Развитие ребенка от 2 до 2,5 года Содержание статьи: Малышу 2 года. Он быстрым темпом взрослеет, умнеет, становится крепче и интереснее. Давайте подробно рассмотрим, какие изменения ждут кроху в первые 6 месяцев 3-го года жизни и как помочь ему всесторонне развиваться.

    Физическое развитие ребенка

    В течение первой половины 3-го года жизни малыш становится крепче и физически совершеннее, увеличивается его активность. Мышцы тела становятся крепче, выносливее, уходит младенческая припухлость. Заметно, как изменилось его тело, стали крепкими ноги, стали вытягиваться кисти рук. Больше нет необходимости тщательно смотреть за скоростью набора веса и роста. Теперь основой для оценки малыша становятся его навыки и умения. Посещать педиатра для контроля состояния здоровья карапуза достаточно 1 раз в полгода. Вес ребенка за первые 6 месяцев 3-го года жизни изменяется всего на 1-1,5 килограмма, рост – от 1,5 до 4 см. Большую роль в этом процессе играет генетика ребенка. В семьях, где мама и папа высокие и крупные дети часто показывают результат набора веса и роста выше установленной планки, а в семьях, где родители небольшие по росту и весу – ниже. Для определения гармоничности развития малыша лучшим способом будет обратиться к участковому педиатру для осмотра и оценки.

    Нормы физического развития в зависимости от пола

    Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница роста
    Мальчик 2 года1114,583,593
    Мальчик 2,5 года1216,38797,1
    Девочка 2 года10,8148490,4
    Девочка 2,5 года11,715,58696,5

    Психическое и эмоциональное развитие

    В психологическом и эмоциональном развитии ребенка заметны изменения. В первые 6 месяцев 3-го года жизни у карапуза формируются такие черты характера: воля, настойчивость, усидчивость, коммуникабельность. Изменения, происходящие в психике, часто влияют на эмоции малыша, он испытывает своих родителей на стойкость, выдержку своими капризами, истериками, требованиями. Чтобы помочь малышу пройти этот трудный этап, стоит стараться придерживаться середины между разрешенными и запрещенными делами. Если в вашей семье приняты определенные правила, то их нельзя нарушать. Кроха должен это понять до 2,5 лет, чтобы впоследствии ни вы, ни он не столкнулись со сложностями во взаимоотношениях из-за отсутствия понимания, что взрослых нужно слушаться, соблюдать принятые нормы. Малыш уже имеет небольшой опыт познания окружающего мира и с удовольствием наблюдает за всем происходящим вокруг него. Чем чаще карапуз бывает в обществе, посещает детскую площадку, играет и наблюдает за разными людьми, тем быстрее у него формируются определенные шаблоны поведения, вырабатываются взгляды на разные сферы жизни человека. Родителям нужно следить за ситуациями, с которыми сталкивается малыш, давать им оценку, подсказывая чаду, как нужно к ним относиться, что делать, как реагировать. В этом возрасте родитель – пример для подражания, идеал, если мама и папа относятся к ситуации спокойно, то малыш примет это за норму, формирует определенный шаблон для подобных действий. Повышенный интерес на данном этапе вызывают животные и растения, явления природы. Кроха с интересом их рассматривает, изучает. Рекомендуется в этот период предоставлять малышу возможность знакомиться с разнообразием окружающего мира при помощи прогулок, книжек, развивающих карточек.

    Развитие эмоциональности – попытка отстоять свою индивидуальность

    На третьем году жизни многие эмоции малыша уже связаны не с физиологическими изменениями, а с развитием психики. Часто можно увидеть, как малыш гордиться собой, когда у него получается выполнить задуманное действие. Ребенок ярко проявляет свою любовь к близким людям, целует и обнимает, при расставании плачет и тоскует некоторое время. Иногда в игре можно увидеть, как малыш злится и нервничает, восторгается.
    Память малыша стала лучше, появились первые прочные ассоциации с определенными действиями (прививка — неприятно, больно, гулять — весело). Кроха стал по-разному относиться к каждому из членов семьи, знакомым и незнакомым людям. Некоторые малыши начинают бояться прививок, или посетив первые раз стоматолога, зубных врачей. Важно в любой новой для карапуза ситуации стараться сохранять спокойствие, максимально просто объяснять, зачем нужно делать то или иное действие.
    В отношениях с близкими людьми малыш ведет себя по-разному. Он четко осознает, кого нужно беспрекословно слушаться, а кем можно манипулировать. Привязанность к родителям очень сильна, малыш сильно переживает, расставаясь с мамой или папой, но быстро успокаивается, в течение некоторого времени может тосковать. Процесс осознания собственного «Я», себя – как отдельного человека выходит на новый этап. Малыш начинает говорить о себе в первом лице и во всем стремится проявить самостоятельность. Иногда упрямство, с которым малыш пытается отстоять свои желания и позицию приносит немало трудностей для родителей. Как бы ни было сложно сдерживать себя, сохранять спокойствие, лучше это сделать. Ведь, не смотря на возросшую уверенность в правоте своих действий, ваш кроха все еще сильно зависит от мнения и реакций самых близких ему людей, остро реагирует на любые изменения в семье, взаимоотношениях. Воспитывая ребенка в 2-2,5 года, стоит помнить, что он еще не в силах полностью оценить свои поступки и осознать причины наказания

    Чему ребенок научился

    Умения детей в 24-30 месяцев очень отличаются. Каждый отдельный малыш развивается по-разному, отдавая предпочтение наиболее интересным для себя занятиям. Мальчики чаще основной упор делают на двигательных достижениях, девочки – речевых. В этом возрасте все очень индивидуально, родителям нужно стремиться предлагать малышу больше разнообразия деятельности, стараться научить разным вариантам получения информации об окружающем мире. Какое бы направление не было ведущим у крохи, к 30-ти месяцам большинство малышей умеют:
    • Ходить, быстро бегать, при этом успешно преодолевать препятствия в виде небольших предметов, огибая их, не снижая скорости или не останавливаясь, и перешагивая их приставным шагом;
    • Прыгать вверх на двух ногах, некоторые крохи уже хорошо это делают на 1 ноге, другие пытаются прыгать в длину;
    • Ходить на цыпочках, использовать это умение, чтобы заглянуть на стол, в окно и т. д.;
    • Самостоятельно подниматься по доске, расположенной под углом;
    • Играть в мяч;
    • Сортировать вещи любого размера по заданному признаку (форма, цвет, размер);
    • Подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, с поддержкой взрослого;
    • Надевать и снимать простые элементы одежды (кофта, штаны, обувь на липучках), пытаются застегнуть пуговицы, закрыть молнию;
    • Самостоятельно пить из чашки, есть ложкой и вилкой;
    • Реагировать на шутки. Малышу очень нравятся простые фразы, в которых заметно неправильное употребление слов или действий, но ирония в сторону самого малыша может быть воспринята им как критика, вызвать бурную негативную реакцию (слезы, истерику, крик);
    • Копировать окружающих людей, животных. Кроха способен подметить особенность живого существа, попытаться скопировать действие или звук (прыгать как зайчик, рычать как лев);
    • Играть в ролевые игры. На третьем году жизни малыш не просто разыгрывает определенные сцены, но и примеряет на себя роли, изображая задуманного персонажа, меняет голос, манеру разговора, поведение;
    • Рисовать карандашом простые линии и закругления, при помощи кисти и красок пытается изобразить простые фигуры;
    • Конструировать разные фигуры для игровых целей. Малыш может построить дом для куклы, дорогу для машины после демонстрации взрослым, и опираясь на свой опыт;
    • Различать все цвета спектра, знает до 5 оттенков;
    • Ориентируется в 4-5 простых формах, может увидеть их в окружающих предметах;
    • Проситься на горшок, может самостоятельно снимать и одевать штаны, трусы;
    • Собирать пазл или разрезную картинку из 4-х деталей.
    Список умений каждого отдельного ребенка можно продолжить, добавив достижения в познании окружающего мира, речевые изменения, физические достижения. Большую роль в формировании этого списка играет внимание со стороны родителей к развитию карапуза, их желание и возможности научить ребенка определенным навыкам. Девочка в 2, 5 года

    Физическая активность

    Движение играет важную роль в жизни карапуза. В 2-2,5 года малыши очень подвижны, активны. Практически все время бодрствования они проводят на ногах: куда-то бегут, подпрыгивают, ходят на цыпочках. Даже, усевшись на полу, чтобы поиграть в спокойные игры, дети не могут долго усидеть на одном месте: подползают, тянуться, встают.

    Как нужно реагировать на падения

    Кроха стал уверен в своих физических возможностях. Это иногда играет с ним злую шутку. В попытке все сделать самостоятельно, малышу часто не удается четко рассчитать траекторию движения, он может упасть или споткнуться. Не стоит в этот момент подбегать к малышу и начинать его жалеть. Спросите его, что случилось, дайте возможность самостоятельно подняться и при необходимости подойти к вам, чтобы его пожалели. Реакция малыша на падение часто связана с тем, как мама или папа себя ведет в такой ситуации. Если вы вскрикните, подбежите и начнете искать возможную травму, то малыш расплачется, испугавшись вашей реакции. В ситуации, когда вы видите, что сильного удара не было, рекомендуется оставаться спокойными, улыбнуться и спросить, все ли в порядке. В большинстве случаев, в ответ малыш тоже улыбнется, может даже рассмеется и произнесет «Я упал» и продолжит свои занятия.
    Большинство детей в возрасте 24-30 месяцев очень любят играть в подвижные игры и мяч. Такие игры хорошо стимулируют закрепление основных физических навыков. К 2,5 годам можно предложить карапузу играть с использованием правил. Предложите ему ударять по мячу только на счет 3 или при упоминании вами животного. Кроха с удовольствием будет стремиться их выполнять, победить в новых условиях.
    Стремление победить в любой игре – нормальное желание любого ребенка. В возрасте 2-2,5 лет кроха еще не умеет проигрывать, воспринимать свой проигрыш. Малыш не только не умеет проигрывать, но и яростно хочет соревноваться. Хорошо в этот период начинать объяснять крохе, что он не всегда будет первым, но стремиться к лучшим результатам необходимо. Если в 24-30 месяцев приобрести крохе трехколесный велосипед, то он может научиться кататься. Основным требованием для этого вида транспорта является его легкость. Вес велосипеда должен быть под силу малышу. Если вы не хотите покупать велосипед в этом возрасте, то можно предложить карапузу беговел или самокат. Эти виды транспорта уже под силу крохе. Если освоить беговел несложно, то поехать на самокате кроха сможет только, если увидит реальный пример. До покупки покажите других детей, использующих самокат, спросите, нравится ли малышу такое занятие. Если он заинтересуется, смело покупайте.

    Всестороннее развитие

    Деятельность ребенка на 3-м году жизни очень разнообразна. Появляются более сложные умения, способствующие всестороннему развитию. В этом возрасте хорошо приступить к специальным играм-занятиям. Основой для прочной базы знаний следует как минимум 10 минут в день уделять внимание таким направлениям:
    • Развитие любознательности;
    • Совершенствование сенсорики;
    • Интеллект;
    • Восприятие музыки;
    • Речевое развитие;
    • Совершенствование мелкой моторики рук;
    • Творчество;
    • Социальные и бытовые навыки.
    Основными приемами, использующимися в этом возрасте, являются:
      • Рассказ во время игры, акцентирование внимания на деталях;
      • Работа с карточками, иллюстрациями;
      • Изучение необходимых знаний во время прогулки;
      • Чтение;
    • Тренировка навыка на бытовых задачах через предоставление возможности самостоятельно их выполнять.
    Давайте подробно рассмотрим, что можно развивать в обозначенных направлениях, каких результатов добиться.

    Усиливаем любознательность (познавательное развитие)

    Любознательность – двигатель развития. 95% своих действий кроха выполняет для утоления жажды познания. Чем больше информации об окружающем мире малыш получает, тем больше вопросов у него возникает. Стремление понять и докопаться до сути явлений, действий, поведения – основа для всестороннего развития. Любопытство создает необходимость развиваться. Как развивать любознательность? Очень просто. Предлагайте различные варианты получения знаний, к 2,5 годам малыш будет с увлечением:
    • Конструировать по образцу и исходя из собственного опыта;
    • Рисовать карандашом, кисточкой, губкой, мелками и т. д.;
    • Показывать основные части тела человека, животного. Легко сможет подобрать хвост, глаза, уши конкретного животного или человека и подставить их в нужное место;
    • Разделять и подбирать игрушки и бытовые предметы по цвету, форме, тактильным ощущениям и т. д.;
    • Использовать полученные знания в своих играх, устраивая настоящие представления с игрушками;
    • Самостоятельно пытаться получить новые знания (листать книги, разбирать и собирать предметы по аналогии с подобными предметами);
    • Слушать, как нужно вести себя на улице, дороге, дома. Принимать эти правила, пытаться выполнять.
    Детям очень нравится разнообразие обучающей деятельности. Чтобы стимулировать любознательность, рекомендуется почаще сменять разные направления обучающих занятий: после тренировки моторики предложить побегать, затем заняться чтением, после этого прогуляться по улице и т. д. Не стоит предлагать карапузу занятие, от которого он отказывается. Заставить учиться – не вариант. Малышу должно быть интересно, форма занятия — игровая, ваше настроение – приподнятое.

    Сенсорное развитие

    Взрослый человек для совершения определенного действия использует накопленный опыт. Но эти знания появились не сами по себе, они сформировались за годы изучения окружающих предметов и действий с ними. Малыш получает первичную информацию о новом предмете через органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа). Запоминая, как выглядит предмет, слыша, как он звучит, пахнет, каков он на вкус и на ощупь, карапуз формирует свои первые знания о предмете. Сенсорные знания – первичная информация о предмете, на основе которой малыш развивает все другие умения по использованию вещи. Стимулируя развитие сенсорных ощущений карапуза в 2-2,5 года, взрослые позволяют ему быстрее и совершеннее усваивать информацию, быстрее проходить этап ознакомления и переходить к практической деятельности. Рекомендуемыми занятиями для ребенка в 2-2,5 года являются различные игрушки, позволяющие сравнивать свои ощущения, извлекать звук, окрашенные в чистые яркие цвета:
    • Логический куб;
    • Бизиборд;
    • Сенсорные мешочки, тактильные доски;
    • Шнуровки и т. д.
    Если предлагать малышу разнообразные предметы, называя ощущения, которые они вызывают, их цвет, запах, вкус к 2,5 годам малыш может:
    • Ориентироваться во всех цветах спектра и некоторых оттенках;
    • Различать предметы по весу, фактуре, температуре и т. д.;
    • Уметь выстраивать предметы по величине;
    • Проявлять реакцию на разнообразные запахи, выделяя приятные и не очень;
    • Разграничивать еду на острую, соленую, сладкую.
    Формируя яркие образы, ощущения у ребенка, легко научить его правилам безопасности (палка острая – можно уколоться, снег холодный – нужны варежки, кружка горячая – можно обжечься).

    Интеллектуальное развитие

    Наблюдая за ребенком в 2-2,5 года легко заметить, как сильно он изменился в интеллектуальном плане. Он понимает не только вашу речь, но и удивляет своими действиями, играми, в которых использует, в большинстве случаев, действия, изученные на подобных предметах. Кроха реже просто стучит предметом об пол, тянет его в рот. Задумчиво рассматривает, пытается сломать, чтобы посмотреть, что внутри. Предоставляйте карапузу возможность выполнять разнообразные действия с игрушками, рассказывайте, для чего они нужны, как правильно с ними играть, знакомьте с логическими операциями, расширяйте познания о мире. Все это позволит крохе к 2,5 годам осознанно:
    • Собирать пирамидку из 6-8 элементов в заданной последовательности. Малыш уже может не только подобрать кольца по уменьшению размера, но и наоборот;
    • Строить башни и другие предметы по вашему примеру, использовать их в игровой деятельности;
    • Находить и называть простые фигуры, выделять их очертания в окружающих предметах, пытаться подбирать нужные формы для получения более сложных построек;
    • Собирать пазл из 6-8 деталей;
    • Помнить, где находится предмет, с которым играл некоторое время назад, знать место для каждого предмета в доме;
    • Рисовать, рассказывая о своем художественном замысле.
    Основная задача на первую половину 3-го года жизни – развитие мышления, через пополнение сенсорного опыта, изучение первых логических операций, расширение познаний об окружающих предметах и живых существах.

    Музыкальное развитие

    Развитие умения воспринимать, принимать музыкальные произведения важны не только для совершенствования слуха, но и для стабилизации работы нервной системы карапуза. Много исследований в области психологии посвящены полезному воздействию прослушивания классической музыки. Ее рекомендуется слушать ежедневно по 15-20 минут, стараясь вникнуть в настроение автора, понять идею произведения. Это умение расширит внутренний мир ребенка, поможет научиться выражать свои эмоции при помощи слов. Для детей 2-2,5 лет очень важно научиться чувствовать музыкальные произведения, уметь выплеснуть скопившуюся энергию в танце, пении. Прослушивание простых детских песенок способствует развитию речи, фантазии ребенка. Если ежедневно предлагать малышу послушать классические композиции, петь с ним простые песенки, подходящие по возрасту, танцевать под музыку, то к 30-ти месяцам малыш сможет:
    • Петь самостоятельно или заканчивать начатую вами простую песенку ;
    • Различать темп, уметь хлопать в ладоши в такт композиции;
    • Выражать свои чувства в отношении мелодии, стремиться угадать настроение композитора;
    • Акцентировать внимание на знакомом звуке, называть предмет или животное, издающее его;
    • Различать музыкальные инструменты не только внешне, но и по звучанию;
    • С удовольствием слушать классику, иметь свой список любимых произведений;
    • Различать понятия «тихо – громко»;
    • Использовать простые танцевальные движения.
    • Музыкальное развитие положительно влияет на различные сферы жизни ребенка, расширяет его кругозор, стабилизирует психологическое состояние.

    Речевое развитие

    Речь в первые полгода 3-го года жизни развивается стремительно. Активный словарь ежедневно пополняется несколькими словами. Малыш стремится общаться, вести беседу, задавать вопросы. Интерес к активной речи стимулирует карапуза использовать развернутые предложения из 5-7 слов. Употребляя практически все части речи, постепенно ребенок переходит от заменителей и упрощенных форм к правильным словам. Одним из новых и часто используемых слов в этот период является «почему?». Этот вопрос звучит по многу раз в день, обозначая интересующие кроху в данной ситуации вещи и действия. Не стоит оставлять вопросительные фразы карапуза без внимания, ведь то, что малыш спрашивает, очень его волнует. Правильным будет попытаться в простой форме ответить на вопрос. Если вы растерялись и не знаете ответа на «почему?», то не стесняйтесь сказать малышу об этом, но пообещайте крохе обязательно найти ответ на его вопрос. Постарайтесь до конца дня придумать или найти информацию нужную крохе. На третьем году жизни кроха начинает играть с громкостью своей речи. Он понимает значение слов «тише», «громче» и тренирует их. Но не стоит рассчитывать, что при необходимости он сможет контролировать свой голос достаточно громко. Умение контролировать свои эмоции еще не развито и кроха способен удерживать громкость голоса только несколько минут. Возможность целенаправленно контролировать громкость голоса появится только в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет). В возрасте 2-2,5 лет стоит обеспечить ребенка достаточным количеством общения со взрослыми и детьми. Кроха должен говорить как можно чаще, при этом не только задавая вопросы, но и отвечая на ваши. Постоянные беседы, ежедневное чтение позволяют к 30-ти месяцам добиться существенных результатов:
    • Малыш использует в предложениях названия цветов, частей тела, предметов одежды;
    • Может в нескольких простых предложениях описать происходящее события, ответить на вопрос взрослого о них;
    • Выучить небольшое четверостишие наизусть;
    • Закончить предложение в любимой истории, песне;
    • Сформулировать правильно вопрос об интересном предмете или событии;
    • Понять короткий рассказ без иллюстрации;
    • Выполнить несколько поручений, не связанных между собой (принеси кружку, посади игрушку, открой коробку).
    К концу этого периода еще будут заметны грамматические ошибки и неправильный подбор окончаний слов, упрощенные конструкции будут присутствовать, но в незначительном количестве. Мама и папа должны насторожиться и посетить логопеда и невролога, если к 30-ти месяцам кроха не говорит или делает это очень плохо (его невозможно понять).

    Мелкая моторика

    В первое полугодие 3-го года жизни рекомендуется отдельно обратить внимание на развитие мелкой моторики рук. Двигая пальчиками, ощупывая предметы, пытаясь выполнить действия с мелкими предметами, карапуз совершенствует ловкость рук, стимулирует развитие речи, расширяет свои игровые возможности. Вариантов для стимуляции развития этого навыка много и можно подобрать игры любому ребенку. Различные шнуровки, мозаики, небольшие конструкторы, рисование, лепка и другие занятия подходят не только для развития мелкой моторики, но и для других направлений развития (творческого, интеллектуального, сенсорного). Чем чаще и дольше кроха будет стараться подчинить себе движения пальцев, тем лучше. В этот период стоит начинать учить ребенка правильно держать карандаш и ручку, пока навык не закрепился. Для этого можно использовать специальные накладки, надеваемые на пишущий предмет, не дающие возможность использовать ручку или карандаш неправильно. Можно не использовать дополнительные накладки, но постоянно контролировать, как ребенок удерживает пишущий предмет, своевременно корректировать положение пальцев и руки.

    Творческое развитие

    Творчество – способ выражения своего внутреннего мира. Важно научить ребенка выражать свои эмоции при помощи различных техник. На третьем году жизни карапузу можно предложить:
    • Рисование пальчиками, кисточками, губкой, штампами;
    • Лепку из теста, пластилина;
    • Аппликации из бумаги и природных материалов;
    • Первые раскраски;
    • Игры с наклейками;
    • Составление букетов, простого гербария;
    • Коллекционирование природных материалов.
    Создавая что-то новое, экспериментируя с цветом, формой, ощущая разницу текстур предметов, малыш не только учится творить, но и развивает свои умственные способности, учится фантазировать.

    Социальное развитие

    Умение малыша общаться с другими людьми на третьем году жизни – важный навык, который необходимо вырабатывать. Возросший интерес к взрослым и детям позволяет родителям вести воспитательную работу по выработке шаблонов поведения в обществе. Следует обсуждать с крохой, как нужно вести себя с другими людьми, рассказывать, почему нужно соблюдать правила поведения. Незнакомые люди по-прежнему часто вызывают настороженность и желание быть ближе к маме, но любознательность все чаще побеждает страх. Особенно это заметно, если взрослый или ребенок доброжелательны, хотят общаться. В этот период жизни малыш начинает понимать такие понятия как «добро» и «зло», начинает разделять людей на две группы «добрых» и «плохих». Рекомендуется в этот период чаще разговаривать об этих понятиях, читать сказки, где поднимаются вопросы добра и зла. Хорошо к трем годам сформировать полное понимание различия между поступками, необходимость быть добрым.

    Бытовые навыки

    • Самостоятельно одевается и раздевается;
    • Пытается застегивать и расстегивать пуговицы, молнии;
    • Чувствует необходимость быть опрятным, требует заменить испачканную одежду;
    • Старается помогать маме наводить порядок;
    • Уверенно ест ложкой, пытается пользоваться вилкой;
    • Самостоятельно умывается, моет руки, чистит зубы;
    • Просится или самостоятельно ходит на горшок;
    • Сам поднимается и спускается по лестнице, иногда может пытаться чередовать ноги;
    • Открывает, закрывает двери;
    • Ездит на велосипеде, беговеле или самокате.
    Ребенок в 2,5 года

    Питание

    Между 24 и 30 месяцами жизни ребенок ест 4 раза в день, через 3,5-4 часа. Рацион малыша должен содержать много белков, жиров, минералов и микроэлементов для обеспечения карапуза энергией и необходимыми веществами для активной деятельности. Стоит стараться предлагать малышу ежедневно есть мясо или рыбу (иногда субпродукты), молочные изделия, каши из злаков, овощи и фрукты. Эти продукты должны составлять основной рацион ребенка.
    Отдельное внимание стоит уделить напиткам, которые вы предлагаете ребенку. Кроха формирует свои вкусовые предпочтения и начинает выбирать наиболее вкусные жидкости. На фоне этого процесса необходимо постараться сохранить привычку пить простую чистую воду.
    В первое полугодие 3-го года жизни можно начинать использовать сахар. Суточная норма этой добавки не должна превышать более 40 г с учетом всех блюд и напитков. Пища, предлагаемая ребенку, не должна быть в виде пюре. Следует стимулировать ребенка жевать, развивая мышцы лица, участвующие в речи. Жидкая пища в основном присутствует в рационе карапуза по утрам (каша) и в обед (суп). При желании, 1 раз в неделю можно предложить ребенку молочные сосиски для детей. Старайтесь покупать эту продукцию у проверенных производителей. Шоколад, колбасы, фаст-фуд в этом возрасте не рекомендуется.

    Сон и режим дня

    В первые 6 месяцев 3-го года жизни большинство малышей спят ночью в течение 10 часов и 1 раз днем 2 часа. Дневной сон в этом возрасте необходим, хотя многие дети начинают усиленно протестовать. Если уложить кроху не удается, то предложите ему просто полежать, отдохнуть, чтобы восстановить свои силы.
    Следование режиму дня позволяет избежать многих сложностей с поведением и негативными эмоциональными проявлениями (истерика из-за усталости, слезы из-за голода). Если вы установили определенный режим ранее, то вносить в него изменения без веских причин (начало посещения ДС, смена часового пояса) не желательно. Единственной рекомендуемой нормой для всех детей является время вечернего засыпания – 22.00.
    В течение дня хорошо предложить малышу различные виды активности:
    • Зарядка;
    • Прогулка на улице;
    • Самостоятельные игры;
    • Развитие бытовых навыков;
    • Развивающие занятия;
    • Подвижные игры и т. д.
    Следует следить за сменой занятий: двигательная активность должна сменяться умственной и наоборот. В 24-30 месяцев купать ребенка можно 1-2 раза в неделю. При необходимости можно использовать шампунь для детей, мыло и различные отвары трав.

    Различия в развитии мальчиков и девочек

    Мальчики и девочки все больше различаются между собой. Малышки чаще играют и куклами, и мягкими игрушками, повторяя на них действия мамы, мальчики – с техникой, конструктором. Хорошо заметно, что малышки больше внимания уделяют мелочам, стремятся воссоздать обстановку, эмоции и поведение, в то время как мальчики настроены на движение. Будущие мужчины во время игры могут активно использовать звуки, озвучивая транспорт и события, барышни – ведут беседы, выстраивают диалоги между героями сюжетной или ролевой игры. В 2,5 года большинство девочек уже очень хорошо разговаривают и знают несколько стихотворений, а мальчики, в большинстве случаев, допускают много ошибок, нарушений окончаний и т. д. Это нормально. Ближе к 3-м годам маленькие мужчины наверстают упущенное и станут больше внимания уделять качеству своей речи. Все четче проявляется разница в принятии помощи от взрослых. Мальчики протестуют, чувствуют недоверие к себе, если мама или папа все время предлагают свою помощь во всех делах. Рекомендуется помогать малышу, только, если он попросит. С девочками все наоборот. Малышка ждет, что вы проявите свою любовь и внимание, предложив ей вместе что-то сделать. Рекомендуется чаще устраивать игры с девочкой, в которых необходимо выполнять действия по очереди, но при этом не выполнять все за нее.

    Как развивать ребенка?

    Всестороннее развитие ребенка – непростая задача. Важно вовремя выработать необходимые навыки, чтобы взрослея, малыш мог уверенно осваивать новые вершины познания. Чтобы было легче оценивать достижения, готовить материал для ежедневных игр и контролировать всесторонность развития, мы подготовили таблицу-шпаргалку для родителей по развитию ребенка от 2 до 2,5 лет. Хорошо, если в течение недели удается проработать каждую из дисциплин, предложив по 2-3 варианта.
    Название направления деятельностиВырабатываемый навык или получаемые знанияВариант занятия
    Логика, первые математические знанияПонимание основных понятий логики1. Во время игры акцентируйте внимание на: • форму используемых предметов (круг, квадрат); • размер (большой, маленький, средний); • количество (один, много); 2. Предлагайте найти предмет по обозначенному признаку. 3. Задавайте вопросы об игрушках, подсказывая, какой из терминов можно использовать
    Умение сортировать1. Предложите малышу разложить предложенные предметы в разные коробки: • по цвету; • размеру; • форме. 2. Подготовьте 6-8 карточек с животными и бытовыми предметами. Попросите разобрать карточки на 2 группы. Повторите с другим набором карточек; 3. В тарелку насыпьте горсть фасоли и орехов. Предложите разнести зерна в разные баночки.
    Ориентация в пространстве. Расположение (слева, справа, сзади, спереди, выше, ниже, далеко, близко)1. Покажите картинку, на которой предметы расположены на разном расстоянии. Расскажите, где находится каждая вещь; 2. Разложите перед крохой различные по форме и цвету предметы. Расскажите, где находится каждый из них по отношению к ребенку (слева, справа, далеко, близко); 3. Спросите малыша, где находится предмет, на который он смотрит.
    Сопоставлять, подбиратьУмения развиваются при помощи: • Пазлов; • Вкладышей; • Пирамидок; • Разрезных картинок. Для формирования умения подбирать предложите игры «кто где живет?», «чей это голос?», «кто что кушает?».
    СчетВ 2-2,5 года малыш может научиться считать до 3. Возьмите мяч, скажите «один», возьмите в ту же руку второй мяч, скажите «два». Уберите один мяч, скажите «один».
    Мышление• Спрашивайте ребенка, что может произойти, если пихнуть мяч на столе, достать кубик из середины башни и т. д. Предлагайте, как можно чаще задумываться и предугадывать варианты развития игровых событий; • Предложите несложные загадки. «Прыгает и очень любит морковку» (Заяц), «рыжая, хитрая, съела колобка» (Лиса). Хорошо, если задавая вопрос, вы будете подсказывать ответ картинкой или карточкой.
    Классификация1. Предложите принести вам несколько игрушечных овощей, животных, посуду. Используйте это упражнение с теми обобщающими словами, которые малыш точно знает; 2. Попросите найти все круглые (квадратные, желтые, мягкие) предметы; 3. Попросите найти на картинке с животными всех с рогами, копытами, перьями и т.д.
    Изучение свойств предметовРазграничение предметов по их свойствам и применениюСъедобное – несъедобное; Подготовьте картинку, на которой изображены знакомые крохе овощи и фрукты вперемежку с бытовыми предметами. Расскажите, что из этого можно кушать, а что нет. Попросите найти все несъедобные предметы; При помощи картинок и объяснения изучите с ребенком понятия: 1. Живое – неживое; 2. Красное, желтое, синее и т. д.; 3. Круглое, квадратное и т.д.; 4. Длинное – короткое; 5. Высокое – низкое; 6. Широкое – узкое; 7. Теплое – холодное; 8. Твердое – мягкое; 9. Шершавое, гладкое, колючее и т. д.; 10. Тяжелое –легкое; 11. Вкусное – полезное – невкусное.
    Развитие вниманияУмение находить заданную деталь, выбирать один-два заданных предмета из 10 предложенных1. Удобно при помощи карточек или рисунков просить найти определенный предмет с заданной характеристикой (желтый мяч, пушистый котенок); 2. Просить найти два одинаковых или похожих предмета на карточках
    Развитие памятиПоиск подобия по памяти: найти, что пропало, что добавилось1. Взять несколько парных картинок и показать ребенку. Попросить запомнить их расположение. Перевернуть. Попросить найти все пары по памяти; 2. Положите несколько разных карточек, попросите запомнить. Уберите одну и попросите сказать, что пропало; 3. Тоже, что в п. 2, только добавив карточку; 4. Предложите 3-4 карточки с изображением сцен из знакомой сказки. Предложите разложить их в правильном порядке.
    Формирование памяти о произошедших за день событиях1. После прогулки предложите карапузу вспомнить, что он делал. 2. Предлагайте обсуждать события дня.
    Физическое развитиеТренировка основных мышц, двигательных навыковВо время утренней гимнастики предложите малышу: • Ходить по наклонной доске; • Прыгнуть с места в определенную точку; • Научиться кувыркаться; • Обходить различные предметы, перешагивать их; • Приседать; • Наклоняться; • Ловить и бросать мяч; • Ходить на цыпочках. Во время прогулки: • Подражать животным; • Переносить разные по весу предметы; • Совершенствовать умение играть с мячом; • Бегать с разной скоростью; • Лазать по спортивным снарядам. Хорошо посещать бассейн и учиться плавать; Занятия на фитболе хорошо тренируют вестибулярный аппарат, координацию.
    Музыка и ритмФормирование умения понимать музыку, различать музыкальные инструменты, звуки1. Предлагайте слушать, подпевать детским песенкам; 2. Покажите, как хлопать в такт, расскажите про различные темпы музыки; 3. Играйте с музыкальными инструментами, включайте звуки фортепиано, скрипки, флейты и называйте инструмент; 4. Вместе слушайте классическую музыку, обсуждайте чувства, эмоции, вызванные композицией; 5. Покажите, в чем разница между тихим и громким звуком; 6. Пойте ребенку; 7. Учите танцевать
    РисованиеРазвитие умения выражать собственные эмоции, навыка пользоваться различными способами рисования, различать и подбирать цвет1. Покажите, как рисовать линии, окружности, точки при помощи карандаша, кисточки, пальцев, губки; 2. Рисуйте на глазах у ребенка простые предметы, животных; 3. Научите проводить карандашом вертикальные и горизонтальные линии; 4. Познакомьте с раскраской, не настаивайте на четком соблюдении линий; 5. Акцентируйте внимание на выбранном цвете, показывайте, как можно изменить цвет, смешивая краски;
    ЛепкаРазвитие фантазии, мелкой моторикиПознакомьте кроху с разными техниками лепки: • Отщипывание маленьких кусочков от большого; • Сплющивание; • Катание колбасок; • Создание комочков разной формы; • Рисование пластилином; • Соединение колбаски в кольцо; • Создание предметов с использование разных формочек; К 30-ти месяцам познакомьте с ножом для пластилина
    АппликацияЗнакомство с новым видом творчества, развитие пространственного мышления, анализ и синтезПредложите крохе выполнить аппликацию с использованием разных техник: • Наклеивание готовых деталей по контуру; • Создание объемных аппликаций из ваты, ниток, обрезков ткани; • Создание пазлов и разрезных картинок; • Комкование разноцветной бумаги и формирование объемной поделки.
    КонструированиеРазвитие пространственного мышления, умения работать по образцуПокажите ребенку как построить: • Дом; • Гараж; • Дорогу; • Паровоз; • Башню; • Стул и стол и т.д.
    Окружающий мирИзучение предметов и явленийПознакомьте при помощи карточек, прогулок, книг: • Домашними и дикими животными. Расскажите, где они живут, что кушают, как «говорят»; • Птицами; • Насекомыми; • Растениями • Различными продуктами; • Профессиями; • Транспортом; • Правилами поведения; • Частями тела человека, животного, насекомого. Расскажите, что общее, что отличительное у представителей разных видов; • Явлениями природы (дождь, снег и т. д.); • Временами года, временем суток.
    РечьРазвитие активной речиПредлагайте малышу: • Отвечать на простые вопросы; • Разговаривать на разные темы; • Читать стихи, сказки, петь песни; • Обсуждать увиденное и прочитанное; • Вместе рассказать знакомую сказку по картинкам или наизусть; • Воссоздать знакомую сказку при помощи игрушек.
    АртикуляцияТренировка мышц лица• Предлагайте самостоятельно надувать мыльные пузыри; • Перед зеркалом повторять за вами разные слоги, кривляться, показывать разные эмоции; • При помощи трубочек для сока заставлять воду пузыриться.
    МоторикаСовершенствование владения пальцами рукРекомендуемые занятия: • Лепка; • Рисование пальчиками, кистью, губкой; • Игры с вкладышами, бизибордами; • Переливать и пересыпать; • Клеить наклейки; • Комкать бумагу; • Игры с прищепками; • Простые шнуровки; • Мозаики и пазлы.
    СенсорикаРазвитие умения отличать, узнавать предмет по ощущениям, звучанию1. Положите в непрозрачный мешок 2-3 знакомых предмета. Предложите наощупь угадать, что это; 2. Попросите потрогать разные предметы и рассказать о своих ощущениях, найти пару с такой же температурой, фактурой, цветом; 3. Включайте звуки разных инструментов, называйте их, попросите назвать.
    КоммуникацияФормирование навыка общения с детьми• Чаще бывайте на прогулке; • Выражайте сами симпатию к другим детям, указывая на их положительные черты (красивая девочка, быстрый мальчик), но не сравнивая с собственным ребенком; • Спрашивайте малышей на площадке, как их зовут, предлагайте малышу самому познакомиться; • Показывайте варианты совместных игр; • Учите меняться игрушками.
    Используя эту таблицу, помните, что важно создать позитивную атмосферу:
    • Не забывайте хвалить малыша, поддерживать в стремлении научиться.
    • Ваш малыш индивидуален и в данный момент выбранное вами занятие может быть ему не интересно. Не заставляйте кроху заниматься, лучше отложите.
    • Для успешных занятий малыш должен быть бодрым, сытым, довольным, полным сил. Недопустимо изучать новый материал во время болезни.
    • Старайтесь преподносить материал в игровой форме, предлагать во время занятия двигаться;
    • Подбирайте материал доступный вашему ребенку, слишком сложное или легкое задание может отбить желание заниматься;
    • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

    Что должно насторожить

    Все дети развиваются со своей скоростью, каждый малыш – индивидуальность. Но есть минимум, который должен постигнуть ребенок к 30-ти месяцам. Нужно срочно обратиться к педиатру, если ваш ребенок:
    • Не говорит или его речь не доступна к пониманию;
    • Плохо бегает, имеет трудности в простых движениях;
    • Не может запомнить основные цвета, формы;
    • Не копирует окружающих людей;
    • Апатичен, вял, не интересуется игрушками;
    • Агрессивен большую часть времени.
    Третий год жизни ребенка наполнен множеством новых знаний и умений. Малыш вступил на дорогу познания более сложных вещей и с радостью просит рассказать ему обо всем окружающем. Речь наполнилась множеством разных слов и наконец, кроха может сказать, как сильно вас любит, подкрепив это объятиями и поцелуями. Стараясь всесторонне развивать ребенка, не стоит забывать о себе. Не нужно забывать учить малыша самостоятельности, чтобы вы могли изредка отдохнуть, полюбоваться со стороны на то, как быстро растет ваш ребенок.