Развитие от 18 до 21 месяцев Содержание статьи: Малыш уверенно перешагнул рубеж в полтора года. В ближайшие несколько месяцев вас ожидает знакомство с проявлениями индивидуальности малыша. Он теперь не только изучает окружающий мир, но четко знает свои желания, появляются первые предпочтения в еде, игрушках, вариантах времяпровождения. Теперь карапуза нелегко заставить, уговорить что-либо сделать, он в эмоциональной форме протестует против любой попытки навязать действие. Между 18 и 21 месяцами организм, моторика, интеллект крохи развиты лучше, чем его эмоции, он не всегда может справиться с охватывающими его негативными эмоциями. Капризы – самая распространенная реакция ребенка на этот дисбаланс. Появляющиеся на ровном месте и проходящие моментально, эмоциональные всплески могут привести взрослых в замешательство, вызвать ответные негативные реакции. Как противостоять своим эмоциям, чтобы не сорваться на ребенке? Нужно держать себя в руках и помнить, головной мозг вашего крохи набирает обороты, учится справляться с огромным потоком информации и нужно время, чтобы карапуз привык к этому. Пройдет буквально несколько месяцев и малыш сможет совладать со своими эмоциями, а пока нужно быть спокойными, ровно относиться ко всем негативным всплескам ребенка, помогать ему, поддерживая режим. Ребенок в 1, 8 месяцев

    Как выглядит ребенок от 18 до 21 месяцев

    В возрасте 18-21 месяцев кроха уже хорошо ходит, пытается бегать и прыгать, но психологически еще очень зависим от мамы. В этот период большинство детей стараются быть как можно ближе к родителям, чтобы спрятаться за ними в любой непонятной ситуации. Это происходит из-за появившегося понимания разнообразия мира, возможности встретить опасное или страшное для ребенка. Мама и папа ассоциируются с безопасностью, надежностью, силой, поэтому в понимании ребенка лучше быть близко к родителям, чтобы в любой момент спрятаться, найти объяснение происходящим событиям. Вместе с желанием играть вблизи родителей растет самостоятельность. Дети в 18-21 месяцев часто все пытаются делать собственными силами, часто отталкивают руку взрослого, пытающегося помочь, приговаривая недовольно «Я сам». Мешать проявлению самостоятельности в этот период не рекомендуется. Пусть кроха попробует выполнить ряд простых вещей, почувствует свои силы. Даже отрицательный опыт самостоятельного выполнения действий – хорошо, ведь в следующий раз, малыш будет пробовать сделать по-другому, используя первых опыт. Психологи отмечают, что излишнее желание взрослых оградить детей от самостоятельных действий в этот период может сказаться на будущем поведении ребенка. Помешав выработке таких личностных качеств как независимость, настойчивость, можно столкнуться с последствиями:
    • нежеланием учиться;
    • снижением любознательности;
    • необходимостью уговаривать и заставлять выполнять простые действия.
    Ребенок в 18-21 месяцев уверенно ходит. Походка становится уверенной, ровной, постепенно пропадает неловкость, хаотичность в движениях рук. Вестибулярный аппарат становится развитым, улучшается общая координация тела, если карапузу предложить пройти по доске шириной в 20-30 см, то он легко и быстро выполнит задание. К 21 месяцу для большинства детей не составляет труда перейти с ходьбы на бег, прыгнуть на месте, бросить мяч в нужном направлении.
    Заметны изменения в возможностях выполнять бытовые действия. При достаточной свободе, в период между 18-м и 21-м месяцами кроха может самостоятельно разуваться, если обувь на липучках, снимать трусики, колготки, штаны, с некоторым затруднением может снять майку, расстегнуть кофту на замке. Самостоятельно одеться пока сложно, но малыш всеми силами пытается помогать маме.
    В речи ребенка наметился прогресс. К хорошему пониманию обращенной к ребенку речи добавляется умение быстро вспоминать и произносить правильный ответ на поставленный вопрос. Малыш не только говорит отдельные слова, а пытается выстраивать первые словесные цепочки («мама дай мяч», «папа на би-би»). Некоторые дети между 18-21 месяцами показывают хорошие результаты, переходят в активную фазу речевого общения, произнося длинные понятные предложения, но большинство детей все еще испытывают сложности с переносом слов из пассивного в активный словарь. Ряд детей, чаще всего мальчики, не испытывают необходимости в развитии речи в этот период, ограничиваясь несколькими простыми существительными и глаголами. Это норма. Мальчики, в большинстве случаев, больше нацелены на двигательное развитие, совершенствование крупной моторики, поэтому скорость созревания речевых центров головного мозга немного ниже, чем у девочек. В большинстве случаев речь появится ближе к трем годам. Изменения происходят и в возможностях малыша концентрировать свое внимание и запоминать вещи и события. Между 18-21 месяцами ребенок в большинстве случаев замечает исчезновение предметов, может выполнить несколько заданных одновременно действий, вспомнить, где оставил игрушку. В этом возрасте у малышей появляется целеустремленность, желание применить различные варианты для выполнения задуманного. Если взрослые предоставляют ребенку достаточное количество свободы действий, то к 21 месяцу малыш может уверенно владеть ложкой, самостоятельно убирать игрушки, выполнять базовые гигиенические процедуры.

    Физическое развитие

    Набор веса и роста в течение месяца незначительный. За 4 месяца, скорее всего, малыш наберет не более 400 г, вырастет на 2 см. Окружность головы и груди за этот же период увеличатся максимум на 1 см.

    Нормы физического развития в зависимости от пола

    Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница ростаСредняя окружность головыСредняя окружность груди
    Мальчик 18 мес.10,21378,485,94851
    Мальчик 21 мес.10,613,680,888,34952
    Девочка 18 мес.78,485,977,184,54750
    Девочка 21 мес.10,312,879,587,54851
    Набор веса и роста у детей происходит по-разному. В зависимости от генетических факторов, особенностей питания семьи, времени года, карапуз может набирать больше нормы, выглядеть старше своего возраста или же напротив, расти медленно. Особенно разница заметна, если в семье растут 2 или более разнополых детей. Девочки ниже ростом и меньше весят с самого рождения, растут плавно, показывая ежемесячную ровную прибавку, набор веси и роста у мальчиков скачкообразный, в один месяц бутуз может вырасти на 3-4 см, а в другой показать нулевой результат. Судить о норме развития ребенка должен педиатр, оценивая не только показатели гармоничного развития, но и приобретенные навыки, другие физические параметры (частоту сердечных сокращений, состояние селезенки, дыхание, показатели крови, общий анамнез ребенка). Если вам кажется, что ваш ребенок слишком крупный или мелкий, то для получения правильной индивидуальной оценки физического состояния вашего малыша обратитесь к участковому педиатру.

    Развитие интеллекта

    Интеллектуальное развитие – основное направление деятельности малыша в 18-21 месяцев. Прогресс, сопровождающий этот период, виден невооруженным взглядом. К 1 году 9 месяцам большинство малышей будут знать:
    • Различные геометрические фигуры. Круг, куб, треугольник, квадрат, кроха не только запомнит их названия, но и сможет уверенно подобрать необходимую фигуру в логический куб или сортер;
    • Значение слов большой и маленький. Карапуз без проблем отличит больший предмет от меньшего, сможет разложить их в разные места, выстраивать цепочки из предметов разного размера по возрастанию и убыванию;
    • Основные цвета спектра и некоторые оттенки. Смогут безошибочно подобрать предмет заданного цвета, найти ему пару;
    • Как нарисовать прямую, круг. К 21 месяцу карапуз сможет объяснить, что он хотел изобразить;
    • Название и вид многих животных, пытаться воспроизвести характерные для них звуки, движения.
    Развитие интеллектуальных способностей ребенка в 18-21 месяцев – результат деятельности взрослых. Дети, с которыми ежедневно проводят обучающие занятия в игровой форме, показывают хорошие результаты, могут решать более сложные задачи, чем их сверстники, с которыми взрослые не ведут обучающих игр.
    Дети, у которых есть старшие братья или сестры постигают основы мышления и логических операций быстрее сверстников, если взрослые позволяют малышам проводить время вместе, предоставляют старшим учить карапуза.
    Интеллектуальное развитие ребенка на 2-м году жизни должно выстраиваться по принципу предоставления простой информации об окружающей природе и технике через простые способы познания (чтение, игра, прогулки). Чтобы ваш карапуз быстро учился, набирался качественных знаний, помните, что лучший учитель для ребенка – взрослый, знакомящий с миром. Выстраивая простые предложения, в которых вы рассказываете об окружающей действительности, можно добиться великолепных результатов, главное не ставить рамок, сроков, целей. Обучение малыша до 3-х лет не имеет одномоментной отдачи, любые знания карапузу нужно не только услышать, но и обработать в игре.

    Физическая активность

    Малыш в 18-21 месяцев очень подвижен. Его интересуют новые варианты использования уже полученных двигательных навыков, он пытается привлечь родителя к активному совместному времяпровождению. Когда малыш освоит бег, он обязательно попросит маму его догонять, поняв как ползти по шведской стенке – предложит составить ему компанию. Ребенок в этом возрасте имеет большой запас энергии и старается потратить ее в течение дня на подвижные игры, движение. Рекомендуется ежедневно предлагать малышу прогулки на свежем воздухе с посещением детской площадки, чтобы малыш мог удовлетворить двигательные потребности. Если позволяет место, в этом возрасте хорошо установить в доме стенку. Карабкаясь вверх по лесенке, кроха будет давать необходимую нагрузку позвоночнику, совершенствовать ловкость, координацию, вестибулярный аппарат.

    Что малыш должен уметь

    Все дети разные, у каждого своя скорость приобретения навыков и умений. Кто-то начинает рано ходить, кто-то говорить. Оценивая достижения ребенка, не стоит сравнивать его с другими детьми. Рекомендуется в первую очередь оценивать прогресс, достигнутый малышом за последнее время, сравнивать кроху с ним же в прошлом. Взрослым нужно всегда помнить про индивидуальность их ребенка. Между 18 и 21 месяцами жизни карапузы имеют разный набор навыков, но существует список умений, которые должны присутствовать у малыша к 1 году 9 месяцам. Все дети к 21 месяцу жизни в той или иной степени должны уметь:
    • ходить, огибая небольшие препятствия, перешагивая через предметы;
    • во время ходьбы удерживать в руке игрушки или другие вещи, пытаться дотянуться до удаленного предмета рукой стоя;
    • подниматься и спускаться по лестнице за руку со взрослым, самостоятельно;
    • кушать самостоятельно густую пищу;
    • пить из чашки, удерживая ее двумя руками, не проливая;
    • тянуть за собой машинку на веревочке, контролировать игрушку, чтобы она не перевернулась, возвращать ее в правильное положение, присаживаясь на корточки или нагибаясь;
    • спокойно относиться к ежедневным процедурам, умываться, чистить зубы, мыть руки;
    • собирать пирамидку в порядке убывания размера колец;
    • кидать мяч вверх, вперед, вниз, используя две руки;
    • собирать предметы в коробку, доставать обратно;
    • выполнять простые просьбы взрослого. Запоминать последовательность из 2-3 действий, сделать их в правильном порядке;
    • различать простые геометрические фигуры, подбирать элементы в сортер или логический куб по форме;
    • знать основные цвета спектра, уверенно подавать игрушку заданного цвета;
    • прятаться за мамой в случае опасности;
    • говорить «Я сам», предпринимать попытки выполнить любое действие самостоятельно;
    • прыгать на месте на двух ногах или поочередно, меняя опорную ногу;
    • забираться на мебель, при необходимости подставлять другой предмет;
    • копировать поведение взрослых, стараться повторить движения, слова, интонацию, жесты;
    • четко выражать свои желания при помощи жестов, мимики, эмоций, простых слов.
    Если ваш малыш к 21 месяцу не обладает одним или несколькими вышеуказанными умениями, рекомендуется предложить ему чаще выполнять упражнения или задания на тренировку отсутствующих навыков. Если в течение 2-х недель кроха не сможет освоить предложенный навык – обратитесь к участковому педиатру за консультацией.

    Познавательная деятельность ребенка

    Интеллект малыша формируется на безе простых занятий с игрушками, развивающими материалами, в ходе беседы с родителями. В период между 18 и 21 месяцами идет активное запоминание отличий предметов. Если в 18 месяцев карапуз легко может отличить круг от квадрата, то к 21 месяцу ему подвластно различать до 6 различных форм, выбирать правильный элемент по просьбе взрослого.
    Малышам очень нравятся занятия, в которых необходимо подбирать небольшие по размеру предметы и находить для них подходящее место. Незаменимым для такой познавательной деятельности становится логический куб, домик-сортер, различные вкладыши. Хорошо, если игровые элементы будут различаться не только по форме, но и по изображенным на них предметам.
    В 18 месяцев кроха может подобрать предмет необходимой формы и найти для него подходящее место, а к 21 месяцу, усовершенствовав мелкомоторные навыки, точно попадать в отверстие. Формируется понимание величины. В 18 месяцев кроха уже понимает, что обозначают слова «большой» и «маленький», к 21 месяцу малыш уже может выстроить цепочку из трех предметов одной формы, расположив их по возрастанию или убыванию. Хорошо тренировать это навык, предложив малышу подать большой предмет, потом поменьше и самый маленький. Через наглядный пример у карапуза будет четко выстраиваться понимание терминов, обозначающих величину. Если в 1,5 года кроха еще не совсем уверенно собирает пирамидку исходя из размера колец, то к 1 году и 10 месяцам это легкое задание малыш может быстро выполнить. Постепенно совершенствуется умение подбирать предметы по цветам. В 18 месяцев малыш знает основные цвета спектра, но иногда может ошибочно подать не тот предмет, к 21 месяцу знание названий основных цветов совершенствуется, кроха безошибочно подает предмет заданного взрослым цвета, может найти пару игрушек одинаковой окраски. Мелкая моторика продолжает совершенствоваться. В полтора года кроха начинает с удовольствием рисовать карандашами, а уже через 3-4 месяца от простых штрихов постепенно переходит к округлым линиям, пытается нарисовать четкий круг или овал. Если в 21 месяц спросить карапуза, что он рисует, то кроха с удовольствием расскажет вам о своем художественном замысле. Игровая деятельность все больше становится сюжетной. Предметная игра еще остается, но в большинстве случаев только с новыми, еще неизученными игрушками. Чаще всего можно застать малыша за качанием куклы, игрушечным чаепитием, гонками с машинкой в руках. Необходимость переживать увиденное в жизни через игру – важный элемент формирования понятий о мире. Чем чаще кроха будет отображать реальный мир в игре, тем быстрее будет формироваться интеллект, мышление. Кроха все чаще с удовольствием листает книжки, рассматривая в них картинки, показывая пальчиком на известные предметы. Это желание хорошо стимулировать, предлагая ежедневно читать и обсуждать иллюстрации к сказкам. Постепенно появляется желание копировать не только взрослых, но и своих сверстников. Малыш с интересом наблюдает за другими детьми, пытается играть, используя увиденные варианты действий с вещами. Хорошо в 18-21 месяц предлагать малышу играть рядом со сверстниками как можно чаще, не настаивая на совместных действиях. Пока малыш только учится взаимодействовать с другими малышами и не нуждается в совместных играх, но опыт, полученный от наблюдения, будет полезен. В домашних играх малыш начинает использовать собственную фантазию. Занятия со знакомыми игрушками уже не заключаются в простых повторяющихся движениях. Малыш начинает выполнять сложные сюжетные линии, погружаясь в свой внутренний мир. Если показать крохе пример, то он с удовольствием будет строить башни, замки, мебель из конструктора, кубиков, используя готовый объект для игры. Ребенок помогает маме

    Насколько развита моторика

    Моторные навыки ребенка условно можно разделить на два направления: крупную и мелкую. Крупная моторика включает в себя умения производить движения руками и ногами, сохраняя при этом устойчивое положение тела. В 18-21 месяц, используя полученный ранее опыт, ребенок может не только хорошо ходить, но и выполнять в это время ряд действий: нести игрушку в обеих руках, кидать и пинать мяч. Успехи заметны и в развитие координации. Малыш может из положения стоя нагнуться, присесть, повернуться и вернуться в исходное положение. Практически вся деятельность ребенка направлена на совершенствование крупной моторики. Отдельного внимания в 18-21 месяц требует мелкая моторика. Она отвечает за работу пальцами рук. Природой заложено, что центр головного мозга, отвечающий за работу пальцев рук, соседствует с речевым центром. Каждый раз, когда малыш использует свои пальчики, он стимулирует развитие собственной речи. В 1,5 года мелкая моторика находится на начальном этапе развития. Малыш может схватить предмет пальчиками, играть с небольшими предметами, удерживать в руке карандаш, но большинство движений еще не уверенные, неловкие. Взрослым стоит как можно чаще предлагать малышу занятия, способствующие развитию пальцев рук. Среди наиболее полезных можно выделить:
    • Рисование пальчиками, кисточками, губкой, карандашами;
    • Лепка из пластилина, теста;
    • Игры с камушками, бусинами, шнуровкой;
    • Занятия с мозаикой, сортером, конструктором.
    Чем чаще малыш будет задействовать мелкую моторику рук в игровых целях, тем быстрее появится полноценная речь, в последствие легче будет осваиваться умение писать.

    Речевые навыки

    Речь ребенка между 18-м и 21-м месяцами жизни у большинства детей начинает переходить в активную фазу. Ребенок понимает, что благодаря словам, можно быстрее добиться желаемого и стремиться освоить этот навык. Для успешного появления активной речи, стоит помнить, что умение говорить строится на двух умениях:
    • Понимание обращенной к ребенку речи;
    • Перенос слова из пассивного словаря в активное употребление (речь).
    Развитие речевых навыков в 18-21 месяц обычно протекает равномерно, малыш расширяет пассивный словарь, совершенствуя умение понимать взрослых, и употребляет легкие слова или облегченные словесные формы для выражения своих желаний. Чаще всего стимулом для появления активной речи становится повышение эмоционального состояния ребенка, попытка объяснить взрослому свой замысел. Уже в 18 месяцев, карапуз может предпринять попытку соединить несколько слов в предложение. Обычно это имя взрослого и глагол действия (мама, дай, папа, на). С освоением простых словосочетаний, постепенно, карапуз пытается добавить другие слова для точной передачи мысли. Понимание обращенной речи в 18-21 месяцев проявляется действиями ребенка в ответ на просьбу взрослого. Так, в 1 год и 9 месяцев малыш должен:
    • Понимать и выполнять простые просьбы;
    • Реагировать на запреты;
    • Показывать части своего тела;
    • Обобщать предметы по внешнему признаку, указывать на вещи, подходящие к названному слову (кукла – игрушка, яблоко – еда);
    • Показывать пальчиком на названный знакомый предмет;
    • По просьбе взрослого выполнять бытовые действия;
    • Активно участвовать в обсуждении простого сюжета на картинке при помощи жестов, мимики, простых слов.
    Активная речь в 18-21 месяцев постепенно наполняется словами. В лексиконе ребенка может быть до 60 активных слов и их облегченных форм. Некоторые дети начинают хорошо говорить, но это скорее исключение, чем правило. Большинство детей к 21 месяцу умеют:
    • Произносить простые слова;
    • Отвечать на вопросы «кто», «что», «где»;
    • Связывать до 3-х простых слов в предложение;
    • Подражать речи взрослого;
    • Использовать жесты, мимику, движения для усиления понимания;
    • Использовать глаголы действия;
    • Договаривать слова в знакомых стихотворениях, песнях.
    Чтобы речевое развитие малыша шло быстрым темпом, рекомендуется:
    • Много разговаривать с ребенком, рассказывая обо всех предметах, попадающих на глаза ребенку, поясняя ситуации и действия. Кроха должен буквально «купаться» в речи;
    • Читать книги, рассказывать стихи, петь песни. Разнообразие речевых форм стимулирует малыша на стремление к овладению навыков речи;
    • Стараться говорить правильно, чисто, не сюсюкать. Чтобы малыш освоил умение говорить чисто и красиво, он должен слышать чистую речь.
    Речь постепенно становится основным способом взаимодействия с окружающим миром, но понимание необходимости говорить еще очень хрупкое. Старайтесь оградить малыша от телевизора, радио, мультиков хотя бы до 2 лет, чтобы завершился первый этап появления активной речи.

    Эмоциональное и социальное развитие

    В поведении ребенка в 18-21 месяцев жизни заметно проявление широкого спектра эмоций. Дети в этот период умеют сердиться и злиться, выражая негативными эмоциями дискомфорт. Не рекомендуется бурно реагировать на капризы и истерики малыша, желательно удерживать себя в руках, дождаться пока малыш успокоится, после чего найти причину негативных эмоций, устранить ее и обсудить с карапузом. Если малыш выспался, сыт и чист, то большую часть времени он спокоен, пребывает в поиске новой информации об окружающих предметах, играет.  Вывести его из спокойного состояния может тон речи взрослого. Если мама начинает запрещать задуманное действие, кроха может заплакать, начать кричать и топать ногами, пытаясь добиться разрешения. Уступать в запретах не рекомендуется. Для формирования четких поведенческих ориентиров, однажды выставленный запрет, должен неукоснительно соблюдаться. Среди ярких эмоциональных проявлений в течение дня малыша наиболее часто встречаются и ярко проявляются:
    • стремление подражать эмоциям взрослого;
    • подражание действиям и эмоциям других детей;
    • собственническое поведение в отношении своих игрушек. Малыш не хочет делиться и яро защищает свои вещи от посягательств других людей;
    • радость от встречи со знакомыми людьми;
    • интерес к действиям взрослых, попытка копировать;
    • слезы при расставании с мамой;
    • бурная радость на свои победы, злость и огорчение при неудачах;
    • разная реакция на музыку, стихи;
    • попытка танцевать от радости.
    Переключение между разными эмоциями происходит моментально. Плачущий ребенок может начать быстро смеяться, если взрослый найдет причину расстройства. Исключение составляют дни, когда кроха не выспится или происходит сбой в режиме дня. Организм ребенка остро реагирует на неожиданные изменения, заставляя кроху плакать, капризничатьот дискомфорта. Малыш по-прежнему опасается посторонних взрослых людей, но идет с ними на контакт гораздо легче. При спокойном, ровном общении со стороны мамы, малыш может раскрепоститься очень быстро, начать активничать, пытаться показать все свои умения сразу. Часто, даже обычно спокойные малыши в гостях начинают громко кричать, веселиться и бегать, пытаться отвлекать от разговора вас и других людей. Чтобы контролировать ситуацию, не дать малышу сильно устать, хорошо предложить ему новое интересное занятие, спокойную игру. Помогите ему в течение нескольких минут, он с интересом начнет играть. Не рекомендуется кричать, ругать или призывать успокоиться, находясь в новом, незнакомом месте, малыш не понимает как нужно себя вести, пытается найти границы дозволенного. Ваш громкий или раздраженный голос только усугубит ситуацию, а спокойное ровное отношение – успокоит, покажет вариант действий.

    Бытовые навыки

    При достаточной свободе действий большинство детей к 21 месяцу умеют:
    • самостоятельно есть и пить;
    • следить за своей опрятностью, просить переодеть или помыть руки;
    • проситься на горшок;
    • умываться, мыть руки;
    • самостоятельно разуваться, снимать шапку, колготки и т. д.;
    • самостоятельно одевать некоторые предметы гардероба (шапку, обувь);
    • убирать по местам игрушки.
    Появление бытовых навыков – ступень в развитии ребенка, открывающая перед ним новые горизонты развития. Рекомендуется не подавлять желание малыша становиться самостоятельным, способствовать формированию первых умений самообслуживания.

    Питание

    Между 18 и 21 месяцами ребенок привыкает к 4-х разовому питанию. Постепенно пюреобразная пища практически исчезает из рациона ребенка, сменяясь рубленой пищей. Малыш хорошо жует, проявляет предпочтения и нелюбовь к продуктам. Суточный объем пищи должен приближаться к 1,4 л., содержать до 1400Кк. Обязательными для употребления ребенком в 18-21 месяца являются:
    • Молочные продукты: кефир, творог, сливочное масло, сметана. Кефир и творог предпочтительно давать в виде самостоятельных продуктов в вечернее время. Сливочное масло добавлять в каши. Сметана используется в виде соуса для супа;
    • Мясо и рыба. Курица, говядина, телятина и другие виды мяса предлагаются малышу в виде паровых котлет, фрикаделек, тефтелей, в рубленом виде. Рыба подается в виде котлет или запеченного в духовке филе;
    • Субпродукты: печень, сердце, язык – очень полезные продукты, требующие тщательного приготовления. Ребенку предлагаются только мягкие, легко поддающиеся жеванию блюда, из субпродуктов;
    • Овощи. Можно предлагать в виде кусочков, украшенных зеленью. Если малыш игнорирует некоторые виды овощей, лучше продолжать преобразовывать их в пюре;
    • Фрукты. Рекомендуется каждый день давать малышу различные фрукты. Из запрещенных в этом возрасте остается только виноград;
    • Каши. Разнообразие каш, предлагаемых малышу по утрам, очень полезно для растущего организма наличием большого количества витаминов, минералов, клетчатки;
    • Хлеб. Детям до 3-х лет можно давать до 100 г белого хлеба в день. Темные сорта лучше исключить из употребления;
    • Сладости. Привычных конфет и тортов лучше избегать. В качестве лакомства предложите крохе мармелад, сухофрукты.
    Малыш в 18-21 месяцев кушает вместе со взрослыми с общего стола. Рекомендуется следить за количеством соли в употребляемой пище, ее общий суточный объем не должен превышать 1 г. Приправ и специй лучше избегать. Продукты питания для ребенка желательно варить или запекать в духовке, допустимо использование микроволновой печи, мультиварки. Малыш уже понимает, какие блюда ему нравятся и вызывают отвращения. Пользы от навязанной еды не будет. Если карапуз капризничает, требует определенных блюд, постарайтесь найти с ним компромисс, украсьте нелюбимое блюдо глазками и ротиком, допустимо рассказывать истории во время еды. Мультики и другие отвлечения, кроме беседы, не желательны, они отвлекают малыша от процесса еды, снижают аппетит.

    Сон и режим дня

    В 18-21 месяцев кроха должен спать 10-11 часов ночью и около 2 часов днем. Желательно придерживаться режима, укладывая кроху отдыхать в одно и то же время. Рекомендуется подстраиваться под природные биоритмы ребенка, предлагая ему деятельность в течение дня в соответствии с его настроением, желаниями. В случае начала посещения малышом дошкольного учреждения стоит заранее подготовить кроху к новому режиму, постепенно смещая его на установленный режим сада. Между 18 и и 21 месяцами жизни кроха очень чувствителен к изменениям в режиме дня. Малейший сбой сразу отражается на поведении, появляются капризы, слезы без причины. Чтобы избежать негативного проявления от усталости, следует стараться вести равномерный образ жизни, вставать и ложиться в одно и то же время, создавать предсказуемый режим дня.

    Гимнастика

    Утренняя гимнастика остается обязательным элементом ухода за малышом. В возрасте 18-21 месяцев кроха полностью переводится на режим самостоятельной зарядки. Выбирая упражнения для утреннего комплекса, следует оценивать возможности ребенка, выбирая нагрузку способствующую развитию навыков, усвоенных слабее всего.
    Хорошо предлагать малышу в дневное время заниматься на фитболе, гуляя по улице – осваивать спортивную площадку.
    Цель гимнастических упражнений в 18-21 месяцев – совершенствование приобретенных навыков, доведение их до автоматизма. Ходьба, махи руками, упражнения на растяжку и другие элементы взрослой зарядки уже доступны малышу. Предложите крохе выполнять утренний гимнастический комплекс совместно и наблюдая за вами, малыш будет видеть, как это важно, хорошо, полезно.

    Закаливание ребенка

    Запуск иммунной системы ребенка между 18 и 21 месяцами жизни производится привычными способами закалки: обливание ножек, контрастный душ, стимуляция стоп, солнечные и воздушные ванные. Следует помнить, что система теплорегуляции ребенка еще не работает в полную силу и крохе сложно понять тепло ему или холодно. Следите, чтобы малыш был одет по погоде, температура помещения, в котором играет малыш, не должна превышать 22 градусов. Массажный коврик для стоп можно постепенно начинать использовать во время утренней гимнастики, предлагая малышу выполнять упражнения на нем. Частое стимулирование стоп ребенка позволяет ускорить закрепление закаливающего эффекта, положительно влияет на развитие головного мозга, основных органов тела.

    Различия в развитии мальчиков и девочек

    Различия между детьми разного пола продолжают проявляться. Девочки все больше стремятся находиться рядом с мамой, проявляют пугливость и страх. Мальчики всем своим видом показывают свою самостоятельность, стремятся заслужить одобрение своим действиям. Речь у девочек развивается быстрее и лучше, чем у представителей мужского пола. Многие малышки к 21 месяцу могут достаточно хорошо говорить, учить первые стихи. Для мальчиков, в большинстве случаев, речь дается сложнее, появляется намного позже. Они стремятся больше двигаться, изучать возможности своего тела. Малышки отдают предпочтение играм с мягкими игрушками и куклами, часто обращаясь к сюжетным играм. Мальчики больше настроены на конструирование, подбор деталей. Воспитывая ребенка, стоит помнить, что мальчики и девочки по-разному относятся к помощи со стороны родителей. Для девочек, ваше предложение помочь нарисовать рисунок, сложить пирамидку, слепить зайчика представляется проявлением любви и заботы. Для мальчиков, ваше стремление помочь сделать сложный элемент – недоверие. Представители мужского пола с ранних лет любят все делать самостоятельно, наблюдая за вашей восторженной реакцией. Выстраивая линию воспитания, стоит учитывать эту особенность в поведении детей разного пола, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития.

    Как развивать

    Развитие ребенка в 18-21 месяцев должно быть многогранным. Взрослым стоит помнить, что необходимо комбинировать различную нагрузку, чередуя занятия, направленные на физическое и умственное развитие. Наиболее полезными для этого возраста являются:
    • Подвижные игры: прятки, догонялки, салки, игры с мячом. Развивающие крупную моторику занятия, совершенствуют координацию, дают возможность крохе потратить скопившуюся энергию;
    • Занятия для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, сортеры, игры с бусинами и крупами, бизиборды и т. д. Развитие мелкой моторики – путь к быстрому освоению речи. Предлагайте малышу совершенствовать работу пальчиков, занимаясь вместе с ним, показывая различные варианты времяпровождения;
    • Творчество: раскрашивание пальчиками, кисточками, губкой и т. д.; лепка из пластилина, теста; рисование мелками, карандашами, фломастерами. Положительно влияя на развитие мелкой моторики, творческие занятия хорошо развивают мышление, формируют знания о цвета, фактуре, текстуре. Отдельно стоит сказать о положительном влиянии творческих занятий на зарождение фантазии. Через творчество малыш учится раскрывать свой внутренний мир;
    • Сюжетные игры. К 21 месяцу в норме ребенок должен уметь выстраивать определенную сюжетную линию в игре. Покажите крохе, как устроить чаепитие для кукол, уложить игрушки спать, построить зоопарк и поселить в него животных;
    • Занятия на развитие логики, мышления. Во время совместной игры предлагайте малышу использовать уже имеющиеся знания на игрушках, рассказывайте о признаках предметов. Хорошо использовать различный наглядный материал, показывая крохе, что информацию можно получать не только в устной форме через рассказы мамы или папы, но и изучая книги, карточки, игровые элементы;
    • Чтение книг. Ритуал ежедневного совместного чтения – хороший способ привить крохе любовь к книге, рассказать ему о многих вещах, воспитать в нем понимание о правильном поведении.
    В 18-21 месяцев малыш понимает уже намного больше, чем вы думаете. Он проявляет желание руководить процессом, проявляет характер и индивидуальные предпочтения. Подбирая занятия на день для ребенка, следует учитывать, что он может не захотеть выполнять ваше задание и это нормально. Не стоит заставлять или убеждать карапуза в полезности действия, просто отложите на время задуманное, а найдите занятие, которое понравится крохе.

    Техника безопасности

    Вопросы безопасности остаются важным элементом для ребенка в 18-21 месяцев. Следует помнить, что кроха еще не всегда может понять, какое его действие будет правильным. Поэтому следует проследить:
    • Чтобы в доступе у ребенка не было мелких, хрупких, бьющихся предметов. Игры с такими элементами должны проходить под тщательным контролем взрослых;
    • Лекарства, химия, порошки и другие ядовитые вещества – не игрушка для ребенка, уберите их из поля зрения ребенка, он не должен найти их, передвигаясь по дому;
    • Старайтесь следить, чтобы розетки были заглушены, а малыш не играл с электроприборами, не дергал за провода;
    • Установите на окнах замки. Объясните крохе, что находиться на подоконнике можно только в присутствии мамы;
    • Внимательно следите, что малыш берет в руки на улице;
    • Начните объяснять правила перехода через дорогу, покажите, как пользоваться светофором;
    • Не оставляйте кроху одного надолго.
    Играя, ребенок может подвергнуть свое здоровье и жизнь опасности. Родители должны стараться предугадать опасные ситуации и сделать все, чтобы малыш не мог навредить себе.

    Что должно насторожить

    Разница в навыках, полученных разными детьми между 18 и 19 месяцами жизни большая, но есть перечень навыков, которые должны обязательно присутствовать:
    • Умение произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа»;
    • Ходьба. Малыш должен научиться ходить без помощи взрослого;
    • Использование в игре обоих рук;
    • Спокойное отношение к гигиеническим процедурам;
    • Простейшие навыки игры;
    • Реагировать на посторонних, прятаться за маму в случае опасности;
    • Пытаться общаться при помощи жестов, мимики, расстраиваться при непонимании со стороны взрослых;
    • Реагировать на музыку.
    Если у вашего ребенка отсутствует один или несколько перечисленных навыков, следует обратиться к участковому педиатру.
    Причиной посетить врача в этом возрасте также является апатия, снижение активности, непривычная сонливость, сыпь и температура.
    Третья четверть 2-го года жизни – насыщенное время, наполненное новыми достижениями в интеллектуальной сфере, совершенствованием двигательных навыков, появлением первых сочетаний слов. Дни пролетают незаметно, кажется, еще вчера крохе исполнился 1 год, а уже не за горами новая дата. Дети растут быстро, не забывайте фотографировать процесс взросления вашего малыша и находить время на собственный отдых, впереди вас ждет много всего интересного. Основа для будущих побед формируется здесь и сейчас, будьте рядом со своим карапузом, будьте активным участником процесса взросления и ваши отношения станут близкими, крепкими, доверительными.