Обучение ребенка основам математики и математическому мышлению в дошкольный период важная задача любого родителя. Знание и умение использовать эти навыки играет большую роль в качественном образовании и становлении ребенка как личности. Развитие математических способностей включает в себя не только умение считать, но и выработку особого типа мышления, которое позволяет решать различные задачи не связанные с арифметическими действиями. Усилия родителей по обучению ребенка математике в возрасте до 7 лет окупаются успехами малыша в школе не только по математике, но и по другим дисциплинам.
Зачем обучать ребенка математике в дошкольный период?
Некоторые родители считают, что обучением математике и другим сложным навыкам должны заниматься учителя в школе, но в реальности дело обстоит по-другому. На сегодняшний день программа по математике в школе достаточно сложная и для того, что бы ребенок с ней справился нужно проводить подготовительную работу. Чтобы избежать сложностей с освоением математических основ и позволить ребенку с интересом заниматься, нужно прививать любовь к математическим действиям с раннего возраста. Но важно отметить, что подготовительная работа по обучению ребенка математическим основам не заключается в научении ребенка считать. Это комплексное развитие, которое позволяет ребенку привить умение математически мыслить. Если ребенок в 7 лет умеет считать до 100, но при этом не умеет логически рассуждать, сравнивать и анализировать, то обучение в школе может стать для него сложным и не интересным. Ребенок должен освоить ряд простых и важных умений. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте подразумевает под собою: Формирование математического мышления;- Развитие логического понимания;
- Расширение познавательных способностей;
- Работа по улучшению восприятия, внимания, памяти;
- Побуждения ребенка к решению повседневных задач при помощи логики и знаний, а не интуиции;
- Формирование начальных математических представлений;
- Развитие основ математических операций;
- Формирование интереса к предмету – математика;
В каком возрасте начинать обучать ребенка?
Обучение математическим основам начинается с раннего возраста. Играя с ребенком в «Ку-ку» родители формируют пространственное воображение. Делая массаж со стишками и прибаутками — закладывается понимание счета. Показывая то или иное действие с игрушками — происходит начальное формирование логического и математического мышления. Задача родителей просто помогать ребенку в простой и понятной для него форме сделать шаги по достижению успеха. Целенаправленное обучение математическим основам начинается в возрасте 2 лет. Обучение детей математике до 7 лет можно условно разделить на 2 периода:- Младший возраст, 2-4 года, когда в игровой форме малышу прививаются азы математических понятий и логики.
- Старший возраст, 5-7 лет. В этот период родители ведут целенаправленное развитие математических способностей и подготовку к обучению в школе.
Младшая группа изучает
- Простейшие логические операции: выделения признаков предметов, сериацию, классификацию, обобщение и сравнение. Эти операции изучаются в игровой форме с использованием подручных материалов. Родители разъясняют и показывают, как проводить логические операции и возможности использования их в самостоятельной игре ребенка;
- Закладываются основы анализа и синтеза, как основы математического мышления;
- Ознакомление с простыми геометрическими фигурами и их присутствием в окружающем мире;
- Посредством дидактических игр прививается устойчивый интерес к познанию математики и ее использование в обыденных делах;
- Счет, сначала до 5, после до 10;
- Счет предметов на одной картинке или в определенном месте (коробке, не столе или на полу);
- Соотношение количества и цифры.
Старшие дошкольники
- Работа по закреплению и развитию полученных знаний;
- Пространственное мышление и развитие способностей к моделированию;
- Простейшие арифметические операции. Счет единицами, начало сложения и вычитания. Деление на доли;
- Изучение и применение первоначальной математической терминологии;
- Обучение принципам измерений длины, ширины, времени;
- Развитие логического и математического мышления. На основе этих знаний первоначальное понимание информатики.
Чему нужно научить ребенка до школы?
- Умение считать до 10.
- Соотносить количество и цифру.
- Проводить подсчет по возрастанию и убыванию чисел;
- Ориентироваться в цифрах, называть по порядку и в разнобой;
- Различать и правильно использовать количественные и порядковые числительные;
- Знать основные геометрические фигуры, уметь выделять их из группы фигур. Уметь нарисовать заданную фигуру;
- Уметь понимание о долях. Понимать, каким образом делить предмет на 2 и 4 части;
- Уметь мерить ширину, длину и высоту при помощи вспомогательных предметов;
- Производить сравнение, обобщение и классификацию предметов по заданному признаку;
- Ориентироваться в пространстве и времени;
- Понимать основные математические термины.
Нужно ли ребенку изучать основы информатики
Развитие техники в современном мире ставит вопрос о том, что обучение основам информатики должно проходить раньше, чем установлено общеобразовательной программой. Казус заключается в том, что базовые знания ребенку начинают преподноситься в школе в тот момент, когда большинство детей уже прекрасно владеют различными гаджетами и устройствами. Что бы избежать не рационального использования вычислительной техники важно объяснить ребенку основы использования и практическое предназначение компьютерной техники в раннем возрасте. Изучение базовых основ информатики в дошкольном возрасте на сегодняшний день не входит в базу необходимых знаний, но так как компьютеры играют большую роль в жизни современного человека, то некоторые базовые понятия возможно преподнести ребенку в возрасте 5-6 лет. К такой информации относятся:- Понимание алгоритма действий;
- Рассказать о вычислительных машинах и принципах работы;
- Важность программы для работы компьютера;
- Пояснить, чем отличаются базовые команды алгоритмов «И», «Или», «Нет».