Карапузу исполнилось 10 месяцев. Он вырос и окреп, все лучше координирует свои движения, понимает обращенную к нему речь и целыми днями занимается совершенствованием своих двигательных и умственных навыков. Все чаще приходится говорить «нельзя» и задумываться над безопасностью игрового пространства. Новый этап в жизни ребенка вполне можно обозначить известным спортивным лозунгом: «Быстрее. Выше. Сильнее». Наращивая скорость передвижения по дому, кроха стремится забраться повыше и расширить возможности своего тела.
Какой он 10-ти месячный малыш
Индивидуальность детей на 11-м месяце жизни проявляется все больше. Одни малыши очень быстро ползают, другие – пробуют ходить без опоры, третьи – расширяют словарный запас, четвертые – сидя, изучают игрушки, развивая логическое мышление и мелкую моторику. Каждый из этих вариантов является нормой для 10-ти месячного карапуза. Но не нужно забывать о необходимости всестороннего развития, привлекая внимание крохи к разным видам деятельности, подвижным играм, развивающим занятиям. Если посмотреть на тело и мышцы крохи, то заметно, как улучшился тонус мышц, развилась способность координировать свое тело, находить варианты движения, позволяющие быстрее достигнуть задуманной цели. Иногда может показаться, что малыш в этом возрасте обладает огромным запасом энергии, выпускаемой на игры и изучение окружающего мира. Пришло время, когда кроха уже не задерживается на одном месте надолго. По-пластунски, на четвереньках, придерживаясь за стенки, карапуз пытается покинуть привычное место и посмотреть, что за дверью, стенкой, окном. Небольшие пороги, предметы, стоящие на пути, кроха пытается преодолеть, отодвинуть или обойти. Настойчивости ребенка на 11-м месяце жизни можно только позавидовать. Рекомендуется стараться отвлекать малыша от нежелательных действий предложением заняться чем-то интересным. Постоянное одергивание от занятий без предложения альтернативы в большинстве случаев просто расстроит ребенка, а не отвлечет от задуманного. Умение сидеть стало практически совершенным. Кроха больше не падает, если тянется за игрушкой, может свободно играть обеими руками, ворочать головой в разные стороны. В 10 месяцев жизни не стоит оставлять карапуза сидеть на возвышении без контроля со стороны взрослых. Если нужно отойти, посадите малыша в кроватку или на пол, предварительно оценив безопасность предложенного для изучения пространства. Новым умением, интересным для ребенка в этом возрасте, становится стремление научиться залазить и слазить с окружающей мебели. Если с подъемом вверх карапуз быстро справится самостоятельно, то правильный спуск необходимо показать. Безопасным является способ слезть с дивана лежа на животе, поочередно спуская одну ногу за другой. Когда малыш подползает к краю, нужно показать, как перевернуться на живот и медленно спустить ноги вниз с высоты. Недопустимо разрешать крохе самостоятельно спускаться лицом вперед. Чтобы кроха понял, как правильно переходить с возвышения вниз, применял это умение постоянно понадобится некоторое время и терпение. Но благодаря им, ваши усилия будут оправданы, ведь так маленький исследователь не поранится и не ударится. На 11-м месяце все больше проявляется стремление малыша выполнять многие действия самостоятельно. Но при этом он явно выражает желание, чтобы мама или папа в это время были рядом с ним. Такое поведение говорит о доверии к родителям, которые подстрахуют в любой момент и помогут достичь желаемого. Рекомендуется соблюдать баланс в помощи и предоставлении самостоятельности. Пусть карапуз пробует свои силы и старается выполнить простые действия сам, а вы подсказывайте и помогайте в ситуациях, где он затрудняется понять, как нужно делать правильно. Общий тон объяснений и демонстрации движения должен быть положительным, стимулирующим на достижение цели. Постоянное одергивание и употребление слов-запретов (нельзя, нет) могут спровоцировать снижение любознательности, что отразится на общем темпе развития. Для большинства детей на 11-м месяце жизни наступает момент первой пробы пройти без опоры стены или мебели, отпустив мамину руку. Сложность освоения навыка самостоятельной ходьбы без опоры не только в физическом развитии тела, но и психологическом настрое. Каждый карапуз преодолевают страх перед самостоятельным хождением в свое время, если в ближайшие 4 недели малыш не справится со своим страхом, не переживайте. В норме ребенок должен начать самостоятельно ходить к 14-16 месяцам.
Физическое развитие
Скорость набора веса и роста продолжает снижаться. За 11-й месяц жизни большинство карапузов наберут около 300 г и вырастут на 1 см. Окружность головы и грудины может увеличиться на 1 см.
Граничные показатели норм развития детей 11-го месяца жизни в зависимости от пола
Нижняя граница веса
Верхняя граница веса
Нижняя граница роста
Верхняя граница роста
Средняя окружность головы
Средняя окружность грудины
Мальчик 10 мес.
8,3
10,9
69,1
76,9
45
49,5
Мальчик 11 мес.
8,6
11,2
71,3
78
46
50
Девочка 10 мес.
7,9
10,1
69
75,3
44
48,5
Девочка 11 мес.
8,3
10,5
70,1
76,5
45
49
Не все дети на 11-м месяце жизни наберут положенные 300 г. Часто заметив резкое снижение скорости набора веса, мамы начинают переживать, все ли они правильно делают. Если карапуз активен, подвижен, весел и общителен, то отсутствие прибавки веса на этом этапе норма. Все дело в высокой степени подвижности, кроха просто сжигает все полученные с едой калории.
Эмоциональное развитие
Постепенно кроха осваивается в основных звуках окружающей действительности и выбирает правильный вариант реакции. Так на звук открываемой двери малыш оборачивается, услышав название знакомого предмета – ищет его глазами. Особое удовольствие малышу доставляет исследовать различные ящики, коробки, сумки. Извлекая разнообразные новые и знакомые предметы, малыш проявляет большой спектр эмоций: удивление, радость, восторг, задумчивость и т. д. В 10 месяцев можно заметить, как у малыша появляются любимые игрушки и предметы, которые он носит с собой, постоянно просит. Попытка забрать у карапуза интересную ему вещь вызывает у него злость, капризы и даже ярость. Появление этих эмоций – хороший признак совершенствования нервной системы, но не стоит часто позволять крохе их чувствовать. В ответ на предложение родителей поиграть в подвижные игры, 11-ти месячный кроха радостно смеется и внимательно слушает, что нужно делать. Если вы рассказывали крохе потешки про «Козу рогатую» или «сороку-ворону», то теперь кроха знает, чего ждать, хохочет, услышав знакомые слова, пытается спрятаться от попытки его пощекотать, хлопает в ладоши, загибает пальчики. Эмоциональное развитие ребенка 11-го месяца жизни достигло пика и малыш уже с легкостью не только распознает эмоции окружающих людей, но и точно подбирает необходимый вариант для донесения своих ощущений маме или папе. Спектр эмоциональных проявлений очень широк, карапуз испытывает практически все эмоции, доступные взрослому человеку. Для стабильного развития нервной системы, следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, частоту негативных проявлений и корректировать режим, занятия, нагрузку, ориентируясь на эти показатели. При чрезмерной негативной реакции малыша следует проконсультироваться с участковым педиатром.
Нейро-психомоторное развитие
Головной мозг ребенка продолжает свое активное развитие, обрабатывая и запоминая большое количество разнообразной информации. Кроха уже понимает практически все, что ему говорят, соотносит слова с предметами, их звучанием. В речи появились первые слова или звуковые комбинации, обозначающие определенный предмет (ав –собака, ме – коза и т.д.). Малыш понимает уже значительно больше, чем вы думаете, поэтому будьте внимательны не только к своему поведению, но к словам, обращенным к карапузу.
На 11-м месяце жизни отчетливо видно, к какому типу людей относится карапуз. Некоторые дети более активны в первую половину дня, рано просыпаются и ложатся, другие – предпочитают поздний утренний подъем и наиболее активны во вторую половину дня. Психологи не рекомендуют подстраивать режим карапуза под общепринятые стандарты в этот период. Если малыш предпочитает вставать в 9 утра, то не нужно будить его в 7. Индивидуальный подход к потребностям крохи – способ подобрать оптимальный темп жизни для качественного развития мозга и тела ребенка. Введение общепринятого режима необходимо только при раннем посещении детского сада.
Отчетливо прослеживается стремление крохи выстроить причинно-следственные связи между действием и результатом. Игровые движения осознаны и имеют определенную цель. Многие дети между 10-м и 11-м месяцами жизни:
Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.
Все эти навыки свидетельствуют о развитии нейро-психомоторных функций головного мозга, позволяют карапузу готовиться к активному познанию более глубоких способов познания окружающего мира (логическое мышление, обобщение, анализ и синтез и т.д.). Чтобы быстрее вывести кроху на новый уровень изучения рекомендуется чаще предлагать игры на развитие мелкой моторики и умственных способностей.
Поведение
Все больше проявляются возможности копировать поведение взрослых. В своих действиях и реакциях на окружающий мир, карапуз все больше применяет модели поведения родителей, стремится им подражать. Рекомендуется внимательно отнестись к своему поведению, речи и жестам, чтобы с раннего возраста показать карапузу правильный вариант общения с другими людьми, животными. Благодаря развитию эмоциональной сферы, малыш в обычной жизни часто использует разные варианты общения. На одну и ту же ситуацию, кроха может проявить разный спектр эмоций, в зависимости от его настроения, самочувствия. Регулятором положительного поведения карапуза является поддержание режима дня, внимательное отношение к самочувствию, создание соответствующей возрасту и потребностям развивающей среды. Некоторые изменения происходят в поведении карапуза при посторонних. Реакция на «чужих» становится менее эмоциональной. Кроха очень быстро возвращается к своим занятиям или идет на контакт, стараясь изучить лицо нового человека, но присутствие при этом мамы все еще обязательное условие. Младенец сильно эмоционально реагирует на отсутствие рядом с ним одного из родителей. Даже занимаясь своими игрушками, он требует постоянного присутствия в комнате мамы или папы. Активно реагирует на стремление поговорить с ним, поиграть. Социальный контакт становится не просто нужным, а необходимым. Рекомендуется как можно чаще беседовать с малышом, рассказывать ему истории и сказки, предлагать совместные игры.
Интеллект
На 11-м месяце жизни головной мозг ребенка начинает использовать «долгосрочную память». Теперь карапуз начинает запоминать людей и их лица, отличая взрослых ближайшего окружения от незнакомых людей. Малыш помнит базовые предметы, знает, как с ними обращаться. Постепенно проявляется логическое мышление, кроха может удивить вас своей способностью применить полученный ранее опыт на новом предмете. Так, например, кроха может легко понять, как открыть коробку или открутить некрепко закрученную крышку. В ближайшие 4 недели малыш будет совершенствовать мелкую и крупную моторику, закреплять понимание возможных вариантов развития событий в игре, развивать логическое мышление.
Умения и двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
Большинство детей к 10-ти месяцам осваивают большой список двигательных умений:
Самостоятельно садятся и удерживают свое тело в таком положении долгое время;
Встают у опоры и стараются передвигаться вдоль нее, самостоятельно садятся из положения стоя;
Используют игрушки, ориентируясь по их предназначению. Кубики ставят один на другой, машинку катают, куклой играют, мяч катают;
В игре задействуют обе руки;
Реагируют на простые глаголы «дай», «покажи»;
Координируют свои пальцы для захвата предмета всоответствии с размером;
Используют пинцетный захват для игры с совсем маленькими предметами;
При помощи взрослых играют с другими детьми;
При помощи взрослых пытаются спускаться и подниматься по лестнице;
Повторяют слоги и звуки за взрослыми;
Пьют из кружки, пытаются есть ложкой;
Хорошо жуют, глотают небольшие кусочки твердой пищи;
Спокойно реагируют на горшок. Начинают высаживать на него свои игрушки;
Уверенно повторяют простые игровые движения за взрослыми;
Могут сделать выбор между предложенными вещами.
На 11-м месяце жизни новые умения появляются не так часто, как раньше. В ближайшие недели малыш будет совершенствовать полученные ранее навыки, развивать умственные способности.
Зубы
Количество зубов на 11-м месяце жизни у детей может быть разным. Некоторые карапузы уже обзавелись 6-ю зубками, другие – только 2-мя. Реакция на процесс прорезывания по-прежнему доставляет немало волнений. Прорезыватели, специальные гели, сухарики и т.д. – могут снизить негативные ощущения карапуза, но полностью избавиться от них не получится. Некоторые дети реагируют на появление первых и последующих зубов очень сильно: высокая температура, нарушение стула и аппетита, сна. Перед применением жаропонижающих и болеутоляющих средств желательно проконсультироваться с участковым педиатром.
Пищеварительная система
Желудочно-кишечный тракт 10-ти месячного ребенка практически полностью сформировался и можно начинать знакомить кроху со взрослой пищей. Вводить новый вариант еды следует постепенно, предлагая мягкую, несоленую пищу, сваренную или приготовленную на пару. Использование специй в еде для младенцев недопустимо. Даже, если вам кажется, что предложенная еда безвкусна, стоит помнить о том, что вкусовые рецепторы малыша очень чувствительны и ему доставляет удовольствие даже незначительный новый вкус.
Социальный контакт
Малыш все еще настороженно относится к новым людям, ориентируясь на реакцию мамы. На попытку взять кроху на руки со стороны «чужого» человека карапуз может отвернуться или попытаться отползти, заплакать или потянуться к маме. В зависимости от темперамента ребенка одни крохи идут на контакт спустя некоторое время, другие и после длительного присутствия нового человека не пытаются его изучить или делают это, находясь рядом с мамой. Все четче начинают проявляться индивидуальные особенности крохи. Некоторые карапузы, научившись ползать или передвигаться у опоры, отдают предпочтения спокойным играм в сидячем или лежачем положении, другие не знают покоя и все время перемещаются с места на место. Любой из вариантов является нормой и отражает лишь особенности характера вашего крохи.
Насколько сильно малыш доверяет маме?
Мама – основной стимул для движения или остановки при опасности. Дети на 11-м месяце жизни эмоционально зависят от реакции матери на их поступки. Через ее эмоции и мимику, кроха понимает как необходимо себя вести, какие границы не стоит нарушать. Следует внимательно отнестись к своему поведению и настроению в этот период жизни малыша, стараться сохранять спокойствие и бодрый дух. Опытные мамы знают, что через жесты, слова и мимику на 11-м месяце жизни легко показать крохе, что в квартире является опасным или запретным. При попытке подойти, потрогать или поиграть с нежелательным предметом мама голосом, лицом и жестами показывает свой испуг и говорит «опасно». Ориентируясь на мамино поведение, ребенок прекращает попытку изучить предмет.
Развитие речи
Говорение у ребенка стало более активным, но основу общения малыша составляет звукоподражание. Не все дети в этом возрасте говорят несколько слов. Нормой считается, если до года у карапуза есть хотя бы одно слово, обозначающее предмет или человека (мама, папа, мяч, дай). Если пока ваш малыш не сказал вам «мама», не переживайте. Появление активной речи у каждого ребенка имеет свои сроки и возможно кроха скажет заветное слово уже в ближайшие недели. На 11-м месяце жизни в речевом развитии идет процесс анализа речи окружающих людей, повтор простых форм без вкладывания в них определенного смысла. Малыш как бы играет со звуками, изучая возможности своего речевого аппарата. Повторяя за взрослыми, кроха может повторять простые слова, но пока не будет вкладывать в них конкретный смысл. Каждое слово приобретает смысл, только после закрепления в головном мозге четкой связи между видом и звучанием слова, обозначающего предмет. Хорошо на формирование таких связей влияет использование разнообразных карточек, методики Глена Дамана. К 10-ти месяцам, если вы называли кроху преимущественно по имени, он быстро реагирует на свое имя, оборачивается или поднимает на вас глаза, радостно приветствуя ваше желание с ним пообщаться. Чтобы развитие речи карапуза шло быстрым темпом, стоит уделять много времени на речевые игры и беседы. Называйте окружающие его предметы, рассказывайте ему о событиях и действиях, которые он делает или видит. Карапуз должен «купаться» в речи, видеть необходимость в скорейшем обретении этого навыка. Малыш начинает использовать различные артикуляционные упражнения для получения новых звуков или повторения услышанного. Он экспериментирует со звучанием и громкостью, играет с языком и губами. Часто можно заметить, как во время игры кроха повторяет один и тот же звук или слог. Благодаря таким тренировкам кроха четко запоминает, какое положение губ, зубов и языка необходимо для получения нужного звука. Происходит систематизация эмоций, с которыми встречается малыш. Он может безошибочно опознать похвалу или негатив, сам может реагировать на происходящее, используя широкий спектр жестов, звуков, мимики. Легко понимает и реагирует на простые просьбы «дай», «покажи», «нельзя» или «нет», «посмотри». Одним из способов стимуляции развития речи является предложение на 11-м месяце жизни твердой пищи, которую необходимо жевать. Во время процесса разжевывания происходит тренировка мышц речевого аппарата, ускоряется процесс появления активной речи.
Правила по уходу за малышом
Основные процедуры по уходу за ребенком на 11-м месяце жизни остаются прежними. По утрам делается гимнастика и массаж, проводится комплекс гигиенических процедур, включающий в себя: умывание, чистку зубов, подмывание, закаливающие процедуры, переодевание в одежду для активных игр.
В течение дня базовый уход включает в себя: подготовку к принятию пищи и мытье рук и лица после еды, подмывание при смене подгузника и после опорожнения кишечника, закаливающие процедуры.
Перед сном малыш купается или плавает в ванной, после которой проводится вечерний комплекс гигиенических мероприятий, направленный на подготовку карапуза ко сну.
Купание и гигиена
С 10-ти месяцев можно купать ребенка 1 раз в 2 дня, при этом, если кроха активно изучает улицу (песочница, земля) раз в неделю можно мыть его тело с мылом. Использовать мочалку не требуется. 1 раз в 7 дней можно мыть голову ребенка шампунем. По утрам кроху можно приучать умываться под проточной водой из крана. Можно поставить стул, подходящий по высоте, перед раковиной, показать карапузу, как можно собственными ручками умываться, очищать ладошки. Зубы крохе стоит чистить 2 раза в день: после пробуждения и перед сном. Зубная паста в этом возрасте еще не нужна. Для очищения полости рта, взрослый, при помощи детской зубной щетки, тщательно очищает переднюю и заднюю часть появившихся зубов от десны к краю зуба.
Питание
На 11-м месяце жизни можно понемногу начинать приучать ребенка ко взрослому столу. Главным условием привлечения ребенка к взрослой пище является отсутствие в порции карапуза приправ и соли, жареных и сырых продуктов. По-прежнему основной рацион ребенка желательно делать из супов, пюре, каш, творога, кефира, соков. Обычное нерастворимое печенье желательно перед едой размачивать в жидкости. Кроха кушает 5 раз в день.1 утреннее и последнее кормление состоят из груди или смеси. Во второе кормление продолжается знакомство с новыми продуктами. 3-е и 4-е кормление состоят из знакомых блюд. Постепенно к 11-ти месяцам можно заменить утреннюю грудь или смесь на обычную еду, увеличить промежутки между кормлениями до 4-4,5 часов. Можно потихоньку знакомить ребенка с ранее запрещенными фруктами и овощами, расширяя познания карапуза о еде. Под запретом остаются только шоколад, чай, кофе, мед и орехи. Продукты, вызывающие аллергическую реакцию, стоит исключить из рациона полностью до достижения ребенком 2-3 лет.
Сон и режим дня
На 11-м месяце жизни дети становятся более спокойными. Если в предыдущих 2 месяца малыш во сне сильно ворочался и менял свое положение, то теперь он уже спит спокойно. Длительность ночного сна составляет 10-11 часов. Днем малыш может спать дважды по 1,5 -2 часа или однократно 3-4 часа. На 11-м месяце жизни придерживаться определенного режима дня очень важно. Не следует подходить к этому вопросу жестко, придерживаясь общепринятых стандартов, для крохи намного полезнее жить по индивидуальному графику. Желательным является только время отхода на ночной сон (22.00) и утренний подъем (8.00). Время сна в 22.00 связано с работой гормональной системы, которая вырабатывает важные для роста ребенка элементы в промежуток между 21.00 и 00.00. Следите, чтобы кроха хорошо высыпался, его сон не нарушался посторонними шумами или движением. Систематическая усталость сильно влияет на внимательность и поведение, развитие и умственные способности. Хорошо перед сном проветрить помещение. Температура в комнате должна быть не выше 22 градусов и влажностью не ниже 50% и не выше 75%.
Массаж и гимнастика
Поглаживания, сгибания суставов, круговые движения руками и ногами, другие упражнения, способствующие тренировке двигательных умений и кровообращению, остаются обязательными для детей на 11-м месяце жизни. Упражнения на укрепление рук и ног, мышц позвоночника и пресса, совершенствования умения садиться и вставать, хорошо предлагать делать до 3 раз в день. Каждый подход к упражнениям рекомендуется заканчивать расслабляющим массажем. Физическая нагрузка в виде гимнастики предлагается малышу после сна, до еды. Не рекомендуется заставлять кроху делать упражнения во время болезни, активной фазы прорезывания зубов. Если вы видите, что кроха вялый, капризный или негативно реагирует на ваши действия, лучше отложить гимнастику.
Закаливание
Процедура закаливания организма младенца на 11-м месяце жизни остается прежней. В течение дня предлагайте карапузу:
Воздушные и солнечные ванные;
Обтирание водой комнатной температуры;
Обливание ножек;
Контрастный душ.
Чтобы закрепить эффект от процедур не забывайте:
Часто проветривать комнату ребенка, поддерживая в ней температуру не выше 22 градусов;
Следить за влажностью в помещении (не ниже 50% и не выше 75%);
Избегать перегрева, связанного с избыточным количеством одежды.
Различие в развитии мальчиков и девочек
На 11-м месяце жизни между детьми разного пола начинают появляться явные отличия не только в весе и росте, но и психическом развитии. Мальчики в большей степени настроены на движение и изучение окружающего, девочки предпочитают общение, очень эмоциональны: чаще улыбаются и смеются, стремятся быть в центре внимания. Из-за этой разницы на 11-м месяце уже отчетливо видны отличия в развитии речи. Девочки больше произносят звуков, четче повторяют за взрослыми слова, быстрее осваивают простые формы общения. Мальчики более самостоятельны, больше времени проводят за играми, чем в попытках научиться говорить. Отличия проявляются и в развитии моторики. Для мальчиков характерна более развитая крупная моторика, позволяющая быстро ползать и начинать ходить, девочкам – мелкая моторика, отвечающая за работу пальцев рук.
Как развивать малыша
Возросшие психические, эмоциональные и моторные возможности открывают перед младенцем много новых вариантов получения информации. Теперь взрослые могут предлагать крохе большой спектр разнообразных игр и занятий, ориентируясь на предпочтения ребенка. Среди наиболее полезных занятий для малыша на 11-м месяце жизни можно выделить:
Речевые игры. Разнообразные задания, позволяющие карапузу тренировать речевой аппарат, находить знакомые предметы на картинках, в книжках, среди предложенных вещей, позволяют совершенствовать умение говорить, развивать понимание обращенной речи. Отдельно стоит предлагать крохе разнообразные артикуляционные упражнения: повторить за взрослым звук, слог, слоговую цепочку.
Игры на развитие мелкой моторики. Занятия с бусинами, шариками, пирамидками и кубиками, сенсорными мешочками и бизибордами развивают пинцетный захват, координацию пальчиков и рук, способствуют развитию речевого центра головного мозга. На 11-м месяце жизни все игры с небольшими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать заглатывания;
Игры с водой. Переливание воды из разных стаканчиков и ковшиков, мельницы и фонтанчики, ролевые игры с резиновыми игрушками во время купания положительно влияют на общие знания об окружающем мире, дают возможность познакомить с новыми формами игр, поднимают настроение карапузу;
Творчество. Рисование пальчиками, лепка из теста, мелки – виды творчества, теперь доступные крохе. Через простые занятия малыш знакомится с разнообразием цветов, форм, развивает мелкую моторику. Творческие занятия с 10-ти месячным ребенком нужно проводить совместно, водя ручкой крохи по бумаге, показывая, как менять форму теста, рисовать при помощи мела. Во время занятия рассказывайте, что вы делаете, акцентируйте внимание на полученном результате;
Тренировка двигательных навыков. Прятки и догонялки, гимнастика и прогулки при помощи взрослых. Рекомендуется предлагать малышу тренировать свои навыки с использованием игровых элементов. Возьмите игрушку и поставьте ее на стул, позовите малыша измененным голосом, предложив ему взять игрушку в руки. Заинтересованный кроха поднимется с пола и попытается забрать вещь. Пусть игрушка, управляемая вами, отойдет от него на некоторое расстояние, стимулируя карапуза сделать несколько шагов.
Развитие зрения и слуха. Классическая музыка и игры с музыкальными инструментами хорошо развивают слух малыша. Заводные и движущиеся игрушки тренируют внимание и остроту зрения;
Сюжетные игры. Пора начинать знакомить кроху с возможностями сюжетной игры. Покажите, как можно манипулировать куклой или игрушкой, чтобы повторить знакомые действия: положить спать, покормить. Во время такой игры разговаривайте с малышом от имени игрушки, комментируйте ее ощущения (больно, приятно);
Игры исследования. Предложите малышу найти предмет, спрятанный в коробку или мешок. Покажите, как играть с сортером, логическим кубом. Первый раз выполните необходимое действие самостоятельно, потом повторите движение, управляя руками крохи, предложите выполнить задание самостоятельно;
Развитие логики и обобщения. Общаясь с малышом, покажите ему разницу между большим и маленьким, употребляйте слова обобщения для предметов (овощи, фрукты, мебель, посуда), покажите, как можно сортировать вещи по цвету, размеру;
Чтение. Сказки, стихи, потешки – способ знакомить малыша с удивительным миром книг, показывая новый способ познания.
Игрушки
Игротека ребенка уже стала достаточно большой. Разнообразие требует некоторых мер по оптимизации игрового пространства карапуза. Следует:
Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.
На 11-м месяце жизни ребенка наиболее полезными для игровых целей считаются:
Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия. Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки. Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.
Подбирая игрушки для малыша, в первую очередь, стоит ориентироваться на предпочтения крохи и возрастную оценку производителя. Избегайте предметов из легко поддающихся деформации материалов, с мелкими деталями и некачественным окрашиванием. Старайтесь контролировать целостность вещей, своевременно убирать сломанные или треснутые вещи.
Что должно насторожить
Любая мама волнуется, насколько ее малыш соответствует нормам развития, стремится создать оптимальные условия для развития карапуза. Но не всегда кроха делает все тоже, что и его сверстники. Вы можете быть спокойной, если ваш малыш к 11-ти месяцам умеет:
уверенно сидит, держа спину ровно, используя руки для игры;
стоит у опоры на прямых ногах или коленях;
ползает по-пластунски или на четвереньках;
реагирует на попытку забрать у него игрушку;
пьет из чашки, пытается есть ложкой, взяв расческу, несет ее к голове, повторяет за вами движения и жесты;
строит из кубиков башенку на 2-3 элемента;
по просьбе находит и берет в руки названый предмет.
Указанные навыки должны быть у каждого 11-го месячного ребенка. Следует срочно обратиться к участковому педиатру за консультацией, если карапуз:
Чувствует себя неуверенно в положении сидя;
Не стоит без поддержки;
Не воспринимает просьбу «дай», «на», «покажи»;
Не пытается повторить за взрослыми звуки и движения;
Не проявляет интереса к игрушкам, не проявляет предпочтения в играх;
Вял и апатичен;
Не реагирует на незнакомых людей.
С каждым днем малыш становится все активнее и сообразительнее. Его умения развиваются и совершенствуются. Карапуз требует все больше внимания мамы, хочет постоянно ее видеть. Психологическое и физическое развитие малыша выходит на новый уровень, пройдет еще немного времени и ваш малыш не только пойдет, но и побежит. Будьте бдительны, старайтесь создать безопасную развивающую среду, но при этом не забывайте о себе: отдыхайте, правильно питайтесь, сохраняйте бодрость духа. Здоровая и счастливая мама – основа для комфортного развития и роста младенца.