10Янв
    2015
    0
    как научить понимать нельзя

    В жизни малыша обязательно наступит тот момент, когда родители говорят страшное слово «нельзя». Несомненно, «нельзя» должно присутствовать в жизни ребенка, но очень важно научить свое чадо правильно реагировать на него. Часто мы слышим осуждающие высказывание окружающих: «Ну, это же еще маленький ребенок и он не понимает, что значит «нельзя»! На самом деле, дети все понимают, главное, правильно научить ребенка понимать слово «нельзя»!

    Содержание статьи:

    В каком возрасте ребенок поймет, что такое «нельзя»

    Применение запретов к маленьким детям рекомендуется использовать уже до года. В этом возрасте малыш еще не понимает значения самого слова, но уже четко улавливает интонацию, мимику, жесты.

    С того момента, когда кроха сядет и начнет исследовать окружающий мир (5-7 месяцев), взрослые должны внимательно следить за его перемещениями и в случае возникновения опасности указывать на нежелательность поступка.

    Вводить первые «нельзя» лучше всего начинать с девяти месяцев, при этом желательно на первом этапе не просто говорить слово, а переключать внимание на другие интересные для крохи занятия.

    Маме нужно запомнить, что никакие запреты полностью не усваиваются с первого раза. Чтобы выработать устойчивое понимание придется повторить «нельзя» или «нет» не раз и не два. Часто, чтобы усвоить урок, необходимо применять наглядный пример.

    Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия. Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя».

    Уже после года малыш начинает активно развивать свой речевой аппарат и понимать значение слов. Если до этого времени при возникновении опасной ситуации вы применяли непосредственно «нельзя», то малыш с легкостью поймет его значение и будет на него реагировать.

    Испытанием для родителей обычно бывает возраст ребенка около трех лет. В это время у крохи происходит первый кризис, появляется желание командовать и добиваться желаемого любой ценой. К трем годам малыш уже достаточно знает о мире и неизведанное начинает его страшить, поэтому для собственного успокоения он ищет грани дозволенного, испытывает взрослых, прощупывая границы своих возможностей. Наличие понятных для ребенка ограничений успокаивает кроху, а родителям позволяет обезопасить малыша от нежелательных действий и последствий. Психологи и педагоги рекомендуют обращать особое внимание на запреты в этом возрасте, вести их разъяснения. Нужно постараться выбрать позицию, которая бы не сильно ущемляла любознательность малыша и в то же время не имела размытых рамок.

    Хорошо, когда слово «нельзя» употребляется только по отношению к действиям, которые несут опасность для жизни или здоровья, а для остальных негативных деяний используется другое выражение или альтернативное предложение для занятия. Если ребенок будет хорошо ориентироваться в домашних запретах, то вы сможете легко преодолеть кризис трехлетнего возраста и взойти на новую ступень развития с пониманием друг друга.

    Дети старше 3-х лет уже четко понимают правила поведения, реагируют на запреты, поэтому часто используют чрезмерные ограничения для привлечения внимания. В ситуациях, когда ребенок старше 3-х лет делает заведомо запрещенное действие, прежде чем ругать, стоит задуматься о причинах, которые побудили его это сделать. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом пытается вам об этом сказать.

    Расширение поля запретов после трех лет происходит плавно. Постепенно знакомя кроху с правилами поведения в общественных местах, транспорте, необходимостью соблюдения законодательства и другими правилами, вы прививаете понимание необходимости сдерживания собственных порывов. Основным секретом воспитанного ребенка является умение родителя объяснить, как нужно себя вести, доступно рассказать, почему некоторые действия находятся под запретом.

    Как объяснить ребенку «нельзя»

    Казалось бы, простое слово «нельзя», но когда смотришь на маленького ребенка, сложно представить, каким образом ему донести, что оно означает. Девочки и мальчики до 3-х лет мыслят при помощи образов и собственного опыта, поэтому объяснять необходимо исходя из их возможностей.

    Применение «нельзя» должно идти в сцепке с поясняющим словом, которое говорит, почему действие запрещено (нельзя – горячо, больно, опасно).

    Еще до года детям стоит показать, что таят за собой слова, обозначающие ощущения на реальных предметах, после чего использовать их вместе с запрещающим словом. Горячо удобно показывать на батареях отопления, легким и быстрым прикосновением к пламени свечи, опасно — передается выражением лица мамы – испуг или взволнованность, слово больно нужно употреблять, когда малыш падает или плачет из-за неприятных ощущений.

    Зная слова для обозначения этих ощущений и понимая, что слово «нельзя» относится к ним, запрет будет восприниматься в правильном направлении. Ребенок будет видеть логическую связь между действием и последствием. Если до года вы освоите основные «нельзя», то в старшем возрасте будет проще расширять этот список.

    После года можно начинать использовать запреты на некоторые действия, при этом дети могут по-разному на это реагировать. Некоторые проявят удивление и внимательно на вас посмотрят, желая понять причину употребления запрещающего слова. В другой ситуации «нельзя» может вызвать капризы, слезы или настойчивое требование разрешить. Особенно ярко такие способы добиваться желаемого употребляют трехлетние дети. Если вы четко уверены в необходимости запрета, то не поддавайтесь на манипуляции, стойте на своем.

    Особенности формирования запретов для детей

    Отдельно стоит отметить вопрос формирования запретов для детей. Не всегда родители относятся к этой задаче рационально. Стремясь сохранить некоторые вещи, спокойствие, они выстраивают условия, в которых ребенку можно пользоваться и изучать только собственные игрушки, а все остальные вещи становятся запретными. Это не совсем верная позиция. Если по каким-то причинам вы не хотите, чтобы малыш испортил или изучил какой-либо предмет, то уберите его из поля зрения. Возводя стены запретов вокруг ребенка, вы еще больше его стимулируете добиться желаемого, провоцируете на противостояние и нарушение установленных норм. Чрезмерные запреты не проходят даром, влияют на психологический настрой крохи, а в некоторых случаях подавляют природную любознательность, что мешает дальнейшему обучению.

    Если ситуация не представляет опасности для ребенка, то прежде, чем запретить, предложите крохе изучить предмет и увидеть последствия своих действий. Понимая на собственном опыте, послушав ваше спокойное объяснение необдуманных действий, малыш сделает выводы и не будет допускать повторно такую ошибку.

    Собственный опыт – лучший учитель, ни один запрет, если он не опасен для жизни, не будет понятен ребенку лучше, чем через путь проб и ошибок.

    Освободите поле для действий от ненужных вещей, обезопасьте квартиру и дайте крохе изучать мир, пробовать свои силы, получать опыт. Сегодня это сделать как никогда просто, достаточно определить опасные места в квартире и купить необходимые предметы. Заглушки на розетки, специальные защелки для полок, мягкие уголки и ограничители – все это стоит недорого, но освобождает вас от необходимости постоянно говорить «нет».

    Используя запреты нужно быть готовым, что малыш будет пытаться использовать их и к вам. Практически все дети, подражая взрослым, пытаются командовать и запрещать родителям делать определенные вещи. Не нужно удивляться или расстраиваться от такого поведения, это нормально. Малыш проявляет самостоятельность, примеряет роль взрослого – хороший опыт. Лучшей реакции будет спокойный уверенный ответ о возрастных и социальных различиях между вами. Ведь дети не могут наказывать родителей, а маленькие мальчики и девочки указывать взрослым на необходимые действия.

    Важную роль в формировании адекватного восприятия запретов и слова «нельзя» играет выполнение родителями несложных правил.

    Основные правила слова «нельзя»

    • Объяснять каждый запрет доступно для ребенка. Запрещая что-либо крохе, родители провоцируют его любопытство, не зря говорят «запретный плод сладок», поэтому каждый раз, когда вы что-то запрещаете, объясните причину. Покажите наглядно, что может произойти. Расскажите историю или сказку, которая подтверждает ваши слова;

    С детьми до года прекрасно срабатывает мимика и интонация, от 1 до 3 лет — простые наглядные примеры (горячая кружка – горячо, иголка – больно). Детям старше 3-х лет уже необходимо объяснять более подробно, добиваясь понимания и четкого проговаривания опасной ситуации. Некоторые родители полагают, что если они один раз сказали ребенку «нельзя», то он в любой схожей ситуации будет вести себя правильно. Это неверная позиция. Для осознания опасности от действия необходимо, чтобы он понял суть опасности. Детям старше трех лет рекомендуют проговаривать и просить объяснить своими словами, почему нельзя. Это делается, чтобы сказанное вами не прошло мимо ушей, как фоновый разговор, а прочно закрепилось в памяти.

    • Запретов не должно быть слишком много. Рекомендуется использовать слово «нельзя» не чаще 4 раз в день, в остальных ситуациях искать отвлекающее занятие или говорить, что можно сделать вместо желаемого;

    Дети реагируют на «нельзя» только 3–4 раза в день, после этого они перестают замечать ваши слова и воспринимают их как белый шум. Природа наделила их любознательностью, которая не знает границ, поэтому лучший способ уберечь кроху от опасного или нежелательного действия – отвлечь.

    • Постоянство запрета. Если вы решили употребить слово «нельзя», то относительно выбранного действия оно должно соблюдаться постоянно. Если хотя бы один раз вы допустите слабину, разрешите сделать запрещенное, то весомость вашего запрета потеряет силу. Впоследствии, прежде чем среагировать на замечание, малыш будет думать, что, наверное, при каких-то обстоятельствах, все же можно и будет совершать запрещенный поступок;

    Дети склонны стараться добиться желаемого, особенно в период кризиса трех лет. Не стоит поддаваться на слезы и уговоры. Если вы решили, что сказанное запрещено, то ничто не должно вас переубедить. Лучше один раз послушать детскую истерику и проявить волю, чем потом каждый день бороться с проявлением требования через слезы. Один раз допустив ошибку, поддавшись на плач, вы дадите ему основание думать, что слезами можно добиться всего.

    • Согласованность запретов в семье. Самой распространенной ошибкой среди родителей является отсутствие согласия между взрослыми в вопросах ограничения малыша. Если мама запрещает, а папа разрешает, у ребенка не складывается четкая картина поведения и, вероятнее всего, он будет использовать сложившуюся ситуацию, чтобы добиться желаемого, а между взрослыми возникнет конфликт. Следует помнить, что родители находятся на одной стороне и желают своему ребенку только хорошего, поэтому рекомендуется заранее оговорить на семейном совете основные «нельзя», которые будут использоваться;

    Установив дома правила поведения, не стоит забывать рассказывать о них тем людям, с которыми остается ваш ребенок. Оставляя малыша с бабушкой, обсудите с ней все необходимые ограничения, отдавая в детский сад — этот вопрос желательно обсудить с воспитателем. Так вы сможете сохранить комфортные отношения и показать малышу, что запрещенные вещи нельзя осуществлять ни в каких ситуациях.

    Если употребить «нельзя» приходится в экстренной ситуации, а один из родителей не вполне согласен с мнением другого, то рекомендуется перед ребенком поддержать уже вынесенное запрещение, а все вопросы обсудить в личной беседе. Ребенок должен чувствовать, что родители согласны во всех вопросах между собой и представляют единую систему воспитания – в такой ситуации малыш будет меньше стремиться противостоять вам. Если он почувствует или услышит о разногласиях в вопросах воспитания, то непременно воспользуется этой ситуацией, будет стремиться обращаться за разрешением к родителю, который, по его мнению, более лояльный. Такая ситуация чревата серьезным конфликтом между родителями.

    • Запреты необходимо устанавливать четким, спокойным голосом, при этом выражение лица должно быть серьезное. Дети не понимают ограничений, когда мама говорит о них с улыбкой или смеясь. Запрет – стремление избежать опасной ситуации, сохранить здоровье или целостность предметов, он должен быть жестким и четким, нести серьезность не только в словах, но и выражением вашего лица.

    Не бойтесь показаться малышу злым или жестким, если вопрос касается здоровья и жизни, то лучше пять минут быть серьезным взрослым человеком, который предупреждает об опасности, чем постоянно повторять одно и то же.

    • Нарушение запрета должно быть обязательно отмечено вами. Необходимо всегда проводить профилактическую работу с малышом, если он позволяет себе ослушаться. Если вы установили запрет, то каждый раз, когда малыш его преступает, необходимо с ним поговорить;

    Крики, применение физических мер воздействия, игнорирование или откладывание разговора на потом не являются правильным решением вопроса. Ругань и рукоприкладство негативно сказываются на детской психике, игнорирование разрушает понимание запрета. Откладывая разговор на потом, вы снижаете его результативность, через полчаса малыш уже забудет о содеянном, и ваши попытки объяснить, что было сделано не так, будут пустой тратой времени.

    Разговаривать о совершенном действии нужно в спокойном ключе, коротко и ясно донося до малыша, что именно в его поступке вас расстроило, поясняя опасность или негативные последствия поступка. Предложения не должны быть длинными и непонятными, рекомендуется использовать до 5 слов в одной фразе, четко доносcя смысл деяния и причину вашего недовольства.

    • Использовать термин «нельзя» рекомендуется только в отношении действий, несущих непосредственную опасность для жизни и здоровья;

    Чаще всего в этот список относят:

    • Игры с электроприборами и розетками;
    • Изучение горячего и горящего;
    • Соблюдение правил дорожного движения;
    • Колющие, режущие и другие опасные предметы;
    • Игры с водой, на высоте с использованием рискованных действий.

    Остальные запреты можно вводить, используя другое слово или альтернативные варианты занятий. Среди наиболее подходящих слов-запретов лучше использовать «опасно», «горячо», «хрупкое» и т. д. Как вариант для альтернативного занятия, можно использовать фразу «это горячее, нельзя, можно поиграть в догонялки». Имея выбор, малыш предпочтет разрешенное действие и отойдет от опасного предмета.

    Что делать, если ребенок не реагирует

    Ожидая полного повиновения установленным запретам, взрослые иногда сталкиваются с ситуацией, когда малыш не реагирует на употребление слов «нельзя», «не надо» и другие варианты, подразумевающие прекращение нежелательного действия. Такое поведение вызывает злость, непонимание со стороны родителей, кажется, что кроха намерено так себя ведет. Что делать в такой ситуации? Прежде чем начинать ругаться и высказывать малышу свои претензии, попробуйте проанализировать случившееся.

    • Ребенок действительно вас не слышит. Может, малыш настолько увлечен, что просто не обращает внимания на ваши слова. Каждый из нас, занимаясь интересным делом, может игнорировать происходящее вокруг, точно так же может и ребенок. Попробуйте спокойно подойти к нему и спросить, что он делает. Когда малыш остановится, обратит на вас внимание, повторите свой запрет. Не нужно кричать, обвинять или наказывать кроху, попробуйте успокоиться и подумать: возможно, запрет и необязателен в этом случае;
    • Все дети различаются между собой, у них разная скорость реакции на слова. Одни легко переключаются между разнообразными действиями, для других на это требуется время. Если запрет не опасен для жизни, не стоит срываться и моментально прекращать действие, дайте крохе некоторое время, возможно, он просто еще не успел осознать ваши слова;
    • Прежде чем кричать, требовать исполнения запрета, задумайтесь, а не превысили ли вы допустимое количество «нельзя» в день? Сколько раз за сегодня вы сказали это слово? Больше 3? Тогда ребенок не воспринимает ваши слова, он относится к ним, как к белому шуму, а наказывать за это бесполезно. Попробуйте пересмотреть свои запреты, может все-таки что-то можно.

    Если эти пункты остались за спиной, а малыш продолжает игнорировать установленные правила, попробуйте использовать следующие рекомендации:

    • Пересмотрите формулировку запретов. Чтобы ребенок вас понимал, используйте небольшие (до 5 слов) предложения в которых четко указывайте на нежелательное действие. Старайтесь не использовать длинных предложений, которые, кроме указания запрета, насыщены оценками, эмоциями и другими словами. Особенно это касается мальчиков, которые не могут долго воспринимать эмоциональные тексты, а двусмысленные выражения понимают буквально. Возможно, простого пересмотра собственной речи будет достаточно, чтобы наладить отношения с крохой;
    • Когда объясняете, старайтесь, чтобы малыш смотрел на вас. Разговор глаза в глаза не позволит ему отвлекаться на другие вещи, даст возможность вникнуть в суть ваших слов. Старайтесь добиваться разговора глаза в глаза как можно чаще, тогда вы сможете наладить конструктивный диалог;
    • Не все дети идеально понимают информацию, преподносимую в устной форме. Малыши визуалы и кинестетики лучше поймут запреты, если вы попробуете нарисовать их или написать (если малыш уже читает). Схематичная подача правил позволяет не только наглядно объяснять ребенку нежелательные действия, но и поможет вам понять, почему вводится запрет;
    • Если вы бурно реагируете на нарушение запрета, то высока вероятность того, что малыш пользуется этим способом, чтобы достигнуть вашего внимания. Он провоцирует вас, чтобы привлечь вас к своей персоне, сфокусировать ваш взгляд на нем. В такой ситуации не стоит поддаваться на провокацию, она лишь усилит желание ею пользоваться. Старайтесь реагировать спокойно, четко и предсказуемо. Но, если малыш чувствует недостаток внимания, стоит пересмотреть ваши отношения с ним, увеличить продуктивность и насыщенность совместных игр;
    • Чтобы кроха не стремился использовать нарушение запрета для достижения вашего внимания, постарайтесь отмечать не только действия, в которых он не прав, но и хвалить за правильные поступки. Часто взрослые забывают, что малышей нужно поощрять и отмечать их правильное поведение. В большинстве случаев на хорошие поступки смотрят как на нечто само собой разумеющееся, но в случае с детьми это неправильно. Они жаждут внимания родителей, их реакции на, казалось бы, простые и понятные действия. Постарайтесь дать необходимое внимание малышу по хорошему поводу, и он не будет стремиться получить его, нарушая запреты.

    Каждый раз, прежде чем ругать малыша за нарушение установленных границ, подумайте, за что именно вы хотите наказать. Четкое понимание запрета с вашей стороны позволит избежать ненужных разборок, конфликтов, поможет сохранять мир и гармонию в семье. Перед тем, как критиковать кроху, постарайтесь посмотреть на ситуацию его глазами, которые полны любопытства и интереса к окружающим его предметам.

    Часто конфликтной ситуации можно избежать, если не запрещать, а показать предмет или действие малышу, дать понять, какие последствия могут быть, сориентировать его в ощущениях, которые могут возникнуть от неправильного использования своего любопытства. Мы часто забываем, что дети, изучая мир, не стараются сделать плохо или назло, они просто играют или ищут внимания.

    Как делать не нужно

    Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.

    Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:

    • Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
    • Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
    • Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
    • Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
    • Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
    • Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия. Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
    • Шантажировать любовью. Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.

    Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}