Развитие ребенка от 1 года до 1,5 года Содержание статьи: Вот и настал первый день рождения вашего ребенка, малышу исполнился 1 год. Период раннего детства начинается с 12-ти месяцев и продолжается до 3-х лет. За это время крохе предстоит узнать очень многое: научиться говорить, бегать, играть с другими детьми и т. д.

    Особенности развития ребенка в 12-15 месяцев

    Как выглядит любопытство в высшей степени, можно понять, посмотрев на малыша в 1 год. Повинуясь стремлению все узнать и попробовать, кроха в первые 3 месяца 2-го года жизни пробует сделать абсолютно все, порой даже слишком рискованные вещи. Из разного положения стремиться достать интересные предметы, наклоняясь, приседая, поворачиваясь, подползая, добирается до тех мест, которые вам кажутся недоступными. Новинкой для этого периода становится желание покорить лестницу на детской площадке. Придерживаясь за поручень или руку взрослого, карапуз медленно поднимает ногу на ступеньку выше, после чего приставляет вторую. Этот навык доставляет крохе удовольствие, он готов бесконечно повторять эти движения. Не противьтесь и не отвлекайте малыша от такого занятия. Если вы живете в многоквартирном доме, предложите крохе спускаться и подниматься по лестнице, а не на лифте. Постепенно происходит совершенствование умения координировать свои движения в вертикальном положении. С каждым днем крохе удается идти ровнее и дальше, реже падать. Хорошо стимулируют умение удерживать тело упражнения с доской. Положите перед крохой длинный широкий предмет, предложите пройти по нему, как по мостику. Первый раз обязательно придерживайте кроху за ручку. Необходимость идти по прямой, контролируя равновесие – хороший тренажер для координации. Понимание обращенной речи и общей моторики тела изменяют поведение крохи. Он с удовольствием выполняет просьбы взрослых, всем своим видом показывая свое понимание. Копирование поведения и жестов близких людей становится главным стимулом для получения новых умений. Карапуз все время готов повторять за взрослыми движения, игровые элементы, звуки. Рекомендуется учить кроху различным базовым приемам на собственном примере. Чтобы малыш научился играть, ему нужно показать, как это делается. Речь после 12 месяцев развивается стремительно. Пытаясь подражать взрослым, кроха может произносить целые речи на пока еще не понятном языке. Количество используемых правильных слов напрямую зависит от качества и количества обращенной к ребенку речи. Нужно много разговаривать, петь, читать книги и стихи, играть с малышом, комментируя его и ваши действия, чтобы способствовать скорейшему появлению активной речи. Между 12 и 15 месяцами жизни у малыша начинает зарождаться умение находить себе занятие. Малыш уже может около 20-30 минут играть в одиночестве, но для этого нужно, чтобы взрослые показали ему, как это делать. Сложности с самостоятельной игрой появляются у деток, привыкших к постоянному ношению на руках. Если до этого периода, вы не приучали кроху к самостоятельным играм, самое время это сделать. Сначала карапуз будет протестовать, но для его развития будет лучше уметь удовлетворять свое любопытство через самостоятельные действия. Умение находить себе занятие, концентрироваться на одном виде деятельности – важные элементы взросления и обучения. Игровая деятельность ребенка на 2-м году жизни остается предметной. Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз переходит от изучения внешних признаков предметов к их свойствам. Он больше не стремится попробовать все на вкус, теперь ему интересно, из чего состоит предмет, как можно изменить его форму, цвет, положение в пространстве. Новый этап в жизни ребенка можно назвать «периодом разрушения». Кажется, что кроха все хочет сломать, порвать, разобрать на запчасти. Это стремление будет сопровождать его еще долго, к созидательной деятельности малыш придет к 2-м годам. На протяжении первых 3-х месяцев 2-го года жизни остаются проявления кризиса первого года. Особенно ярко они проявляются в 12-13 месяцев, после чего постепенно идут на спад. Взрослым следует быть готовым к истерикам, крикам и раздраженности карапуза, не срываться на крик, а пытаться объяснить крохе свою позицию в спокойном тоне. Ребенок в 1, 3 года

    Физическое развитие

    После года темп набора роста и веса замедляется. За 3 месяца малыш может набрать около 700 г, при этом набор веса у мальчиков чаще всего идет неравномерно. В один месяц может быть прибавка на 300-400 г, а в другой полностью отсутствовать. Девочки набирают вес более равномерно, прибавляя в месяц по 200-250 г. Рост малыша за 3-м месяце 2-го года жизни увеличится на 2-3 см. Для детей обоих полов характерно неравномерное изменение этого показателя. Дети, чьи родители и другие близкие родственники не высокие могут показать практически незаметные изменения в росте. За этот же период окружность головы и грудины изменяется приблизительно на 1 см, при этом показатель может начать отличаться от установленных норм гармоничного развития. В такой ситуации участковый педиатр будет смотреть не на установленные нормы, а на соответствие показателей между собой.

    Граничные показатели гармоничного развития ребенка от 12 до 15 месяцев в зависимости от пола

    Нижняя граница ростаВерхняя граница ростаНижняя граница весаВерхняя граница весаСредняя окружность головыСредняя окружность груди
    Мальчик 12 мес.72,379,78,911,646,548
    Мальчик 15 мес.74,581,59,612,447,549
    Девочка 12 мес.71,4788,510,845,547,5
    Девочка 15 мес.7481,59,211,546,548,5
    После года, сравнивая показатели ребенка с нормами развития, не стоит сильно расстраиваться, если ваш карапуз сильно отстает или опережает средние показатели. Гармоничное развитие ребенка – соотношение всех показателей. Большую роль в скорости набора веса и роста играют генетические особенности карапуза. Если в вашей семье все низкого роста и хрупкого телосложения, то маловероятно, что ваш карапуз будет быстро набирать вес и расти. В семьях, где один или оба родителя крупные, кроха может значительно опережать нормы без подозрения на ожирение. Любую норму нужно воспринимать как желаемую, а не обязательную, допускать скидку на индивидуальность крохи. Если вас волнует вопрос гармоничности развития ребенка, один из показателей заставляет волноваться, лучший способ развеять сомнения – обратиться к участковому педиатру.

    Нервно-психическое развитие

    Головной мозг малыша в первый квартал 2-го года жизни продолжает совершенствоваться. Карапуз в это время показывает большое количество новых знаний и умений. Дети между 12 и 15 месяцами жизни:
    • понимают, когда их одевают на прогулку, могут помочь надеть кофту, правильно поставив ручку;
    • могут кушать самостоятельно, пить из кружки не проливая содержимого;
    • легко догадываются, как открыть шкаф, тумбочку, коробку и достать предметы;
    • знают имена близких людей, указывают на них пальчиком;
    • любят слушать, когда с ними говорят по телефону;
    • ярко проявляют эмоции: целуют, обнимают, негодуют, ругают;
    • легко понимают простые просьбы, знают названия многих предметов, находящихся в доме;
    • пытаются понять устройство предметов, начинают ломать и разбирать игрушки;
    • легко выстраивают башенки из кубиков, после чего с радостью их разрушают;
    • любят рисовать пальчиками, лепить из теста простые колбаски и колобки;
    • подражают поведению взрослых;
    • танцуют под музыку, совершая движения по примеру взрослого.
    В первый квартал 2-го года жизни идет активное формирование мышления ребенка, рекомендуется проводить с ним развивающие занятия, предлагая познакомиться с логическими понятиями: большой — маленький, далеко — близко, круглый — квадратный и т. д. Постепенно карапуз начнет ориентироваться в этих понятиях, начнет с легкостью сортировать предложенные предметы по их размеру, цвету, текстуре. Кризис первого года продолжает влиять на поведение ребенка. Малыш может проявлять нетерпение, истеричное поведение, пытаться манипулировать взрослыми. Рекомендуется спокойно реагировать на негативные эмоции ребенка, стараться спокойно, с улыбкой объяснять ваши запреты, не срываться.

    Социальное развитие

    Если до года малыш в большей степени был направлен на изучение возможностей своего тела, то теперь он стремится социализироваться. Всем своим видом показывая, как ему нравиться общаться с другими детьми и взрослыми, кроха проявляет чудеса коммуникации. Общение с близкими людьми наполняется эмоциями. Увидев маму или папу, кроха оживает, улыбается, бежит или ползет на встречу. Старается подражать мимике близкого человека, игровым действиям других детей. Новинкой становится вопросительное выражение лица в незнакомой ситуации. Малыш поднимает брови, внимательно смотрит на близкого человека, ждет пояснение непонятного действия. С «чужими» людьми кроха по-прежнему насторожен, но при доброжелательной атмосфере довольно быстро идет на контакт. Если малыш остается с чужим человеком наедине, он может даже расплакаться. Не рекомендуется в этом возрасте оставлять малыша надолго с людьми, постоянно не присутствующими в его жизни. Бабушки и дедушки, тети и дяди, которых малыш видит не часто не ассоциируются в его понимании с близкими людьми, общаться с ними желательно в присутствии хотя бы одного родителя.
    Кроха легко ориентируется в фотографиях, указывая и называя близких людей, начинает с интересом рассматривать картинки в книжках, называть знакомых животных или предметы. На знакомые мелодии кроха активно реагирует, может пытаться напеть мотив, повторить последнее слово в строчке песни.
    В первые три месяца 2-го года жизни кроха тренирует свои навыки общения на любимых игрушках: улыбается им, обнимает и разговаривает на непонятном для взрослых языке. Чтобы стимулировать такое общение с игрушками рекомендуется во время игры озвучивать кукол или зверей, рассказывая от их имени разные истории. Постепенно проявляются негативные реакции на запреты, резкий тон, собственное неумение выполнить определенную задачу. В игре кроха может ругать и даже наказать куклу или зверя, если игрушка не поддается задуманному действию. Негативные реакции – часть характера ребенка, они позволяют ему формировать свое отношение к людям, собственному «Я», своим действиям. Между 12 и 15 месяцами жизни корректировать поведение карапуза нужно в мягкой форме, убеждая его, что злиться и ругаться на сложности не нужно, лучше стремиться выполнить задуманное действие в добром расположении духа.

    Познавательная деятельность ребенка

    Любопытство – движущая сила интеллекта. На втором году жизни, следуя за своим интересом, малыш с радостью учится самым разным вариантам игр и развивающих занятий. К 15-ти месяцам кроха уже может:
    • собирать пирамидку из 5 деталей;
    • откручивать и закручивать крышечки;
    • строить башенки из 3-5 кубиков;
    • совершать с куклой действия подражания: укладывать спать, умывать, причесывать, качать и т. д.;
    • катать мячик, коляску, возить машинку;
    • лепить куличики из песка, набирать песок в формочки, ведерки, хлопать лопаткой;
    • открывать и закрывать двери, выдвигать ящики;
    • различать игрушки по размеру, форме. Может отличить по цвету, знать названия основных цветов спектра, но не называть их;
    • совершать первые штрихи карандашом по бумаге.
    Кроха обладает перечисленными умениями, если взрослые предлагают ему соответствующие занятия. Если показать, как катать коляску, то малыш с удовольствием будет повторять это действие. Хорошо предлагать малышу играть с крышечками и небольшими баночками, коробочками и т. д. Малыш с удовольствием будет совершенствовать мелкую моторику, познавая простые способы изменения окружающих предметов. В этом возрасте карапузы с удовольствием катят за собой машинку на веревочке, складывают в кузов грузовичка небольшие игрушки.

    Умения и двигательные навыки ребенка в 12-15 месяцев

    Между 12 и 15 месяцами кроха продолжает совершенствовать полученные ранее навыки, приобретать новые умения. В этот период большинство малышей:
    • начинают ходить самостоятельно, не опираясь на стены и руки взрослых;
    • говорят от 3 до 15 полных слов, употребляют до 30 сокращенных форм слов, подражают звукам животных и предметов;
    • умеют пользоваться ложкой, пить из чашки;
    • учатся слазить с высоты;
    • быстро ползают, легко взбираются на четвереньках по ступенькам;
    • за руку поднимаются на лестницу ногами;
    • во время игры дома выбирают разные виды передвижения, в некоторых местах ползут, в других топают;
    • кидают, пинают, катают мяч;
    • хлопают в ладоши, машут на прощанье;
    • играют с маленькими предметами при помощи 2 пальцев.
    Если по каким-либо причинам у вашего крохи отсутствует один или несколько перечисленных умений, то не стоит расстраиваться. Предлагайте крохе упражнения и игры на развитие выделенного навыка, через короткое время карапуз порадует вас полным списком умений.

    Развитие речи

    После года речь начинает развиваться очень быстро. Это в первую очередь связано с развитием психики, головного мозга и мелкой моторики. За первые три месяца 2-го года жизни количество используемых малышом слов и их облегченных форм может увеличиться до 30. Речь продолжает развиваться в 2-х направлениях: понимание обращенной речи и активное словоупотребление. Понимание речи у ребенка между 12 и 15 месяцами жизни отображается в действиях:
    • выполнение простых действий с игрушкой по просьбе взрослого. Малыш возит машинку, укладывает куклу спать, открывает коробку;
    • может выбрать среди ряда предложенных вещей или картинок одну, названую взрослым;
    • различает предметы по форме (круглый, квадратный);
    • правильно понимает простые глаголы, реагирует на просьбы отдать, отнести, закрыть и т. д.;
    • знает значение слов-запретов (нет, нельзя);
    • реагирует, безошибочно ориентируется в именах близких людей;
    • знает, может показать на названные предметы быта, одежду, части тела;
    • при прощании машет ручкой;
    • может похлопать в ладоши по просьбе взрослого;
    • имитирует звуки и характерные движения некоторых животных, техники;
    • с удовольствием слушает, как ему читают сказку, может попросить жестами прочитать еще раз.
    Активная речь в период между 12 и 15 месяцами преображается. Теперь карапуз может:
    • произнести до 15 полных слов и до 30 облегченных словесных форм;
    • облегченную форму слова (би-би, ав-ав) употребляет по просьбе взрослого показать на знакомый предмет или живое существо, по собственному желанию, пытаясь привлечь внимание взрослого;
    • сымитировать знакомый звук, попытаться повторить плачь, смех, кашель, голоса животных;
    • пытаться подпевать песне, используя услышанные слоги;
    • повторить простое слово вслед за взрослым или другим ребенком;
    • начинать слова со звуков «б», «г», «д» и «к»;
    • сказать «нет», усилив значение мимикой и жестами;
    Следует отметить, что не все дети в этом возрасте выполняют все указанные действия. Развитие речи – процесс индивидуальный. Если к 15-ти месяцам ваш карапуз произносит всего одно слово, не нужно расстраиваться. Некоторые дети используют облегченный активный словарь достаточно долго, накапливая знания, а после, в один момент, начинают говорить целыми предложениями. Для начала активной фазы говорения, зоны мозга, ответственные за речь и необходимость в общении, должны созреть до определенного уровня. Чтобы помочь крохе в этом процессе:
    • чаще разговаривайте с ним, рассказывая ему об окружающих предметах и действиях;
    • читайте малышу книги и стихи;
    • развивайте мелкую моторику карапуза;
    • следите за сбалансированностью пищи, особенно за витаминами группы B и витамином D.
    Если вас волнует один из аспектов развития речи вашего ребенка, то следует обратиться к участковому педиатру и неврологу за консультацией. В большинстве случаев волнение не имеет серьезных оснований, но лучше, чтобы об этом сказал вам специалист, оценив развитие конкретного малыша.

    Бытовые навыки

    Постепенное совершенствование моторики, координации, созревание головного мозга позволяют крохе приобретать первые навыки самообслуживания. Это возможно при условии, что взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, позволяют ему выполнять простые действия самостоятельно. Так, между 12 и 15 месяцами карапуз может уметь:
    • пить из чашки, придерживая ее двумя руками;
    • хорошо жевать твердую пищу, откусывать кусочки от хлеба, печенья;
    • использовать правильно и по назначению ложку;
    • во время одевания подставлять ручку и ножку;
    • приносить одежду для прогулок по требованию;
    • умываться проточной водой, вытирать лицо полотенцем;
    • в отсутствии подгузника реагировать на мокрые или грязные штаны, проситься на горшок.
    Появление первых бытовых навыков у малыша – важный элемент созревания психики и формирования личности ребенка. Рекомендуется стимулировать выработку базовых умений у крохи, предлагая ему выполнять простые действия самостоятельно. Любая попытка обслужить себя со стороны крохи должна вызывать только положительную реакцию взрослых, при неудачной попытке не нужно кроху ругать или выражать недовольство. Общий позитивный настрой, радость от попытки крохи стать взрослее помогут малышу преодолеть первоначальные сложности и быстро научиться всем основным операциям. В случае негативной реакции со стороны мамы или другого близкого родственника у малыша может пропасть желание выполнять действия самостоятельно, что может затормозить общую скорость развития, снизить любознательность.

    Правила по уходу за малышом

    На втором году жизни стоит постепенно приучать карапуза к самообслуживанию. Утренние умывания, мытье рук перед и после еды постепенно превращаются в ритуал, совершаемый малышом самостоятельно, под контролем взрослых. Для удобства хорошо поставить около раковины стул, подходящий по высоте малышу, чтобы он сам мог дотянуться до крана и мыла. Покажите крохе, как нужно мыть руки с мылом, ополаскивать их, вытирать. Целесообразно разместить вешалку с полотенцем для малыша на высоте около 90 см от пола. Так кроха сможет под вашим контролем самостоятельно вытирать руки и лицо.
    Ногти на руках и ногах необходимо обрезать минимум раз в неделю, чтобы малыш не поцарапался и под ногтями не скапливалась грязь.
    Уши и нос ребенка можно проверять на чистоту раз в 2 дня. При необходимости, очищая ушную раковину и носовые проходы. В этом возрасте многие дети начинают протестовать при очищении носовых проходов. Если кроха плачет и кричит, не стоит его мучить, в норме, скопившиеся корочки самостоятельно покинут нос вместе со слизью во время высмаркивания. Базовый уход за ребенком между 12 и 15 месяцами жизни состоит из:
    • Утреннего комплекса: гимнастика, чистка зубов, самостоятельное умывание, проверка ушей и носа на наличие корочек, подмывание, закаливающие процедуры.
    • Дневные процедуры: очищение рук, лица перед и после еды, подмывание после дефекации и при смене подгузника, дневные упражнения, закаливающие процедуры и т. д.;
    • Вечерний комплекс: купание (1 раз в 2 дня), массаж, очищение кожи рук и лица, подмывание, расслабляющий массаж, чистка зубов и т. д.
    Рекомендуется проводить одни и те же процедуры ежедневно, приблизительно в одно время, чтобы кроха привыкал к заданному режиму, воспринимал базовый уход как необходимость. Постепенно следует приучать малыша выполнять основные процедуры по уходу за своим телом самостоятельно, особенно детей, готовящихся в ближайшее время посещать детский сад.

    Питание

    После года молочные смеси или грудное молоко уже не играют важной роли в питании ребенка, это скорее действие, стимулирующее общее психологическое равновесие. При желании, продолжать лактацию можно и даже нужно, а от сухих смесей можно отказаться, заменив их на кефир, сок. Многие дети постепенно переводятся за взрослый стол, принимают пищу вместе с другими членами семьи. Это хорошо способствует не только аппетиту крохи, но и развитию понимания о семейных ценностях, обучению поведения за столом. Такой переход возможен, если карапуз имеет минимум 4 передних зуба и научился жевать. Продукты с общего стола, предлагаемые детям между 12 и 15 месяцами жизни должны быть термически обработанными, без использования соли, приправ, соусов. Не допускается жареное и копченое. Предпочтительно по утрам предлагать карапузу кушать каши из злаков, можно добавить овощи или фрукты. Обед желательно предлагать из 2 блюд: суп и второе. В обеденное время карапуз должен кушать мясо или рыбу каждый день. Ужином для ребенка в 12-15 месяцев может быть запеканка, сырники, вареное мясо и овощи. Запить такую еду хорошо кисломолочными продуктами. Постепенно в рацион ребенка нужно добавлять новые виды еды: макароны, запеканки, яблоки, дольками без шкурки, не протертые бананы и т. д. Следите, чтобы малыш откусывал небольшие кусочки, тщательно пережевывал их перед глотанием. Рацион ребенка между 12 и 15 месяцами должен быть разнообразным и включать в себя:
    • Злаковые каши (ежедневно);
    • Овощи и фрукты (ежедневно);
    • Мясо или рыбу (разные виды мяса даются 6 раз в неделю, рыба – однократно);
    • Кисломолочные продукты: творог, кефир, йогурт (ежедневно);
    • Хлеб (ежедневно);
    • Яичный желток (1/2 желтка до 3 раз в неделю);
    • Масло;
    • Соки, компоты, кисели.
    Карапузу между 12 и 15-ю месяцами не стоит предлагать:
    • Шоколад;
    • Колбасные изделия;
    • Сосиски и сардельки;
    • Грибы;
    • Апельсины и другие цитрусовые;
    • Щавель.

    Сон и режим дня

    В начале второго года жизни дети спят по 10-11 часов ночью и около 3 часов днем. Большинство детей уже перешли на одноразовый дневной сон. Переход на новый режим дня может сопровождаться непостоянством со стороны ребенка, в один день он может без проблем заснуть в новое время, а в другой устать гораздо раньше. Стоит дать возможность карапузу адаптироваться к новому режиму и предлагать спать, когда вы видите, что он устал и легко пойдет отдыхать. Для крепкого, продолжительного сна необходимо:
    • проветрить комнату;
    • проверить, чтобы температура в помещении не превышала 22 градусов;
    • влажность в комнате должна быть не ниже 50% и не выше 75%;
    • хорошо задернуть шторы, создав полумрак;
    • старайтесь не издавать громких, неестественных шумов.
    Режим дня карапуза, который готовится посещать дошкольное учреждение должен постепенно подстраиваться под распорядок детского сада. Заранее узнайте, в какое время малыши в ясельной группе кушают и отдыхают, постарайтесь понемногу приучать своего кроху к новому темпу жизни. Если вы не планируете в ближайшее время отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то режим дня предпочтительно выстраивать исходя из потребностей крохи. Единственное важное условие – соблюдение времени отхода ко сну (22.00). Между 21.00 и 00.00 в организме ребенка вырабатываются гормоны, играющие важную роль в развитии крохи, поэтому необходимо обеспечить на это время телу малыша покой.

    Массаж ребенку

    Расслабляющий массаж ребенку между 12 и 15 месяцами можно делать 1 раз в день, вечером после купания. Кроха становится все более активным, удержать его во время процедуры на одном месте достаточно проблематично. Поэтому для расслабляющего массажа лучше выбирать время, когда кроха устал и готов насладиться мамиными поглаживаниями и разговором. Во время процедуры хорошо использовать различные стихотворные формы и сказки, можно включить спокойную расслабляющую музыку, приглушить свет.

    Гимнастика

    Кроме классической утренней гимнастики для разминки суставов на 2-м году жизни необходимо в течение дня предлагать крохе выполнять новые упражнения, способствующие совершенствованию умения ходить и координации тела во время игры. Наиболее полезными считаются:
    • приседания. Малыш держится за руки или другой предмет и совершает приседания вместе со взрослым;
    • ползание через обруч или руки взрослого. Положите на пол яркую игрушку. Поставьте перед карапузом обруч или руки, сведенные в замок. Попросите кроху достать игрушку. Можно предложить проползти под палкой или подушкой, уложенной на небольшие стульчики на высоте в 30-40 см от пола;
    • растяжение мышц спины. Малыш сидит на полу. Взрослый садится к нему лицом и зажимает его ноги своими бедрами. Придерживая кроху за руки, предложите ему лечь, после чего вернуться в исходное положение;
    • покорение высоты. Под контролем взрослого ребенку предлагается залезть на диван или стул и слезть с него правильно: поочередно спустив ноги на пол;
    • броски мяча. Резиновый мяч диаметром около 30 см карапуз кидает как можно дальше двумя руками. Взрослый кидает мяч крохе в руки, стимулируя умение ловить мяч двумя руками;
    • тренировка ног. Кроха лежит на спине. Взрослый держит на высоте 40-50 см небольшой предмет. Предложите карапузу достать до игрушки ногой;
    Эти простые упражнения понравятся вашему бутузу еще больше, если фоном к ним будет бодрая маршевая музыка.

    Закаливание ребенка

    После освоения малышом навыка ходьбы закаливающие процедуры постепенно переходят на новый этап. Утренние обтирания водой комнатной температуры можно поменять на контрастный душ, обливание ножек. Днем предлагайте карапузу играть некоторое время полностью голым, хорошо, чтобы место его игры располагалось возле окна, в которое светит солнце. В теплое время года, при температуре на улице выше 22 градусов, можно предлагать малышу гулять по улице в утренние часы с оголенными ножками и ручками. Вечернее купание следует проводить в воде около 32-35 градусов.

    Тест на развитие

    Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз должен уметь:
    • Ползать, стоять у опоры, делать несколько шагов за руку со взрослым;
    • активно использовать жесты и мимику для общения;
    • говорить минимум 1 слово, подразумевающее под собой объект или предмет;
    • выполнять простые просьбы «дай», «покажи»;
    • выражать негативные эмоции;
    • применять простые игровые навыки (собирать пирамидку, строить башенку из кубиков);
    • пить из чашки.
    Если какой-либо из навыков отсутствует, следует постараться развить его при помощи гимнастики, самостоятельной деятельности малыша или обратиться к участковому педиатру при отсутствии желания изучать умение со стороны крохи.

    Различия между мальчиками и девочками

    Различия между мальчиками и девочками на втором году жизни продолжают увеличиваться. В большинстве случаев мальчики более активны и настроены на подвижные игры, девочки – на диалоги и спокойные занятия с игрушками. Мальчики растут скачкообразно. Периоды резкого набора веса и роста сменяются спокойными фазами, когда изменений практически не заметно. У девочек скачки в наборе веса практически отсутствуют, набор идет постепенно. Речь у девочек развивается плавно, с каждым днем добавляются новые слова и звуки. Мальчики чаще молчат, долго наращивают пассивный словарь. В итоге большинство мальчишек начинают говорить сразу длинными предложениями, но намного позже девочек. Мальчики больше привязаны к маме, хуже адаптируются к новой обстановке, предпочитают постоянство. Девочки быстрее идут на контакт, но чувство страха у них появляется раньше и проявляется более эмоционально.

    Как развивать малыша

    Развитие ребенка на втором году жизни – разносторонний процесс, включающий в себя не только занятия на развитие интеллекта и физических способностей, но и воспитательные моменты, обучение навыкам самообслуживания. Малыш на втором году жизни нуждается в разнообразии, подбору игр, соответствующих потребностям в текущий момент. Чтобы помочь карапузу развиваться, целесообразно проводить с ним занятия развивающие:
    • крупную моторику. Подвижные игры (догонялки, прятки), гимнастика и упражнения на фитболе, пешие прогулки и т. д. Выбор вида подвижной деятельности нужно производить исходя из интересов крохи. Если малыш не любит догонялки, осторожен в движениях, то ему лучше предлагать прогулки. Активным малышам, не ведающим страха, предпочтительно показывать безопасные игры, с использованием мяча, фитбола и т. д.;
    • мелкую моторику. Конструктор, первые крупные пазлы, вкладыши, сортеры, игры с бусинами и крышками, шнуровки и т. д. Внимание крохи еще очень не постоянно, хорошо иметь в запасе несколько разных игр для развития мелкой моторики, чтобы предлагать в течение дня 5-6 разных занятий, стимулирующих пальчики рук;
    • мышление. Логические домики и кубики, конструктор, разборные игрушки, пирамидки, матрешки и т. д. Дети в 12 -15 месяцев уже не просто рассматривают предметы, они хотят их изменить, понять, из чего сделаны вещи, попробовать видоизменить игрушки. Чтобы желание разрушать не превратилось в постоянное крушение окружающих предметов, предложите крохе разборные игрушки;
    • слух. Музыкальные игрушки и инструменты, прослушивание классической музыки, акцентирование внимания на окружающих звуках. Слух играет важную роль в зарождении активной речи, чем чаще малыш будет слышать разнообразные звуки, тем лучше будут формироваться речевые способности;
    • бытовые навыки. Учите кроху умываться и вытираться полотенцем, кушать ложкой и пить из кружки, одеваться, обуваться и т. д. Самостоятельные действия благоприятно влияют на развитие личности ребенка, формируют понимание собственных возможностей и положительных личностных качеств. Даже, если у крохи не получается с первого раза выполнить простое действие, не расстраивайтесь. Раз за разом предлагайте малышу пробовать свои силы и скоро он будет делать все сам;
    • речь. Разговор и чтение книг – лучший способ стимулировать появление активной речи. Малыш должен буквально «купаться» в речи;
    • творческое мышление и способности. Краски, пластилин, карандаши, мелки и т. д. Чем больше различных способов выражения внутреннего мира будет в запасе у малыша, тем быстрее и лучше будет развиваться его головной мозг. Творчество – способ запустить фантазию, мышление, логику и многие другие важные умения карапуза.

    Техника безопасности

    Создание условий, обеспечивающих безопасное изучение пространства, возможностей своего тела и умственных способностей – важный элемент для спокойствия родителей. Убедитесь, что в вашем доме:
    • мелкие, хрупкие и бьющиеся предметы находятся высоко или в недоступном для ребенка месте. Помните, что кроха уже легко может открыть полку, выдвинуть ящик, места с опасными для бутуза предметами должны быть дополнительно зафиксированы;
    • лекарства, химия, монеты, порошки и моющие средства не доступны малышу, даже в закрытом виде. Кроха уже легко может открутить крышку, порвать упаковку, догадаться, как открыть коробку или пакет;
    • розетки закрыты заглушками или спрятаны за мебелью, провода не торчат;
    • нет доступных для ребенка острых, режущих и колющих предметов;
    • на дверях установлены ограничители, доводчики дверей отключены;
    • острые и твердые углы мебели прикрыты плотной тканью;
    • подвижная мебель не находится в незакрепленном состоянии, не используется малышом в качестве опоры;
    • на окнах установлены замки. Помните, что москитная сетка не создана для удержания веса ребенка. Не оставляйте карапуза одного в комнате с открытым окном.
    Кроме этих мер безопасности, стоит помнить, что следует:
    • постоянно учить и напоминать малышу значение слов «нельзя», «горячо», «опасно»;
    • не забывать горячую чашку на краю стола, не оставлять кастрюлю на крайней конфорке;
    • не допускать игр с газовой плитой и электрооборудованием;
    • перекрывать газ после использования, отключать электрические приборы из розетки.
    В погоне за знаниями малыш не умеет отличать действия по их безопасности. Играя, малыш может по незнанию подвергнуть себя опасности. Чтобы постоянно не волноваться и не ругать карапуза, постарайтесь максимально обезопасить свое жилище, предусмотреть возможные варианты развития событий.

    Что должно насторожить

    Между 12 и 15 месяцами жизни отличия между разными детьми становятся все отчетливее. Индивидуальность каждого отдельного ребенка ведет его по пути познания мира с разной скоростью и отличными дорогами, но существует ряд признаков, которые должны вызвать у вас беспокойство:
    • Малыш не ползает на четвереньках;
    • Не пытается сделать первые шаги;
    • У крохи не получается удержать в руке 2 небольших предмета, передать их взрослому;
    • В активной речи нет ни одного слова, подразумевающего предмет или человека;
    • Карапуз не пытается слушать музыку;
    • Не реагирует на простые просьбы;
    • Ребенок не стремится освоить умение есть ложкой;
    • Не подражает животным, технике;
    • Кроха постоянно вялый, не имеет предпочтений в играх;
    • Не реагирует на «чужих» людей;
    • Не играет со своим отражением в зеркале.
    Чем старше становится ребенок, тем быстрее летит время. Он уже совсем большой и многое умеет. Стараясь все успеть, научить кроху важным умениям и навыкам, маме и папе стоит помнить о собственных взаимоотношениях, находить время на общение тет-а-тет. Научите кроху играть самостоятельно, придерживаться режима. Когда малыш занят или спит, обязательно уделите время друг другу. Для ребенка важно, чтобы родители были счастливы и поддерживали между собой теплые, наполненные уважением отношения. Малыш – не причина, забывать друг про друга, он объединяющий фактор, способствующий укреплению семьи.