2018
Определение понятия «сказкотерапия»
Давайте разберемся, что же такое сказкотерапия и зачем она нужна. А главное — кто ее использует. Не совсем понятно, правда?
Сказкотерапия — терапия, как способ «лечения» сказками. Используют такой метод в основном психологи в работе с проблемными детьми.
Родители часто сталкиваются с трудностями воспитания детей. Они бывают разной направленности:
- Нестандартное поведение:
- Истеричность;
- Агрессия;
- Плаксивость;
- Эгоистичность;
- Игнорирование взрослых;
- Страхи:
- В младшем дошкольном возрасте до 4-х лет — боязнь темноты, выдуманных персонажей или сказочных героев; высоты и глубины; животных, насекомых …
- От 5-ти до 7-ми лет возможны страхи катастроф, катаклизмов — эти страхи свойственны и в более позднем возрасте, до 9-ти лет.
К этому возрасту можно отнести и страх не разрешенных конфликтов в детском саду или в семье.
- В школьном возрасте, до 12-ти лет, доминируют страхи о смерти близких родственников или самого себя.
Не всегда хочется обращаться за помощью к специалистам, поэтому родители ищут пути преодоления детских страхов собственноручно. В вышеописанных проблемах может помочь сказкотерапия.
Методы и приемы реализации сказкотерапии
ВАЖНО:
- Перед проведением сказкотерапии подготовьте зону (комнату или место);
Будет это множество игрушек, мягких подушек или воздушных шаров — решать вам.
- Ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно;
- НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ его участвовать в сказке, которую ВЫ выбрали! Дайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе сюжета;
- Реже используйте произведения уже написанные кем-то. Придумайте «лечебную» сказку сами. В ней у Вас больше возможностей менять ситуацию.
Пример сказки для решения проблемы агрессивности:
«Далеко в жарких тропических леса жила обезьяна по имени Маня. Она была капризной, не хотела делиться бананами с другими жителями тропиков, обзывалась обидными словами; обижала всех, толкалась и рушила чужие замки из песка.
Слонята, львята и другие детеныши просили Маню не ломать их труды, не мешать играть. Даже приглашали ее к ним в команду. Но Маня была не исправима — она придумывала планы еще хуже предыдущих. Однажды забралась на дерево и стала бросаться оттуда палками.
Детеныши заплакали, обиделись на Маню и ушли в другое место играть. Туда, куда Маня никогда не ходила.
Вот ходит обезьянка одна, никто больше не играет у нее на виду, безобразничать не с кем… Заскучала она…. Так прошел не один день. Зверушки не хотели с ней дружить. Маня долго думала, почему так все происходит? Почему у нее нет друзей?
Однажды мимо песочницы, в которой сидела обезьянка, проходил детеныш бегемота Том. Он был добрый, никого не обижал. Жаль стало ему Маню.
— Давай дружить! — предложил он обезьянке.
— А это как? — спросила Маня.
— Это значит вместе играть, веселиться, никого не обижать и приходить на помощь другу! – объяснил Том.
Тогда Маня поняла из-за чего с ней никто не дружит! Она приняла предложение Тома, извинилась перед детенышами и больше не обижала никого. Ведь теперь у Мани много друзей, а друзей – не обижают!»
После подобной сказки можно обсудить с ребенком поведение героев. Выявить положительные и отрицательные моменты. Сопоставить поведение главного героя с поведением самого ребенка.
Подобную сказкотерапию можно и нужно проводить. Тем самым Вы не навязываете свою точку зрения и нормы ребенку. В данной методике ребенок самостоятельно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы лишь помогаете ему сделать правильный выбор.
При регулярном использовании в коррекции поведения метода сказкотерапии происходят психологические изменения. Ребенок становится открытым, отзывчивым, дружелюбным.
Главное — не бросать начатое. Если после первого «занятия» ничего в малыше не изменилось, не отчаивайтесь! Продолжайте. И положительные результаты обязательно будут.