01Окт
2018
0
Этапы развития речи ребенка

Когда начинается развитие речи ребенка? Многие родители думают, что этот важный этап начинается с появления первых слов мама, папа, на, дай. На самом деле для начала малыш должен научиться различать звуки, иметь желание общаться с близкими людьми. В статье мы рассмотрим этапы развития речи ребенка, условия роста словаря, а также проанализируем, как родителям нужно разговаривать с ребенком, чтобы усовершенствовать речь ребенка.

Этапы развития речи детей раннего возраста

Специалисты выделяют основные этапы развития речи детей:

  1. Доречевой период – от 1 до 11-12 месяцев.
  2. Период начального освоения родного языка – от года до трех лет.
  3. Период освоения грамматических закономерностей родной речи – от 3 до 7 лет.

В доречевом периоде у грудничков сначала появляются первые звуки, потом возникает гуление, которое переходит в лепет.

До 3-х лет малыш учится правильно строить предложения, наращивает активный и пассивный словарь. С 3-х лет до начала школьного возраста он овладевает сложной системой закономерностей родной речи. Это умение поможет ему в школе освоить грамматические правила родного языка.

Речевое поведение ребенка раннего возраста

Сроки появления новых достижений могут быть немного растянуты во времени, поскольку все дети развиваются по индивидуально.

 

Основные этапы формирования речи в раннем возрасте

 

 

Возраст

Малыш кричит с разной интонацией, выражая свое довольство или неудовольствие 1-2 мес.
Ребенок «гукает», «гулит». Когда малыш сыт и находится в хорошем настроении, он повторяет за взрослыми звуки и слоги. 1,5-3 мес.
Ребенок лепечет, повторяя за родителями что-то типа слов из 2 одинаковых слогов: та-та, ба-ба, ма-ма. 4-5 мес.
В речи малыша можно различить лепетные слова типа ляля, няня, куки. Он подражает животным и звукам своего окружения: би-би, гав-гав, ко-ко, так-так. 9 мес. – 1 год
Появляются первые фразы из 2-3 слов. Ребенок может показать основные части своего тела. 1 г. 6 мес.
Малыш общается при помощи простых предложений. В словаре к 2 годам проходит лавинообразный скачок роста пассивного словаря до 20о слов. 1,5 г. – 2 г.
Ребенок понимает обращенную к нему инструкцию из 2-3 этапов: «Возьми чашку, отнеси ее бабушке». Он уже может задавать простые вопросы. Понимает и учится употреблять до 250-300 слов. 2 г. – 2,5 г.
В предложениях уже 3-5 слов. Малыш знает, как его зовут, сколько ему лет. Он старается произносить слова, правильно употребляя их по числам и падежам. В словаре 300-400 слов. 2,5 – 3 г.

Хотя словарь малыша ограничен, он понимает значение большого количества слов, то есть развитие импрессивной речи (понимание) обгоняет активную речь.

Рост словаря ребенка от года

Если родители активно занимались с малышом в первый год его жизни, показывая и называя игрушки и окружающие предметы, подталкивая его к общению и к подражанию речи взрослых, то на втором году жизни речевое развитие ребенка будет активным. Очень быстро идет пополнение словаря.

Как растет словарный запас дошкольников:

  • 1-1,5 года. До 1,5 лет малыши употребляют звукоподражания, они могут произносить не целое слово, а один из его слогов: «ку» — кукла, «ба» — собака.
  • 1,5-2 года. С полутора лет происходит скачок развития детской речи – слова становятся осмысленными, появляются предложения из 2-3 слов. К 2 годам дети могут употреблять до 300 слов, чаще всего это глаголы и существительные.
  • 2-3 года. В этом возрасте ребенок активно сравнивает предметы, находит похожие, развивается его память, что помогает усвоению речи. Он может слушать сказки и рассказы, которые читает ему взрослый. Дети часто обращаются ко взрослым за помощью, задают вопросы. Словарный запас к концу года может достигать 1000 слов. Это не только существительные и глаголы, но и прилагательные, местоимения, наречия.
  • 4-5 лет. В этом возрасте ребенок может рассуждать, делать простые выводы, сравнивать предметы. Словарный запас к концу года – 2000 слов.
  • 5-7 лет. Речь старших дошкольников почти не отличается от речи взрослых. Объем словаря в этом возрасте зависит от того, в каких условиях живут дети. Если с ними занимаются, то к моменту поступления в первый класс его речь близка к совершенству, она наполнена эпитетами, образными выражениями. Ребенок может сочинять сказки и пересказывать прочитанные ему рассказы, легко запоминает стихи.

Дети должны получать достаточно знаний об окружающем мире и об окружающих их предметах, чтобы их речь была содержательной. Рассматривание предметов и игрушек, чтение художественной литературы, беседы на прогулках – все это способствует развитию яркой и образной речи.

Развитие речи у ребенка

Этапы развития связной речи у детей

Развитие фразовой речи

Фраза или предложения появляются тогда, когда возникает потребность в общении, когда нужна помощь взрослого. Малыш хочет поделиться впечатлениями об окружающих предметах, это главный стимул появления фразы.

Этапы развития связной речи детей дошкольного возраста:

  • 1-2 года. До полутора лет предложения состоят из 2 слов, во втором полугодии – из 3-4 слов. Ребенок задает вопрос: «Что это?»
  • 2-3 года. Это период множества вопросов о том, что малыш видит вокруг себя. «Почемучки» интересуются всем, что видят вокруг себя, и их вопросы нельзя игнорировать. Дети могут повторять за взрослыми сложные фразы, хотя в повседневной речи они используют простые предложения. Фразовая речь настолько развита, что ребенок легко находит общий язык с детьми и взрослыми.
  • 3-4 года. Богатый словарный запас помогает построить сложную фразу типа «Дай мне большую сладкую грушу».
  • 4-5 лет. Дети могут давать ответ на вопрос взрослого, строя его из 2-3 сложно построенных фраз. Они точно излагают свои мысли, придумывают собственные слова.
  • 5-7 лет. Ребенок этого возраста связно и последовательно излагает свои мысли, логично высказывается и отвечает на вопросы.

Сложности при развитии детской речи

Если малыш отстает от своих сверстников в речевом общении, однако он хорошо слышит, а интеллект не нарушен, возможно, у него есть речевая патология.

В чем может заключаться недоразвитие речи:

  • Моторная алалия – при нормальном слухе малыш до 3-5 лет не говорит или в его словаре всего несколько слов. Он понимает речь окружающих, но сам говорить не может.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает импрессивную речь, обращенную к нему, поэтому не может научиться говорить
  • Афазия – утрата речи из-за травмы, заболеваний мозга и сосудов.
  • Ринолалия – нарушение речевого аппарата в виде расщелин неба и верхней губы. При этом возникает неправильное звукопроизношение всех звуков, гнусавый оттенок речи.
  • Дизартрия – ребенок нечетко произносит слова, речь не плавная, а резкая и обрывистая. При стертой дизартрии нарушается слаженная работа губ, языка, мягкого неба.

При всех этих нарушениях речи необходима срочная помощь невропатолога, логопеда и дефектолога. Сложности речевого развития возникают из-за перенесенных родовых травм, инфекций или недоразвития нервной системы.

Задержка речевого развития

Это нарушение иногда называют «темповой задержкой речи», потому что речь таких детей развивается в медленном темпе, в более поздние сроки. И интеллект, и нервная система ребенка не нарушены, просто структуры мозга, ответственные за речь, развиваются с опозданием.

Все этапы развития речи такие дети проходят позднее, чем их сверстники. Если нет лепета, гуления, до двух лет в речи не появляются слова и фразы, нужно обследовать ребенка у специалистов. Если коррекция речи начата не позднее 2-3 лет, к началу школьного обучения можно полностью избавиться от дефекта.

Как родителям разговаривать с ребенком

От того, как близкие люди общаются с ребенком, зависит, будет ли его речь богатой и образной. Даже с малышом грудного возраста нужно активно разговаривать, приучая его использовать слова. Детям показывают яркие предметы, игрушки, называют их.
Двухлетним детям надо показывать игрушки, яркие картинки, разговаривать об окружающих предметах. Очень хорошо пополнять знания об окружающем на прогулке, рассказывая малышам о том, что происходит вокруг. Для развития речи полезно читать малышам сказки, потешки, прибаутки и стихотворения.

На третьем году жизни взрослые могут не только называть предметы, но и рассказывать о том, для чего они нужны. Важно обращать внимание на цвет и форму вещей и предметов на картинках, называть изображенных животных и их детенышей. С трехлетними малышами уже можно обсудить прочитанную сказку. Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях.

С четырехлетними детьми уже можно обсуждать книжные иллюстрации после чтения несложных сказок и рассказов. Очень ценны разговоры со взрослыми на разные темы: о новых игрушках, о путешествии в лес, о прогулке по парку.

На пятом году жизни ребенка родители обращают его внимание на правильность речи, точность употребления слов, звукопроизношение. В этом возрасте важно не уклоняться от детских вопросов, а давать на них полные содержательные ответы. Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения. При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения.

Старших дошкольников учат составлять рассказ по картинкам, подбирать похожие или противоположные по значению слова, делить предметы по группам. Все дефекты звукопроизношения к началу школьного обучения нужно устранить. Очень полезны различные игры на выделение из слова звуков и слогов.

Зная, что включают в себя этапы речевого развития детей, можно своевременно выявить отставание речи ребенка и начать коррекционную работу. Если есть отклонения от нормы, важно заметить их как можно раньше, чтобы обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше начата коррекция нарушения речи, тем меньше времени потребуется для компенсации отставания от нормы.

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?