24Сен
2018
0
Виды детских страхов

 

 

Содержание статьи:

 

 

В любом возрасте детская психика подвергается влиянию реальной или воображаемой угрозы, которая в виде ответной реакции выражается специфическими беспокойными тревожными переживаниями. В данной статье мы расскажем о причинах и предупреждении разнообразных необоснованных, навязчивых, необъяснимых страхов у детей.

 

 

Почему ребенок начинает испытывать страх: причины фобий

Появление чувства страха сопровождается изменениями у малыша эмоционального фона и различными вегетативными нарушениями: учащается сердцебиение, нарушается ритм дыхания, наблюдается мышечная напряженность. Происходят перемены в поведении: ребенок начинает избегать ситуаций, представляющих потенциальную опасность, чрезмерно привязан ко взрослым, у него появляется страх одиночества.

Страхи у детей возникают в силу определенных психологических особенностей. Если ребенок впечатлителен, доверчив, излишне тревожен, у него активное воображение, это может способствовать формированию различных фобий. Большое влияние оказывают внешние факторы, в частности, основополагающую роль играют отношения с родителями, которые зачастую становятся причиной невротизации малышей.

 

Появление страхов в детском возрасте происходит по следующим причинам:

 

  • Если у малыша сформировался отрицательный опыт. Основным источником страхов у детей являются травмирующие ситуации и негативные переживания, в результате чего в психике малыша происходят эмоциональные отклонения, коррекция которых становится достаточно сложной;
  • Взрослые запугивают ребенка. Часто родители или воспитатели с целью влияния на детское поведение применяют метод устрашения различными образами животных или людей;
  • Родительская тревожность. Напряженность и тревожность родителей передается детям. Формируется своего рода установка на неудачу. У ребенка появляется неуверенность в себе от частого повторения, например, таких фраз: «осторожно», «упадешь» и т.п.;
  • Агрессивность родителей. Психологическое давление со стороны родителей подрывает у ребенка базовые основы безопасности и чувство доверия. Малыш оказывается в плену боязни и систематического ожидания несчастья и неудачи;
  • Компьютерные игры, просмотр фильмов. Насилие, угрозы, которые содержатся в сюжетах фильмов или игр вызывают у малыша страх, поскольку он не может критически оценивать свои впечатления и у него возникает боязнь повторения таких ситуаций;
  • Расстройства психического развития. Нередко страх — симптом болезни: невропатии, невроза. Необходимо диагностировать и продолжительно лечить эти заболевания.

 

 

Разновидности детских страхов

Они возникают в зависимости от множества факторов: социальных и биологических. Инстинкт самосохранения порождает природные страхи. С процессом развития и вступления в сферу межличностных отношений формируются социальные фобии.

Классификацию страхов определяют также некоторые другие факторы: объект, причины, продолжительность, отличительные особенности проявления. В связи с наличием этих факторов страхи бывают:

 

 

  • Навязчивые. Такая разновидность выражается в конкретной ситуации, например, при боязни высоты, закрытого пространства и т. д;
  • Сверхценные. В основном, это страхи, основанные на проявлении фантазии ребенка. Они возникают в определенных обстоятельствах, постепенно охватывая сферу переживаний и мыслей;
  • Бредовые. Их невозможно объяснить с логической точки зрения, они никак не связываются с объектом, породившим чувство страха. Например, малыш, гуляя в ботинках, падает. У него формируется боязнь к обуви.

 

 

Какие встречаются страхи в зависимости от возраста

Борьба с детскими страхами эффективна тогда, когда ясны причины и понятны методы и способы их преодоления. В каждом возрастном периоде ребенок подвержен определенному типу страхов:

 

 

  • От одного до трех лет. Кроха боится всего того, чего боится мама. У двухлетнего малыша страхи могут возникнуть после рождения в семье второго ребенка. Также в случае, когда родители уделяют больше внимания себе, у ребенка складывается впечатление, что его не любят. Возникает чувство страха, когда мама уходит из комнаты, когда малыш боится заснуть самостоятельно, делает первые шаги, при сильных звуках, приходе незнакомцев. Однако эти страхи скорее проецированы состоянием родителей. Советы: Не следует устраивать ссоры при ребенке, ведь он мгновенно реагирует на эмоциональное напряжение родителей беспокойством. Кормящим матерям недопустимо нервничать, поскольку страхи передаются младенцу. Только при здоровой обстановке в семье малыш может правильно развиваться и формировать уверенность в собственных силах. При рождении второго ребенка для того, чтобы исключить страхи первого малыша, подключите его к процессу заботы о братике или сестричке. По возможности, не отдавайте ребенка в ясли в слишком раннем возрасте, пусть он подольше побудет с вами. Не слишком опекайте, приучайте к самостоятельности. Сохраняйте спокойствие, чтобы ваше чувство страха не передалось крохе. Грамотно относитесь к выбору сказок на ночь: они должны быть добрые, не внушающие негативных эмоций.
  • От трех до пяти. Идет бурное эмоциональное развитие ребенка. Вместе с широким спектром эмоций приходят многочисленные страхи. Расширяются социальные связи: малыш вступает в дружеские отношения с другими детьми, стремится к самостоятельности, у него развивается фантазия. Образное мышление позволяет соотносить себя с образами сказочных героев и представителей разных профессий. У ребенка в этом возрасте появляется страх, что родители перестанут его любить, страх одиночества, закрытого пространства, наказаний. Советы: побольше внимания и заботы по отношению к крохе. Также важно проявление чувств к своей половинке, чтобы ребенок видел такое отношение между родителями. Это придаст ему уверенности в семейном благополучии и ребенок почувствует, что он любим родителями. При чтении книг и сказок устрашающие моменты должны быть пропущены. Недопустимо наказывать малыша, запирая в комнате. Больше общайтесь с ребенком, участвуйте в играх, поощряйте общение с друзьями и сверстниками.
  • От пяти до семи. В сознании малыша происходит некое разграничение: разделение людей на добрых и злых. Улыбчивые доброжелательные люди, в понимании крохи, добрые, а те, которые злятся — плохие. В этом возрасте у малыша может развиться мнительность, тревожность, чрезмерная чувствительность. Дети начинают бояться смерти родных, страх может сопровождаться кошмарными сновидениями. Появляется боязнь перед встречей с медработниками, страх высоты, огня, образы тревожного будущего. У неуверенных в себе детей, воспитанных в авторитарном стиле, может появиться боязнь потустороннего. Для мальчиков важен положительный отцовский пример, поскольку начинается развитие и формирование мужских качеств. Девочки боятся крикливого несдержанного поведения отца, мальчики — материнского авторитаризма. Советы: Вы должны убедительно объяснить ребенку, что мир безопасен. Если стал использовать плохие слова, постарайтесь не ругать. Не акцентируя внимание на этом, спокойно дайте понять, что так вести себя неприемлемо.
  • От семи до одиннадцати. Эгоистические установки ребенка сменяются пониманием, что необходимы социальные связи с окружающими людьми. У ребенка постепенно формируются нравственные нормы поведения и такие качества, как ответственность и чувство долга. Страхи этого этапа многообразны: боязнь нападения незнакомых людей, ограбление, получение плохих отметок. Страхи становятся более конкретными. У крохи в сравнении с другими детьми может возникнуть чувство вины в том, что, например, он не похож на остальных. Советы: чтобы выработать у малыша уверенность в собственных силах, необходимо больше прислушиваться к своему чаду: покупайте одежду по его желанию, не запрещайте дружить и общаться с теми, с кем ему хочется. Важно, чтобы ваш ребенок знал, что в семье его безусловно любят, несмотря на отметки, которые он получает в школе. Поощряйте его самостоятельность, помогайте в принятии решений, хвалите за инициативу и ответственность.
  • От одиннадцати до шестнадцати. Сложная пора для ребенка, когда происходит установление его собственных принципов и взглядов на жизнь. Расширение межличностных отношений влияет на формирование правильной самооценки ребенка. В этом возрасте появляется сильный страх быть непонятым. В новых коммуникациях подроcток хочет быть как все и одновременно боится потерять свою индивидуальность. У девочек подросткового возраста количество страхов больше, чем у мальчиков. И те, и другие слишком эмоционально чувствительны, любое слово в их адрес может глубоко задеть и ранить. Возраст 15 лет характеризуется повышенной тревожностью. На следующих возрастных этапах у ребенка могут сформироваться навязчивые состояния или фобии. Советы: для повышения самооценки у подростка его необходимо часто хвалить. Девочке нужно напоминать о том, что она красива, мальчику — о доверии к нему и его решениям. Проявляйте лояльность к агрессивности и нервной возбудимости, характерных для детей этого возраста.

 

 

Как помочь ребенку

Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания

 

Как предупредить появление страхов у ребенка

Период беременности. В благополучных семьях, где между детьми и родителями существует взаимопонимание детские страхи практически отсутствуют.

О профилактике появления страхов нужно помнить с периода беременности. Будущей маме нельзя тревожиться, поскольку ее эмоциональные переживания от стрессовых ситуаций передаются младенцу. В период беременности важно спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг, стараться не напрягаться на работе и уравновешенно реагировать на слова или действия окружающих людей.

Дети похожи на вас. Большинство страхов и фобий дети получают от родителей: неуверенность, тревожность, мнительность — проблемы, которые есть у вас самих. Работайте над собой и старайтесь строить с детьми ровные спокойные отношения.

Также важно отказаться от гиперопеки, поскольку такое отношение формирует у детей неуверенность, зависимость, отсутствие самостоятельности.

Единство требований. С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить.

Организация сна. Рекомендуется ребенка до пяти лет не оставлять в комнате одного в момент засыпания. Можно побыть рядом, почитать сказку, либо оставить открытой дверь в комнату и сказать, что вы находитесь поблизости. Спокойное засыпание очень необходимо для психического здоровья крохи. Важным фактором для выработки привычки к здоровому сну считается время, когда ребенок ложится спать.

В данном вопросе от родителей требуется четкое требовательное отношение. По мнению психологов, оптимальным временем для отхода малыша ко сну можно считать 9 часов вечера. До этого времени полезны прогулки и активные занятия, в результате которых ребенок получает массу эмоций, впечатлений, физически утомляется, легко и крепко засыпает.

Взаимоотношения между родителями. Малышу необходимо ощущать в семье и отношениях родителей стабильность, уравновешенность, спокойствие. В такой среде ребенок растет спокойным и чувствует себя защищенным. Если же у родителей взрывной темперамент, они не могут понять друг друга, игнорируют воспитательные функции, в этих условиях дети вырастают нервными, неуверенными в себе, со множеством страхов и комплексов.

Адекватная самооценка. Вопрос формирования самооценки у ребенка требует грамотного подхода. Важна именно адекватная самооценка, поскольку ее заниженность или завышенность одинаково вредны для полноценного развития и роста ребенка. Всегда и во всем поддерживайте малыша, хвалите за объективные успехи, не акцентируйте неудачи, поощряйте к активным действиям, проявлению самостоятельности.

Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания, с которыми подолгу общаются, играют, организуют прогулки и походы в театр, кино, на природу, занимаются полезной познавательной деятельностью, о которых постоянно заботятся и любят, принимая со всеми недостатками и достоинствами.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?