Автор рубрики: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года.
Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание.
Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

Дорогие родители, мамы, папы, бабушки и дедушки!

Шагая по просторам интернета, мы с вами сплачиваемся и группируемся вокруг сайтов и сообществ, позволяющих узнать что-то новое, интересное и важное о развитии и воспитании наших детей. Советов, практик и направлений становится все больше, но цель одна – день ото дня ребёнок должен становится все более умненьким, развитым, продвинутым в современных технологиях, и его драгоценный, намоленный всей семьёю IQ просто обязан взлетать вверх с космической скоростью.

Действительно, для этого сегодня есть множество прекрасных условий и педагогический рынок полон предложений: курсы иностранных языков, информатики, логики, арифметики. Нередко, обучение предлагают начинать буквально с шести-восьми месяцев. Однако, не так много информации о том, что развитие умственных способностей ребёнка, к сожалению, не делает его автоматически успешным, не предрекает решения большинства житейских и человеческих проблем и уж совсем никак не связано с его здоровьем и счастьем. И хоть психологи раз от раза стараются продать нам идею, что троечники самые счастливые и успешные люди на планете, мы продолжаем им не верить.

И все-таки, существует ли золотая середина? Можно ли отмерить, сколько и когда, а главное чем правильно занять ребёнка, чтобы попасть в нужный результат – умен, красив и счастлив? Как мама четверых детей отвечу – с большим трудом, а как педагог – можно попытаться.

Школа в помощь?

Много лет я работаю в простой общеобразовательной школе и вижу, что тенденция нашего образования движется в том же направлении, что и разговор выше: больше и больше знаний, загрузка и перезагрузка интеллекта по всем направлениям, и практически полное «выдавливание» гуманитарно-эстетического цикла, а чем это выльется нашим детям, остается только грустно выдохнуть. Ведь гуманитарно-эстетическое образование – оно не для того, чтобы наш детёныш стал выдающимся деятелем искусства (это огромная редкость), и даже не для того, чтобы он выбрал профессию, связанную с искусством (это тоже редкость), а для того, чтобы развить в ребёнке важные для его счастливой жизни человеческие качества, развить его ДУШУ!!!

Предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» не занимали значимых мест в школьной сетке и в часто вспоминаемые сегодня времена советского образования, однако в СССР все же считалось неприличным говорить, что искусство в общем образовании не нужно. Сегодня же, исходя из интересов бизнеса, эти предметы вытесняются в платное дополнительное образование, доступное далеко не каждому родителю по разным причинам. А мы-то, родители, не сильно и сопротивляемся, потому что сами воспитаны так, что гуманитарно-художественное образование не представляется нам чем-то обязательным. Я говорю именно гуманитарно-художественное потому, что кроме музыки и ИЗО, имею в виду и почти исчезнувший предмет «Мировая художественная культура», и литературу, как искусство слова, потому что её тоже здорово урезают и постепенно сдвигают к второстепенным дисциплинам.

И получается, что только в наших родительских силах достичь того, чтобы ребёнок стал и оставался психически благополучным человеком, эмоциональная сфера которого не будет ущербной.

В чем польза гуманитарно-художественного образования

Так, а всё-таки, спросите вы, в чем сила и смысл гуманитарно-художественного образования, если исключить разговоры о душе? Подойдем к делу серьезно. Наукой доказано, что художественно-эстетическая деятельность ребенка:

  • развивает правое полушарие мозга;
  • развивает интеллект (опять!!);
  • помогает научиться ребёнку мыслить нестандартно (творчески);
  • значительно расширяет кругозор;
  • развивает речь, память, внимание, мышление;
  • помогает научиться анализу, наблюдению, интерпретации;
  • помогает решить эмоциональные и психологические проблемы.
  • Одним словом, любое приобщение ребёнка к искусству развивает в нём личность, и личность не только богатую интеллектом, но и способную выбирать из хорошего лучшее, быть интересным человеком, умеющим жить разносторонне и счастливо.

    И еще один маленький факт: лидер мирового технического прогресса – Япония – включила музыку в ряд основных предметов общеобразовательной школы наряду с математикой и японским языком. Часы музыки в школе Японии ежедневны!!! Убедительно?

    С чего всё-таки начать, и какое именно занятие выбрать для ребёнка

    Если уж так сложилось, что за это самое художественно-эстетическое развитие отвечаем мы с вами и никто больше, давайте постараемся выработать определенный алгоритм действий.

    И так, искусство и наши дети, с чего начать знакомство?

    Мне думается, что разговоров и информации будет минимально, ведь чтобы полюбить и понимать искусство необходимо пройти через свой, пусть даже оооочень скромный опыт. И в том радость, что дети к этому очень расположены, причем именно все дети подряд. Речь не об особой одаренности (она проявится чуть позже), а об одаренности возрастной. В возрасте от 3 до 7 при наличии благоприятных педагогических условий ребёнок выходит на свой творческий опыт – лепит, рисует, поёт, пляшет, декламирует стихи, - всё это делает практически каждый малыш дошкольник. Роль родителей – наблюдать, не критиковать, создать благоприятные временные, пространственные и материальные условия для детского творчества и относиться к нему с уважением, с доброжелательным интересом, чтобы ребенок понимал, что занят чем-то достойным.

    А чему учить и по какой системе? Художественное развитие человека не начинается со знаний техник, терминов, информации об искусстве, хотя с этого начать проще всего. На первом этапе не стоит искать учителя, который попытается дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории, развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям.

    Сейчас наша родительская цель – доставить ему РАДОСТЬ, простую, но редкую радость: способность видеть и слышать.

    Эта способность разовьётся у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть и что слушать, в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

    Внимание, предложение

    Теперь финальный аккорд нашей беседы. Это будет предложение для таких же ленивцев, как и я сама. Ну подумаешь, что я учитель и мать многодетная в одном лице, я тоже мечтаю о суперпрограмме суперразвития, которая бы дала мне уверенность в несомненной пользе для моих (и не только) детей, при минимальной затрате моего личного времени на этот процесс. Именно поэтому я предлагаю вам рубрику «Послушай-посмотри, малыш». Здесь каждую неделю вы найдете не только мою новую статью с ответами на интересующие вас вопросы о художественно-эстетическом развитии детей, но и два приложения к ней. Чаще всего это будет музыкальное произведение, из сокровищниц мировой классики и репродукция картины, которые перекликаются друг с другом по тематике и средствам выразительности.

    Эти приложения исключительно для детей, рассчитаны они всего на несколько (не более 10) минут внимания, ваша задача только нажать кнопочку и запустить файл. Но я очень надеюсь, что некоторые моменты услышанного и увиденного займут воображение и сознание ребёнка на несколько часов. Скорее всего, что он захочет поделиться этим именно с вами, поэтому предлагаю и вам одним ушком послушать, одним глазочком взглянуть, и стать довольно компетентным собеседником для своего ребёнка. К каждому такому циклу я обязуюсь прикладывать источники более глубокой и разносторонней информации на обсуждаемую тему. Делаю это в надежде на интерес взрослых, может быть и разовый.

    «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны.

    Итак, наша первая встреча в «Послушай-посмотри, малыш»:

    • файл Давай послушаем
    • репродукция картины Тингатинга «Рыбы»
    • файл Давай посмотрим
    • видео Давай посмотрим
    • сноски для родителей Сен-Санс, Тингатинга
    • Дорогие взрослые, пожалуйста, напишите нам о своих впечатлениях, о том, как слушали и смотрели материал ваши дети, и обо всём, что еще вам хотелось бы увидеть и услышать в этой рубрике, о чём поговорить.

Все материалы по теме

Маленький барабанщик

Мы идем на музыку. Часть 9. Юный барабанщик

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи. Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования...
Страница 1 из 2
https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}