Развитие ребенка от 3 до 3,5 лет Содержание статьи: Ребенку 3 года. Закончился ясельный период и начался дошкольный. За 3 прошедшие года малыш много, чему научился. Первые полгода 4-го года жизни — важный этап в становлении личности сына или дочки. О том, как правильно воспитывать, учить и ухаживать за крохой в 3-3,5 года наша сегодняшняя статья.

Особенности периода

Первые полгода 4-го года жизни — время формирования индивидуальности ребенка. Этот процесс начинается в 2,5 года и длится до 3,5 лет. Малыш осознает себя отдельной от родителей личностью, начинает выражать собственное мнение, желания, взгляды на события. Именно в 3 года происходит формирование базы привычек и особенностей темперамента карапуза. В детской психологии возраст 3-3,5 лет обозначают “кризисом 3-х лет”: переход от полной зависимости от родителей к самостоятельности. На 4-м году жизни изменения происходят и в социальном общении ребенка. Он начинает интересоваться сверстниками. Если раньше большую часть времени сын или дочка хотели играть с родителем или другим взрослым, то теперь все чаще можно заметить интерес к совместным играм с другими детьми. Этот интерес требует от взрослых обучить малыша навыкам коммуникации, общения, показать, как нужно заводить друзей.
Мы подготовили для вас список необходимых навыков для успешного формирования первых дружеских отношений в пункте “Социальное развитие ребенка”.
Познавательная и творческая сторона личности ребенка претерпевают изменения. Малыш переходит от изучения внешних форм и отличий к внутренним, невидимым для глаза особенностям, свойствам. Обучение ребенка нужно выстраивать в игровой форме, стараться расширить познания карапуза, научить всем важным для этого возраста умениям.

Что такое кризис трехлетки

Кризисные явления сопровождают весь период взросления ребенка. В первую очередь они связаны с развитием психики и нервной системы сына или дочки. Дети с рождения и до совершеннолетия постепенно учатся самостоятельности, усваивают основы взаимодействия с близкими и посторонними людьми, пытаются найти свое место в жизни. В периоды перехода из одной стадии взросления в другую происходит дисбаланс внутренних порывов и принятой модели поведения, от этого дети начинают искать грани дозволенного, пытаться понять и принять свои возможности. С 2,5 до 3,5 лет происходит первый сложный переход из раннего детства в дошкольный период. В детской психологии этот период принято называть “кризис 3-х лет”. Ребенок подрос, начал осознавать индивидуальность своей личности. Отделение своего Я от родителей — важный шаг на пути становления полноценной личности. Сын или дочка начинают считать себя самостоятельными, взрослыми, способными решать все основные вопросы: хотят принимать решение, что и когда кушать, когда спать и играть, соблюдать или отказываться от гигиенических процедур. Срок проявления первых признаков кризиса 3-х лет может варьироваться. У одних детей изменения в поведении заметны уже в 2,5 года, у других — после 3-х лет. Основная масса детей вступает в кризисный этап в 3 года. Продолжительность кризиса может быть разной. Некоторые малыши проходят через этап становления личности быстро (1-2 месяца), другие подольше (от 6 до 12 месяцев). Помочь карапузу быстрее понять и принять свое место в семье, научиться справляться с эмоциональными всплесками можно, благодаря своевременному определению начала кризиса и применению психологических приемов, препятствующих усугублению нервного напряжения у малыша.

Признаки кризиса 3-х лет

  • Отрицание. Ребенок реагирует отказом на любое предложение родителей. Попытка помочь чаду выполнить сложное для него дело заканчивается всплеском негативных эмоций (крик, попытка отпихнуть, ударить);
  • Упрямство, раздражительность, конфликтность, агрессия. У сына или дочки часто меняется настроение, в определенные моменты ему не нравятся даже самые любимые занятия. При попытке заставить выполнить обычное дело карапуз может истерить, капризничать, проявлять агрессию;
  • Настойчивая самостоятельность. Мальчики и девочки все пытаются делать сами. Предпринимают попытку выполнить даже заведомо невозможное. Неудача приводит к расстройству, ярости;
  • Нарушение установленных в семье правил. Кроха как будто специально проверяет накажут его или нет;
  • Истерики. Даже спокойные малыши в этот период могут устраивать настоящие “концерты”. Чаще всего приступы истерики начинаются в общественных местах, где у крохи есть зрители.
Если вашему ребенку около 3-х лет и вы заметили в его поведении 1 или все указанные признаки, то будьте уверены — это кризис 3-х лет. Не корите себя за недостаточное воспитание крохи, не расстраивайтесь, что малыш испортился и таким останется. Рано или поздно кризис закончится и ваш сын или дочка снова станут прежними послушными малышами.

Психологические приемы преодоления кризисных проявлений у ребенка 3-х лет

  • Спокойствие в любой ситуации. Как бы малыш не вел себя, постарайтесь сохранить доброжелательное настроение, будьте уверены в себе и своих силах. Малыш истерит, кричит, падает на землю с требованием подчиниться? Спокойно, молча поднимите его и отнесите подальше от глаз посторонних людей. Дайте ему прокричаться, успокоиться. Идеально, если получится сделать вид, что вы не замечаете происходящего. Заметив ваше безразличие к истерике, ребенок быстро поймет, что выбранная модель поведения не работает, прекратит негативить, начнет искать другой способ взаимодействия;
  • Спрашиваем и объясняем. После каждого негативного всплеска у карапуза нужно обсудить с ребенком его поведение. Не критикуйте и не ругайте. Спросите, почему он так себя повел, предложите в следующий раз выражать свои пожелания словами, а не истерикой;
  • Твердое “нет”. Чтобы ребенок понял и принял запрет, ваше “нет” должно звучать четко и внушительно. Малыш будет пытаться применять разные варианты манипуляций (просить, шантажировать, плакать, кричать). Не реагируйте на них. Ваш запрет всегда должен быть непреклонен;
  • Мнимый выбор. Чтобы избежать отрицания всего предложенного со стороны ребенка, старайтесь формулировать фразы, обращенные к малышу, в виде нескольких вариантов. Вместо “пойдем гулять?”, спросите, “какую кофту ты оденешь: красную или синию?”. Такой вопрос не предполагает положительного или отрицательного ответа, ребенок будет подбирать ответ, спокойно сделает необходимое действие.
  • Попросить, а не приказать. Чтобы сын или дочка выполнили нужное действие постарайтесь не использовать приказной тон, интонацию. Намного лучше действует просьба о помощи. Нужно перейти дорогу за руку с ребенком? “Сынок, помоги мне перейти через дорогу” — просьба, которая позволяет почувствовать малышу уважение. “Дай мне руку, тут опасно” — приказ, который может вызвать негативную реакцию.
Воспользовавшись этими простыми способами манипулирования ребенком, вы сможете снизить число негативных реакций со стороны карапуза, дадите ему почувствовать свою самостоятельность, сохраните добрые отношения.

Что должен уметь ребенок к 3,5 годам

Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.

Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:

  • Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
  • Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
  • Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
  • Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
  • Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
  • Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
  • Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
  • Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
  • При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.

Бытовые навыки:

  • Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
  • Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
  • Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
  • Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
  • Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
  • Использовать при необходимости носовой платок;
  • Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
  • Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
  • Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
  • После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
  • Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.

Интеллектуальные навыки и знания:

  • Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
  • Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
  • Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
  • Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
  • Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
  • Считать до 5 и выше;
  • Различать цвета спектра и их основные оттенки;
  • Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
  • Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
  • Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
  • Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
  • Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.
Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.

Рост и вес

Изменения показателей роста и веса у детей после 3-х лет происходят постепенно, без значительных изменений в течение месяца. В среднем за полгода малыш наберет около 500 г веса и вырастет на 2-5 см.
Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста
Мальчик 3 года 13 кг 15,5 кг 91см 100 см
Мальчик 3,5 года 13,5 кг 16,5 кг 93 см 105 см
Девочка 3 года 12,5 кг 15 кг 91 см 98 см
Девочка 3,5 года 13 кг 16 кг 92 см 103 см
Ребенок в 3 года

В 3 года ребенок обладает основными умениями необходимыми для приобретения новых навыков

Основные направления развития ребенка от 3 до 3,5 лет

В 3 года ребенок обладает основными умениями необходимыми для полноценного познания окружающего мира и приобретения новых навыков. Настало время позаботиться о всестороннем развитии знаний карапуза, над обучением его более сложным способам познания. Для удобства мы подготовили для вас материал по всем необходимым направлениям образовательной деятельности с ребенком от 3 до 3,5 лет

Основные направления деятельности родителей для развития ребенка от 3 до 3,5 лет

  • Физическое развитие. Совершенствование двигательных навыков, тренировка выносливости, улучшение координации и вестибулярного аппарата;
  • Познавательное развитие. Расширение познаний об окружающем мире, изучение новых и совершенствование ранее приобретенных навыков получения информации, оценки происходящего;
  • Сенсорное развитие. Улучшение восприятия информации через зрительный, слуховой, тактильный и другие каналы;
  • Музыкальное развитие. Расширение познаний о возможностях выражения эмоций при помощи музыки, пения, танца;
  • Речевое развитие. Совершенствование навыков устной речи, расширение пассивного и активного словаря;
  • Мелкая моторика. Подготовка руки к письму, тренировка пальчиков рук;
  • Творческое развитие. Обучение основным видам творчества, расширение познания о вариантах выражения мыслей и эмоций через разные виды искусства;
  • Социальное развитие. Основы коммуникации со сверстниками, другими взрослыми.
Обозначенные направления деятельности — основа образовательного процесса с детьми от 3 до 3,5 лет. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то практически все обозначенные направления будут присутствовать в жизни ребенка. Вам нужно только уточнить программу обучения у воспитателя и организовать дополнительные игры по недостающим направлениям в выходные или вечером после садика. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, желательно предлагать ему заниматься в домашних условиях или в рамках развивающих кружков и секций.

Физическое развитие

С 3 до 3,5 лет занятия, стимулирующие физическое развитие, направлены в первую очередь, на совершенствование уже имеющихся навыков. Незаменимым способом развития двигательных умений является зарядка. Утренний комплекс упражнений рекомендуется подбирать исходя из возможностей ребенка, особенностей его организма. Утренняя гимнастика состоит из 3-х отдельных блоков упражнений:
  • Разминка. Включает в себя бег на месте, наклоны, приседания, ходьбу;
  • Основной блок упражнений. Карапузу предлагается выполнить комплекс движений, направленных на развитие определенной группы мышц. Хорошо, если каждый день будет использоваться новый блок упражнений. Для детей с особенностями двигательного аппарата, сложностями в выполнении определенного вида упражнений используется недельный цикл упражнений: в течение 7-ми дней совершенствуется один навык, доводится до автоматизма, через неделю вводятся новые упражнения. Для основного блока можно предложить:
      • упражнения на совершенствование движений рук и плеч (махи руками, наклоны вперед, круговые движения руками);
      • развитие координации (ходьба по доске, бег с огибанием препятствий, игры с мячом, прыжки вверх);
      • тренировка мышц ног (приседание, бег с высоко поднятыми коленями, ходьба на цыпочках, носках, внутренней и внешней стороне стопы);
      • укрепление мышц спины, растяжку (занятия на фитболе) и т. д.
  • Завершающий блок упражнений. Его цель расслабить напряженные мышцы, вернуть ребенка в спокойное состояние. Обычно детям предлагается спокойная ходьба, массаж, дыхательная гимнастика (глубокие вдохи и быстрые выдохи).
Помимо утренней гимнастики ребенку в 3 -3,5 года необходимо предлагать совершенствовать физические навыки во время ежедневной прогулки. Научите кроху играть в подвижные игры (догонялки, салки, прятки). Хорошо, если получится привлечь к таким играм других детей на площадке. Минимум 2 раза в неделю предлагайте ребенку посещать турники. Идеально, если получится установить стенку дома, чтобы малыш мог лазать и висеть на перекладине в любое время. В 3 года ребенок может начать посещать спортивные секции (плавание, аэробика, гимнастика и т. д.). Программа обучения детей дошкольного возраста в спортивных секциях разрабатывается по возрастным нормам и малышу предложат выполнять упражнения, которые ему подвластны.

Познавательное развитие

Занятия для развития знаний об окружающем мире ребенка от 3 до 3,5 лет можно проводить в любой удобной для вас форме. Основное требование — игровой формат. Чаще всего методики для детей этого возраста предлагают:
  • Изучение мира при помощи карточек, картинок книжек. Детям предлагается послушать взрослого, который при помощи ярких изображений знакомит малышей с новыми предметами, явлениями, живыми существами. После ознакомления карапузам предлагаются задания:
      • по поиску названного предмета, явления, признака;
      • пересказу услышанного;
      • воспроизведению знакомого сюжета с использованием новых материалов, придумыванию новой истории, опираясь на карточки и картинки;
      • на сортировку изученных предметов и явлений по группам и т.д.
  • Наглядно-предметное изучение. Ребенку предлагают предмет или группу вещей для ознакомления. Взрослый акцентирует внимание на определенных признаках, поясняет, как их находить. Например, положите перед карапузом кубики и шарики разного цвета. Расскажите, какой они формы, размера, цвета, текстуры. Попросите рассортировать их по одному признаку (разложить в разные коробки по форме). Предложите перегруппировать по 2 признакам (в одну сторону отложить все круглые и желтые, в другую — квадратные и красные, в третью — все неподходящие под озвученные признаки).
  • Познание окружающего во время прогулки. Гуляя в парке, на площадке, в городе рассказывайте ребенку о предметах и живых существах, которые встречаются по дороге, предлагайте находить знакомые образы, вспоминать похожие предметы и т. д.;
  • Творческое познание. Через прикладные виды творчества (лепка, рисование, аппликации). Во время занятия рассказывайте об явлениях природы, живых существах, предметах. Покажите, как можно слепить, нарисовать, склеить знакомые вещи, животных.
В 3 -3,5 года рекомендуется учить ребенка:
  • Сравнивать предметы между собой, находить общие черты, отличия. Покажите крохе куклу и мягкую игрушку. Спросите, чем они похожи между собой (есть глазки, ручки, носик, волосы). Попросите рассказать, чем отличаются (цвет, форма тела и т. д.). Поинтересуйтесь, знает ли кроха, каким одним словом можно назвать оба предмета (игрушки). Для этого задания можно использовать любые предметы, с которыми играет ребенок;
  • Подбирать из группы предметы по обозначенному признаку. Например, попросите сына или дочку принести вам 2-3 игрушки круглой формы и желтого цвета;
  • Различать цвета и их оттенки. Малыш в 3 года уже хорошо знает цвета спектра. Расскажите, какие бывают оттенки, как они выглядят. Хорошо познакомить с возможностями смешения разных цветов краски, научить смешивать акварель и гуашь для получения нужного оттенка;
  • К 3-м годам ребенок уже может знать круг, квадрат, треугольник, трапецию, звезду, овал. Познакомьте его с призмой, многогранниками, полукругом и т.д.;
  • Ориентироваться в понятиях “один — много”, “маленький — большой”, “короткий — длинный”, “ узкий — широкий”, “низкий — высокий”, “близко — далеко” и т. д. Кроха уже знает большинство этих терминов, ваша цель помочь правильно использовать эти слова в речи.
Внимания со стороны родителей требует и расширение познаний малыша об окружающем мире. В 3 -3,5 года хорошо проводить обучающие тематические занятия. Предложите изучить карточки, раскрывающие темы:
  • Домашние и дикие животные. Какие они бывают, что кушают, где живут, как называются их детеныши и т. д.;
  • Насекомые и птицы;
  • Растительный мир: деревья, кустарники, трава, злаковые культуры, цветы, грибы, ягоды;
  • Подводный мир: рыбы, растения, виды водоемов;
  • Материалы: пластик, стекло, камень и т. д. Это тематическое занятие хорошо провести с использованием реальных примеров, чтобы малыш мог потрогать названный материал;
  • Природные явления и времена года;
  • Части тела человека и животных;
  • Профессии;
  • Транспорт;
  • Город и деревня;
  • Лес, поле, луг, река.
Идеально, если получится кроме занятия показать ребенку озвученное в реальности. Изучая животных, можно сходить в зоопарк, растительным мир — прогуляться в ботанический сад или парк, съездить за город или в ближайший город для закрепления знаний о разных видах человеческих поселений и т. д.

Сенсорное развитие

В 3 -3,5 года развитие восприятия ребенка происходит через предметную деятельность. Во время обычных игр акцентируйте внимание ребенка на форме, цвете, ощущениях и запахе игрушек и бытовых предметов. Предлагайте ребенку:
  • Игру “волшебный мешочек”. Сложите в непрозрачный пакет или сумку несколько игрушек разной формы и попросите сына или дочку угадать, что находится в мешке;
  • Играть с бизибордом, сенсорными мешочками. Описывайте ощущения ребенка словами, подсказывайте разные варианты использования, предлагайте применять их в качестве игровых материалов. Из сенсорных мешочков можно сделать дорогу или мостик для машины, диванчик для куклы и т. д.;
  • Слушать окружающий мир. Хорошо на прогулке предложить ребенку сесть на скамейку, закрыть глаза и прислушаться к звукам. Пение птиц, шум машины, разговор взрослых, шум ветра и т. д.
  • Развивать обоняние, нюхая цветы, песок, траву, еду и т. д.;
  • Играть с водой, песком, глиной, пластилином и т. д.;
  • Помогать вам на кухне. Месить тесто, лепить, перемешивать, мыть продукты;
  • Играть с крупами, мелкими предметами, природными материалами, создавать композиции из цветов, подручных материалов.
Чем больше разных предметов пощупает, понюхает, попробует на вкус, услышит звучание ваш ребенок, тем четче будут связи в его головном мозге, легче будет восприниматься новый материал.

Музыкальное развитие

Гармоничное развитие ребенка 3 -3,5 лет предусматривает развитие музыкальных способностей, умения воспринимать музыку, выражать эмоции при помощи пения и танца. Хорошо, если ежедневно взрослые найдут 10-15 минут для совместного прослушивания классической музыки вместе с ребенком. Выбранную композицию можно включить во время самостоятельной игры малыша, но лучше показать ему, как можно наслаждаться музыкой, не отвлекаясь на другие занятия. Предложите карапузу сесть рядом с вами, закрыть глаза и послушать небольшое произведение. После завершения музыки спросите сына или дочку, какие чувства он испытал, о чем думал? Если ребенок затрудняется ответить на эти вопросы, поделитесь с ним своими впечатлениями, эмоциями. Беседа о музыке, ее влиянии на внутренний мир позволяет детям расширять понимание собственного внутреннего мира. Кроме классической музыки, рекомендуется слушать, петь и танцевать под детские песенки. Быстрый темп и понятный текст позволяют крохе высвобождать скопившуюся негативную энергию через движение, пение. Выбрать подходящую мелодию можно на собственный вкус. Основа музыкального занятия — хорошее настроение взрослого и ребенка. Во время прослушивания детских песен можно учить малыша разным танцевальным движениям, показывать, как красиво двигаться, рассказывать сюжет песни телом. Не стесняйтесь танцевать вместе с ребенком. Если он смеется глядя на вас, значит ему очень нравится ваш танец.

Речевое развитие

К 3-3,5 годам речь ребенка становится четкой. Большинство детей начинают говорить чисто, полностью переходят от лепета к нормальному разговору. В активном словаре становится больше прилагательных, местоимений, наречий, глаголов. В норме в 3-3,5 года малыш должен говорить о себе в первом лице, выстраивать грамматически правильные предложения. Фразы и слова становятся понятными не только близким людям, но и окружающим. Многие малыши с удовольствием разучивают небольшие стихи, рассказы, пытаются читать их с выражением. Развитию речи ребенка в 3 — 3,5 года способствуют:
  • Беседы о происходящем с ребенком. Чем больше вы разговариваете с ребенком, задаете ему вопросы и отвечаете на его, тем лучше и быстрее формируется четкая, чистая речь;
  • Чтение книг. Сказки, рассказы, стихи — основа для пополнения активного словаря ребенка. В обычной речи мы используем стандартный набор слов, который малыш усваивает в первые три года жизни. Но этого количества недостаточно. Читая сказки, поясняя значения новых выражений, слов, понятий взрослым проще всего расширить речевые возможности детей;
  • Артикуляционная гимнастика. Тренировка мышц лица и рта необходима всем детям. В 3 -3,5 года нужно обратить внимание на тренировку звуков “С”, “Ш”, “Щ”, “Ц”;
  • Работа с карточками и картинками. Карапузу предлагается ряд иллюстраций к знакомому сюжету. Малыш должен разложить предложенный материал в правильной последовательности и рассказать сказку или рассказ. Вначале история будет опираться только на изображенные предметы. Постепенно, с развитием навыка, показывайте сыну или дочке, как можно выдумывать и развивать сюжет, добавляя дополнительные события. Можно предложить только 2 карточки: начало истории и финал, попросить придумать, что произошло;
  • Расширение словарного запаса в ходе тематических занятий.
Развитие ребенка в 3 года

Мелкая моторика

К 3-м годам малыш уже очень ловко орудует пальчиками рук, но мелкомоторные навыки еще не до конца сформированы. Предлагайте ребенку как можно чаще играть с небольшими предметами, выполнять тонкую работу пальчиками. Среди игровых предметов, способствующих развитию мелкой моторики в 3 -3,5 года, рекомендуется предлагать карапузу:
  • Мозаики. Можно приобрести разные варианты: цветные круглые детали для создания картинок, многогранные варианты с нанесенными буквами и цифрами для изучения алфавита и счета и т.д.;
  • Шнуровки. Такие игрушки можно купить или сделать самостоятельно из картона или других подручных материалов. Главная составляющая такого занятия — стремление ребенка попасть небольшим шнурком в отверстие, протянуть веревочку и вывести в другое отверстие;
  • Конструкторы разных размеров и форм. Кроме классического крупного конструктора, в 2 года можно предлагать ребенку:
      • небольшие варианты наподобие Lego;
      • фигурный конструктор в виде снежинок, треугольников, квадратов;
      • магнитный конструктор;
      • технический конструктор. Кроме классических блоков в нем предусмотрены разные шестеренки, качели и другие движущиеся детали, которые нужно правильно установить;
      • обучающий. Из отдельных частей получаются буквы, цифры.
  • Пазлы;
  • Бизиборды.
Дополнительно можно предложить ребенку заниматься:
  • Лепкой;
  • Рисованием пальчиками, кисточками, губками;
  • С крупами: сортировать, перебирать;
  • С бусинами: нанизывать, сортировать, группировать;
  • С веревочками, тряпочками, прищепками.

Творческое развитие

Развитие творческого потенциала ребенка в 3 — 3,5 года предусматривает под собой знакомство с различными техниками и способами создания картин, поделок. В 3 года можно предложить ребенку:
  • Рисовать красками, карандашами, мелками, песком, пластилином и т. д.;
  • Лепить из теста, пластилина, глины;
  • Создавать аппликации из бумаги, ваты, круп и т. д.;
  • Сооружать поделки из природных материалов (шишки, желуди, листочки, камушки);
  • Вырезать разные фигуры;
  • Складывать оригами;
  • Плести бусы, браслеты, фенечки из бусин, ленточек, веревочек.
Кроме развития собственных умений ребенка, хорошо с 3-х лет начать знакомить его с искусством. Предложите сходить на представление для детей его возраста, посетить цирк, музей, съездить на экскурсию. При желании можно сходить в детский театр, но нужно выбирать места близко к проходу, чтобы в любой момент можно было выйти из зала.

Социальное развитие

В 3 года в сознании ребенка происходят важные изменения. Он начинает осознавать себя отдельной личностью, начинает интересоваться играми со сверстниками. Если до этого малыш большую часть времени стремился находиться рядом с мамой или папой, то теперь ему необходимо учиться сотрудничать с другими детьми, ему этого хочется. Чтобы малыш быстро научился заводить друзей, взрослым нужно научить его:
  • здороваться, подходя к детям. Подскажите крохе, что начать разговор с другим ребенком можно, просто сказав “привет”;
  • знакомиться и называть свое имя. Покажите ребенку, как просто можно на площадке подойти к девочке или мальчику и сказать “Привет. Меня зовут Ваня. А как зовут тебя?”;
  • делиться, меняться, вместе играть. Расскажите крохе, что не нужно жадничать и прятать игрушки от других детей. Покажите, что, отдав свою машинку, малыш может поиграть с игрушкой другого ребенка. Объясните, что игрушки можно использовать вместе: мяч кидать друг другу, строить для машинки гараж вместе и т. д.;
  • применять фантазию в игре. Во время домашних игр показывайте крохе, как можно фантазировать над сюжетом игры, придумывать разные действия и ситуации. Для этого вместо простого вождения машин по полу и укачивания куклы предложите ребенку проиграть знакомую ситуацию. Пусть кукла будет сыном или дочкой, а ваш ребенок его родителем. Предложите им сходить на прием к врачу, посетить детский сад и т. д. Покажите, как подручные предметы можно использовать в игре. Пусть подушка станет кроватью, карандаш — телефоном и т. д.;
  • проявлять инициативу. В общении взрослый-ребенок ведущую роль играет взрослый, обучающий, наставляющий, предлагающий. После 3-х лет важно научить кроху самому руководить процессом. Чаще спрашивайте, что и как хочет делать малыш, какие действия он просит вас выполнить.
  • сопереживать, радоваться чужим победам, жалеть.

Примерная программа упражнений на неделю

Обучение ребенка 3-3,5 лет всем необходимым навыкам и умениям — процесс, требующий многостороннего подхода. Достаточно сложно контролировать все направления деятельности без плана на неделю. Мы подготовили для вас приблизительную таблицу развития ребенка на 7 дней с учетом необходимых направлений деятельности. Использовать эту таблицу можно в предложенном виде или внести в нее свои изменения согласно уровню знаний вашего карапуза.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Познавательное развитие Карточки “Профессия” Учимся сравнивать Изучение форм и цвета Учимся считать Группировка предметов по признакам Карточки дикие и домашние животные Повторяем пройденное за неделю
Сенсорика Игры с крупами “Волшебный мешочек” Игры с водой Игры с пуговицами Рисование песком Бизиборд Шнуровка
Музыка Изучение танцевальных движений Разучиваем песню про маму Играем в оркестр из кастрюль. Повторяем песню про маму Изучение танцевальных движений. Повторяем песню про маму Различаем инструменты на слух. Повторяем песню про маму Слушаем звуки природы Изучение танцевальных движений
Речь Учим стихотворение. Артикуляционные упражнения Рассказываем сказку по картинкам. Артикуляционные упражнения Учим букву А, слова на звук “А”. Артикуляционные упражнения Изучаем пословицы и поговорки, обсуждаем значение. Артикуляционные упражнения Артикуляционные упражнения. Учим букву “Б”, слова на звук “Б”. Артикуляционные упражнения Придумываем сказку про бычка. Артикуляционные упражнения
Мелкая моторика Шнуровка Мозаика Игры с баночками Конструирование по образцу Лепим магнит из набора “Lori” Рисование пальчиками Складываем пазл
Творчество Лепим ежика Рисуем радугу Аппликация “Мой дом” Вырезаем бабочек, снежинки Оригами “Цветок” Плетем косу из шнурков Делаем бусы
Физическое развитие Комплекс упражнений для спины Комплекс упражнений на растяжку Тренируем прыжки Бег и ходьба Лазаем Комплекс для плеч Комплекс для ног, стопы
Создавая план работы с ребенком на неделю, помните о некоторых особенностях занятий с детьми:
  • Любое обучающее занятие должно проводиться в игровой форме;
  • Если ребенок не хочет заниматься предложенным, не заставляйте. Лучше отложить задание и вернуться к нему чуть позже;
  • Не занимайтесь с ребенком, если вас что-то тревожит, в плохом настроении;
  • Подбирайте задания с которыми может справиться ваш сын или дочка.

Уход и режим дня ребенка в 3 — 3,5 года

В первой половине 4-го года жизни ребенка режим дня и уход остается прежним. Малыш должен спать 12 часов в день, из них 10 часов ночью и 2-2,5 днем. Режим дня ребенка подстраивается исходя из ситуации. Если кроха посещает детский сад, то кроха переводится на режим дошкольного учреждения. Дети, воспитывающиеся дома, соблюдают режим сна и бодрствования, подобранный под внутренние часы ребенка: утром можно не будить рано, обеденный сон предлагается через 4-5 часов после подъема, вечером малыш ложится спать в 22.00. В 3 — 3,5 года дети кушают 5 раз в день. Основные приемы пищи: завтрак, обед и ужин. Между ними 2 полдника, включающие в себя легкие блюда, фрукты, овощи в сыром виде. В 3 года малыш требует самостоятельности. Для снижения количества негативных проявлений, связанных с кризисом 3-х лет, рекомендуется предоставлять малышу возможность самостоятельно:
  • одеваться и обуваться;
  • кушать и пить;
  • чистить зубы, мыть руки и лицо;
  • следить за опрятностью;
  • пользоваться горшком;
  • убирать игрушки, доставать принадлежности для творчества.
Предоставляя возможность действовать самостоятельно, нужно стараться контролировать тщательность выполняемых процедур, показывать правильный порядок действий на собственном примере. Период от 3 до 3,5 лет — время перемен. Малыш становится старше, проявляется желание быть самостоятельным, но при этом все еще нуждается в вашем одобрении и внимании. Будьте рядом со своим ребенком, предлагайте свою помощь, когда он ее просит и сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Больше разговаривайте и рассказывайте об окружающих вещах, событиях. К концу этого периода кроха удивит вас своими познаниями и умениями, рассуждениями, будьте готовы восхищаться своим умным и развитым сыном или дочкой.