Видео поздравление Деда Мороза
Как научить ребёнка считать до десяти
04Мар
2018
0
Как научить ребёнка считать

Необходимые навыки, которые нужно усвоить ребенку до школы  умение считать до 10 в прямом и обратном порядке, количественное соотношение предметов с цифрой и ряд других навыков, связанных с простыми арифметическими действиями. Многих интересует вопрос о том, каким образом и в какой последовательности преподносить материал, чтобы обучение не было скучным и сложным для малыша.

Главное, для достижения хорошего результата  соответствие материала возрасту и знаниям ребенка. Нужно начинать с подготовительной работы, постепенно приводя малыша к пониманию важности навыка.

До 1 года

Для начальных азов математики еще до 1 года можно показать ребенку игры пальчиками. Известная «сорока-ворона» и другие считалочки, которые позволяют не только массажировать ручки и развивать мелкую моторику, но и знакомить со счетом до 5-ти.

В этом возрасте особо выделять числа не стоит. Малыш должен чувствовать ритм стихотворения и понимать, что с мамой или другим взрослым очень весело играть.

На подсознательном уровне у ребенка будет заложено понимание того, что счет сопровождает его повсюду.

В 1-3 года

Можно рассказать, что такое «много» и «мало». На помощь приходят игрушки и предметы, которые находятся у ребенка на глазах. Идеально —  матрешка. Одна большая  мало, а внутри у нее много поменьше. Хорошо проводить работу, направленную на различие понятий «один» и «много». Просите подать вам только 1 игрушку, пусть малыш почувствует, сколько их у него в руках. После этого просите подать несколько предметов. Ребенок должен понять разницу в количестве.

Закрепите цифры, используя массаж пальцев. Согните ручку в кулак. Отогните указательный палец и скажите «один», после этого разожмите остальные пальцы и покажите ребенку, что их много.

Когда малыш поймет разницу в количестве, можно начинать работу по сравнению предметов. Возьмите в руки вещи разных размеров и расскажите ребенку об их отличиях. Попросите подать вам что-нибудь маленькое, после этого  большое.

Лучшим вариантом будет обучение в процессе любимой игры. Показывайте две вещи, которые используются и обозначьте их различие. Постепенно предложите ребенку самому найти, чем отличаются и похожи выбранные вещи. Подскажите ответ, указав на размер, количество, форму. Можно попросить сказать много ли он видит предметов с указанным признаком, найти игрушку с конкретной характеристикой.

Работа по формированию понятия о различии проводится для того, чтобы малыш осознал необходимость различать и считать. Заинтересованность в этом станет главным стимулом для дальнейшего обучения.

3-4 года

Самое время обучить ребенка счету при помощи дидактических карточек. Вы можете приобрести специально разработанный материал или сделать самостоятельно.

Общие принципы для этого вида обучающего материала следующие:

  • Для одной цифры одна карточка;
  • Количество предметов на каждой должно соответствовать тому числу, которое она отображает. Недопустимо изображение на картинке посторонних изображений, которые могут отвлечь ребенка или привести к путанице при счете;
  • Необязательно наличие цифры, хороший вариант, когда она находится с обратной стороны. В таком случае вы сможете посчитать предметы, а после показать, как она выглядит. Наличие цифры на обратной стороне позволит, не смотря на основную картинку, понять, сколько объектов видит малыш;
  • В поле зрения ребенка должна находиться только та карточка, которую он изучает. Все остальные будут отвлекать, поэтому лучше их спрятать. При озвучивании определенной цифры, если ребенок будет видеть другое число, может произойти непроизвольное неправильное запоминание. Всегда держите перед ним только одну карточку, а остальные уберите за спину.

Вначале показывайте карточки по порядку возрастания. После того, как ребенок усвоит прямой порядок чисел, начинайте показывать их в обратном порядке и в разнобой. Если вы видите затруднение с определением числа, то вместе с ним посчитайте предметы. В течение дня хорошо несколько раз повторить последовательность чисел.

После освоения навыка работы с карточками можно обучать цифрам. Соотносите карточки с предметами, показывайте, как считать на пальчиках, чаще повторяйте последовательность цифр до десяти и обратно.

Если у ребенка возникают сложности со счетом, то предложите ему считать игрушки дома или все увиденное на прогулке. Пусть делает это как можно чаще. Важно при обучении счету соблюдать ряд правил:

  • Если малыш замешкался, то помогите ему, назвав следующую цифру. В случае, если он будет долго думать над тем, что он забыл, то может сложиться впечатление, что это очень сложный процесс. Оперативная помощь родителя позволит сохранить легкость в счете и простимулирует желание учиться дальше;
  • Обучите ребенка счету до 5-ти и только после полного усвоения приступайте к другим числам;
  • Обращайте внимание на то, насколько он соотносит цифру и количество предметов. Сформировав базу для счета, вы сможете переходить к более сложным арифметическим операциям.

5-6 лет

Можно начинать работу по пониманию количественного качества цифры. Ребенок должен усвоить, что любая цифра состоит из единиц и возрастание числа происходит, благодаря добавлению одного предмета. Хорошо обучить ориентироваться в числах, определяя, какое из них больше, а какое меньше. Решать задачи, в которых нужно назвать цифру, которая идет между двумя другими. «У Коли 2 машины, у Миши 4. А у Андрея на одну машину больше, чем у Коли и на одну меньше, чем у Миши. Сколько машин у Андрея?»

Самое время обучить ребенка считать на палочках, которые помогут в наглядной форме усвоить этот материал. Дайте малышу определенное количество палочек и попросите сосчитать. Пусть он откладывает их по одной каждый раз, когда встречает определенный предмет на картинке.

Использование счетных палочек при обучении счету облегчает понимание ребенка и позволяет использовать их для многих других занятий, где можно закреплять арифметические навыки. Например, при чтении книги можно предложить отложить столько палочек, сколько героев присутствует в истории. Можно попросить сложить геометрическую фигуру и посчитать, сколько понадобилось единиц для этой операции.

Счетными палочками можно объяснить ребенку, как проводить измерение длины и ширины предмета. Пусть он выложит необходимое количество счетного материала вдоль выбранной игрушки и посчитает, какое количество было использовано.

После 6-ти лет начинается этап первых арифметических задач. Они должны содержать в себе не более одного действия на сравнение (больше, меньше) или подсчет количества. Можно начинать показывать знаки арифметических действий и обучить записывать их на бумаге. Предложите ребенку задачу на счет. Для ее решения он может воспользоваться устным подсчетом или палочками. После завершения можно записать результат.

Советы родителям, обучающим детей счету:

  • Не заставляйте заниматься;
  • Наглядный материал должен быть привлекательным для ребенка;
  • Обучение нужно проводить в интересной форме;
  • Обучение необходимо начинать с развития образного мышления и только после этого переходить к цифрам;
  • Старайтесь считать все предметы, которые нравятся малышу (куклы, машины, дома);
  • Показывайте мультфильмы и читайте книги, где используются цифры и счет;
  • При самостоятельном подсчете важно внимательно следить, чтобы он не торопился;
  • Не учите ребенка цифре «0» до 4-х лет. Она преподносится после того, когда он уже усвоил счет до 10. Уберите все со стола и скажите «ноль».

Важно показать, что «0» и буква «О» отличаются и используются по-разному.

Соблюдая эти простые правила, вы без труда обучите счету до 10. Кроме этого, малыш будет понимать, какое количество предметов подразумевается под определенной цифрой и с легкостью сможет освоить курс математики в начальной школе.

При достаточном развитии математического мышления и способностей к счету ребенок будет иметь успех и в других навыках, которые напрямую не связаны с математикой.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?