виды воспитания детей Воспитание — неотъемлемая часть отношений ребенка и родителя, ребенка и педагога. Чтобы малыш вырос гармонично развитой личностью, взрослые применяют различные виды и формы воспитания. В этой статье мы рассмотрим, какие именно формы работы можно использовать, чтобы достичь той или иной воспитательной цели. Содержание статьи:

    Что такое воспитание

    Существует множество определений термина «воспитание». Возьмём за основу такое: это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе.
    То есть результатом воспитания можно назвать привитие таких черт характера, мировоззрения, привычек, которые необходимы ребенку для жизни в окружающем обществе.
    Кроме этого, воспитание — это также совокупность различных  методик, приемов и форм работы педагога с детьми. Рассмотрим виды и формы воспитательной деятельности, которые помогают организовать всестороннее развитие личности ребенка.

    Классификация видов воспитания

    По количеству участников

    • индивидуальные (к примеру, воспитательная беседа с малышом на тему правил поведения на детской площадке);
    • групповые (сборы, собрания, классные часы — например, под названием “Знакомство со школой»);
    • массовые (вечера отдыха, соревнования и т.д. — например, школьный спортивный праздник “Мама, папа, я — спортивная семья”).

    По методу воздействия

    1. Формирующие сознание:
    • рассказ;
    • пример;
    • объяснение;
    • диспут;
    • внушение.
    1. Организующие деятельность и формирующие опыт:
    • поручение;
    • упражнение;
    • общественное мнение;
    • воспитывающие ситуации.
    1. Стимулирующие:
    • поощрение;
    • наказание;
    • соревнование.

    По основному виду деятельности

    • умственное;
    • физическое;
    • трудовое;
    • эстетическое;
    • правовое;
    • духовно-нравственное;
    • гражданское;
    • экологическое;
    • музыкальное.

    Формы воспитания детей

    Формы воспитания  — это те способы, с помощью которых организуется воспитание, со своими целями, принципами, методами и приемами. Для каждого вида воспитания существуют свои формы и средства работы.

    Трудовое воспитание

    трудовое воспитание детей

    Трудовое воспитание детей

    Понятие

    Трудовое воспитание отвечает за формирование у детей трудовых умений и навыков, добросовестного отношения к своей работе, а также за стимулирование творчества в процессе труда. Этот вид воспитания тесно связан с гражданским и нравственным развитием личности. Трудовые поручения должны быть посильными для ребенка: ему важно видеть конечный результат своей работы.
    Нельзя наказывать трудом.
    Взрослому обязательно нужно показывать личный пример. В процессе трудовой деятельности стоит применять поощрение, или, если нужно, порицание. Желательно, чтобы в труде присутствовал элемент творчества. Например, ребенок может расставить вещи на полке, как ему нравится, или придумать, как порезать овощи в салат.

    Цели и задачи

    • развитие общетрудовых умений и способностей;
    • создание психологической готовности ребенка к труду;
    • формирование ответственного отношения к труду;
    • помощь в сознательном выборе профессии;
    • воспитание таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результату, аккуратность, усердие.

    Способы развития (формы работы):

    Способы работы в трудовой форме воспитания (как и в любой другой) усложняются в зависимости от возраста ребенка.
     в семье
    • выполнение гигиенических навыков (умыться, одеться и т.д.);
    • труд в быту (протереть за собой пролитую воду, помочь маме с приготовлением ужина, убраться в комнате, вынести мусор);
    • уход за животными и растениями (полить цветы, покормить домашнее животное);
    • прикладной труд (сделать поделку, заняться рукоделием, помочь папе с ремонтом мебели или машины).
    в детском саду
    • знакомство с профессиями и их пользой для окружающих;
    • труд на природе (собрать листья на детской площадке);
    • декоративно-прикладной труд (изготовление поделок, украшений для группы в садик);
    • дежурство (помощь воспитателю при подготовке к занятиям, забота о живом уголке).
    в школе
    • оказание помощи школе (дежурство, трудовой десант, благоустройство школы);
    • привлечение к участию в Празднике труда, Неделе добрых дел;
    • организация выставки поделок, участие в конкурсе “Умелые ручки”;
    • производительный труд, профориентация в старших классах.

    Правовое воспитание

    Правовое воспитание

    Правовое воспитание

    Понятие

    Правовое воспитание — это формирование у ребенка понимания ценности прав (своих личных и окружающих людей), а также умения действовать, соблюдая эти права. Этот вид воспитания тесно связан с нравственным воспитанием. Например, если ребенок не знает, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдать чужие права он не сможет.

    Цели и задачи

    • формирование представлений о правах человека;
    • развитие социальных навыков, умения общаться;
    • воспитание терпимости к людям другой народности, пола, возраста, внешности, к людям с физическими и умственными недостатками и т.д.;
    • формирование чувства собственного достоинства у ребенка, а также уважения к достоинству и правам других людей;
    • ознакомление с основными правами и обязанностями человека, воспитание чувства ответственности за данное слово, за начатое дело и т.д.
    Взрослым важно показывать положительный пример при взаимодействии с другими людьми, а также неукоснительно соблюдать уважительное отношение к ребенку. Нельзя несправедливо и жестоко наказывать детей.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    Здесь очень важен пример родителей. Именно его дети впоследствии возьмут за основу своих поступков. Например:
    • уважительное отношение и забота по отношению ко всем членам семьи;
    • проявление терпимости к недостаткам и особенностям окружающих людей;
    • соблюдение детских прав — например, обеспечение ребенку безопасности и комфортных условий проживания, помощь в процессе обучения, получение медицинской помощи и т.д.
    в детском саду
    Кроме личного примера взрослых, дошкольники учатся принципам правового воспитания в процессе бесед и игр со сверстниками. Например:
    • театрализованные, дидактические, ролевые игры;
    • чтение и обсуждение сказок (Теремок, Заюшкина избушка);
    • беседы с элементами игры ( “Права сказочного героя”, “Чьи права я сейчас нарушаю” и т.д.);
    • обсуждение стихов для детей, поговорок, иллюстраций;
    • игры на знакомство с особенностями участников (“Кто где живет?”, “Назови ласково”, “Встаньте те, у кого…”).
    в школе
    • участие в благотворительных мероприятиях, оказание помощи ветеранам, инвалидам и т.д.;
    • конкурсы, викторины на лучшее знание прав человека;
    • встречи с работниками правоохранительных органов, профилактические беседы;
    • пропагандирование здорового образа жизни;
    • тематические вечера различных народностей, культур.

    Духовно-нравственное воспитание

    Духовно-нравственное воспитание

    Духовно-нравственное воспитание

    Понятие

    Этот вид воспитания закладывает у ребенка культуру по отношению к себе, окружающим, природе, опираясь при этом на такие духовные ценности, как любовь, доброта, уважение, милосердие, религиозная культура.

    Цели и задачи

    • формирование представлений о добре и зле;
    • научение духовно-нравственным умениям (справедливо оценить ситуацию, быть приветливым, послушным и т.д.);
    • приобщение к народным традициям;
    • формирование гражданского самосознания и любви к своему народу.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • положительный пример родителей;
    • поощрение добрых дел и поступков;
    • обсуждение сказок, поступков героев;
    • русские народные игры, песни, колыбельные;
    • семейные традиции.
    в детском саду
    • знакомство с обычаями, костюмами, культурой других народностей: участие в тематических праздниках (Пасха, Колядки, Масленица);
    • уважительное отношение к сверстникам во время игр;
    • игры, направленные на формирование доброжелательности и внимательности к окружающим (“Нить добрых пожеланий”, “Колечко красоты”,”Ласковое имя” и т.д.).
    в школе
    • знакомство с историей русского народа (фильмы, книги);
    • посещение библиотек, музеев, тематических выставок;
    • участие в сезонных народных праздниках;
    • занятия в краеведческих кружках;
    • волонтерство, забота о ветеранах, пожилых людях, инвалидах, животных.

    Экологическое воспитание

    экологическое воспитание

    Экологическое воспитание

    Понятие

    Экологическое воспитание формирует у детей знания о природе и природных явлениях, а также прививает бережное отношение природным ресурсам. Как и в любой другой форме воспитания, здесь крайне важен личный пример взрослых. Именно так дети учатся заботиться о природе.

    Цели и задачи

    • формирование гуманного отношения к природе;
    • обучение знаниям о природных явлениях и взаимосвязях;
    • привитие умения чувствовать красоту природы;
    • приобщение к заботе о животных, растениях, природе в целом;
    • обучение навыкам сохранения природы.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • совместные прогулки по лесу, парку;
    • чтение и обсуждение книг о живой природе (произведения В.Бианки, К.Паустовского, В.Пришвина и т.д.);
    • забота о животных, растениях (подкармливать птиц, ухаживать за клумбой у дома и т.д.);
    • ответственное отношение к проблеме мусора (выкидывать его на улице в урну, участвовать в процессе сортировки мусора вместе со взрослыми (ведь, перерабатывая пластик, стекло и бумагу, люди заботятся об окружающей среде).
    в детском саду
    • забота о живом уголке;
    • уход за территорией садика (уборка листьев, забота о птицах и т.д.);
    • изготовление поделок из природных материалов;
    • участие в тематических праздниках (например, Дары осени);
    • чтение и обсуждение произведений о природе для детей.
    в школе
    • участие в экологических акциях (сбор макулатуры или использованных батареек);
    • посадка деревьев;
    • работа на пришкольном участке;
    • экскурсии, выезды на природу;
    • участие в экологических праздниках и конкурсах;
    • выставки экологичных поделок, конкурсы проектов по защите природы.

    Музыкальное воспитание

    Музыкальное воспитание

    Музыкальное воспитание

    Понятие

    Музыкальное воспитание отвечает за привитие музыкальной культуры ребенку (сюда входит эмоциональная восприимчивость, понимание, сопереживание музыке), а также развитие музыкальных способностей (слух, чувство ритма и т.д.).

    Цели и задачи

    • воспитание интереса к музыке через развитие музыкального слуха и восприимчивости;
    • знакомство с разнообразными музыкальными жанрами и произведениями;
    • развитие чувства ритма, слуха, певческих способностей, выразительности движений;
    • поощрение творчества (в импровизации, в танцевальных движениях и т.д.).

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • пение колыбельных, детских песенок, потешек;
    • совместные ритмические упражнения, игры с элементами танца (например, “Каравай”, “Ты похлопай вместе с нами”, “У жирафа пятна” и т.д.);
    • игра на простейших музыкальных инструментах (колокольчик, бубен);
    • прослушивание классических музыкальных произведений (П.Чайковского, В.А. Моцарта, А. Вивальди и т.д.)
    в детском саду
    • хоровое пение;
    • танцы, ритмические упражнения;
    • игра на простейших музыкальных инструментах в ансамбле;
    • игры с музыкальным фоном (например, “Лишний стульчик”);
    • обсуждение прослушанных музыкальных произведений (грустная или веселая мелодия, подвижная или медленная, хочется ли тебе танцевать под нее и т.д.);
    • музыкальные спектакли.
    в школе
    • кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, хоровому пению; ансамбль и т.д.);
    • детский музыкальный театр;
    • тематические дискотеки;
    • занятия в музыкальной школе;
    • походы на концерты, балет, оперу и т.д.

    Роль педагога в музыкальном развитии детей

    Для того, чтобы научить ребенка любить музыку, взрослому стоит подавать “заразительный” пример. Прекрасно, если учитель будет хорошим музыкантом, умеющим импровизировать. Детей очень привлекает артистизм педагогов. А еще очень важно проявлять внимательность к ребенку, чтобы “не задавить” стремление к музыке, и не отказывать ему в посильном участии, например, в исполнении музыкальной сценки.

    Эстетическое воспитание

    Эстетическое воспитание

    Эстетическое воспитание

    Понятие

    Эстетическое воспитание учит детей понимать и ценить прекрасное (гармонию, возвышенность, идеал и т.д.). Например, восхищаться красотой природы, любить искусство. Эстетическое воспитание способствует развитию воображения, фантазии, а также нравственных качеств.

    Цели и задачи

    • знакомство с идеалами прекрасного (на примере скульптур, картин и т.д.);
    • обучение видеть и ценить прекрасное вокруг нас (красивый закат, необычная форма снежинки, грациозные движения танцоров);
    • развитие творческих способностей.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • пение детских и народных песен, колыбельных;
    • прослушивание классической музыки;
    • рассматривание красивых иллюстраций, рисование;
    • красивая и уютная обстановка дома;
    • посещение музеев, театров;
    • чтение и обсуждение книг;
    • прогулки на природе;
    • приятные манеры и внешний вид родителей.
    в детском саду
    • детские спектакли;
    • участие в театрализованных сценках;
    • прогулки на природе, экскурсии;
    • приятный внешний вид и манеры взрослых и детей;
    • танцы, ритмические упражнения под музыку;
    • рисование;
    • изготовление поделок, подарков;
    • пение.
    в школе
    • ИЗОстудии, кружки декоративного творчества;
    • библиотечные выставки, вечера поэзии, музыки, театра;
    • тематические дискотеки;
    • беседы о произведениях искусства, красоте и т.д.;
    • просмотр фильмов, спектаклей с обсуждением;
    • школьный театр;
    • фестивали, конкурсы (например, конкурс рисунка, танца и т.п.).

    Сенсорное воспитание

    Сенсорное воспитание

    Сенсорное воспитание

    Понятие

    С помощью этого вида воспитания у ребенка развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт (зрительный, тактильный, обонятельный и т.д.) и формируются представления об окружающем мире. Обычно сенсорное развитие необходимо в раннем и дошкольном возрасте. Для этого типа воспитания важна богатая сенсорная среда, в которой дети могут трогать, слушать, передвигаться, ощущать температуру и т.д.

    Цели и задачи

    • формирование у детей представлений о свойствах, качествах предметов;
    • побуждение детей точно обозначать словом свои обследовательские действия, свойства предметов и материалов.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • игры с песком, с водой;
    • игрушки с различными поверхностями (гладкая, пушистая, шершавая);
    • вещи разной температуры (игрушки-грелки, игры со льдом, снегом);
    • движение, качание (качели, карусели и т.д.);
    • игрушки с контрастными цветами, игрушки разнообразных цветов и оттенков;
    • игрушки с громкими и тихие звуками, песнями, голосами людей и животных;
    • игры с мелкими деталями — шнуровка, конструирование, бусы, крупы;
    • лепка из теста, пластилина.
    в детском саду
    Игры, направленные на умение различать цвет, форму, размер, “отделять” части от целого:
    • “Найди пару”;
    • “Чей хвост?”;
    • “Что под платочком?”;
    • “Найди такое же”;
    • “Что лишнее?”;
    • “Матрешки”;
    • “Разложи по размеру”.
    Роль настольных игр
    В сенсорном воспитании хорошо помогает использование настольных игр. Помимо сенсорного развития, они также учат ребенка таким навыкам, как организованность, усидчивость, внимательность, умение подчиняться правилам игры. Настольные игры могут быть
    1. предметные (бусы, кубики);
    2. настольно-печатные (“Где чей хвост?”, “Кто где живет?”);
    3. словесные (“Назови предметы красного цвета”).

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание

    Понятие

    Умственное воспитание отвечает за развитие мыслительной деятельности детей. Кроме этого, взрослые учат малышей не только добывать информацию, но и применять полученные знания на практике (например, дети могут узнать в процессе игры, как называются детеныши животных, а потом при следующей игре “посадить” детенышей к мамам, называя их при этом).

    Цели и задачи

    • формирование правильных представлений об окружающем мире, понятиях и взаимосвязях;
    • развитие познавательных процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
    • развитие любознательности и умственных способностей;
    • развитие интеллектуальных умений и навыков (например, поиска информации);
    • формирование навыков анализа, синтеза, воображения и т.д.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • давать ответы на разнообразные вопросы ребенка;
    • сообщать только проверенные известные факты (если затрудняетесь с ответом — разберитесь вместе с ребенком, или дайте ответ позже);
    • проводить домашние эксперименты;
    • рассуждать с ребенком вслух;
    • читать познавательную литературу, смотреть фильмы или мультфильмы о живой/ неживой природе, космосе, человеке, машинах и т.д.
    в детском саду
    игры
    • сюжетно-ролевые — расширяют представления об окружающем мире;
    • театрализованные — помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы;
    • развивающие (строительно-конструктивные) — развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях (близко-далеко, высокий-низкий и т.д);
    • дидактические — помогают усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности (“Какая картинка должна быть вначале?”, “Составь рассказ по описанию”, “Догадайся по описанию, о каком предмете идет речь?”).
    в школе
    • Упражнения на логику (“Что лишнее?”);
    • занимательные задачки;
    • развитие техники чтения, памяти, внимания;
    • обсуждения, анализ прочитанного, услышанного;
    • эксперименты.

    Патриотическое воспитание

    Патриотическое воспитание

    Патриотическое воспитание

    Понятие

    Патриотическое воспитание формирует у детей те ценности, нормы поведения и качества личности, которые необходимы гражданину России. Ключевое место в патриотическом воспитании занимает любовь к Родине и гордость за нее. Этот вид воспитания тесно связан с нравственным. Сперва воспитывается любовь к своей семье, родному дому, а затем к городу и стране.

    Цели и задачи

    • формирование ощущения сопричастности к своей семье, городу, стране, народу;
    • воспитание чувства собственного достоинства за принадлежность к русскому народу;
    • воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, свой народ.

    Способы развития (формы работы)

    в семье
    • народные песни, сказки, пословицы;
    • пример родителей, как патриотов и сознательных граждан страны;
    • парады, музеи воинской славы;
    • чтение детских книг (или отрывков), фильмов о русском народе (например, былины).
    в детском саду
    • патриотические детские песни;
    • народный фольклор;
    • знакомство с историей известных русских ученых, мореплавателей, полководцев, изобретателей, писателей и художников;
    • карта нашей страны, ее природных богатств и достопримечательностей;
    • поделки на тему народного творчества (дымковские игрушки, хохлома и т.д.);
    • патриотические праздники (День Победы, День защитника Отечества).
    в школе
    • общение с ветеранами, акции Памяти;
    • краеведческая деятельность, знакомство с историей страны;
    • музеи воинской славы, Памяти и т.д.;
    • книги, фильмы на патриотическую тему (“Два капитана”, “Завтра была война”, “Тимур и его команда” и т.п.);
    • театрализованные мероприятия о войне, о народе и т.д.;
    • тематические выставки;
    • экскурсии к местам славы.
    Применяя различные виды воспитания, можно всесторонне развить личность ребенка.  Для этого важно использовать разнообразные формы и способы работы. Взрослым стоит помнить о том, что:
    • ребенку прежде всего необходим положительный пример со стороны семьи и педагогов;
    • формы работы и задания должны учитывать возраст детей и имеющиеся у них знания и навыки;
    • большую роль в воспитании играет личность педагога, а также его искренняя заинтересованность в процессе и предмете воспитания;
    • воспитание должно проводиться комплексно — как в семье, так и в образовательном учреждении — детском саду или школе.