05Апр
    2019
    0
    способы физического воспитания детей

    Содержание:

    Как физически развивать ребенка, чтобы это было интересно и ему, и взрослому? Какие формы совершенствования физических навыков можно применять в разном возрасте? Какую цель рекомендуется ставить и как ее достигать, учитывая возрастные особенности конкретного ребенка? Нужно ли хвалить или ругать кроху, если он не хочет выполнять предложенное ему задание? Все о разных формах физического развития ребенка читайте в статье.

    Физическое развитие ребенка и его формы

    Физически развитый ребенок при отсутствии врожденных и приобретенных осложнений здоровья меньше болеет и получает больше радость от жизни. Биологически обусловлено, что дети на протяжении всего периода взросления нуждаются в постоянном движении. Это необходимо для организации высокого уровня обменных процессов в организме, создании условий для правильного роста и развития тела.

    Понимая важность физического развития, многие родители задаются вопросом, как правильно организовать жизнь ребенка, чтобы обеспечить достаточное количество движения с максимальной пользой для здоровья. На помощь в решении задачи приходит многолетний опыт педагогов и воспитателей, врачей и генетиков. Оценивая влияние различных вариантов развития детей, специалисты пришли к выводу, что для создания оптимальных условий необходимо применять простые, но действенные формы физического развития.

    Необходимо разнообразие применения разных форм — подбор их исходя из особенностей конкретного ребенка, его возраста и навыков. Некоторые возможно применять с самого рождения, другие вводятся постепенно по мере освоения основных физических умений, появления целостного восприятия информации.

    Можно выделить несколько стадий физического воспитания ребенка:

    1. Подготовительная (с рождения до освоения навыка ходьбы 11 месяцев — 1,4 года);
    2. Первый этап физического воспитания (1-3 года);
    3. Второй этап физического развития (3-6 лет);
    4. Третий этап физического развития (7 — 12 лет);
    5. Четвертый этап физического развития (12-17 лет).

    Следует понимать, что выделенные границы физического воспитания и развития условны, переход между стадиями происходит плавно и зависит от навыков и физического состояния конкретного ребенка. Чуть ниже мы рассмотрим каждую из стадий подробнее, чтобы вы могли понимать, что применять в конкретном случае.

    Распространенные виды физического воспитания детей

    • Физкультурно-оздоровительные мероприятия (массаж, гимнастика, зарядка, физкультминутки, разминки). Ежедневные занятия, проводимые в домашних условиях или в рамках образовательного процесса в учреждениях образования;
    • Уроки физкультуры. Проводятся на базе дошкольных или школьных учреждений образования, в домашних условиях с определенной периодичностью;
    • Спортивные секции, кружки, школы. Специализированные занятия проводятся профессиональными тренерами;
    • Дворовые игры и соревнования. Внезапные или периодические занятия на свежем воздухе с применением определенных правил, постановкой задач перед ребенком. Оптимально привлекать к ним его сверстников.
    • Спортивные праздники. Сложный, но полезный в образовательном и физическом плане вариант развития ребенка. Возможно как посещение организованного мероприятия или подготовка собственного;
    • Совместный спортивный отдых: походы, велопрогулки и т. д.

    Указанные виды физического воспитания — наиболее рекомендуемые педагогами и врачами варианты, которые можно применять как по отдельности, так и совместно. Выбор конкретного вида должен производиться исходя из возраста и общего физического развития ребенка.

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия (зарядка, физкультминутки, разминки)

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия рекомендуется вводить в ежедневный воспитательный процесс с 1 года, не учитывая формы, применяемые для младенцев (массаж, фитбол и т.д.)

    способы физического воспитания детей с рождения до 12 лет

    В первую очередь ребенка знакомят с зарядкой, проводимой утром до еды. Ее длительность для дошкольников не превышает 10 минут, для школьников — до 20 минут. В рамках зарядки основной целью считается разминка всех суставов, активизация работы всех клеток организма. В будние дни можно ограничиться небольшим комплексом на 5 минут, а в выходные сделать полноценный набор упражнений.

    С 5-6 лет при использовании методик обучения, требующих от ребенка находиться некоторое время в статическом положении (сидя за столом), целесообразно введение новых форм физкультурно-оздоровительного направления — физкультминутки и разминки. Их проводят с целью профилактики развития сколиоза и нарушения зрения. Время проведения до 5 минут. Форму можно выбрать исходя из возраста ребенка.

    Прекрасно на развитие физических навыков влияет ежедневная гимнастика, проводимая в дневное время. Ее можно вводить в жизнь ребенка с 3 лет, но наиболее подходящим считается возраст 5-6 лет. В рамках гимнастики можно предложить освоить упражнения, улучшающие гибкость, выносливость, стойкость.

    Уроки физкультуры

    Уроки физкультуры для детей разного возраста должны выстраиваться в соответствии с их физическими и психическими особенностями. Вводить эту форму физического воспитания целесообразно с 3-х лет.

    Для детей 3-4 лет максимальная длительность занятия не должна превышать 15 минут и должна базироваться на частой смене упражнений (не более 3 повторов одного упражнения).

    Для детей 4-5 лет урок физкультуры может длиться до 20 минут. Возможно включение более сложных элементов, доступных ребенку.

    С 5 до 7 лет уроки физкультуры составляют 20-30 минут и выстраиваются на основе совершенствования таких качеств, как скорость, выносливость, гибкость.

    С 7 до 9 лет длительность занятия до 35 минут. Основное направление развития — гибкость, выносливость, скорость. Следует внимательно следить за реакцией организма на нагрузку. В этом возрасте возможна активизация роста, проявление на этом фоне незначительного снижения активности (внутренние органы растут чуть медленнее, чем костный и мышечный аппарат);

    С 9 до 17 лет урок физкультуры может длиться от 45 до 60 минут, включать в себя активные игры, постепенно усложняющиеся элементы, сложные техники.

    Проведение занятия требует соблюдения некоторых правил:

    1. Ребенок должен быть полностью здоров, находиться в хорошем расположении духа;
    2. После последнего приема пищи должно пройти не менее 30 минут, оптимально около часа;
    3. Проведение уроков физкультуры необходимо планировать, проводить 1 раз в 2-3 дня;
    4. Возможно проведение урока физкультуры с элементами, применяемыми во время зарядки, но урок физкультуры не заменяет ее, а дополняет.
    5. Принцип проведения занятия выстраивается по классической схеме: разминка, основной блок упражнений и игр, расслабляющий комплекс упражнений, самомассаж, спокойная ходьба.

    Спортивные секции

    Посещение спортивных секций, кружков и школ — 2-я ступень физического развития ребенка, вводимая в образовательный процесс после достижения им определенного уровня физической подготовки. Ограничения на нагрузку для детей введены на государственном уровне. Так, дети до 6-7 лет при посещении спортивных секций выполняют упражнения, направленные на формирование общих умений и навыков, воспитание понимания о необходимости соблюдения здорового образа жизни.

    После достижения ребенком возраста 6-7 лет физическая нагрузка увеличивается в зависимости от уровня подготовки. Так, профессиональные занятия доступны детям, выполнившим установленные нормы без значительных энергетических затрат.

    Цель секции — совершенствование общефизических навыков, достижение максимального развития в выбранном направлении. Стоит правильно подходить к выбору спортивной секции для ребенка.

    Дворовые игры

    Дворовые игры, как форма физического развития, вводятся в 3-4 года с привлечением сверстников ребенка. Основной целью является стимулирование развития таких качеств, как скорость, ловкость, выносливость. В игровой форме детям предлагается играть по определенным правилам, при этом стремиться достигнуть обозначенной цели: догнать, перегнать, прийти первым, выполнить лучше.

    Эта форма физического воспитания является самой привлекательной для детей, обеспечивая их самыми важными элементами: общением, движением, развитием.

    Спортивные праздники

    Организация спортивных праздников — одна из сложных, но самых продуктивных в образовательном плане форм физического развития ребенка. Наблюдая, как взрослые подготавливают, проводят и организуют спортивные соревнования, ребенок развивает умственные способности, при этом усваивая необходимость активно проводить время. Участие и стремление к победе позволяют крохе соревноваться на верхней планке своих возможностей.

    Походы, прогулки, совместный активный отдых

    Совместный отдых с применением форм физического развития — отличный способ не только улучшить физические навыки, но и улучшить внутрисемейные отношения, подчеркнуть важность здорового образа жизни.

    Подбор вида активности должен осуществляться исходя из возраста и физической подготовки ребенка.

    Начинать применение совместных походов и прогулок рекомендуется с постепенного увеличения расстояния, пройденного ребенком пешком, во время дневной прогулки. Это может быть посещение магазина, находящегося поодаль, отказ от транспортного средства при посещении поликлиники, постоянный пеший ход до садика или кружка.

    После уверенного освоения длительной прогулки взрослые могут организовать поход с отдыхом по достижению обозначенной цели. Чтобы мероприятие было комфортно для всех участников, следует предусмотреть возможные остановки с интересными вариантами отдыха, перекус.

    С 6-7 летнего возраста возможно применение велосипедных прогулок, если ребенок уверенно пользуется этим видом транспорта. Выбор маршрута должен происходить тщательно, исключая опасные участки или организуя их прохождение с максимальной безопасностью. Например, если участок дороги проходит вдоль трассы, целесообразно будет его пройти пешком.

    способы и формы физического развития детей

    Активный семейный отдых — один из способов физического развития ребенка

    Какие варианты физического воспитания можно применять в разных возрастных группах

    Если кроха развивается в соответствии с возрастными нормами, не имеет ограничений в физической нагрузке, связанных с состоянием здоровья, родители могут, ориентируясь по возрасту, вводить подходящие формы физического развития.

    Подготовительный этап физического развития (с рождения до освоения навыка ходьбы)

    На этом этапе физического развития ребенка возможно применение только физкультурно-оздоровительных мероприятий:

    • гимнастика и массаж (доступные по возрасту). Обычно на базе детской поликлиники есть специальный кабинет массажа, в котором молодым родителям показывают, какие упражнения наиболее подходят малышу по возрасту. Также основы могут показать педиатр или патронажная медсестра во время осмотра ребенка в первый месяц жизни. В дальнейшем удобно уточнять у медработника варианты новых упражнений во время ежемесячного осмотра ребенка;
    • ежедневные гигиенические процедуры, закаливание. Важную роль в физическом развитии играет раннее приучение к этим занятиям. Детский организм должен научиться не только пользоваться каждой мышцей, но и подстраиваться под изменения окружающей среды;
    • плавание. Этот вид физического развития применяется по желанию родителей. Заниматься рекомендуется на базе специализированных учреждений с привлечением тренера;
    • занятия на фитболе. Этот вариант оздоровительной гимнастики получил широкое распространение в последнее время.

    Важно! Допустимые по возрасту упражнения должен показать родителям специалист. Уточните у педиатра в поликлинике о наличии тренера, который может проконсультировать.

    Указанные варианты физического развития до года обеспечивают своевременное освоение ребенком необходимых навыков, раннее приучение к основам здорового образа жизни. Малыш еще не осознает, как это важно, но привыкает, что это норма.

    Хорошая идея! В первый год жизни молодой маме часто не хватает времени на себя, занятия спортом. Решение этого вопроса можно совместить с физическим воспитанием ребенка. Идеально, если мама будет составлять компанию малышу во время плавания. Для развития вестибулярного аппарата крохи неплохо использовать комплексы совместных упражнений:

    • аккуратно приседать с малышом на руках;
    • укачивая на руках, делать повороты корпуса влево или вправо и т. д.

    Выполняя простые упражнения, женщина не только вернет себе дородовую форму, но и получит заряд бодрости. Малыши очень чувствуют настроение родительницы, кроха будет спокойнее, веселее.

    Первый этап физического воспитания (1-3 года)

    С момента, когда малыш освоит умение ходить без опоры, можно разнообразить применяемые формы физического воспитания. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, массажу, плаванию, занятиям на фитболе и закаливанию), рекомендуется добавить:

    • зарядку;
    • дневную разминку.

    С 2-х лет допустимо применение уроков физкультуры в облегченной игровой форме.

    Физическое воспитание детей с 1 до 3 лет — занятия, направленные на совершенствование имеющихся навыков. Нежелательно предлагать малышу упражнения, которые требуют от него действий, не изученных в рамках обычной игровой деятельности. Например, если он еще неуверенно бегает, то не стоит призывать его оббегать препятствия, лучше предложить выполнить пробежку по прямой без лишних предметов. Вводить упражнение на преодоление препятствий стоит только после того, как кроха начнет делать это во время ежедневной прогулки или домашних игр.

    Опасность! Иногда, глядя на других малышей, мамы испытывают желание поскорее научить собственного ребенка навыкам, которые пока ему недоступны. Это потенциально опасное желание. Каждый ребенок индивидуален и обучается физическим навыкам со своей скоростью. Излишняя нетерпеливость и желание форсировать события могут отбить у крохи желание заниматься спортом. Следует помнить, что детям интересно делать те упражнения, которые у них получаются. Сложные, непонятные действия могут вызвать отрицание, а не стимулировать достижение успеха.

    Как правильно? Чтобы привлечь ребенка к какому-либо упражнению, нужно показать его на собственном примере, после чего помочь повторить. Если с поддержкой взрослых выполнить задание не получается, лучше оставить задачу на некоторое время, заняться развитием изученных движений.

    Зарядка, дневная разминка и уроки физкультуры для детей от 1 до 3 лет — игровые действия с постоянным текстовым сопровождением. Идеально сопровождать любую задачу интересным рассказом, наглядным описанием (наклоны — собираем грибочки, махи руками — летаем как птицы, прыжки на двух ногах — как зайчики и т. д.).

    плавание как форма физического воспитания детей

    Плавание — один из видов физического воспитания ребенка на первом этапе развития

    Второй этап физического воспитания (3-6 лет)

    К 3-м годам психическое развитие ребенка достигает нового уровня. Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. С этого момента возможно введение разнообразных форм физического воспитания:

    • полноценные уроки физкультуры. Длительность должна соответствовать возрасту ребенка:
      • с 3 до 4 лет — до 15 минут;
      • с 4 до 5 лет — до 20 минут;
      • с 5 до 6 лет — до 25 минут.
    • спортивные секции. Целесообразно вводить эту форму физического воспитания с 5-6 лет, но в некоторых случаях (художественная гимнастика и т. д.) набор в секции проводится с 3 лет. При этом необходимо учитывать не только желание родителя, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта, но и склонности самого чада. Чтобы посещение спортивной секции принесло пользу, необходимо понять, получает ли малыш от этого удовольствие;
    • дворовые игры и соревнования. Приблизительно в 3 года дети начинают интересоваться играми со сверстниками. Это идеальный возраст активной социализации. Эту особенность периода можно использовать для развития физических навыков, предлагая играть в различные подвижные игры. Перед тем, как предложить ребенку игру, следует оценить, насколько она подходит его возрасту. Рекомендуется при первом ознакомительном обучении принимать в ней активное участие, но не использовать собственные навыки в полную силу. Например, предложив поиграть в догонялки, не стоит быстро догонять ребенка и не давать ему себя поймать. На первом этапе знакомства с подвижными играми главное — вызвать интерес к игре, показать, что прилагая максимум усилий, можно достигнуть победы.
    • спортивные праздники. Приблизительно с 4-5 лет можно попробовать начать посещать спортивные праздники, знакомить с различными вариантами активного образа жизни.
    • совместный активный отдых. Эта форма физического воспитания доступна ребенку с 3-х лет в простейшей форме. Для начала можно предложить длительную пешую прогулку или пробег на самокате. С увеличением физических возможностей ребенка необходимо увеличивать нагрузку, предлагая новые маршруты, более длительные походы. К 5 годам можно предложить пойти в первый поход, но следует продумать остановки и увлекающие занятия для преодоления скуки.

    Третий этап физического воспитания (7 — 12 лет)

    Третий этап физического воспитания приходится на период начала обучения в школе. Часть задач по физическому развитию берет на себя учреждение образования. На его базе ребенок будет заниматься уроками физкультуры, знакомиться с различными вариантами эстафет и соревнований. Но начало школьной жизни не говорит о полном отказе родителей от контроля физического воспитания ребенка. Наоборот, следует тщательно следить, чтобы кроха вне школы получал достаточное количество физической нагрузки. На помощь родителям детей этой возрастной категории приходят множество различных спортивных секций.

    Желательно продолжать знакомить ребенка с различными упражнениями во время зарядки, предлагать новые подвижные дворовые игры, организовывать спортивные праздники и совместные активные мероприятия (велозабег, поход и т. д.)

    формы физического воспитания детей

    Четвертый этап физического воспитания (с 12 лет)

    Четвертый этап физического воспитания считается одним из самых сложных, ведь он приходится на переходный возраст. Время становления личности ребенка часто сопровождается различными бунтами против устоявшихся правил, отказом от нежеланных занятий. На этом этапе рекомендуется исключить давление и активизировать методы влияния на восприятие необходимости вести активный образ жизни:

    • собственный пример;
    • активный совместный отдых;
    • серьезные и откровенные разговоры о ЗОЖ.

    Четвертый этап подводит итог под всей работой, проведенной ранее. Если опыт развития физических навыков был положительным, то к этому возрасту у ребенка формируется стойкая необходимость придерживаться установленных стандартов. Родителям остается только обеспечить разнообразие для действий.

    Можно ли отказаться от физического воспитания в домашних условиях, если кроха посещает детский сад или школу?

    Распространенная ошибка молодых родителей — прекращение использования различных форм физического развития с момента организации посещения дошкольного или школьного учреждения образования.

    Физическое воспитание — цельный процесс, происходящий на протяжении всего времени активности ребенка. Вне зависимости от того, посещает ребенок ДОУ, школу или нет, ему необходимо создавать условия для постоянного физического совершенствования в домашних условиях. Количество таких занятий может быть уменьшено без потери качества. Например, если ребенок посещает ДОУ, дневные уроки физкультуры или дворовые игры проводятся воспитателями, за родителями остается утренняя зарядка и гигиенические процедуры, поддержание активного образа жизни в выходные, праздничные дни, во время каникул.

    Использование разных форм физического развития ребенка — важный шаг в развитии ребенка. Благодаря им он получит не только крепкое здоровье, но и научится испытывать радость от здорового образа жизни. Силы, потраченные на становление сына или дочки, помогут ему лучше чувствовать себя во взрослой жизни, быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды, стремиться сохранять собственное здоровье.

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?