Каждый из нас, не задумываясь, пользуется дарованными природой возможностями: слышать, видеть, нюхать, трогать, пробовать. Ежедневно, используя данные, полученные от органов чувств, мы делаем выводы, принимаем решения, выполняем необходимую работу. Любая деятельность человека базируется на его умении отличить форму, цвет, текстуру, запах, вкус, правильно оценить расположение предметов в пространстве, умении пользоваться общепринятыми классификациями предметов (вес, размер, длинна и т.д.).

На подсознательном уровне наш мозг выискивает в памяти образ предмета, состоящий из тысячи деталей, выискивает знакомые признаки, подбирает рефлекторные движения. Сформированные на базе первых познаний о мире мышление, воображение, логика и другие умения моментально преобразуют весь объем информации и выдают нам готовый шаблон действий. Мы не задумываемся, каким образом делать простые вещи, не акцентируем внимание на самом процессе.

На практике это выглядит так.

Нам говорят нарисовать круг на листочке бумаги. В головном мозге начинается процесс, воспроизводящий из памяти предметы, соответствующие наименованию. В этот же момент включает умение держать карандаш или ручку. Зрение координирует руку, чтобы нанесенный объект соответствовал образу.

Все это происходит моментально, автоматически, благодаря развитию сенсорики. Умение координировать данные органов чувств – бесценно. Оно лежит в основе всех умственных, физических навыков.

Заботливые родители понимают, что оставлять сенсорное развитие у детей дошкольного возраста без внимания, по меньшей мере, не рационально. Ведь спонтанное, избирательное изучение может привести к пробелам в знаниях, которые не всегда легко заполнить в будущем. Сенсорные умения, доведенные до автоматизма в дошкольный период, – залог успешного зарождения и развития более совершенных навыков:

  • мышление;
  • воображение;
  • логика;
  • речь;
  • анализ и синтез;
  • координация и т.д.

Для каждого из этих навыков необходима прочная база образных знаний о мире, умение вычленять признаки, сравнивать, называть и т.д. – умения, базирующиеся на восприятии, зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой памяти.
Содержание статьи:

Когда начинать развивать сенсорные навыки ребенка?

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать крохе осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простыми и понятными для каждой мамы способами – массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Путь к вершине знаний состоит из множества маленьких шагов, каждый их которых важен и нужен, как база для последующих достижений. Давайте посмотрим, как ребенок осваивает сенсорные навыки с рождения до школы, и узнаем, как на каждой из стадии помочь получить максимальное количество необходимых знаний.

Сенсорное развитие ребенка с рождения до школы

Развитие сенсорных знаний у дошкольников можно разделить на несколько стадий:

  • Сенсомоторная стадия (развитие двигательных навыков и органов чувств, первичная координация):
    • 1-4 месяц жизни – использование врожденных рефлексов (хватание, сосание), совершенствующихся по мере использования и дополняющихся новыми моторными навыками с 1 месяца. Хватание бутылочки, игрушки становятся все более совершенными и эффективными, закладываются в головной мозг как условный рефлекс;
    • С 4 до 8 месяцев появляются циркулярные реакции – использование зрения и двигательных навыков для достижения уже знакомого эффекта (удар по подвесной погремушке вызывает звук);
    • 8-12 месяцев. Преднамеренная координация действий для достижения поставленной цели;
    • 1 – 1,5 года. Получение новых возможностей через опыт. Кроха стремится использовать уже полученные ранее навыки для совершения действий без определенной цели. Двигать, стучать, пихать, чтобы понять, что произойдет. Полученные результаты запоминаются и применяются в конкретной ситуации;
    • 1,5 – 2 года. Поиск оригинальных способов для решения поставленной задачи. Изобретение новых вариантов игры и познания.
  • Продуктивная стадия (анализ, сравнение, классификация и т.д.):
    • 2-5 лет. Формирование базы операций. Развитие образного мышления через познание объектов, их признаков и обозначений. Переход от предметной деятельности к игровой, ролевой, созидающей.
    • 5-8 лет. Начальный уровень конкретных операций. На базе полученных знаний ребенок учится производить расчеты, вычленений, построение и анализ предметов по различным признакам.

Понимая очередность развития сенсорных умений у крохи, можно разобраться, как на каждом из этапов родители могут помочь своему ребенку.

Я родился. Первые ощущения и восприятие

С первых минут жизни и до 2 лет ребенок будет находиться на сенсомоторной стадии, подразумевающей освоение базовых навыков движения и умений, связанных с сенсорным опытом.

Рождаясь, человек не умеет и не знает ничего, чтобы выжить. Необходимо быстро учиться многим важным вещам: кушать, смотреть, слышать, двигаться и т.д. Природа закладывает в каждого кроху инстинкты, позволяющие ему осваивать все необходимое для выживания, но скорость и качество полученных данных зависят от условий, в которые попадает малыш.

Первым шагом познания являются ощущения.

Знакомясь с ними, малыш узнает, что все вокруг имеет цвет, вкус, запах. Реакция на новые чувства у новорожденного – крик. Пока он не умеет по-другому реагировать. С каждым днем интенсивность и окраска звуков издаваемых ребенком будет меняться. Хорошо на первой стадии научиться различать разные требования крохи. Создание комфортных условий, необходимых для ровного и спокойного развития, – основа для стремления крохи познавать окружающий мир.

Уже в первые дни жизни появляется новое умение – восприятие. Оно отражает множество признаков одного предмета, с которыми знакомится малыш. Форма, цвет, запах, вкус, теперь сливаются в единое целое, запоминаются и вызывают ассоциации. Так, запах материнского молока, теплота ее рук, улыбающееся лицо вызывает у крохи положительные эмоции. Ощущение мокрого, холодного подгузника – неприятные ощущение.

Слушая, разглядывая, хватая, кроха потихоньку переходит на новые ступени развития, получает возможность применять новые средства изучения окружающего пространства.

Как помочь сенсорному развитию малыша

На первом этапе знакомства с возможностями своего организма, сенсорными ощущениями необходимо помочь крохе скорее научиться:

  • фокусировать свой взгляд на предмете (предложите крохе посмотреть на яркую игрушку);
  • воспринимать его образ (потрясите, поворочайте предмет на расстоянии 70 см от глаз);
  • научиться следить за передвижениями предмета (перемещайте предмет ближе — дальше, влево — вправо, стараясь не терять взгляд крохи);
  • ощутить возможности своего тела (массажируйте и двигайте конечности, выкладывайте на животик, привлекая внимание погремушками, стимулируйте интерес и стремление поднять голову).
  • начать различать первые звуки. Когда малыш рождается, звуки вокруг него сливаются в единую какофонию, только сопоставляя предмет и звук, малыш учится извлекать из всего спектра отдельные элементы.
    • Пойте малышу глядя на него;
    • Показывайте, какие звуки получаются, если ударить предметы друг о друга;
    • на 5-10 минут включайте классическую музыку;
    • разговаривайте с малышом, называя разные вещи, состояния, действия.

Слово, обращенное к ребенку с первых дней – главный мотиватор умственного развития, понимания и координации всех сенсорных ощущений.

  • понять, что мир вокруг разный на ощупь. Дайте крохе в ручку легкую погремушку, разрешите поиграть с собственными волосами, потрогать грудь и одежду. С освоением навыка ползанья, обеспечьте безопасное пространство и доступность разнообразных предметов для изучения.

Постепенно осваивая эти простые для взрослого, но невероятно интересные и сложные для новорожденного предметы, малыш будет стараться увидеть, услышать и потрогать как можно больше. Накапливая опыт, станет понемногу координировать свои ощущения между собой, запоминать сочетания разных признаков, реагировать на знакомые вещи.

Основой для дальнейшего исследования мира станет попытка скоординировать зрение и ощущения. Зрительно-двигательная активность – основной способ познания.

Хватая ручками все интересующие предметы, формируется пространственная ориентация, пробуя на зубок – вкусовые ощущения, стуча о стол – познания звуковых возможностей. Каждое движение крохи – шаг к освоению окружающего пространства. Задача родителей — дать безопасную свободу и заинтересовать малыша.

Переход в новую плоскость. Дайте, покажите, помогите мне пойти

Освоив базовые навыки, кроха обязательно захочет по-другому посмотреть на окружающий мир. Переход из положения лежа в положение сидя – новый этап, ведущий к великим открытиям. Значение слова, новых видов действий, первых игр на этом этапе невозможно оценить. Интерес к предлагаемым вариантам занятий стимулирует двигательную активность, стремление сесть, встать, пойти. На этом этапе важно довести до автоматизма полученные ранее двигательные навыки, помочь скоординировать зрение, слух, движение.

Как развивать сенсорику?

  • Разнообразие впечатлений. Предоставьте крохе свободу действий. Предпочтительно не запрещать играть с предметами, а убрать все нежелательные объекты из вида. Любознательность, зарождающаяся на этом этапе, должна быть удовлетворена новыми впечатлениями. Предложите малышу яркие игрушки разного размера, формы, текстуры. Дайте их потрогать, рассмотреть, постучать ими о разные поверхности;
  • Новые продукты. С 6 месяцев в жизни ребенка начинает появляться прикорм. Хорошо дополнять изучение вкусового разнообразия мира, зрительным и двигательным развитием. Покажите крохе фрукты и овощи, предлагаемые в еду, расскажите о сладком и кислом, теплом и горячем. Старайтесь рассказать малышу обо всех его ощущениях;
  • Звуки и способы их извлечения. Уже в этот период целесообразно предложить крохе играть с музыкальными инструментами. Покажите, как извлекать звук из барабана, трубы и т.д.
  • Безопасная свобода действий. Мотивация для развития двигательных навыков – возможность потрогать, рассмотреть, попробовать новые предметы. Дайте крохе возможность ползать, подниматься на ноги, изучать пространство вокруг себя. Позаботьтесь о безопасности, убрав хрупкие, опасные, острые предметы.
  • Сенсорные игрушки. Разнообразные мешочки, коврики, панно наполненные крупами, с движущимися деталями разной текстуры и формы положительно сказываются на зрительно-двигательных навыках, а если некоторые из предметов издают звуки, то и на органах слуха;
  • Новые виды деятельности. Научите кроху складывать пирамидку, забрасывать мячики в коробку, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина;
  • Игра. Познакомьте кроху с мячом, покажите, как возить машинку по полу, качать куклу, познакомьте с водными играми, занятиями с песком;
  • Физические упражнения, способствующие получению новых знаний. Массаж, гимнастика, плаванье – все то, что позволяет развивать кроху физически, имеет непосредственное влияние на его сенсорные ощущения.

Яркие эмоции, новые предметы, освоенные навыки и умения на первом году жизни, станут базой, перейдут на автоматический уровень. К году, малыш станет выполнять большинство операций рефлекторно, сможет приступить к новому этапу: освоению словесного обозначения, получению нового опыта и изобретению своих методов изучения окружающего.

1-2 года. Цвет, форма, величина

С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.

До 1,5 лет дети идут путем разрушения. Разбираясь в своих возможностях двигать предметы, изменять их форму, наблюдать за результатом своих действий. Насытив желание разрушать, к 18 месяцам начинается стремление созидать.

Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой. В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.

Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:

  • Цвет;
  • Форма;
  • Размер;
  • Расположение в пространстве;
  • Вес;
  • Вкус;
  • Части тела и т.д.

Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово. Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз, сказать, что огурец зеленый как трава и т.д.

Как помочь развиваться дальше

  • Разнообразие. Стремитесь показать малышу максимально возможное количество разнообразных предметов, действий с ними, называть их словом.
  • Пояснение и обучение. Видя интерес крохи, расскажите ему о признаках предмета, сравните его с другими знакомыми игрушками. Предложите посмотреть на разные по цвету, форме объекты, назовите и укажите, чем они отличаются, дайте потрогать и даже попробовать на вкус. Каждый предмет, попадающий в руки малыша, должен быть изучен всеми возможными способами (рассмотреть, потрогать, покусать, постучать об пол или другие предметы, услышать название);
  • Игры с водой и разными текстурами. Покажите, какими разными могут быть тактильные ощущения. Предложите потрогать разные ткани, природные материалы, бытовые предмета.
  • Расскажите и покажите, что такое холодное, теплое, горячее.
  • Акцентируйте внимание на расположении предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева, далеко – близко);
  • Во время еды называйте вкусовые качества продуктов;
  • Обучите кроху рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусины, играть со шнуровками. Мелкая моторика, развиваемая этими занятиями, стимулирует развитие речевых центров. С освоением речи ребенок сможет получать сенсорный опыт быстрее за счет активного употребления наименований группирующих предметы;
  • Занятия на развитие логики. Чем бы ваш ребенок ни занимался, старайтесь пояснять его действия, рассказывать об окружающих предметах, их назначении. Используйте образную, насыщенную речь, рассказывая о разных признаках игрушек и других объектах. Старайтесь поддерживать контакт при помощи простых вопросов, требующих утвердительную или отрицательную форму. По мере появления слов, старайтесь мотивировать малыша проговаривать различные действия, полученную информацию.

В период от 1 до 3 лет малыш должен освоить базовые общепринятые понятия:

  • Знать и уметь называть основные цвета и некоторые оттенки;
  • Различать большое и маленькое, высокое и низкое, легкое и тяжелое;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Иметь представления о базовых геометрических фигурах и т.д.

Все эти знания формируются и закрепляются через задействования сенсорной системы. Особенность этого возраста заключена в запоминании логических цепочек и характеристик, которые связываются с конкретным словом. Трогая, слушая, рассматривая, пробуя на вкус, малыш запоминает свои ощущения, а слово позволяет выразить полученную информацию. В этот период не стоит делать основной акцент на запоминании слов, лучше дать возможность больше изучать при помощи органов чувств, называя предметы.

3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты

Возраст 3 лет – переломный момент. Малыш выходит из младшего дошкольного возраста, проходя через первый серьезный кризис.

Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета. Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. В три года стоит показать крохе, что предметы не только отличаются между собой по одному или нескольким признакам, но и могут быть схожими.

Сделав это открытие, карапуз сможет понять, что разные вроде игрушки, могут быть объединены в один ряд.

Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания, позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом. На основе расширяющегося выбора возможных действий формируется мышление исследователя, использующего сложные методы получения новой информации.

Как развиваем сенсорное восприятие

  • Познакомьте кроху с основами математики. Счет до 5-10, геометрические формы и их измерение при помощи других предметов, сравнение, анализ и синтез, обобщение;
  • Расширьте его знание цветов и оттенков через творческие занятия;
  • Показывайте и рассказывайте о различных признаках предметов, давая возможность практически изучить каждое из названных свойств (посмотри, потрогай, попробуй);
  • Систематизируйте знания ребенка, обобщая предметы в группы по выделенному отличию;
  • Предлагайте занятия на развитие внимания и наблюдательности (пазлы, дидактические игры по возрасту);
  • Познакомьте с общепринятыми наименованиями признаков. Расскажите о мерах длины, веса, о времени и временах года, направлениях и т.д.;
  • Расскажите крохе о музыкальной высоте, познакомьте с нотами и разными тембрами. Позволяйте ежедневно наслаждаться красивой классической музыкой;
  • Ознакомьте и добейтесь чистоты звукопроизношения родного языка.

Каждый новый вид исследования предлагайте ребенку в качестве игры. Старайтесь ежедневно задействовать максимально каждый из органов чувств, способствуя их развитию. Вся информация поступает к нам через органы чувств. Следует тренировать каждый из сенсорных органов, чтобы получаемые данные были полными и качественными.

5-6 лет. Готовимся к школе

К пяти годам малыши начинают активно использовать известные признаки для получения нового опыта. Накладывая и прикладывая разные предметы друг к другу, получать новые, измеряя большие игрушки при помощи меньших. Идет активное изучение сложных для буквального восприятия понятий: время, пространство. Развивая собственную речь при помощи накопленного опыта, крохи учатся придумывать названия новых признаков. Знания об основных геометрических фигурах, величине, вкусе, запахе, температуре становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку

  • Введите в ежедневный план занятия на развитие логики и мышления;
  • Дидактические игры по возрасту;
  • Познакомьте со сложными явлениями и постарайтесь ответить на все вопросы вашего крохи;
  • Читайте и изучайте литературу, рассказывающую о свойствах окружающих предметов;
  • Задействуйте малыша во все доступные для него виды деятельности. Обучение через труд – одна из форм восприятия мира;
  • Способствуйте познанию мира через разнообразные поездки, посещения кружков и секций;
  • Поддерживайте общение со сверстниками, игровое времяпровождение.
  • Проверяйте знания крохи, ориентируясь на возрастные оценки.

Пройдя сложный путь познания своих возможностей, изучение разнообразных способов получения информации, развивая свои органы чувств, к 6-7 годам малыш будет готов вступить в новый этап своей жизни – школьное обучение. Внимательное отношение, целенаправленное обучение крохи в дошкольный период позволит перейти на новую ступень с минимальными потрясениями. Зная, как получать информацию, анализировать чувства и систематизировать их, подыскивать правильное слово, малыш с легкостью освоит школьную программу.

В вопросе развития сенсорных возможностей ребенка не стоит рассчитывать на природу или генетику, качество полученных знаний, умение ими пользоваться – результат ежедневного целенаправленного изучения при поддержке родителей. Стоит помнить, что проще с ранних лет правильно научить, чем исправлять позднее стихийно заложенные знания.

Способствовать сенсорному развитию легко, нужно только захотеть. Веселые, увлекательные игры с ребенком, направленные на изучение интересующих его предметов, с подобранными по возрасту объяснениями дают стимул для полноценного развития. Боитесь что-то упустить? Составьте график занятий, где каждый день будет посвящен определенным навыкам.

Ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день для него – открытие, новый предмет – увлекательное путешествие. Подарите своему чаду возможность восхищаться этим миром, познавать его и развивать свой ум и тело.