Развитие от 21 до 24 месяцев Содержание статьи: Малыш быстрыми темпами приближается к новой отметке – 2 года. Он уже не младенец, полностью зависимый от взрослых, а настоящая полноценная личность с собственным мнением по любому вопросу, целями, задачами. Давайте подробно рассмотрим развитие ребенка на этом этапе жизни: какие изменения произойдут в физиологии и психологии ребенка, как помочь ему развиваться и достигать новых побед и т.д.

    Физическое развитие ребенка

    Набор веса и роста в четвертой четверти второго года жизни изменяются несущественно. За 4 месяца вес большинства малышей изменится максимум на 400 г, а рост – на 3 см. Окружность головы за этот же период увеличится на 0,5-0,7 см, окружность груди – на 1 см. Зато зубов у большинства детей к 2 годам уже будет 16-18. Но этот показатель очень индивидуален. В норме, первые 20 зубов должны появиться до 3-х лет, поэтому, если у вашего карапуза к 2-м годам меньше 16 зубов не расстраивайтесь, у малыша в запасе еще достаточно времени.

    Нормы физического развития в зависимости от пола

    Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница ростаСредняя окружность головыСредняя окружность груди
    Мальчик в 1 год 9 мес.10,613,680,888,34951
    Мальчик в 2 года1114,583,59349,552
    Девочка в 1 год 9 мес.10,312,879,587,54850
    Девочка в 2 года10,8148490,448,551
    Вес и рост ребенка – индивидуальный показатель. Оценивая гармоничность развития ребенка, не стоит стараться соответствовать обозначенным цифрам, ведь каждый человек имеет свои особенности. Если какой-либо из показателей вас насторожил, то для успокоения обратитесь к участковому педиатру, который основываясь на всех четырех показателях, темпе роста за предыдущие периоды, особенностях строения малыша и его ближайших родственников сможет сделать правильный выбор о гармоничности развития ребенка. Нормально, если малыш к 2-м годам выше и крупнее верхней планки на 7-10% или ниже и легче нижней границы на 8-10%.

    Что малыш должен уметь?

    Ускоренное развитие головного мозга на втором году жизни создает условия для освоения малышом к 2-м годам большого количества разнообразных навыков. Список освоенных умений растет каждый день, индивидуален для каждого ребенка. Некоторые малыши большего успеха достигают в физических навыках, другие – в интеллектуальном развитии, третьи – развиваются, равномерно осваивая двигательные навыки и знания. Каждый из вариантов – норма. Среди желательных навыков, освоенных малышом до 2-х лет, можно выделить умение:
    • Бегать, меняя направление и не сбавляя скорости, пытаться убежать от взрослого;
    • Перешагивать через небольшие предметы, расположенные на разном расстоянии друг от друга;
    • Ходить по длинной узкой поверхности (доске), расположенной под небольшим углом, при этом, не заваливаясь на бок. Это умение кроха выполняет при поддержке родителей или самостоятельно;
    • Бросать мяч вперед, влево, вправо, за головой. По просьбе взрослого кроха может закинуть мяч в коробку, стоящую на земле;
    • Бить по мячу ногой;
    • Карабкаться по стенке, взбираться на мебель;
    • Продумывать свои действия, сосредотачиваться на задаче;
    • Понимать обращенную к нему речь;
    • Смотреть себе под ноги, стараясь обойти незнакомый предмет;
    • Прыгать вверх. Малыши к 2-м годам самостоятельно прыгают, поочередно отрывая ноги от земли, с поддержкой родителя – одновременно отрывая обе ноги;
    • Спрыгивать с небольшой высоты, приземляясь на обе ноги;
    • Подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью взрослого;
    • Открывать и закрывать двери, нажимая на ручку;
    • Выстраивать простые предложения или словосочетания, используя глаголы, прилагательные, союзы и т. д. Если ваш малыш не пытается начать говорить предложениями, но в его активной речи есть до 20 слов, обозначающих предмет или действие, волноваться не стоит. Появление связной речи может затянуться до 3-х лет;
    • Снять с себя одежду, есть стремление одеть простые элементы гардероба;
    • Находить способ разобрать игрушку на запчасти, чтобы посмотреть, что находится внутри, создать новый объект;
    • Пользоваться ложкой во время еды;
    • Пить из чашки, не разливая содержимого;
    • Самостоятельно умыться, почистить зубы;
    • Запомнить и выполнить до 3 последовательных действий по просьбе взрослого;
    • Складывать простые пазлы;
    • Нарисовать карандашом простые линии, закругления;
    • Найти и показать основные части тела на себе, взрослом, картинке;
    Необязательным, но показательным умением для ребенка 2-х лет является стремление освоить велосипед. Если предложить карапузу воспользоваться таким средством передвижения, показав как приводить его в действие, можно увидеть, как легко малыш освоит этот навык. Умения ребенка между 21 и 24 месяцами жизни появляются ежедневно. Некоторые из них едва заметные, другие впечатляющие. Основой для равномерного, быстрого развития является внимание к потребностям карапуза со стороны взрослых, стремление в простой форме объяснить интересующие кроху вещи.

    Физическая активность

    Важно в течение дня обеспечивать ребенка достаточной физической активностью. Подвижные игры, гимнастика и простые прогулки способствуют формированию физически крепкого тела, стимулируют развитие координации, вестибулярного аппарата. Кроха, который в течение дня хорошо побегал, попрыгал, поиграл — крепче спит. Физическая активность способствует хорошему аппетиту. Выпустив энергию в течение дня, малыш более спокоен вечером.
    Между 21 и 24 месяцами большинство детей увлекает игра в мяч. Моторика рук уже развита достаточно для уверенного захвата мяча двумя руками, совершения движений, позволяющих кинуть мяч в разные стороны. В этот период хорошо начинать учить малыша ловить мяч. Для этого взрослый становится на небольшом расстоянии от ребенка, подкидывает несильно мяч, предлагая малышу его схватить. Вероятнее всего, первые попытки поймать мяч будут неудачными, но благодаря ежедневной тренировке, этот навык можно легко развить. Умение не только бросать, но и ловить мяч выводит кроху на новый уровень. Он сможет активно участвовать во множестве новых игр, научиться лучше координировать движения своих рук.
    Еще один важный для развития малыша навык, который требует постоянной тренировки – умение подниматься и спускаться по лестнице. Большинство детей к 21-му месяцу уже умеют ходить по лестнице при помощи взрослого, приставляя ножки на каждой ступеньке. Если вы живете в многоквартирном доме или у вас в доме есть лестница, хорошо предлагать малышу подниматься и спускаться как минимум 4 раза. Чем чаще кроха будет совершать эти действия, тем лучше будут развиты мышцы его ног, координация. Физическая активность ребенка – важный элемент в формировании здорового организма, иммунитета. Одним из основных ежедневных элементов в жизни крохи должна оставаться утренняя гимнастика. Подбор упражнений для нее осуществляется исходя из умений ребенка, его предпочтений. Хорошо в этом возрасте предлагать укреплять мышцы рук, ног, спины, тренировать растяжку, учиться прыгать и огибать препятствия. В течение дня, кроме игр и прогулок хорошо предлагать малышу заниматься на фитболе, посещать бассейн. Ребенок в 2 года

    Всестороннее развитие ребенка

    Ближе к 2-м годам жизни ребенка взрослые должны задуматься над вопросом его всестороннего развития. Возросшее количество навыков и умений, требует следить за тем, чтобы малыш получал достаточно физической, умственной, эмоциональной нагрузки. Малыш между 21 и 24 месяцами жизни ежедневно должен минимум 10 минут уделять:
    • Познанию мира. Расширение познаний о мире, стимуляция любознательности, познание особенностей окружающих предметов, животных, насекомых, птиц;
    • Сенсорике. Развитие органов чувств карапуза способствует более глубокому пониманию окружающего мира, усиливает скорость усвоения любой информации воспринимаемой глазами, ушами, руками, ртом, носом. Чем лучше развиты основные органы чувств, тем быстрее кроха развивается;
    • Пониманию музыки. Через музыку кроха развивает свой эмоциональный мир. Классика позволяет крохе ощутить целый спектр эмоций, танец – научиться выражать чувства движением, пение – давать свободу эмоциям через голос. Научив кроху пониманию музыки, взрослые способствуют нормализации процессов нервной системы, формированию уравновешенной, духовной личности;
    • Речи. Занятия, способствующие постановке чистой речи, улучшению артикуляции, коррекции речевых ошибок играют важную роль в развитии ребенка. Предлагать их нужно как можно раньше и не прекращать на протяжении всего дошкольного периода;
    • Интеллекту. Умение применять полученные ранее знания в практической деятельности – важное умение для любого человека. Игры, стимулирующие применение малышом своих навыков и знаний на различных предметах, перенос знакомого действия с одного предмета на другой, освоение базовых элементов логического мышления – шаг к формированию острой потребности в обучении, жажде знаний;
    • Мелкой моторике. Чем лучше развиты пальчики рук крохи, тем легче ему даются различные задания, быстрее развивается речь, возрастает самостоятельность. Чем чаще в жизни карапуз использует мелкую моторику, тем быстрее формируются его знания о мире, ведь кроме самой моторики, малыш получает тактильные знания, очень важные для сенсорного развития;
    • Творчеству. Стабильность умственного развития тесно связана с эмоциональным спокойствием, стабильностью ребенка. Чрезвычайно возбужденный малыш усваивает информацию на 20% хуже, чем спокойный карапуз. Творческие занятия позволяют развивать эмоциональность малыша через воплощение внутренних порывов в лепке, рисовании.
    • Социально-эмоциональному становлению. Малыш живет в обществе, чтобы отношения с другими людьми были ровными и доброжелательными, необходимо обращать внимание на появление и становление умения общаться, контролировать свои эмоции, применять навыки коммуникации.
    Список направлений деятельности взрослых и ребенка достаточно обширный, но не стоит его пугаться. Большинство из названых направлений вам уже знакомо в обычной жизни, внести дополнения несложно. Давайте разберемся, что малыш уже умеет в каждом из направлений и на что нужно обратить внимание.

    Развитие познавательной деятельности

    Одним из основных направлений развития ребенка между 21 и 24 месяцами жизни должна стать познавательная деятельность. Все дети от природы жаждут знаний, в руках родителей усилить стремление узнать как можно больше, вывести любознательность на новый уровень. Для этого нужно немного:
    • Показывать окружающий мир и рассказывать о нем;
    • Отвечать на вопросы ребенка;
    • Обучать различным способам получения информации (игры, чтение, поиск нового в хорошо знакомом);
    • Наполнять жизнь малыша новыми впечатлениями, людьми. Но стоит соблюдать умеренность, увеличивая количество эмоций постепенно.
    К 21-24 месяцам жизни малыш уже многое знает о себе и окружающем мире. Большинство малышей к 2-м годам:
    • Знают свое имя и фамилию, отзываются на них, пытаются их произносить;
    • Узнают на фотографиях близких людей, знакомых животных и растения, показывают пальчиком по просьбе взрослого на названый предмет или живое существо;
    • Знают названия окружающих предметов, могут найти и подать названую вещь маме или папе;
    • Уверенно показывают части своего тела, могут найти их на картинке;
    • Выполняют простые просьбы;
    • Уверенно копируют часто выполняемые действия взрослого. Девочки могут пытаться краситься, мальчики устраиваются на диван перед телевизором;
    • Могут строить башенки из 3-5 кубиков, из конструктора по примеру строить домики, дороги и т. д.;
    • Отличают простые формы, знают основные цвета спектра и некоторые оттенки, понимают разницу между «горячо-холодно», «далеко-близко», «высоко-низко»;
    • Уверенно собирают пирамидку, сортер, вкладыши;
    • Различают большие и маленькие предметы, могут выстраивать их в порядке возрастания или убывания;
    • Рисуют карандашом простые линии, пытаются изобразить кисточкой круг;
    • Реагируют на музыкальные произведения, пытаются подпевать знакомым песням, выражать эмоции в танце;
    • Могут сосредоточиться на интересном занятии на 20 минут.
    Эти базовые навыки познавательной деятельности – основа для формирования более сложных умений. Взрослым рекомендуется в этот период уделить внимание развитию уже имеющихся навыков, предлагать задания на поиск, сортировку, конструирование. Рассказывайте карапузу о простых вещах, акцентируйте его внимание на внешнем виде предметов, учите через игру познавать мир и на ваших глазах кроха будет быстро усваивать все больше новых знаний, стремиться учиться и развиваться.

    Сенсорное развитие

    Знание ребенка о каждом отдельном предмете складывается из знаний о его внешнем виде, производимом звуке, вкусе, запахе, текстуре, весе и т. д. Используя данные, полученные от органов чувств, малыш различает предметы между собой. На базе общей информации о предмете выстраивается мышление, которое позволяет действовать с предметом исходя из предыдущего опыта. Так, один раз кинув мячик и увидев, как он покатится, малыш будет знать, как ведут себя предметы круглой формы. Услышав, как мяч ударяется об пол – запомнит звук и будет различать его среди других. Потрогав мяч – узнает, какой он на ощупь, запомнит это ощущение и т. д. Ежедневно головной мозг ребенка сталкивается с огромным количеством информации, из которой выстраиваются знания. Для малыша в 21-24 месяцев жизни важным является умение различать цвета, формы, текстуру, запахи и звуки. Помочь крохе в сенсорном развитии можно:
    • Акцентируя внимание на различных фигурах, цвете, форме и т. д. в рамках игры или прогулки;
    • Показывать разницу в размере, температуре, количестве и т. д.;
    • Предлагать выполнять действия со знакомыми предметами: сортировать, искать, подбирать;
    • Предоставив возможность играть с многофункциональными игрушками типа бизиборд, сенсорная панель, музыкальные комплексы.
    Основой для запоминания словесного обозначения того или иного свойства предмета – ежедневное многократное повторение. Даже, если вы не чувствуете, что малыш сразу вас понял или принял информацию, не останавливайтесь, повторяйте изо дня в день. Через повторение происходит запоминание.
    Ближе к 2-м годам можно познакомить малыша с ролевыми играми, предложив ему сыграть роль мамы, доктора, учителя в отношении к кукле.
    Хорошо на развитие сенсорики влияют пазлы, сортеры, мозаики. Благодаря вниманию со стороны родителей к 2-м годам малыш может:
    • Ориентироваться в 4-6 основных формах, различая шар, куб, прямоугольник, звезду, цилиндр, призму. Легко находить названую знакомую фигуру на картинке;
    • Собирать логический куб или сортер не методом подбора, а благодаря своим знаниям о форме;
    • Легко ориентироваться в размере предмета, выстраивать цепочку из разных предметов по возрастанию или убыванию;
    • Из 5-7 предметов выбрать самый большой или маленький. Начать оперировать понятием «средний»;
    • Быстро собрать пирамидку в правильной последовательности;
    • Ориентироваться в основных цветах спектра, знать несколько основных оттенков. Изучая рисунок, показать на предмет заданного цвета;
    • Нарисовать линию, попытаться изобразить круг. Если спросить, скажет, что хочет нарисовать;
    • Согнуть лист бумаги пополам, повторяя за взрослым;
    • Различать предметы по весу, температуре, фактуре, называя словом отличительные черты (тяжелый, горячий, мягкий);
    • Легко переносить действия с одного предмета на другой, использовать предметы-заместители;
    • Создавать игровую ситуацию, действовать по шаблону.

    Музыкальное развитие

    Музыка в жизни ребенка играет важную роль, через нее малыш знакомится с возможностью расширения своего эмоционального мира. Музыкальное развитие ребенка в 21-24 месяца состоит из:
    • Привлечения карапуза к классической музыке;
    • Обучения танцу, как способу выражения своих эмоций;
    • Знакомства с пением, как новой формой общения.
    Благодаря простому прослушиванию классической музыки, танцам, пению малыш улучшает умение ориентироваться в пространстве, координацию. Выражение эмоций через музыку стабилизирует эмоциональное состояние крохи. К 2-м годам малыш может:
    • Узнавать и по-разному реагировать на знакомые мелодии;
    • Стараться подпевать за мамой;
    • Выражать свои эмоции танцем;
    • Хлопать в такт музыки;
    • Пытаться воспроизводить знакомые мелодии и песни голосом.

    Речевое развитие

    Между 21 и 24 месяцами жизни речь ребенка активно развивается. Этому способствуют:
    • Насыщенность жизни малыша речью со стороны взрослого;
    • Занятия на тренировку артикуляции: игры с зеркалом, повторение за взрослым звуков, имитация голосов животных;
    • Чтение и обсуждение иллюстраций в книге;
    • Расширение пассивного словаря через знакомство с новыми предметами, действиями.
    Речевое развитие ребенка – индивидуальный процесс, проходящий для каждого ребенка со своей скоростью. Некоторые дети к 2-м годам уже хорошо разговаривают, другие ограничиваются небольшим набором слов для обозначения своих потребностей. Обе эти ситуации норма, не стоит переживать, если карапуз к 2-м годам использует только 20 понятных слов, изредка соединяя их в словосочетания – это нормально. Значит, головной мозг ребенка еще не готов к активной речи, на текущий момент происходит формирование другого навыка. В такой ситуации следует продолжать предлагать малышу выполнять задание на развитие речи и ждать. К 2-м годам большинство детей:
    • Используют в речи до 50 четких слов обозначающих предметы, людей, основные действия малыша и около 300 словесных форм;
    • Пытаются произносить сложные слова, путают слоги, заменяют сложнопроизносимые сочетания на более легкие;
    • Отвечают на вопрос «как говорит животное», подражают звукам техники;
    • Пытаются выстраивать предложения из 3-5 слов;
    • Полностью понимают обращенную речь;
    • Пытаются назвать свои имя и фамилию;
    • Поют, используя непонятные для взрослых слова;
    • Понимают простые иллюстрации. Могут отвечать на вопросы об изображенных предметах и живых существах;
    • Выполняют до 3-х простых просьб;
    • Понимают несложный рассказ о знакомых действиях, событиях;
    • Используют речь эмоционально: если нужно что-то попросить, показать свое недовольство, рассказать о достижении;
    • Договаривают окончание в знакомых стихах, песнях;
    • По просьбе могут жалеть, помогать;
    • Используют глаголы для обозначения своих действий;
    • Показывают и пытаются назвать основные части тела;
    • Начинают использовать местоимения, прилагательные, предлоги, наречия;
    • Говорят о себе в третьем лице;
    • Оценивают себя (большой, красивый, умный);
    • Говорят «пока», «спасибо», «привет» по-своему.

    Интеллектуальное развитие

    Интеллектуальное развитие ребенка к 2-м годам проявляется в простых действиях:
    • Малыш начинает думать перед тем, как что-то сделать. В такие моменты, карапуз анализирует свой опыт, пытаясь найти наилучший способ решения задачи;
    • Уверенно копирует взрослых, подражая их действиям, мимике, жестам;
    • Собирает пазлы, мозаики, конструирует по примеру. Ребенок запоминает увиденные действия, пытается их повторить, чтобы лучше усвоить;
    • Упрямство. Карапуз настаивает на своем, понимая, что ему хочется сделать в данный момент. Это уже не капризы, основанные на дискомфорте, а вполне осознанное требование.
    Чтобы помочь развитию интеллекта ребенка, рекомендуется:
    • Знакомить малыша с правилами поведения в стихотворной форме, через яркие картинки, сказки;
    • Поддерживать его стремление становиться самостоятельным;
    • Чаще играть в сюжетные и ролевые игры с малышом;
    • Предлагать простые логические задачи по подбору, сортировке, поиску;
    • Выстраивать диалог, показывать малышу варианты разрешения ситуации, объяснять, почему нельзя совершать то или иное действие.

    Мелкая моторика

    Чем лучше кроха владеет пальчиками, тем легче ему удается совершать задуманные действия, быстрее переходить на новый этап развития. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь, стимулируя переход от пассивного к активному словарю. Развитию мелкой моторики в 21-24 месяцев способствуют:
    • Игры с мелкими предметами: шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.;
    • Рисование, лепка, конструирование;
    • Бизиборды, сенсорные панно;
    • Самостоятельное выполнение некоторых бытовых задач.
    Чем чаще в своих занятиях карапуз будет тренировать пальчики, тем лучше. Большинство малышей к 2-м годам порадуют своих родителей умением:
    • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
    • Разворачивать упаковку, открывать коробки, откручивать крышки;
    • Строить башни из 5-6 кубиков;
    • Собирать пазл, логический куб, сортер;
    • Играть с мячом, бросая его и пытаясь поймать;
    • Нарисовать прямую и прерывистую линию;
    • Скатать из теста небольшую колбаску, кружок.

    Творческое развитие

    Творческое развитие ребенка в 21-24 месяцев – познание возможности отобразить свое эмоциональное состояние на бумаге, в виде фигуры и т. д. Знакомясь с красками, пластилином, мелками, карандашами карапуз учится различать цвета и через них раскрывать свои эмоции. Многих родителей 2-х летних малышей тревожит любовь ребенка к черной краске. Многие малыши предпочитают ее среди других. Но дело не во внутреннем состоянии ребенка, а в интенсивности цвета. Малыши используют цвет, руководствуясь яркостью внутренних эмоций, чем чаще малыш счастлив, тем интенсивнее выбранный цвет. Вопрос эстетичности и вкуса с детьми 2-х лет поднимать не стоит. Понимание красоты появится у карапуза только после 3-х лет. До этого времени он будет руководствоваться вашими словами, не углубляясь в эти понятия.

    Социально-эмоциональное развитие

    Чем старше становится ребенок, тем больше времени нужно уделять его эмоциональному развитию и умению контактировать с другими людьми. Обычно, дети между 21-24 месяцами жизни в течение дня сохраняют спокойное состояние, сосредоточены на познавательной деятельности. Эмоции, используемые в стандартной ситуации, в большинстве случаев скопированы со взрослых, которые окружают ребенка. Вывести карапуза из состояния покоя могут:
    • Изменение тона разговора взрослого. Ребенок активно реагирует на любые изменения голоса родителей, начиная спорить и ругаться в ответ на грубость, улыбаться и смеяться –на предложение поиграть;
    • Дискомфорт, связанный с голодом, усталостью, болезнью;
    • Неудачи или победы в игровой деятельности;
    • Уход мамы из комнаты или квартиры;
    • Изменение ситуации, поход в новое, незнакомое место, приход гостей;
    • Музыка, чтение, пение. Некоторые дети эмоционально реагируют на музыку, некоторые композиции могут вызвать слезы, другие — смех. Сюжет простой сказки уже доступен ребенку, кроха может проявить эмпатию к герою, расстроиться. Слушая грустную песенку, карапуз может расстроиться, веселая мелодия – приведет его в восторг, малыш может захотеть танцевать.
    Чаще всего малыш идет на контакт с теми людьми и детьми, которые интересуют его своей деятельностью. Малыш может с увлечением рассматривать занятия другого ребенка, попытаться к нему присоединиться. Взрослые «чужие» люди вызывают настороженность, которая проходит, если рядом есть мама. Если незнакомый человек пытается говорить с малышом, оказывает ему знаки внимания, кроха может попытаться поговорить, если почувствует в этом необходимость, в ином случае, попытается спрятаться за маму. Малышу нравится выполнять поручения родителей. Он с удовольствием помогает решать простые бытовые задачи: мыть посуду, стоя перед мамой, с удовольствием вместе со взрослым протирает тряпкой пол, пытается убрать пыль с полок, пылесосить и т. д. Конечно, самостоятельно выполнять бытовые задачи ребенку в этом возрасте нельзя, но приучать его помогать исходя из его возможностей очень полезно.

    Бытовые навыки

    С каждым днем малыш становится все более самостоятельным, осваивает базовые приемы самообслуживания. Если не препятствовать этому процессу, то к 2-м годам кроха может уметь:
    • Самостоятельно кушать любую пищу, пить из чашки, не проливая содержимого;
    • Кушать из своей тарелки, предпочитая ее другим;
    • Самостоятельно раздеваться, вернувшись с прогулки;
    • Одеваться на улицу с небольшой помощью взрослого;
    • Проявлять чистоплотность, обращая внимание на грязные руки, одежду, обувь. Просить помыть или заменить запачканный предмет;
    • Проситься на горшок;
    • Собирать игрушки перед сном, расставляя их по местам;
    • Совершать гигиенические процедуры: умываться, мыть руки, чистить зубы;
    • Пользоваться полотенцем с помощью взрослого;
    • Открывать и закрывать двери.

    Питание

    В 21-24 месяцев малыш кушает 4 раза в день с промежутком в 3,5 – 4 часа. Большинство детей кушают вместе со взрослыми, блюда приготовленные для всех. Рацион разнообразный, постоянно пополняется новыми блюдами и продуктами. В этот период следует избегать колбасных изделий, сосисок, копченостей, жаренного и сильно приправленного. Чтобы кроха получал все необходимые для его развития элементы, хорошо, чтобы его ежедневный рацион состоял из:
    • Злаковых каш по утрам. Каждый день можно предлагать разные виды каш, их смеси. Наиболее полезными для ребенка в 21-24 месяцев считаются овсяная и гречневая каши;
    • Рыбы или мяса в обед. Можно предложить вместо мяса субпродукты;
    • Яйца. В сваренном виде 2-3 раза в неделю, в качестве компонента в другие блюда с любой частотой;
    • Молочные продукты в течение дня. Хорошо предлагать на ужин творог или йогурт, в обед добавить сметану в суп, на полдник предложить кусочек сыра, по требованию дать попить кефира;
    • Овощные блюда. Отварные или запеченные овощи хорошо предлагать в обед или на ужин;
    • Фрукты. Можно употреблять в течение дня, не позже чем за 40 минут до следующего приема пищи.
    Ближе к 2-м годам можно предложить карапузу использовать вилку, предложив ему специальный изогнутый пластиковый вариант этого прибора.

    Сон и режим дня

    В 21-24 месяцев малыш отдыхает днем один раз около 2-х часов. Ночной сон составляет 10-11 часов. Важную роль в продолжительности и качестве сна играет соблюдение постоянного режима дня. Если малыш ежедневно ест, гуляет, ложится спать в одно и тоже время, то его организм быстро подстраивается под предложенный график. Режим дня малыша, приближающегося к 2-м годам, должен содержать в себе такие важные элементы:
    • Утренние процедуры;
    • Зарядка;
    • Закаливающие процедуры (обливания ножек, контрастный душ);
    • Прогулка на свежем воздухе;
    • Вечерние гигиенические процедуры;
    • Купание.

    Различия между мальчиками и девочками

    Мальчики и девочки все больше отличаются друг от друга. К 2-м годам большинство девочек становятся настоящими «болтушками», а мальчики, в большинстве случаев, предпочитают конструктивный диалог по делу.
    Мальчики дольше приспосабливаются к изменениям в жизни, предпочитают постоянство, предсказуемость действий. Вводить в жизнь будущего мужчины новшества следует осторожно, постепенно.
    Малышки более коммуникабельны, но не любят громких звуков. Предпочитают спокойные занятия, беседы подвижным играм. Девочки проявляют большую осторожность, сильно подвержены необоснованным страхам. Хорошо объяснять маленькой принцессе, почему не стоит бояться того или иного действия, какая от него польза. Развитие девочек идет плавно, постепенно. Мальчики, в большинстве случаев, развиваются скачкообразно, выдавая в один месяц максимум двигательных и умственных новшеств, после чего достаточно долго совершенствуют приобретенный навык.

    Совместные игры и полезные занятия

    Совместная деятельность взрослого и ребенка – основа для развития малыша. В день нужно уделять как минимум 2 часа на совместные игры, чтобы кроха чувствовал себя комфортно. Рекомендуется предлагать малышу вместе:
    • Собирать конструктор, строить башни, играть в сюжетные игры. Совместные игры подразумевают под собой занятие по образцу. Взрослый показывает вариант игры, ребенок повторяет или присоединяется;
    • Выполнять бытовые задачи. Когда взрослые убираются, моют посуду или выполняют другую работу, хорошо предложить ребенку помочь. Карапуз с удовольствием будет подавать одежду, протирать пол небольшой тряпочкой, полоскать посуду и т. д. Благодаря таким совместным занятиям, кроха будет учиться полезным делам, ощущать любовь родителей, получит необходимое общение;
    • Утренняя зарядка. Утренний комплекс упражнений с ребенком 21-24 месяцев хорошо проводить совместно. Мама или папа не только помогают выполнить элемент, они становятся активными участниками зарядки, выполняя вместе с крохой все заданное;
    • Читать книги, рассматривать иллюстрации. Хорошо, если совместное чтение – ритуал, совершаемый каждый день. Такое времяпровождение способствует приучению к чтению, карапуз чувствует близость родителей;
    • Рисовать, лепить. Творческие занятия с ребенком 21-24 месяцев – совместная деятельность, в которой мама или папа играют большую роль, показывая как нужно, рассказывая об особенностях.
    Малышу уже почти 2 года, он многое понимает и умеет, настало время включить его во все сферы жизни. Предлагайте ему помогать и проявлять инициативу, быть самостоятельным и не бояться открывать новое.

    Техника безопасности

    Вопросы безопасности продолжают играть важную роль в сохранении здоровья и жизни ребенка. Малыш в 21-24 месяцев еще не осознает опасность предметов, с которыми играет, не знает, как нужно себя вести в различных ситуациях. Взрослым стоит позаботиться, чтобы в доме:
    • Не было доступных ребенку химикатов, лекарств, моющих и чистящих средств;
    • Хрупкие, бьющиеся, ценные предметы должны быть высоко подняты или спрятаны;
    • Ножи, монеты, горючие вещества не должны быть доступны;
    • Были установлены заглушки на розетках, замки на окнах.
    Рассказывайте ребенку правила поведения на дороге, в общественных местах, дома. Следите за тем, чтобы кроха не схватил горячее, не играл с газовой плитой или оборудованием, не имел доступ к спичкам и т. д. Следуя за своим любопытством, карапуз не осознает опасность ситуации, это обязанность взрослых. Ребенок в 2 года

    Что должно насторожить

    Не все дети полностью соответствуют указанным в этой статье нормам. Некоторые достигают успехов чуть раньше, другие чуть позже. Каждый ребенок индивидуален, но есть список умений, которые должны обязательно присутствовать. Вам нужно обратиться к участковому педиатру, если ваш малыш:
    • Говорит только 1-2 слова, не пытается произносить словесные формы слов;
    • Не бегает, не может прыгать, падает, когда приседает;
    • Испытывает затруднения при броске мяча;
    • Не понимает обращенную к нему речь, не пытается выполнить просьбу или задание;
    • Не пытается ломать игрушки;
    • Не умеет есть ложкой, пить из чашки;
    • Испытывает затруднения в попытке нарисовать линию карандашом;
    • Апатичен, вял;
    • Не боится «чужих» людей;
    • Не реагирует на отсутствие мамы.
    Заканчивается второй год жизни ребенка. За прошедшие 12 месяцев из карапуза, который только учился ходить и говорить малыш превратился в постоянно куда-то бегущего сорванца, который может выстраивать простые фразы, решать первые логические задачи. В последнюю четверть второго года жизни, взрослым стоит постепенно привыкнуть к изменениям, произошедшим с их чадом, принять проявляющуюся самостоятельность как должное. Будьте рядом со своим ребенком, учите его новому, показывайте, насколько большой и прекрасный мир вокруг него.