изучаем историю географию Содержание статьи: Разностороннее развитие личности ребенка невозможно без получения знаний о разных сторонах жизни человека. Базовые знания о культуре, истории, географии, биологии и других науках помогают детям дошкольного возраста формировать цельную картину мира, чувствовать себя уверенно в разных ситуациях. Малыши, как и взрослые, чувствуют себя комфортно в условиях, когда окружающая действительность им понятна.

    Нужны ли ребенку занятия по географии и истории в дошкольном возрасте

    У многих взрослых слова география и истории вызывают воспоминания, связанные со скучными школьными уроками, наполненными непонятными терминами, чередой лиц и дат, длительными поисками на карте необходимой страны. Кажется, что дошкольнику эти «скучные» дисциплины ни к чему, успеет все узнать в школьной жизни. Но это не так. История и география вокруг нас, они сопровождают каждый наш день, наполняют большинство детских занятий. Главное увидеть их и помочь понять карапузу. Простые знания о культуре, природе, истории, особенностях земли и климата малыш начинает получать с первого выхода на улицу. Постепенно изучая окружающие предметы, анализируя полученную информацию из сказок, мультфильмов, взрослых разговоров и собственного опыта, ребенок формирует базу знаний. Если с карапузом не заниматься, то полученная информация будет разрозненная и неполноценная, множество простых вещей он не сможет понять без разъяснения взрослого. В такой ситуации могут формироваться лишние страхи или неправильные представления. Дети, с которыми родители ведут целенаправленные занятия, отличаются от сверстников:
    • системными и глубокими знаниями, которые помогут освоить школьную программу;
    • психологическим спокойствием. Знания о том, почему идет дождь, как образуется молния и т.д. позволяют ему не бояться, смело идти навстречу новым знаниям;
    • патриотизмом, гуманизмом, толерантностью. Эти важные качества для людей не появляются на ровном месте. Они образуются через изучение разнообразия мира, народов, культур;
    • богатой речью, широтой взглядов, критичностью мышления. Благодаря разносторонним знаниям, малыши используют в обычной жизни широкий спектр информации, обладают умением утолять собственное любопытство через множество разнообразных приемов познания.
    Перечисленные положительные стороны – только часть пользы от обучения дошкольников истории и географии. Полный спектр зависит от качества преподносимой информации и частоты занятий.

    Какие цели и задачи решают занятия по истории и географии в дошкольном возрасте

    Благодаря работе родителей, воспитателей, других взрослых, занимающихся воспитанием, к школьному возрасту ребенок:
    • получает достаточно знаний, чтобы справится с насыщенной школьной программой;
    • вырабатывает множество методов и способов обработки различной информации;
    • учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
    • осознает свое место в мире.
    Чтобы процесс развития карапуза был равномерным и насыщенным никак не обойтись без занятий, направленных на изучение истории и географии. Эти научные дисциплины совмещают в себе большое количество разнообразных знаний, открывающих малышу удивительный мир открытий. Через призму истории, географические познания карапуз четко осознает свое место в обществе, видит свои отличия и принимает окружающий мир таким, какой он есть. Благодаря познанию основ географии и знакомству с прошлым ребенок вырабатывает четкое понимание разнообразия окружающего мира, необходимость уважать и ценить природу и окружающих людей, уважать свою и чужую культуру. Через процесс обучения этим дисциплинам взрослые решают задачи:
    • воспитания патриотических чувств;
    • формирование понимания необходимости сохранения природы;
    • выработки таких качеств как понимание, сопереживание, эмпатия и т.д.;
    • стимуляции любознательности, как главного стимула развития;
    • формирования первоначальной базы знаний, которая станет основой для успешного дальнейшего обучения.
    Дошкольный возраст самый благоприятный для первичного знакомства с множеством наук. Не стоит думать, что эти задачи за вас решат в детском саду или школе. Познание мира начинается в семье и если малыш не будет чувствовать от родителей важность этих дисциплин, то преподавание их в учреждениях образования будет казаться ему чем-то неважным, скучным. Отсутствие интереса к этим дисциплинам со стороны ребенка постепенно приведет к снижению общего интереса к познанию, что скажется на общей успеваемости. Залогом успешного усвоения школьной программы является база знаний, заложенная в дошкольный период, позволяющая усваивать большой объем информации в короткий срок.

    География для дошкольника: чему учить

    Чтобы понять, каким образом проводит обучающие занятия по географии с дошкольником в первую очередь необходимо понять, какие знания ему необходимы. Первые полноценные занятия по изучению этой дисциплины можно начинать проводить с 3 лет, постепенно расширяя знания ребенка. К 6-7 годам хорошо, чтобы малыш:
    • знал название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
    • мог найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
    • имел представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
    • умел пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
    • четко видел разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
    • мог объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
    • имел начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
    • понимал, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
    • имел представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
    • знал о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.
    Большинство знаний легко преподнести во время прогулок и путешествий, рассказывая крохе об окружающих его предметах. Картографические знания – при помощи обычных карт или глобуса. Удобным вариантом является специальная интерактивная карта, созданная для детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассказывающая при нажатии на определенную зону интересные факты.

    История для малышей. С чем знакомить ребенка

    История – интереснейшая наука, позволяющая воспитывать важные качества: патриотизм, эмпатия, любознательность. Преподнесение прошлого через интересный рассказ, подобие археологических раскопок, изучение окружающих предметов позволяет зародить неподдельный интерес к изучению не только событий минувших дней, но и к исследованиям. Через историю предметов, игрушек и других окружающих малыша объектов удобно рассказывать о профессиях, объяснять базовые понятия математики, физики, биологии. История – не только даты и события. Она состоит из множества других дисциплин, интересных и полезных не только для детей, но и взрослых. Нумизматика (наука о монетах), топонимика (наука о названиях), археология, генеалогия и т.д. Спектр исторических знаний широк, и вы можете выбрать любой из путей привлечения крохи к ее изучению. Рекомендуемые знания, которыми должен обладать дошкольник к 6-7 годам:
    • понимание основных особенностей родной культуры. Через знакомство с традиционными праздниками и их смыслом;
    • знания об основных достопримечательностях родного города или поселения;
    • представление о различных эпохах и вехах (первобытное общество, эпоха рыцарства);
    • некоторые знания об основных исторических событиях. Они не обязательно должны содержать даты и имена. Важно понимание различий между понятиями война и мир;
    • понимание различия народов в культурном, политическом и экономическом укладе. Хорошо, если малыш может рассказать простым языком, что такое демократия, тоталитаризм, социализм, коммунизм;
    • истории о героях Родины их подвигах. Через знакомство с великими деятелями можно объяснять важность таких черт характера как смелость, честность, преданность.
    Исторические знания дошкольника не нужно выстраивать в четкой хронологии. Понятие времени достаточно сложное для восприятия, поэтому целью родителей должно быть воспитание через познание. Рассказывая о событиях прошлого, не нужно добиваться четкого понимания, когда это было, главное – заложить понимание последовательности хода истории. Ваш карапуз должен видеть постепенность развития человечества, переход по стадиям. Четкое усвоение последовательности «первобытное общество – княжества – средние века – новое время – современность» должно быть привязано к ассоциациям в одежде, предметах быта, характерным особенностям поведения и государственного устройства.

    Как обучать дошкольника истории и географии

    Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через образное мышление, поэтому преподносить знания по географии и истории нужно в игровой форме при помощи максимального количества предметов и наглядных пособий. Рассказывая о том или ином событии, необходимо наполнять свою речь красочными описаниями, доступными для понимания крохи. Сравнивайте с известными предметами и событиями, рисуйте и делайте поделки, поясняющие некоторые факты. Чем ярче и доступнее будет материал, тем легче он усвоится. Среди полезных для изучения детьми истории и географии рекомендуются:
    • Карточки с изображением героев, предметов, событий;
    • Книги, содержащие сказки и рассказы об изучаемом предмете;
    • Карты, глобус, интерактивные пособия;
    • Природные материалы;
    • Предметы для творчества;
    • Дидактические игры для изучения эпох.
    Формы преподнесения материала:
    • дидактическая игра. Легко рассказать во время игры об особенностях выбранного времени или географической области. Попробуйте поиграть в поездку. Предложите выбрать транспорт, на котором вы отправитесь в путешествие. Создав атмосферу расскажите крохе:
      • об историческом событии (путешествие во времени);
      • про животный и растительный мир (поездка в определенную страну);
      • о климате, ландшафта;
      • об особенностях нарядов, манере общения, устройстве быта.
    • прогулки по городу или поселению. Изучите истории родного края, рассказывая о зданиях, местах, людях, построивших ваш населенный пункт. Поясните названия улиц, рек, других природных объектов;
    • археологические раскопки в песочнице. Дети с удовольствием ищут спрятанные клады и слушают об их происхождении;
    • чтение книг. Через иллюстрированные подобранные по возрасту энциклопедии, сборники сказок и рассказов можно изучить много полезного материала из разных областей истории и географии;
    • путешествия и походы. Организуйте выезд или поход в лес, к водоему и по дороге изучайте местность, ее особенности;
    • мультфильмы, обучающие видео, интерактивные методички для дошкольников по выбранной тематике. Создано большое количество разнообразного материала доступного в сети Интернет для изучения. Если тема сложно поддается, то благодаря этому виду методических пособий легко достигнуть результата;
    • рассказ по ходу изучения других знаний. Мы часто сталкиваемся с вещами и событиями, которые затрагивают различные исторические или географические знания. Заметив название страны в сказке, предметы по дороге, необычное растение в лесу и т.д., воспользуйтесь моментом. Предложите карапузу изучить предмет или слово: найти страну на карте, послушать, как люди додумались создать предмет, в каком климате растут такие растения. Старайтесь использовать максимальное количество возможностей расширить кругозор малыша.
    Широкие возможности изучения истории и географии в дошкольном возрасте помогают вести постоянное научение, не утомляя, развивая природную любознательность и стремление понять, как в этом мире все устроено. Впустите историю и географию в жизнь ребенка как можно раньше, и вы увидите, как на ваших глазах развивается, расширяется и преображается ум крохи. Благодаря рассказам и играм, малыш быстро освоит основные приемы получения информации и будет стремиться узнать как можно больше. Это стремление станет основой для успешного обучения в школе.