Развитие ребенка от 3 до 4 лет Содержание статьи: Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 4 лет.

    Физическое развитие

    Младший дошкольный возраст (3-4 года) — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры. После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин. Набор веса и роста ребенка — индивидуальный показатель, в большей степени опирающийся на генетику, особенности питания и физическую активность ребенка. В семьях, где мама и папа крупные, достаточно часто, дети показывают скорейший рост и прибавку килограммов, чем их сверстники. Резкое снижение и прибавление показателей роста и веса должны вызывать у вас волнение, если явно заметна значительная разница между значениями. Если вы заметили, что на фоне быстрого набора веса, малыш практически не вырос, у него появились складки на руках, животе, ему тяжело двигаться и он отказывается часто бегать необходимо обратиться к участковому педиатру для проведения дополнительного осмотра, возможно обследования. К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.

    Нормы физического развития детей от 3 до 4 лет в зависимости от пола

    Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница роста
    Мальчик 3 года1317,491102
    Мальчик 4 года14,421,294,9111
    Девочка 3 года12,51791101
    Девочка 4 года1421,594110

    Психическое развитие

    Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап. Кроха осознает себя отдельной от родителей личностью, требует соответствующего отношения. В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может затянуться и проходить очень тяжело. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений:
    • Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
    • Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
    • Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
    • Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
    • Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.
    Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно:
    • Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
    • Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
    • Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
    • Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
    • Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.
    Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение. Ребенок в 3 года

    Развитие нервной системы

    Вместе со сложными процессами формирования психики ребенка между 3 и 4 годом жизни идет активное созревание нервной системы. После 3-х лет малыш уже может производить операции анализа и синтеза, воспринимая окружающие предметы не только как самостоятельные объекты, но и как части целого. Появление развитой активной речи способствуют этому процессу. Через вопросы и игровую деятельность ребенок обобщает полученные ранее знания, уточняет свойства окружающих предметов, формирует более крепкие слухо-зрительно-тактильные связи.
    К 4-м годам количество знаний у карапуза увеличивается в два раза, поэтому заметно, как быстро он утомляется от своих исследований. В этот период детям свойственна суетливость и поспешность. Ребенок знает множество различных вариантов движений, игровых приемов, но все еще не умеет быстро выбирать наиболее подходящие, вследствие чего выполняет много лишних действий.
    Старайтесь не загружать ребенка большим количеством новой информации. Поддерживайте его любознательность упражнениями, в которых он может самостоятельно быстро найти ответ. Видя свои возможности и успехи, ребенок будет стремиться узнавать все больше. Новую информацию рекомендуется давать небольшими порциями, постепенно. Например, изучая окружающий мир по карточкам, в день можно предложить до 10-ти новых предметов и объектов вперемешку с ранее изученными.

    Умения детей 3-4 лет

    В 3-4 года ребенок хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он хорошо умеет:
    • бегать. При необходимости малыш может ускорять или замедлять темп, огибать препятствия, резко менять направление движения;
    • прыгать. Крохе уже удается прыгать вверх на 1 или 2 ногах, вперед или в стороны;
    • сохранять равновесие, поднимаясь по наклонной доске, прогуливаясь по бордюру;
    • стоять на 1 ноге в течение нескольких минут. В норме, если находясь в таком положении кроха расставляет руки и немного шатается. Умение стоять прямо на одной ноге, не прибегая к балансировке, появится ближе к 6-ти годам;
    • перепрыгивать небольшие препятствия. Малыш может перепрыгнуть палочку, лежащую на земле, держа ноги вместе, перескочить через небольшой стульчик, перенося ноги поочередно;
    • лазать по спортивной стенке, удерживать свое тело, зацепившись руками за перекладину;
    • использовать разные приемы, играя в мяч: ловить двумя руками, кидать 1 или 2 руками, кидать вперед, назад, через голову, влево, вправо, вверх;
    • ходить на носочках, пяточках;
    • по заданию выполнять разные виды шагов: широкие, приставные, высоко поднимая колени, семенящий;
    • ходить задом наперед;
    • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
    • при наличии велосипеда, беговела, самоката передвигаться достаточно быстро.
    К 4-м годам можно начинать знакомить ребенка с коньками и лыжами. Эти виды зимних развлечений хорошо тренируют мышцы ног и спины, совершенствуют координацию.

    Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет

    По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 года в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше. Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее. В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:
    • Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
    • Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
    • Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
    • Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
    • Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.
    Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей. В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов. К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”. С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят. Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести. Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

    Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

    К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия. К 4-м годам ребенок должен знать:
    • Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
    • 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
    • 4-5 видов рыб;
    • 4-5 видов насекомых;
    • основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
    • основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
    • чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
    • разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
    • времена года и их отличия между собой;
    • основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
    • основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
    • 3-5 основных профессий;
    • до 10 видов транспорта;
    • различия между городом, деревней, природой.
    При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме. Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.

    Логическое мышление и математические способности

    Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать:
    • счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
    • понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
    • основные цвета спектра и до 15 оттенков;
    • основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
    В 3-4 года рекомендуется проводить обучающие занятия, позволяющие тренировать умения:
    • сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
    • подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
    • складывать разрезные картинки, пазлы;
    • находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
    • запоминать последовательность 3-5 картинок;
    • находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.
    Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.

    Речевое развитие ребенка 3-4 лет

    В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами. Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией. Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так, в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:
    • Составлять простые предложения;
    • Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
    • Использовать речь, для получения новой информации;
    • Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
    • Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
    • Рассказывая о себе, говорить “Я”;
    • Пытаться изменять слова по падежам.
    К 4-м годам ребенок должен уметь:
    • Описать увиденную картинку, ситуацию;
    • Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
    • Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
    • Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
    • Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
    • Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
    • Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
    • Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
    • Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
    • Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
    • Согласовывать глагол и существительное во времени;
    • Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
    • Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.
    Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.

    Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

    Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств. В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”. В 3-4 года ребенку доступны разные способы развития творческого потенциала:
    • Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
    • Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
    • Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
    • Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
    • Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
    • Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
    • Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.
    Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.

    Сон и режим дня

    Сон для ребенка в 3-4 года — важная часть полноценного и стабильного развития. Общая продолжительность отдыха в сутки составляет 12 часов. Из них 10 часов приходится на ночной сон и 2 на дневной отдых. В этот период достаточно часто сложно накормить и уложить ребенка спать вовремя, поэтому следование определенному режиму дня позволяет снизить протесты ребенка. Малыш сам захочет есть и спать в привычное время и вам останется только предложить ему мнимый выбор. Многие дети в этот период начинают посещать детский сад, рекомендуется перестраивать режим дня ребенка под установленные в ДОУ нормы заранее, чтобы малыш успел свыкнуться с новым графиком.

    Бытовые навыки

    Ребенок между 3 и 4 годами жизни уже способен производить множество бытовых действий самостоятельно. Рекомендуется предоставлять максимум возможности выполнять доступные малышу действия без поддержки взрослых. В 3-4 года карапуз может сам:
    • Одеваться и раздеваться;
    • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
    • Пить из чашки;
    • Убирать игрушки по местам;
    • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
    • Пользоваться горшком;
    • Мыть руки, лицо;
    • Поливать цветы;
    • Вытирать пыль.
    Предоставление ребенку самостоятельности снижает негативные проявления кризиса 3-х лет, формирует понимание важности сохранения порядка, придаст малышу уверенности в своих силах

    Личная гигиена ребенка 3-4 лет

    В 3-4 года рекомендуется закрепить навыки личной гигиены, объяснить важность таких действий:
    • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
    • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
    • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
    • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
    • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.
    В 3-4 года закладывается база обязательных процедур по уходу за собой. Рекомендуется обучить всем элементарным гигиеническим требованиям в этот период, чтобы к школьному возрасту они вошли в привычку. Развитие ребенка в 3 года

    Как развивать ребенка. Шпаргалка для мам

    Развитие ребенка в 3-4 года должно происходить в разных направлениях. Чтобы вам было удобно, мы подготовили небольшую шпаргалку, предлагающую разные варианты для занятий, стимулирующих все необходимые навыки.
    Навык, умение, область знанийКакие занятия предложить
    Логика. Математика. Мышление
    1. Умение сравнивать:
    • Предложите сравнить 2-3 предмета между собой по ширине (найти самый широкий, узкий, средний);
    • Найти самый высокий, низкий, средний предмет из группы;
    • Выложить игрушки по их длине.
    2. Поиск причинно следственных связей:
    • Просите пояснить, почему происходят те или иные события (падает листва — осень, мокрые качели — после дождя, машина не едет — отломалось колесо);
    3. Классификация по признаку:
    • Предложите рассортировать предметы по одному общему признаку (цвет, форма, материал);
    • Предложите найти предмет, не обладающий названным признаком (среди шариков выбрать кубик).
    4. Изучение сложных форм:
    • Покажите малышу новые виды фигур (шестиугольник, полукруг, полумесяц);
    5. Ориентация в пространстве.
    • учите ориентироваться на плоскости (верх и низ листика, справа, слева);
    • покажите, как ориентироваться на местности, подмечать особенности и запоминать расположение объектов.
    6. Времена суток, года:
    • Расскажите, чем отличаются между собой разные времена года, части суток. Чем обычно занимаются люди в разные отрезки времени (ночью — спят, утром — умываются, чистят зубы, делают зарядку, зимой — ездят на санках, летом — купаются);
    7. Цифры и счет:
    • Выучите цифры до 10. Покажите, как считать на пальчиках, палочках, вещах;
    • Покажите, как пишутся разные цифры.
    8. Сортировка
    • Предложите сложить пирамидку из 7-9 колец, ориентируясь по размеру колец;
    • Попросите разобрать игрушки по размеру, предназначению, цвету.
    9. Подбор обобщающего слова
    • Назовите ряд предметов и попросите назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)
    10. Критическое мышление
    • Попросите найти лишнее в ряду (положите перед ребенком мяч, куклу, машинку и майку. Ребенок должен соотнести предметы по их предназначению, выбрать предмет, не подходящий по общему признаку);
    • Загадки. Предложите отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы с подвохом.
    Внимание, памятьПредложите ребенку:
    1. Выбрать 2 предмета из множества, обладающих названной характеристикой (2 желтых шарика, 2 пластиковые игрушки);
    2. Запомнить и повторить 3-4 движения;
    3. Запомнить и повторить 2 строчки стихотворения, соблюдая последовательность слов;
    4. Собрать разрезанную картинку, пазл;
    5. Показать дорогу домой, возвращаясь с прогулки;
    6. Рассказать знакомую историю, ориентируясь по картинкам;
    7. Выучить и рассказать стихотворение;
    8. Запомнить и воспроизвести последовательность предметов, карточек;
    9. Рассказать о событии, произошедшем недавно, описать увиденные предметы и людей.
    Физическое развитиеВо время утренней гимнастики предложите ребенку:
    • ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;
    • шагать высоко поднимая колени, передвигаться, шаркая ногами по полу;
    • регулировать темп движения по команде (идти медленно, быстро);
    • бегать, меняя темп движения по команде;
    • совершенствовать: навык броска мяча (из-за головы, вперед, назад, в стороны), умение ловить мяч с разного расстояния;
    • повторять движения за взрослым на ходу. Во время маршировки, предложите повторять разные упражнения руками, не прекращая ходьбы;
    • тренировать координацию (хождение по наклонной доске, бордюру).
    Музыка. РитмРасширение познания о музыке и эмоциях:
    • Слушайте с ребенком классические произведения.
    • Предложите угадать настроение автора композиции;
    • Различать темпы музыки;
    • Называть знакомые инструменты, различать их по звучанию;
    • Прослушивать и подпевать знакомым детским песенкам;
    • Знакомиться с новыми детскими песенками;
    • Различать громкость музыки;
    • Выражать эмоции от музыки в танце;
    • Учить простые танцевальные движения.
    Творчество
    • Лепить простые фигурки, используя уже знакомые техники (отщипывание, скручивание, создание кружков и колбасок);
    • Рисовать кисточкой простые предметы, явления природы;
    • При помощи карандашей и фломастеров рисовать линии, круги, волны, простые предметы, фигурки;
    • Раскрашивать рисунки в раскраске, не выходя за границы;
    • Клеить наклейки;
    • Рисовать линии и предметы при помощи линейки;
    • Создавать простые аппликации из бумаги и подручных предметов (вата, листочки).
    Окружающий мирРасширяйте познания ребенка в разных областях:
    • Домашние животные. Какие бывают, где живут, что едят, какие звуки произносят. Расскажите, какую пользу приносят животные фермы, чем питаются в разное время года?
    • Дикие животные. Где живут, что едят, на каких континентах обитают;
    • Птицы. Какие бывают, что едят, где живут?
    • Насекомые. Где живут, чем питаются, чем отличаются между собой?
    • Времена года. Чем отличаются, какие занятия доступны в разные периоды?
    • Явления природы.
    • Овощи, фрукты.
    • Грибы, ягоды;
    • Профессии. Чем занимаются люди, какая польза от разных видов деятельности?
    • Транспорт. Где используется, что делает?
    • Город, деревня. В чем отличия, какие предметы можно встретить?
    • Лес, поле, море, река. Чем отличаются, какие живые существа можно встретить, какие предметы могут понадобиться?
    • Бытовые предметы и их назначение.
    РечьВ течение дня предлагайте ребенку выполнить упражнения, способствующие формированию чистой активной речи:
    • артикуляционная гимнастика;
    • повтор сложных слов;
    • разделение знакомых слов на слога на слух;
    • пересказ знакомой истории;
    • тренировка навыка правильного ответа на вопрос;
    • описание иллюстрации;
    • совместное чтение;
    • обсуждение прочитанного сюжета;
    • изучение и обсуждение изображений, ситуаций.
    Мелкая моторикаДля развития мелкой моторики в течение дня предлагайте ребенку:
    • Лепить или рисовать;
    • собирать на прогулке небольшие предметы (шишки, камушки, листочки);
    • играть с бусинами, крупами, шнуровки;
    • самостоятельно застегивать пуговицы, застежки;
    • играть с наклейками;
    • вырезать ножницами;
    • собирать пазлы, вкладыши, мозаики;
    • завязывать и развязывать узелки.
    Основой для успешного освоения предложенных упражнений является создание подходящих условий, в которых малыш будет ощущать свободу выбора, интерес. Рекомендуется:
    • Как можно чаще хвалить ребенка за успехи в выполнении предложенного задания;
    • Не ругать за промахи и ошибки. Если карапуз сам очень расстроился, поддержите его, скажите, что в следующий раз все обязательно получится;
    • Выбирать задание исходя из текущих пожеланий ребенка;
    • Не заставлять выполнять задание, если малыш не хочет;
    • Подбирать задачи, доступные крохе по уровню знаний. Чересчур легкие или сложные задания могут отбить желание заниматься.

    Что должно насторожить

    Каждый ребенок — индивидуальность. Не следует сравнивать его с ровесниками, пытаясь найти, в чем он отстал от них. Сравнивать малыша необходимо только с ним самим в прошлом. Но, несмотря на индивидуальный темп развития ребенка, существует ряд показателей, требующий особого внимания со стороны родителей:
    • Отсутствие речи или наличие грубых нарушений построения предложений слов к 3-м годам;
    • Примитивная игровая деятельность, отсутствие ролевых игр к 36 месяцам;
    • Неумение выполнять простые бытовые действия (кушать, одеваться, умываться) при попытке взрослых обучить этим навыкам;
    • Слабая координация движений, отсутствие попыток лазать по стенке;
    • Апатия, нежелание самостоятельно заниматься;
    • Неумение различать цвета, формы.
    Если вы заметили у своего крохи один или несколько обозначенных признаков, обратитесь к участковому педиатру за консультацией. В 3-4 года ребенок становится самостоятельной личностью, которая требует уважения и внимания. Малыш осознает, что он может многое самостоятельно, пытается понять свое место в семье, найти границы дозволенного. Как бы не было тяжело в период кризисных явлений, старайтесь сохранять спокойствие. Пройдет немного времени и все наладится, ребенок поймет, как нужно себя вести, что можно делать, а где лучше промолчать и остановиться. Ваше упорство в научении, объяснении и повторении важных правил обязательно помогут малышу быть успешным в учебе и общении со сверстниками.