
Что такое воспитание
Существует множество определений термина «воспитание». Возьмём за основу такое: это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе.То есть результатом воспитания можно назвать привитие таких черт характера, мировоззрения, привычек, которые необходимы ребенку для жизни в окружающем обществе.Кроме этого, воспитание — это также совокупность различных методик, приемов и форм работы педагога с детьми. Рассмотрим виды и формы воспитательной деятельности, которые помогают организовать всестороннее развитие личности ребенка.
Классификация видов воспитания
По количеству участников
- индивидуальные (к примеру, воспитательная беседа с малышом на тему правил поведения на детской площадке);
- групповые (сборы, собрания, классные часы — например, под названием “Знакомство со школой»);
- массовые (вечера отдыха, соревнования и т.д. — например, школьный спортивный праздник “Мама, папа, я — спортивная семья”).
По методу воздействия
- Формирующие сознание:
- рассказ;
- пример;
- объяснение;
- диспут;
- внушение.
- Организующие деятельность и формирующие опыт:
- поручение;
- упражнение;
- общественное мнение;
- воспитывающие ситуации.
- Стимулирующие:
- поощрение;
- наказание;
- соревнование.
По основному виду деятельности
- умственное;
- физическое;
- трудовое;
- эстетическое;
- правовое;
- духовно-нравственное;
- гражданское;
- экологическое;
- музыкальное.
Формы воспитания детей
Формы воспитания — это те способы, с помощью которых организуется воспитание, со своими целями, принципами, методами и приемами. Для каждого вида воспитания существуют свои формы и средства работы.Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей
Понятие
Трудовое воспитание отвечает за формирование у детей трудовых умений и навыков, добросовестного отношения к своей работе, а также за стимулирование творчества в процессе труда. Этот вид воспитания тесно связан с гражданским и нравственным развитием личности. Трудовые поручения должны быть посильными для ребенка: ему важно видеть конечный результат своей работы.Нельзя наказывать трудом.Взрослому обязательно нужно показывать личный пример. В процессе трудовой деятельности стоит применять поощрение, или, если нужно, порицание. Желательно, чтобы в труде присутствовал элемент творчества. Например, ребенок может расставить вещи на полке, как ему нравится, или придумать, как порезать овощи в салат.
Цели и задачи
- развитие общетрудовых умений и способностей;
- создание психологической готовности ребенка к труду;
- формирование ответственного отношения к труду;
- помощь в сознательном выборе профессии;
- воспитание таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результату, аккуратность, усердие.
Способы развития (формы работы):
Способы работы в трудовой форме воспитания (как и в любой другой) усложняются в зависимости от возраста ребенка.
в семье
- выполнение гигиенических навыков (умыться, одеться и т.д.);
- труд в быту (протереть за собой пролитую воду, помочь маме с приготовлением ужина, убраться в комнате, вынести мусор);
- уход за животными и растениями (полить цветы, покормить домашнее животное);
- прикладной труд (сделать поделку, заняться рукоделием, помочь папе с ремонтом мебели или машины).
в детском саду
- знакомство с профессиями и их пользой для окружающих;
- труд на природе (собрать листья на детской площадке);
- декоративно-прикладной труд (изготовление поделок, украшений для группы в садик);
- дежурство (помощь воспитателю при подготовке к занятиям, забота о живом уголке).
в школе
- оказание помощи школе (дежурство, трудовой десант, благоустройство школы);
- привлечение к участию в Празднике труда, Неделе добрых дел;
- организация выставки поделок, участие в конкурсе “Умелые ручки”;
- производительный труд, профориентация в старших классах.
Правовое воспитание

Правовое воспитание
Понятие
Правовое воспитание — это формирование у ребенка понимания ценности прав (своих личных и окружающих людей), а также умения действовать, соблюдая эти права. Этот вид воспитания тесно связан с нравственным воспитанием. Например, если ребенок не знает, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдать чужие права он не сможет.Цели и задачи
- формирование представлений о правах человека;
- развитие социальных навыков, умения общаться;
- воспитание терпимости к людям другой народности, пола, возраста, внешности, к людям с физическими и умственными недостатками и т.д.;
- формирование чувства собственного достоинства у ребенка, а также уважения к достоинству и правам других людей;
- ознакомление с основными правами и обязанностями человека, воспитание чувства ответственности за данное слово, за начатое дело и т.д.
Взрослым важно показывать положительный пример при взаимодействии с другими людьми, а также неукоснительно соблюдать уважительное отношение к ребенку. Нельзя несправедливо и жестоко наказывать детей.
Способы развития (формы работы)
в семье
Здесь очень важен пример родителей. Именно его дети впоследствии возьмут за основу своих поступков. Например:- уважительное отношение и забота по отношению ко всем членам семьи;
- проявление терпимости к недостаткам и особенностям окружающих людей;
- соблюдение детских прав — например, обеспечение ребенку безопасности и комфортных условий проживания, помощь в процессе обучения, получение медицинской помощи и т.д.
в детском саду
Кроме личного примера взрослых, дошкольники учатся принципам правового воспитания в процессе бесед и игр со сверстниками. Например:- театрализованные, дидактические, ролевые игры;
- чтение и обсуждение сказок (Теремок, Заюшкина избушка);
- беседы с элементами игры ( “Права сказочного героя”, “Чьи права я сейчас нарушаю” и т.д.);
- обсуждение стихов для детей, поговорок, иллюстраций;
- игры на знакомство с особенностями участников (“Кто где живет?”, “Назови ласково”, “Встаньте те, у кого…”).
в школе
- участие в благотворительных мероприятиях, оказание помощи ветеранам, инвалидам и т.д.;
- конкурсы, викторины на лучшее знание прав человека;
- встречи с работниками правоохранительных органов, профилактические беседы;
- пропагандирование здорового образа жизни;
- тематические вечера различных народностей, культур.
Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание
Понятие
Этот вид воспитания закладывает у ребенка культуру по отношению к себе, окружающим, природе, опираясь при этом на такие духовные ценности, как любовь, доброта, уважение, милосердие, религиозная культура.Цели и задачи
- формирование представлений о добре и зле;
- научение духовно-нравственным умениям (справедливо оценить ситуацию, быть приветливым, послушным и т.д.);
- приобщение к народным традициям;
- формирование гражданского самосознания и любви к своему народу.
Способы развития (формы работы)
в семье
- положительный пример родителей;
- поощрение добрых дел и поступков;
- обсуждение сказок, поступков героев;
- русские народные игры, песни, колыбельные;
- семейные традиции.
в детском саду
- знакомство с обычаями, костюмами, культурой других народностей: участие в тематических праздниках (Пасха, Колядки, Масленица);
- уважительное отношение к сверстникам во время игр;
- игры, направленные на формирование доброжелательности и внимательности к окружающим (“Нить добрых пожеланий”, “Колечко красоты”,”Ласковое имя” и т.д.).
в школе
- знакомство с историей русского народа (фильмы, книги);
- посещение библиотек, музеев, тематических выставок;
- участие в сезонных народных праздниках;
- занятия в краеведческих кружках;
- волонтерство, забота о ветеранах, пожилых людях, инвалидах, животных.
Экологическое воспитание

Экологическое воспитание
Понятие
Экологическое воспитание формирует у детей знания о природе и природных явлениях, а также прививает бережное отношение природным ресурсам. Как и в любой другой форме воспитания, здесь крайне важен личный пример взрослых. Именно так дети учатся заботиться о природе.Цели и задачи
- формирование гуманного отношения к природе;
- обучение знаниям о природных явлениях и взаимосвязях;
- привитие умения чувствовать красоту природы;
- приобщение к заботе о животных, растениях, природе в целом;
- обучение навыкам сохранения природы.
Способы развития (формы работы)
в семье
- совместные прогулки по лесу, парку;
- чтение и обсуждение книг о живой природе (произведения В.Бианки, К.Паустовского, В.Пришвина и т.д.);
- забота о животных, растениях (подкармливать птиц, ухаживать за клумбой у дома и т.д.);
- ответственное отношение к проблеме мусора (выкидывать его на улице в урну, участвовать в процессе сортировки мусора вместе со взрослыми (ведь, перерабатывая пластик, стекло и бумагу, люди заботятся об окружающей среде).
в детском саду
- забота о живом уголке;
- уход за территорией садика (уборка листьев, забота о птицах и т.д.);
- изготовление поделок из природных материалов;
- участие в тематических праздниках (например, Дары осени);
- чтение и обсуждение произведений о природе для детей.
в школе
- участие в экологических акциях (сбор макулатуры или использованных батареек);
- посадка деревьев;
- работа на пришкольном участке;
- экскурсии, выезды на природу;
- участие в экологических праздниках и конкурсах;
- выставки экологичных поделок, конкурсы проектов по защите природы.
Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание
Понятие
Музыкальное воспитание отвечает за привитие музыкальной культуры ребенку (сюда входит эмоциональная восприимчивость, понимание, сопереживание музыке), а также развитие музыкальных способностей (слух, чувство ритма и т.д.).Цели и задачи
- воспитание интереса к музыке через развитие музыкального слуха и восприимчивости;
- знакомство с разнообразными музыкальными жанрами и произведениями;
- развитие чувства ритма, слуха, певческих способностей, выразительности движений;
- поощрение творчества (в импровизации, в танцевальных движениях и т.д.).
Способы развития (формы работы)
в семье
- пение колыбельных, детских песенок, потешек;
- совместные ритмические упражнения, игры с элементами танца (например, “Каравай”, “Ты похлопай вместе с нами”, “У жирафа пятна” и т.д.);
- игра на простейших музыкальных инструментах (колокольчик, бубен);
- прослушивание классических музыкальных произведений (П.Чайковского, В.А. Моцарта, А. Вивальди и т.д.)
в детском саду
- хоровое пение;
- танцы, ритмические упражнения;
- игра на простейших музыкальных инструментах в ансамбле;
- игры с музыкальным фоном (например, “Лишний стульчик”);
- обсуждение прослушанных музыкальных произведений (грустная или веселая мелодия, подвижная или медленная, хочется ли тебе танцевать под нее и т.д.);
- музыкальные спектакли.
в школе
- кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, хоровому пению; ансамбль и т.д.);
- детский музыкальный театр;
- тематические дискотеки;
- занятия в музыкальной школе;
- походы на концерты, балет, оперу и т.д.
Роль педагога в музыкальном развитии детей
Для того, чтобы научить ребенка любить музыку, взрослому стоит подавать “заразительный” пример. Прекрасно, если учитель будет хорошим музыкантом, умеющим импровизировать. Детей очень привлекает артистизм педагогов. А еще очень важно проявлять внимательность к ребенку, чтобы “не задавить” стремление к музыке, и не отказывать ему в посильном участии, например, в исполнении музыкальной сценки.Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание
Понятие
Эстетическое воспитание учит детей понимать и ценить прекрасное (гармонию, возвышенность, идеал и т.д.). Например, восхищаться красотой природы, любить искусство. Эстетическое воспитание способствует развитию воображения, фантазии, а также нравственных качеств.Цели и задачи
- знакомство с идеалами прекрасного (на примере скульптур, картин и т.д.);
- обучение видеть и ценить прекрасное вокруг нас (красивый закат, необычная форма снежинки, грациозные движения танцоров);
- развитие творческих способностей.
Способы развития (формы работы)
в семье
- пение детских и народных песен, колыбельных;
- прослушивание классической музыки;
- рассматривание красивых иллюстраций, рисование;
- красивая и уютная обстановка дома;
- посещение музеев, театров;
- чтение и обсуждение книг;
- прогулки на природе;
- приятные манеры и внешний вид родителей.
в детском саду
- детские спектакли;
- участие в театрализованных сценках;
- прогулки на природе, экскурсии;
- приятный внешний вид и манеры взрослых и детей;
- танцы, ритмические упражнения под музыку;
- рисование;
- изготовление поделок, подарков;
- пение.
в школе
- ИЗОстудии, кружки декоративного творчества;
- библиотечные выставки, вечера поэзии, музыки, театра;
- тематические дискотеки;
- беседы о произведениях искусства, красоте и т.д.;
- просмотр фильмов, спектаклей с обсуждением;
- школьный театр;
- фестивали, конкурсы (например, конкурс рисунка, танца и т.п.).
Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание
Понятие
С помощью этого вида воспитания у ребенка развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт (зрительный, тактильный, обонятельный и т.д.) и формируются представления об окружающем мире. Обычно сенсорное развитие необходимо в раннем и дошкольном возрасте. Для этого типа воспитания важна богатая сенсорная среда, в которой дети могут трогать, слушать, передвигаться, ощущать температуру и т.д.Цели и задачи
- формирование у детей представлений о свойствах, качествах предметов;
- побуждение детей точно обозначать словом свои обследовательские действия, свойства предметов и материалов.
Способы развития (формы работы)
в семье
- игры с песком, с водой;
- игрушки с различными поверхностями (гладкая, пушистая, шершавая);
- вещи разной температуры (игрушки-грелки, игры со льдом, снегом);
- движение, качание (качели, карусели и т.д.);
- игрушки с контрастными цветами, игрушки разнообразных цветов и оттенков;
- игрушки с громкими и тихие звуками, песнями, голосами людей и животных;
- игры с мелкими деталями — шнуровка, конструирование, бусы, крупы;
- лепка из теста, пластилина.
в детском саду
Игры, направленные на умение различать цвет, форму, размер, “отделять” части от целого:- “Найди пару”;
- “Чей хвост?”;
- “Что под платочком?”;
- “Найди такое же”;
- “Что лишнее?”;
- “Матрешки”;
- “Разложи по размеру”.
Роль настольных игр
В сенсорном воспитании хорошо помогает использование настольных игр. Помимо сенсорного развития, они также учат ребенка таким навыкам, как организованность, усидчивость, внимательность, умение подчиняться правилам игры. Настольные игры могут быть- предметные (бусы, кубики);
- настольно-печатные (“Где чей хвост?”, “Кто где живет?”);
- словесные (“Назови предметы красного цвета”).
Умственное воспитание

Умственное воспитание
Понятие
Умственное воспитание отвечает за развитие мыслительной деятельности детей. Кроме этого, взрослые учат малышей не только добывать информацию, но и применять полученные знания на практике (например, дети могут узнать в процессе игры, как называются детеныши животных, а потом при следующей игре “посадить” детенышей к мамам, называя их при этом).Цели и задачи
- формирование правильных представлений об окружающем мире, понятиях и взаимосвязях;
- развитие познавательных процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
- развитие любознательности и умственных способностей;
- развитие интеллектуальных умений и навыков (например, поиска информации);
- формирование навыков анализа, синтеза, воображения и т.д.
Способы развития (формы работы)
в семье
- давать ответы на разнообразные вопросы ребенка;
- сообщать только проверенные известные факты (если затрудняетесь с ответом — разберитесь вместе с ребенком, или дайте ответ позже);
- проводить домашние эксперименты;
- рассуждать с ребенком вслух;
- читать познавательную литературу, смотреть фильмы или мультфильмы о живой/ неживой природе, космосе, человеке, машинах и т.д.
в детском саду
игры- сюжетно-ролевые — расширяют представления об окружающем мире;
- театрализованные — помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы;
- развивающие (строительно-конструктивные) — развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях (близко-далеко, высокий-низкий и т.д);
- дидактические — помогают усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности (“Какая картинка должна быть вначале?”, “Составь рассказ по описанию”, “Догадайся по описанию, о каком предмете идет речь?”).
в школе
- Упражнения на логику (“Что лишнее?”);
- занимательные задачки;
- развитие техники чтения, памяти, внимания;
- обсуждения, анализ прочитанного, услышанного;
- эксперименты.
Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание
Понятие
Патриотическое воспитание формирует у детей те ценности, нормы поведения и качества личности, которые необходимы гражданину России. Ключевое место в патриотическом воспитании занимает любовь к Родине и гордость за нее. Этот вид воспитания тесно связан с нравственным. Сперва воспитывается любовь к своей семье, родному дому, а затем к городу и стране.Цели и задачи
- формирование ощущения сопричастности к своей семье, городу, стране, народу;
- воспитание чувства собственного достоинства за принадлежность к русскому народу;
- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, свой народ.
Способы развития (формы работы)
в семье
- народные песни, сказки, пословицы;
- пример родителей, как патриотов и сознательных граждан страны;
- парады, музеи воинской славы;
- чтение детских книг (или отрывков), фильмов о русском народе (например, былины).
в детском саду
- патриотические детские песни;
- народный фольклор;
- знакомство с историей известных русских ученых, мореплавателей, полководцев, изобретателей, писателей и художников;
- карта нашей страны, ее природных богатств и достопримечательностей;
- поделки на тему народного творчества (дымковские игрушки, хохлома и т.д.);
- патриотические праздники (День Победы, День защитника Отечества).
в школе
- общение с ветеранами, акции Памяти;
- краеведческая деятельность, знакомство с историей страны;
- музеи воинской славы, Памяти и т.д.;
- книги, фильмы на патриотическую тему (“Два капитана”, “Завтра была война”, “Тимур и его команда” и т.п.);
- театрализованные мероприятия о войне, о народе и т.д.;
- тематические выставки;
- экскурсии к местам славы.
- ребенку прежде всего необходим положительный пример со стороны семьи и педагогов;
- формы работы и задания должны учитывать возраст детей и имеющиеся у них знания и навыки;
- большую роль в воспитании играет личность педагога, а также его искренняя заинтересованность в процессе и предмете воспитания;
- воспитание должно проводиться комплексно — как в семье, так и в образовательном учреждении — детском саду или школе.