17Фев
2018
0

Кризис трёх лет – один из сложных и значимых периодов в жизни человека. Его можно считать начальной точкой формирования личности. Это кризис социальных отношений, поскольку он затрагивает не только развитие самого ребёнка, но и знаменует перехода на новый этап взаимоотношений с окружающими. Поэтому в этот период нелегко приходится всем – и самому малышу, и его родителям.

Послушный и спокойный ребёнок внезапно превращается в неуправляемого и яростного противника всех прежних установок. Любимый малыш проверяет на прочность нервную систему родителей, устраивает их терпению и любви настоящие испытания. Такое поведение сводит взрослых с ума, они в растерянности и не знают, как дальше быть.

Однако близким важно понимать, что их малышу сейчас тоже не легко.

Негатив, упрямство – не просто желание досадить родителям. Это выражение «Я» ребёнка, его автономии. В этом возрасте дети пока не могут управлять своими эмоциями в силу физиологических особенностей организма, не умеют конструктивно выражать чувства.

Пример поведения и действий должен показать взрослый, находящийся рядом. Но порой непросвещённые родители и сами не понимают, что делать, и выбирают такие методы воспитания, которые только обостряют ситуацию. Разобравшись в причинах конфликтного поведения ребёнка и выстроив правильную тактику общения с ним, взрослые смогут значительно сгладить все негативные проявления кризиса.

Причины кризиса 3 лет

На этом возрастном этапе своим поведением ребёнок пытается отделять свое «я» от родительского. Малыш уже может понять различие между «я должен» и «я хочу». Однако ему еще предстоит научиться соотносить «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить своё «могу». Внутри ребенка происходит столкновение потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого. Нарастает противоречие между «хочу» и «могу». В этих противоречиях кроется причина кризиса трёх лет.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

1. Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

2. Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

3. Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

4. Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста – «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

5. Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

6. Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

7. Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремиться полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом. Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей.

Кризис трёх лет относится к числу острых. И это видно по его яркой симптоматике, которая сопровождает этот этап в развитии у подавляющего большинства детей.

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Новообразования кризиса

Психологи утверждают, что за каждым негативным симптомом, скрыто положительное содержание. И действительно, положительными личностными приобретениями можно считать становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие волевых качеств, познавательной активности, установление новых взаимоотношений с окружающими.

Главное новообразование кризиса – появление «системы Я».

У ребёнка появляется позиция «Я сам!», чувства «Я хочу», «Я могу», «Я должен». В этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я». До этого ребёнок говорил о себе в третьем лице («Тёма играет», «Тёма идёт»).

Появление «системы Я» стимулирует возникновение стремления быть хорошим. Ребёнок хочет действовать так, как сам захочет, но в то же время он стремиться соответствовать требованиям значимых взрослых. Это ведёт к развитию воли, чувства ответственности. В этот период велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Нельзя проявлять безразличие или считать пустяком даже самые маленькие достижения ребёнка. Это в глазах взрослого человека, приобретение умения надеть шапку, построить башню из конструктора является мелочью. Для малыша это важнейшее событие – он это сделал САМ! Похвалить ребёнка, подчеркнуть его самостоятельность – значит вселить уверенность в своих силах.

Как пережить кризис трёх лет

Несмотря на внешнюю негативную окраску кризисного состояния, бояться его не стоит. Кризис – это закономерное явление в развитии психики человека. Однако то, как он будет протекать, сколько продлиться и каким ребёнок из него выйдет, зависит от поведения родителей в отношении детей. Чаще всего яркое проявление симптомов кризиса трёх лет имеет место там, где взрослые просто не заметили, что ребёнок вырос и вовремя не изменили свой подход к воспитанию.

Существует ряд рекомендаций, которые помогут установить конструктивные взаимоотношения с ребёнком, сгладить негативные проявления кризиса и быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

Проявлять терпение и любовь во взаимоотношениях с ребёнком

Терпение для родителей – самое важное качество. Быть терпеливым – это значит реагировать на все действия ребёнка без срывов и раздражения, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Раздражаясь, взрослые лишь научат малыша тому, что выходить из себя – это вполне нормально. Терпение родителей поможет ребёнку обрести уверенность в собственных силах.

Быть терпеливым – значит быть любящим родителем. Малышу жизненно важно знать и чувствовать, что его любят. Взрослые должны быть готовы принять ребёнка в любом его состоянии и вселить в него уверенность в том, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Всегда нужно оценивать совершённый поступок, но не самого ребёнка. Если он выполнил всё, о чём его попросил взрослый, необходимо похвалить малыша за старания. При этом подчеркнуть, что он послушный и у него всё отлично получается. Когда ребёнок чувствует, что его понимают и принимают, тогда ему легче справиться с трудностями, и порой он отступает от своих требований.

Избегать авторитарного стиля воспитания и гиперопеки

Между ограничениями и вседозволенностью необходимо соблюдать баланс. Слишком жёсткое и строгое воспитание ломает ребёнка, подавляет его активность и самостоятельность. Психологи считают, что такой стиль воспитания является небезопасным для детей. Чрезмерные ограничения независимости ребёнка, постоянные наказания и высмеивания попыток самостоятельности могут привести к безинициативности, потере интереса к познанию, отставанию в развитии волевых качеств. Кроме того, высокая авторитарность в отношениях с детьми препятствует формированию адекватной самооценки ребёнка.

Гипреопека также опасна для детей, как и авторитарность. Из-за своей тревоги за малыша, родители значительно ограничивают свободу действий ребёнка, и тем самым не дают ему полноценно развиваться. Пассивность, неуверенность в себе, неумение принимать решения самостоятельно и находить выход из сложной ситуации – последствия чрезмерной опеки человека в детстве. Кроме того, дети очень чувствую родительскую тревожность, которая, в конечном счёте, переходит к ребёнку и проявляется в виде различных страхов.

В семьях, где центром всего является ребёнок, часто наблюдаются острые конфликты в детско-родительских взаимоотношениях и симптомы кризиса выражены наиболее ярко. Там, где родители предоставляют детям достаточно свободы для деятельности, не душат их излишней заботой или наказаниями, ребёнку нет необходимости воевать с ними. Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности.

Придерживаться единой воспитательной позиции

Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребёнка, должны выдвигать одинаковые требования. Не должно быть такого, что мама что-то запрещает, а бабушка это разрешает. Также важна и последовательность в требованиях. Если какое-то действие запрещено, то пусть оно будет под запретом всегда – и сегодня, и завтра. Последовательность и согласованность в требованиях поможет ребёнку легче приспособиться к новым правилам и соблюдать их. В противном случае, малыш запутается в разрешениях и запретах, что неизбежно приведёт к возникновению конфликтов.

Нужно настроиться на то, что малышу придётся неоднократно объяснять, почему и для чего существует то или иное правило.

Здесь родителям придётся проявить выдержку и продемонстрировать спокойную уверенность в своём поведении. С ребёнком нужно разговаривать на равных, не повышая голос. Важно помнить, что требования должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Порой ожидания родителей, связанные с поведением ребёнка, могут кардинально расходиться с тем, на что он способен в данный период жизни.

Считаться с мнение ребёнка

Ребёнок взрослеет, у него появляется своё мнение, желания и интересы. Чтобы малыш рос самодостаточной личностью, ему нужно в определенный момент отделить «своё» от «родительского». Поэтому необходимо уважать стремление ребёнка действовать по своему усмотрению, иметь собственное мнение и держать слово. Не нужно пытаться «сломить» волю малыша и настаивать на своем в любой ситуации. Иногда можно уступить ребёнку и разрешить ему самому принять решение. Таким образом он получит важный опыт отстаивания своих интересов.

Чтобы конфликты не разгорались по любому поводу, ребёнок должен чувствовать, что взрослые общаются с ним на равных. Ему нужно предоставит право выбора. Конечно, выбор малыша не всегда может устроить взрослого, тем более, если это касается его безопасности. Тогда родителям можно пойти на маленькую хитрость и создать ситуацию ложного выбора. Например, на улице ветреная погода, а ребёнок не хочет надевать шапку. Маме нужно подойти к нему с вопросом: «Ты какую шапку хочешь надеть – синюю или зелёную?». В этой ситуации важно, чтобы малыш всё-таки надел шапку и не важно, какого она будет цвета. В то же время, мама интересуется и мнением ребёнка при выполнении правила. Этот метод применим практически во всех сферах деятельности. Можно интересоваться мнением ребёнка при выборе пути в магазин, что приготовить на обед, какую ему купить футболку. И пусть это мелочи, но для малыша очень важно, что взрослые интересуются его мнением.

Выходом из конфликтной ситуации может стать поиск компромиссного решения, когда учитываются интересы и взрослого, и ребёнка. Например, можно предложить ему посмотреть одну серию мультфильма и пойти на прогулку, а по возвращению домой досмотреть понравившийся сериал. Так ребёнок будет понимать, что конфликт можно разрешить мирно, без истерик.

Поддержать инициативу ребёнка, стремление к самостоятельности и независимости

Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности. В этот период необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Всё, что ребёнку по силам и не нанесёт вреда, пусть выполняет самостоятельно. Там, где он пока не справляется сам, можно предложить помощь, но не делать всё за него, а показать, обучить. Нельзя насмехаться над неудачей малыша и говорить, слова типа «Я же говорила, что ничего из этого не получится». Так ребёнок будет чувствовать себя сломленным и потеряет интерес учиться новому. С каждым днём у малыша будет расширяться круг его умений и дел, с которыми он самостоятельно может справиться. Это будет способствовать развитию уверенности в себе. При этом нужно подчёркивать его самостоятельность. Детям это очень нравиться. Они воодушевляются к новым действиям.

Некоторое недовольство ребёнка в этот период – важная часть процесса становления личности. Если ребёнок упрямится и не хочет заниматься тем, что ему предлагают родители, следует оставить попытки увлечь ребёнка какой-то деятельностью. Пусть он побудет один и займётся тем, чем хочет. Скоро малышу станет скучно, и он придёт к родителям. Тогда ему можно будет предложить всё то, от чего он отказывался раньше. Делать это нужно ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, как бы невзначай, чтобы не спровоцировать отказ ребёнка снова.

Использовать сюжетно-ролевую игру как способ преодоления кризиса

Когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, можно найти выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущим видом деятельности. В игре ребенок оказывается тесно связанным с социальным миром взрослых. Здесь он может попрактиковаться в независимости и самостоятельности и действовать по своему усмотрению.

Сюжетно-ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта сфера интересна ребёнку на данном возрастном этапе, и родители смогут использовать её как инструмент обучения и воспитания.

Учить ребёнка выражать чувства словами

В возрасте трёх лет дети ещё не всегда понимают, что они чувствует в той или иной ситуации и почему именно так поступают. Им тяжело контролировать свои эмоции. Но научить этому крайне важно. Иначе ребёнок будет выражать их капризами или агрессией. Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. При этом малыш не в силах понять, что именно он чувствует, а чего бы ему хотелось на самом деле. Ребёнок путается и не понимает как себя вести.

Единственный способ научиться выражать эмоции словами – пример взрослых.

Они должны говорить о своих чувствах в присутствии ребёнка. При этом нужно использовать простые понятные малышу слова, чтобы он понимал, о чём идёт речь (например, «Я злюсь», «Я разочарован»). Можно использовать сравнения с предметами или животными.

Если родителям не всегда удаётся контролировать свои эмоции в присутствии ребёнка, то необходимо извиниться, попросить прощения за грубое поведение подробно рассказать о том, что они чувствовали и почему повели себя именно так.

Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

Такие проявления кризиса как деспотизм и обесценивание не несут положительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому попытки такого поведения лучше пресекать на корню. Если ребёнок во время конфликта начинает драться или обзывать родителей, то здесь нужно показать своё недовольство. Он должен понимать, что делает что-то нехорошее. Но это не значит, что нужно ругать ребёнка. Лучше показать мимикой или интонацией, что это неприятно и обидно и такое поведение расстраивает родителей.

Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет. Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребёнка от тех, которые больше являются проявлением авторитарных качеств ребёнка. И в подобных случаях говорить «нет» своему ребёнку, строго, но мягко.

При необходимости обратиться за помощью к специалистам

Когда родители не справляются ситуацией самостоятельно, то лучше обратиться к психологу. Он поможет найти правильные действия в конкретных ситуациях, и наладить контакт с ребёнком.

Эти рекомендации в большей степени направлены на коррекцию поведения родителей в отношении детей и предупреждение проявления негативных симптомов кризиса. Они служат профилактикой конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

Однако от детских капризов не застрахована ни одна семья. Даже если родители своевременно пересматривают свой подход в воспитании подрастающего ребёнка, время от времени взрослые сталкиваются с внезапно возникшей истерикой. Справиться с ситуацией помогут различные методы и приёмы, которые с успехом используют опытные родители. Однако нужно понимать, что все дети разные. И то, что помогло одной маме в общении с ребёнком, может не сработать в другой семье. Поэтому здесь работа ведётся методом проб и ошибок, пока не найдётся подходящий способ борьбы с капризами и истериками.

Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре

Истерика возникает там, где есть запреты и ограничения. Но растить детей во вседозволенности тоже невозможно. Есть ситуации, когда ребёнку лучше сказать «нет!». Масштабы реакции на отказ могут быть самые разные: от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации и стараться избегать их. Например, малыш видит большой стеклянный бокал и хочет поиграть с ним. Но это небезопасно: если бокал разобьётся, малыш может пораниться. Родители это понимают и отказывают ребёнку. Отказ провоцирует истерику. В таком случае, лучше будет убрать интересный, но небезопасный для ребёнка предмет с поля его зрения.

Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
  • Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
  • Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
  • Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
  • Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговарить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
  • Если позволяет обстановка, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими. Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.
  • Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?