Жизнь состоит из множества правил и законов, выполнение которых обеспечивает нормальное функционирование общества. Соблюдение большинства из них у взрослых происходит автоматически, благодаря заложенным в детстве понятиям. Законы, своды правил, нормы поведения – все эти вещи важны для комфортного проживания каждого. Одной из разновидностей правил, необходимых для успешного общения, − этикет.

Содержание статьи:

Не каждый знает точное значение этого слова, но мы все здороваемся при встрече, желаем приятного аппетита и стараемся соблюдать дресс-код. Многие из нас даже не догадывается, что большинство наших поступков зависит от моделей поведения, заложенных родителями в раннем возрасте. Мы чувствуем, как нужно поступить не от врожденного чувства добродетели или эмпатии, а в результате опыта, полученного в течение всей жизни.

Когда в семье появляется ребенок, одной из целей воспитания становится привитие норм этикета и создание у потомства необходимого образа правильного поведения. Но что включает в себя этикет для дошкольников? Когда нужно начинать учить детей правилам поведения? Как легко научить кроху вести себя правильно в обществе? Давайте попробуем разобраться, когда и чему нужно учить карапуза, чтобы он вырос культурным человеком.

Что такое этикет и зачем он нужен ребенку

Этикет — правила поведения людей в обществе. Он состоит из множества разных нюансов, отражает культурное развитие общества. Первые своды правил поведения в обществе были введены еще во времена Людовига XIV во Франции. Они были достаточно сложные и содержали множество несущественных деталей. С развитием общества большинство из них видоизменились, стали проще, но несут на себе все тот же посыл соответствия стандарту культурного человека.

Нормы этикета состоят из правил:

  • общения между людьми;
  • поведения в различных ситуациях;
  • дресс-кода.

Любой выход из дома или посещение общественного места предполагает соблюдения некоторых норм внешнего облика, речевого общения и поведения. К общепринятым нормам в некоторых ситуациях добавляются правила поведения в конкретной ситуации или месте. Правила посещения религиозных учреждений, культурные особенности некоторых стран предполагают, что люди будут с уважением относиться к людям, для которых эти правила имеют большое значение, постараются их соблюдать или хотя бы не нарушать запреты.

 Виды этикета для дошкольника

Этикет включает в себя огромное количество разнообразных правил, использующихся в конкретных ситуациях, но это не значит, что с пеленок нужно обучить малыша всем из них. Роль родителей состоит в привитии общих норм поведения, соответствующих ситуациям, с которыми кроха встречается чаще всего. Уметь вести себя в саду, школе, на улице, за столом и в общественном транспорте, заложить привычку соблюдать речевой этикет. Эти несложные понятия вводятся постепенно по мере роста ребенка через доступные ему виды обучения:

  • пример родителей;
  • игра;
  • книги и сказки;
  • беседа.

Используя простые методы, родители должны не столько заставить карапуза выучить нормы, сколько объяснить, зачем ими пользоваться, в какой ситуации какую модель поведения использовать.

Давайте посмотрим более подробно на основные правила этикета, необходимые для формирования культурной личности с ранних лет. Их можно объединить в группы по ситуациям, с которыми сталкивается кроха:

  • поведение на улице;
  • в театре и музее;
  • в гостях;
  • в общественном транспорте;
  • при общении;
  • дома;
  • за столом;
  • при телефонном разговоре;
  • в школе.

Поведение на улице

Выход во двор или на прогулку сопровождается некоторыми запретами, позволяющими малышу не только вести себя культурно, но и сохранить здоровье. Из самых важных правил поведения на улице малыш должен знать:

  • Правила дорожного движения. Соблюдения этой нормы позволяет обеспечивать передвижение автомобилей и людей с наименьшим риском для всех;
  • Нельзя сорить и ходить по газонам. Уважение к чужому труду и стремление сохранить красоту окружающего мира – важная составляющая воспитанного человека;
  • При передвижении по тротуару необходимо придерживаться правой стороны, при необходимости остановки отойти в сторону. Малыш с ранних лет должен научиться понимать важность стремления не мешать и не создавать помех для других людей;
  • Нельзя акцентировать внимание на окружающих, показывать на них пальцем или громко обсуждать их недостатки;
  • При желании перекусить — не делать этого на ходу. Можно отойти в сторонку или сесть на скамейку;
  • Если мама или папа попросили подождать в определенном месте, нельзя его покидать;
  • Если к ребенку обратился незнакомец, не нужно сообщать ему свой адрес или телефон, категорически запрещено уходить с посторонними людьми с обозначенного родителями места. Для безопасности ребенка расскажите, как выглядит полицейский, что он может помочь крохе найти вас. Для этого положите ему в карман номер вашего телефона и скажите, что его можно дать только представителю власти.

Выходя на улицу, обязательно обсудите с вашим чадом, как он должен себя вести, повторите основополагающие принципы поведения в общественных местах, ваши требования.

В театре и музее

Многие родители, понимая важность культурного развития детей с ранних лет, предлагают крохам знакомиться с произведениями мирового искусства, посещать музеи, выставки, театры, арт-инсталяции. Поход в такие заведения требует соблюдения особых правил этикета. Они несложные, но очень важны для понимания торжественности момента, особой значимости происходящего. Среди норм, которым должен следовать малыш при посещении культурного мероприятия, выделяют:

  • Дресс-код. Культурные мероприятия принято посещать в нарядной классической одежде или как минимум выглядеть опрятно. Малыш должен запомнить, что места, где люди знакомятся с произведениями искусства недопустимо посещать в грязной, рваной, чересчур вызывающей одежде. Не принято входить в театральный зал или музей в верхней одежде, для этого есть гардероб;
  • Пунктуальность. В театр принято приходить заранее, чтобы привести себя в порядок и занять свое место до начала спектакля. На открытие выставки или торжественную церемонию не следует опаздывать. Если сложилась такая ситуация, требуется занять ближайшее свободное место, не потревожив других зрителей или посетителей;
  • Передвижение по ряду. Если место расположено не с края зрительского ряда, то проходить к нему нужно лицом к сидящим, извиняясь и благодаря людей за возможность пройти;
  • Тишина. Во время постановки нельзя шуметь, громко говорить, использовать телефон, для этого есть антракт. Малыш должен понимать, что окружающим его людям хочется насладиться постановкой или шоу, им будет неприятно отвлекаться или упускать детали из-за чересчур громкого разговора;
  • Еда и передвижения. Кушать, пить, передвигаться по залу или постоянно шевелиться во время спектакля плохо. Это может мешать другим зрителям.

Соблюдение этикета при посещении культурных мероприятий предполагает действия, не мешающие другим посетителям. Спросите малыша, понравилось бы ему, если бы кто-то отвлекал его от просмотра интересного мультфильма, все время разговаривал или мельтешил перед глазами. Потренируйте правила поведения дома при помощи кукол или игрушек, устроив домашнее представление.

В гостях

С появлением первых друзей малыша начнут приглашать в гости, на дни рождения, веселые праздники. Чтобы такое посещение прошло хорошо, заранее обговорите и обыграйте правила поведения в гостях. Важные для понимания крохой правила:

  • Приглашение. Посещать знакомых, друзей или родственников следует по приглашению или после предварительной договоренности;
  • Звонок в дверь. Не надо оповещать о своем приходе очень настойчиво. Достаточно двух звонков;
  • Гостинцы. При посещении чужого дома принято брать с собой вкусный подарок или сувенир. Пусть это будет тортик или приятная мелочь для хозяев. Всегда соблюдайте это правило, когда берете кроху с собой, позвольте ему самостоятельно преподнести приятный сюрприз;
  • Поведение. Вести себя сдержанно, спокойно, не бегать и не шуметь. Это правило касается встреч с друзьями в присутствии взрослых в рамках квартиры. Если день рождения организуется в детском центре или на улице, то малыш должен помнить, что необходимо четко и неукоснительно выполнять команды взрослых;
  • Интересные вещи. Нельзя трогать предметы без разрешения, заглядывать в закрытые комнаты или открывать шкафы и тумбочки. Взять в руки интересующий предмет можно только с разрешения, если хозяева сами предложат посмотреть;
  • Оценки и ощущения. Не вежливо комментировать запах, порядок или другие недостатки посещаемого дома;
  • Еда и напитки. Во время еды вести себя аккуратно, пользоваться приборами, сохранять опрятность. К трем годам малыш должен полностью усвоить умение кушать столовыми предметами, избегать использования рук. Он может не знать разницу между видами ложек и вилок, но пользоваться обычным видом приборов должен свободно;
  • Просьбы. В гостях непозволительно вести себя как дома, хозяйничать. Научите кроху вежливо и тактично просить о своих просьбах (попить, показать, где туалет, куда можно выбросить мусор, где помыть и чем вытереть руки и пр.). При этом просьбы не должны его пугать. Поясните, что спрашивать – это нормально и не нужно стесняться просить стакан воды или указать проход к туалету;
  • Время. Не следует надолго задерживаться в гостях. Нескольких часов более чем достаточно, лучше ограничиться коротким посещением, чтобы не вынудить хозяев отложить запланированные дела;
  • Прощание. Уходя принято благодарить хозяев за угощения и теплый прием.

Кроха должен понимать, что соблюдение элементарных правил приличий позволяет не отягощать друзей своим визитом, формировать крепкие дружеские отношения. Умение вести себя в гостях должно закладываться с ранних лет примером родителей, игровым прорабатыванием ситуаций, чтением литературы.

В общественном транспорте

Даже при наличии собственного автомобиля иногда необходимо воспользоваться автобусом, троллейбусом, метро, поездом. Для общего развития полезно иногда совершать прогулки при помощи общественного транспорта. Но этот вид передвижения требует соблюдения некоторых правил этикета. Среди них малыш должен усвоить:

  • умение обходить стоящий транспорт. Автобус и троллейбус обходят сзади, трамвай − спереди. Чтобы перейти железнодорожные пути, надо убедиться, что поезда нет, он не двигается и не собирается в ближайшие минуты тронуться;
  • правило входа в транспорт: сначала выходят, потом заходят. Воспитанный малыш должен дождаться, когда из автобуса, троллейбуса, трамвая или метро выйдут люди, и только после заходить самому;
  • сперва девочки. Мальчики должны пропускать вперед себя девочек, женщин и бабушек, а девочки, если их не пропустили, должны уметь промолчать. Будущего мужчину стоит учить проявлять внимательность, при необходимости предлагать поддержку или помощь;
  • передвижение по транспорту. Не допускается расчищать себе путь локтями, отпихивать пассажиров, чтобы успеть занять свободное место;
  • уважение к возрасту. Объясните крохе, что пожилым, инвалидам, беременным, пассажирам с грудничками следует уступить место, ведь им тяжело стоять. Это правило можно вводить с 5-6 летнего возраста;
  • рюкзаки и ранцы. Воспитанные дети всегда в общественном транспорте снимают и берут в руки крупные вещи из-за спины;
  • расположение в транспорте. Стоять у выхода не рекомендуется, следует занять в автобусе или троллейбусе свободное место ближе к центру салона и подходить к дверям, перед своей остановкой;
  • сохранение чистоты. Объясните карапузу, что в транспорте нельзя кушать, отряхивать грязь или снег с одежды, сорить, пачкать сиденья;
  • поведение. Не надо бегать, кричать, пристально смотреть на окружающих людей и обсуждать их;
  • поездка с животными. Передвижение с домашним любимцем должно происходить с использованием специальных сумок или намордников;
  • выход. Чтобы не создавать неудобств другим пассажирам и не опоздать выйти, следует заранее подготовиться, после выхода пассажиров и посадки новых, подойти ближе к выходу. Если народа очень много, обязательно извинившись, уточнить у стоящих впереди людей, будут ли они выходить. При отрицательном ответе, предложить поменяться местами. Отталкивать, отпихивать людей запрещено.

При общении

Отдельными правилами этикета, необходимыми для дошкольника, являются речевые нормы. Умение выстраивать диалог, подбирать темы для беседы – важное умение для крохи, позволяющее заводить друзей, вести культурный разговор со взрослыми, формировать умение вести себя в любых компаниях. Научите кроху:

  • здороваться и прощаться. Расскажите малышу, что эти простые вещи необходимо делать всегда. В магазине, в садике и школе, в гостях и дома, заходя в помещение, нужно сказать приветственные слова, а уходя попрощаться;
  • обращаться к взрослым на «Вы». Уважительное отношение к людям – залог успешного будущего, научите этому своего карапуза с ранних лет;
  • не перебивать, дослушать до конца, после чего сказать. Умение сдерживать свои эмоции, внимательно слушать, стараться понять мысль собеседника формирует у малыша важный навык коммуникации, способствующий развитию усидчивости, внимательности, умению концентрироваться;
  • не комментировать взрослый разговор. Подскажите, что вмешиваться в чужой разговор не красиво. Даже если малыш не согласен с разговором взрослых людей, нетактично проявлять неуважение, осуждая или обсуждая чужое мнение. Карапуз должен понять, что если его мнение не спрашивалось, то не надо его навязывать окружающим;
  • за подарок/помощь нужно благодарить. Умение говорить «спасибо» за каждую, даже незначительную мелочь, отличает воспитанного человека;
  • просить прощение за свои проступки. Способность признать свои ошибки, умение сознаться в неправильных действиях позволит ребенку правильно выстраивать отношения с людьми, находить выход из многих неприятных ситуаций;
  • не обзываться, не применять оскорбительные выражения. Расскажите своему чаду, что даже если он знает нехорошие слова, то не нужно ими пользоваться, особенно применять их в отношении других людей. Это не вежливо, а грубо и бестактно. Спросите его, понравилось бы ему, если бы в отношении его употребили такое слово;
  • следить за чистотой речи. Правильно формулировать свою мысль, избегать двусмысленности, не использовать слова-паразиты – навык культурных людей. Старайтесь развивать речь вашего крохи книгами, собственным примером, игрой;
  • не ябедничать. Никто не любит людей, которые получают удовольствие от рассказа о плохих поступках других. Объясните малышу разницу между честностью и ябедничеством. На примерах покажите, как нехорошо ставить других людей в неудобное положение, подставлять под наказание;
  • если кто-то ведет себя нехорошо, следует сделать замечание, но не уподобляться ему. Умение мыслить собственной головой, не повторять заведомо плохие поступки глядя на окружающих – черта культурного человека;
  • не следует обсуждать других людей, критиковать. Сколько людей, столько и мнений, карапуз должен это усвоить. Мы все разные. Отличаемся внешне и внутренне, но каждый заслуживает уважения.

Дома

Рассказывая, как вести себя в обществе, позаботьтесь и о соблюдении основ этикета дома. Не давайте возможность нарушать общепринятые правила. Чем чаще малыш будет выполнять нормы этикета, тем быстрее они станут частью его Я. Особенное внимание уделите:

  • формой общения с близкими людьми. Следите, чтобы в обращении к бабушкам, дедушкам, родителям и другим родственникам всегда присутствовало уважение, вежливое обращение. Нормы речевого общения должны непреклонно выполняться не только в общественных местах, но и дома;
  • формированию правильного поведения. Дети не должны хамить и ругаться со старшими, употреблять бранные слова;
  • посещению комнаты родителей или других членов семьи. Если дома у каждого члена семьи есть своя комната, обучите малыша стучаться, перед тем как войти. Отработанный навык в детстве, способствует быстрому привыканию к правилам школьной жизни;
  • традициям. Ваше чадо быстрее поймет смысл соблюдения этикета, если в семье будут непреклонные правила и традиции. Введение на домашнем совете таких элементов позволит не только воспитать культурную личность, но и укрепить межличностные отношения.

За столом

Уже в 1 год пригласите карапуза кушать со всеми. Обучая пользованию столовыми приборами, рассказывайте, как нужно себя вести. Детям дошкольного возраста должны знать, что за обеденным столом:

  • не чавкают, не причмокивают, не жуют с открытым ртом. Приучая с раннего возраста кушать правильно, вы поможете ему быстрее научиться культурно кушать в обществе;
  • нужно пользоваться салфеткой;
  • некрасиво облизывать пальцы;
  • не нужно сильно набивать рот, тем более пытаться при этом разговаривать;
  • стоит выглядеть опрятно. Перед едой нужно помыть руки, причесаться, привести себя в порядок;
  • локти на стол не кладут;
  • не следует перебирать пищу, есть руками, выплевывать;
  • в культурном обществе не принято качаться на стуле, складываться под себя ноги, ставить ноги на стул;
  • кушать лучше молча;
  • принято начинать трапезу с пожелания приятного аппетита, а завершать благодарностью.

Научив малыша этим простым правилам, вы не будете беспокоиться за его поведение в саду или школе за едой.

При телефонном разговоре

Телефонный разговор должен полностью соответствовать правилам обычного общения, но существует несколько пунктов, которые нужно объяснить дополнительно:

  • время звонка. Звонить следует в промежуток между 8 и 21 часом, в выходные дни с 10 до 21 часа;
  • здороваться и прощаться. Можно начать разговор с «Алло», но после этого обязательно сказать приветственное слово: «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день» (попутно объясните, в каких ситуациях и кому уместно сказать «привет», а в каких — нет). Заканчивая разговор, важно попрощаться: «Пока», «До свидания», «Всего доброго»;
  • место. В театре, кино, музее и других местах, где просят отключить телефон, стоит это делать;
  • обещания. Данное слово, следует выполнять. Если кроха обещает перезвонить, то он обязательно должен выполнить сказанное;
  • ошибка номером. Если случайно был набран неправильный номер, следует извиниться;
  • в общественном месте. В автобусе, на улице не следует разговаривать очень громко;
  • шутки. Баловаться по телефону нельзя;
  • SMS. Когда малыш научиться писать и читать, объясните, что любое сообщение должно быть грамотным и понятным. Следует перечитать текст, прежде чем отправить;
  • чужой телефон. Правила этикета запрещают отвечать на чужой звонок.

В школе

В 5-6 лет целесообразно начать рассказывать карапузу о школе и нормах поведения в этом учреждении. Постарайтесь донести до него:

  • необходимость уважительного отношения к учителям и сверстникам;
  • важность пунктуальности и прилежности. На уроки нельзя опаздывать, уроки нужно делать обязательно, звонок с урока для учителя, стоит дождаться разрешения покинуть свое место;
  • покидать территорию школы можно только в установленное время. Малыш должен знать, что уходить со школы можно только в сопровождении родителей, при этом учитель должен знать, куда направился ребенок. Самостоятельно покидать школу во время уроков запрещено;
  • выходить в туалет во время урока можно только с разрешения учителя. Для этого нужно поднять руку и попроситься выйти;
  • пропускать уроки можно только по уважительной причине;
  • пользоваться мобильным телефоном на уроках запрещено;
  • в начале урока нужно приветствовать учителя стоя;
  • вопрос или ответ на уроке нужно давать после того, как учитель вызовет. Чтобы обратить на себя внимание требуется поднять руку;
  • во время занятий нельзя есть и пить, заниматься посторонними делами;
  • на перемене не надо бегать, кричать, ругаться, выяснять отношения со сверстниками;
  • соблюдать правила школы, чтить традиции.

Когда начинать обучать правилам поведения и основам этикета

Обучение детей правилам этикета начинаются с колыбели. Первый и самый главный способ обучения – пример взрослого. Обращаясь к новорожденному, старайтесь здороваться с ним, употреблять правильные фразы, вести себя правильно. Ваше поведение — образец для карапуза, он видит в вас идеал, норму. Старайтесь вести себя соответственно вашим понятиям о правильном. Попытайтесь исправить, если есть, нежелательные проявления в собственном поведении.

К 2 годам можно начинать активное обучение при помощи игры. Разыгрывайте при помощи кукол разные ситуации, тренируйте правильные варианты поведения, показывайте, как некрасиво выглядит человек, нарушающий правила этикета.

С 4 лет малыш уже усвоит большинство шаблонов поведения, будет активно использовать их на практике. В этом возрасте нужно внимательно следить за верностью сформированных представлений, своевременно производить корректировку неправильного поведения. В ваших руках появится новый инструмент воспитания – литература. При помощи книг, рассказов, сказок поясняйте необходимость правильного поведения, раскрывайте смысл установленных норм. Успешность воспитания зависит от понимания малышом необходимости употребления того или иного правила.

Конечно, когда малыш пойдет в сад или школу, там будут обучать этикету в разных формах. Чтобы обучение происходило успешно, у крохи должна быть база знаний, понимание смысла культурного поведения. Ваше чадо должно понять, что этикет – привычка относиться к окружающим доброжелательно, стремление быть хорошим и добрым.

Воспитанный ребенок соблюдает правила этикета не потому, что это нужно, а по велению собственного сердца. Для него это не свод правил, а необходимость. Не ведите долгих, занудных бесед, третировать и критиковать за допущенную оплошность. Взрослые должны донести до крохи, зачем вести себя правильно, какие плюсы он получит от этого. Формируя правильные шаблоны, вы обеспечиваете своему карапузу успешное будущее, верных друзей, счастливую семью. Не нужно надеяться, что этим вопросом займется воспитатель, учитель или жизнь, сделайте это сами, своим примером и заботой.

 

Еще статьи по этой теме: