Психическое развитие ребенка

Когда малыш появляется на свет, он умеет только кушать, спать и плакать, но уже буквально через 12 месяцев осваивает ходьбу и речь, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка кроха превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Как связаны нервная система и психика ребенка

Разговаривая о психическом развитии ребенка, невозможно не говорить о нервной системе. Даже при незначительных сбоях на любом участке нервной системы происходят изменения в психике.

Конечно, не стоит забывать, что на совершенствование и формирование правильных психических эталонов воздействие имеют и дополнительные факторы:

  • биологические и генетические особенности;
  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающей среды.

Все эти факторы в сумме позволяют каждому ребенку в течение всего периода взросления совершенствовать психические процессы, достигать вершин мышления. Развитие психики — процесс непостоянный. С рождения и до взрослой жизни периоды активного развития сменяются спокойными этапами. Часто можно заметить, как за короткий период малыш буквально взрослеет на глазах, приобретает новые качества и умения.

Этапы формирования психики

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Начинается с освоения навыка ходьбы и продолжается приблизительно до 3-х лет, осознания собственного Я;
  • 3-я — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы, неприятные ощущения). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период действия преимущественно имеют игровую направленность. Кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания:

  • о звучании;
  • окрасе;
  • вкусе.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движением ручками и ножками, становится физически сильнее, психика требует узнать, что находится дальше доступного для взора малыша. К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации получаемой ребенком от основных органов чувств многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер. К 3-м месяцам начинают проявляться условные эмоции:

  • улыбка;
  • возгласы.

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появиться ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

  • ревность;
  • удивление.

Их появление свидетельствует:

  • о зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память — как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить:

  • усложнять двигательные реакции;
  • формировать новые навыки;
  • открывать новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • увеличивает многократно объем доступной информации.

С года до 3 происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года, ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства как симпатия, привязанность. С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мульфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме. С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций доступных взрослым людям.

4-я стадия психологического развития. С 12 лет и старше

С 12 до 17 лет психологическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности. Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий. К 14 годам дети могут рассуждать как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми. “Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, мальчикам и девочкам необходимы нормальные условия, которые позволят знакомиться с собой и миром в спокойной обстановке.

Повышенная обидчивость у ребенка

Повышенная обидчивость у ребенка

    Содержание статьи: Причины детской обидчивости Как вести себя с обидчивыми детьми Как помочь ребенку Мнения специалистов. Советы для родителей Немного...
Коммуникативные проблемы

Коммуникативные проблемы у детей

    Содержание статьи: Причины коммуникативных проблем у ребенка Возрастные трудности общения     Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся...
Виды детских страхов

Виды детских страхов

    Содержание статьи: Почему ребенок начинает испытывать страх: причины фобий Разновидности детских страхов Какие встречаются страхи в зависимости от возраста Как...

Сказкотерапия в жизни ребенка

Определение понятия «сказкотерапия» Давайте разберемся, что же такое сказкотерапия и зачем она нужна. А главное — кто ее использует. Не совсем понятно,...
самооценка ребенка

Самооценка ребенка: понижать нельзя повысить

Самооценка – это комплексное психологическое понятие, которое включает представление человека о самом себе. Психологи выделяют несколько видов самооценки: заниженная; завышенная; адекватная. Формироваться...
Страница 1 из 3