28Фев
2018
0

Выбор места для обучения ребенка

Для родителей очень важно, каким образом их ребенок будет постигать знания и умения. Для полноценного дошкольного обучения ребенка необходим комплексный и системный подход. То, каким образом будет проходить знакомство ребенка со знаниями, напрямую зависит от решения родителей или взрослых, занимающихся воспитанием ребенка.

На сегодняшний день есть следующие варианты обучения дошкольников:

  • Домашнее обучение;
  • Обучение в ДОУ;
  • Посещение клубов и образовательных кружков;
  • Сочетание разных видов обучения.

Если в практике СССР было принято всеобщее обучение детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, то на сегодняшний день родители имеют право выбора. Критерии выбора места и формы обучения ребенка до 7 лет чаще всего основываются на следующем:

  1. Наличие мест в ДОУ. К сожалению, на сегодняшний день, особенно в больших городах, остро стоит вопрос о том, что нет возможности принять всех желающих в детские образовательные учреждения, что вынуждает родителей искать альтернативные варианты.
  2. Осознанный выбор родителей обучать ребенка дома.
  3. Наличие большого количества разнообразных кружков, секций и клубов для всестороннего развития ребенка вне стен детского сада. Плюсом на сегодняшний день является то, что выбор родителя в пользу одно из видов дошкольного образования не исключает использование в той или иной мере остальных. Современные родители могут успешно комбинировать домашнее обучение с обучением в ДОУ, кружках, клубах и секциях.

Плюсы и минусы обучение в детском образовательном учреждении

Классический вариант обучения детей дошкольного возраста направленный на всестороннее обучение и развитие различных способностей детей, через их групповое обучение в специализированных учреждениях. Занятия проводится в группах по возрастам дошкольным педагогом. Классические детские сады занимаются обучением детей исходя из возрастных потребностей, установленных государственным стандартом.

Плюсы:

  • С детьми работают по программе предназначенной их возрасту, в полном объеме преподавая обозначенный государством минимум знаний необходимый дошкольнику для успешного перехода на следующую ступень обучения (в школу);
  • Обучение правилам поведения в обществе на примере ежедневного общения и правил обозначенных в ДОУ. Так ежедневно ребенок будет учиться здороваться при встрече, обращаться к взрослому на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.;
  • Обучение навыкам самообслуживания по примеру других детей. Ребенок, озираясь на сверстников, обучается одеваться, убирать игрушки, вымыть руки перед едой и т.д.;
  • Навыки общения со сверстниками. Через моделирование и переживание различных ситуаций в рамках ДОУ малыш научится как правильно вести себя со сверстниками, что бы избегать различных сложных ситуаций;
  • Постепенное раскрепощение ребенка при работе на публику. Различные мероприятия, в рамках которых ребенок должен выступать перед сверстниками или незнакомыми людьми, положительно сказывается на его творческом потенциале;
  • Физическая активность;
  • Самостоятельность.

Минусы:

  • Обучение в рамках группы не всегда может позволить всем детям в полной мере освоить необходимый материал, что может привести к выпадению ряда важных знаний из комплекса усвоенных. Также не все дети, в силу своих особенностей, могут успевать осваивать знания в полной мере в рамках группы. Таким детям нужен индивидуальный подход, который обычно не может предоставить ДОУ.
  • Частые болезни. Для детей с низким иммунитетом, посещение ДОУ может быть не самым лучшим вариантом для дошкольного обучения.
  • Проявление агрессивности в поведении и копирование поведения других детей. Проявление агрессии может стать реакцией ребенка на нахождении в учреждении с отличными от его домашней обстановки правилами. Также родители в большинстве случаев не могут выбирать, с кем в группу попадет ребенок. А он может заимствовать у других детей манеру поведения, которая будет противоречить понятиям о правильном воспитании ребенка.
  • Проблемы с едой. В большинстве случаев ребенок питается дома отличными от ДОУ блюдами и возможны сбои в питании. Столкнувшись с незнакомой едой, ребенок может отказываться от приема пищи в саду.
  • Вследствие низкой оплаты труда воспитателям в государственных ДОУ может возникнуть ситуация, когда с детьми занимается человек недостаточной квалификации, что напрямую влияет на все положительные стороны обучения в ДОУ.
  • Доступность мест в детских садах. Отсутствие мест в детских садах и перенасыщенность групп снижает плюсы обучения в ДОУ. Вызывает потребность в дополнительном обучении.

Домашнее обучение

Представляет собою комплекс действий направленных родителями на обучение ребенка в домашних условиях. Обучение проводится по выбранному самостоятельно методическому плану или стихийно. Включает в себя привлечение для дополнительного образования ребенка сторонних людей для дополнительных занятий по отдельным дисциплинам. Таким образом, домашнее обучение – это не только занятия мамы с ребенком, но и занятия с репетиторами, гувернерами, нянями и т.д. Основная задача обучения заключается в развитии личности и подготовки к школьному периоду. Данный вид обучения может включать в себя самые различные варианты обучения и различные по своей сложности методики.

Плюсы:

  • Ребенок больше времени находится в семье. Общается с близкими ему людьми и не испытывает стресс от постоянной смены места и окружения;
  • Ребенок постигает знания в индивидуальном порядке с необходимой непосредственно ему скоростью и в том объеме, который предусмотрен способностями и родителем;
  • Работа по собственному графику в наиболее подходящее время;
  • При правильной организации меньше болеет, чем его сверстники посещающие ДОУ;
  • В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может разрабатываться собственный план обучения;
  • Родители могут выбирать то, чему хотят научить;
  • При отсутствии отклика у ребенка на ту или иную технологию возможен легкий переход к обучению другими способами. Родители могут подбирать методики и методы, непосредственно работающие для конкретного ребенка.

Минусы:

  • Недостаток социального общения, нет практики коммуникативного общения со сверстниками;
  • Возможны пробелы в знаниях в случае, если родитель или взрослый, занимающийся обучением, не имеют систематичного плана обучения и не проводят своевременной оценки знаний.

Обучение в клубах и кружках

Мы выделили обучение в клубах и кружках отдельно, как самостоятельный вид дошкольного обучения, но на практике он существует в сочетании с обучением в ДОУ или дома. Вид направлен на развитие и обучение ребенка конкретным видам деятельности или, одному или нескольким областям знаний. Предоставляется в качестве дополнительного обучения в рамках нескольких занятий в неделю.

Плюсы:

  • Ребенок проходит необходимую социализацию, которой не всегда хватает при домашнем обучении;
  • Позволяет более полно раскрыть способности ребенка в направлении работы кружка или клуба, что невозможно получить при групповом обучении в ДОУ и сложно обучить в домашних условиях при отсутствии у родителей соответствующих навыков;
  • Занимает малое количество времени.

Минусы:

  • Как самостоятельный вид не может в полной мере обучить ребенка всем необходимым навыкам;
  • При попытке обеспечить данным видом все необходимые стороны обучения происходит перегрузка ребенка информацией, занимает на порядок больше времени;
  • Занятия только по тем дисциплинам, которые обозначены в программе кружка. Чаще всего одно из направлений знаний или предметной области.

Рассмотрев все плюсы и минусы основных видов дошкольного образования, вы можете сделать вывод о том, что нет идеального варианта. И в чем-то вы будете правы. С нашей точки зрения, виды дошкольного образования должны комбинироваться, исходя из желания и возможностей родителей.

Так, например, при домашнем обучении важно не упустить вопрос социализации ребенка. Для этого родителям, возможно, стоит задуматься о посещении ДОУ на неполный день или одного-двух кружков. Если Ваш ребенок посещает ДОУ, то не лишним будет проводить дополнительную работу с ним по образованию и воспитанию вечером после посещения детского сада, чтобы вовремя заметить пробелы в знаниях или помочь ребенку в тех вопросах, которые он не смог постичь при помощи воспитателя.

Какой бы вариант обучения и воспитания ребенка вы бы ни выбрали, вам необходимо четко понять, какие у вас есть возможности? Что для вас наиболее важно и каких результатов вы хотите достичь? Если вы ответите себе на эти вопросы, то скорректировать выбранный путь будет намного легче.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?