19Окт
2018
0
Проблемы с письмом у ребенка дисграфия

Иногда случается так, что ребенок идет в школу зная буквы, умея их писать и читать, но вдруг обнаруживается, что пишет он с ошибками. Усиленное изучение правил языка не помогает. Как приговор звучит непонятное слово «дисграфия». Что же делать в этом случае? Да, и как можно избежать такой ситуации? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что такое дисграфия и как найти ее признаки для своевременного устранения.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

  •  Ребенок допускает ошибки в слогах, на которые падает ударение;
  •  Наблюдается пропуск букв;
  •  Опускает окончания слов;
  •  При письме может менять слоги местами;
  •  Возможны необоснованные повторы одной буквы;
  •  Зеркальное письмо. Ребенок пишет буквы переворачивая их в другую сторону;
  •  Пишет неаккуратно, не останавливается у края поля тетради, дописывая строчку за ними;
  •  Съезжает со строчки;
  •  Не может правильно перенести слово;
  •  Пропускает пробелы между словами;
  •  Не улавливает окончание предложения. Пропускает точку и продолжает писать с маленькой буквы.

В случае если вы обнаружили у ребенка несколько указанных признаков, то необходимо обратиться к специалисту и установить, действительно ли у ребенка дисграфия, либо это может быть невнимательность и недостаточная усидчивость.

Причины дисграфии

При выявлении у ребенка дисграфии в первую очередь необходимо выявить причины, по которым ему не удается овладеть навыком грамотного письма. Правильное определение и устранение негативных факторов позволяет преодолеть большинство ошибок и наладить грамотность ребенка

К самым распространённым причинам дисграфии отнесятся:

  1. Медицинские патологии и дефекты развития.
  2. Билингвизм. Изучение в раннем возрасте двух и более языков при неправильном подходе к обучению.
  3. Неграмотная или редкая речь в семье.
  4. Равнодушие к обучению.
  5. Обучение письму до 5 лет. Ранний поход в школу (до 6 лет).
  6. Проблемы с развитием зрительного и речевого аппарата.

Эти причины вызывают разные виды нарушения грамотного письма. Важно знать, на что именно повлиял тот или иной фактор, чтобы грамотно подойти к работе по устранению.

Дисграфия и ее виды

Дисграфия представляет собою нарушения в процессе письма, которые проявляются в регулярных ошибках одного вида при письме.

При нормально сформированном интеллекте чаще всего эти нарушения идут вместе с нарушениями лексики, когда человек испытывает трудности в правильном произношении слов – дислексией. По отдельности дисграфия и дислексия встречаются достаточно редко.

Дисграфия бывает нескольких видов:

  • Акустическая. При таком виде ребенок выговаривает все буквы, но при написании может испытывать трудности с парными по звучанию звуками.
  • Аграмматическая. Данный вид дисграфии выявляется обычно только во втором-третьем классе школы, когда ребенок уже изучил начальные правила грамматики. Проблему составляет склонение по родам и числу. Ошибочное согласование основных членов предложения. Чаще всего этот вид дисграфии присутствует у детей с недостаточно развитой речью.
  • Оптическая. Дети с таким видом дисграфии допускают ошибки, при письме добавляя буквам лишние детали или же не дописывая их до конца.
  • Зеркальное письмо также является одним из видов оптической дисграфии. В случае, если ребенок при письме теряет слово или же пишет его повторно, допускает смену местами слогов в слове или пропускает пробелы между слов, следует говорить о нарушении языкового анализа и синтеза.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия присутствует у детей с дефектами речи, которые переносят неправильное произношение на письмо.

У ребенка может присутствовать как один из перечисленных видов дисграфии, так и несколько.

Подтверждение диагноза и коррекция дисграфии проводится при помощи логопеда и самостоятельной работы по устранению причин. Важно при первых подозрениях о наличии того или иного отклонения посоветоваться со специалистом. Каждый вид дисграфии требует своих подходов и для каждого ребенка подбирается своя программа.

Что можно сделать самостоятельно для исправления дисграфии

Для коррекции пропуска букв нужно позаниматься с ребенком специальным видом написания. Когда взрослый читает ребенку слово, после чего предлагает написать ему столько черточек, сколько слогов в слове. После этого повторно читает слово и предлагает написать, сколько букв в слове поставив соответствующее количество точек.

Если ребенок не правильно пишет букву в ударном слоге или опускает окончания, то предложите ему поиграть в игру на подобии городов. В зависимости от слова, которое вызывает затруднение, попросите его назвать слово, например, на последнюю букву в вашем слове, или на третью букву с конца или вторую в слове. Для усложнения задания вы можете поставить условие о том, что слова должны быть на определенную тематику.

Хорошим тренингом будет предложить ребенку придумать историю с заданными вами словами, после чего предложить написать ее на бумаге. После этого проверить слова вместе с ребенком и, если есть ошибки, предложить ему выделить сложные места в слове, используя фантазию.

Для улучшения почерка — вырезание, раскраски по номерам, обведение по точкам. Нужно предоставить ребенку возможность заниматься развитием мелкой моторики и в некоторых случаях искать дополнительные стимулы для повышения интереса к этим занятиям.

Проблемы с произношением звуков решаются занятиями перед зеркалом. Копирование слов по образцу, когда ребенку задается слово, которое он должен произнести побуквенно, после чего записать и сравнить с образцом.

Развитие внимания. Ребенку предлагается некий текст и предлагается вычеркнуть из него все встречающиеся заданные буквы. Выбор буквы должен быть основан на той, которая вызывает наибольшее затруднение.

Хорошо акцентирует и развивает внимание ребенка ролевая игра, в которой вы будете изображать ученика, а ребенок учителя. Смысл данного занятия заключается в том, что ребенок должен продиктовать и проверить написанный вами текст. При написании текста вам нужно допустить самые нелепые ошибки и позволить ребенку их самостоятельно найти и исправить.

Как предотвратить дисграфии у дошкольника?

  1. Ребенок дошкольник должен знать и играть в различные ролевые игры и игры с определенными правилами. Это приучает его к регулировке своего поведения и действий. Именно непроизвольная регуляция становится основой для грамотного письма.
  2. Яркая, насыщенная речь ребенка в дошкольный период позволяет осваивать правила и использовать их при написании гораздо быстрее. Развитие речи напрямую связано богатством речи, обращенной к ребенку. Чаще разговаривайте с ним.
  3. Ребенок должен много времени проводить на улице, чтобы мозг насыщался кислородом.
  4. Отличным тренажёром для работы по исключению дисграфии является посещение спортивной секции или танцев.
  5. Положительно на развитие моторики и налаживанию грамотного письма влияет занятие на фортепьяно.
  6. Если при обучении ребенка буквам и словам у него возникает вопрос о том, какая буква должна быть написана, то не стоит говорить ребенку два варианта. Нужно всегда отвечать четко и ясно правильный вариант. Недопустимо, например, на вопрос, какая пишется буква, говорить «тут пишется «А», а не «О». Ваш ответ должен содержать только правильный вариант.
  7. Если ребенок пишет с ошибкой, то подкорректируйте его незаметно, не акцентируйте внимание на его ошибках, а только фиксируйте правильное написание.

Чтение художественной литературы, как способ развития грамотности

Очень популярный и действенный метод по предупреждению и коррекции дисграфии у детей основан на чтении литературы.

Важно отметить, что читать ребенок должен именно так, как написано слово.

Не стоит проявлять недоверие и думать о том, что ребенок в устной речи будет употреблять так слова, нет, он прекрасно понимает, как нужно говорить, а чтение с выраженной правильностью позволит запоминать слова на подсознательном уровне, развивая грамотность.

Все дети учатся читать по слогам, но с овладением технологии чтения постепенно перестают обращать внимания на слоги. Для коррекции и предупреждения дисграфии полезным будет обратить внимание ребенка на слоги. Пусть ребенок по 5-10 минут в день читает текст не так, как мы говорим, а как пишем. Важно, чтобы в это время рядом были родители, которые бы смогли корректно в мягкой форме поправить ребенка и предложить ему повторно причитать правильно. Используя зрительную, слуховую и моторную память ребенок на подсознательном уровне будет запоминать, как правильно писать слова.

Можно проводить занятия со словами, вызывающими у ребенка сложности. Родитель может подготовить небольшой текст из слов, которые ребенок пишет с ошибками и предложить ему несколько раз прочитать их
правильно вслух.

Обратите внимание! Не стоит, проверяя работы ребенка, подчеркивать ошибки красным цветом, так как это усиливает запоминание неправильного написания. Наилучшим вариантом для закрепления будет выписывание и проработка необходимых слов чтением вслух.

Подбор книг для занятий важная задача. Учеными было замечено, что наибольший эффект для предупреждения и коррекции дисграфии оказывает чтение классических произведений. Так советуют читать И. Бунина, Л. Толстого и т.д.

Не стоит проводить занятия по устранению дисграфии и ее предупреждению по первым, попавшимся под руку текстовым материалам. Ребенку не будет интересно вчитываться в газетный текст или журнальные статьи, предназначенные для взрослых. Существует связь между запоминанием правильного написания и интересом к тексту. Потратьте немного времени для выбора подходящей литературы, и вы увидите результат не только в грамотном написании слов.

Использование классических текстов русской литературы насыщает речь ребенка, позволяет обогатить знания и пробуждает вкус к чтению. Прививайте детям любовь к книгам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?