Развитие ребенка от 2,5 до 3 лет Содержание статьи: Ребенку 2,5 года. Он быстро растет, учится, умело копирует поведение окружающих. Многие дети уже хорошо разговаривают и удивляют своими высказываниями. Какими будут ближайшие 6 месяцев? Что изменится в физическом, умственном и психическом развитии карапуза? Как создать условия, чтобы ребенок получил максимум знаний в подходящей для него форме? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы, связанные с развитием и обучением ребенка от 30 до 36 месяцев.

    Физическое развитие

    Ребенок в 2,5 — 3 года уже очень похож на взрослого человека, только в уменьшенной копии. Руки, которые до этого казались слишком коротким — вытянулись, голова перестала казаться большой. Малыш уверенно координирует свои движения и может выполнить большое количество действий самостоятельно. В 3 года практически все дети могут самостоятельно выполнять основные задачи самообслуживания (умываться, чистить зубы, одеваться).

    Вес и рост

    Изменения параметров веса и роста во втором полугодии 3-го года жизни происходят незаметно. Вес за 6 месяцев увеличивается в среднем на 1 килограмм, а рост – на 4-6 см. У девочек набор веса и роста идет плавно и многие из них к 3 годам догоняют сверстников мальчиков. Будущие мужчины из-за своей активности, в большинстве случаев, набирают вес неравномерно, показывая в один месяц хорошую прибавку, в 2-3 следующих месяца — минимальную. Если внимательно следить за прибавкой в росте мальчика, то можно заметить, что в течение одного месяца он 3 недели может не изменяться, а после, буквально за три дня вырасти на 1-2 см. Большую роль в наборе веса и роста детьми во второй половине 3-го года жизни играет наследственность. Малыши, у которых родители крупные, в этом возрасте могут значительно опережать сверстников и в сантиметрах, и килограммах. Дети, у которых в семье мама или папа невысокого роста и небольшого веса могут быть меньше средних показателей. Любой из этих вариантов – норма. Показатели веса и роста ребенка в 2,5-3 года должны вызывать тревогу у взрослых в том случае, если рост карапуза находится в рамках установленных норм, а вес значительно превышает верхнюю границу. Обычно, у ребенка с такой разницей заметно наличие лишнего веса, снижена физическая активность. У многих родителей румяный пухленький малыш вызывает радость и умиление: кроха хорошо кушает, просит добавки, радуется еде. Но такое положение вещей таит в себе опасность. Если вы заметили сильное отличие веса от установленных параметров при росте, соответствующего норме, немедленно обратитесь к врачу. Возможно будет достаточно применить коррекцию питания и увеличить физическую нагрузку, но может понадобиться и дополнительная консультация других специалистов. Лишний вес — ненужная дополнительная нагрузка на суставы, сердце, органы пищеварения, приводящая к различным недугам. Детское ожирение, в последние годы, встречается все чаще, о чем говорят многие международные организации занимающиеся вопросами здоровья детей. Родителям рекомендуется следить за скоростью набора веса ребенка, прилагать максимум усилий для предупреждения раннего ожирения. Особенно важно следить за прибавкой килограммов у ребенка в семьях, где у одного или более родственников есть диагностированное заболевание обмена веществ или другой недуг, способствующий набору веса.

    Нормы физического развития детей от 30 до 36 месяцев в зависимости от пола

    Пол и возрастНижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница роста
    Мальчик в 2,5 года1216,38797,1
    Мальчик в 3 года1317,491102
    Девочка в 2,5 года11,715,58696,5
    Девочка в 3 года12,51791101,2

    Зубы

    К 2,5 годам у большинства детей уже есть 16-18 зубов. К 3-м годам их должно стать 20. Допустимые отклонения от установленной нормы появления зубов — 1-2 месяца. Если к 3-м годам и 2-м месяцам у карапуза нет 20 зубов, необходимо обратиться за консультацией к детскому стоматологу. После появления всех 20-ти зубов с малышом нужно пройти осмотр у стоматолога. Врач проверит прикус, состояние молочных зубов, проконсультирует по вопросу применения зубной пасты. До этого времени чистить зубы ребенку необходимо щеткой, смоченной в теплой воде без использования специальных средств. В некоторых случаях молочные зубы ребенка к 3-м годам начинают покрываться темным налетом, портиться. По мнению стоматологов это может произойти по нескольким причинам:
    • особенности развития плода во время беременности;
    • низкое содержание овощей и фруктов в рационе малыша;
    • излишнее употребление сладостей, соков, содержащих сахар.
    Если у вашего крохи обнаружено потемнение эмали, не стоит расстраиваться. Врач может предложить вам покрыть эмаль специальным раствором, препятствующим распространению бактерий.

    Психическое развитие

    Между 30 и 36 месяцами жизни у большинства детей начинают происходить изменения в психике, которые очень волнуют мам. Упрямство, негативизм, беспочвенные истерики могут поставить в тупик даже очень спокойных и уверенных в своих силах родителей. Первой реакцией на происходящие изменения в психическом состоянии ребенка становится уверенность, что в воспитании была допущена ошибка. Спешим вас успокоить, происходящее норма. Ваш кроха приближается к очередному возрастному кризису.

    Кризис 3-х лет

    Проявление возрастного кризиса бывает у всех детей, но имеют разную степень интенсивности. Срок появления первых признаков и продолжительность периода могут сильно отличаться в зависимости от темперамента ребенка и вашей реакции на его поведение. Распознать начало кризиса 3-х лет можно по следующим признакам:
    • Малыш стал говорить “нет” на все, что вы ему предлагаете;
    • Он стал упрямым, конфликтным, раздражительным, агрессивным;
    • Отрицает любую попытку помочь ему. Ребенок все пытается делать сам, даже, если не умеет;
    • Кроха постоянно нарушает правила, установленные в семье, делает это нарочно;
    • В ответ на ваше предложение или команду малыш начинает истерить. Он падает на землю, стучит ногами, кричит, при этом чаще всего это происходит в общественных местах, где есть другие люди.
    Появление этих признаков между 30 и 36 месяцами жизни нормально. Малыш подрос, поумнел, многое понимает. Он считает себя большим, взрослым, способным самостоятельно выполнять все действия и принимать решения, требует уважения к собственной персоне. Эти изменения происходят из-за завершения этапа отделения ребенка от родителей. Он полностью осознал собственное “Я”, принял собственную индивидуальность и теперь пытается сопротивляться командованию родителей. Карапуз требует удовлетворения потребности в уважительном отношении. Как результат, активное сопротивление всему, что кажется малышу неприемлемым. Сложность этого периода для ребенка в первую очередь в том, что он сам полностью не понимает, что с ним происходит. Знаний и опыта еще недостаточно для автономного существования, кроха не умеет контролировать эмоции, он не знает, как донести до вас несоответствие своих внутренних ощущений с происходящим вокруг. Кризис 3-х летнего возраста считается самым сложным психологическим испытанием для родителей и ребенка. Множество работ посвящено теме правильного подхода и ликвидации негативных проявлений. Психологи сходятся во мнении, что для прохождения этого сложного периода, родителям следует:
    • Сохранять спокойствие при любых негативных проявлениях со стороны ребенка. Малыш упал в лужу, кричит и требует от вас выполнить его желание? Молча, спокойно поднимите его. Отнесите в безопасное место, где не будет чужих людей. Предоставьте ему возможность покричать до окончания истерики. При этом вам нужно постараться не реагировать, сделать вид, что вы не замечаете происходящего;
    • После завершения истерики не кричите, не ругайте и не критикуйте ребенка. Спокойно поговорите с ним, спросите, почему он так себя вел и попросите в следующий раз высказать свое желание словами, а не криком;
    • Если нужно что-то запретить ребенку, то четко скажите “нет” и не реагируйте на возможные манипуляции;
    • Предоставьте возможность делать самостоятельно все, что малышу под силу;
    • Чтобы у ребенка сложилось впечатление, что его уважают, предоставляйте ему возможность выбора. Если нужно пойти на улицу, то скажите: “мы идем гулять, в какой кофточке ты пойдешь в желтой или красной?” Такая постановка вопрос — иллюзия выбора позволит избежать отрицания необходимого действия и утешить самолюбие ребенка;
    • При необходимости выполнить задачу не нужно малыша заставлять или командовать им. Попросите его помочь, показать, как нужно сделать.
    Эти простые советы позволят вам преодолеть большинство сложных ситуаций на протяжении кризисного периода. Полностью избежать их не удастся, но снизить интенсивность поможет. Ребенок в 3 года

    Общее и интеллектуальное развитие

    Несмотря на некоторые трудности в психологическом плане, ребенок в 30 -36 месяцев продолжает интенсивно развивать свои умственные способности. Появление активной речи способствует этому, позволяя применять множество разнообразных методик и развивающих техник. К 30-ти месяцам ребенок уже многое знает и умеет, уверенно выполняет предложенные простые действия, повторяет за взрослыми. В ближайшие 6 месяцев, при регулярных занятиях, кроха может освоить большой комплекс разнообразных знаний. Среди наиболее ярких достижений, возможных к 3-м годам, можно выделить:
    • Умение отвечать на вопросы “Как тебя зовут?”, “Как твоя фамилия?” “Сколько тебе лет?”;
    • Уверенное знание имен близких родственников и знакомых;
    • Способность различать времена года, время суток (утро, день, вечер, ночь). По просьбе взрослых объяснить, чем отличаются между собою лето и зима, день и ночь, что принято делать в определенное время дня (утром — просыпаемся, чистим зубы, завтракаем, ночью — спим, зимой — катаемся на санках, летом — купаемся в речке и т. д.);
    • Употребление в обычной речи слов обобщений (овощи, игрушки, звери);
    • Знание многих животных, птиц, насекомых, растений. Малыш не только может отличить разных животных на картинке, но и рассказать, что они кушают, где живут, какие звуки произносят и т. д.;
    • Конструирование простых зданий в игровых целях, по чертежу, примеру;
    • Способность различить и назвать все цвета спектра и до 10 оттенков;
    • Умение находить сходства, отличия между картинками, предметами;
    • Возможность решать простые логические задачи, подбирать пару, выстраивать игрушки в заданном порядке;
    • Уверенная ориентация в пространстве. Карапуз хорошо различает понятия “право”, “лево”, “сзади”, “спереди”, “вверху”, “внизу” и т. д.
    • Знание 5-6 основных фигур, умение выделить их очертания в окружающих предметах (спинка стула — прямоугольная, крыша у дома — треугольная);
    • Уметь считать до 3, знать цифры до 9;
    • Способность отвечать на вопрос “зачем” в отношении окружающих предметов (зачем нужна дверь, зачем у пакета ручки и т. д.);
    Все эти знания позволят ребенку быстрее осваивать множество более сложных понятий, войти в дошкольный возраст с хорошим багажом знаний. Основную роль в получении ребенком перечисленных умений играют родители. Чем больше вы будете рассказывать малышу об окружающем мире, учить его простым способам получения информации, тем легче ему будут даваться эти и многие другие знания.

    Развитие в социальном и эмоциональном плане

    Во втором полугодии 3-го года жизни изменения происходят и в социально-эмоциональной сфере ребенка. Постепенно малыш начинает не только интересоваться занятиями других детей, но и активно играть с ними. До 30-ти месяцев карапуз в своей игровой деятельности большую роль уделяет реакции на действия взрослого, старается получить одобрение и помощь. В 2,5 — 3 года происходит психологическое отделение от родителей и в игре кроха начинает искать удовлетворение собственных потребностей в победе, общении. Этот период наилучшим образом подходит для начала посещения дошкольного учреждения. В формировании умения общаться с другими детьми большую роль играет сформировавшаяся долговременная память. Теперь кроха не только помнит имя ребенка, с которым играет, но и может через день или два в подробностях рассказать о своих эмоциях от общения, рассказать, что ему понравилось в новом знакомом, его поведении. Эмоции, проявляемые ребенком в этот период очень разнообразны, проявляются в соответствии с ситуацией. Малыш становится очень самостоятельным, во всех делах пытается проявить свою независимость, показать, насколько он “большой”. Чаще всего, в обычной жизни ребенка можно заметить, как он:
    • Активно радуется своим достижениям;
    • Гордится своими успехами, хвалится перед мамой и папой;
    • В играх с другими детьми и взрослыми всегда стремится быть первым, сильно расстраивается, когда проигрывает, плачет или пытается доказать, что произошедшее не честно;
    • Обижается на наказания;
    • Переживает, когда его ругают;
    • Может стыдится упоминаний о своих поступках;
    • Ревновать взрослых к младшим детям;
    • Бояться изменений в привычной жизни.
    Спектр эмоций, доступных ребенку в 2,5-3 года очень широкий, но умения управлять ими еще нет. Не стоит сильно ругать или наказывать малыша за то, что он слишком активно отстаивает свою позицию, пытается вами руководить при помощи эмоций. В этот период рекомендуется в ответ на негативизм спокойно объяснять, почему нельзя так себя вести, применяя наглядные примеры. Идеально, если получится проиграть при помощи кукол сложившуюся ситуацию, дать малышу возможность посмотреть на случившееся со стороны. Работа над негативным поведением при помощи игры — лучший способ обсудить поведение ребенка. Память, интеллект, способность сконцентрироваться на объяснении взрослого позволяют рассказать крохе, зачем нужно быть добрым, стремиться наладить отношения с другими детьми, привить другие полезные качества (милосердие, уступчивость, смелость).

    Чему ребенок научился?

    За 6 месяцев второго полугодия 3-го года жизни при помощи взрослых кроха может усвоить большой спектр новых знаний и умений. К 36-ти месяцам практически все дети могут:
    • Быстро бегать, изменяя при необходимости траекторию движения, перепрыгивая через небольшие препятствия;
    • Прыгать на двух ногах вверх, вперед. Многие малыши пытаются прыгнуть на двух ногах в стороны;
    • Быстро оценивать ситуацию вокруг и при необходимости выбрать наилучший вариант для преодоления препятствия: обойти, перешагнуть, подлезть, перелезть;
    • Удерживать равновесие, шагая по узкой доске или бордюру. Иногда просят взрослого придерживать за руку, но чаще пытаются делать это самостоятельно;
    • Ходить на цыпочках, поднимать ногу, балансируя на носочках другой;
    • Играя в мяч, использовать различные варианты движений: кидать вперед, назад, в стороны, из-за головы, между ног 1 или 2 руками, ловить двумя руками; бросать в обозначенную цель, кидать через препятствие чуть выше роста ребенка;
    • Спрыгивать с небольшой высоты, уверенно приземляясь на обе ноги;
    • Выполнять одновременно два действия: махать руками и ходить на цыпочках, раскачиваться на качелях и петь песню;
    • Сосредотачиваться на задании, выполнять его в течение 5-10 минут;
    • Выполнять знакомое действие по команде взрослого;
    • Здороваться, прощаться, благодарить;
    • Считать до 3;
    • Ездить на велосипеде, самокате, беговеле;
    • Самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать, пить;
    • Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии.
    Список умений ребенка в 3 года можно продолжать бесконечно. Ему теперь доступны практически любые действия и задания. Рекомендуется предоставлять малышу возможность как можно чаще выполнять самостоятельные действия, предлагать ему оказывать вам помощь в бытовых вопросах.

    Речевое развитие

    Большую роль в развитии ребенка в 30 — 36 месяцев играет речь. Она развивается очень быстро и большинство детей к 3-м годам имеют в словаре до 1500 слов и словесных форм.
    К 3-м годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице. “Я” — самое часто встречаемое местоимение в этом возрасте. Прибавляя к нему глагол действия, ребенок начинает говорить практически каждое предложение.
    В зависимости от ситуации, кроха пытается использовать в речи падежи. В первые несколько месяцев это слабо получается, но постепенно малыш осваивается в этом умении, начинает выстраивать грамматически верные предложения. Большое количество слов, употребляемых ранее неправильно, теперь используются крохой в грамматически правильной форме. Хорошо этому способствует ненавязчивая попытка родителей исправить неправильное произношение. Если ребенок говорит слово, меняя слоги местами, опуская окончание или неправильно использует управление, рекомендуется внимательно выслушать его, после чего повторить вслух неправильно произнесенное слово в правильной форме. Новинкой для этого периода становится стремление ребенка составлять сложные предложения. Разговаривая со взрослым, карапуз пытается высказать свои мысли, как можно ярче описав их при помощи знакомых прилагательных, глаголов. Вначале это может быть достаточно несвязный текст. Благодаря тренировке и своевременной коррекции неправильного произношения со стороны родителей, достаточно быстро малыш может усвоить принцип построения сложных предложений. Возможность много говорить, внимание к сказанному со стороны родителей — верный способ исправить появляющиеся речевые ошибки. Между 30 и 36 месяцами жизни малыш с удовольствием знакомится с новыми сказками, увлеченно слушает рассказы взрослых, может повторить историю после прочтения, ориентируясь по картинкам. Большинство детей с удовольствием учат наизусть стихотворения и песни, задают вопросы обо всем, что им встречается в жизни. Понимание обращенной речи совершенствуется. Теперь кроха не только понимает все, что вы ему говорите, но и с удовольствием может поддерживать беседу о знакомых ему событиях, предметах. Речь становится основным каналом получения новых знаний.

    Физическая активность

    В 30-36 месяцев жизни ребенку очень важно много двигаться. Развивая координацию, совершенствуя технику движений, изучая новые виды подвижных игр, кроха получает множество знаний. Большинству детей к 3-м годам доступны:
    • Велосипед;
    • Беговел;
    • Самокат;
    • Санки;
    • Качели.
    Малыш получает большое удовольствие от этих предметов, стремится как можно быстрее освоить технику движений, понять, как правильно себя вести. Если у вас есть возможность, то обязательно предложите крохе каждый из перечисленных вариантов. К 3-м годам малыш может освоить самостоятельное плавание. Этот вид физической нагрузки хорошо влияет на общее состояние здоровья, укрепляет психику. Гуляя на улице и в комплексе утренней зарядки рекомендуется предлагать малышу выполнять упражнения, стимулирующие совершенствование координации и вестибулярного аппарата:
    • Хождение по узкой доске по прямой и под наклоном;
    • Прыжки с возвышения;
    • Выполнение 2-х действий одновременно;
    • Начало упражнения по команде;
    • Перешагивание и перепрыгивание препятствий;
    • Упражнения на фитболе.
    Совершенствованию двигательных навыков ребенка способствуют и подвижные игры: прятки, догонялки, салки. К трем годам можно показать малышу, как играть в “Классики”, “Выше ножки от земли”, “Съедобное-несъедобное” и другие игры из вашего детства. Чем больше вариантов подвижного времяпровождения будет знать малыш, тем легче ему будет находить друзей, выстраивать с ними отношения.

    Питание

    Во второй половине 3-го года жизни малыш кушает за общим столом со взрослыми три раза в день. Кроме основных приемов пищи, необходимо в перерыв между обедом и ужином делать полдник, состоящий из легких продуктов: овощей, фруктов. Ежедневный рацион ребенка должен быть насыщен белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Каждый день кроха должен кушать:
    • Минимум один вид каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, перловая). Предпочтительно предлагать ее на завтрак;
    • Молочные продукты (творог, кефир, йогурт, сливочное масло, сыр). Хорошо предлагать творог или йогурт на ужин, сыр на полдник, сливочное масло в качестве добавки в утреннюю кашу;
    • Мясо, рыбу или субпродукты. Богатые витаминами и минералами, эти продукты необходимы ребенку для полноценного развития. Предпочтительно предлагать их в обеденное время;
    • Овощи. В сыром, отварном или тушеном виде овощи подаются в обед или на ужин;
    • Фрукты и ягоды. Желательно предлагать малышу сезонные продукты, характерные для вашей местности. Кушать фрукты и ягоды можно в любое время суток, минимум за 30-40 минут до основной еды или на полдник;
    • Разные напитки. Вода, сок, компот, кисель и т. д. Основное требование к напиткам для ребенка 30-36 месяцев — низкое содержание сахара;
    • Соль и сахар. Усилители вкуса во втором полугодии 3-го года жизни ребенка разрешены, но не рекомендованы. Желательно, чтобы суточная доза соли не превышала 1 г., сахар — 5 г.
    По-прежнему следует избегать жареного, копченого и еды из фаст-фуда. Правильные пищевые привычки закладываются в ясельном и дошкольном возрасте.

    Сон и режим дня

    Для полноценного физического и психического развития ребенка в 30-36 месяцев ему необходимо спать 12 часов в сутки. Из них 10 часов приходится на ночной сон и 2 — на дневной. Некоторые малыши к 2,5 годам начинают сопротивляться дневному отдыху. В такой ситуации необходимо увеличить продолжительность ночного сна, а днем предлагать просто полежать, отдохнуть. Нехватка отдыха в этом возрасте негативно сказывается на общем психическом состоянии, аппетите. Карапуз еще не готов к бодрствованию в течение дня без проявлений усталости, поэтому в случае отказа от дневного сна, предложите после обеда полежать и почитать книжку, послушать, как вы поете. Режим дня во второй половине 3-го года жизни не отличается от предыдущих 6 месяцев и выстраивается в соответствии с биологическими часами ребенка. По-прежнему лучшим временем для вечернего засыпания является 22.00. Если вы готовитесь отправить ребенка в дошкольное учреждение, то целесообразно произвести некоторые изменения в режиме дня, подстроив его под приблизительный распорядок в саду. Желательно вносить эти изменения за несколько месяцев до предполагаемого начала посещения детского сада, чтобы карапуз успел привыкнуть и освоиться с новым ритмом жизни.

    Различия между мальчиками и девочками

    К 3-м годам отчетливо видно, что мальчики и девочки очень разные. Отличия заметны практически во всех сферах деятельности:
    • Мальчики предпочитают шумные, подвижные игры с большим количеством детей, девочки — спокойные небольшие компании, занятые ролевыми играми.
    • Будущие мужчины с удовольствием осваивают велосипед, стенку, все время куда-то бегут, что-то конструируют, девочки — любят игры с небольшими предметами, шнуровки и мозаики;
    • Малышки ждут помощи от взрослых, мальчишки — считают это недоверием;
    • Девочки настроены на разговор, сильно переживают, если их ругают, могут заплакать, мальчики — в большей степени настроены на быструю беседу без эмоциональных подробностей, часто пропускают критику мимо ушей.
    Мамам мальчиков стоит помнить, что будущие мужчины уже к 3-м годам предпочитают конкретику, а не эмоциональные беседы. Чтобы малыш вас понял и принял к сведению совет, необходимо говорить короткими четкими фразами, не углубляясь в эмоциональную сторону. Психика мальчиков устроена так, что в момент быстрого и сильного эмоционального напряжения, восприятие слов взрослого просто отключается. Малыш вас не слышит. Чтобы критика была понятной мальчику, она должна быть конструктивной, четкой, краткой. В воспитании девочек напротив, большую роль играет эмоциональная сторона ситуации. Малышки очень чувствительны, для них много значит, какие эмоции вызывает их поведение. Используя в воспитании технику пробуждения эмоционального отклика в отношении девочки, следует быть очень аккуратными, тщательно дозировать критику. Нельзя шантажировать любовью, давить на уже плачущего ребенка, чтобы закрепить эффект. Старайтесь наглядно показывать ситуацию, давая информацию к размышлению.

    Как развивать ребенка? Шпаргалка для мамы

    Направление развитияНавыкВариант для занятий
    Логика и математикаСовершенствование понимания понятий: 1. много — мало; 2. больше -меньше;
    1. Предложите ребенку 2 рисунка: на одном нарисован один предмет, на другом несколько. Спросите, где много предметов? Где мало? На каком рисунке предметов больше? Где меньше?
    2. Разделите группу предметов на две неравные части. Спросите малыша где мало и много предметов, где больше, а где меньше. Попросите переложить некоторое количество игрушек из одной группы в другую, спросите, что изменилось;
    3. На прогулке спрашивайте, где больше (много) машин, деревьев, домов, а где меньше (мало).
    Счет до 3-х
    1. Положите перед ребенком 3 шарика. Возьмите один из них и скажите “один шарик”. Возьмите второй шар в руки и поднесите к первому. Скажите “два шарика”. Покажите на оставшийся шар и скажите “один шарик”.
    2. Во время игры, используйте счет в отношении используемых игрушек. (Дай мне две машины, вот одна кукла, где три шарика);
    3. Подготовьте карточки, на которых напишите цифры от одного до 3. Под цифрой нарисуйте кружки или звездочки в соответствии с указанной цифрой. По очереди показывайте крохе карточки, называйте цифру и пальчиком считайте количество нарисованных фигур.
    Сортировка предметов
    1. Поставьте перед ребенком 2 коробки. Между ними положите несколько шариков и кубиков. Предложите разобрать предметы в соответствии с их формой в разные коробки;
    2. Перед ребенком разложите карточки с животными и бытовыми предметами, попросите разложить их в разные стопки.
    Ориентация в пространстве
    1. Во время игр спрашивайте ребенка, где по отношению к нему, находится тот или иной предмет (справа, слева, сверху);
    2. Рассматривая иллюстрации в книге, спрашивайте, где находится предмет (солнце — сверху, земля — снизу, герой — близко, лес — далеко и т. д.)
    Умение подбирать, сопоставлятьЭтот навык хорошо тренируется при помощи:
    • Пазлов;
    • Разрезных картинок;
    • Логических домиков.
    Загадки
    1. Предложите малышу угадать животное по его характерным признакам (прыгает, любит морковку — заяц, хитрая, рыжая, съела Колобка — лиса, мычит, ест траву, дает молоко — корова);
    2. Предложите загадки в стихотворной форме, где ответ подходит по рифме (Зеленая квакушка, а зовут ее? … (лягушка)).Можно предложить стихи-загадки, ярко описывающие предмет или живое существо (Он морковку обожает и зверей не обижает, только волка и лисицу очень сильно он боится (заяц)).
    Конструирование по образцу
    1. На листе бумаги нарисуйте чертеж дома, попросите сложить конструктор так, чтобы очертания напоминали схему. Чтобы малыш выполнил это задание, необходимо сначала показать, как это правильно делать.
    Классификация
    1. Сложите в коробку разные игрушки. Попросите найти все автомобили, мягкие игрушки, фигурки животных и т. д.
    2. На улице попросите показать деревья, транспорт, цветы.
    Поиск по 2 признакамВо время игры или прогулки попросите подать вам предмет, соответствующий описанию (красный и круглый, гладкий и квадратный).
    Поиск ошибокПредложите 2 картинки, отличающиеся между собой 2-3 деталями. Попросите найти, чем они отличаются друг от друга. Картинки можно взять готовые или нарисовать самостоятельно.
    Изучение свойств предметовЦвет
    1. Во время игры называйте цвет используемых предметов;
    2. Подготовьте карточки разного цвета и просите малыша его назвать.
    ФормаАкцентируйте внимание на форме окружающих предметов, называйте их.
    Понятия:
    1. Длина;
    2. Высота;
    3. Широта;
    4. Подобие;
    5. Температура;
    6. Твердость;
    7. Шершавость;
    8. Тяжесть.
    1. Рассматривая иллюстрации в книге спрашивайте ребенка о длине предметов, их высоте и ширине.
    2. Во время игры рассказывайте, какие по ощущениям предметы находятся у малыша в руках (теплый — холодный, гладкий — шершавый, легкий — тяжелый).
    Развитие вниманияПоиск предмета
    1. Покажите картинку, на которой изображено несколько предметов. Попросите показать, где находится один из них.
    2. Спрашивайте, где в комнате находятся те или иные вещи, попросите найти и принести
    Поиск парыПодготовьте 5-6 пар одинаковых карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить, в каком порядке они располагаются. Переверните их. Попросите найти все пары
    Поиск по признакуПредложите найти в комнате предмет, имеющий определенный признак (красный и круглый, желтый и шершавый, мягкий и квадратный).
    Поиск по силуэтуПодготовьте картинку, на которой будут изображены силуэты знакомых для ребенка предметов. Попросите догадаться, где чей силуэт. Для облегчения задачи можно взять несколько фигурных картинок, обвести их силуэт на бумаге, попросить подставить пары.
    Поиск деталейНа картинке попросите найти предмет с замочком, в горошек, не соответствующий ситуации.
    Развитие памятиПоиск изменений
    1. Разложите перед ребенком 4-6 карточек. Попросите его их запомнить и отвернуться. Уберите одну карточку (или добавьте еще одну) и попросите малыша назвать, что пропало (добавилось).
    2. В ряд посадите несколько игрушек. Попросите малыша запомнить их очередность и отвернуться. Поменяйте местами игрушки. Спросите, что изменилось.
    Воспроизведение события, истории.
    1. После прочтения сказки предложите крохе рассказать ее, ориентируясь по карточкам или иллюстрациям.
    2. Вернувшись с прогулки, вспомните, что вы делали, видели, обсуждали.
    Вспомнить и назвать
    1. Предложите ребенку изучить до 10 тематических карточек (техника, животные, бытовые предметы). Рассмотрите их, попросите повторить название каждой из карточки. После завершения изучения показывайте крохе картинки поочередно, спрашивая, “что это?”.
    2. Во время игры или прогулки попросите карапуза назвать 5 живых существ или предметов из одной тематической группы (животные, птицы, транспорт, бытовые приборы). Посоперничайте с ребенком, называйте слова по-очереди.
    Физическое развитиеСовершенствование физических навыков.Во время утренней зарядки и на прогулке предлагайте малышу:
    • Прыгать на 1 и 2 ногах;
    • Учиться прыгать на 2 ногах вперед и в стороны;
    • Кидать мяч 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны;
    • Ловить мяч 2 руками;
    • Бить ногой по мячу;
    • Удерживать равновесие, стоя или шагая по узкой доске или бордюру;
    • Двигаться, изображая животного (прыгать как заяц, ползти как змея);
    • Бегать в разном темпе (быстро, медленно, с подскоком);
    • Нагибаться и поднимать предмет с пола, стараться дотянуться пальчиками и ладошками до носочков;
    • Приседать, поддерживая свое тело руками в бок, вытянув руки вперед, разведя их в разные стороны;
    • Оббегать различные предметы;
    • Переносить различные предметы, разные по весу, стараться нести стакан или тарелку с водой, не разлив;
    • Ходить на пятках;
    • Висеть на турнике;
    • Лазать по стенке;
    • Тренировать координацию на фитболе.
    Музыка и ритмРазвитие умения чувствовать музыку, выражать свои эмоции словамиПредлагайте ребенку в течение дня:
    1. Слушать классическую музыку;
    2. Слушать детские песни;
    3. Учиться различать темп музыки;
    4. Стараться угадать настроение композитора во время написания мелодии;
    5. Различать разный уровень громкости;
    6. Слушать и угадывать происхождение звуков природы;
    7. Тренируйте умение определять место происхождения звука;
    8. Различать музыкальные инструменты;
    9. Играть на музыкальных инструментах;
    10. Петь;
    11. Танцевать.
    РисованиеФормирование умения рисовать
    1. Предложите ребенку повторить за вами и нарисовать карандашом:
    • Вертикальную и горизонтальную линию;
    • Кружочек;
    • Дождь в виде косых линий;
    • Короткие и длинные черточки по горизонтали и вертикали.
    2. Покажите, как правильно раскрашивать раскраску, не покидая границ рисунка. 3. Научите рисовать подручными предметами и руками:
    • палочкой на песке, снегу;
    • рукой по бумаге красками;
    • штампами;
    • мелом на асфальте;
    • камушками.
    4. Предложите поэкспериментировать, смешивая краски. Рисуйте полученным цветом при помощи кисточки, губки;
    ЛепкаИзучение простых техникПредложите крохе использовать простые техники для работы с пластилином или тестом:
    • Раскатать в шарики и “колбаски”;
    • Соединить шарики между собой, “колбаски” согнуть в колечки;
    • Создавать новые формы, отщипывать кусочки от пластилина и соединять их между собой;
    • Рисование пластилином;
    • Создание фигур при помощи формочек;
    • Вырезание из куска пластилина фигур пластиковым ножиком.
    АппликацияЗнакомство с простыми способами работы с бумагой и другими материалами для создания композиции.
    1. Предложите склеить предмет из бумажных заготовок;
    2. наклеить на лист бумаги разные формы, похожие на знакомые предметы (желтый круг — солнышко, зеленый овал — пруд);
    3. Сделать аппликацию из ваты;
    4. Наклеить скомканную бумагу в виде предмета;
    5. Создать композицию из рваной бумаги.
    КонструированиеСоздавать простые конструкции из подручных материалов. Развитие фантазии.
    1. Предложите малышу построить из конструктора дом, гараж, дорогу, поезд;
    2. Попросите построить из конструктора и игрушек сооружение, напоминающее определенный бытовой предмет;
    3. Нарисуйте простой чертеж здания. Попросите построить по образцу.
    Окружающий мирУвеличение знаний об окружающем мире и предметах.Во время игры или прогулки рассказывайте, показывайте на карточках, в книгах:
    • Домашних и диких животных. Расскажите, что они едят, где живут, какие звуки произносят;
    • Птиц;
    • Насекомых;
    • Времена года, части суток, рассказывайте, как можно отличить их между собой, чем люди и звери занимаются в разное время;
    • Явления природы (дождь, гром, молния, ветер, солнце);
    • Фрукты и овощи;
    • Ягоды, грибы;
    • Различные материалы (стекло, металл, дерево, пластик). Покажите, как они отличаются между собой внешне, по ощущениям;
    При помощи карточек и картинок расскажите ребенку несколько тематических блоков:
    • Транспорт. Какие есть виды. Для чего используется;
    • Семья. Расскажите, какие родственные узы объединяют людей, кто кому кем приходится;
    • Город. Что такое город. Чем он отличается от других видов поселений. Каких животных, птиц, растений можно встретить;
    • Деревня. Что это такое. Каких животных, птиц, растений можно встретить;
    • Мир животных. Где обитают разные виды животных, чем они отличаются друг от друга. Что едят. Где живут;
    • Профессии (учитель, строитель, врач, дворник);
    • Человек.
    Развитие на прогулкеРазвитие понимания поведения в обществе, знаний об окружающем миреВо время прогулки рассказывайте ребенку:
    • Как правильно переходить дорогу;
    • Как вести себя на улице;
    • Как ориентироваться в пространстве;
    • Рассмотрите растения, насекомых и транспорт;
    • Поддерживайте беседу, обсуждая увиденные предметы;
    • Познакомьте с явлениями природы, расскажите о их роли для человека, природы;
    • Предложите поиграть в песочнице, походить по луже, покидать снежки.
    РечьФормирование умения выстраивать сложные предложения, задать и отвечать на вопросы
    1. Предлагайте обсуждать события, произошедшие за день;
    2. Читайте книги и обсуждайте сюжет;
    3. Просите рассказать знакомую сказку, ориентируясь по картинкам;
    4. Покажите, как можно инсценировать знакомую сказку при помощи игрушек;
    5. Поиграйте в театр теней;
    6. Знакомьте с прилагательными, предлогами;
    7. Расскажите, из каких деталей состоят знакомые предметы (у стула есть ножки, сиденье, спинка).
    АртикуляцияТренировка мышц, участвующих в речи
    1. Предложите самостоятельно надувать мыльные пузыри;
    2. Перед зеркалом предложите построить рожицы, показать, как выглядит веселый, грустный человек;
    3. Повторять за вами слоги и слова, глядя в отражение;
    4. Научите широко открывать рот и пытаться произносить разные звуки и слова;
    5. Научите быстро стучать зубами;
    6. Потренируйте разную громкость произношения слов.
    МоторикаРазвитие пальчиков рук
    1. Пальчиковые игры;
    2. Лепка, рисование, аппликации;
    3. Рамки, вкладыши, шнуровки;
    4. Игры с крупами;
    5. Тренировка навыка застегивать и расстегивать пуговицы;
    6. Игры с наклейками;
    7. Комкание бумаги;
    8. Игры с прищепками;
    9. Конструирование;
    10. Рисование по точкам.
    СенсорикаРасширение знаний об ощущениях
    1. Предложите малышу поиграть с небольшими лоскутками разной ткани. Попросите рассортировать кусочки по ощущениям (гладкие в одну стопку, мягкие в другую, колючие в третью);
    2. Дайте в руки ребенку предмет, попросите пощупать. Предложите найти среди игрушек наиболее подходящий по ощущениям;
    3. Игра “волшебный мешочек”. В непрозрачный пакет положите несколько предметов разной формы и текстуры. Предложите ребенку запустить в пакет руки, и не глядя, угадать, что он держит в руках.
    КоммуникацияРазвитие навыка общения со сверстниками
    1. Научите, как нужно здороваться и знакомиться. Покажите на собственном примере;
    2. Покажите, как нужно меняться игрушками;
    3. Научите жалеть, сопереживать чужой беде на собственном примере;
    4. Во время прогулки предложите понаблюдать, как играют другие дети, присоединиться к ним.
    Бытовые навыки и самообслуживаниеОбучение и закрепление навыкам самообслуживания
    1. Покажите, как правильно мыть руки с мылом;
    2. Позвольте самостоятельно одеться на прогулку, по возвращению раздеться;
    3. Покажите, как нужно складывать одежду;
    4. Предложите собрать воду губкой, вместе с вами помыть пол, попытаться подметать;
    5. Предложите полить цветы.
    Для успешного освоения всех вышеперечисленных навыков рекомендуется создавать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя свободно, будет заинтересован в занятиях. Для этого необходимо:
    • Чаще хвалить за успехи;
    • Не ругать за неудачи;
    • Стараться поддерживать интересы ребенка, подстраиваясь под текущие познавательные желания;
    • Не заставлять заниматься неинтересным занятием на данный момент;
    • Подбирать задания, с которыми малыш может справиться.
    Указанные в таблице занятия — приблизительные варианты для развития обозначенных навыков. Рекомендуется попробовать использовать все предложенные варианты и выбрать наиболее подходящие для вашего ребенка. Каждый малыш — индивидуален, имеет свои особенности восприятия и предпочтения в играх. Занятия с детьми должны быть в игровой форме, сопровождаться добрым настроем всех участников.

    Что должно насторожить

    Дети между 30 и 36 месяцами жизни очень отличаются между собой. Одни с удовольствием рисуют, другие предпочитают бегать. Сравнивать достижения ребенка со сверстниками не стоит, ведь ваш ребенок индивидуальность, которая во всем требует особенного подхода. Но существует ряд критериев, по которым оценивают развитие ребенка к 3-м годам. Нужно срочно обратиться к педиатру, если в 36 месяцев ваш малыш:
    • не говорит, в речи только несколько слов, обозначающих предметы;
    • не бегает, не может залезть на стенку;
    • не может пройти по бордюру, даже с поддержкой взрослого;
    • апатичен, вял, не интересуется игрушками;
    • не может самостоятельно играть;
    • не различает, не запоминает названия основных цветов спектра;
    • не различает, не запоминает простые фигуры, формы;
    • не идет на контакт со сверстниками, проявляет повышенную агрессию, негативизм в отношении других детей, взрослых.
    Вот и подходит к концу ясельный период. Когда малыш достигнет 36 месяцев, он перейдет в новый этап своей жизни — дошкольный период. Он многое уже умеет, может объяснить, чего ему хочется, начал играть самостоятельно. Теперь с карапузом намного легче и веселее. Обязательно следите за тем, как ваш малыш реагирует на предложенные занятия, как себя ведет в течение дня, как спит. Если кроха доволен и спокоен, все в порядке. При возникновении признаков переутомления (плохой сон, отсутствие аппетита, сопротивление занятиям), следует дать ему немного отдохнуть. Не лишним будет найти время на себя и мужа. Помните, для гармоничного развития малышу прежде всего нужна счастливая, здоровая и полная сил мама.