17Фев
    2018
    0

    На стыке периодов младенчества и раннего детства ребёнок сталкивается со вторым кризисом в развитии – кризисом одного года. Его начало приходится примерно на девять месяцев ребёнка, когда малыш начинает становиться на ножки. В результате расширяется пространство ребёнка, в поле его зрения попадает большое число новых объектов, которые вызывают интерес малыша. У ребёнка развивается потребность в новых впечатлениях, познавательная активность высока. Теперь он сам ведёт маму, куда ему захочется. Малыш многое хочет попробовать, но не всегда это получается сделать. Он либо сталкивается с запретами со стороны родителей, либо у него самого не хватает необходимых умений и навыков для удовлетворения своего интереса. Назревшие противоречия между новыми потребностями ребёнка и его возможностями вызывают кризис в развитии.

    Психологическая картина кризиса

    Кризис одного года не является острым и  может протекать незаметно для родителей, если они не посвящены в теорию возрастной психологии. Однако, всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и поведения родителей. В некоторых семьях этот кризис в развитии малыша проходит  бурно.

    Могут наблюдаться следующие тенденции в поведении ребёнка:

    • эмоциональные аномалии при выполнении привычных действий (во время еды, перед сном, в процессе игры): угрюмость, обидчивость, плаксивость, капризность, упрямство, агрессивность;
    • быстрая смена одного эмоционального состояния другим, эмоциональная импульсивность;
    • острые аффективные вспышки (ребёнок пронзительно кричит, падает на пол, бьет по нему руками, особенно на слово «нельзя» и «нет»);
    • стремление к самостоятельности и трудновоспитуемость;
    • нарушение периодов сна и бодрствовании, отказ от еды.

    Как сгладить проявления кризиса одного года

    Чтобы менее болезненно пройти этот этап в развитии и сохранить психологическое здоровье малыша и родителей, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям психологов.

    • Предоставьте ребёнку больше самостоятельности при познании окружающего мира. Конечно, в разумных пределах и под контролем взрослого. Для нормального развития ребёнку нужно учиться действовать самому. Если за него все будет делать мама, то ребёнок не получит необходимых умений и навыков. Установление многочисленных запретов не даёт ребёнку полноценно развиваться.
    • Запрещать то, что может нанести вред физическому и психическому здоровью ребёнка.
    • Убрать опасные и важные для родителей вещи с поля зрения малыша, чтобы не провоцировать появления истерик.
    • Переключать внимание ребёнка на другой объект во время эмоциональных вспышек, предугадывать ситуации, которые могут привести к ним.
    • Избегать в беседе с ребёнком слова «нельзя» и «нет», а также частицы «не». На них ребёнок реагирует особенно остро.
    • Проявлять терпение и выдержку, управлять действиями ребёнка спокойным доброжелательным тоном (не кричать, не бить, не швырять).
    • Демонстрировать ребёнку любовь к нему и принятие его любого – капризного и послушного, обнимать, целовать, говорить о любви, называть ласковыми словами.
    • Быть последовательными в своих запретах и разрешениях! Если что-то запрещено, то нужно придерживаться этого постоянно. Иначе ребёнок поймёт, что капризами можно добиться желаемого. Если не разрешили совершить какое-то действие, вытерпите последствия.
    • Согласованность в требованиях всех взрослых, которые причастны к воспитанию ребёнка. Таким образом малыш быстрее к ним привыкнет. Если мама будет запрещать какое-то действие, а бабушка разрешать его, то это только запутает ребёнка.

    Если соблюдать эти простые рекомендации, то ребёнок быстро и успешно справиться с кризисом. И роль родителя здесь велика. Именно он ведёт малолетнего ребёнка в развитии за собой. Необходимо взять всю ответственность на свои родительские плечи. Быть настойчивым в своих требованиях, терпеливым и, конечно же, примером для ребёнка. Если крик в семье – это норма общения, то какого поведения тогда ждать от ребёнка?

     

     

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?