Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев Содержание статьи: До первого маленького юбилея осталось всего 4 недели, малышу 11 месяцев. Малыш активен и любознателен, все время лепечет и старается изучить все, что попадается ему на глаза. Радуют изменения, произошедшие в психике: теперь малыш хорошо понимает обращенную к нему речь, реагирует на запреты и хвалу. В этом возрасте многие мамочки начинают чаще задумываться над вопросами, связанными со здоровьем и развитием малыша. Самыми распространенными являются:
    • насколько карапуз соответствует возрастным нормам;
    • почему он перестал активно расти и набирать вес,
    • как помочь достигнуть максимальных двигательных и умственных показателей и т.д.
    Специалисты подмечают, что именно промежуток между 11 и 12 месяцами становится самым тревожным для мам, наполненным самыми разными событиями. Давайте разберемся подробно, как выглядит и что должен уметь 11-й месячный карапуз, как за ним ухаживать и способствовать его развитию.
    Ребенок в 11 месяцев

    Что должен уметь ребенок в 11 месяцев?

    Как выглядит 11-й месячный ребенок

    Карапуз в 11 месяцев очень сильно похож на взрослого человека, но в уменьшенной копии. Усиленно повторяя поведение взрослых, кроха часто вызывает умиление и улыбку, заставляет родителей нервничать, задумываться над новыми интересными и полезными занятиями. На 12-м месяце жизни застать малыша в лежачем положении можно только при условии, что он спит. Все остальное время кроха с интересом изучает окружающие предметы, открывает шкафчики и коробки, откручивает и пытается сломать все, что попадается ему под руки. Вопрос безопасности исследовательской деятельности ребенка выходит на первый план. В некоторых случаях, мамам приходится практически все время думать, как отвлечь шалуна от нежелательных занятий, привлечь к игровой деятельности с подходящими по возрасту предметами. Малыш стал очень хитрым. Все время пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача, стремится всеми силами добиться желаемого, отстоять свою позицию. Наступает время первого серьезного испытания для родителей – кризиса первого года. Малыш хочет все делать самостоятельно, требуя от родителей постоять в стороне, пока он лезет в лужу, ест песок, пытается орудовать ложкой с кашей, взять кружку с горячим чаем и т.д. Всем своим видом он показывает, что считает себя взрослым и способным решать, что и когда делать. Степень проявления кризисных явлений может быть разной. Некоторые дети легко воспринимают объяснения и уговоры, другие – не остановятся, пока не добьются желаемого, а в случае если задуманное опасно и мама просто уведет малыша, ее ждет большой скандал или длительные капризы. Чтобы пройти первый кризис спокойно, в первую очередь нужно иметь правильный психологический настрой. Основная сложность ситуации – неготовность взрослых к таким быстрым изменениям в поведении крохи. Ведь еще вчера он спокойно сидел и играл с игрушками, а сегодня требует не держать его в попытке добраться до пробегающей мимо собаки. Во-вторых, на семейном совете решить, что карапузу разрешено делать, а что нет, придерживаться выбранного варианта всеми силами. Кризис одного года позволяет карапузу выявить границы поведения и придерживаться их в дальнейшем. Если в семье не будет единого понимания о разрешенных действиях, то у крохи сложится впечатление, о вседозволенности, в дальнейшем будут периодически возникать проблемы с воспитанием. В-третьих, набраться терпения. Кризисные явления будут сопровождать малыша на протяжении всего пути взросления. Чтобы малыш вырос смелым, умным, без излишних комплексов и страхов, необходимо пройти с ним весь этот путь, помогая найти правильный вариант поведения, усвоить правила взаимоотношений между людьми, понять, что можно или нельзя делать. Отдельным вопросом формирования крепкой нервной системы становятся взаимоотношения между родителями. Ссоры и скандалы, выяснения отношений и грубые отношения могут нанести крохе сильную психологическую травму, с которой он будет сражаться всю свою жизнь. Младенческие воспоминания сотрутся, а ощущения останутся. Конечно, избежать конфликтов в супружеской жизни достаточно сложно, но стоит стараться оградить кроху от нахождения в комнате, где взрослые жарко спорят. Для гармоничного развития ребенку важно видеть своих родителей улыбающимися и счастливыми, не догадываться о существовании сложностей в отношениях. Ребенок в 11 месяцев

    Физическое развитие

    На 12-м месяце жизни нормой считается, если кроха за 4 недели наберет около 300 г веса и подрастет на 1-1,5 см, окружность головы и груди — на 0,5 – 1 см. Малыш все больше двигается, и если весы к году не покажут изменений, то не стоит переживать. Если карапуз весел, бодр, активен, имеет хороший аппетит и спокойный сон, то у него просто не остается калорий для запаса жировой прослойки, все перерабатывается в энергию. Ежемесячное взвешивание детей производится до года, уже через 4 недели кроха выйдет из младенческого возраста и будет нужно производить измерения раз в квартал.

    Граничные показатели гармоничного развития ребенка 12-го месяца жизни в зависимости от пола

    Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница ростаСредняя окружность головыСредняя окружность грудины
    Мальчик 11 мес.8,611,271,378,54650
    Мальчик 12 мес.8,911,572,379,54751
    Девочка 11 мес.8,310,570,176,54549
    Девочка 12 мес.8,610,871,177,54647

    Психическое и эмоциональное развитие

    Процессы, происходящие в головном мозге ребенка на 11-ммесяце жизни, набирают обороты, не всегда малышу удается справиться с нагрузкой без негативных проявлений. Кризис первого года жизни возникает из-за разницы в физическом и психическом развитии. Кроха уже хорошо умеет проявлять свои эмоции и не стесняется это делать, поэтому понимая невозможность совершить то, или иное действие, он злится, кричит и плачет. Проявляется эмпатия, малыш может расплакаться, видя слезы другого ребенка, рассмеяться в ответ на ваш смех.
    Новинкой на 12-м месяце жизни становится истерика. Для достижения желаемого, карапуз может кинуться на пол, стучать ногами, истошно кричать. В такой ситуации не стоит повышать голос в ответ или наказывать малыша. Психологи советуют спокойно дождаться окончания эмоционального взрыва, спокойно, с улыбкой объяснить причину запрета.
    Набранный темп психологического развития побуждает ребенка ежедневно отправляться на поиски новой информации, копировать поведение взрослых, находить неизведанные предметы дома и на улице. Дома малыш чувствует себя в безопасности и это ощущение придает ему смелости в стремлении достать, потрогать и рассмотреть все, что находится выше его роста или спрятано в шкафу. Будьте внимательны к порывам крохи, постарайтесь обезопасить окружающее пространство заглушками для розеток, блокираторами и т. д, чтобы не прибегать все время к одергиванию и запретам. Заметен прорыв в умственном развитии. Кроха уже знает много предметов и живых существ, понимает простые слова-обобщения, может отличить игрушки по форме. Понимание обращенной к ребенку речи расширяется, кроха начинает запоминать имена близких людей, безошибочно выполняет простые просьбы (подай, покажи, принеси), понимает и выполняет игровые задания (покатай машинку, покачай куклу). Если попросить чадо построить башенку, то он с удовольствием возьмется за кубики, услышав просьбы собрать игрушки – будет складывать их в предложенную коробку и т.д. Чтобы психическое и эмоциональное развитие не сбавляло оборотов, хорошо в этот период позволять карапузу проявлять самостоятельность в действиях. Разрешайте малышу самостоятельно выполнять все те действия, которые ему под силу (пить из чашки, открывать коробки, собирать пирамидку). Между 11 и 12 месяцами происходит формирование собственного «Я» ребенка. Малыш уже понимает, как его зовут и что он отдельный человек. На данном этапе взросления происходит зарождение самоощущения и доверия к окружающему миру. Чтобы кроха не боялся познавать новое, чувствовал себя комфортно, на рубеже 11 и 12 месяцев необходимо окружить его лаской и нежностью, говорить ему о своей любви и его индивидуальности. Теперь малыш остро чувствует иронию, обижается, если с его поведения смеются.
    Психологи говорят, что для того, чтобы малыш ощущал вашу любовь, он должен слышать о ней не менее 7 раз в день. Старайтесь не забывать говорить своему малышу о ваших чувствах, проявлять нежность и заботу не только делом, но и словом.

    Поведение

    Кризисные явления, появляющиеся перед первой годовщиной, подменяют кроху. Даже спокойные малыши способны устроить настоящий скандал, если что-то происходит не так, как им хочется. Но не стоит отчаиваться или считать своего малыша невоспитанным. Ваше терпение и спокойствие помогут крохе преодолеть психологическое становление, уже через пару месяцев ваш малыш станет прежним. Малыш все еще остро реагирует на отсутствие рядом с ним одного из родителей. Процесс отделения собственного «Я» от мамы и папы только начинается и рекомендуется на данном этапе свести к минимуму время расставания с крохой. Если по каким-либо причинам вам необходимо отдать малыша в детский сад, постарайтесь наполнить проведенное время вместе с крохой добрыми, положительными эмоциями, разговаривать с ним о предстоящих событиях, объяснять необходимость происходящих изменений. Кроха уже понимает намного больше, чем вам кажется, а ваше спокойствие и стремление объяснить происходящие события вселят в карапуза уверенность и спокойствие.

    Умения ребенка в 11 месяцев

    Умения и навыки на 12-м месяце жизни приобретаются уже не так быстро как раньше. В основном малыши тренируют ранее полученные двигательные возможности, а основное время тратят на развитие умственных способностей (речь, мышление). Между 11 и 12 месяцами жизни нормой считается, если карапуз:
    • сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом;
    • ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках;
    • стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить;
    • садиться из положения стоя. Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо;
    • может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги;
    • для захвата предмета полностью раскрывает ладонь;
    • использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет;
    • пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть;
    • строит башенки из 2-3 кубиков;
    • собирает простые пирамидки;
    • может снять носки и попытаться стянуть колготки;
    • из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола;
    • может произнести простые слова. Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом;
    • показывает на себе основные части тела (если его этому научить);
    • имитирует звуки животных и техники;
    • безошибочно выполняет простые просьбы;
    • для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой;
    • копирует взрослых во время игры.
    Указанные умения есть у всех здоровых младенцев в 11 месяцев в той или иной степени. Если какой-то навык еще не проявился полностью, не стоит паниковать. Предложите крохе потренировать отсутствующее умение при помощи игр, упражнений.

    Зубы

    На 11-м месяце, большинство деток имеет 6 зубов. В ближайший месяц могут появиться еще 2. В норме, к году у ребенка появляется 8 зубов, но незначительные отклонения от этого показателя не считаются критичными. Некоторые малыши к 12-ти месяцам могут похвастаться даже 12 зубами, а другие только 2. Особого внимания требует отсутствие первых зубов к 11-ти месяцам. Следует обратиться к участковому педиатру и детскому стоматологу, возможно карапузу не хватает витамина Dили кальция. Отсутствие зубов к этому периоду влечет за собой задержку в знакомстве ребенка со взрослым столом, ведь он еще не может жевать. Процедура чистки зубов становится обязательной. Следует очищать поверхность появившихся зубиков 2 раза в день: утром и вечером, при помощи щетки без использования зубной пасты.

    Социальный контакт

    На 12-м месяце у ребенка отчетливо проявляется необходимость в общении с другими взрослыми и детьми. Не отходя далеко от мамы, карапуз все чаще тянет ее в сторону играющих на площадке деток, с интересом знакомится с их занятиями и наблюдает за общением. Реакция на посторонних людей стала более спокойной, но все еще присутствует некоторый страх, проходящий во время спокойной доброжелательной беседы мамы и нового человека. Ближе к году, желательно чаще предоставлять крохе возможность общаться с детьми его возраста и чуть старше. Показывать простые игровые элементы, позволяющие задействовать в игре нескольких малышей. Покажите, как карапузы могут кидать друг другу мячик, вместе катать машинки или строить замок из песка. Присутствие рядом мамы очень важно, ведь кроха только начинает отделять себя от нее, ее внимание и реакции на происходящее очень важны.

    Развитие речи

    Речь ребенка на 12-м месяце жизни начинает переходить в новую стадию. От запоминания и понимания обращенной к малышу речи, формирования пассивного словаря, карапуз постепенно переходит к активному говорению. В норме, если к году кроха произносит, хотя бы 1 полноценное слово, подразумевающее под собой предмет или человека, но в большинстве случаев дети говорят от 3 до 15 полноценных слов или их сокращенные формы. Малыш постоянно что-то произносит, среди лепета четко прослеживаются слоговые цепочки, распевное произношение.
    Рекомендуется в этом возрасте часто разговаривать с малышом. Использовать в речи простые фразы из понятных слов. Во время игры использовать больше прилагательных и наречий, рассказывать об особенностях предмета, который малыш держит в руках. Насыщенность обращенной к ребенку речи играет важную роль в формировании лексикона малыша, способствует скорейшему зарождению осознанной необходимости говорить.
    К концу первого года жизни, основным способом общения с родителями остаются эмоции, к которым постепенно присоединяются слоговые цепочки. Для получения желаемого предмета малыш может привлечь ваше внимание окриком, указать пальчиком на интересующий предмет и произнести первый слог названия. Это очень хорошо. Старайтесь понимать вашего ребенка, повторяя вслух название указанного предмета. Сюсюканье и уподобление детской речи на данном этапе не желательно. Если малыш на машину говорит «би-би», согласитесь, но назовите слово правильно. Ближе к году стоит постепенно приучать малыша к новым формам изучения окружающего мира. Разнообразные экскурсии по городу, походы в гости, предложение поиграть с другими детьми в песочнице будут полезны малышу. Наблюдая, как другие люди общаются между собой, каким образом организуют совместную деятельность, карапуз будет стремиться включаться в этот процесс, стараться развивать активный словарь. Основанием для беспокойства в вопросе развития речи ребенка на 12-м месяце жизни должно вызывать отсутствие:
    • реакции на собственное имя;
    • лепета;
    • 1 слова с вложенным смыслом (мама, папа, на, дай).
    В случае, если вас беспокоит скорость появления у карапуза первых словесных форм, его реакция на собственное имя или другие речевые особенности, следует обратиться к участковому педиатру или неврологу.

    Правила по уходу

    На 12-м месяце жизни уход за ребенком остается прежним. Утром следует умывать, чистить зубы и приводить в порядок волосы. Совершайте массаж и гимнастику. Обязательно после ночи нужно подмыть ребенка, даже, если он за ночь ни разу не помочился. В течение дня, совершаются процедуры по необходимости: подмывание после опорожнения кишечника, мытье рук перед и после еды, очищение кожи рук при сильном загрязнении. Купать малыша можно раз в 2 дня. 1 раз в неделю можно использовать мыло и шампунь для волос. Раз в неделю необходимо обрезать ногти на руках и ногах, чтобы малыш не поцарапался.

    Питание

    На 12-м месяце жизни кроха кушает 5 раз в день. Грудное молоко или смесь обязательно дается только в последнее кормление. Временной промежуток между приемами пищи составляет от 4-х до 4,5 часов. Объем еды в день в среднем составляет 1200 мл, на одно кормление выходит 240 мл. К 11-ти месяцам разница в еде у малышей на ГВ и искусственном вскармливании все больше стирается. Дети уже знакомы с большим количеством продуктов, постепенно переходят за взрослый стол. Пища, употребляемая карапузом, должна быть сварена, стушена или приготовлена на пару. Не рекомендуется добавлять в нее специи, соль, соусы, жарить или коптить. Рацион ребенка на 12-м месяце жизни должен быть разнообразным и обязательно включать в себя:
    • Мясо и рыбу (желательно нежирные сорта);
    • Творог и кефир (рекомендуется покупать детский вариант или готовить самостоятельно);
    • Овощи и фрукты;
    • Яичный желток (не чаще 3 раз в неделю по 0,5 желтка);
    • Злаковые каши;
    • Хлеб.
    Приготовленные из указанного перечня продукты, больше не стоит приводить в пюреобразное состояние. Рекомендуется разминать вилкой крупные куски на небольшие, предлагать малышу учиться жевать. Используя мышцы лица для пережевывания пищи, кроха стимулирует развитие речи, что напрямую влияет на развитие умственных способностей. Хорошо тренирует навык жевания яблок, печенья, сухариков. На 12-м месяце жизни малышу запрещены:
    • шоколад;
    • орехи;
    • мед;
    • молоко;
    • апельсины;
    • помидоры;
    • грибы.
    Рекомендуется избегать указанных продуктов из-за высокого риска проявления аллергической реакции.

    Сон и режим дня

    На 12-м месяце жизни большинство малышей переходят на одноразовый дневной сон, длительность которого составляет около 3-4 часов. Ночью кроха спит 10-11 часов. Соблюдение режима дня в данном возрасте – гарантия гармоничного развития ребенка. Крепкий, здоровый сон в одно и то же время дает организму малыша отдохнуть и набраться сил для активного познания окружающего мира, тренировки навыков и умений, сохранения бодрого и веселого настроения. Опытные родители знают, что если малыш выспался, то у него хороший аппетит и повышенный интерес к играм и развивающим занятиям. Единого режима, подходящего всем детям этого возраста, не существует. Взрослым необходимо придерживаться индивидуального графика их ребенка, ориентируясь по типу личности и предпочтениям карапуза. Желательно соблюдать только время отхода на ночной сон (22.00). С 21.00 до 01.00 в организме спящего крохи вырабатываются важные гормоны, способствующие гармоничному развитию и здоровью. Чтобы кроха хорошо спал днем и ночью, необходимо как можно чаще выводить его на прогулку. Свежий воздух и впечатления от увиденного, положительно сказываются на темпах развития, способствуют хорошему аппетиту. В летнее время прогулки лучше совершать в утреннее и вечернее время, избегая игр под палящим солнцем. В зимнее время, особенно в сильный мороз, желательно сократить время прогулки и совершать ее ближе к обеду. На 12-м месяце жизни, частым явлением бывает сбой в режиме сна и бодрствования. После прорезывания зубов или болезни, крохи путают день и ночь, начинают активничать в ночное время суток, сбивая не только свой ритм, но и мамин. При появлении признаков смещения времени бодрствования на ночной сон, взрослым стоит позаботиться о перестройке организма малыша на правильный режим. Это сложное, но выполнимое действие. Чтобы перестроить кроху на правильный режим необходимо соблюдать некоторые условия:
    • Хорошо проветривать комнату ребенка;
    • Если малыш все еще спит 2 раза в день, вместо второго сна предложите ему поиграть или заняться творчеством, пойте и всеми силами отвлекайте от попыток уснуть;
    • На ночь покупайте кроху в теплой, но не горячей ванной. Пусть он поиграет с водой, поплещется;
    • Сделайте в комнате приглушенный свет и сохраняйте спокойную атмосферу в течение часа до сна;
    • Прочитайте сказку, спойте колыбельную, укачивайте на руках.
    Перейти на нужный график может не получиться с первого раза, но не отчаивайтесь и не прекращайте попыток, ведь режим дня для ребенка 11-го месяца жизни – важная составляющая гармоничного развития.

    Массаж, гимнастика, закаливание

    Занятия, способствующие стимуляции кровообращения, активизации иммунной системы и поддержанию тонуса мышц на хорошем уровне – массаж, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры продолжают играть важную роль в физическом и психическом развитии ребенка. С одной стороны это тесное общение с мамой, с другой — тренировка организма, с третьей – приучение к полезным видам деятельности с раннего детства. Массаж 11-ти месячному малышу делается 2 раза в день: утром и вечером. Для утреннего массажа хорошо подходят стимулирующие кровообращение движения (растирания, круговые движения, легкие похлопывания). Для вечернего массажа лучше использовать расслабляющие поглаживания. Во время утреннего и вечернего массирования не забывайте про стопы ребенка. На них расположены точки, стимулирующие развитие и правильную работу всех основных систем. Возьмите ногу карапуза в одну руку. Согните указательный палец второй руки и костяшкой поводите от зоны между подушечек пальцев до пятки. Гимнастические упражнения являются обязательными для утреннего комплекса процедур. На 12-м месяце жизни с утра до еды предлагайте малышу:
    • сгибать суставы и совершать ими круговые движения;
    • разминать мышцы спины, совершая подъем из положения лежа на спине, вначале в положение сидя, после стоя;
    • лежа на животе, несильно тяните кроху за ручки и ножки;
    • разминайте ладошки и пальчики.
    Если ранее вы не предлагали крохе занятия на фитболе, то самое время начать. Простые гимнастические упражнения на мяче позволяют не только тонизировать мышцы тела, но и тренировать координацию, которая так важна для освоения навыка ходьбы. Закаливающие процедуры проводятся 3 раза в день. Утром во время зарядки хорошо обтирать кроху водой комнатной температуры, обливать ножки, совершать контрастный душ. В течение дня периодически устраивайте карапузу солнечные и воздушные ванные. Вечером, в дни, когда вы не купаете кроху, предлагайте ему поплавать или обливать ножки, в дни купания – контрастный душ.

    Различия между мальчиками и девочками

    Все четче прослеживается разница между детьми разного пола. Чаще всего на 12-м месяце жизни девочки употребляют до 15 простых слов и охотно идут на контакт со взрослыми и детьми. Мальчики говорят до 5-ти слов и больше времени тратят на совершенствование крупно-моторных навыков. Обычно к году, мальчишки хорошо ходят, пытаются переходить на бег, а девочки отдают предпочтение спокойным играм, связанным с мелкой моторикой. Но, понимая эти отличия, не стоит пускать неосновное направление занятий на самотек. Рекомендуется чаще предлагать девочкам различные активные игры, связанные с ходьбой, а мальчикам – с мелкой моторикой. Чтобы детский организм равномерно развивался и постигал необходимые навыки, ему нужна разнообразная, полноценная нагрузка.

    Как развивать

    Занятия, направленные на развитие ребенка 11-ти месяцев, должны быть разнообразными. Следует уделять внимание не только физическому развитию, но и умственным навыкам, тренировке мелкой моторики. Рекомендуется в течение дня предлагать малышу:
    • Речевые игры. Разнообразные упражнения на тренировку звуков и слогов, поиск и название знакомых предметов на картинках, занятия с карточками Домана или по другой методике;
    • Игры и занятия на развитие мелкой моторики. Сенсорные мешочки, бизиборды, сортеры, вкладыши – игрушки, занимающие ребенка и стимулирующие работу пальчиков рук. Постепенно можно знакомить кроху с различными мозаиками, шнуровками;
    • Знакомство с сюжетными играми. Поиграйте с малышом в куклы, постройте зоопарк, покажите, как играть с машинками. Любая игра, основанная на сюжетной деятельности, очень полезна ребенку, тренируя моторные навыки, стимулирует развитие фантазии, понимание окружающей действительности;
    • Изучать карточки и картинки, слушать сказки и песенки. Чтобы малыш любил читать в будущем, книга должна стать его другом уже сейчас. Показывайте разнообразие мира при помощи специально разработанных для младенцев изданий;
    • Подвижные игры. Прятки и догонялки, поиск спрятанных игрушек и т. д. Покажите малышу, как здорово уметь быстро двигаться и он будет стремиться оттачивать свои двигательные навыки;
    • Учиться на простых вещах. Во время готовки рассказывайте, какие продукты вы используете, что с ними делаете. Убираясь, говорите, зачем это нужно. Одевая кроху на улицу, называйте предметы его и своего гардероба. Чем больше названий окружающих предметов и их предназначение усвоит малыш в раннем возрасте, тем быстрее будет формироваться база знаний, развиваться умение говорить;
    • Творческие занятия. Рисовать пальчиками, мелками, лепить из теста и пластилина, строить башни из песка. Творчество – способ развивать мелкую моторику, фантазию, ум и мышление, легкий способ способствовать всестороннему развитию малыша.
    Подбор развивающих занятий на 12-м месяце жизни осуществляется на основе имеющихся у малыша навыков и его настроения. Не стоит расстраиваться, если кроха отказывается от предложенного занятия, просто предложите другой вариант. Вернитесь к игре спустя время. Если малыш плохо себя чувствует или протестует, не заставляйте, не ругайте. Ваш малыш – особенный, он развивается по своему графику и не должен быть похожим на других детей. Не сравнивайте его со сверстниками, если хотите понять, насколько он изменился, попробуйте вести дневник навыков, в который вписывайте достижения и вклеивайте фотографии. Уже через неделю ведения такого дневника вы увидите прогресс в умениях вашего малыша. Ребенок в 11 месяцев

    Игрушки

    Приближается первая годовщина ребенка. У него уже значительное количество игрушек, многие из которых его перестали интересовать. Что делать? Уберите из поля зрения крохи практически все игрушки, оставив 5-10 для постоянного использования. Через неделю произведите полную замену игровых элементов на спрятанные ранее. Кроха с удовольствием примется снова играть со старыми игрушками, применять на них действия, изученные за последние 7 дней. Этот простой способ не только позволяет продлить время использования игрушек, но и сохранять к ним повышенный интерес, сохранять в доме чистоту, концентрировать внимание карапуза на конкретном предмете. На 12-м месяце жизни наиболее полезными для игр ребенка считаются:
    • Мячики и шарики. Разных размеров, цвета, формы, святящиеся и пищащие – эти игрушки еще долго будут интересовать малыша, способствуя развитию двигательных навыков. При помощи этих простых элементов можно начинать учить карапуза отличать большое и маленькое, сортировать по цвету. Добавив к мячикам кубики и другие предметы, можно понемногу рассказывать о формах предметов;
    • Пирамидки, вкладыши, сортеры. Разных размеров и цвета, изображающие животных и предметы быта, мягкие и твердые – игрушки, хорошо развивающие мелкую моторику и знания об окружающем мире. Покажите малышу как правильно с ними играть, расскажите об изображенных на них предметах и животных;
    • Погремушки, пищалки, молоток. Любые предметы, легко помещающиеся в ручку, издающие звуки, понравятся ребенку, способствуют формированию умения правильно оперировать предметами, развивать двигательные навыки;
    • Кубики, конструктор. Ближе к году у малыша активно начинает формироваться мышление. Умение играть с простыми формами, из которых можно построить или собрать башни, замки, домики, способствуя умственному развитию, тренируют двигательные умения;
    • Музыкальные игрушки, игровые центры. Слух ребенка по-прежнему нуждается в развитии. Позвольте крохе совершенствовать восприятие разнообразных звуков во время игры. Игровые центры с большим количеством элементов, кроме развития слуха, тренируют моторные навыки, развивают причинно-следственные связи;
    • Игрушки для ванной. Малыш хорошо сидит и во время купания хорошо предлагать ему активные игры. Предложите покупать резиновых зверей, запустить заводную рыбку или уточку, поиграть с ковшиком и стаканчиками – хорошо развивает двигательные навыки, зрение, слух, сенсорику;
    • Куклы, звери. Сюжетные игры не могут быть без героев. Хорошо, если у карапуза будут различные по величине и виду куклы, игрушки, изображающие реальных животных и птиц. На таких игрушках можно учить названия частей тела, глаголы движения, виды живых существ;
    • Заводные, динамические игрушки. Такие предметы хорошо развивают зрение и координацию, моторику и фантазию;
    • Мозаика. На 12-м месяце жизни хорошо предложить ребенку первую мозаику. Размер деталей лучше выбирать около 3 см;
    • Посудка, игрушечная мебель, предметы, изображающие бытовые предметы для сюжетных игр;
    • Машинки, каталки, ходилки – предметы, позволяющие тренировать моторные навыки в игровой форме.
    Рекомендуется игрушки предлагать малышу на время игры, после чего, убирать. После каждого занятия необходимо проверить игрушки на возможные сколы, трещины, обезопасить дальнейшее использование или выбросить вышедшие из строя. Ваша бдительность к целостности игрушки помешает карапузу поцарапаться, пораниться или проглотить небольшие детали.

    Техника безопасности

    Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:
    • На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
    • Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
    • Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
    • Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
    • Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
    • Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
    • В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
    • Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
    • Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.
    Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.

    Что должно насторожить

    • Малыш не может стоять и не пытается этого делать;
    • Карапуз не может сесть из положения стоя;
    • Не умеет ползать на четвереньках, удерживать свое тело в положении сидя;
    • Не может уверенно схватить предложенный предмет;
    • Не реагирует на простые команды, не показывает пальчиков на заинтересовавшую его вещь;
    • Играя с небольшими игрушками, не использует «пинцетный захват»;
    • Не может построить башенку из 2 кубиков;
    • У крохи нет ни одного зуба;
    • К году нет ни одного слова, обозначающего конкретный предмет или человека.
    Осталось совсем немного и малыш пересечет заветную черту, ему исполнится 1 год. Самое время подготовиться к предстоящему празднику, подумать, что подарить и как провести этот важный для вашей семьи день. Думая над всем этим, постарайтесь не забывать об отдыхе и своем здоровье. Лучший подарок для ребенка – счастливая и улыбающаяся мама, довольный папа. С окончанием этого месяца малыш перестанет быть младенцем и вступит в ясельный возраст. Наслаждайтесь этим временем, делайте фотографии, ведите записи появления навыков и умений, ведь кроха так быстро растет. Не успеете оглянуться, как он побежит, заговорит. Радуйтесь каждому дню, проведенному со своим крохой, не забывая о себе.