27Сен
    2018
    0
    как бороться с детскими страхами и тревожностью

    Содержание статьи:

    Эмоция страха свойственна ребенку еще с младенческого возраста. Множество проявлений страха закладываются под влиянием воспитания и нередко не исчезают в течение всей жизни. Они закрепляются в сознании и негативно отражаются на психике. В статье мы рассмотрим причины возникновения страхов у детей и способы эффективной работы по избавлению от тревожности и фобий.

    Почему появляется страх и тревожность у ребенка

    Большинство страхов приходят по генетической связи, как впечатления об опасностях, подстерегающих человека в древности. Это нормальное состояние психики, и с возрастом такие переживания проходят. На примере развития и роста детей можно проследить, как переживания страха проходят определенную траекторию, пока малыш постепенно не избавляется от них. В семь месяцев, например, ребенок боится в отсутствии матери, в восемь — сторонится незнакомцев по внутреннему ощущению, воспринимая их, как враждебно настроенных. Только к двум годам этот страх и тревожная реакция на незнакомцев исчезают.

    Кроме особенностей каждого возрастного этапа фобии могут порождаться по следующим причинам:

    • Какое-либо событие, в результате которого малыш испытал сильный испуг (нападение собаки, внезапная болезнь родных и т.п.);
    • Чрезмерное проявление эмоций и паника при предупреждении об опасности со стороны взрослых;
    • Конфликты в семье, по причине которых у ребенка появляется чувство собственной вины в происходящем.
    Страхи и тревожность

    Чувство тревоги порождает неуверенность в собственных силах

    Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

    Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

    Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

    Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

    Возрастные особенности проявления фобий

    В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания:

    • От рождения до шести месяцев. Неожиданные звуки, резкие движения, отсутствие опоры вызывают у малыша сильную тревогу;
    • От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты. Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружения и обстановки;
    • От года до двух лет. По-прежнему присутствует боязнь чужих людей. На передний план выдвигается страх отрыва от матери. Также ребенок боится засыпания, получения ушибов, посещения медработника;
    • От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов отторжения со стороны матери или отца, новых сверстников. Малыш боится сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Он боится грозы, молнии, темноты. Его тревожит страх одиночества. К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания;
    • С трех до шести. Наиболее ярким в этот период является страх темноты и замкнутого пространства. Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей, которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров;
    • С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Образы героев фильмов и сказочных персонажей продолжают тревожить детское воображение. С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов, в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности;
    • С семи до одиннадцати. У ребенка наблюдается проявление мнительности, тревожности, навязчивости. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей, не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются «школьные страхи» — получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников, боязнь физического насилия, а также страх перед природными явлениями;
    • С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства, смерти.

    Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги

    Страхи у детей живут и продолжают тревожить до тех пор, пока ребенок не почувствует безопасность и защиту, которую должны обеспечить родители и ближайшее социальное окружение. Для преодоления страхов проводится специальная методическая работа, которая оказывает эффективное влияние на оздоровление детской психики и освобождение от тревоги:

    • Арт-терапевтический подход. В процессе рисования и рассказывания у ребенка происходит освобождение от переживаний и негативных чувств. С помощью изображения пугающих образов малыш перестраивает свое отношение к неприятной травмирующей ситуации;
    • Применение игровой терапии. Ребенку предоставляется возможность с помощью исполнения роли образа или персонажа, который внушает ему страх, избавиться от переживаний и тревоги;
    • Манипулирование страхами. Ребенок должен понять и принять ситуацию, в которой у него зародился страх. Путем узнавания объекта страха и его принятия малыш учится привыкать к нему, таким образом, постепенно уменьшая тревогу по поводу провоцирующего переживания объекта;
    • Использование песочной терапии. Являясь самым органичным методом борьбы с тревогами у детей, этот метод позволяет им наиболее ярко выражать свои переживания и эмоции, преодолевать психическое напряжение, отыгрывать свои внутренние травмирующие ситуации и излечиваться от фобий.

    Работа по преодолению детских страхов должна вестись комплексно с учетом возрастных особенностей ребенка, влияния семьи и социального окружения. Тем не менее, основополагающим фактором защиты детей от различных фобий являются детско-родительские отношения.

    Если малыш родился в семье, где родители с самого рождения проявляют грамотное и внимательное отношение к его тревогам, детские страхи не представляют какой-либо угрозы для психического и эмоционального развития ребенка.

    Родителям необходимо серьезно и ответственно относиться к каждому этапу взросления ребенка, помогая ему правильно развиваться, с легкостью преодолевать трудности и тревоги.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}