляются слабые места и можно вовремя провести корректировку выявленных сложностей.

Все статьи по теме

Этапы развития речи ребенка

Этапы развития речи ребенка

Когда начинается развитие речи ребенка? Многие родители думают, что этот важный этап начинается с появления первых слов мама, папа, на, дай. На...
https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}
сервис аренды вещей