04Янв
    2019
    0
    сенсорные игры и упражнения для детей

    Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того:

    • насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
    • насколько качественно он может оперировать этой информацией;
    • насколько точно он эти знания может выразить в речи.

    Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

    Содержание:

    Роль сенсорного развития

    Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

    Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

    Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.

    Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

    Упражнения для детей от рождения до года

    упражнения от рождения до года

    Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

    Упражнение 1. «Ладошки»

    • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
    • Затем постучите ею о свою ладонь.
    • Потом снова нежно погладьте ручку.
    • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
    • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

    Упражнение 2. Массаж

    Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

    Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

    Упражнение 3. «Колечко»

    Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

    Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

    Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

    Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

    Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

    Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

    Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

    Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

    Упражнение 5. «Ощупывание»

    Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

    Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

    Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

    Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

    Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

    Упражнение «Оставим след»

    Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

    Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.

    Упражнение «Кто в зеркале»

    упражнения с зеркалом

    Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

    Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

    Упражнение «Нарисуем себя»

    Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

    Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит  нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

    Упражнение «Рисуем эмоции»

    Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

    Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками.

    В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

    Упражнение «Нарисуй фигуру»

    Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

    Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

    Упражнение «Мишка растерялся»

    Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

    Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

    Еще один способ научить ребенка различать цвета — метод обучения цветам по карточкам.

    Упражнение «Подари мишке бусы»

    Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

    Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

    Упражнение «Выложи бусы»

    Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

    Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя). Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

    Упражнение «Найди по описанию»

    Цель: развитие всех модальностей.

    Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

    Упражнение «Волшебный мешочек»

    Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

    На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов.  Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

    Упражнение «Сравнилки»

    Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

    Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).

    Упражнение «Эмоциональный рассказ»

    Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

    Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

    Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?