
- Особенности возраста
- Что должен уметь ребенок
- Рост и вес
- Основные направления развития ребенка в 3,5 — 4 года
- Основные направления деятельности родителей для развития ребенка 3,5 — 4 лет
- Примерная программа упражнений на неделю
Особенности возраста
Большинство детей к 3,5 годам успешно справляются с кризисом 3-х лет. Негативные проявления в виде истерик, необоснованных слез и обид проявляются все реже. Малыш готов активно участвовать в познавательной деятельности, изучать любой предложенный материал. У некоторых малышей кризисные явления могут периодически появляться до 4-х лет. В такой ситуации рекомендуется стараться проводить доверительные беседы с ребенком как можно чаще, пытаться понять причины психологического дискомфорта. Часто причиной затянувшегося кризиса у детей трех лет становится появление младших братиков и сестер, резкое снижение количества времени, проведенного вместе с мамой из-за выхода на работу, сложности в адаптации к детскому саду. Чтобы помочь крохе привыкнуть к новым обстоятельствам нужно чаще повторять ему о своей любви, интересоваться его мнением о происходящем. Психологи подметили, что дети, которые слышат от родителей слова любви, видят проявление нежности растут более спокойными. В день рекомендуется говорить малышу о своих чувствах к нему не менее 7 раз. К 3,5 годам малыш уже хорошо усвоил все основные двигательные навыки, теперь ему предстоит их совершенствовать и развивать. Большую роль в развитии физических навыков ребенка играет ежедневная прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, зарядка. Обучение и развитие карапуза во втором полугодии 4-го года жизни рекомендуется проводить комплексно, сочетая разные виды деятельности, чередуя их между собой. Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на предложенном занятии до 20 минут. Чтобы не перегрузить его нервную систему рекомендуется производить смену заданий через каждые 5 — 15 минут. Например, предложите решить логический ряд, после этого попрыгать через лавочку, успокоившись, вернуться к учебному материалу. Отдельного внимания со стороны родителей требуют вопросы развития речи и социальных навыков. Кроха уже научился играть с другими детьми, настало время научить правилам дружбы, способам разрешения конфликтов. Через беседы и рассуждения на темы, затрагивающие чувства и эмоции других людей, научить сына или дочку видеть ситуацию с разных сторон. Чем старше становятся мальчики и девочки, тем четче прослеживается их стремление быть самостоятельными. Для многих детей возможность самому выполнять простые гигиенические процедуры — показатель “взрослости”. Обычно пик желания все делать самому приходится на 3,5-3,7 месяцев.Интересно. Некоторые дети к 4-м годам начинают отказываться самостоятельно одеваться и обуваться, просят маму или папу им помочь. Ребенок, который пару месяцев назад отказывался от любого вида помощи теперь начинает говорить, что не умеет делать то или иное действие. Не рекомендуется идти на поводу у “маленького хитреца”.Если нужно прийти вовремя в садик, на прием к врачу или в театр постарайтесь начать одеваться чуть раньше, чтобы у малыша было время собраться. Когда он начнет говорить, что он не умеет что-то обуть или одеть, не спешите помогать. Скажите: “хорошо, иди босиком/ раздетый, но на улице холодно. Если замерзнешь или намочишь ноги не жалуйся”. Ребенок уже понимает, зачем нужно обуваться и одеваться, быстро сделает все, что нужно.

Что должен уметь ребенок
В 3,5 — 4 года список умений и навыков детей может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка. Мальчики в большинстве случаев лучше осваивают двигательные навыки, показывают успехи в физическом развитии, девочки — четче разговаривают, предпочитают спокойные игры, небольшие компании. Психологи и педагоги рекомендуют оценивать навыки и умения ребенка, сравнивая его же достижения в прошлом с настоящим. Не нужно ориентироваться на сверстников карапуза, особенно говорить ему, что он не делает что-то, как другой ребенок. Помните, каждый малыш осваивает определенный навык в свое время, а сравнение его с другими детьми может создать условия для появления ненужных комплексов. Несмотря на строгую индивидуальность скорости приобретения умений, есть список физических, бытовых и интеллектуальных навыков, которые желательно привить ребенку до 4-х лет. Перечисленные ниже навыки могут присутствовать в разной степени:- пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
- хорошо выполняет;
- делает автоматически.
Физические навыки:
- Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
- Ходить задом наперед;
- Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
- Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
- Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
- Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
- Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
- Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
- Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
- При помощи взрослого делать кувырок вперед;
- Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
- Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
- Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.
Бытовые навыки:
- Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
- Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
- Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
- моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
- чистит зубы;
- моется сам, под контролем взрослого и т.д.
- Следит за собственной опрятностью;
- Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
- Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
- Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
- Старается беречь игрушки, книжки, одежду.
Интеллектуальные навыки:
- Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
- Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т. д.;
- Знает основные цвета спектра и их оттенки;
- Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
- Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
- Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
- Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
- Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
- Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
- Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
- Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
- Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
- Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т. д.;
- Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
- Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
- Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
- Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
- Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
- Отличает разные виды транспорта, марки машин;
- Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв
Рост и вес
Изменение параметров роста и веса во втором полугодии 4-го года жизни несущественны. Большинство детей за 6 месяцев наберут около килограмма веса и вырастут на 2-3 см.Нижняя норма роста | Верхняя норма роста | Нижняя норма веса | Верхняя норма веса | |
Мальчик 3,5 года | 93 см | 105 см | 13,5 кг | 16,5 кг |
Мальчик 4 года | 94 см | 111 см | 14,4 кг | 21,2 кг |
Девочка 3,5 года | 92 см | 103 см | 13 кг | 16 кг |
Девочка 4 года | 94 см | 110 см | 14 кг | 21,5 кг |
Основные направления развития ребенка в 3,5 — 4 года
Комплексное развитие ребенка в 3,5 — 4 года включает в себя несколько направлений деятельности. Хорошо, если получается объединять в одном занятии несколько видов обучения:- во время утренней зарядки предлагать считать шаги, называть используемые предметы и т. д.;
- изучая тематические карточки, бегать, собирая названные игрушки по комнате, ощупывать новые вещи, вспоминать и петь песни, в которых упоминаются названные звери, профессии, цифры.
Основные направления деятельности родителей для развития ребенка 3,5 — 4 лет
- Физическое развитие. Совершенствование координации, вестибулярного аппарата, двигательных навыков. Улучшение выносливости, тренировка всех групп мышц тела;
- Познавательное развитие. Увеличение базы знаний об окружающих предметах, видах деятельности человека, событиях, явлениях, изучение логических и математических операций, создание базы эстетического отношения к окружающему миру;
- Сенсорное развитие. Совершенствование возможностей восприятия информации через слух, зрение, осязание, обоняние, вкус;
- Музыкальное развитие. Формирование умения различать разный темп музыки, движений, подходящих под выбранную композицию. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Первое знакомство с композиторами и музыкантами, для которых сочинение музыки — профессия;
- Речевое развитие. Совершенствование устной речи, расширение активного словаря, работа над четким произношением всех звуков алфавита;
- Мелкая моторика. Закрепление умения правильно держать ручку или карандаш, совершенствование умения выполнять мелкие движения пальцами;
- Творческое развитие. Расширение познаний о возможностях прикладного творчества, способах выражения эмоций через искусство;
- Социальное развитие. Распознавание эмоций, обучение умению рассматривать ситуацию с разных точек зрения, формирование инициативности в общении со сверстниками.
- Не пытайтесь учить как в школе, любой материал для ребенка должен быть предложен в игровой форме;
- Не заставляйте делать то, что крохе не нравится. При отсутствии у карапуза желания отложите задание или пересмотрите форму преподнесения;
- Для успешного занятия нужно быть в хорошем настроении, сконцентрированным на обучении ребенка. Если ваш что-то тревожит или отвлекает, лучше отложите занятия на другое время;
- Реально оценивайте возможности вашего карапуза, не сравнивайте его с другими детьми. Предлагайте делать то, что под силу вашему ребенку.
Физическое развитие
В 3,5 года ребенку необходимо минимум 1,5 часа находиться на улице: играть в подвижные игры, лазать по турникам, строить башни и лепить куличики в песочнице. Идеально, если в компании малыша будут его сверстники. Попробуйте организовать детей в группу и предложите им поиграть в “Кошки -мышки”, “Догонялки”, “Выше ножки от земли”. Важную роль в закреплении и развитии физических навыков ребенка играет утренняя зарядка. Предлагая выполнять простые упражнения для тренировки всех групп мышц, легко определить, какой вид спорта подходит вашему карапузу, предложить посещать соответствующую секцию. Во время утренней зарядки можно предлагать ребенку разные комплексы упражнений:- Для развития мышц рук и плеч (махи, растяжки, упражнения на перекладине, игры с мячом и т. д.);
- На укрепление мышц спины (наклоны, гимнастика не фитболе и т. д.);
- Совершенствование мышц ног (бег с разным темпом, приставной и широкий шаг, прыжки и т. д.);
- Улучшение координации (ходить по прямой и наклонной узкой доске, стоять на одной ноге, игрушечный боулинг).
Познавательное развитие
Развитие интеллектуальных навыков и расширение базы знаний об окружающем мире у ребенка 3,5 — 4 лет рекомендуется проводить в игровой форме с использованием методик, подходящих для вашего ребенка. В 3,5 — 4 года уже легко определить, какой тип восприятия информации (звуковой, зрительный, тактильный) являются ведущим у вашего карапуза. Исходя из этого подбираются материалы для обучения.Дети, у которых основной канал восприятия информации — слух (аудиалы), хорошо воспринимают предложенные знания через беседу, сказки, обсуждение. Малыши-визуалы (основной канал — зрительный) быстрее запоминают увиденное на картинке, в живую. Кинестетики лучше запоминают информацию, если потрогают, потрясут или понюхают объект.Для ребенка 3,5 — 4 лет можно предложить:
- Обучение при помощи карточек, книжек, наглядных пособий. Основное требование к таким материалам — простота, красочность, доступность для ребенка;
- Наглядно-предметное обучение. Для усвоения новых знаний ребенку предлагается поиграть с группой вещей, на основе которых взрослый объяснит новое понятие;
- Познание-прогулка. Во время ежедневной прогулки на улице взрослый рассказывает ребенку об окружающем мире, обсуждает с ним происходящее;
- Познание через творчество. Детям предлагается постигать знания через прикладные виды искусства, изучать собственный внутренний мир.
- навык поиска названных признаков у предметов;
- поиск отличительных и схожих черт предметов;
- умение пересказывать услышанное, прочитанное, увиденное;
- способность вспомнить или придумать сюжет по картинкам;
- навыки сортировки, группирования, обобщения предметов в группы;
- умение использовать обобщающие слова к группе предметов;
- способность различать цвета и оттенки. После 3,5 лет малыш может знать все цвета спектра и до 20 основных оттенков;
- знания о фигурах: как они выглядят, как называются;
- умение считать. К 4-м годам ребенок может считать до 10 и больше;
- правильное использование понятий “много-мало”, “маленький-большой”, “съедобный-несъедобный” и т. д.
- домашних и диких животных. Место их обитания, особенности питания, внешние отличия между собой и от человека. Как называются детеныши разных животных, какие звуки они издают. Расскажите, какую пользу приносят домашние животные, каких зверьков можно держать дома;
- насекомых, птицах, рыбах. Хорошо, если ребенок к 4-м годом знает около 10 видов насекомых, птиц, рыб, может рассказать, где они живут, чем питаются;
- растительном мире. К 4-м годам малыш может знать около 10 названий, чаще всего встречающихся в вашем регионе, деревьев, кустарников, цветов, злаковых культур. Хорошо, если может назвать основные составляющие разных видов растений (ствол, листья, плоды, ягоды, корни);
- материалах. Покажите и расскажите, чем отличаются между собой стекло, камень, пластик и т. д. Поясните, где и для чего используются разные виды материалов, какие они на ощупь;
- природных явлениях и временах года. Хорошо провести тематические занятия об отличии разных временах года между собой, пояснить, как нужно вести себя во время грозы, сильного ветра, в солнечный день;
- праздниках и памятных днях (Рождество, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д.). Расскажите, почему люди отмечают эти дни, какие традиции существуют в вашей семье;
- отличии тела человека и животных. Познакомить с основными внутренними органами человека (сердце, легкие, желудок), рассказать, какую роль они играют в жизни человека;
- профессиях. Расскажите ребенку, что все взрослые ходят на работу и у каждого есть своя профессия. Познакомьте со своими профессиональными обязанностями, расскажите, чем занимаются другие члены семьи. Во время прогулки акцентируйте внимание крохи на людях, выполняющих свои обязанности, рассказывайте, как называется их профессия (продавец, провизор, дворник, водитель и т. д.);
- транспорте. Расскажите, какие виды транспорта существуют (водный, наземный, воздушный и т. д.). Предложите назвать знакомые транспортные средства и определить их вид;
- алфавите. С 3,5 — 4 лет можно начинать изучать алфавит.
Следует помнить, что вначале нужно учить не буквы, а их звуки. Это делается для того, чтобы ребенок не испытывал сложностей с чтением. Например, учите звук “Б”, а не букву “Бе”. Когда вы приступите к обучению чтению, малышу будет проще сложить звук “Б” и звук “А”, чем буквы “Бе” и “А”.
Сенсорное развитие
К 3,5 годам дети постепенно переходят от предметной деятельности к ролевым играм. Все большую роль играет умение ребенка фантазировать, использовать подручные материалы в качестве заместителей реальных предметов и объектов. Сенсорика играет в этом процессе одну из важных ролей. Благодаря умению получать информацию через зрение, слух, осязание и т. д. карапуз может быстрее включать разные игровые материалы в деятельность. В этот период хорошо предлагать малышу развивать восприятие при помощи простых игр и занятий:- Игры с мелкими предметами. Сортировка, аппликации, создание поделок позволяют не только улучшить сенсорику, но и развить мелкую моторику;
- Игра “Волшебный мешочек”. Положите в непрозрачный пакет или картонную коробку разные по размеру и текстуре предметы. Предложите ребенку достать их по очереди, назвать, описать свои ощущения;
- Бизиборды, сенсорные мешочки, массажные коврики;
- Слушать природу и звуки города. Во время прогулки или в домашних условиях предлагайте ребенку послушать, какие звуки его окружают. Можно попросить закрыть глаза и попытаться угадать, чем взрослый шумит (пакет, колокольчик, бумага);
- Как что пахнет. Предлагайте сыну или дочке понюхать цветы, траву, песок, еду;
- Игры с природными материалами, водой, песком, крупами и т. д.;
- Бытовые дела. Позвольте карапузу помочь вам месить тесто, перемешивать ингредиенты для блюд, лепить котлеты.
Музыкальное развитие
В 3,5 — 4 года пора начинать учить ребенка различать темп музыки. Он уже понимает, что под разную мелодию можно двигаться с разной скоростью, теперь пора объяснить, какие темпы и жанры музыки бывают: быстрый, средний, медленный темп, марш, вальс, опера и другие жанры музыки. Изучая жанры и темп мелодии, хорошо показать крохе, какие из известных ему движений подходят к выбранной композиции, научить новым вариантам танца. Идеально, если вы покажете крохе общеизвестные варианты танцев для детей “Танец маленьких утят”, “Шарик Жучку взял под ручку”, “Раз морозною зимой” и т. д. В рамках тематического занятия о профессиях хорошо познакомить кроху с разными видами профессиональной деятельности, связанными с музыкой. Расскажите, кто такой музыкант, композитор, певец, танцор, дирижёр. Идеально, если получится сводить сына или дочку на концерт классической музыки для детей, увидеть, как играет оркестр. Предложите посетить танцевальный конкурс в роли зрителей, посмотреть, как красиво можно научиться двигаться.Речевое развитие
К 3,5 годам большинство детей уже хорошо разговаривают, начинают выстраивать грамматически правильные сложные предложения. В этот период уже заметны сложности с произношением отдельных звуков. Родители могут попробовать исправить неправильное произношение при помощи специальной артикуляционной гимнастики и работы над звучанием. Между 3,5 и 4 годами всем детям рекомендуется посетить врача-логопеда для оценки речевых навыков. Не все родители могут четко понять, где в речи ребенка необходима коррекция — профессиональная оценка позволит на ранних этапах исправить возможные сложности с речью, подобрать лучшие упражнения для вашего ребенка в индивидуальном порядке. В норме к 4-м годам у ребенка должны полностью отсутствовать лепетные слова, активно использоваться все части речи, слова обобщения. Малыш должен говорить о себе в первом лице, правильно использовать времена и падежи. Выучить простое четверостишие для ребенка 4-х лет не должно представлять проблемы. Чтобы помочь обогатить активную речь, способствовать ее развитию, предложите ребенку:- разговаривать о происходящих событиях, каждый вечер вспоминать, что происходило в течение дня;
- читать книги. Хорошо, если чтение станет ритуалом в вашей семье. Можно каждый вечер в определенное время собираться всей семьей или один на один с ребенком для совместного прочтения и обсуждения сюжета;
- проводить артикуляционную гимнастику. Встаньте с ребенком около зеркала. Покажите ему, как произносится тот или иной звук, слог. Попросите повторить. Покажите, как можно широко открывать рот, высовывать язык, скручивать губы в трубочку и т. д. Тренировка мышц лица — шаг на пути к чистой, выразительной речи;
- проводить различные тематические занятия, в рамках которых показывайте сыну или дочке разные карточки с изображением предметов, людей, событий. Предлагайте обсуждать рисунки, придумывать предшествующие рисунку события;
- сочинять сказки, рассказы, истории. Вначале можно предлагать опираться на карточки, иллюстрации, яркие картинки. Постепенно с освоением навыка, просите придумать сюжет о новом предмете, игрушке и т. д.

Хорошо способствует развитию мелкой моторики — рисование
Мелкая моторика
Для развития мелкой моторики ребенка 3,5 — 4 лет предлагайте ему занятия, в которых необходимо выполнять движения пальчиками рук. В этом возрасте дети с удовольствием играют с:- мозаиками, шнуровками, прищепками;
- конструкторами разных размеров и форм;
- пазлами, разрезными картинками, карточками;
- с крупами, пуговицами, бусинами;
- с веревочками, тряпочками, крышками;
- с банками, коробками, трубочками.
- лепка: пластилин, глина, гипс, тесто и т. д.;
- рисование: пальчиками, кисточками, губкой, карандашами, фломастерами, мелом и т. д.;
- аппликация и поделки: из бумаги, природных материалов, бусин и т. д.;
- оригами;
- вырезание снежинок, цветочков, фигур из бумаги, картона, ткани и т. д.
Творческое развитие
С 3,5 лет необходимо обратить внимание ребенка на понятия “красивое — некрасивое”. Формированию эстетического вкуса у карапуза способствует развитие познаний об искусстве. В этом возрасте хорошо познакомить ребенка с живописью, рассказать о разных техниках изображения окружающего мира и людей.Возьмите любую картину на ваш вкус. Покажите ее ребенку. Спросите, что нарисовано на ней, какой сюжет изображен. Расскажите о ваших впечатлениях от изображения, поясните, что хотел сказать художник, создавший произведение. Можно рассказать о технике исполнения, предложить нарисовать собственный рисунок в такой манере.В 3,5 — 4 года дети предпочитают рисовать в схематичной манере. Их рисунки не отличаются достоверностью, больше передают внутреннее видение окружающего мира. Опираясь на выбор цветового решения детского рисунка, предметы, которые предпочитает рисовать малыш, можно легко понять, что в данный момент интересует ребенка, какие эмоции преобладают.
Никогда не смейтесь над работами карапуза, не критикуйте. Каким бы смешным или нелепым не вышел ваш портрет или изображение мебели, обязательно похвалите сына или дочку, расспросите, что он хотел изобразить.
Социальное развитие
К 3,5 годам большинство детей уже обзаводится первыми друзьями. Чаще всего это дети знакомых или малыши, играющие с карапузом на одной площадке. Детское общение очень насыщено различными эмоциями. В 3,5 — 4 года крохи часто спорят, деруться, пытаются отобрать друг у друга игрушки. Желание играть со сверстниками большое, но навыков общения еще не достаточно. В этот период взрослым нужно научить ребенка выстраивать отношения. Проще всего научить карапуза дружить через:- чтение сказок и рассказов о дружбе (“Как собака друга искала”, “Приключения Чебурашки” и т.д.);
- просмотр мультфильмов (“Каникулы Бонифация”, “Приключения кота Леопольда” и т. д.);
- беседу. Обсуждайте с ребенком его поведение с другими детьми, объясняйте, в чем он не прав, научите представлять себя на месте другого ребенка.
Примерная программа упражнений на неделю
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
Познавательное развитие | Тематическое занятие “Цифры и счет” | Карточки “Профессии” | Буквы и слоги. Кубики Зайцева | Блоки Дьенеша (конструктор для изучения фигур) | Изучаем деревья и кустарники | Домашние животные и их польза для человека | Развивающий плакат и карточки “В мире птиц” |
Сенсорное | “Волшебный мешочек” | Рисуем песком | Игра “Угадай, что стучит” | Игрушечный боулинг | Игра “Где спрятался шарик” | Аппликация из бумаги, ткани, бусин | Игры с водой |
Музыкальное | Учим “Танец маленьких утят” | Учим песню “Я на солнышке лежу” | Играем на треугольнике. Повторяем песню “Я на солнышке лежу” | Повторяем “Танец маленьких утят”. Повторяем песню “Я на солнышке лежу” | Слушаем пение птиц, шум волн | Вивальди “Времена года. Зима”. Ассоциации и эмоции | Домашний концерт. Песня “Я на солнышке лежу”, “Танец маленьких утят” |
Речевое | Учим стихотворение о лете. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | Повторяем стихотворение о лете. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | “Сказка о золотой рыбке”. Повторяем стихотворение о лете. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | Повторяем “Сказку о золотой рыбке” по карточкам. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | Сочиняем сказку по карточкам “О золотой рыбке”. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | Разбираем поговорку “Делу — время, потехе -час”. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” | Повторяем буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Артикуляционная гимнастика. Звуки “Ц”, “Р” |
Мелкая моторика | Шнуровка “Мама-кошка с котятами” | Мозаика “Буквы и счет” | Рисуем кошку | Конструируем гараж по чертежу | Перебираем фасоль и горох | Рисуем пластилином цветы | Поделка ежик с прищепками |
Творческое | Лепим собаку | Рисуем губкой море и небо | Оригами “птичка” | Вырезаем цветы, снежинки | Аппликация “Цветочный сад” | Набор “Play-Doh” кухня | Рисуем красками настроение |