15Фев
    2018
    0
    кризис развития новорожденного

    Первый год жизни ребёнка – это особенный период для всех членов семьи. Ребёнок адаптируется к новым условиям жизни, осваивает необходимые навыки, и родители должны быть всегда наготове прийти ему на помощь.

    В первый год идёт интенсивный рост и развитие всех систем организма, закладывается фундамент будущего характера ребёнка, выстраивается отношение к окружающему миру. Из беспомощного новорожденного он превращается в активного ребёнка, способного демонстрировать практически весь спектр эмоций. Формирование личности начинается с первых дней жизни. Поэтому очень важно, чтобы в эти моменты кроха получил положительный опыт общения с внешним миром, и в первую очередь с родителями.

    Причины кризиса

    Период новорожденности психологи называют кризисным. Сам факт рождения является для маленького организма огромным стрессом, а новые условия жизни доставляют крохе немалый дискомфорт.

    В этот период ребёнок полностью зависит от взрослого. У малыша наблюдаются лишь врожденные (безусловные) рефлексы, которые необходимы ему для выживания и приспособления к жизни в окружающем мире. С одной стороны, ребёнок зависит от родителей, с другой — он не способен выразить свои желания с помощью речи.

    Именно это противоречие между максимальной зависимостью от взрослых и минимальными средствами общения является причиной кризиса, который подталкивает ребёнка к дальнейшему развитию и совершенствованию всех его систем.

    Признаки кризиса:

    • потеря веса в первые дни после рождения;
    • крикливость ребёнка при неудовлетворении базовых потребностей;
    • вздрагивания, сжатие пальцев в кулачок, хватательные движения при купании и переодевании.

    Как правило, кризис новорожденного длится не более 1-2 месяцев. Физиологическим критерием окончания кризиса является зрительное и слуховое сосредоточение, а также достижение малышом веса, в котором он родился. Психологическим критерием окончания кризиса новорожденности считается появление комплекса оживления.

    Комплекс оживления

    Главным результатом кризиса новорожденного является комплекс оживления. Это набор реакций малыша на внешние раздражители. Он представляет собой совокупность следующих действий:

    •  реакция замирания и зрительного сосредоточения на объекте внимания в первые секунды общения;
    •  оживленные движения ножками и ручками, выгибание спинки;
    •  улыбка, как ответная реакция на речь взрослого;
    • вокализации (громкие вскрикивания и протяжные гуления) во время общения.

    Всей совокупностью этих реакций ребёнок проявляет инициативу к общению со взрослым.

    Важно знать!

    Комплекс оживления у ребёнка начинает проявляться к концу первого месяца жизни. Более выраженным он становится в возрасте двух месяцев. Научные исследования показали, что он проявляется раньше у тех деток, родители которых не только удовлетворяют жизненные потребности ребенка, но и общаются с ними.

    Своим вниманием, любовью и заботой взрослые стимулируют формирование у крохи новых эмоций, потребностей в познании и общении. При недостатке общения и внимания со стороны родителей комплекс оживления может задержаться или могут наблюдаться отклонения в его выраженности.

    Как вести себя родителям

    Из всех живых существ, населяющих нашу планету, самым беспомощным при рождении оказывается человек. Только человеческий детёныш нуждается в родителях сильнее всех и в течение самого долгого периода времени. Всем своим поведением он сигнализирует о своих потребностях.

    Но и родители должны уметь распознавать эти сигналы. Задача родителей заложить чувство безопасности и базовое доверие к миру. Благодаря доверию ребёнок будет чувствовать себя счастливым и защищенным, и только оно придаст ему уверенность.

    Чтобы помочь новорожденному менее болезненно пройти кризис, можно придерживаться следующих рекомендаций:

    •  соблюдать комфортный температурный режим в комнате малыша;
    •  кормить малыша по требованию до сытости;
    •  разговаривать с ребёнком ласковым тоном во время кормления, купания и в процессе переодевания;
    •  окружить спокойствием, вниманием и теплотой;
    •  делать массаж и гимнастику;
    •  во время купания использовать какую-нибудь основу, чтобы малыш её чувствовал и не испытывал чувства незащищенности и тревоги;
    •  в дизайне комнаты новорожденного использовать светлые пастельные тона, яркие цвета добавлять очень дозировано и постепенно;
    • выстроить режим дня и соблюдать его.

    Чего делать не следует

    1. Нельзя с первых дней новорожденного активно с ним взаимодействовать и перенасыщать день эмоциями и впечатлениями, показывать слишком яркие игрушки. Ребёнок может перенасытиться впечатлениями и стать беспокойным. Также не стоит постоянно менять интерьер детской. В таком возрасте ребёнок ощущает себя комфортнее спокойнее в привычном помещении.
    2. Нельзя оставлять плачущего ребёнка наедине с самим собой «проплакаться». Существует мнение, что не стоит обращать внимание на плач ребёнка после того, как все его потребности удовлетворены. Однако, такая рекомендация спорна, поскольку ребёнок в такие минуты чувствует себя покинутым и ненужным, ему одиноко и страшно. Если регулярно оставлять ребёнка «проплакаться», то у него может не сформироваться чувство доверия, необходимое для оптимального психоэмоционального развития. Все воспитательные приемы должны быть оправданы и разумно дозированы.

    От того, как пройдет период новорожденности, во многом будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка. Результатом его успешного завершения является нормальное функционирование организма малыша, удлинение времени бодрствования и живая реакция на появление мамы. Эти показатели в развитии ребёнка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}