20Фев
2018
0
Развитие логического мышления через игру

Мы редко задумываемся над вопросом о том, насколько важно логическое мышление в нашей жизни. Мы пользуемся различными конструкциями, чтобы принять решение или сделать выбор. Без умения использовать простые логические операции, мы бы не смогли выполнять много бытовых и профессиональных задач. Нужно ли обучать маленького ребенка логике? Конечно, это важно, что бы он развивался и познавал окружающий мир. Именно логическое мышление лежит в основе большинства важных навыков (математика, письмо, чтение).

Развитие умений обобщать и сравнивать, классифицировать и анализировать – путь к познанию большого спектра нужной информации. Чем раньше ребенок постигнет азы логического мышления, тем проще ему будет изучать тот материал, который вы предложите.

В чем заключается понятие логического мышления

Логическое мышление подразумевает под собою способность мыслить, используя конструкции, которые ведут к определенным выводам. Используя предложенную вами модель рассуждений, малыш выделяет главные признаки и анализирует их. Получив результат, сравнивает или обобщает информацию, получает ответ.

Использую в качестве метода получения информации новые приемы, ребенок получает новые данные, которые сложно добыть интуитивным подходом. Процесс обучения становится легким и разнообразным. Малыш с удовольствием переносит логические приемы в обыденную жизнь и успешно применяет на практике.

Большое количество взрослых полагают, что обучение логическому мышлению ребенка сложная задача, так как ассоциируют ее с конструкциями и подходами, которые преподаются в учебных заведениях для взрослых. Но это не так. Логика базируется на простых и понятных каждому понятиях об обобщении, классификации и анализе окружающего мира. Логическое мышление подразумевает под собою умение выделять некие признаки и соотносить их между собой.

Какими логическими навыками должен овладеть ребенок до школы?

  •  Уметь сравнивать и обобщать;
  •  Выделять объекты или один объект по заданному признаку. Проводить
    анализ;
  •  Сводить в одно целое ряд предметов, их признаков и свойств. Синтез;
  • Проводить операции по упорядочиванию объектов по заданному
    признаку. (Сериация);
  •  Сопоставлять и противопоставлять;
  •  Группировать и классифицировать;
  •  Делать выводы и обобщения.

Таким образом, еще в раннем возрасте малыш постигает основные приемы обучения новому и развивает познавательные способности своего ума.

Первым и самым главным навыком логического мышления является умение выделить определенный признак предмета. На основе этого умения ребенку преподносятся основные конструкции логических приемов.

Обучение различным логическим приемам ведется постепенно. Новый способ мышления вводится только после закрепления предыдущего. Важно сохранять последовательность и указывать на разницу подходов. Предлагать использовать разные варианты для решения схожих задач. Давать возможность рассуждать и применять полученные знания в обычной жизни.

Выделение определенного признака в группе предметов

Первые попытки обучить ребенка выделению определенных признаков предметов нужно делать, когда ему исполняется один год. Обладание этим умением является базой для дальнейшего развития.
Обучение начинается с простого объяснения. Родитель берет в руки игрушку и рассказывает о том, чем она отличается от другого предмета.

Заостряя внимания на явных отличительных признаках, родитель поясняет ребенку разнообразие мира и как можно найти, что объединяет. Покажите ребенку два предмета разной формы, но одного цвета. Расскажите, чем они похожи, а чем различаются. В возрасте 2 лет можно просить самостоятельно выбрать игрушку с обозначенным признаком. Называйте как можно больше различных вариантов для поиска, развивайте пассивный и активный словарь малыша.

Пусть малыш возьмет в руки круглый предмет. Расскажите, что кроме формы этот предмет еще имеет цвет, фактуру, функцию и т.д. (это круглый красный резиновый мяч для игры в футбол).

Примеры заданий:

  •  Попросить принести игрушку заданного цвета или формы (принести
    маленький шарик, синий кубик);
  •  Найти ряд предметов, с определенным признаком;
  •  Показать на игрушку, которая обладает двумя или более заданными
    отличиями;
  •  Поиграйте с ребенком в игру «Найти предмет по форме». В мешок
    сложите различные вещи известной малышу формы. Предложите ему достать
    что-то одно, прощупав все находящиеся в мешке;

Этот прием логических действий требует от ребенка найти сходства и различия между выделенными признаками. Для проведения сравнения нужно уметь выделить необходимое у каждого из представленных предметов. После этого обдумать полученный результат и дать вам только те, которые обладают заданным признаком. Обучение начинается на сравнении двух похожих предметов. После этого задача должна усложняться и для сравнения предлагаться ряд различных игрушек с одним или несколькими общими признаками.

Для закрепления умения сравнивать предложите ребенку найти общее у внешне не похожих образцов. Возьмите куклу и мягкую игрушку. Спросите, чем они отличаются между собой.

Важно понимать, что для детского ума проще найти различие, чем сходство. Предлагайте сначала найти то, чем предметы отличаются, и только после этого найти сходства.

Примеры заданий:

  •  Разделить предметы по одному признаку. В коробку смешайте кубики и шарики. Предложите ребенку разделить их по форме или цвету.
  • Использовать для этого задания можно самые разные предметы. Главное, чтобы признак был очевиден.
  •  Нахождение по образцу. Покажите ребенку предмет или картинку.
  • Обозначьте необходимые признаки. Предложите найти такой же.  Для детей 2-4 лет, количество признаков не должно превышать 3 и быть очевидными.
  • Детям 5-7 лет количество можно увеличить до 5.

Умение обобщать

Неразрывно с умением сравнивать идет обобщение различных предметов в группу. Это умение позволяет делать вывод из операции по выделению признака. Например, если ребенок разделил на две группы игрушки, ему можно показать прием обобщения, обозначив выделенные им группы одним или несколькими словами. (Эти шарики все желтые, а эти –красные; это – кубики, а это – машинки).

Для детей 5-7 лет возможно усложнение обобщения полученного результата. После завершения операции по выделению признака и разделению предметов, нужно предложить ребенку рассказать о выполненном действии. Важно помогать малышу в формировании правильного ответа, подсказывая ему правильные термины и очередность действий.

При подборе материала для обучения взрослые должны четко понимать, что он должен быть основан на существенных чертах. Избегать наборов, которых будет присутствовать несущественный признак, подталкивающий к неправильным ответам.

Детям 4-6 лет можно предлагать сравнивать предметы по их функции. Так, например, если ребенок сравнит тарелку и ложку по их функции, то ему будет проще обобщить их в столовые приборы. Для успешного освоения ребенок должен иметь большой словарный запас, что бы правильно подбирать нужное сочетание. Чаще рассказывайте, какие предметы используются для разных занятий, какие обобщающие слова используются для ряда инструментов или вещей. Поясняйте, почему они так называются.

Например, столовые приборы – предметы предназначены для еды. Так как помещение, в котором люди принимают пищу, называется столовой, то все что помогает человеку кушать и готовить еду, получило такое общее название. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос о том, почему использовано то или иное слово для определения группы – воспользуйтесь вместе с ребенком словарем или энциклопедией. После того, как ребенок научится сравнивать и обобщать, можно переходить к классификации предметов.

Классификация предметов

Представляет собою разделение множества на группы по признаку,который будет основанием классификации. Задания могут быть как на разделение по заданному основанию, так и на поиск его в определенной группе. Второй вид классификации стоит использовать только у детей старше 5 лет, так как ребенок для поиска основания классификации должен обладать некоторыми навыками анализа и синтеза.

Классификация подразумевает под собою, объединение в единое целое ряда различных предметов по одному или нескольким признакам. Самым простым способом является умение разделить предметы на подходящие по одному признаку и не обладающие такой характеристикой. Более сложными будут задачи по поиску функциональной принадлежности. Например, предложить различные варианты одежды и игрушку. Ребенок должен понять, чем схожи между собою предложенные предметы, убрать лишний, который не является одеждой, так как его функция другая. Процесс классификации предметов должен проходить вслух. Важно слышать каким образом малыш рассуждает, что он думает о предложенных объектах. Такой подход поможет вовремя скорректировать неправильный ход мыслей и развить речь.

Нужно помнить о том, что при подготовке задания на классификацию нужно подбирать материал так, чтобы он входили только в одну группу по признаку, и не мог быть занесен в другую.

Классифицировать предметы с детьми 4-7 лет можно по следующим признакам:

  •  Математические признаки (размер, форма, величина, количество);
  •  По нематематическим отличиям, обозначающим функцию или возможности предмета или объекта (съедобное-несъедобное, место обитания, принадлежность к поре года и т.д.).

Таким образом, обучение способности классифицировать можно начинать в возрасте 3 лет, после закрепления умения выделять и обобщать предметы в группы, сравнивать и проводить первичный анализ.

Приведение предметов в определенном порядке (сериация)

Важное умение, которое подразумевает, что ребенок может организовать предложенные вещи в порядке увеличения или уменьшения заданной приметы. Сериацию можно проводить по самым разным признакам.
Цвету (интенсивность окраски), величине (от меньшего — к большему), длине и др. Для ребенка хорошим примером сериации будет матрешка, пирамидка. Выложить карточки с цифрами в порядке возрастания или убывания тоже хорошо.

Предложите создать некую систему для упорядочивания его игрушек. Пусть он соберет их в определенном порядке и повторяет это действие ежедневно. Таким образом, кроме закрепления логического навыка вы
приучите ребенка держать вещи в порядке.

Анализ и синтез

Данные термины не всегда понимаются взрослыми, но это не обозначает, что человек не пользуется ими ежедневно. Объяснять их значение не нужно, важно показать, каким образом проводить эти операции.

Суть этих умений заключена в умении разделить предмет в мыслях на некие составные части. Так, через использование анализа, ребенок может сказать, что стул состоит из четырех ножек и сиденья.

Анализ предмета или события – выявление свойств или признака предмета. Выделение группы по одному отличию. Ярким примером будет выявление из предложенных фруктов все сладкие или кислые. Вначале малыш проверяет наличие того или иного признака, после чего выделяет те, которые обладают им в отдельную группу.

Синтез представляет собой обратную операцию. Предложите ребенку задачу, в которой спросите, что имеет четыре ножки и сидение. Проанализировав свой опыт, он сможет назвать вам ту вещь, которая обладает указанными признаками. Именно умение в уме, опираясь на собственный опыт, провести операцию по сбору информации для получения некого результата и является синтезом.

По мере взросления ребенка и расширения его кругозора, задачи на анализ и синтез нужно усложнять.

Хорошо на развитие этих способностей влияют различные игры,подразумевающие под собою сбор единого предмета из различных деталей. Пазлы, разрезные картинки, логические кубики и др.

Проведение анализа и синтеза на группе предметов позволяет ребенку смотреть на него с разных сторон. Применять к одному и тому же целый спектр своих знаний и проводить обобщение и классификацию.

Для успешного освоения и закрепления базовых математических операций нужно проводить занятия регулярно. Тренируя логическое мышление, вы делаете основной шаг для успешного освоения математики в
школе.

Зачем ребенку это нужно?

Обучение поиску определенных признаков предметов, сравнению и обобщению, классификации и сериации, анализу и синтезу позволяет:

  •  Развить математические способности;
  •  Расширить познавательные функции головного мозга малыша;
  • Увеличить объем усвоения и закрепления материала при занятиях;
  • Развить обще предметные навыки;
  •  Подготовить к обучению в школе;

Развитие логического понимания мира у ребенка до 7 лет является важным шагом для успешного освоения всего комплекса необходимых знаний. Привитие основ поиска необходимых признаков и их обработка для получения результата играет важную роль в научении малыша многим не связанным с математикой предметам. Умение делать выводы ложится в основу для качественного обучения и познания.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?