Восприятие речи, звуков, цветов детьми

Содержание статьи:

Восприятие как процесс обработки разнообразной информации об окружающих предметах, играет важную роль в успешности освоения малышом умений и навыков, необходимых для физического, умственного и духовного развития. Имея представление, как работает и совершенствуется зрительно-двигательная, звуко-зрительная системы ребенка, через какие стадии проходит речь малыша, взрослым намного проще подобрать методики, техники, подходы для достижения карапузом высоких результатов.

Как ребенок воспринимает мир

Дети воспринимают окружающую действительность не так как взрослые. Любые звуки, изменения в окружающей обстановке, обращенная к ним речь воспринимаются и обрабатываются головным мозгом при помощи пока ограниченного набора операций. Мышление, логика, анализ, синтез, фантазия и моделирование ситуаций, которые используют взрослые, приходят в жизнь крохи постепенно. Нам не всегда удается сразу понять, как донести до карапуза необходимую информацию, чтобы добиться правильного поведения, понимания, запоминания.

Ваш малыш не может как вы сесть и слушать учебный материал, запоминая его и анализируя. Он учится: играя, исследуя, открывая новые стороны простых вещей, докапывается до сути. Чтобы помочь ему в этом процессе нужно понять, как работает его мозг, какие особенности восприятия есть в разном возрасте.

Особенности восприятия у детей до года

Восприятие, как процесс изучения, понимания и запоминания признаков предмета в жизнь ребенка приходит приблизительно через 2 недели после рождения, когда процесс адаптации организма крохи к новым условиям завершен. Стоит отметить, что недоношенные дети начинают воспринимать окружающий мир чуть позже сверстников, а некоторые детки проходят процесс адаптации быстрее остальных и готовы изучать уже спустя неделю после рождения. Скорость появления этого важного умения зависит от нескольких факторов:

  • условия протекания беременности и родов. Болезнь матери, осложнения процесса родоразрешения могут замедлить этот процесс;
  • генетическая предрасположенность, наличие некоторые осложнений или отклонений. Дети с врожденной тугоухостью, нарушением зрения и другими заболеваниями проходят процесс развития по собственному плану, существенно отличающемуся от стандартных цифр;
  • внимание родителей к вопросу стимуляции умственных способностей карапуза. Дети, с которыми ежедневно занимаются, используя подходящие для возраста методики и техники, показывают лучшие результаты.

Восприятие окружающей действительности – основа для будущих умений обработки информации, формирования мышления, возможности сопоставлять, анализировать, выбирать и т.д. От того, насколько большим будет объем полученной и правильно обработанной информации в дошкольный период, во многом зависят будущие успехи карапуза.

Услышанные слова, увиденные образы, даже если в силу возраста малыш не может их понять, остаются в памяти крохи и в нужный момент всплывают. Вся информация, поступившая к ребенку в первые три года жизни, не уходит – она тщательно сохраняется на подсознательном уровне, чтобы стать базой для будущего обучения. Мы часто удивляемся, как быстро дети запоминают некоторые достаточно сложные вещи, подбирают точные определения, выдают неожиданные фразы. Это происходит благодаря неосознанному запоминанию в ранний период. Не нужно недооценивать умственный потенциал малыша. Даже если он не может сказать, это не значит, что он не понимает или не воспринимает.

Особенности восприятия цвета детьми до года

Рождаясь, малыш еще не обладает идеальным зрением. Мышцам, умению отличать картинку и воспринимать ее, еще предстоит развиться. Окружающая действительность представляется карапузу как большое расплывчатое светлое пятно, не имеющее четких граней и ассоциации. В этот период жизни малыш больше реагирует на звук и запах, что помогает ему находить необходимое для выживания молоко матери или акцентировать внимание на громком или новом звуке.

Только к 2-3 месяцам зрение готово полноценно исследовать движущиеся предметы, которые постепенно начинают запоминаться и ассоциироваться с определенными ощущениями, но изображение все еще остается достаточно расплывчатым. Полноценно взглянуть на мир, увидеть детали и начать ориентироваться в пространстве карапуз сможет только к 7-9 месяцам. Скорость развития полностью зависит от количества и качества занятий, проводимых родителями.

Восприятие цвета окружающих предметов на первом году жизни также происходит постепенно с развитием зрения. Вначале все вокруг разделяется на светлое и темное. К 2-3 месяцам спектр расширяется до красного и желтого, еще спустя месяц – зеленый и синий. К 5 месяцам, благодаря завершению первого этапа формирования зрительных навыков, крохе доступны все цвета спектра в чистом виде. Большинство детей после полугода отдают предпочтение предметам и игрушкам фиолетового цвета, который разительно отличается от других цветов своей насыщенностью. Хорошо, если среди предметов, которыми играет карапуз, будут присутствовать предметы всех основных цветов. Основываясь на этих базовых знаниях, постепенно ребенок будет начинать различать оттенки. Завершится этот процесс изучения только к 6-7 годам.

Очень часто мы допускаем ошибку, стремясь с пеленок воспитать у крохи эстетический вкус. Оклеивая комнату в постельные тона, предлагая игрушки правильной, на наш взгляд, расцветки и несущей высокохудожественный смысл. Но все это бесполезно, а в некоторых ситуациях даже вредно. Воспитывать вкус стоит начинать после года, а до этого времени нужно помочь малышу увидеть чистые цвета. Он еще не сможет оценить ваш порыв. Мозг ребенка устроен так, что реагирует на сильные раздражители и стремится изучить именно их. Постельные, светлые тона не вызывают такой реакции и часто остаются без внимания. Поэтому малыш скорее выберет яркую желто-красную погремушку, чем высокохудожественную куклу блеклых оттенков.

Советы по развитию цветовосприятия у детей до года

  • Нельзя подносить игрушку слишком близко к лицу новорожденного. Оптимальным будет расстояние в 50 -70 см;
  • Выбирайте игрушки чистого цвета, наиболее близкого к основе спектра. Погремушку для изучения желательно выбрать яркую, но при этом без лишних элементов;
  • Стоит менять игрушки для изучения хотя бы раз в неделю, чтобы стимулировать любознательность;
  • Не загружайте обзор малыша большим количеством ярких предметов. Желательно, чтобы их было не более 3, в таком случае нагрузка будет достаточной и внимание сконцентрировано;
  • Покупая гирлянду для младенца, обратите внимание на расположение цветов. В центре желательно расположить красную игрушку, по бокам от нее желтые, далее зеленые и синие. Такое расположение элементов обеспечит более равномерное восприятие и будет полностью соответствовать зрительной потребности.

Заботясь о будущем ребенка, старайтесь уже с первых занятий с ребенком называть цвета, рассказывайте об игрушках и окружающих предметах. Зрение очень тесно связано со слухом. Звуко-зрительное восприятие с первых дней жизни малыша играют важную роль, помогая ему вначале приспосабливаться, а после изучать мир.

Особенности восприятия звука детьми до года

Звук, в жизнь ребенка приходит задолго до рождения. Еще на 6 месяце беременности малыш начинает слышать голос мамы, ток крови. Ближе к рождению будущий карапуз уже активно реагирует на различные окружающие шумы, голоса, звуки. Благодаря такой заблаговременной подготовке, с рождения кроха уже достаточно хорошо слышит, но еще не может соотнести звук с определенным предметом, понять его происхождение.

Первые две недели после рождения являются достаточно сложным периодом в жизни ребенка. Из спокойного маминого утроба он попадает в мир, наполненный огромным количеством незнакомых звуков, среди которых нет привычных постоянных (мамино сердце, ток ее крови). Это может пугать кроху, заставлять плакать и успокаиваться на руках у мамы.

С момента появления на свет малышу предстоит научиться идентифицировать звуки, воспринимать звуко-зрительную информацию. Дети по-разному реагируют на услышанное, кто-то затихает и прислушивается, кто-то вздрагивает, начинает двигаться, стараться понять, откуда происходит шум.

Стоит отметить, что здоровые детки в первые 2 месяца жизни реагируют только на звучание, издаваемое на расстоянии 1,5 метра. Только с 2 месяцев дальность звуков, которые может воспринять малыш, увеличится до 3 метров.

Когда кроха научится следить за движущейся игрушкой, его слух получит возможность получать дополнительную информацию о происхождении звука, начнет формироваться звуко-зрительное восприятие.

Уже к полугоду возможности восприятия звука увеличиваются. Благодаря формированию начальной базы знаний об окружающих предметах, малыш слышит уже на 4 метра вокруг себя и может по-разному реагировать. Если звук громкий, но знакомый, закономерна спокойная реакция, с незнакомыми – испуг или даже крик. К году слух ребенка уже вполне способен воспринимать звучание на расстоянии 6 метров.

В связи с участившимися случаями тугоухости у новорожденных детей в большинстве роддомов и поликлиник родителям предлагают пройти скрининг-тестирование. От него лучше не отказываться. Ведь не всегда небольшие отклонения звукоопределения легко заметить невооруженным взглядом. Чаще всего ребенок не может определить высокочастотные звуки (шум листвы). Обязательным проверку слуха нужно проводить детям:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • если мама во время беременности болела токсоплазмозом, герпесом, краснухой;
  • перенесшим осложнения во время родов;
  • испытывавшим гипоксию после внутриутробной инфекции;
  • если во время беременности мама принимала антибиотики;
  • рожденным преждевременно.

Если скрининг-тест малышу не проводили, и у малыша нет предрасположенности, причиной для волнения взрослых должны стать:

  • отсутствие реакции на звук к 1 месяцу жизни;
  • игнорирование звука колокольчика на расстоянии 1,5 метров к 2 месяцам;
  • нежелание искать источник звука глазами к 3 месяцам;
  • отсутствие реакции на музыку и пение матери;
  • игнорирование шуршания бумаги за спиной в 6 месяцев;
  • ребенок не начинает лепетать к 9 месяцам;
  • не использует голос для привлечения внимания к 10 месяцам.

Если вы заметили у карапуза один из этих признаков, то постарайтесь как можно быстрее обратиться к специалистам для определения причины.

Советы по совершенствованию звукового восприятия

  • Формирования слуха у деток с особенностями развития, недоношенных, физически слабых происходит медленнее. Такие детки требуют дополнительной работы по формированию звуко-зрительного восприятия;
  • Разговор – естественный стимулятор развития слуха. Старайтесь как можно больше беседовать с вашим ребенком, петь ему песни, рассказывать потешки;
  • Рассказывайте о признаках любого предмета, предлагаемого малышу для изучения;
  • Классическая музыка хорошо влияет не только на развития слуха, но и общее психическое состояние ребенка, развитие его головного мозга. Начинайте знакомить с выдающимися произведениями музыкального искусства с внутриутробного возраста;
  • Применяйте различные упражнения для развития способности определять происхождение звука, тренируйте звуко-зрительные реакции.

Развитие звукового восприятия является базой для зарождения речи. Уже с первых недель жизни постепенно начинает зарождаться фонематическая карта, которая в последствие будет использоваться для изучения родной речи.

Как дети до года воспринимают речь

Благодаря внутриутробному развитию слуха малыша, он рождается уже с четким знанием как звучит голос его мамы. Именно ее голос становится для него самым желанным звуком на протяжении первых месяцев жизни. Четкая, связная речь матери, обращенная к ребенку, еще не воспринимается им в смысловом качестве, но успокаивает, создает ощущение защищенности.

К 2,5 месяцев у карапуза появляется лепет. Он становится первым шагом в восприятии своих способностей выражать эмоции при помощи голоса. До этого времени малыш пользуется только криком, его головной мозг не воспринимает возможности звукопроизношения, как способ привлечения внимания к своим потребностям.

Появление лепета – важный этап в становлении речи ребенка. Сперва, это слабые попытки изучить свои возможности, которые достаточно быстро перерождаются в полноценную попытку диалога при помощи звуков. Используя различные интонации, карапуз пытается донести до взрослых свои ощущения, проверить собственные возможности. С короткого «агу» начинается путь к связной речи.

К 4-5 месяцев ребенок живо реагирует на речь, обращенную к нему, и стремится поддержать разговор, используя доступные для него средства выражения эмоций (лепет, вскрики, смех). Активно появляются новые звуки, похожие на гласные и согласные буквы.

К 6 месяцам малыш учится соединять звуки в слоги, повторяя их до бесконечности. Восприятие собственной возможности создавать большое разнообразие звуков доставляет крохе большое удовольствие. В это время происходит понимание, что предметы можно обозначать при помощи слов.

Если учить ребенка в этом возрасте простым словам «мама» и «папа», указывая на человека, то к 7-8 месяцам малыш сможет усвоить эту информацию. Благодаря постоянному повторению, зрительно-слуховое восприятие позволит крохе запомнить, что сочетанием простых звуков он может обозначать самых близких ему людей. С этого простого понимания начнется стремительное изучение и запоминание разнообразных слов. Сперва в упрощенной форме, обозначающей самый характерный признак, а после года уже через полноценные слова.

Формирование речи ребенка напрямую зависит от чистоты речи родителей, обращенной к нему. Уже в возрасте 9 месяцев карапуз узнает многие вещи вокруг себя, но еще не может их назвать. Постепенно, осваивая по примеру взрослых родную речь, он сможет идентифицировать слоги, а позднее слова для обозначения сначала названий предметов, после их действий и характерных признаков.

Для успешного освоения речи ребенком стоит соблюдать несколько простых правил:

  • разговаривайте непосредственно с ребенком. Не рядом, а с ним. Чтобы малыш смог без проблем освоить родной язык, он должен видеть вашу артикуляцию;
  • речь, которую слышит карапуз, должна быть ласковой, без угроз. Не скупитесь на похвалу и одобрение;
  • следите за чистотой собственной речи. Не рекомендуется применять уменьшительно-ласкательные слова к предметам или сюсюкать. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и красивой;
  • с первых дней жизни используйте слова для обозначения действий, признаков, предметов. Малыш пока еще не соотносит их с конкретной вещью или событием, но сочетание слов и зрительного образа отложится в голове карапуза и в дальнейшем ему будет легче запоминать, обращаясь к неполным образам из младенческого возраста.

Помогать ребенку до года в развитии различных видов восприятие не сложно. Основными условиями успешности этого процесса являются:

  • внимание родителей;
  • речь, направленная на ребенка;
  • развивающая среда (подходящие игрушки, упражнения);
  • понимание особенностей каждого из периодов.

Особенности восприятия у детей от 1 до 3 лет

К году у ребенка постепенно зарождаются процессы мышления, и от того, насколько интенсивным будет познание окружающего мира, зависит скорость формирования речи, умственных навыков. Внимание родителей хорошо акцентировать на нескольких важных составляющих полноценного развития:

  • предоставление карапузу достаточной свободы для изучения окружающего пространства;
  • создание развивающей среды;
  • достаточная физическая активность;
  • полноценный рацион и соблюдение режима дня;
  • наполненная речью атмосфера.

Природа постаралась, чтобы маленькие дети сами стремились к получению знаний. Взрослым необходимо только обеспечить доступность широкого спектра информации и помочь понять, что как называется и каким образом используется.

Как воспринимают цвет дети от 1 до 3 лет

Восприятие цвета у детей дошкольного возраста сильно отличается от взрослого. К году дети могут отличить только основные чистые цвета спектра и еще не отделяют цвет от конкретных предметов. Это умение появится позднее, к старшему дошкольному возрасту. На этапе от 1 до 3 лет родителям необходимо стараться чаще повторять название окраски окружающих предметов, акцентируя внимание на называемом объекте.

Малыш после года уже имеет некоторый пассивный словарный запас, который стоит расширять и тренировать. Рекомендуется почаще предлагать карапузу обращаться к собственной памяти, прося принести вам конкретный предмет. Попросите принести желтый кубик, красный шарик или любую другую игрушку знакомого цвета и названия. Малыши с удовольствием это выполняют. Простые упражнения полезны для слуха, зрения, координации, будущей речи крохи.

От года до 2 желательно максимально насытить речь, обращенную к ребенку, разнообразными словами, характеризующими окружающие предметы, играть с карапузом, называя отличительные черты игрушек. Именно этот период самый благоприятный для знакомства с разнообразными художественными приемами. Малыш еще не умеет рисовать предметы, но различные яркие кляксы, линии, сочетания ему уже доступны.

С года до 3 восприятие цвета ребенком уже становится осмысленным, малыш понимает, что благодаря использованию этой характеристики можно отличить два одинаковых по форме предмета. Постепенно карапуз учится классифицировать предложенные ему игрушки, используя знакомые цвета.

В этот период рекомендуется предлагать малышу собирать пирамидку, башни из разноцветных кубиков, различные конструкторы. Обучение детей этого возраста не должно проходить стихийно. Желательно, чтобы рядом находился взрослый, показывающий, как правильно играть с предметами, сооружать из них новые формы, комментирующий цвет отдельных предметов.

Детей младшего дошкольного возраста стоит не столько учить названиям или словам, сколько обучать игровым приемам. Покажите малышу, как весело и интересно делать различные вещи из подручных материалов. Если карапуз желает разрушать (дети до 1,5 -2 лет), то веселитесь вместе с ним. Попробуйте соорудить башню и предложить крохе ударить именно по определенному кубику заданного цвета, находящемуся в основании башни.

При играх с ребенком старайтесь следить за вашей речью. Как бы ни хотелось, не используйте искаженные формы слов, уменьшительно-ласкательные выражения в отношении признаков предметов. Перед ребенком лежит не кругленький, красненький мячик, а круглый, красный мяч. Чистая речь позволит с раннего возраста заложить правильное использование словесных форм и поможет избежать нарушений фонематического слуха.

После года зрение ребенка позволяет понемногу видеть различия между оттенками основных цветов. Постепенно подчеркивайте новые названия, расширяя словарный запас карапуза.

Хорошо закреплять знания названий цвета при помощи ассоциаций. Покажите крохе огурец и траву. Скажите, что трава зеленая как огурец. Закрепление таких ассоциаций позволит малышу постепенно отделить признак предмета и воспринимать его как самостоятельную характеристику.

Как воспринимают звук дети от 1 до 3 лет

Параллельно с развитием умственных способностей у ребенка от 1 до 3 лет идет усиленное расширение возможностей различать и воспринимать различные звуки. Влияние развивающей среды, направленной на слух, доказано множеством различных исследований в этой области. Самыми благоприятными для развития слуха у карапуза признаны:

  • классическая музыка;
  • пение родителей;
  • разнообразные занятия с извлечением звуков;
  • игры с акцентом на звучание различных природных и искусственных предметов и объектов.

Слуховое восприятие играет важную роль в формировании речи ребенка, следует внимательно отнестись к этому аспекту, чтобы помочь карапузу активно развивать собственный мозг. Звук – волна. Поступая в слуховой проход, она обрабатывается головным мозгом, раздражая слуховой центр. Чем больше разнообразных звуков слышит малыш, тем активнее работает его мозг, совершенствуются процессы мышления.

Не стоит создавать в комнате ребенка полную тишину. Некоторые естественные шумы должны поступать к ребенку и во время его сна.

Отдельным пунктом в развитии слухового восприятия стоит знакомство с низкочастотными звуками живой природы. Хорошо в возрасте от 1 до 3 лет привлечь внимание ребенка к шуму листвы, дождя, пению птиц. Слушая ваш рассказ о звуках, которые его окружают, он постепенно научится их различать, соотносить с определенным образом.

Развитие слухового восприятия положительно влияет на:

  • аналитические способности;
  • стойкость восприятия;
  • нестандартное мышление;
  • память;
  • речь.

Благодаря работе с возможностями звуковосприятия родители позволяют ребенку достаточно быстро начать использовать фонематическую карту, перейти на новую ступень: речевое общение.

Как воспринимают речь дети от 1 до 3 лет

Одной из форм слухового развития в возрасте от 1 до 3 лет является фонематическая память. Активное наращивание пассивного словаря происходит именно в этом возрасте, поэтому так важно наполнить жизнь крохи словом.

Наблюдая за взрослыми, карапуз будет стараться подражать им, копировать звуки, интонацию, жесты. Большинство детей до освоения полноценной речи выделяют одно или несколько слов, которые им больше всего нравятся, и могут повторять их многократно. Не стоит останавливать в такие моменты кроху.

Повторяя, пропевая, обыгрывая одно слово, малыш познает свои возможности звукопроизношения. Именно из-за этой игры к 2-3 годам ваше чадо начнет говорить.

Период предречевого развития у каждого ребенка свой. Кто-то начинает болтать уже в 1,5 года, у других этот важный шаг совершается ближе к 3. Не стоит преждевременно бить тревогу и вести ребенка к врачу. Если малыш произносит основные слова, но при этом не говорит предложениями к 2 годам, не спешите искать специалиста, подождите 3 лет.

Предречевой этап заключает в себе некоторые важные ступени:

  • накопление пассивного словаря. Малыш слышит и запоминает разнообразные слова, но не говорит их;
  • формирование речевых навыков. Карапуз осваивает способы создания звуков, соединения их в слоги;
  • запоминает принципы формирования предложений.

Чтобы малыш правильно воспринимал вашу речь, формировал чистое словопроизношение, с раннего возраста стоит обратить внимание на собственную речь. Взрослым, занимающимся с ребенком, стоит помнить:

  • не нужно коверкать слова или сюсюкать. Окружите кроху чистой, правильной речью;
  • старайтесь говорить четко и внятно. Следите за окончаниями, используемыми предлогами;
  • используйте прямой порядок слов;
  • избегайте слов-паразитов и арго;
  • пойте, читайте, рассказывайте как можно чаще;
  • во время игры старайтесь рассказывать обо всех предметах, которыми пользуется малыш.

Дети младшего дошкольного возраста еще не понимают иронию, переносный смысл, сложные шутки. В общении с ребенком старайтесь избегать этих словесных форм. Помните, ребенок все понимает буквально, и ваша шутка может не просто быть не понятой, но и обидеть или унизить кроху, что скажется на его обучении.

Отдельно внимание стоит уделять вопросам, которые вы задаете крохе. Они должны быть доступны как по смыслу, так и по возможности дать на них ответ. Все слова, содержащиеся в вопросе, должны быть понятны крохе, а его словарный запас должен иметь несколько вариантов осмысленных ответов. До появления речи желательно формулировать вопросы, на которые малыш может ответить односложно, используя утвердительную или отрицательную форму.

Особенности восприятия у детей 3-5 лет

Ребенок с 3 лет вступает в новую фазу своего развития. У него проявляется интерес к сверстникам, игровая деятельность становится ролевой, появляются предпочтения в занятиях. Развитие восприятия идет по пути расширения знаний, возможностей. Следует внимательно отнестись к обеспечению карапуза информацией, необходимой для накопления и развития уже полученных умений.

Как воспринимают цвет дети от 3 до 5 лет

Соотнесение цвета и предмета в возрасте 3 лет происходит согласно уже имеющимся знаниям. Малыши различают только знакомые им цвета, а еще неизученные они автоматически причисляют по принципу подобия. Так салатовый цвет малыш будет называть зеленым, пока взрослые не акцентируют внимание на отличие оттенка от основного признака. Поэтому одним из направлений работы с детьми от 3 до 7 лет является изучение всевозможных оттенков спектра. Старайтесь показывать отличия, разнообразить жизнь ребенка всевозможными красками. Хорошо помогают в такой работе большие наборы фломастеров с цветными колпачками. Предложите ребенку подобрать домики. Попробуйте одеть неправильный цвет на фломастер и увидите, как малыш запротестует и найдет соответствующий предмет. Рассказывайте, какого цвета фломастер вы держите, рисуйте соответствующие линии на бумаге, подбирайте предметы такого же оттенка. Умение различать появляется постепенно через игровую деятельность.

Интересно, что детям сложнее всего дается синий и голубой цвет. Это связано с тем, что цветочувствительные рецепторы, находящиеся в глазах, в большей степени сосредоточены по краям и малышу достаточно сложно воспринимать изображения этой частоты спектра. Если ребенок старше 3 лет отдает предпочтение этой цветовой гамме, то его психика уже достаточно сформирована, малыш находится в спокойном уравновешенном состоянии.

Дети дошкольного возраста еще не умеют скрывать своих эмоций и внутреннего состояния. Через рисунок очень просто понять, в каком психологическом состоянии находится ребенок. В зависимости от темперамента, направленности и внутреннего устройства при свободном рисовании дети выбирают разные цвета для выражения своего внутреннего мира. Подбор цвета может о многом рассказать:

  • фиолетовый цвет чаще всего выбирают артистичные дети, направленные на творчество;
  • желтый – любители побед, лидеры от рождения;
  • розовый – нежные и эмоциональные натуры;
  • красный – неуравновешенные, независимые малыши;
  • оранжевый – открытые, оптимистичные крохи;
  • зеленый – идеалисты;
  • салатовый – фантазеры;
  • темно-зеленый – замкнутые натуры;
  • белый – наблюдатели, застенчивые карапузы.

Наблюдая за творчеством своего ребенка можно подбирать техники обучения непосредственно для его натуры, влиять на его психологическое состояние, помогать преодолевать сложности. Старайтесь обращать внимание на рисунки вашего малыша, это поможет вам глубже понять его натуру, найти с ним общий язык.

Как воспринимают звук и речь дети от 3 до 5 лет

К трем годам большинство детей уже достаточно хорошо разговаривают и могут рассказать небольшую историю или сказку. Они уже достаточно хорошо понимают обращенную к ним речь, но все еще заметна некоторая задержка в понимании. Дело в том, что процесс обработки звуковой информации, особенно если в момент разговора малыш не смотрит на лицо взрослого, еще не совершенен. Умение соотносить услышанное с конкретным образом еще не совершенно и на протяжении всего дошкольного периода идет его становление. Не стоит злиться, если вы несколько раз подряд сказали что-то ребенку, а он никак не отреагировал. Чтобы донести необходимую информацию, желательно, чтобы кроха смотрел на ваше лицо и кроме звука видел артикуляцию.

В возрасте 3-5 лет происходят важные изменения в словарном запасе крохе. Все слова, которые до этого были в пассивном словаре переходят в активный, начинают использоваться. Изучив свои возможности, малыш перейдет на стадию словотворчества и опытов с речью. Хорошим показателем развития фонематического слуха и речи являются попытки придумать названия незнакомым предметам. Это умение можно тренировать, предлагая карапузу придумать новые имена для знакомых предметов.

В норме к 4 годам речь ребенка должны быть чистой, все звуки поддаваться и звучать правильно. Если к концу 3 года жизни, наблюдается отсутствие звуков, неправильное формирование слов или маленький словарный запас, то стоит обратиться к логопеду для анализа речи ребенка.

На развитие речи и слухового восприятия ребенка в возрасте от 3 до 5 лет хорошо влияет классическая музыка и изучение природных звуков. Спектр узнаваемых композиций, сочетаний и звучаний должен постоянно расширяться за счет знакомства с разнообразием окружающего мира и произведениями искусства.

Восприятие музыки ребенком происходит не так, как у взрослых. Они не следуют каким-либо предпочтениям. Малыш пропускает мелодию через себя, понимает настроение автора, переживает эмоциональное состояние. В зависимости от чувств, которые вызывает композиция или звук, дети выражают свое отношение. Так, некоторые дети негативно реагируют на определенные композиции. Это не говорит об отсутствии вкуса или качестве мелодии. Чаще всего это происходит из-за слишком насыщенного эмоциями звучания. Карапузу сложно полностью прочувствовать композицию, она вызывает зашкаливающие ощущения, поэтому он протестует. Такие мелодии стоит убрать на время и вернуться к ним, когда кроха подрастет.

Дошкольный возраст ребенка – основа всей будущей жизни. Знания о мире, полученные в этот период, во многом определяют дальнейшее развитие. Внимание к деталям, особенностям, внутреннему миру карапуза на этом этапе со стороны взрослых позволяет обеспечить кроху всеми необходимыми умениями, используя любознательность и природное стремление к знаниям.