Развитие от 15 до 18 месяцев Содержание статьи: Малышу 1 год и 3 месяца. Он уже несколько месяцев ходит и все лучше овладевает этим умением. Некоторые карапузы даже умудряются бегать, показывая чудеса координации. После того, как кроха отпустил мамину руку и пошел, он, наконец, смог использовать обе руки, чтобы переносить предметы с места на место, махать ими. В ближайшие 3 месяца карапуз будет совершенствовать этот навык, но большую часть времени посвятит развитию своего мышления и знаний об окружающем мире.

    Какой он, ребенок 15-18 месяцев

    Жажда познания в этом возрасте позволяет крохе каждый день совершать новые открытия. Понимая, как покорить ранее недоступные препятствия, малыш не только пробует выполнить новые виды движений, но и с упорством заучивает их, повторяя одно и то же действие много раз. Освоившись в новой плоскости, кроха хочет научиться быстро залазить и слазить с мебели в доме, взбираться и спускаться по лестнице, покорить стенку. Сколько бы раз малыш не стремился залезть на диван и спуститься с него, взойти на детскую горку и скатиться с нее, постарайтесь ему не мешать. Внимательно наблюдая со стороны, страхуя подъем и спуск, рекомендуется дать малышу возможность полностью понять механизм движения. Излишняя опека может помешать стремлению освоить различные навыки, поселит в его душе ощущение страха, что может сказаться на общей любознательности. Постепенное освоение координации своего тела, развитие вестибулярного аппарата позволяет крохе уверенно ходить, реже падать. Малыш сам учится вставать, приседать, наклоняться за интересным предметом без помощи взрослого, использовать в положении стоя простые игровые действия. Кроме изменений в моторной активности, заметен прогресс в умениях познавать мир, расширять знания о предметах и живых существах. Теперь кроха не только с удовольствием слушает рассказ и смотрит в книжку, он уже может хорошо понимать простые истории по картинкам, отвечать на вопросы взрослых об изображенных предметах и животных. Речь становится шире. Происходит постепенная замена простых словесных форм на полноценные слова. Теперь машина может быть не только «би-би», но и «авто», «машина» и т.д. В отношении близких людей малыш начинает использовать не только слова, обозначающие родство (мама, баба, дядя), но и имена. В зависимости от установленных в вашей семье правил, кроха может называть взрослых, как собственным именем, так и сочетанием имени и уточняющего слова, обозначающего родство (баба Аня, дядя Ваня и т. д.). Малыш уже хорошо знает, что может произойти после определенных действий, он становится более осторожным, появляется чувство страха. Большинство малышей теперь не спешат быстро слезть с дивана, бежать по неровной дороге и т. д. Заметны изменения в нервной системе. Кризис 1-го года уже позади и кроха стал более спокойным, может некоторое время поиграть сам. В течение дня, если малыш выспался, поел и здоров, его настроение остается приподнятым, кроха практически не плачет, все время ищет различные возможности изучить окружающие предметы. За одним занятием карапуз может провести до 15-ти минут. Продолжается процесс появления зубов. К уже появившимся 8-ми передним зубам, между 15 и 18 месяцами могут добавиться первые жевательные зубы. Сроки их появления индивидуальны, поэтому не удивляйтесь, если в один месяц не будет ни одного зуба, а в следующий появится сразу 4 или даже 6. В норме до 3-х лет малыш должен обзавестись 20 зубами.

    Физическое развитие ребенка

    Показатели веса и роста между 15 и 18 месяцами жизни изменяются очень медленно. Обычно за 1 месяц карапуз набирает не более 300 г. Младенческая припухлость, набранная в первый год жизни, постепенно пропадает, кроха становится подтянутым, стройным. Если вы заметили резкое снижение веса у малыша, то прежде чем расстроиться, внимательно оцените двигательные достижения крохи за последние недели. Если ребенок только начал ходить или быстро освоил подъем по лестнице, активно совершенствует эти навыки, то, скорее всего, все уходит на движение. Окружность головы и груди изменяются еще медленнее, чем вес и рост. В среднем эти показатели за 3 месяца изменяться на 1 см.

    Нормы физического развития детей от 15 до 18 месяцев в зависимости от пола

    Нижняя граница ростаВерхняя граница ростаНижняя граница весаВерхняя граница весаСредняя окружность головыСредняя окружность груди
    Мальчик 15 мес.75,9839,612,44750
    Мальчик 18 мес.78,485,910,2134851
    Девочка 15 мес.74,581,59,211,546,549
    Девочка 18 мес.7774,59,812,247,550

    Нервно-психическое развитие

    Головной мозг ребенка развивается стремительно. Ежедневно, для удовлетворения своего любопытства малышу требуется совершать множество разнообразных действий, через которые он понимает суть окружающих вещей, их предназначение, физические свойства. Теперь кроха уже достаточно часто может играть самостоятельно без активного участия родителей. В его арсенале уже много разнообразных игровых предметов: пирамидка, сортеры, вкладыши, куклы, звери и т. д. Каждую игрушку карапуз пытается использовать по назначению, многократно повторяя знакомые действия, перенося их между разными предметами. Так, малыш может покормить куклу, после чего предложить покушать машинке или мягкой игрушке. Если обучать ребенка, то между 15 и 18 месяцами он может начать различать предметы по форме, цвету, размеру, начать применять первые логические операции (сортировать, выстраивать в заданной последовательности). Все знания малыш получает через игру. Игровая деятельность – основное занятие крохи в течение дня. Через простые действия он познает окружающий мир, разбирается в тонкостях взаимоотношений, узнает множество новой информации. Обучение ребенка должно выстраиваться на игре через простые яркие объяснения и движения. Расскажите крохе об его игрушках, научите различать их между собой. Во время игры акцентируйте внимание на форме, размере, цвете используемых предметов. Вначале может показаться, что кроха не понимает, что вы ему говорите, но благодаря ежедневному повторению, постепенно будет создаваться информационная база, и карапуз порадует вас своими знаниями. Ближе к полутора годам дети начинают принимать активное участие в играх со взрослыми. Если раньше родители выполняли роль учителя, показывая, как нужно делать, то в 16-17 месяцев малыш начинает активно предлагать свой вариант игры, в котором мама или папа должны выполнять одни действия, а малыш другие. Постепенно совместная деятельность может проявляться и в играх со сверстниками. Но не стоит обольщаться. Кроха еще не готов к полноценным играм с другими детьми и скорее всего уже через несколько минут малыши будут спорить, пытаться отобрать друг у друга предметы. Это нормально. Осознанное желание играть со сверстниками, необходимость такого общения появляется у детей ближе к 3-м годам. К 15-ти месяцам ребенок уже может принять необходимость ежевечернего сбора игрушек и расстановки их по местам, привыкнуть к режиму дня, самостоятельно выполнять многие действия. Рекомендуется поддерживать малыша в стремлении становиться самостоятельным, подбадривая его словом и общим одобрительным видом. Чем чаще кроха будет иметь возможность самостоятельно обслуживать свои потребности, тем шире будут его познания о мире, собственных возможностях. Хорошо в этот период продолжать приучать малыша к чтению книг. Можно завести ежедневный ритуал чтения. Читая книги в одно и то же время каждый день, родители формируют привязанность к такому времяпровождению, формируют базу знаний, укрепляют теплые доверительные отношения с ребенком. Такой ритуал позволяет крохе чувствовать теплоту и заботу со стороны родителей, ощущать свое единство с близкими людьми, получать большое количество новых знаний.

    Социальное развитие

    Малыш постепенно начинает перенимать манеру поведения близких людей. В течение дня кроха эмоционально стабилен, проявляет негативные реакции на игрушки в случае отсутствия возможности выполнить задуманное действие, но быстро возвращается к спокойной игре. Все четче прослеживается эмоциональная реакция на тон разговора взрослого человека. Малыш смеется в ответ на теплые, дружеские шутки, расстраивается, если его ругать, видя мамины слезы, может проявить сочувствие, пожалеть. Поведение малыша в разных ситуациях во многом зависит от поведения близких людей. Малыш подражает действиям и эмоциям, применяет увиденное в подходящие на его взгляд ситуации. Если внимательно наблюдать за игрой с мягкими игрушками и куклами, часто можно заметить, как ребенок повторяет действия и манеру поведения родителей. При всей внешней стабильности поведения, изменения в настроении по-прежнему происходят мгновенно. В один момент карапуз может смеяться, после чего резко перейти на слезы. Это происходит из-за продолжающегося формирования нервной системы. Большинство детей проходят этап стабилизации эмоционального состояния ближе к 3-м годам. Самыми распространенными причинами резкого перепада настроения являются сбои в режиме дня, отсутствие установленных ежедневных ритуалов. Для малыша в 15 -18 месяцев важно ложиться и вставать, кушать и играть в одно и то же время. Поддерживая режим дня, взрослые обеспечивают организм карапуза всем необходимым, препятствуют перенапряжению нервной системы. В общении с другими детьми, малыш начинает проявлять интерес к сверстникам. Копируя действия, жесты, мимику ребенок расширяет свои социальные навыки, получает базовый опыт взаимодействия с другими людьми. Рекомендуется давать карапузу возможность как можно чаще общаться с другими детьми в рамках площадки, песочницы. Общаясь с другими детьми, малыш начинает проявлять чувство собственности. Большинство детей этого возраста не готовы делиться собственными игрушками, пытаются отбирать чужие игровые предметы. В такой ситуации бессмысленно ругать или призывать проявить щедрость. Рекомендуется отвлекать малыша от предмета другой деятельностью, предлагать поменяться. В общении с близкими людьми малыш продолжает использовать эмоциональные возгласы для привлечения внимания. Ему очень нравится проводить время с родителями, копировать их действия. Привязанность к маме очень сильная, кроха плачет, когда мама уходит, некоторое время скучает по ней, ищет ее. Оставлять карапуза между 15 и 18 месяцами желательно с человеком, которого малыш хорошо знает, проявляет к нему доверие.

    Познавательная деятельность

    Познавая мир через игру, кроха постепенно видоизменяет предметную деятельность на сюжетные игры. Если внимательно следить за самостоятельной игрой ребенка на протяжении недели, то можно заметить, как из дня в день изменяются подходы к изучению игрушек, действия с ними. Во время игры со взрослыми, малыш может показать, как много он знает, удивить развитием своего мышления. Дети между 15-18 месяцами жизни могут:
    • отличить круг от квадрата, легко найти и подать предмет заданной формы;
    • сортировать и подбирать нужные формы, чтобы собрать логический куб;
    • собрать пирамидку из 5-6 деталей, без привязки к размеру. По просьбе взрослого подобрать 2-3 детали, ориентируясь по их диаметру;
    • различать основные цвета спектра, находить по просьбе взрослого предмет названого цвета;
    • рисовать карандашом простые линии, круги, овалы;
    • листать книгу, показывать пальчиком на знакомые картинки, озвучивать животных;
    • катать коляску с куклой;
    • тянуть за собой игрушку на веревочке, стараться не опрокинуть машинку с грузом;
    • использовать знакомые способы игры с разными предметами (укачивать куклу, зверя, машинку);
    • использовать предметы по назначению. Малыш уже ориентируется в предназначении большинства бытовых предметов, предпочитает играть, используя их, по прямому назначению (складывает в кастрюльку овощи, куклу укладывает в кровать и т. д.).
    • копировать поведение других детей, взрослых.
    Через эти простые действия малыш получает новые знания, опыт. Копируя за взрослыми, сверстниками кроха не только обучается новым двигательным навыкам, но и учится простым логическим операциям, способам приобретения новых знаний.

    Умения и навыки

    Все дети индивидуальны. Список приобретенных навыков и умений у каждого конкретного ребенка в возрасте от 15 до 18 месяцев может сильно отличаться. Важную роль в приобретении умений играют генетические факторы, общение со взрослыми, развивающие игры, характер, темперамент и даже пол малыша. Но, несмотря на отличия между детьми, к 18-м месяцам все карапузы должны уметь:
    • ходить самостоятельно, при необходимости обходить предметы, вращаться по кругу;
    • во время ходьбы переступить через небольшой предмет;
    • подниматься и спускаться по лестнице при помощи взрослого;
    • подняться по наклонной плоскости;
    • самостоятельно садиться на небольшую скамеечку, сидеть без поддержки;
    • подбросить мяч вверх, вперед при помощи двух рук, ударять ногой по мячу из положения стоя;
    • понимать смысл обращенной к карапузу речи, начать использовать правильные названия слов;
    • отвечать на простые вопросы;
    • ориентироваться в пространстве, наклоняться из любого положения, приседать из положения стоя;
    • выполнять поручения взрослых, делать это радостно;
    • ориентироваться в бытовых предметах и собственных игрушках;
    • использовать знакомые игровые навыки на разных предметах, пытаться накормить из ложки не только куклу, на и машинку, зверя;
    • просить кушать, пить;
    • самостоятельно кушать за общим столом.
    Указанные умения появляются у большинства детей к 1,5 годам и свидетельствуют о нормальном умственном развитии. Если какой-либо из навыков отсутствует у вашего крохи, попробуйте в течение недели предложить ему чаще заниматься деятельностью, способствующей выработке этого навыка. В случае, если получить ощутимого результата не удастся, обратитесь к педиатру.

    Двигательные навыки

    Моторные умения ребенка между 15 и 18 месяцами становятся основой для получения новых знаний об окружающем мире. Через совершенствование двигательных навыков, малыш получает доступ к новым видам игры, изучению. Большинство детей к 18-му месяцу жизни могут:
    • Ходить без помощи взрослого, пытаться бегать;
    • Залазить на высокие предметы (диван, стул). При невозможности сделать это из положения стоя, кроха применяет логическое мышление, подбирает легкий предмет, на который становится для покорения вершины;
    • Легко открывать дверцы шкафа, вытягивать полки, открывать ящики, окручивать крышки и т. д. Чем больше подобных операций совершил ребенок, тем легче ему догадаться, как применить свои умения на новом предмете;
    • Выстраивать башню из 3-5 кубиков, бросать мяч;
    • Нарисовать карандашом на бумаге простую линию, круг;
    • Сортировать и подбирать предметы по размеру, цвету.

    Развитие речи

    Речь продолжает развиваться быстрым темпом. Каждый день у малыша появляются новые звуки и слоги, обозначающие предметы и действия. Не всегда родителям удается понимать возрастающий поток слов. Подражая взрослым, малыши часто произносят целые речи на понятном только им языке. Стоит подбадривать карапуза на пути освоения навыка речевого общения, быть внимательными к его словам и жестам, стараться понимать его желания, выраженные словом. Активная понятная речь формируется из пассивного словаря, накопленного ребенком на протяжении первого года жизни и из понимания обращенной к малышу речи. Показателем того, что малыш понимает вас, знает значение употребляемых вами слов, служат его действия:
    • По просьбе взрослого, ребенок может показать части своего тела, игрушку, предмет быта;
    • Может указать на предмет по цвету (основные цвета спектра);
    • Выполняет бытовые действия по просьбе взрослого;
    • Понимает практически все, что говорят ему родители, при этом его реакция соответствует сказанному.
    Понимая взрослых, видя их заинтересованность к диалогу, у малыша постепенно развивается необходимость к активной речи. Многие дети к 18-ти месяцам имеют в запасе около 40 слов или их упрощенные формы. Карапузы хорошо понимают значение вопросов «кто», «где», «что», с удовольствием указывают на ответ пальчиком, пытаются назвать полную или облегченную форму слова, обозначающего заданный предмет.
    Между 15 и 18-м месяцами жизни идет активная фаза подражания новым словам и фразам. Кроха пытается копировать мамину или папину речь, при этом активно использует мимику и жесты. Начинается процесс постепенной замены облегченных форм на правильное произношение. Многие дети к 18-ти месяцам уже не говорят «би-би» на машину, а пытаются использовать полный вариант наименования («авто», «машина»). Часто крохи бессознательно переставляют слоги в словах, получая новый вариант произношения для знакомого предмета.
    Но не все дети между 15 и 18 месяцами начинают активно наполнять словарь новыми словами. Ряд детей, в основном мальчики, в этот период больше настроены на изучение двигательных навыков, окружающего мира и к словесному выражению прибегают очень редко. Это нормально. Скорость созревания отделов головного мозга ответственных за речь, у каждого своя. Часто, дети, которые в 15-18 месяцев предпочитали молчать, начинают говорить намного позже, но при этом сразу полными формами слов и предложениями. Обратиться к педиатру и логопеду следует в том случае, если к 1,5 годам у ребенка нет ни одного слова в активном использовании, малыш не откликается на собственное имя, не понимает обращенную к нему речь. Чтобы способствовать развитию речи в период между 15 и 18 месяцами жизни рекомендуется:
    • как можно чаще разговаривать с ребенком. Рассказывайте о своих и его действиях, задавайте вопросы, описывайте предметы;
    • использовать интонацию и мимику для точной передачи смысла сказанного;
    • не сюсюкать, не искажать слов;
    • читать крохе книги с большими иллюстрациями, отображающими смысл текста. Покажите, как можно рассказать знакомую сказку, опираясь на изображение в книжке;
    • предлагать знакомиться со стихотворной формой. Небольшие стихи, потешки, песенки легко запоминаются карапузу, стимулируя его повторять за вами, вставлять знакомое слово в нужном месте;
    • быть внимательным к просьбам ребенка повторить стихотворение или сказку. Малыш может просить рассказать или прочитать ему одну и ту же сказку по несколько раз. Не игнорируйте это желание. Такое поведение ребенка свидетельствует о полном понимании истории, восприятии сюжета;
    • положительно реагировать на любую попытку ребенка говорить. Если вы поняли смысл сказанного, обязательно отреагируйте на него, повторив вопрос или слово, сказанное ребенком правильно. Если вы не понимаете сказанное, то попросите повторить или согласитесь с малышом. Интерес к его речи должен быть постоянным, малыш должен чувствовать, что для вас важно его умение.
    • Чаще задавать вопросы, связанные с обыденными действиями. Поинтересуйтесь, во что кроха хочет поиграть, какую одежду одеть, что хочет кушать. Чем больше вопросов услышит карапуз, тем выше будет необходимость в речи.
    Формирование речи у ребенка в 15-18 месяцев в большой степени зависит от взрослых. Малыш должен буквально купаться в чистой, правильной речи, быть активным участником семейной жизни, видеть необходимость в применении слов.

    Бытовые навыки

    Развитие интеллекта малыша к 15-18 месяцам позволяют ему освоить некоторые базовые приемы самообслуживания. Если взрослые показывают, разрешают выполнять самостоятельно некоторые действия, то к 18-ти месяцам кроха:
    • сам ест ложкой, пьет из чашки;
    • следит за своим внешним видом, реагирует отрицательно на появление пятен или грязи;
    • просится на горшок, если был к нему приучен;
    • сам умывается, вытирается, старается помыть руки с мылом;
    • может снять с себя носки, шапку, варежки;
    • пытается надеть на себя штаны и кофту;
    • заходя в дом, пытается разуться.
    Привитие простых бытовых навыков очень полезно для ребенка. Имея возможность самостоятельно выполнять некоторые действия, ребенок осознает собственное «Я», учится принимать решения, расширяет горизонты для познания мира.

    Особенности ухода за ребенком 15-18 месяцев

    В этот период малыш уже вполне может самостоятельно выполнять некоторые процедуры. Утреннее умывание, мытье рук, расчесывание подвластно ребенку, стоит поощрять такие самостоятельные действия, помогая карапузу по мере необходимости. Психологи считают, что к 1,5 годам малыш уже готов к приучению к горшку. Если вы не начинали обучать малыша ранее, то самое время начать. Для начала, высаживайте кроху на горшок после сна, еды и прогулки на улице. Чтобы кроха стал проситься сам, ему нужно понять предназначение нового предмета в его жизни. Каждый раз, после удачного похода на горшок, хвалите ребенка, показывая всем своим видом, что он порадовал вас. Купать малыша можно раз в 2 дня. Использовать мыло и шампунь во время купания желательно не чаще 1 раза в неделю. Для развлечения, 1 раз в неделю, можно добавить в ванную специальную детскую пену. Обязательными для ребенка между 15 и 18 месяцами жизни остается утренняя гимнастика, процедуры закаливания. Расслабляющий массаж можно делать раз в неделю, по желанию ребенка.

    Питание

    В этом возрасте можно постепенно переводить карапуза на 4-х разовое питание. Предлагая кушать вместе с другими членами семьи. Малыш будет стараться самостоятельно орудовать ложкой, наблюдая за поведением окружающих близких людей. Рекомендуется кормить ребенка завтраком, обедом, полдником и ужином, при этом исключая дополнительные перекусы. Такой подход к питанию обеспечит правильную работу ЖКТ, аппетит. Дети, находящиеся на ГВ, получают молоко, как правило, рано утром и поздно вечером, перед сном. Малышей, получавших до года смесь, рекомендуют перестать докармливать этим продуктом, заменив на кефир, йогурт, сок или компот. Общий объем пищи, употребляемой малышом в течение дня, должен составлять около 1,2 л, сумма калорий для одного приема пищи — около 350 Кк. Чтобы малыш был полон сил, не набирал лишний вес следует стараться соблюдать нормы употребляемой пищи, калорийность. Многих мам радует, когда у их малыша хороший аппетит, он съедает порцию как взрослый. Но это опасная ситуация. Формирование культуры еды должно начинаться с первого прикорма в 6 месяцев и продолжаться в течение всего дошкольного возраста. Излишек еды, поступившей в организм карапуза, отложится в лишние граммы, килограммы, может привести к ожирению. Избыточный вес в раннем возрасте влияет не только на двигательное развитие, но и умственные достижения. Питание ребенка должно быть разнообразным. Недопустимо жарить или коптить еду для карапуза. Любое блюдо должно быть сварено или стушено в духовке, допустимо использовать микроволновку или мультиварку. Блюда для малыша в 15-18 месяцев должны состоять из:
    • Молочных продуктов: кефир, творог, сливочное масло, сметана, сливки. Малыш должен получать молочные продукты каждый день в разном виде. Хорошо давать пить кефир на ужин, добавлять сливочное масло в кашу, сметану – в суп;
    • Фруктов и овощей. Разнообразие овощей в рационе ребенка – шаг на пути к здоровью. Малыш должен есть овощи в разных пропорциях и сочетаниях каждый день. Ребенку можно предлагать пробовать свеклу, томаты, горох, репу. Познакомьте карапуза с бобовыми (фасоль), предварительно хорошо проварив ее до мягкого состояния. Все овощи для малыша должны подвергаться тепловой обработке (вариться или тушиться); Между 15 и 18 месяцами жизни можно осторожно знакомить кроху с вишней, киви, клубникой, персиками, малиной, клюквой, мандаринами и апельсинами. После введения нового продукта, обязателен контроль за реакцией ребенка в течение 24 часов;
    • Мяса. Говядина, телятина, кролик, свинина, курица и субпродукты должны быть на столе у ребенка каждый день в объеме до 100 г. Хорошо предлагать их в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле;
    • Рыбы. Морская рыба предлагается ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса в виде котлет, тефтель или тушеного филе;
    • Яиц. Предлагаются в сваренном виде, омлете до 3-х раз в неделю. Дополнительно яйца используются как ингредиент для других блюд;
    • Злаковых каш. Овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшенная каши хорошо использовать на завтрак, ежедневно выбирая новый сорт;
    • Макаронов. Можно предложить крохе 1 раз в 7 дней;
    • Хлеба. Суточная норма – 100 г. белого хлеба или батона без добавок;
    • Растительного масла. Добавляется в готовое блюдо;
    • Напитков. Чистая вода, кефир, соки, компоты, слабый чай даются ребенку по требованию. Предпочтение желательно отдавать простой воде;
    • Зелени. В 15 месяцев можно начать добавлять в готовый суп укроп, петрушку;
    • Соли. С 15-ти месяцев допустимо использование соли. В день можно использовать не более 1 г.

    Сон и режим дня

    Ночной сон ребенка между 15 и 18 месяцами составляет около 10 часов. Дневной сон может быть как двукратным, так и однократным. Некоторые дети, испытывая возбуждение от своих достижений, начинают пытаться отказаться от сна днем. Стоит постараться укладывать карапуза спать. Дневной сон очень важен в этом возрасте. Позволяя отдохнуть от высокой активности в первой половине дня, дневной отдых дает головному мозгу переварить полученную информацию, быть готовым к получению новых знаний. Чтобы процесс укладывания спать в дневные часы стал легким и привычным, стоит:
    • придерживаться режима каждый день. Ложиться и вставать в одно и то же время;
    • проветрить перед сном комнату. Температура в помещении не должна превышать 22 градусов;
    • проверить влажность, она не должна опускаться ниже 50% и превышать 75%;
    • закрыть шторы, создав полумрак;
    • спеть песенку или рассказать сказку;
    • не веселить и не развлекать малыша минимум за 30 минут до предполагаемого сна;
    • не включать мультики, музыку минимум за 45 минут до сна.

    Гимнастика

    Детям, научившимся ходить уже достаточно сложно проводить утренний гимнастический комплекс в лежачем виде. Самое время познакомить кроху с зарядкой. Для проведения утреннего гимнастического комплекса следует:
    • включить бодрую маршевую музыку;
    • подготовить необходимый спортивный инвентарь. По желанию хорошо использовать фитбол, обруч, мяч, коврик, доску или палку;
    • одеть кроху в удобную одежду;
    • проветрить помещение (зимой), открыть форточку (летом);
    • начать зарядку с истории или сказки.
    Среди наиболее популярных упражнений для детей 15-18 месяцев можно выделить:
    • совершенствование навыка ходьбы. Предложите карапузу пошагать на месте. После этого положите перед ним веревочку или узкую ленту, попросите пройти по ней;
    • высокие шаги. Положите небольшие предметы на расстоянии в 30 см друг от друга, предложите малышу перешагнуть их;
    • тренируем координацию. Усадите ребенка на фитбол, раскачивайте его в этом положении в разные стороны, придерживая за руки;
    • совершенствуем ползание. Поставьте перед крохой обруч или палку на высоте около 40 см. Предложите пролезть в обруч или под палкой;
    • имитация животных. Предложите попрыгать как зайчик, ползти, изображая собачку и т.д.;
    • махаем крылышками. Ребенок стоит ровно, руки вдоль тела. Вместе с мамой он начинает поднимать руки вверх, вперед, назад и снова вниз.
    • разминаем суставы рук. Малыш машет руками вперед-назад несколько секунд. Поднимает руки перед грудью, сгибает их в локтях, сводя кончики пальцев на уровне груди, разводит их, не разгибая локти;
    • приседаем. Придерживайте карапуза за руки и предложите глубоко приседать из положения стоя.
    • велосипед. Лежа на спине, малыш совершает круговые движения подобные на кручение педалей.
    Подбор упражнений для утренней гимнастики делается взрослыми, исходя из уже имеющихся умений. Главное, чтобы кроха оставался в приподнятом настроении, чувствовал прилив бодрости, разминал все мышцы тела.

    Закаливание

    Процедуры закаливания организма ребенка между 15 и 18 месяцами жизни остаются обязательными. Ежедневное обливание ножек, контрастный душ, воздушные и солнечные ванные – важный этап в запуске иммунной системы ребенка.
    Новшеством для этого периода становится применение нового типа закаливающих процедур – стимуляция стоп. В самом простом виде стимуляцию стоп можно проводить, просто предлагая малышу ходить по дому босиком. Без обуви и носочков, стопа ребенка будет соприкасаться с разными поверхностями, стимулируя не только укрепление иммунной системы, но и сенсорику, вестибулярный аппарат, координацию. Кроме этого, на стопе каждого человека располагаются важные точки, способствующие улучшению работы всех органов тела.
    Первоначально предложите карапузу походить босым по дому. После адаптации к такому времяпровождению можно предложить в теплое время года походить босиком по песку, земле, предварительно осмотрев участок на наличие посторонних предметов. Для усиления стимуляции стоп хорошо приобрести или сделать своими руками специальный массажный коврик. Выполненный из гальки и других мелких предметов, такой коврик способствует закалке организма, развитию двигательных навыков, является профилактикой плоскостопия. Первоначально малыш будет с удовольствием просто прогуливаться по коврику из камушков, а в последствие можно предложить выполнять гимнастические упражнения, стоя босыми ногами на нем.

    Тест на развитие

    • Предложите малышу построить башню. Кроха должен поставить несколько кубиков один на другой. Если он не понял вашей просьбы, постройте башню сами, попросите повторить действие. Кроха должен построить башню из 2-3 кубиков;
    • Предложите карапузу сортер или вкладыш с геометрическими фигурами. Попросите его подобрать детали и вложить их на место. В норме малыш должен самостоятельно положить хотя бы круг, другие детали рассортировать по местам без обязательного попадания в отверстие;
    • Предложите собрать пирамидку. В норме к 18-ти месяцам кроха должен собирать пирамидку из 3-5 колец без учета размера;
    • Попросите ребенка самостоятельно снять с себя носки. В норме малыш должен понимать, о чем вы говорите, попытаться снять носочки, потянув их за край;
    • Дайте малышу карандаш и листок бумаги. Покажите, как нарисовать линию, попросите повторить. В норме ребенок должен совершить несколько неуверенных штрихов;
    • Попросите карапуза «встать, обойти вокруг игрушки, взять мяч и подать его вам». Малыш должен выполнить заданные действия в правильной последовательности. В норме к 1,5 годам малыш должен выполнять 3-4 последовательные задачи;
    • Покажите семейное фото. Спросите, кто изображен. Малыш должен назвать знакомых его людей, используя их имена или родственное наименование (мама, папа, баба, дядя).

    Различия между мальчиками и девочками

    Отличия между детьми разного пола становятся более отчетливыми. Активные непоседы мальчишки имеют сложности с концентрацией на одном виде деятельности, но обожают подвижные игры на улице. Постепенно становится заметно различие в игротеке детей. Карапуз мужского пола уже в 15 месяцев предпочитает играть с машинками и конструктором, но иногда не прочь покатать и коляску с куклой или игрушкой. Девочки, уже в этом возрасте напоминают маленьких женщин. Подолгу с удовольствием листают книжки и тыкают пальчиком в картинки, играют с мягкими игрушками и куклами, требуют разговаривать с ними, рассказывать сказки и стихи. На улице маленькие леди предпочитают гулять с мамой за ручку, отпуская ее только в случае повышенного интереса к происходящему в песочнице или на площадке. Осторожные и боязливые малышки начинают проявлять крайнюю степень чистоплотности, расстраиваются из-за небольших пятнышек, просят переодеть. Заметна разница и в психологическом плане. Мальчики более независимы, чем девочки. Ваша попытка помочь будущему мужчине может быть расценена им как недоверие, вызвать протест. Для мальчика очень важно чувствовать любовь родителей, через их разрешение действовать ему самостоятельно без излишней опеки. Девочки, напротив, чувствуют любовь через заботу, помощь, внимание. Про эту особенность стоит помнить каждый раз, когда вы хотите помочь крохе в простом, выполнимом для него деле. Девочка с радостью примет вашу помощь, а мальчика лучше просто подбодрить словом, сказать, что вы верите в него. Ребенок в 1,5 года

    Как развивать малыша

    Основной целью развивающих занятий в возрасте 15-18 месяцев становится расширение базы знаний об окружающем мире, речевое развитие и стимуляция мышления. Для решения этих задач рекомендуется применять:
    • Творчество. Пора познакомить ребенка с кисточкой, фломастерами и карандашами. Вначале покажите, как пользоваться этими предметами, сами нарисуйте несколько простых рисунков, предложите крохе попробовать этот вид творчества. По-прежнему хорошо лепить из пластилина, теста;
    • Речевые игры. Как можно чаще разговаривайте с карапузом, предлагайте ему имитировать звуки живой природы, транспорта и техники. Хорошо в этот период познакомить с первыми упражнениями артикуляционной гимнастики. Предложите карапузу покривляться перед зеркалом, произносить различные звуки, повторять за вами слова;
    • Подвижные игры. Прятки, догонялки, салки, игры с мячом, ползание по спортивным снарядам. Внедрение в жизнь карапуза таких элементов способствует развитию двигательных навыков, координации;
    • Мелкая моторика. Шнуровки, игры с бусинами, бизиборды, логические домики и т. д. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи;
    • Логика, мышление. Задания на сортировку, поиск, подбор подобного, предложите крохе простое упражнение, он с радостью ступит на путь изучения сложных математических понятий;
    • Сюжетные игры. Помогите малышу покормить куклу, устройте чаепитие для зверей, сварите кашу из песка. Чтобы малыш научился играть, нужно показать ему различные варианты;
    • Чтение. Наиболее развивающий способ познания. Развивает память, речь, фантазию, знания и т. д.;
    • Музыкальные занятия. Классическая музыка и детские песенки хорошо влияют на настроение ребенка, стимулируют работу головного мозга, снижают нервное напряжение от переизбытка информации;
    • Бытовые навыки. Дайте крохе взрослеть и учиться многое делать самому. Ваша задача быть рядом и контролировать, помогать, а не выполнять все за малыша. Пусть через неудачи, ошибки, провалы, но кроха учится становиться самостоятельным.

    Техника безопасности

    Вопросы безопасности ребенка по-прежнему должны оставаться на первом месте. Кроха научился ходить и теперь нужно внимательно следить не только за домом, но и окружающими предметами на улице. Следует помнить, что малышу нельзя позволять:
    • Играть с мелкими, хрупкими и бьющимися предметами без присмотра родителей;
    • Рассматривать лекарства, химию, порошки и т. д.;
    • Лезть в розетку, тянуть провода;
    • Залазить на подоконник, если на окнах не установлены замки;
    • Подбирать на улице острые, грязные, опасные вещи, играть с ними;
    • Относиться халатно к словам «горячо», «нельзя», «нет»;
    • Играть с газовой плитой и электроприборами.
    Безопасность ребенка – ответственность родителя. Будьте бдительны и осторожны, пытайтесь предугадать мысли вашего крохи, обеспечить ему безопасное игровое пространство.

    Что должно насторожить

    Между 15 и 18 месяцами различия между детьми возрастают, но следует срочно обратиться к участковому педиатру, если ваш малыш:
    • Не говорит хотя бы одного слова, подразумевающего предмет или действие;
    • Не понимает обращенной к нему речи;
    • Не может выполнить простую просьбу;
    • Не умеет и не пытается ходить;
    • Не хлопает в ладоши;
    • Не реагирует на отсутствие мамы и папы;
    • Не отличает своих и чужих.
    Кроха медленно, но уверенно набирает обороты в обучении простым для взрослого навыкам: говорит первые слова, сортирует игрушки, с удовольствием рассматривает книги. Ваш карапуз постепенно превращается в маленького исследователя не только предметов, но и знаний. Медленными шажками или быстрой ходьбой, бегом, чадо стремится понять, как работает его тело, узнать, как можно изменить внешний вид окружающих предметов, посмотреть, что внутри у игрушек. Изменения, происходящие в головном мозге ребенка изменяют его очень быстро, каждый день карапуза наполнен массой событий, открывает новые возможности, показывает новый горизонт для знаний. Будьте рядом с крохой в этот момент, поддержите его словом, взглядом, жестом. Ваша любовь, вложенная в ребенка в этот период, обязательно вернется через некоторое время достижениями вашего подросшего карапуза.