24Сен
    2018
    0
    Виды детских страхов

     

    Содержание статьи:

    В любом возрасте детская психика подвергается влиянию реальной или воображаемой угрозы, которая в виде ответной реакции выражается специфическими беспокойными тревожными переживаниями. В данной статье мы расскажем о причинах и предупреждении разнообразных необоснованных, навязчивых, необъяснимых страхов у детей.

    Почему ребенок начинает испытывать страх: причины фобий

    Появление чувства страха сопровождается изменениями  эмоционального фона у малыша и различными вегетативными нарушениями: учащается сердцебиение, нарушается ритм дыхания, наблюдается мышечная напряженность. Происходят перемены в поведении: ребенок начинает избегать ситуаций, представляющих потенциальную опасность, чрезмерно привязан ко взрослым, у него появляется страх одиночества.

    Страхи у детей возникают в силу определенных психологических особенностей. Если ребенок впечатлителен, доверчив, излишне тревожен, у него активное воображение, это может способствовать формированию различных фобий. Большое влияние оказывают внешние факторы, в частности, основополагающую роль играют отношения с родителями, которые зачастую становятся причиной невротизации малышей.

    Появление страхов в детском возрасте происходит по следующим причинам:

    • Если у малыша сформировался отрицательный опыт. Основным источником страхов у детей являются травмирующие ситуации и негативные переживания, в результате чего в психике малыша происходят эмоциональные отклонения, коррекция которых становится достаточно сложной;
    • Взрослые запугивают ребенка. Часто родители или воспитатели с целью влияния на детское поведение применяют метод устрашения различными образами животных или людей;
    • Родительская тревожность. Напряженность и тревожность родителей передается детям. Формируется своего рода установка на неудачу. У ребенка появляется неуверенность в себе от частого повторения, например, таких фраз: «осторожно», «упадешь» и т.п.;
    • Агрессивность родителей. Психологическое давление со стороны родителей подрывает у ребенка базовые основы безопасности и чувство доверия. Малыш оказывается в плену боязни и систематического ожидания несчастья и неудачи;
    • Компьютерные игры, просмотр фильмов. Насилие, угрозы, которые содержатся в сюжетах фильмов или игр вызывают у малыша страх, поскольку он не может критически оценивать свои впечатления, и у него возникает боязнь повторения таких ситуаций;
    • Расстройства психического развития. Нередко страх — симптом болезни: невропатии, невроза. Необходимо диагностировать и продолжительно лечить эти заболевания.

    Разновидности детских страхов

    Они возникают в зависимости от множества факторов: социальных и биологических. Инстинкт самосохранения поддерживает врожденные страхи. С процессом развития и вступления в сферу общения с окружающей средой формируются социальные фобии.

    Классификацию страхов определяют также некоторые другие факторы: объект, причины, продолжительность, отличительные особенности проявления. В связи с наличием этих факторов страхи бывают:

    • Навязчивые. Такая разновидность выражается в конкретной ситуации, например, при боязни высоты, закрытого пространства и т. д;
    • Сверхценные. В основном это страхи, основанные на проявлении фантазии ребенка. Они возникают в определенных обстоятельствах, например, в темноте, когда ребенок считает, что за кроватью сидит волк и караулит его.  Постепенно такой страх просто захватывая сферу переживаний и мыслей ребенка и становится сверхценной, самой важной идеей на фоне остальных;
    • Бредовые. Их невозможно объяснить с логической точки зрения, они никак не связываются с объектом, породившим чувство страха. Например, малыш, гуляя в ботинках, падает. У него формируется боязнь к обуви.

    Какие встречаются страхи в зависимости от возраста

    Борьба с детскими страхами эффективна тогда, когда ясны причины и понятны методы и способы их преодоления. В каждом возрастном периоде ребенок подвержен определенному типу страхов:

    • От одного до трех лет. Кроха боится всего того, чего боится мама. У двухлетнего малыша страхи могут возникнуть после рождения в семье второго ребенка. Также в случае, когда родители уделяют больше внимания себе, у ребенка складывается впечатление, что его не любят. Возникает чувство страха, когда мама уходит из комнаты, когда малыш боится заснуть самостоятельно, делает первые шаги, при сильных звуках, приходе незнакомцев. Однако эти страхи скорее спроецированы состоянием родителей.

    Советы: Не следует устраивать ссоры при ребенке, ведь он мгновенно реагирует на эмоциональное напряжение родителей своим беспокойством. Кормящим матерям недопустимо нервничать, поскольку страхи передаются младенцу.

    При рождении второго ребенка для того, чтобы исключить страхи первого малыша, подключите его к процессу заботы о братике или сестричке.

    По возможности, не отдавайте ребенка в ясли в слишком раннем возрасте, пусть он подольше побудет с вами.

    Не слишком опекайте, приучайте к самостоятельности. Сохраняйте спокойствие, чтобы ваше чувство страха не передалось крохе.

    Грамотно относитесь к выбору сказок на ночь: они должны быть добрые, не внушающие негативных эмоций.

    • От трех до пяти. Идет бурное эмоциональное развитие ребенка. Вместе с широким спектром эмоций приходят многочисленные страхи. Расширяются социальные связи: малыш вступает в дружеские отношения с другими детьми, стремится к самостоятельности, у него развивается фантазия. Образное мышление позволяет соотносить себя с образами сказочных героев и представителей разных профессий. У ребенка в этом возрасте появляется страх, что родители перестанут его любить, страх одиночества, закрытого пространства, наказаний.

    Советы: побольше внимания и заботы по отношению к крохе. Также важно проявление чувств к своей половинке, чтобы ребенок видел такое отношение между родителями. Это придаст ему уверенности в семейном благополучии и ребенок почувствует, что он любим родителями.

    При чтении книг и сказок устрашающие моменты должны быть пропущены.

    Больше общайтесь с ребенком, участвуйте в играх, поощряйте общение с друзьями и сверстниками.

    Недопустимо наказывать малыша, запирая в комнате.

    • От пяти до семи. В сознании малыша происходит некое разграничение: разделение людей на добрых и злых. Улыбчивые доброжелательные люди, в понимании крохи, добрые, а те, которые злятся — плохие. В этом возрасте у малыша может развиться мнительность, тревожность, чрезмерная чувствительность. Дети начинают бояться смерти родных, страх может сопровождаться кошмарными сновидениями. Появляется боязнь перед встречей с медработниками, страх высоты, огня, образы тревожного будущего. У неуверенных в себе детей, воспитанных в авторитарном стиле, может появиться боязнь потустороннего. Для мальчиков важен положительный отцовский пример, поскольку начинается развитие и формирование мужских качеств. Девочки боятся крикливого несдержанного поведения отца, мальчики — материнского авторитаризма.

    Советы: Вы должны вести серьезную разъяснительную работу, много общаться с ребенком для того, чтобы заложить адекватное чувство самосохранения. Ребенок должен различать по-настоящему опасное от вымышленных страхов.

    Как помочь ребенку

    Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания

    Как предупредить появление страхов у ребенка

    Период беременности. В благополучных семьях, где между детьми и родителями существует взаимопонимание, детские страхи практически отсутствуют.

    О профилактике появления страхов нужно помнить с периода беременности. Будущей маме нельзя тревожиться, поскольку ее эмоциональные переживания от стрессовых ситуаций передаются младенцу. В период беременности важно спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг, стараться не напрягаться на работе и уравновешенно реагировать на слова или действия окружающих людей.

    Дети похожи на вас. Большинство страхов и фобий дети получают от родителей: неуверенность, тревожность, мнительность — проблемы, которые есть у вас самих. Работайте над собой и старайтесь строить с детьми ровные спокойные отношения.

    Также важно отказаться от гиперопеки, поскольку такое отношение формирует у детей неуверенность, зависимость, отсутствие самостоятельности.

    Единство требований. С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить.

    Организация сна. Рекомендуется ребенка до пяти лет не оставлять в комнате одного в момент засыпания. Можно побыть рядом, почитать сказку, либо оставить открытой дверь в комнату и сказать, что вы находитесь поблизости. Спокойное засыпание просто необходимо для психического здоровья крохи. Важным фактором для выработки привычки к здоровому сну считается время, когда ребенок ложится спать.

    В данном вопросе от родителей требуется четкое требовательное отношение. По мнению психологов, оптимальным временем для отхода малыша ко сну можно считать 9 часов вечера. До этого времени полезны прогулки и активные занятия, в результате которых ребенок получает массу эмоций, впечатлений, физически утомляется, легко и крепко засыпает.

    Взаимоотношения между родителями. Малышу необходимо ощущать в семье и отношениях родителей стабильность, уравновешенность, спокойствие. В такой среде ребенок растет спокойным и чувствует себя защищенным. Если же у родителей взрывной темперамент, они не могут понять друг друга, игнорируют воспитательные функции, то в этих условиях дети вырастают нервными, неуверенными в себе, со множеством страхов и комплексов.

    Адекватная самооценка. Вопрос формирования самооценки у ребенка требует грамотного подхода. Важна именно адекватная самооценка, поскольку ее заниженность или завышенность одинаково вредны для полноценного развития и роста ребенка. Всегда и во всем поддерживайте малыша, хвалите за объективные успехи, не акцентируйте неудачи, поощряйте к активным действиям, проявлению самостоятельности.

    Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания, с которыми подолгу общаются, играют, организуют прогулки и походы в театр, кино, на природу, занимаются полезной познавательной деятельностью, о которых постоянно заботятся и любят, принимая со всеми недостатками и достоинствами.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}