Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев

Содержание статьи:

Ребенку 3 месяца жизни. Малыш улыбается и смеется, может управлять своими ручками, смотрит на мир осмысленным взглядом, уверенно держит голову, подвижный, общительный. Настает этап осмысленного изучения окружающих предметов, старательное обучение сложным двигательным навыкам и др.

Грядущие изменения

Новый месяц порадует вас не только двигательными достижениями, но и психоэмоциональными подвижками. Не удивляйтесь, но в ближайший месяц внешность ребенка может начать меняться. В промежуток между 2 и 3 месяцем может:

  • поменяться цвет глаз. В зависимости от окраски радужной оболочки родителей, глазки малыша могут потемнеть или изменить оттенок;
  • начать расти волос другой структуры. Пушок, с которым малыш появился на свет, постепенно скатывается и исчезает. На его месте начинают появляться новые, более крепкие и гладкие волосы. Их цвет может быть более темным, если у одного из родителей русые или каштановые волосы. У деток, рожденных с темными волосами, может наблюдаться некоторое осветление;
  • исчезнуть непропорциональность тела. Грудина карапуза максимально приблизится к размерам головы. Детки, рожденные с большой головой и маленьким обхватом груди, приобретают нормальный внешний вид.

Как правильно помогать развиваться

Окрепший кроха стремится познавать мир. Стоит позаботиться о создании максимально подходящих условий для изучения нового, но при этом не перенапрягать его нервную систему. Вводите комплексные физические нагрузки, помогайте развивать двигательные и умственные навыки. Но не торопите события. Ваши действия должны быть направлены на помощь в оттачивании полученных умений. Позволяйте малышу самостоятельно познавать свои способности.

Физиологические изменения

Вес и рост

Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.

Ногти

Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.

Волосы

Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.

Внутренние системы организма

Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница нормы веса Верхняя граница нормы веса Нижняя граница нормы роста Верхняя граница нормы роста Средний обхват груди Средний обхват головы
Мальчик 5,1 7,9 57,6 65,3 38,5 40,5
Девочка 4,6 7,4 55,8 63,8 38 39

Психоэмоциональное развитие

Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.

Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.

Звуки и речевое развитие

Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».

В голосе малыша можно услышать до 10 разных интонаций, по которым легко определить, что именно хочет карапуз. Плач от боли, голода, желания заснуть, поиграть или пообщаться, от страха или неприятных ощущений отличается своей громкостью, движениями рук и ног, резкостью.

Рефлексы

Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.

Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.

Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.

Маленькие достижения в 3 месяца жизни

Малыш на 4 месяце жизни уже обладает многими навыками:

  • Играет со своими руками и использует их для изучения предметов: подносит к глазам, трясет, тянет в рот. Все эти действия совершаются для получения информации о предмете и его качествах. Следует внимательно следить за чистотой окружающих малыша вещей и не запрещать ему исследовать интересующее;
  • Ворочает головой на звук. Формирование звуко-зрительных связей заставляет малыша интересоваться происхождением всех новых шумов. Достаточно окрепшие мышцы шеи дают возможность быстро повернуться в сторону звука, а улучшившееся зрение при помощи глазных яблок найти источник;
  • Лежа на животе, высоко поднимает голову. Чтобы увеличить угол обзора, начинает использовать предплечья и руки. Рекомендуется в этом возрасте раскладывать вокруг ребенка различные яркие игрушки, стимулируя его дотянуться, схватить и потрогать;
  • Лежа на спине, старается подняться, ухватившись за пальцы взрослого. Между 3 и 4 месяцем мышцы спины еще недостаточно окрепли. Стоит давать почаще такую нагрузку, чтобы он мог быстрее самостоятельно сесть. При достаточном количестве занятий малыш может самостоятельно подняться к 5,5 месяцам, но большинство детей делают это ближе к полугоду;
  • Старается самостоятельно ворочаться со спины на живот и обратно. Любопытство заставляет кроху больше двигаться и искать возможности все рассмотреть. Самостоятельное изменение положения тела – важный шаг. Некоторые дети овладевают этим умением к 3,5 месяцам, другие чуть позже. Хорошо почаще показывать малыш, как это делается, заводя руку за плечо или вытягивая вперед;
  • Активно двигает ногами. Часто это напоминает движения на велосипеде. Таким образом кроха самостоятельно тренирует мышцы ног. Желательно давать дополнительную нагрузку в комплексе ежедневных упражнений. Кроме велосипеда предлагать двигать ногами в виде ходьбы, ножниц. Сгибать и разгибать ноги в коленях вместе и попеременно. Массажировать стопы;
  • Улыбается и смеется. Лепечет. Начинает агукать.

Малыш на четвертом месяце жизни уже очень интересный и общительный. Стоит внимательно относиться к его безопасности:

  • Не оставляйте его одного на столе или диване. Он уже вполне способен перевернуться и упасть;
  • Следите за предметами, находящимися рядом к крохой. Все мелкие, острые и опасные вещи нужно убрать не только от малыша, но и из поля его видимости;
  • Все погремушки и вещи с наполнителями для шумового эффекта должны периодически проверяться на возможные трещины и сколы. При обнаружении дефекта следует изъять предмет.

Слух и реакция на звуки

Слух младенца стал намного лучше и играет ведущую роль в психическом развитии. Малыш с удовольствием слушает музыку, показывая свои предпочтения активным лепетом и движением. Рекомендуется включать классические композиции на 30-40 минут в день.

Еще одним приятным для карапуза способом развития слухового восприятия является пение и чтение рифмованных форм взрослыми. Идеальным считается пение, обращенное к малышу. Когда кроха не только слышит ваш голос, но и наблюдает движение губ, мимику, он получает звуковую информацию, а также видит, как вы это делаете. Впоследствии он будет стремиться повторить услышанное, тренируя навык речи.

Чтение стихов позволяет знакомить младенца с чувством ритма, привлекать его к развитию речевых способностей. Наряду с обычным диалогом  потешки и стихи расширяют информационную базу крохи. Одна из методик сверхраннего развития (подход Глена Домана) предлагает начинать обучение в этом возрасте с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Видя картинку и слыша название, ребенок постепенно будет формировать  базу знаний. Но даже без карточек, простым разговором и развивающими занятиями, можно достигнуть великолепных успехов.

В этот период важно звуковое окружение крохи. Старайтесь избегать присутствия неестественного шума (телевизор, радио). Громкие, резкие звуки могут испугать кроху, поэтому старайтесь соблюдать спокойную обстановку.

Зрение и движения глазных яблок

Дальность и качество получаемой младенцем картинки за три месяца после рождения существенно возросли. Малыш умеет концентрировать свой взгляд на интересном предмете на несколько минут. При необходимости следит за перемещаемым предметом. На четвертом месяце жизни для этого он уже использует не только мышцы шеи, но и глазные яблоки. Постепенно формируется периферическое зрение. Теперь карапуз может повернуть глазки в нужную сторону без поворота головы, чтобы увидеть, что шумит. Обзор расширяется до 180 градусов.

Зрение между 3 и 4 месяцами добывает для мозга важную информацию, поэтому необходимы развивающие занятия, создание насыщенной информационной среды и контроль за зрением. Старайтесь чаще привлекать внимание крохи разнообразными звуками, стимулируя глаза найти предмет, издающий звук, и изучить его.

Когда берете кроху на руки, поворачивайте к себе лицом и давайте возможность потрогать и рассмотреть ваши волосы, нос, щеки. Улыбайтесь в этот момент, разговаривайте. Близкое изучение родных лиц, артикуляции, мимики поможет не только усовершенствовать знания о вас, но и простимулировать другие важные навыки.

Если раньше малыш мог задерживать взгляд на предмете только лежа на спине, то теперь ему это удается и в вертикальном положении. Предоставьте крохе возможность увидеть свой дом и улицу – берите на руки и носите его в вертикальном положении, рассказывая о предметах, которые видит малыш.

Социальный контакт

С появлением лепета младенец нуждается в коммуникации. Необходимо наполнить жизнь крохи словами. Ребенок ощущает себя спокойно, когда видит маму, слышит его голос. Старайтесь чаще улыбаться и говорить карапузу о своих теплых чувствах. Так вы создадите для его психики комфортные условия, простимулируете речь.

В этом возрасте дети еще не боятся посторонних. Они не плачут на руках у новых людей, а с интересом рассматривают их лица. Первые контакты с новыми людьми в этом возрасте допускаются. Это полезно для развития социальности вашего крохи. Но стоит учитывать еще несформированную иммунную систему. Каждый человек, который берет малыша на руки, должен быть здоров. Следите, чтобы каждый находящийся в комнате, помыл руки.

Ребенок в 3 месяца

Особенности ухода за малышом на 4-м месяце жизни

Уход за малышом на четвертом месяце жизни остается прежним, но добавляются некоторые особенности, связанные с возросшей активностью. Родителям стоит внимательно отнестись к чистоте и безопасности жизненного пространства, расширить комплекс гимнастических упражнений, делать ежедневный массаж тела и уделять внимание пальцам рук. Их стоит массажировать и разминать, стимулируя скорейшее развитие мелкой моторики..

Питание

На четвертом месяце рекомендуемым питанием остается грудное молоко. Введение прикорма и докорма осуществляется по рекомендациям педиатра. В норме в этот период новых продуктов не требуется, возможным назначением станет витамин D по одной капле в день.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании, после осмотра врачом и его рекомендаций часто предлагают вводить фруктовое или ягодное пюре, если ранее были введены соки. Чаще всего выбирают низкоаллергенные виды фруктов: зеленые яблоки, бананы. Можно использовать специальные продукты, продающиеся в баночках, или делать пюре самостоятельно. Количество первой порции предлагаемой ребенку не должна превышать 1/3 чайной ложки. После этого в течение суток нужно отслеживать состояние малыша. Отсутствие сыпи, нарушений стула и поведения позволяет ввести на 2 день 2/3 того же фрукта. Постепенно увеличивая количество за 2 недели можно дойти до 5 чайных ложек.

Вводить прикорм не стоит торопиться. В таком раннем возрасте его назначают только в крайнем случае. Организм крохи еще не вполне готов к таким новшествам. Прежде чем что-то дать карапузу, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Многие представители старшего поколения настаивают на самостоятельном введении тех или иных продуктов в этом возрасте. Чтобы не навредить и не столкнуться со сложностями пищеварения, аллергией, следует воздерживаться от слепого выполнения советов. Чаще всего несвоевременность или избыточность поступаемого докорма в виде фруктов или овощей вызывает несварение, задержку стула, диатез. Вследствие этих проявлений малыш испытывает дискомфорт, плохо спит, ест, капризничает.

Сон и режим дня

Отдых от активного времяпровождения играет важную роль в гармоничном развитии карапуза. Ночной отдых занимает до 10 часов, при этом некоторые дети перестают просыпаться ночью для перекуса. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. Благодаря совершенствованию желудочно-кишечного тракта организм крохи выбирает отдых от еды. Как только ребенок проголодается, он обязательно вас разбудит плачем. Чаще всего это случается рано утром.

В зависимости от характера и типа нервной системы карапуза дневной отдых может быть разным. Активные дети часто в 3 месяца переходят на 4-5 коротких дневных сна, а в оставшееся время познают окружающий мир и требуют внимания. Спокойные крохи могут спать долго (до 2 часов), бодрствовать в течение 1-1,5 часов и уходить на очередной сон. В любом случае не следует волноваться, если в период бодрствования малыш:

  • Активно двигается;
  • Улыбается и смеется;
  • Ведет диалог и родителями и охотно изучает предложенные игрушки;
  • Нормально набирает вес и растет.

Если кроха перевозбужден или чересчур спокоен, даже апатичен, стоит обратиться к педиатру.

Не приучайте кроху спать в идеальной тишине. Предлагайте ему отдыхать во время прогулки на улице, не стесняйтесь заниматься домашними делами рядом с карапузом. Привычка отдыхать в идеальной тишине в последствие может привести к сложностям со сном. Крохе будет нужно найти идеальное место для сна, что не всегда реально. Чтобы не укачивать часами карапуза, рекомендуется постепенно приучать его к режиму дня, укладывая спать в одно и то же время. Крепкому здоровому сну способствует частое проветривание, температура помещения не выше 22 градусов, достаточная активность перед сном.

Развивающие игры

Развитие ребенка четвертого месяца жизни должно осуществляться по принципу помощи в самостоятельном изучении мира. Попытка вырастить гения, излишне стимулируя двигательные или умственные способности, не всегда дают положительный результат. Кроха еще не готов к полноценным занятиям и изучению огромного массива информации. Он не способен сам сесть или поползти. Каждый раз, когда вы подходите к своему ребенку, нужно вспомнить о его индивидуальности. Если какой-либо навык уже есть у сверстников, а ваш малыш еще его не освоил, не нужно расстраиваться. Помогите довести до автоматизма уже имеющиеся умения и увидите, как быстро карапуз возьмется за покорение новых вершин.

Развивающие игры для младенца представляют собой упражнения для органов чувств. Самыми действующими и популярными являются:

  • Занятия с погремушками. Показывайте крохе погремушки, трясите их и водите из стороны в сторону. Выкладывайте их перед лежащим на животе карапузом, стимулируя желание дотянуться. Давайте их в руку, показывая, как с ними играть. Эти действия будут развивать зрение и слух, двигательные и сенсорные навыки;
  • Мобиль и гирлянды. Эти игрушки по-прежнему полезны и важны. Включайте мобиль во время бодрствования малыша, меняйте гирлянды раз в неделю и вешайте из чуть ниже, чтобы кроха мог дотянуться;
  • Разговор. Одним из самых желанных для младенца способов развития на данном этапе – общение со взрослыми. Разговаривайте или читайте стихи, пойте или кривляйтесь, играйте в «ку-ку» или показывайте новые вещи, рассказывая об их предназначении. Большинство сказанных слов малыш не поймет, но доброжелательная атмосфера, социальный контакт, зрительная картинка помогут ему постепенно связать увиденное с услышанным;
  • Изучение домашней обстановки и природы. Носите кроху в вертикальном положении по дому. Показывайте ему вид из окошка, давайте потрогать мебель, полежать на развивающем коврике.

Подбор игр для развития трехмесячного ребенка во многом зависит от желания родителей. Выбирайте занятия, которые нравятся вам. Чувствуя хорошее настроение взрослого, младенец сможет в полной мере воспринять предложенную информацию.

Закаливание ребенка

С трех месяцев можно приступить к процедурам постепенного закаливания малыша. Тренировка организма к перепадам температуры значительно увеличит сопротивляемость инфекциям, переохлаждению, поддерживают бодрый настрой.

Закаливающие процедуры для трехмесячного ребенка заключаются в следующем:

  • Ежедневные воздушные ванны. Несколько раз в день выкладывайте малыша голышом на стол на 15-20 минут;
  • Обтирания. При температуре в комнате 20-22 градуса поочередно протрите и просушите тело ребенка. Вначале раздевается одна рука и обтирается водой комнатной температуры. После этого она одевается, и протирается вторая рука. После этого обрабатываются поочередно обе ноги;
  • Контроль одежды. Чтобы малыш привыкал к возможным перепадам температуры, необходимо внимательно следить за количеством надетой одежды. Не допускайте перегрева. Одевать карапуза следует по погоде, ориентируясь на количество собственной одежды плюс одна кофточка. Материал должен быть натуральным, дышащим. Синтетические ткани не пропускают воздух, повышая температуру тела ребенка.

Обучение плаванию

К трем месяцам можно на постоянной основе посещать бассейн и обучать кроху плаванью с инструктором. Перед посещением необходимо посетить педиатра для осмотра и получения справки о разрешении на процедуры.

Кроме бассейна младенцу можно предложить учиться плавать дома в ванной. Для этого можно воспользоваться специальным кругом для плаванья или же обучать кроху по выбранной технике.

Как отучить ребенка от постоянного ношения на руках?

Чтобы малыш не просился постоянно на ручки, необходимо предложить ему интересную альтернативу. Приучайте карапуза играть самостоятельно, дав ему для изучения игрушки. Тренируйте его умение лежать на животе и из этого положения изучать окружающее пространство. Хорошо занимают малыша манеж, с размещенными в нем гирляндами и мобилем. Чтобы малыш не просился к маме, нужно дать ему более интересное задание. Отучение от ручек достаточно сложное занятие. Необходимо проявить достаточно выдержки и смекалки, подбирая занятие, интересное вашему крохе.

Современные приспособления для детей могут стать прекрасной альтернативой. Можно приобрести или взять напрокат специальные качели, разработанные для младенцев. От обычных их отличает возможность подложить специальную подушку под шею и спину для ребенка, неумеющего сидеть.

Медицинские аспекты

Вакцинация

На четвертом месяце жизни будет необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач измерит рост, вес, окружность головы и грудины. Проверит наличие или отсутствие рефлексов. Проверит размеры родничка, послушает, осмотрит кожные покровы. Если оценка состояния малыша будет удовлетворительной, то вам будет предложено сделать комплекс прививок.

На четвертом месяце производится вакцинация от:

  • коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС-1);
  • полиомиелита;
  • гемофильной инфекции.

Обязательно подробно расспросите педиатра, на какую прививку вы идете, какие возможные побочные реакции могут возникнуть.

Сразу после прививки не спешите покидать поликлинику. Находитесь рядом с процедурным кабинетом минимум 15 минут. Любая вакцина может вызвать аллергическую реакцию, поэтому стоит находиться рядом с обученным медицинским персоналом.

После АКДС очень часто наблюдается однократное повышение температуры. У вас дома должны быть жаропонижающие средства подходящие крохе по возрасту.

Сбивать необходимо температуру выше 38, 5 градусов. В норме температура младенца колеблется каждый день от 36,4 до 37,5 из-за несовершенной теплорегуляции организма. Несущественное поднятие выше этих показателей указывает на активную выработку иммунитета. Если показатель выше 38,5 градусов, то организму тяжело справляться с возбудителями и стоит помочь ему, снизив температуру.

Если у малыша поднимается температура, то снимите с него всю ненужную одежду и памперс. Организм крохи еще не умеет сам регулировать тепловой обмен, поэтому одежда и особенно памперс могут повышать температуру тела на 1 градус.

Не укрывайте и не пытайтесь теплее одеть! Это хорошо помогает взрослым, а младенцам вредит. Для ускорения снижения температуры можно обтирать карапуза кипяченой водой комнатной температуры для увеличения площади теплоотдачи.

Первые зубы

Иногда на четвертом месяце жизни с малышом начинают происходить непонятные изменения. Начинается обильное слюнотечение, карапуз становится капризным, неожиданно поднимается температура без простудных проявлений. Самой распространенной причиной этих симптомов является раннее появление зубов. Чаще всего первыми выходят нижние резцы. Посмотрите в рот своему крохе. Набухшие десны с ощущающимся при нажатии пальцем твердым острием, которое карапуз все время пытается потрогать пальчиком, свидетельствуют о начавшемся процессе.

Среди способов помочь крохе пережить процесс появления зубиков рекомендуется:

  • Предлагать специальный прорезыватель для зубов;
  • Чаще давать грудь;
  • После консультации с педиатром применить специальный гель для снижения болевых ощущений.

Появление зубов один из процессов, который нужно просто пережить. Ваша любовь и терпение помогут малышу обзавестись своими первыми зубками в спокойной и комфортной обстановке.

На четвертом месяце жизни ребенка уже заметна яркая индивидуальность каждого малыша. Своя скорость развития, характер и предпочтения. Уже в этом возрасте стоит научиться любить карапуза таким, какой он есть, и не смотреть на сверстников. Сравнение своего ребенка с другими не добавит вам уверенности и счастья. В погоне за чьими-то успехами можно не заметить, как из мамы вы превратитесь в мачеху. Не волнуйтесь и делайте преждевременных выводов. Если есть вопросы по здоровью, не стесняясь, задавайте их педиатру. Ваше спокойствие и любовь – залог счастливого ребенка. Уверенный в себе и своей маме малыш освоит любые навыки и будет развиваться так, как предусмотрела природа.