Содержание статьи:
- Нужны ли ребенку занятия по географии и истории в дошкольном возрасте
- География и дошкольник, чему учить
- История для малышей. С чем знакомить ребенка
- Как обучать дошкольника истории и географии
Нужны ли ребенку занятия по географии и истории в дошкольном возрасте
У многих взрослых слова география и истории вызывают воспоминания, связанные со скучными школьными уроками, наполненными непонятными терминами, чередой лиц и дат, длительными поисками на карте необходимой страны. Кажется, что дошкольнику эти «скучные» дисциплины ни к чему, успеет все узнать в школьной жизни. Но это не так. История и география вокруг нас, они сопровождают каждый наш день, наполняют большинство детских занятий. Главное увидеть их и помочь понять карапузу. Простые знания о культуре, природе, истории, особенностях земли и климата малыш начинает получать с первого выхода на улицу. Постепенно изучая окружающие предметы, анализируя полученную информацию из сказок, мультфильмов, взрослых разговоров и собственного опыта, ребенок формирует базу знаний. Если с карапузом не заниматься, то полученная информация будет разрозненная и неполноценная, множество простых вещей он не сможет понять без разъяснения взрослого. В такой ситуации могут формироваться лишние страхи или неправильные представления. Дети, с которыми родители ведут целенаправленные занятия, отличаются от сверстников:- системными и глубокими знаниями, которые помогут освоить школьную программу;
- психологическим спокойствием. Знания о том, почему идет дождь, как образуется молния и т.д. позволяют ему не бояться, смело идти навстречу новым знаниям;
- патриотизмом, гуманизмом, толерантностью. Эти важные качества для людей не появляются на ровном месте. Они образуются через изучение разнообразия мира, народов, культур;
- богатой речью, широтой взглядов, критичностью мышления. Благодаря разносторонним знаниям, малыши используют в обычной жизни широкий спектр информации, обладают умением утолять собственное любопытство через множество разнообразных приемов познания.
Какие цели и задачи решают занятия по истории и географии в дошкольном возрасте
Благодаря работе родителей, воспитателей, других взрослых, занимающихся воспитанием, к школьному возрасту ребенок:- получает достаточно знаний, чтобы справится с насыщенной школьной программой;
- вырабатывает множество методов и способов обработки различной информации;
- учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- осознает свое место в мире.
- воспитания патриотических чувств;
- формирование понимания необходимости сохранения природы;
- выработки таких качеств как понимание, сопереживание, эмпатия и т.д.;
- стимуляции любознательности, как главного стимула развития;
- формирования первоначальной базы знаний, которая станет основой для успешного дальнейшего обучения.
География для дошкольника: чему учить
Чтобы понять, каким образом проводит обучающие занятия по географии с дошкольником в первую очередь необходимо понять, какие знания ему необходимы. Первые полноценные занятия по изучению этой дисциплины можно начинать проводить с 3 лет, постепенно расширяя знания ребенка. К 6-7 годам хорошо, чтобы малыш:- знал название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
- мог найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
- имел представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
- умел пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
- четко видел разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
- мог объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
- имел начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
- понимал, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
- имел представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
- знал о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.
История для малышей. С чем знакомить ребенка
История – интереснейшая наука, позволяющая воспитывать важные качества: патриотизм, эмпатия, любознательность. Преподнесение прошлого через интересный рассказ, подобие археологических раскопок, изучение окружающих предметов позволяет зародить неподдельный интерес к изучению не только событий минувших дней, но и к исследованиям. Через историю предметов, игрушек и других окружающих малыша объектов удобно рассказывать о профессиях, объяснять базовые понятия математики, физики, биологии. История – не только даты и события. Она состоит из множества других дисциплин, интересных и полезных не только для детей, но и взрослых. Нумизматика (наука о монетах), топонимика (наука о названиях), археология, генеалогия и т.д. Спектр исторических знаний широк, и вы можете выбрать любой из путей привлечения крохи к ее изучению. Рекомендуемые знания, которыми должен обладать дошкольник к 6-7 годам:- понимание основных особенностей родной культуры. Через знакомство с традиционными праздниками и их смыслом;
- знания об основных достопримечательностях родного города или поселения;
- представление о различных эпохах и вехах (первобытное общество, эпоха рыцарства);
- некоторые знания об основных исторических событиях. Они не обязательно должны содержать даты и имена. Важно понимание различий между понятиями война и мир;
- понимание различия народов в культурном, политическом и экономическом укладе. Хорошо, если малыш может рассказать простым языком, что такое демократия, тоталитаризм, социализм, коммунизм;
- истории о героях Родины их подвигах. Через знакомство с великими деятелями можно объяснять важность таких черт характера как смелость, честность, преданность.
Как обучать дошкольника истории и географии
Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через образное мышление, поэтому преподносить знания по географии и истории нужно в игровой форме при помощи максимального количества предметов и наглядных пособий. Рассказывая о том или ином событии, необходимо наполнять свою речь красочными описаниями, доступными для понимания крохи. Сравнивайте с известными предметами и событиями, рисуйте и делайте поделки, поясняющие некоторые факты. Чем ярче и доступнее будет материал, тем легче он усвоится. Среди полезных для изучения детьми истории и географии рекомендуются:- Карточки с изображением героев, предметов, событий;
- Книги, содержащие сказки и рассказы об изучаемом предмете;
- Карты, глобус, интерактивные пособия;
- Природные материалы;
- Предметы для творчества;
- Дидактические игры для изучения эпох.
- дидактическая игра. Легко рассказать во время игры об особенностях выбранного времени или географической области. Попробуйте поиграть в поездку. Предложите выбрать транспорт, на котором вы отправитесь в путешествие. Создав атмосферу расскажите крохе:
- об историческом событии (путешествие во времени);
- про животный и растительный мир (поездка в определенную страну);
- о климате, ландшафта;
- об особенностях нарядов, манере общения, устройстве быта.
- прогулки по городу или поселению. Изучите истории родного края, рассказывая о зданиях, местах, людях, построивших ваш населенный пункт. Поясните названия улиц, рек, других природных объектов;
- археологические раскопки в песочнице. Дети с удовольствием ищут спрятанные клады и слушают об их происхождении;
- чтение книг. Через иллюстрированные подобранные по возрасту энциклопедии, сборники сказок и рассказов можно изучить много полезного материала из разных областей истории и географии;
- путешествия и походы. Организуйте выезд или поход в лес, к водоему и по дороге изучайте местность, ее особенности;
- мультфильмы, обучающие видео, интерактивные методички для дошкольников по выбранной тематике. Создано большое количество разнообразного материала доступного в сети Интернет для изучения. Если тема сложно поддается, то благодаря этому виду методических пособий легко достигнуть результата;
- рассказ по ходу изучения других знаний. Мы часто сталкиваемся с вещами и событиями, которые затрагивают различные исторические или географические знания. Заметив название страны в сказке, предметы по дороге, необычное растение в лесу и т.д., воспользуйтесь моментом. Предложите карапузу изучить предмет или слово: найти страну на карте, послушать, как люди додумались создать предмет, в каком климате растут такие растения. Старайтесь использовать максимальное количество возможностей расширить кругозор малыша.